Общество 
28.12.2019

«Есть кыргызские школы, казахские, таджикские, но нет татарского класса. Ни одного!»

Азат Ахунов рассказывает об успехах, проблемах и чаяниях 300-тысячной татарской диаспоры в «стране года» по версии журнала The Economist

Известный казанский востоковед Азат Ахунов вместе с коллегами по ИЯЛИ им. Ибрагимова в этом году трижды был в Узбекистане, последний раз в декабре, с научными целями, одновременно наблюдая, как на глазах меняется эта страна. Чем же здесь живут местные татары и рассчитывают ли на поддержку соплеменников из Казани? Об этом в материале автора «БИЗНЕС Online».

«Декабрь в Узбекистане — время туманов. Рейсы отменяют и переносят один за другим» Декабрь в Узбекистане — время туманов. Рейсы отменяют и переносят один за другим

ЦЕЛЬ — ПОИСКИ И ИЗУЧЕНИЕ ТАТАРСКОГО НАСЛЕДИЯ

Декабрь в Узбекистане — время туманов. Рейсы отменяют и переносят один за другим. Попали и мы. Прямой рейс Казань — Фергана посадили в соседнем Намангане. Если смотреть по карте, то Наманган и вправду находится рядом, но реально пришлось почти 100 км «ползти» в густом молочном тумане в Фергану. Это удовольствие стоило невероятных для этой местности 2 тыс. российских рублей, но других вариантов не было. Таксиста, кажется, совсем не беспокоило, что видимость почти нулевая. На расстоянии протянутой руки — кромешное молоко. Плюс ночное время, отсутствие освещения. Время от времени взбадривая себя насваем, он монотонно, но уверенно рулил, словно в голове у него работал самый точный спутниковый навигатор.

Это была наша третья поездка в этом году в Узбекистан. Вместе с коллегой по ИЯЛИ им. Ибрагимова Ильгамом Гумеровым мы объехали почти всю страну. Были в Ургенче и Хиве, Бухаре и Самарканде, Ташкенте, а в некоторых городах не по одному разу. К ним добавились Наманган, Фергана, Коканд, Риштан, Маргелан. Цель экспедиции, организованной академией наук РТ, — поиски и изучение татарского наследия, которое хранится в местных архивах, музеях и библиотеках, личных коллекциях. Декабрь стал кульминацией в этих исследованиях: одновременно с нами в разных точках Узбекистана работали группы исследователей из Института татарской энциклопедии и регионоведения, Института истории, наши коллеги по ИЯЛИ — искусствоведы и языковеды. Пройдены тысячи километров, изучены и пропущены сквозь сито тонны документов и устных свидетельств. Сразу скажем: результат есть. От нашего ИЯЛИ им. Ибрагимова подготовлено не менее пяти реальных проектов, которые, несомненно, внесут пользу в развитие не только татарстанской, но и узбекистанской гуманитарной науки. Коллеги-энциклопедисты находятся на низком старте по подготовке энциклопедии «Татары в Узбекистане».

УЗБЕКИСТАН — СТРАНА ГОДА

Узбекистан стал страной года благодаря реформам президента Шавката Мирзиеева, проведенным за последний год, сообщил на этой неделе британский журнал The Economist. Это, без всякого сомнения, большое событие, признание заслуг страны в деле реформ и демократизации общества. В течение года мы могли наблюдать за тем, как меняется жизнь в этой среднеазиатской стране. С каждым приездом видели, что Ташкент преобразуется буквально на глазах. Из ниоткуда возник Ташкент-сити, появились новые развязки, дороги. Почти каждый день выходит какое-либо постановление правительства или указ президента, направленный на развитие страны. При этом создается впечатление, что работает тайная команда профессиональных советников — ни одного неверного и резкого шага. Потихоньку развеивается культ личности Ислама Каримова — ему все еще отдают почести, но звучит критика. Не прямая, а наподобие того, как у нас осуждают лихие 90-е, не называя по имени, а лишь намекая на виновника.

Памятник И.Каримову в Самарканде Памятник И. Каримову в Самарканде

Сам президент Мирзиеев резко пресекает любые славословия в свой адрес. Жестко расправляется с коррупционерами, пачками снимая с должностей и даже отправляя в места не столь отдаленные бывших крупных силовиков, губернаторов, мэров городов. Но ропот среди народа растет. Многим не нравится рост цен, в первую очередь на товары первой необходимости — хлеб, муку, мясо, а также на бензин и газ. Часто можно услышать, что при Каримове хлеб можно было купить за копейки и он был доступен любому бедняку. Опять же это напоминает разговоры о том, что при Брежневе хлеб стоил 16 копеек, а бутылка водки — 4 рубля. Мало кто думает о том, что дешевизна возможна лишь за счет государственных дотаций. Во время экономических реформ в первую очередь страдает социальная сфера — это жесткая реальность капитализма, первейшее требование международных банков-кредиторов.

ПО СЛЕДАМ РУКОПИСЕЙ

Но вернемся от политики к культуре и истории. Для чего мы изучаем Узбекистан и какую роль этот регион сыграл в истории татар? Дело в том, что нас связывают тесные культурные и исторические связи. Ислам пришел к нам из Средней Азии, наши выдающиеся ученые прошлого получали образование в знаменитых медресе Бухары, Самарканда и Коканда. С середины XIX века пошел обратный процесс — татарские учителя обучали местное население разным наукам, несли свет просвещения и прогресса. Да так активно, что царские власти вынуждены были издать специальные постановления, запрещающие им заниматься этой деятельностью. В Ташкенте и других городах Узбекистана широко развернулись татарское купечество и промышленники. Массы татар хлынули в эти края в голодные и неспокойные годы первых лет советской власти. В период СССР десятки тысяч татар прибыли в Узбекистан в качестве ценных и востребованных специалистов для вновь возводимых промышленных предприятий, для работы в вузах, научных учреждениях, газетах и журналах, театрах и музеях. К примеру, можно назвать имена татарских ученых Газиза Губайдуллина и Булата Салиева, которые фактически создали советскую историческую науку Узбекистана.

Между нашими регионами развивались тесные торговые и экономические связи, друг за другом шли караваны как в одном, так и в другом направлении. Все это не осталось бесследно: тысячи книг и рукописей, других артефактов переместились вслед за владельцами в Туркестан. То, что считается у нас утерянным, вполне может находиться в архивах и библиотеках Ташкента и других городов Узбекистана. И тому есть реальные примеры. Наша задача найти их и ввести в научный оборот, закрыть пробелы в нашей истории и культуре. Множество редких документов все еще на руках потомков татар, которые также толком не изучены. Надо действовать быстро, пользуясь благоприятной политической обстановкой, прекрасными отношениями между Россией и Узбекистаном, Казанью и Ташкентом. Все это может исчезнуть, разрушиться от времени, закрыться под замок. Надо сказать, что доступ в архивохранилища Узбекистана и сейчас очень и очень непростой. Но тем не менее даже в таких условиях удалось набрать немало материала, который здорово поможет закрыть белые пятна, которых еще немало в нашей гуманитарной науке.

Ученые ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова во время встречи в Татарском общественном культурно-просветительном центре г.Ташкента Ученые ИЯЛИ им. Ибрагимова во время встречи в татарском общественном культурно-просветительном центре Ташкента

ГЛАВНЫЕ ТАТАРЫ УЗБЕКИСТАНА

Представительство Татарстана в Узбекистане — одно из наиболее активных. В первую очередь это объясняется численностью татар, проживающих в данной стране. Через два года пройдет перепись, и тогда мы узнаем точное число наших соплеменников, но сами узбекистанские татары называют цифру в 300 тыс. человек. И это немалое число, даже если учесть, что примерно столько же татар покинуло республику после развала Советского Союза. Представитель Татарстана Рамиль Шакиров, по образованию востоковед, хорошо знает все местные обычаи и традиции, тонкости восточной политики — без этого в Узбекистане никак. Его советник Нариман Каримов — человек, который никогда не спит: встречает и провожает многочисленные делегации из Татарстана, решает все возникающие проблемы.

Следующей осенью свое 30-летие будет отмечать татарский общественный культурно-просветительный центр Ташкента. Его руководитель Ришат Набиуллин — тяжеловес в прямом и переносном смысле. Мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, профессор, в прошлом проректор двух ведущих вузов Узбекистана, бизнесмен — руководитель крупной транспортной компании. Чтобы добиться таких высот представителю нетитульной национальности, надо быть на две головы выше других кандидатов.

«Следующей осенью свое 30-летие будет отмечать Татарский общественный культурно-просветительный центр Ташкента. Его руководитель  Ришат Набиуллин — тяжеловес в прямом и переносном смысле» Следующей осенью свое 30-летие будет отмечать татарский общественный культурно-просветительный центр Ташкента. Его руководитель  Ришат Набиуллин — тяжеловес в прямом и переносном смысле

Ринат Шигабдинов — главный по татарам в Узбекистане, историк, исследователь и просто бескорыстный, искренний и отзывчивый человек.

Все эти люди — лицо Татарстана и татар Узбекистана. Здесь их все знают и уважают. Надо отдать им должное — без их помощи наша миссия в Узбекистане была бы не столь успешной.

ТАТАРСКИЕ ВСТРЕЧИ

В эту поездку судьба занесла нас в Фергану. Оказалось, что даже здесь, в стороне от крупных центров, в сердце Ферганской долины, существует свой татарский культурный центр. До последнего времени им руководил Равиль Тугушев, предприниматель, музыкант, певец, поэт. Мы нашли его в своем офисе — он торгует оргтехникой. С этих доходов в немалой мере и живет татарский культурный центр Ферганской области. Он создал несколько ансамблей, в том числе и детских, проводит Сабантуи, ставит спектакли. Благодаря таким людям и сохраняется татарская культура, даже в таких местах, которые и на карте не каждый найдет. Как о большом событии, татары Ферганы говорят о недавнем визите вице-премьера Василя Шайхразиева. Тугушеву вручили медаль всемирного конгресса татар «За особые заслуги перед татарским народом». Кажется, мелочь, но для лидера татар Ферганы — это высшая награда.

«Равилю Тугушеву вручили медаль Всемирного конгресса татар «За особые заслуги перед татарским народом». Кажется мелочь, но для лидера татар Ферганы — это высшая награда» Равилю Тугушеву вручили медаль всемирного конгресса татар «За особые заслуги перед татарским народом». Кажется, мелочь, но для лидера татар Ферганы — это высшая награда

Местные татары хорошо владеют узбекским и русским, но проблема с родным языком стоит как никогда остро. Они не просят денег, сами готовы скинуться на зарплату преподавателю татарского языка, но кто сюда поедет?

«Этот вопрос я поднимал в прошлом году на конференции в российском посольстве,  — говорит Тугушев. — И когда-то пытался найти такого преподавателя, объявления давал в газете, чтобы он мог учить наших детей. Но не получилось, потому что нет сегодня в Фергане человека, который одновременно знал бы литературный русский язык и литературный татарский. В Узбекистане есть кыргызские школы, казахские, таджикские, но нет татарского класса. Ни одного! Но хотя бы давайте мы сделаем центр по подготовке учителей татарского языка. Но без Татарстана это невозможно. Хотя бы в Ташкенте, а мы отсюда будем посылать из всех областей на обучение или переподготовку. Это нам необходимо, потому что язык теряется. Мы все делаем, чтобы сохранить язык: читаем татарские книги, газеты, ставим спектакли. Но только этим мы не спасем родной язык».

Татары Узбекистана желают, чтобы был создан «Дом Татарстана» для размещения в нем крупных офисов татарстанских организаций и предприятий, созданных и создаваемых в Узбекистане, со своим актовым и конференц-залами, а также офисом татарского центра Ташкента, чтобы в одном здании были все объединены, в том числе корпункт ТНВ.

Таких активистов, как Равиль Тугушев, немало по всему Узбекистану. Татары здесь невероятно активны. В Ташкенте мы повстречали немало людей, которые занимаются сохранением татарского наследия, собирают письма, документы, фотографии, семейные предания, связанные с жизнью татар в Узбекистане. Это местные краеведы Рафаэль Зарипов, Румия Девликамова и многие другие.

Одной из целей поездки в Ферганскую долину была встреча с известным узбекским ученым, профессором Наманганского университета, доктором исторических наук Абдуллой Расуловым

Одной из целей поездки в Ферганскую долину была встреча с известным узбекским ученым, профессором Наманганского университета, доктором исторических наук Абдуллой Расуловым. Мы увиделись с ним в Фергане, куда он специально приехал из Намангана, чтобы поговорить с нами. Основная тема научных исследований профессора Расулова — это деятельность татар в Туркестане. В 1990 году он окончил аспирантуру истфака КГУ и с теплотой вспоминал годы учебы, своих учителей и Казань. Он до сих пор не может забыть то время, когда, будучи простым аспирантом, мог долго и продуктивно работать в архивах Ташкента, Бишкека и Ашхабада. При этом все расходы, в том числе и авиабилеты, оплачивало государство. Мало кто из ученых не только Узбекистана, но и в целом в Средней Азии занимается татарской тематикой. Последняя книга на эту тему под названием «Урта Осиё ва Волга буйлари: XVI–XIX асрлар» («Средняя Азия и Поволжье: XVI–XIX века») вышла еще в 1965 году под авторством Хамида Зияева. Расулов написал несколько книг на татарскую тему, и все они были изданы на узбекском языке, за исключением одной, которая была переведена на турецкий язык и вышла в Анкаре. Два ученика Абдулла Расулова — Алишер Исокбаев и Дилфуза Насретдинова — также изучают историю татар. У Насретдиновой недавно вышла очень интересная книга под названием «Туркистоннинг маданий ҳаётида татар-бошқирд аёлларининг тутган ўрни» («Роль татаро-башкирских женщин в культурной жизни Туркестана»). Все они вместе выпустили новый труд, посвященный роли татар в общественно-политической жизни Туркестана. Профессор Расулов мечтает издать эту книгу в Казани, и мы договорились, что ИЯЛИ им. Ибрагимова будет способствовать ее изданию.

Если обобщить, что можно сказать о татарах Узбекистана? В первую очередь многие говорили о том, что в последнее время заметно изменилось отношение к ним со стороны государства, чиновников, местного населения. Растет авторитет Татарстана, и с этим меняется в лучшую сторону отношение и к местным татарам. Вот такая прямая взаимосвязь, реальный и осязаемый результат, достойный быть внесенным в Стратегию татарского народа.   

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (103) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.12.2019 10:00

Тугушев удивляется отсутствию татарских классов в Фергане. А кому они там нужны? Все более-менее активные татары уехали из Узбекистана, в основном в Россию. И эти татары пользуются русским языком, реже - татарским. Оставшиеся татары быстро ассимилируются, они уже наполовину узбеки. И скажем, прямо, если не считать стариков, то оставшиеся татары - малоактивны. Это продукт, который будет ассимилирован в узбекской среде, они сами уже к этому идут и согласны с этим. О своих татарских корнях большинство татар Узбекистана вспоминает, когда кто-то из Татарстана приезжает. Есть еще принципиальная разница: активные татары, которые уехали, никогда ничего не просили, а татары оставшиеся, особенно оседлавшие национальные общества, постоянно занимаются тем, что выпрашивают поддержку. Татарский мир Узбекистана постепенно исчезает и это объективный процесс, так как государственная политика молодого узбекского государства - это национализм, который должен всех перемолоть.

  • Анонимно
    28.12.2019 08:50

    Что можно сказать о белорусах в РТ. Их в РТ 6000 и ни одного класса для белорусов нет. Такова жизнь.

    • Анонимно
      28.12.2019 09:17

      6000 белорусов с средним возрастом в 50 лет и у которых все внуки уже не белорусы ???

      приходите с детьми белоруссами и будет им школа

      • Анонимно
        28.12.2019 10:28

        Почему у татар внуки татары, а у белорусов нет?

        • Анонимно
          29.12.2019 06:54

          Ну так и пусть объявят, что им нужно детей белорусскому учить, а белорусы они или нет - это им решать

        • Анонимно
          26.03.2020 00:43

          Потому что белорусы - одна из ветвей русских. Потому их дети русские. И внуки. И они сами.

          А вот татары - это татары. Поэтому их внуки - тоже татары...

    • Анонимно
      28.12.2019 09:35

      Можно только добавить - Белорусия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан это страны.
      А Республика Татарстан, это субъект РФ, где то ближе к Уралу.

      • Буре
        28.12.2019 09:41

        А почему так?
        Это заслуга Белоруссии и Кыргызстана или недоработка Татарстана?

        • Анонимно
          28.12.2019 10:41

          Потому, что отдельное племя не может быть государством. Не бронзовый век.

          • Анонимно
            28.12.2019 13:59

            То есть по вашему белорусы и киргизы сформировались как народ, а татары остались на уровне родоплеменных отношений?

        • Анонимно
          28.12.2019 10:41

          Вы не поняли. Все перечисленные школы с языками стран. А РТ это субъект страны.
          Так же в Узбекистане нет чувашских школ, нет бурятских, нет марийских...

        • Анонимно
          28.12.2019 15:50

          9:41 Недавно была статья в БО(~8.12.19 года) о разработке детского учебника тат.языка "Сәләм" .Там среди комментов был комментарий от татарина из Санкт-Петербурга .Эти татары (25-35 лет) занимаются в кружке изучения тат.языка в СПб.Но они там просили учебники тат.языка чтобы в учебниках были более подробные пояснения в грамматике.Так думается желательно ,чтобы учебники по тат.языку были -универсальными,чтобы подходили и для детей и для взрослых.

          Также в учебниках были пояснения на татарском и русском языках.Может быть где нибудь в Магнитогорске или Красноярске кто то из татар там живущих захотят изучать тат.язык,а группа в кол-ве 8 детей не набирается .И нет учителя тат.языка .
          Так вот для таких татар неплохо иметь универсальный учебник-самоучитель тат.языка с аудиодиском произношения ,чтобы родители могли по этому учебнику-самоучителю учится самостоятельно и учить своих детей тат.языку.

          На данный момент ,чтобы как то решить проблему с изучением тат.языка для татар из Узбекистана,для татар из Тюмени,татар из Башкирии ,для сибирских,астраханских татар и других татар не из Казани,Татарстана более реальное предложение:
          отсканировать старые советские учебники по тат.языку(например учебники Газизов Р.С.(1977 г.),учебники Сабирова и др. где есть подробные пояснения в грамматике) и советские учебники по математике,физике,химии и др.предметам на тат.языке.Оказывается есть вузовские учебники по разным предметам на тат.языке.
          Неплохо сделать четкие скан-копии с этих учебников и выложить в сеть для просвещения всех татар в интернете.Возможно эти учебники есть в библиотеках в Казани и в архивах пылятся.Но остальным татарам не из Казани они не доступны!
          Потратятся ресурсы на излишне пышные фейерверки на юбилеи ,а ресурсы на скан-копии в интернете не останутся для широкого доступа для всех татар которые из Узбекистана,татар из Пензенской области,татар из Санкт-Петербурга и других татар по РФ и зарубежью.

          • Анонимно
            18.01.2020 22:23

            По мне было бы лучше для сохранения татарского народа преезд на историческую родину предков при поддержки организаций для помощи расселениии адаптации в новой обстановки

        • Анонимно
          28.12.2019 21:48

          28.12.2019 09:41
          Это - ГЕОГРАФИЯ!

    • Анонимно
      28.12.2019 10:39

      Порядка 30 народов живут в РТ. И ни одного профильного класса.

      • Оптимист
        28.12.2019 10:52

        До 2017 были чувашские, марийские, мордовские, удмуртские , даже еврейская
        Стараниями артеменокщегловых они все превратились в русские

        • Анонимно
          28.12.2019 12:20

          Простите, это финансовый вопрос а финансы в руках у Правительства РТ . Слова Щеглова или Артеменко к действиям власти не приставишь

          • Оптимист
            28.12.2019 13:56

            Какой финансовый вопрос и при чем тут РТ?
            По указанию из Москвы, под давлением шовинистов перевели национальные школы на русский язык обучения
            Хватит врать
            Все ваши доводы построены на лжи

            • Анонимно
              28.12.2019 14:57

              Нацобразование в РТ закрыли уже в конце 90-х. Когда Москва даже и не думала об этом. Тогда же бросили работу по татарскому нацуниверситету. В наше же время никто не мешает ТАИФу создать школу частную и показать на деле, как надо развивать нацобразование.

            • Анонимно
              28.12.2019 15:15

              Ни одну школу здесь из Москвы не переводили на русский язык. Это родители сами решали. Татарские школы и сейчас есть. Из них даже выходят чемпионы по ЕГЭ.

              • Анонимно
                5.01.2020 04:17

                Забыли, как проводили прокурорские проверки, как в разы сократили насильно татарских преподователей?

  • Анонимно
    28.12.2019 08:56

    Удивляет то, что у них остро стоит вопрос о сохранении татарского языка. В Узбекистане кто теперь виноват, что татары не разговаривают на татарском и не могут найти учителя татарского? Вон их сколько освободилось в республике - приглашай любого. Но всё это ква-ква.

    • Анонимно
      28.12.2019 09:43

      Самое странное то, что татары , живущие в Средней Азии, не знают татарского языка...
      Это почти то же, что и татары, живущие в Башкирии, страдают от того, что их не учат на татарском...
      В регионе, где все говорят на Братском Башкирском Языке...
      Может в "консерватории" что то не так?
      Может проблема в самих татарах?

      • Анонимно
        28.12.2019 10:42

        Конечно в самих. Не получиться переложить вину на Президентов Узбекистана и Туркменистана.

      • Анонимно
        28.12.2019 11:41

        Татары в Узбекистане знают татарский язык в такой же степени, как знают татарский язык татары в РТ. Многие татары в РУз же не с неба свалились, это выходцы из РТ и РФ или же их дети и внуки. А эти выходцы попали в РУз во время царя, революции, голода в поволжье, войны, распределения после учебы в организации по стране СССР, землятресения в Ташкенте и тп

        • Анонимно
          28.12.2019 12:47

          11/41 Во время тех причин, когда вы перечислили появление татар в РУ, РФ и РТ не было. Не придумывайте.

        • Анонимно
          29.12.2019 10:38

          Татары, которые приезжали после войны в Узбекистан, а также в период после ташкентского землетрясения 1966 года, знают татарский язык, но в быту пользуются русским, это их основной язык. Татары, предки которых приехали в Узбекистан в довоенный период и даже до революции (понятно, что Узбекистана в время не было), в подавляющем большинстве русскоязычны и татарского языка практически не знают. Исключение составляют ли те, кто живет среди узбеков в махалле. Но у этих татар татарский язык содержит огромное количество узбекских слов. Например, они не употребялют слово "ипи", а говорят "нан" (от узбекского "нон" - хлеб). И таких примеров много. В массе своей татары советского Узбекистана - это европейцы. И они не приняли независимость Узбекистана, уехав из этой страны.

          • Анонимно
            29.12.2019 13:29

            10:38. Да чего уж там, говорите прямо, что по татарски в Узбекистане не говорят, а говорят по узбекски. Тем более (!), если речь идёт о махалле. Узбеки говорят "Татар, татар .укка батар, .уктан тыргач мылтыг отар". Ещё узбеки называют татарок "штансыз", за то, что они не носят штаны, как узбечки. Тема национального родства имеет множество своих "родственных" ньюансов.

            • Анонимно
              29.12.2019 14:53

              У узбек в памяти еще подвиги Татбригады в борьбе с басмачами во время Гражданской войны.Как татары помогали устанавливать Советскую Власть.

              • Анонимно
                29.12.2019 18:04

                Именно по этой причине они обвиняют татар в участии колониалистской политике - 1920 год, Фрунзе.

  • Анонимно
    28.12.2019 09:32

    Интересная позиция у татар Узбекистана. А что не должно быть теперь школ у кыргыз, казах, таджик, если они хотят учиться на своём языке, когда им нужен родной язык? Не только здесь в Р. Т,. но и везде хотят ставить себя выше других и лучше других.

    • Анонимно
      28.12.2019 11:42

      Позиция, что и у татар РУз должны быть школы или хотя бы классы с преподавателями, вон их сколько освободилось у нас в РТ

      • Анонимно
        28.12.2019 12:47

        11 42!!!!!! Сколько лет чем занимался там полномочный представитель от Татарстана !???? Если этот вопрос даже ему не нужен был. А сейчас хотите при помощи одного посетителя решить.

        • Анонимно
          28.12.2019 17:06

          При чем тут представитель РТ, не в его силах, даже не в силах Посольства. Если преподаватели, особенно молодые не видят стимула поехать, кто поедет, откуда найти преподавателя. Власти РТ должны простимулировать молодых преподавателей и напраавить, если в их интересах чтобы приезжали в РТ и РФ татары из средней азии сразу со знанием родного татарского языка!!!

          • Анонимно
            29.12.2019 07:20

            Что значить: не хотят ехать? Может не было объявлено о вакантных должностях, соцпакет, проживание, или это они сами должны из голого энтузиазма ехать?

            • Анонимно
              29.12.2019 12:45

              За счет РТ должны ехать. Раз РТ это не надо, то и вакансий не объявляли.

            • Анонимно
              29.12.2019 14:04

              07.20 а с чего вам соцпакет? Хотите язык, гордость нации- вперед, на энтузиазме!. Или соцпакет превыше?

          • Анонимно
            3.01.2020 22:32

            Полпред и его жена, при желании, сами могли бы преподовать

        • Анонимно
          3.01.2020 22:31

          Полпреды обычно занимаются бизнесом, находясь на полном обеспечении у налолоплательшиков

  • Анонимно
    28.12.2019 10:00

    Тугушев удивляется отсутствию татарских классов в Фергане. А кому они там нужны? Все более-менее активные татары уехали из Узбекистана, в основном в Россию. И эти татары пользуются русским языком, реже - татарским. Оставшиеся татары быстро ассимилируются, они уже наполовину узбеки. И скажем, прямо, если не считать стариков, то оставшиеся татары - малоактивны. Это продукт, который будет ассимилирован в узбекской среде, они сами уже к этому идут и согласны с этим. О своих татарских корнях большинство татар Узбекистана вспоминает, когда кто-то из Татарстана приезжает. Есть еще принципиальная разница: активные татары, которые уехали, никогда ничего не просили, а татары оставшиеся, особенно оседлавшие национальные общества, постоянно занимаются тем, что выпрашивают поддержку. Татарский мир Узбекистана постепенно исчезает и это объективный процесс, так как государственная политика молодого узбекского государства - это национализм, который должен всех перемолоть.

    • Оптимист
      28.12.2019 10:26

      С Ферганы в 90е еще почти все выехали
      Там разве еще кто то остался?

    • Анонимно
      28.12.2019 11:08

      Да я вам больше скажу, татарский мир и в Татарстане исчезает, на своей исконно исторической земле, что там говорить про другие государства. Если в вашем последнем предложении, можно заменить Узбекистан на любое другое государство, в том числе и РФ, то получится реальная картина татарского народа как нации.
      ШИШ

    • Анонимно
      28.12.2019 11:44

      Уважаемый(ая). Если были бы не нужны он бы наверное и не воспрошал. Значит есть потребность. Сколько в РТ и РФ татар знают свой язык, почему не знают, где школы кроме деревень и те наверное на исходе. Зарубежным татарам тоже нужно помогать в изучении и сохранении языка. Деньги им не нужны, нужна база, пособия, преподаватели

      • Анонимно
        28.12.2019 12:42

        Деньги говорите им не нужны. Преподаватели и учебники на какие средства хотите? За спасибо? За спасибо ишшо не один преподаватель не трудился. Это вам, к сведению.

      • Анонимно
        3.01.2020 22:37

        Надо просить у правительства РУ, как во всем цивилизованном Мире.
        Они все платят налоги, работают и служат на РУ и имеют право требовать на свои нужды. На уровне РТ и РУ должны быть соглашения и поддержка.

    • Фидарис
      28.12.2019 13:30

      28.12.2019 10:00 пишет: "Татарский мир Узбекистана постепенно исчезает и это объективный процесс, так как государственная политика молодого узбекского государства - это национализм, который должен всех перемолоть."
      И получает самое большое одобрение в комментах.

      А теперь предлагаю ту же фразу, но с некоторой заменой имен собственных: Русский мир Латвии (Литвы, Украины, Молдавии ....) постепенно исчезает и это объективный процесс, так как государственная политика молодого латвийского (литовского, украинского, ...) государства - это национализм, который должен всех перемолоть.
      И что!? Плюсы будем ставить за такую объективность!?

      Если рассуждать по одобряемой логике анонима, то Татарстану надо было плюнуть на сохранность РФ, выйти из её состава и начать развивать "государственную политику молодого государства объективного перемалывания" всех.

      Вся беда в том, что государственная имперская национальная политика действующей власти по тотальной ассимиляции народов всё более заставляет нас задуматься о тех временах. Задуматься как о временах, когда была допущена роковая ошибка татарского народа. Задуматься о том, что мы тогда не могли представить и допустить развитие агрессивного русского этнонационализма, прикрываемого якобы объективно существующими обстоятельствами, до ужасающего, почти катастрофического для нашего народа уровня и масштаба.

      • Анонимно
        28.12.2019 19:29

        28.12.2019 13:30
        Какая "роковая ошибка"?
        вам МИР надоел?

        • Анонимно
          4.01.2020 23:55

          Вы хотите жить в МИРе ,где все говорят (*матерятся) и думают по-русски .А ведь главное богатство России не нефть и газ-они сгорят , а люди -носители языков культуры, обычаев Вы бы хотели жить в мире разговариющем на английском и китайском?При заданном тренде и русский язык исчезнет .Вопрос только времени-годы. века

    • Анонимно
      28.12.2019 18:25

      Наверное, татарам в Фергане виднее, нужна им такая школа или нет. Вы рассуждаете об этом, сидя в Мухосранске.

      • Анонимно
        28.12.2019 22:21

        Почти всех татар выгнали из Узбекистана еще в 90е. Никакое тюркское якобы родство не помогло. Побросали квартиры и бегом, лишь бы живу быть. Знаю лично таких.

      • Анонимно
        29.12.2019 10:51

        Уровень содержания вашего комментария говорит о вас более всего. В отличие от вас (а это именно я дал комментарий 28.12.2019 10:00), я живу не в "Мухосранске", а в Казани. И родился я в Ташкенте в 1970 году, где и жил до 1991 года. Мои предки приехали в Узбекистан в начале 1930-х. И уже поверьте, я знаю татар в Узбекистане достаточно хорошо. Тем более в Фергане, где родилась моя мама. Фергана в советское время был европейским городом. Он и строился русской колониальной администрацией. Сейчас же в Фергане европейцев, и татар в том числе, почти не осталось. Так что вопрос, кому преподавать там татарский язык, остается актуальным, нравится это вам или нет. Тугушев, понятно, как активист татарской общины в любом случае заинтересован в наличии хоть какой-то национальной инфрастурктуры. Но за чей счет будет банкет? Потому что эту инфрастурктуру поддерживать надо деньгами. А платить никто не хочет. Узбекские татары в массе своей бедны, а наши татары заниматься этим не хотят. Им это не интересно.

        • Анонимно
          29.12.2019 12:47

          Тугушев всегда на свои деньги содержал и содержит тат.центр, ансамбли, сабантуй и тд. Также как и другие тат.центры во всех странах, за свой счет

        • Анонимно
          29.12.2019 14:04

          10:51. Все верно. Вы, тогда уж, поведай е и о "братском" отношении к татарам, да и про отношения узбеков между собой. Многие мыслят стереотипами и живут иллюзорными представлениями о "братьях-мусульманах".

        • Анонимно
          19.03.2020 08:43

          если узбекские татары в основном бедны. Им лучше вернуться в РФ здесь тоже богатыми не будут но зато будут татарские школы.

  • Анонимно
    28.12.2019 10:12

    Из за того, что хотят быть выше и лучше других и оказались никому не нужными.Сибирские, крымские, астраханские близко не хотят их к себе подпустить.

  • Анонимно
    28.12.2019 10:25

    Узбекскую школу надо открыть у нас.

  • Анонимно
    28.12.2019 10:32

    Смешные эти страдальцы за татарский язык.Люди наверно живут в Москве или Ташкенте не для того чтоб там по татарски разговаривать.

  • Анонимно
    28.12.2019 10:37

    Зато у нас куча комментаторов постоянно мечтают о "братьях"!
    Три раза Ха-Ха!

    • Анонимно
      28.12.2019 11:01

      О братьях украинцах?))

      • Анонимно
        28.12.2019 15:34

        11:01 Статья не про Украину, а про Киргизию ващето.

        А так то "братья" выдавили и вылавливают всех из азиатских республик. Достаточно посмотреть динамику национального состава там за 30 лет.

        А теперь массово едут и заселяются к нам сюда, со своими порядками.

        Так и думаете о "братьях" дальше.

        • Анонимно
          29.12.2019 08:00

          Очень плохо что массово едут к нам. Ведь едут не доктора наук и не грамотные специалисты. Едут разнорабочие в лучшем случае а то и вовсе представители этнической преступности.

  • Анонимно
    28.12.2019 10:48

    Только средний класс развивает нацию. А у татар среднего класса нет. Небольшая группа татар-олигархов и основная масса татар с доходом ниже прожиточного минимума. Я так считаю.

  • Анонимно
    28.12.2019 11:08

    в Узбекистане не когда татарских школ не было. сейчас в Татарстане исчезнет татарский язык

    • Анонимно
      28.12.2019 17:12

      В РУз издревле были татарские школы-мектебы, медресе с татарскими муллами, школы даже в царский и советский периоды, до 70х годов существовал татарский факультет. Не выдумывайте!

  • Анонимно
    28.12.2019 11:25

    Интересная статья, особенно в плане развития Узбекистана как страны, борьбы с коррупцией, обновлением, критикой культа личности Каримова. Ну а Ахунов и ко, как раз скорее из прослойки "консерваторов" которые зарождаются и отлично живут в долго не меняющихся режимах (Каримовский, Путинский, Рахмоновский) которые играют на тонких струнах национального самолюбия. Вместо того чтобы думать о развитии, росте, достижении новых вершин, интернационализироваться, достигать господства в мировых наукоёмких процессах. думают о том как бы нац идентичность выпячить

  • Анонимно
    28.12.2019 11:36

    Сокращаются татарские диаспоры в республиках Средней Азии. Большей часть татары из Средней Азии выехали ещё в 1990-е гг. Оставшиеся потихоньку ассимилируются в местных жителей - вступают в браки, умирают и т.д. Если посмотреть изменение численности татар в странах Средней Азии за постсоветский период - то видно, что численность татар в этих странах "тает", как весенний снег.

    Кстати, близость языка, религии и культуры всегда только ускоряет ассимиляцию. скажем, татары в Бурятии - не превращаются в бурятов, а вот в республиках Средней Азии - запросто.

    Притом это правило (быстрая ассимиляция в родственной среде) касается не только татар, но и других народов - например русских. Русские, скажем, в Белоруссии - стремительно сокращаются, превращаясь в "белорусов". А ведь Белоруссия - это страна, где русским живётся лучше всех. Там никогда не было абсолютно никаких гонений и притеснений. Причина именно в том, что русские абсолютно ничем не отличаются от белорусов - общая внешность, общая религия, культура и даже язык один - русский. Молодые русские люди подрастая - не ищут себе в брачные партнёры непременно русскую/русского в окружающем белорусском "море" - а ищут просто подходящего брачного партнёра по душе, ведь белосы абсолютно ничем не отличаются от русских. Таким образом численность русских в Белоруссии за постсоветский период формально стремительно "сократилась".

    У татар такие же процессы происходят как в странах Средней Азии, так особенно и в Башкирии - превращаясь в местные народы. А учитывая особенность татар, как дисперсно живущего народа, татары ассимилируются и во всех русских областях России, что также говорит не о слишком большой культурной и даже языковой разницы современных татар с русскими.

    • Анонимно
      28.12.2019 17:14

      Судя по вашему коменту русские в РТ должны были превратиться в татар, а татары в РФ в русских. Чото не вяжется.

  • Анонимно
    28.12.2019 11:43

    Молодцы! Такую большую работу делают люди. Спасибо им.

    • Анонимно
      28.12.2019 17:15

      Самый хороший комент, добрый, единственный в своем роде! Спасибо из Ташкента!

  • Анонимно
    28.12.2019 11:46

    Самый большой зарубежный сабантуй (45-50 тыс.участников и гостей) в Ташкенте. Какое вымирание, национализм и перемол?! Никто никопейки не просит, для РТ важно быть в РУз, куда еще продавать свою продукцию как ни в Центральную Азию, где открывать предприятия и фиоиалы универов своих. В Европе и США чтоли? Курс на Азию!

    • Анонимно
      28.12.2019 13:11

      Это вы курсом на Азию, что там хотите продавать? Камазы, они там не конкуретоспособны. А больше нечего.

      • Анонимно
        28.12.2019 17:16

        Камазы, нефтепродукты, сахар, химия и т.д. В РТ нечего продавать зарубеж чтоли.

      • Анонимно
        3.01.2020 11:51

        Всё Татарское удачно продаётся в Узб-не. Привет из Ташкента

  • Анонимно
    28.12.2019 12:13

    Автор сказочник! Какие невероятные 2000 рублей для этгй местности? В Ташкенте в супермаркетах цены дороже чем в Казани!

    • Анонимно
      29.12.2019 18:32

      Я думаю, автор не соврал. Вы учтите, что речь идет о беднейших регионах - областях Ферганской долины. Там зарплаты низкие даже по меркам Узбекистана. И проехать из Намангана до Ферганы, а это 85 км, за 2000 р. реально. Правда, в прежние годы было еще дешевле. Я в 2014 году проехал на такси из Ташкента до Намангана через Камчикский перевал, а это 300 км, всего за 600 рублей без всяких попутчиков.

      • Анонимно
        3.01.2020 11:53

        Без попутчиков за смешные 600 рубликов никто не поедет, Салям из Ташкента

  • Анонимно
    28.12.2019 14:24

    "С середины XIX века пошел обратный процесс — татарские учителя обучали местное население разным наукам, несли свет просвещения и прогресса".

    Это каким наукам? С учетом того, что в Казанском университете сами татары обучаться не могли.

    • Анонимно
      28.12.2019 15:36

      14:24 Это типичная тенденция последних 30 лет в национальных республиках, сочинять себе "историю". Потом сам верить.

  • Анонимно
    28.12.2019 17:02

    Друзья мои !!
    С новым годом.
    Эта тема уже обсуждалась но не так откровенно.
    Где татарские школы??
    Так вопрос никто не ставил,только так немного осторожно будировалась эта тема.
    Не знаю Русскому народу это не нужно а сами ТАТАРЫ или боялись или ОСТОРОЖНИЧАЛИ как всегда с ЦАРСКИХ ВРЕМЁН потому что......
    Если что то ТАТАРЫ разбегались по всей необъятной РОССИИ и прятали ГОЛОВЫ В ПЕСОК так сказать.
    А потом КОГДА ОБСТАНОВКА немного успокаивалось потихоньку ВОЗВРАЩАЛИСЬ в РОССИЮ или в ТАТАРСТАН.
    Такова ПОКА СУДЬБА ТАТАРСКОГО НАРОДА.
    И то что до сих пор не растеряли свой национальный язык и культуру это говорит о СИЛЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА но не СИЛЕ ЭЛИТЫ НАРОДА!!!!
    ЭЛИТА ТАТАРСКОГО НАРОДА это почти НИЧЕГО так можно сказать о ЭЛИТЕ !!!
    Есть МОСКОВСКАЯ ЭЛИТА,есть КАЗАНСКАЯ ЭЛИТА и почти МИЗЕРНАЯ СИБИРСКОЙ и ПЕРМСКО-МОРДОВСКАЯ ЭЛИТА.
    И это всё держится на ВЫКРИКАХ на ВОЗГЛАСАХ и нет СЕРЬЁЗНОСТИ.
    Отдельно можно сказать про РЕЛИГИОЗНУЮ ЭЛИТУ
    опять таки МОСКОВСКОЙ.
    КТО будет бороться за ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК????
    Как боряться мы недавно видели в ТАТАРСТАНЕ и всё пшик приехал ПРОКУРОР ( КСТАТИ ТАТАРИН по НАЦИИ)
    ПОГРОЗИЛ ПАЛЬЧИКОМ и на этом СПОР закончился.
    Друзья мои за Вас никто не будет бороться за язык если Вы сами его не будете защищать.
    Посмотрите как МОСКВА борется за РУССКИЙ язык!!
    Сколько сил и денег на это бросают.
    Так что ТАТАРЫ если пропадёт язык и культура ВЫ будете виноваты
    а ЭЛИТА будет сидеть на своих деньгах и МОЛЧАТЬ.
    Тем боле ТАТАРЫ УЖЕ проходили это в своей ИСТОРИИ.
    Так ПОГИБЛА КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО!!
    с уважением
    ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК


    • Анонимно
      28.12.2019 21:46

      Все обычные школы в РТ совсем недавно были татарскими - потому что уроков татарского языка там было больше, чем русского.
      И это привело только к одному - учить татарский нетатары более не хотят.

      • Анонимно
        29.12.2019 07:34

        Татарским и они не были, преподавание предметов всегда на русском было

  • Анонимно
    28.12.2019 17:53

    Уважаемый Простой ЧЕЛОВЕК. ! Чтобы бороться и отстоять свой язык. ЛЮБОЙ!!! НужнЫ всего навсего как у ВАС в Москве, ДЕНЬГИ ! И все!!! Как раньше говорили у нас, у вас не знаю. Будет хлеб, будет и песня. А в данной ситуации, будут деньги, будет и язык!!! А горолопанством языка не будет. Будет мычание.

  • Анонимно
    28.12.2019 18:13

    "нет сегодня в Фергане человека, который одновременно знал бы литературный русский язык и литературный татарский."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/451609
    Чтобы обучать татарских детей татарскому языку, не нужно знать русский язык!!! У людей нелепый подход- они пытаются учить татарских детей татарскому языку на русском (!) языке! Не удивительно, что результат практически нулевой. Секрет успешного обучения- полный отказ от русского языка на уроках. Учитель, если он действительно специалист, знает, как это делается. В Узбекистане это облегчается тем, что дети учат в школе узбекский язык, а это большой плюс при изучении татарского.

    • Анонимно
      29.12.2019 07:38

      Почему заминусовали? Так и есть, про погружение в языковую среду не слышали люди, видимо.

    • Анонимно
      29.12.2019 15:39

      18:13. Я согласен с вами. Знаю, что узбек татарина поймет на 100%, а татарин узбека с трудом на треть. После общения с узбеками заметил, что татарский стал знать лучше, чем до этого. Зная узбекский можно разговаривать и с казахами, и с киргизами. С туркменами общаться не приходилось. В плане языковой практики-знание узбекского способствует пониманию между тюрками. Это правда! Хочу отметить узбекскую эстраду, это просто восторг! Наша татарская, по сравнению с узбекской, далеко позади.

      • Анонимно
        3.01.2020 12:00

        Шо за бред пишешь. Зная татарский поймёшь сразу турков, казахов, азеров, туркменов, хорезмийцев, каракалпаков, киргизов, и многие народы РФ Урала, и балкарцев, ногайцев, карачайцев. А вот узбеков поймёшь пообщавшись более 6 месяцев стабильно, начнёшь понимать

  • Анонимно
    28.12.2019 18:24

    Ответ на этот комментарий "О своих татарских корнях большинство татар Узбекистана вспоминает, когда кто-то из Татарстана приезжает. Есть еще принципиальная разница: активные татары, которые уехали, никогда ничего не просили, а татары оставшиеся, особенно оседлавшие национальные общества, постоянно занимаются тем, что выпрашивают поддержку. Татарский мир Узбекистана постепенно исчезает и это объективный процесс, так как государственная политика молодого узбекского государства - это национализм, который должен всех перемолоть".
    Отвечает анониму Равиль Тугушев. Коллектив нашего областного татарского культурного центра никогда не просил у тех, кто посещает нашу страну из РТ ни денег, ни оборудования , даже в приезд такой авторитетной делегации в лице вице-премьера РТ, Шайхразиева В., он же руководитель Всемирного конгресса татар. Но вопрос организации курсов по изучению татарского языка для его сохранения , как основы культуры, не столь финансовый, а больше организационный. Наше государство наши областные госструктуры во всем нас поддерживают и которые предоставили национальным центрам бесплатно полностью оснащенные мебелью и техникой помещения, уверен, найдут способ оплатить лекции и преподавателей татарского языка. Да и сами татары внесут свою лепту в это нужное дело
    И ещё...это обидное и несправедливое "оседлавшие национальные общества" За всех говорить не буду, но за себя скажу: с 2007 года я совершенно бескорыстно возглавлял работу Ферганского татарского центра не жалея ни времени, ни сил, ни своих финансов, организуя на высоком организационном и художественном уровне множество содержательных и интересных мероприятий. Так голословно автору комментария говорить не стоило.

    • Анонимно
      29.12.2019 11:07

      Господин Тугушев. Я не хотел вас обидеть. Но как уроженец Узбекистана имею право высказывать свою точку зрения. Да, она очень жесткая и не очень оптимистичная, вам это не нравится. Но это факт. Татарский мир жил в Узбекистане только при СССР, где идеология интернационализма, пусть и с элементами извращения, была доминирующей. Сейчас в Узбекистане утвердился национализм. И вам, татарам, не дадут там развиваться. Вы лучше всего знаете. И это "заслуга" "великого" Ислама Каримова. Который, кстати, будучи представителем самаркандского клана, низвел три области Ферганской долины до уровня беднейших в стране (хуже тольков Каракалпакии).

      • Анонимно
        29.12.2019 12:49

        Какой национализм, о чем речь. Великорусский шовинизм, вот самый где национализм. Напридумывали. За годы независимости никогда не возникал вопрос национализма в отношении татар или русских

      • Анонимно
        29.12.2019 14:08

        11:07. Все верно!!!

  • Анонимно
    28.12.2019 18:39

    Чтобы люди учили татарский язык нужно больше наукопромышленного производства в татарстане. А тут сплошное кланораспиливание и мичетестроительство

  • Анонимно
    28.12.2019 21:48

    Все крупные промышленные предприятия в РТ принадлежат собственникам-татарам. Но они почему то не желают развивать татарский язык, а выводят деньги на заграничные счета.

    • Анонимно
      29.12.2019 13:21

      А могли бы поддерживать. Вот он патриотизм. Раньше меценаты татарские помогали, теперь только увеличивают состояние прийдя на клажюище без него(

  • Фидарис
    28.12.2019 22:41

    Мне кажется, нашу речь о татарах Узбекистана, мы должны начать со слов огромной благодарности узбекскому народу. Это они дали возможность многим десяткам тысяч татарских мигрантов не пропасть в этой жизни. Мои родители тоже из этого числа.
    Мое поколение узбекских (ташкентских) татар почти поголовно знало татарский язык. Да, он был специфическим , с небольшой примесью узбекского. Но должен сказать, что эта примесь только обогащала наш язык.
    Не могу судить о языкознании последующих поколений татар, оставшихся жить в РУз, могу сказать о детях и внуках эмигрировавших в РФ в 90-ые и нулевые годы. Значительная их часть была подвержена русификации еще в годы проживания в РУз. Но, тут есть один нюанс: эти ребята на самом деле более "татарские татары", чем те, кто обрусел, проживая в регионах РФ - в них более выражены другие качества, определяющие их татарскую идентичность.
    Мне кажется, татарам можно рассчитывать на государственную помощь со стороны властей РУз. Всё-таки мы родственные и близкие друг другу народы и мы найдем понимание. Надо сделать качественную аналитику и предложить грамотную концепцию развития языка. Конечно, российские татары не должны оставаться в стороне от проблем своих соплеменников в РУз, но и во всех регионах бывшего Союза.

    • Анонимно
      29.12.2019 13:24

      Всё верное написали. Аналитики нет, куча денег, времени и средств потеряно на создание стратегии, которой и нет, сгинула в долгий ящик. Без душный документ, асбтрактный. Надо реально помогатьк аждому в своем направлении, не возможно всех под одну гребенку и документ, в каждом регионе, стране, городе и селе свои особенности

      • Фидарис
        29.12.2019 16:26

        Я так не писал! "Стратегия ... " нужна, но она должна быть разработана на базе современных высоких достижений социальных и иных наук. Это возможно. Надо понимать, тот процесс ассимиляции, который мы переживаем, имеет не только естественную, объективную составляющую, но во многом это - процесс искусственный и управляемый, стратегически проработанный.

  • Анонимно
    29.12.2019 08:02

    Фидарис ! Отчасти вы правы. В то время живущие были все татарами. Как рассказала одна женщина, после переезда сюда в Р. Т. я узнала от местных татар, что я оказывается не татарка, а мишарка.

    • Анонимно
      29.12.2019 13:22

      Мишарка, типтярка, это уже те разводят кто мелочный. Надо объединяться, а не разниться и мельчится отвлекая внимание

  • Анонимно
    29.12.2019 09:49

    Хезмятегез эчен зур ряхмят, Азат эфянде!

  • Анонимно
    29.12.2019 15:48

    Татарская диаспора Финляндии (очень мощная и сплочённая), например, когда-нибудь просила помощи? Что им мешает изучать родной язык и сохранять традиции?

    • Анонимно
      23.03.2020 18:30

      кто хочет и так выучит, уже есть онлайн материалы и даже в гугле есть язык татарский, там всего 2 языка России, русский и татарский

  • Анонимно
    6.01.2020 19:39

    Что то вы поздно с помнили о татарах. А почему в Каракалпакстан не ездили город Нукус там тоже татары живут. Мне кажется все это лишь паказуха и деньги садрать. И еще нужно работать с молодежью татар Узбекистане и за приделами республики
    Татары мигранты тоже нуждаются в помощи на територии России.

  • Анонимно
    20.03.2020 07:14

    300 тысяч татар- не плохо было бы если переедут в Татарстан или в Башкирию. Иначе ещё лет 20 - 30 и ассимилируетесь там. Да и вообще пора уже всем нашим из-за рубежа возвращаться обратно на родные земли.
    Ильнур

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль