Культура 
26.01.2020

«У обкома в Казани было серьезное внимание к нам. Чуть погрешность – сразу на ковер»

Экс-директор театра им. Джалиля, 89-летний Масгут Имашев об отношении боссов ТАССР к опере и балету, работе с Ханией Фархи и любимой рюмке

На следующей неделе стартует очередной Шаляпинский фестиваль, начавшийся с приходом к руководству в ТАГТОиБ Рауфаля Мухаметзянова. Но, как рассказывает его предшественник, артист, педагог и композитор Масгут Имашев, нынешний директор реализовал идеи, выдвинутые еще его командой. Кроме того, Имашев, которому в этом году исполнится 90 лет, объяснил, почему тогда казанская опера каждый год ставила татарский спектакль, как его песню исполнили на «Үзгәреш җиле», и поделился секретом долголетия.

Масгут Имашев Масгут Имашев: «Работать над татарскими оперой и балетом — это была наша внутренняя задача.  Национальный репертуар всегда был в числе приоритетов» Фото: Василий Иванов

«МЫ ЗАЛОЖИЛИ ОСНОВУ СЕГОДНЯШНЕГО ТЕАТРА ИМЕНИ ДЖАЛИЛЯ»

— Масгут Габдрахманович, наверное, многие удивятся, когда узнают, что предшественник Рауфаля Мухаметзянова на посту директора Татарского театра оперы и балета имени Джалиля по-прежнему в строю и находится в добром здравии. Все-таки Мухаметзянов командует в здании на площади Свободы с 1981 года.

— Да, 39-й год пошел.

— Тогда сразу начнем с камня в ваш огород. Общим местом считается такая интерпретация событий: новый молодой директор пришел в театр, который был не слишком популярен, куда приходило мало зрителей, а в итоге сделал из него модное место с постоянными аншлагами. И еще придумал Шаляпинский фестиваль.

— Мы заложили основу сегодняшнего театра имени Джалиля. Нияз Даутов тогда был главным режиссером, он работал очень серьезно. А дирижеры какие были! Илмар Лапиньш, Виталий Куценко, которые для театра делали очень многое. Да, и Шаляпинский фестиваль был уже у нас в плане. Это была идея нашего главного дирижера Куценко.

1980 г. «Мы заложили основу сегодняшнего театра имени Джалиля. Шаляпинский фестиваль был уже у нас в плане. Это была идея нашего главного дирижера Куценко» (театр им. Джалиля,1980 год) Фото: Владимир Зотов

— Кстати, Зиля Сунгатуллина нам тоже об этом рассказывала, что как раз Куценко в том числе и предложил назвать такой фестиваль именем нашего великого земляка.

— Фестиваль имени Шаляпина уже был в плане театра, он был назначен на 1982 год. А в 1981-м я покинул директорскую должность, получил два инфаркта и ушел.  Тогда и нашли Рауфаля, который отлично реализовал наши идеи. Здорово, что его уговорили прийти на это место из Казанского ТЮЗа.

Но мы же еще до того провели первый фестиваль молодых вокалистов изо всех уголков Союза, приезжали участники из тех городов, где были консерватории. Мы провели этот конкурс, и на второй его день как раз и зародилась идея большого оперного фестиваля, потом появилось и название — Шаляпинский. Эта идея разрослась, придумали репертуар, нужно было реализовать. Я ушел, потом, когда уже фестиваль появился, работать в Томск уехал Куценко, вскоре скончался Даутов. И началась в театре эпоха Рауфаля Мухаметзянова.

— И в чем секрет Рауфаля Сабировича? Как он смог обеспечить популярность театра и аншлаги? Понятно, что один из секретов прост — это небольшое количество спектаклей (часто по 6–8 в месяц). И все-таки…

— Наверное, они решили сделать ставку на самые главные, узнаваемые оперные названия, репертуар сделали более доступным. Мы же ежегодно ставили татарскую оперу или балет, Нияз Курамшевич Даутов был очень настойчив, работая в этом направлении.

(Венера Ганеева и Назиб Жиганов, 1983 г.) Венера Ганеева (на фото с Назибом Жигановым) с 1982 года — солистка Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля. В ее репертуаре большое количество произведений татарских композиторов Фото: Владимир Зотов

«ВРОДЕ БЫ ВЫПУСКАЕШЬ ЯРКУЮ ПРЕМЬЕРУ В ТЕАТРЕ, А ЕЕ БУДТО НЕ ЗАМЕЧАЮТ»

— Вы были директором театра имени Джалиля с 1975 по 1981 год. Действительно ли в это время зрители плохо ходили на оперу и балет?

— Вы знаете, когда я работал директором оперного театра, то мы гастролировали по всему Советскому Союзу, и на концерты в разных городах ходили первые секретари обкомов вместе с семьями — женами, детьми, на каждом спектакле главные лица области или республики сидели в первом ряду. А раз идет первое лицо, то и вторые тянутся, и третьи, дальше аппарат обкома, горкома, райкома, а за ними и все остальные.

И когда мы возвращались с гастролей, я заходил в местный обком партии с отчетом. Мне там говорили: «Слушай, не можем понять, почему у тебя здесь, в театре, нет аншлага, а на гастролях 100 с лишним процентов заполняемость зала». Я однажды неосторожно сказал, что там первые лица в первом ряду сидят на каждом спектакле, а здесь…

— Значит, руководители ТАССР в те времена не очень жаловали оперу и балет?

— Почти не ходили, изредка. Может, на премьеру придут, и на том спасибо.

— Ваши два инфаркта тогда — это следствие стрессов на работе?

— Я слишком все пропускал через сердце, переживал, все-таки у обкома партии в Казани было очень серьезное внимание к нам. Получалось, что на гастролях я был король, диктовал условия, местные власти слушались, а дома этого делать не получалось. Даже, наоборот, вроде бы выпускаешь яркую премьеру в театре, а ее будто не замечают. Зато чуть какая погрешность — сразу на ковер.


— А что за погрешности такие?

— Первая погрешность та самая: почему нет 100-процентной заполняемости зала? Искали причины. А еще мешали личные контакты артистов с властью, кого-то начинали продвигать на звание и прочее. Помню, как на одного певца все документы оформил, сдал на подпись выше — и вдруг после этого звонок, вызывают на ковер и говорят: «Почему этому человеку не даете звания до сих пор?» Я же не могу сказать, что, вот, у тебя на столе под сукном лежат документы. Причем происходило это при самом артисте.

Все это откладывалось в сердце. Потом еще хуже, пришли нахальные верхи… Я думал-думал — и решил уйти.

— Могли позвонить, дескать, такая-то сопрано должна у вас петь Аиду или Виолетту в «Травиате»?

— Нет, в такую кухню не лезли, а вот по поводу званий, грамот — да, это было.

— Вы сами приняли решение уйти из театра?

— Да, я три-четыре раза подавал заявление, мне говорили, что сначала нужно найти новую работу. Тут как раз освободилось место директора в театральном училище.

(Тамара Синявская и Хайдар Бигичев в «Кармен», 1984 г.) «Бигичев в зените славы мог петь на любой сцене, когда ему было за 40 лет — это уже был крепкий тенор» (Тамара Синявская и Хайдар Бигичев в опере «Кармен») Фото: Владимир Зотов

«РАБОТАТЬ НАД ТАТАРСКИМИ ОПЕРОЙ И БАЛЕТОМ — ЭТО БЫЛА НАША ВНУТРЕННЯЯ ЗАДАЧА»

— Правда ли, что во времена вашего директорства татарский спектакль был каждую неделю в репертуаре театра имени Джалиля?

— Такой цели не было, но работать над татарскими оперой и балетом — это была наша внутренняя задача.  Национальный репертуар всегда был в числе приоритетов. Хотя и мы прекрасно понимали, что каждый год шедевры создавать невозможно.

— Что из национальной классики, которой сейчас почти нет в репертуаре Татарского оперного театра (а если и есть, то это один-два показа за сезон «Джалиля»), должно обязательно там присутствовать?

— «Башмачки» должны быть всегда, опера «Самат» Хуснуллы Валиуллина, надо бы поставить и «Галиябану» Музафарова. Тогда национальный зритель потянется обязательно! Есть и другие спектакли, которые имеют право быть на сцене, чтобы люди знали о существовании татарской оперы.

— Обычно в самом театре сетуют на то, что такие национальные спектакли хуже продаются, чем «Риголетто» или «Евгений Онегин». Хотя, кажется, «Сююмбике» Резеды Ахияровой пока проблем со зрительским интересом не имеет.

— К моему стыду, я еще не ходил на «Сююмбике», скоро будет, хочу послушать. Там опытная Ахиярова — она молодец, смело берется за такие темы. Спасибо и Ренату Харису, не все поэты берутся за оперные либретто, он тоже смело работает. Сююмбике — это очень популярный образ, поэтому народ и ходит, это помимо музыкальных достоинств постановки, которые я пока не смог оценить.

— Как вы считаете, нужен нам новый татарский музыкальный театр, где все эти названия, которые были выше перечислены, могли бы регулярно идти?

— Такая мысль гуляет в народе — открыть театр музыкальной драмы. Но это же масло масляное, драматический театр должен ставить драматические спектакли. А для опер и музыкальных комедий у нас есть театр имени Джалиля, у которого все силы есть. Сегодня в том, чтобы открывать новый театр, необходимости нет. А вот писать, сочинять — это другой разговор.


— Кто были главными звездами оперной труппы театра имени Джалиля в ваше время?

— Пели еще Зулейха Хисматуллина и Венера Шарипова. Молодых мы пригласили: Хайдара Бигичева, Рафаэля Сахабиева, который недавно ушел из жизни. Венера Ганиева и Зиля Сунгатуллина уже были ведущими солистками, пришла Хадича Гиниятова. Также мы пригласили Юрия Борисенко, пел Василий Жарков — они держали марку басов, в любом театре могли работать.

— Было у вас тогда понимание, что даже спустя 20 лет после смерти Хайдара Бигичева будут называть лучшим татарским тенором в истории?

— К нему тогда относились еще как к молодому артисту, и голос у него тогда был еще не устойчивый, а потом постепенно — от спектакля к спектаклю — он крепчал. Бигичев в зените славы мог петь на любой сцене, когда ему было за 40 лет  — это уже был крепкий тенор.

— Или Бигичев все же больше преуспел на эстраде?

— Нет, как раз в академическом пении он держал марку. Но тогда еще не закатилось солнце Усмана Альмеева, правда, мы его в спектакли уже не приглашали, но он академические вещи исполнял на эстраде. Был, если так можно выразится, эстрадным оперником. Еще хорошо держался Фахри Насретдинов, его очень уважали московские певцы, интеллигенция.

Зиля Сунгатуллина (1986 г.) Зиля Сунгатуллина с 1973 года – солистка Татарского театра оперы и балета имени Джалиля. Исполнила 40 ведущих партий в операх русских, татарских и зарубежных композиторов Фото: Владимир Зотов

«КОМПОЗИЦИЯ СТАНОВИТСЯ ЛЕГКОДОСТУПНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ. А  ЭТО ОШИБОЧНОЕ МНЕНИЕ»

— Вот мы и перебросили мостик от классики к эстраде. Как вы в целом оцениваете сегодняшнюю музыкальную жизнь?

— Я думаю, к сожалению, верховодит сегодня эстрада, серьезная музыка ушла на второй план. Причин, наверное, много, да и народ стал грамотный. Не зря же Жиганов настаивал, чтобы открывали как можно больше музыкальных школ. Сейчас ведь музыкальные школы чуть ли не в каждом селе, о районных центрах уже и говорить нечего. Народ стал грамотный, музыку чуть-чуть чувствует, даже пробует сочинять, знает нотную грамоту. Это зло от добра, если так можно выразиться.

— То есть вы хотите сказать, чем больше людей разбирается в музыке, тем она хуже?

— Получается так, как вы сказали, очень много людей стремится сочинять музыку, авторов становится все больше и больше, а ведь талант сочинителя не всем дан, а берутся за это все. Раз музыкальную школу посещал, раз музыкальную грамоту знает, значит, может сочинять. Вот это мешает, по-моему, поэтому и получается очень много легковесных. Композиция становится легкодоступной специальностью. А  это ошибочное мнение, естественно, но оно сегодня процветает.


— Но ведь тут судьей может быть только зритель, слушатель. Если ему нравится, значит, ты имеешь право сочинять. Разве не так?

— Совершенно верно… И композиции привлекают публику своей легкодоступностью. Одно порождает другое: те, кто слушает легкодоступную музыку, думают: «А я тоже могу!» — берутся за сочинение и делают еще легковеснее, а серьезная музыка страдает.

— Есть такие современные татарские композиторы, которые несут марку национальной классики и не опускают ее?

— Такие есть, заполняют эту нишу пока Резеда Ахиярова и Эльмир Низамов, они стараются, держат марку, не поддаются легковесному направлению. Больше я из авторов и не могу кого-то назвать.

— А среди певцов кого бы отметили?

— К нашему счастью, певцы есть, в оперном театре есть Артур Исламов, а еще его супруга Эльза. Наш баритональный тенор Филюс Кагиров, я его так называю, хороший певец, с хорошим голосом, хорошим тембром. А еще у нас есть Альбина Шагимуратова — прекрасная певица. Вообще, наши артистки работают и в Большом театре, и в Мариинке, и в Венской опере.

«Души татарским исполнителям не занимать, а профессионализм прибавлять надо. Все идет в копилку развития» Фото: Василий Иванов

«Я ЖЕ СЕБЯ КОМПОЗИТОРОМ НЕ НАЗЫВАЮ, ДА И НЕ ИМЕЮ ПРАВА ТАК НАЗЫВАТЬ»

— Вы говорите, что эстрада победила классику…

— Победила — это не то слово, классику победить невозможно. Эстрада берет популярностью, легковесностью. Любого певца сегодня можно назвать сочинителем. Кто имеет смелость выйти на сцену и начать сочинять, того можно назвать сочинителем. У них есть свои группы, кто-то модным становится, кто-то пробует и на этом уровне остается, разные есть ребята.

— Эстрада же во все времена была популярнее классики. Может, просто раньше эстрада была классом выше, поэтому мы сейчас к этой теме так болезненно относимся.

— Да, эстрада была по классу выше.

— А когда она начала изменяться в худшую сторону?

— Этот процесс продолжается и сейчас, началось это, повторяю, от распространения музыкальной грамоты, отсюда пошла легковесная музыка и вверх, и вширь. Сейчас назовешь одного более менее эстрадного певца и нечаянно попадаешь в сочиняющего, он сочиняет. Чем больше сочинителей, тем проще строится эстрада, вот это обидно.

— Но вы ведь и сами пишете эстрадные песни, или вы их так не называете про себя?

— Но я же себя композитором не называю, да и не имею права так называть. Так как слово «композитор» — это очень ответственное слово.

— Вы считаете, что композитор —  это человек, окончивший консерваторию по классу композиции?

— И то не все. Да, диплом они имеют, себя так называют. Того, кто сочиняет высокую музыку, я считаю композитором.

— Но она не столь интересна публике. Ту же татарскую классику редко встретишь и в концертных залах, и в театрах.

— Зрителя тоже винить нельзя, потому что многое зависит от качества исполнителя. Недавно я был в новом зале имени Ильгама Шакирова, там был хороший официальный концерт, где  исполнили арию Мусы Джалиля из оперы Жиганова. Я очень люблю эту арию, а там певец исполнил ее так прекрасно, не запомнил, правда, кто это был.

— Наверное, Ахмед Агади, который поет эту партию в театре имени Джалиля.

— Наверное. Будь исполнение всегда таким, народ бы потянулся, а ведь было время, когда популярность имели и классические концерты.


«НА «ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ» ПРЕТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, А ДУШИ МАЛО»

— Недавно завершился четвертый сезон фестиваля «Үзгәреш җиле», за все это время прозвучала и одна ваша песня.

— Да, «Кыр казлары артыннан».

— С вами этот выбор кто-то обсуждал, просили разрешение на исполнение?

— До исполнения разговоров не было, после концерта только, когда я совсем по другим делам заходил к Рауфалю Мухаметзянову, который руководит и «Үзгәреш җиле». Он спросил: «Ну как твоя песня?» Я сказал: «Ничего, молодцы, справились. Музыкально справились, а душевности не хватило». Он сказал, что в песне звучит характер певицы Юлии Гарифуллиной.

— Вы к этому проекту в целом как относитесь?

— В целом отношусь критически, и это еще мягко сказано.

— А что плохого в том, что татарские певцы могут работать с московскими профессионалами, лучшими джазовыми музыкантами страны?

— Музыка — это вещь душевная, а вот на «Үзгәреш җиле» прет профессионализм, а души мало. Я не скажу, что в каждом номере, но в основном дело обстоит именно так. Они прекрасно справляются с нотами, а чтобы от сердца звучало…

Многие уже высказались публично по этому поводу, писатели, артисты, разговоров вообще много ходит, особенно среди интеллигенции. Но пусть души татарским исполнителям не занимать, а профессионализм прибавлять надо. Все идет в копилку развития.  Хорошая идея, я бы сравнил это с коневодством — вожжи так крепко держат, а надо бы немножко расслабить, пусть конь еще чувствует свободу и несется. Сейчас все, кто на сцене во время «Үзгәреш җиле», не чувствуют этой свободы. Свобода есть только у трубача Эйленкрига, который гуляет туда-сюда … Профессионально очень сильный музыкант.

— Музыкальный руководитель фестиваля Вадим Эйленкриг, выступая на последнем концерте в Казани, сказал, что вывел татарскую эстраду на мировой уровень. То есть не Сайдашев, Яхин или Ключарев, а Эйленкриг. Честно говоря, в этот момент показалось, что к нам относятся как к папуасам, которых приехали просвещать московские ребята.

— Такое настроение чувствуется, как будто, действительно, они приехали к папуасам….

— Как вы думаете, чтобы на это Эйленкригу сказал Ильгам Шакиров, если бы был жив. Он ведь за словом в карман не лез.

— Он бы сказал: «Пошел ты, Эйленкриг!..» (Cмеется). Он прямо сказал бы, не постеснялся.


«СРЕДИ ЖЕНЩИН У МЕНЯ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ФАРИДА КУДАШЕВА, А АВЗАЛОВА — ЗА НЕЙ»

— В чем феномен таких артистов, как Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова? Почему именно они стали символом татарской песни? Ведь были и другие достойные артисты.

— Ну возьмем меня как среднего слушателя, народного слушателя. Ильгам — он почти как я поет, почти, но тембр голоса у него выше и лучше, естественно я его полюблю. Сейчас есть популярные певцы, которые поют по-народному. Например, Габдельфат Сафин, почему он стал популярным? А потому что поет как все, но добавляет грамоту, добавляет тембр, правда, тембр у него искусственный, не натуральный, это я знаю.

Ильгам поет как обычный человек, но только очень красиво и профессионально, Альфия Авзалова — то же самое, поэтому они и любимы. Ильгам — свой парень: это как собирается компания, а кто-то один поет. Его не могли не любить, к тому же тембр прекрасный.

Я бы Шакирова, конечно, поставил бы номером один среди татарских вокалистов-мужчин, а вот среди женщин у меня на первом месте Фарида Кудашева, а Авзалова — за ней.


— Недавно мы вспоминали Тагира Якупова, было 20 лет со дня его смерти…

—  Если бы Тагир не злоупотреблял водкой, он бы пел лучше и приблизился бы к Ильгаму. Он пел хуже, чем мог…  Голос был хороший, в вокале ведь все решает голос, природа решает. Если есть красивый тембр, то народ обязательно будет любить тебя, будут покупать пластинки.

— Кто из артистов является вашей гордостью, вы ведь много лет работаете педагогом по вокалу?

— Один из ведущих солистов Госансамбля песни и танца РТ Ильнур Нуриев — это целиком моя личная работа, я поставил ему голос — баритон. После меня он учился в консерватории у Зили Сунгатуллиной, я его туда за руки привел. Когда Ильнур дает интервью, то  всегда называет мое имя. Зиля — молодец в том, что не пыталась поправлять голос после меня, дала ему свободу. По природе он очень одаренный певец.


— Среди ваших учеников называют и Ханию Фархи.

— Мы ее в Казанское театральное училище приняли как исключение, она поздно пришла, но это была находка для всех нас, кто там работал в то время. У нее хорошие данные были актерские, голос приятный по тембру. Мы не думали, что она станет певицей, просто у нее судьба так неудачно сложилась с театром, хотя она была хорошая актриса.


Про себя могу сказать, что заложил ей основу пения, у нее была очень дурная привычка — петь горлом. Надо было это искоренить. Это очень трудная работа, мы с ней очень много работали, после меня она еще училась у педагога Леонида Пантелеймоновича. Вообще, она должна была не как певица, а как актриса состояться. Но она ушла на эстраду, хорошо пела, у нее «вокальная голова», голосом хорошо исполняла, трактовала хорошо, отличная певица была, рано ушла, к сожалению.

— Вы с ней общались, когда она уже стала известной артисткой?

— Часто общались, она чуть ли не каждый год приезжала в училище, там работали ее однокурсницы, с ними дружила, заходила к каждому педагогу.


«ЛУЧШЕ СОВСЕМ НЕГРАМОТНОГО ЧЕЛОВЕКА БРАТЬ, ЧЕМ ПЕРЕУЧИВАТЬ»

— От каких факторов зависит то, как долго вокалист может оставаться в форме? Прежде всего вокальное дарование или работа артиста? Год назад Альберт Асадуллин на своем концерте в Казани в 70 лет пел Child in Time — знаменитый хит Deep Purple, который даже сами легендарные рокеры уже не поют, настолько это сложно вокально.

— Асадуллин — это феномен, есть выражение среди певцов, как я уже говорил, «вокальная голова». Вокалист должен уметь сохранить свой тембр, а технику уже освоить в процессе учебы, в процессе работы.

— А что в себя включает «вокальная голова»? Это режим питания, какие-то упражнения, правильный сон…

— Не пересиливать, не переусердствовать голосом, голос надо беречь. Петь можно все, но когда особенно верхние ноты берешь, нужно быть осторожным. Надо дать свободу связкам, не нажимать, ну и технику надо соблюдать — дыхательную технику.


— Говорят, что певческое долголетие Ильгама Шакирова обусловливалось тем, что, в отличие  от той же Альфии Авзаловой, у него была техника, наработанная во время учебы в консерватории, чего не было у Авзаловой.

— Все верно, так оно и есть. У Альфии образования не было, хотя она ездила на курсы в Москву, пару месяцев там занималась или чуть больше, сейчас уже не помню, но этого мало. Надо навыки вырабатывать с педагогом, умный педагог все поставит на место, а от обладателя хорошего голоса остается только держать все в уме.

— А знаете случаи, когда педагоги только портили голос ученикам?

— Это редкость, педагог ведь желает добра и учит хорошему, но есть студенты, которые не все задания выполняют. Из сегодняшних певцов мне очень жалко Рустема Закирова, видимо, он не взял того, что давал педагог. Он поет постоянно, этого у него не отнимешь, работает, но поет неправильно, хотя мог стать лучшим, популярнейшим из певцов. Голос у него хороший, но техника никудышная, если грубо говорить. Он сам знает об этом, говорит, что его не так научили.

— А переучиться нельзя?

— Это трудно, редко кто из педагогов возьмется за переделку. Лучше совсем неграмотного человека брать, чем переучивать.

— Ваш внук Айрат Имашев тоже выступает как вокалист.

— Выступает и преподает в Казанской консерватории. В командировку поехал Китай, там китайцев обучает.

— Не пытались ему устроить оперную карьеру?

— Тут всех опередил ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин, никуда его не отпускает. У Айрата хороший голос, сейчас ему за тридцать, но, когда он думает куда-то уйти, Абдуллин его опережает, говорит, дескать, давай работай педагогом, прибавляет зарплату, так хитро его удерживает. Он мог бы в оперном театре петь, в консерваторском оперном классе поет, говорят, что студентов учит нормальному пению, но это слова консерваторских профессоров. Голос есть, он везде учился как баритон, а когда консультировался с одним итальянским педагогом, тот  сказал, мол, ты же тенор, что ты делаешь? И сейчас он уже третий год поет как академический тенор. Я ему говорю: «Записывайся больше, пока у тебя молодой голос, надо как можно больше арий записать».

«Казанское театральное училище никогда еще не получало рекламаций, то есть ни из одного театра России не поступало отрицательного отзыва. Каждый, кто работает на сцене, отлично справляется»Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАШИ ВЫПУСКНИКИ — ЭТО ХОРОШИЕ ПСИХОЛОГИ»

— За 16 лет руководства Казанским театральным училищем (1981–1997), что вы себе в плюс можете поставить?

— У нас был Кузин, актер Качаловского театра, который говорил, что Казанское театральное училище никогда еще не получало рекламаций, то есть ни из одного театра России не поступало отрицательного отзыва. Каждый, кто работает на сцене, отлично справляется. Я могу это подтвердить, хотя не все 100 процентов в театрах потом работают, уходят по другим профессиям — педагогами, а некоторые, кстати, в правоохранительные органы.

— Почему?

— Не знаю даже, но то, что наши выпускники — это хорошие психологи, факт. Но в основном работают в культуре. Очень сильные были выпускники у Юноны Каревой…

— Это был действительно уникальный педагогический тандем — Юнона Карева и Вадим Кешнер?

— Как они добивались результата, этого не могу сказать, так как не сидел во время их занятий, но они добивались, и у них была тесная дружба. Самая талантливая их ученица — наверное, Чулпан Хаматова. Хотя сама Карева ее долго не учила, она обнаружила в ней хорошие данные и сказала: «Тебе надо ехать в Москву!» По-моему, даже ездила вместе с ней.

— А вы посоветуете нынешней молодежи идти в артисты? Ведь сейчас зачастую трудно устроиться по специальности после театрального училища.

— У них есть выбор. Мы на дипломные спектакли приглашаем режиссеров из многих театров России. А когда выбор есть, то разбегаются глаза: где условия лучше, где главный режиссер лучше…

— Но ведь в региональном театре нереально хорошо заработать.

— Но в основном выпускники училища остаются в культуре.

«Сам удивляюсь, как я так на ногах, и пришел к выводу, что не держу зла на людей — ни по крупному, ни по мелочи, стараюсь быть равнодушным ко всему отрицательному. Стараюсь находить во всем положительное»Фото: Василий Иванов

«ДРУЗЬЯ УДИВЛЯЮТСЯ: «КАК ТЫ МОЖЕШЬ ОСТАНОВИТЬСЯ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ РЮМКИ?»

— Конечно, не можем вас не спросить о секрете долголетия. Вам 89 лет, и вы в хорошей форме для такого возраста. Алла бирса, летом отпразднуете 90-летие.

— Я обычно прислушиваюсь к долгожителям: какие причины своего долголетия они называют? Мне понравилось, недавно услышал от кого-то из артистов Камаловского театра (с ними я дружу, ведь, еще будучи студентом училища, отработал там пять лет): «Я не держу зла на людей». Я думал-думал, сам удивляюсь, как я так на ногах, и пришел к выводу, что не держу зла на людей — ни по крупному, ни по мелочи, стараюсь быть равнодушным ко всему отрицательному. Стараюсь находить во всем положительное, и людей стараюсь оценивать положительно.

— Но режим какой-то соблюдаете?

— Физиологического и технического режима у меня нет. Правда, я мед ем, это у меня осталось от деда, он пчеловод был, чай пил только с медом.

— А выпить себе можете позволить?

— У меня норма. Дома есть 25-граммовая рюмочка, из нее перед ужином каждый день принимаю. Я люблю разговаривать с пожилыми врачами, которые жизнь прожили и знают очень многое, с молодыми стараюсь не общаться, они много берут на себя. И прочитал у академика Амосова, который писал, что в крови человека всегда должна быть доза алкоголя.

А еще во время гастролей в Пензе там директор драматического театра лежал в больнице, а мне надо было заключать договор, поэтому пошел к нему. Он лежит в палате, достает из тумбочки чекушку, а я моложе намного его, и он говорит: «Запомни мои слова, старика, — перед ужином обязательно пропускай рюмочку, лишнего не будет». После него я и стал начинать каждый ужин с водочки, правда, я не 100 граммов пью — это много. У меня 25-граммовая рюмочка. Об этом и жена знает. Если я не выпью эту рюмочку, то мне чего-то не хватает.

Правда, друзья удивляются: «Как ты можешь остановиться после первой рюмки?» Они продолжают, а я нет. Если и есть у меня секрет долголетия, то это маленькая рюмочка перед ужином и чай с медом. Это уже вошло в систему. Ну и двигаться надо. Не подвигаешься — тело сразу чувствует тяжесть.


— Что вы себе пожелаете в преддверии 90-летия?

— У меня желание не сегодняшнего периода, я вперед думаю. Смерть придет, и это неизбежно, этот этап надо пройти, об этом говорит ислам. Самое страшное — это если не окажется рядом того, кто будет хоронить, хочу, чтобы было кому меня проводить. Это мечта, а другое что-то — строить жизнь по новой — это уже поздно. Что натворил, то натворил, слава Богу, плохого ничего не могу найти. Сыновей, внуков, правнуков у меня много, хвала Всевышнему, все добром ко мне и я к ним, конечно, с благодарностью.

Особенного ничего нет, надо спокойно жить. А спокойная жизнь пришла тогда, когда я убедился, что должен прожить тот минимум, который мне отпустила природа или Бог. Не делать зла людям, не копить богатства, не добиваться чего-то сверхъестественного, а спокойно относиться к жизни — сколько дано, столько и проживешь. Вот такое отношение к жизни, может, и сохраняет меня до сих пор.

Имашев Масгут Габдрахманович – заслуженный деятель искусств РТ, заслуженный работник культуры РФ. Преподаватель вокала, композитор.

Родился 5 июля 1930 года в деревне Березники Бардымского района Пермского края.

В 1964 году окончил Казанскую государственную консерваторию им. Жиганова: обучался в классе вокала Георгия Иоахимовича Тартакова и Владимира Александровича Воронова.

В разные годы был директором культурных и учебных учреждений, преподавал класс вокала:

1964–1970 – Альметьевское музыкальное училище (директор, преподаватель вокала);

1970–1976 – детская музыкальная школа им. Чайковского, Казань (директор, иллюстратор);

1976–1981 – Татарский государственный театр оперы и балета им. Джалиля (директор);

1981–1997 – Казанское театральное училище (директор);

С 1981 года – Казанское театральное училище (преподаватель вокала).

В Казанском музыкальном колледже – с 2008 года. Вел класс фольклорного вокала. С января 2010 годы был заведующим отделением сольного и хорового народного пения.

Среди воспитанников Имашева – видные деятели культуры Республики Татарстан: Ильнур Нуриев – заслуженный артист РТ; Резеда Тухватуллина – заслуженная артистка РТ; Извиль Салихов – заслуженный артист РТ; Фарида Сафина – заслуженная артистка РТ; Хания Фархи – народная артистка РТ; Галина Казанцева – заслуженная артистка РТ.

Автор музыки к 50 драматическим спектаклям, около 100 вокально-инструментальных сочинений на стихи татарских поэтов.

Ведет концертную деятельность по Республике Татарстан. Репертуар включает в себя татарские народные песни («Ишәкче карт җыры», «Олы юлның тузаны», «Шахта», «Ачма тәрәзәңне», «Саҗидә», «Кара урман аша» и другие), произведения татарских композиторов («Хуш, авылым» Салиха Сайдашева, «Яшьлегем эзләре», «Туган авылыма», «Тол буйлары» С. Садыковой, «Күрешербез әле», «Ярата идек Идел шаулавын» Ф. Ахметова, «Кайт, иркәм» А. Валиуллина и другие), собственные сочинения.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.01.2020 09:43

Вот и ещё один уважаемый человек говорит нам, что Узгэреш жиле - это туфта. Почему мы не слушаем наших аксакалов?

  • Анонимно
    26.01.2020 09:42

    Масгут абый, про 25 граммов перед ужином порадовали!)) Дай бог вам здоровья и долгих лет! Не держать зла - как же это правильно

  • Анонимно
    26.01.2020 09:43

    Вот и ещё один уважаемый человек говорит нам, что Узгэреш жиле - это туфта. Почему мы не слушаем наших аксакалов?

  • Анонимно
    26.01.2020 09:47

    Рауфаль Мухаметзянов директорствует в театре Джалиля 39-й год? Может, уже хватит? 70 лет человеку. Сомнительный чёс по Европе, непонятно куда идущие доходы от этих гастролей, махинации с билетами . Сколько ещё это терпеть?

    • Анонимно
      26.01.2020 16:58

      Татарский театр занимается просветительской деятельностью за рубежом - за это ли они получают бюджетное финансирование ?

      • Какая оригинальная версия. Оказывается месячный чес с облегченным вариантом декораций (по сути, полуконцерт) "Травиаты" (6 спектаклей в неделю и один выходной) по маленьким городам Нидерландов - это "просветительская деятельность". То есть, артисты за счет бюджета Татарстана просвещают голландских фермеров по поводу Джузеппе Верди?

        Недавно читал статью о нынешнем состоянии Одесского оперного театра. Он, кстати, передвигается по тем же маршрутам европейским, что и наш. Так вот, там было очень точно написано - "позорные европейские гастроли". Предельно точно.

  • Анонимно
    26.01.2020 09:53

    А на Шаляпинском ни одной премьеры. А единственная национальная опера Сюбмбике стоит последней, ее стыдливо покажут через несколько дней после того, как покажут все остальные спектакли

    • Анонимно
      26.01.2020 10:57

      Может наоборот—с гордостью покажут как финал фестиваля?

    • Анонимно
      27.01.2020 11:42

      Вообще-то завершение фестивалей и концертов - самая лакомая часть!
      Недаром Гала-концерты тоже всегда завершают фестивальные программы во всех странах мира! Так что Сююмбике повезло!

      • Самая лакомая часть фестивалей - это премьеры, эксклюзивный кастинг и уникальные мероприятия. Этого на Шаляпинском нет, уважаемая пресс-служба.

        • Анонимно
          29.01.2020 01:52

          А вам порой и премьерами не угодить, Айрат!

          • Анонимно
            29.01.2020 11:40

            01:52
            Не надо угождать Айрату! Угождайте премьерами зрителю!
            Тогда и Айрат будет доволен!

      • Анонимно
        27.01.2020 12:56

        11:42
        Почему в этом году у Шаляпинского фестиваля НЕТ по вашему выражению "... самой лакомой части ..." - финального Гала-концерта?

        Как вы правильно отметили, что "... Недаром Гала-концерты тоже всегда завершают фестивальные программы во всех странах мира!.."

  • Анонимно
    26.01.2020 09:57

    Масгут Имашеву респект и уважуха, и погулять на юбилее

  • Анонимно
    26.01.2020 10:11

    Спасибо за замечательное интервью с мудрым человеком!

  • Анонимно
    26.01.2020 11:07

    Масгут ага- наше достояние!

  • Анонимно
    26.01.2020 11:14

    Пойду в театр

  • Анонимно
    26.01.2020 11:32

    Спасибо за беседу,Айрат!

  • Анонимно
    26.01.2020 11:32

    Спасибо за замечательную музыкальную подборку. Очень кстати.

  • Анонимно
    26.01.2020 12:08

    Добрый и скромный бабай. Здоровья вам, Масгут ага!

  • Анонимно
    26.01.2020 12:22

    Ну наконец-то, один нравственно здоровый человек. Говорит простые вещи без религиозных тараканов. Порядочный, профессиональный человек.

    • Анонимно
      26.01.2020 14:04

      В этом и суть жизни.
      Понять, что надо жить по совести - не от того, что накажет кто-то с небес, а просто потому что мы люди и можем чувствовать - сопереживать, помогать другим и т.д.. Перед собой надо быть честным, а не думать, что за короткие штанишки и осуждение других, кто не так ест или одет как ты, в рай попадешь.
      Это не всем дано.

      • Анонимно
        26.01.2020 19:38

        Ребята, вы не в теме. А ваша нерелигиозность - это от незнания предмета.

  • Анонимно
    26.01.2020 12:40

    наши певческие подмостки не смогут быстро оправится при такой рьяной культурной цензуре...татарская культура многое утратила за прошедшие века и надзор за ее развитием, так же как и за экономикой, принес ей существенный урон, сравнимый только с военными потерями.

  • Анонимно
    26.01.2020 12:41

    Башкортстаннан кайнар сәлам! Горурланабыз, Сезгә милләтебез тәррәкыяте юлында зур уңышлар телибез! Башкорт дәүләт опера һәм балет театры артистлары.

    • Анонимно
      26.01.2020 20:33

      Башкортостан и Татарстан Алла сакласын безне иманыбызны югалтудан урыслашудан

  • Анонимно
    26.01.2020 13:34

    Душевный человек

  • Анонимно
    26.01.2020 13:35

    Много где я работал - но Мазгут Габдрахманович был в моей трудовой биографии был лучшим директором - не мешал работать и поддерживал инициативы.
    Здоровья !

  • Анонимно
    26.01.2020 13:58

    Мудрец! Не зря прожил жизнь!

  • Анонимно
    26.01.2020 14:08

    Старой школы человек. Респект и уважение таким!

  • Анонимно
    26.01.2020 14:11

    Әңгәмәгез өчен зур рәхмәт. Искиткеч килеп чыккан.

  • Анонимно
    26.01.2020 15:07

    Интересный,мудрый,добрый Бабай. Здоровья Вам, Масгут Габдрахманович!

  • Анонимно
    26.01.2020 15:33

    В театре оперы и балета назрели перемены. Прочитал. Набрать и ещё больше понимаешь- нынешнее состояние это стагнация, это тупик, чес и небольшой бизнес для узкого круга. Нужен полёт мысли и духа, новые таланты, национальна опера, мировые звезды.

    • Анонимно
      26.01.2020 18:16

      15:33. Маниловщиной занимаетесь, подголосок завистников. Театр на хорошам уровне,имеет международное признание.А вот,что будет после ухода Мухаметзянова неизвестно.

      • Я вас умоляю, какое к черту международное признание. Его приносят разве что бразильские и японские танцовщики, которых наши перекупают в других театрах, не имея никакого отношения к их воспитанию и развитию. Да, вот эти артисты побеждают даже на серьезных конкурсах.

        В целом же даже в России над казанской оперой смеются, как над местом, где время уже давно замерло, но приезжим певцам платят хорошие деньги. А те приезжают и поют, максимум, на уровне санитарной нормы.

        Я понимаю, что вы оперируете своими знаниями даже не из 1990-х, а из 1980-х. Да, тогда Мухаметзянов и его команда - это были бравые ребята. Но за 30 лет всё очень сильно изменилось и обветшало. Теперь это просто шайка-лейка очень пожилых бизнесменов от культуры, устроивших из главного театра республики (при активном участии властей) собственную вотчину, которая к тому же еще кормится за государственные деньги.

        • Анонимно
          26.01.2020 19:01

          18:44
          В октябре проходил международный балетный конкурс в Сочи. От Казанского театра оперы и балета выступал Алессандро Каггеджи. Он получил 2-ю премию конкурса.
          Я смотрела церемонию вручения наград. Так Алессандро Каггеджи объявили со словами "Великобритания". При чём тут Казанский театр оперы и балета?

          Посмотрите на сайте театра балетных премьеров театра. Белов и Тимаев - уже возрастные танцовщики. Из более-менее молодых только двое - Аманда Гомес и Олег Ивенко. И всё... и тишина... только... с косами стоят...

          • Анонимно
            27.01.2020 11:45

            Согласен с комментарием 26.01.2020 19:01!
            Единственная балерина, которой мог гордиться театр - Кристина Андреева! Которая выступала в конкурсах от России, а остальные прославляют свои страны и к казанскому театру не имеют отношения! Бразилия, Украина, Япония, Великобритания. Стыдно, что театр теперь только иностранцы представляют! Один Тимаев остался (и он, кстати, не возрастной еще)

          • Анонимно
            27.01.2020 19:56

            До чего дошли. Уже хотят устыдить тем, что нет у нас нет своих танцоров и танцовщиц. А нам хватает уже одного Рудольфа Нуриева, который показал как татары умеют и в балете, если надо.

            • Анонимно
              27.01.2020 22:48

              А по-вашему не так? Интересно, куда смотрит Аюпова - министр культуры, она вообще в курсе, кто нынче представляет балет Татарстана?
              Она знает об уходе Примы?

            • Анонимно
              28.01.2020 13:12

              19:56
              Рудольф Нуриев показал себя не только в балете. Показал, как татары умеют во многом, если захотят:
              "... Артист балета и балетмейстер Рудольф Нуреев в январе 1993 года скончался от СПИДа. После своего побега из СССР Нуреев познакомился с датским танцовщиком Эриком Бруном, они стали парой. В 1986 году Брун умер. Сообщалось, что причиной его смерти также стал СПИД..."

        • Анонимно
          27.01.2020 08:03

          Смело - хлопаем в ладошки!

        • Анонимно
          27.01.2020 11:39

          Айрат, не получается у вас развести " народный костер" по сожжению руководства театра. Столько лет и всё мимо! Может не тем занимаетесь?

          • Я не развожу никаких костров, тем более, народных. Благо народу, вообще, всё равно. Ему жрать нечего, а тут какие-то опера и балет. Просто честно выполняю свою журналистскую работу. Извините, если что не так.

            Но, если с тобой начинают бороться - от невинного "не пущать" на пресс-конференции до написания заявлений в полицию с просьбой о возбуждении уголовного дела - это лишнее доказательство того, что всё делаешь правильно.

            • Анонимно
              27.01.2020 16:09

              Ответ Айрату Нигматуллину.
              Надо признать , что статья очень познавательна. Она открыла нам Масгута Имашева , о жизни и деятельности которого мы не знали. Узнали его очень ценные суждения о событиях, фактах и выдающихся людях, с которыми он сталкивался на своем жизненном пути.
              Но надо сразу отметить , что Масгут Имашев никоим образом не противопоставил себя Рауфалю Мухамедзянову, не поставил под сомнение его деятельность, отзывается только уважительно о нем.
              А достижения театра оперы и балета им. Джалиля велики. К нему причастны и Имашев, и Мухаметзянов. И ценители искусства всего мира знают об этом.
              Поэтому яростная ненависть журналиста Нигматуллина вызывает ассоциацию огрызания необученного непородистого существа.

              • Ваше анонимное чудачество! Я понимаю, что писать оскорбления по любому поводу в комментах БО - это ваша последняя отдушина в жизни. Рад, что она у вас есть.

      • Анонимно
        26.01.2020 19:40

        Как это надоело, вы серьезно думаете, что на нем свет клином? среди пару млнов человека не найдут? Я вас умоляю...

  • Анонимно
    26.01.2020 15:54

    Очень надеемся что 90-летний юбилей Масгута Имашева пройдет именно на сцене оперного театра, а не на сцене учебного театра театрального училища. Человек заслуживает.

  • Анонимно
    26.01.2020 16:51

    в каждой ноте его песен, написанных им мелодий заложен глубокий смысл, вот это высокое искусство, конечно он как никто другой заслуживает чтобы его юбилей, провели в театре оперы и балета. Кстати в статье не написано когда юбилей. Билеты продавать будут Интересно?

  • Анонимно
    26.01.2020 17:04

    Хания Фархи и Салават Фатхутдинов лучшие певцы. Всегда их слушаю и душа поёт. Спасибо Вам!

  • Анонимно
    26.01.2020 18:08

    Человек интересный,да и журналисты на уровне,сумели его разговорить. Или пропустил или не упомянули,но в театре кажется работал первый и вроде бы единственный в истории театра, народный артисст СССР. Весьма интересные сюжеты связанные с искусством и в частности этим театром,есть в уникальных по откровенности и правдивости мемуарах Камиля Фасеева, сподвижника Семена Игнатьева по реанимации татарской школы, языка и развитию культуры,как и он поплатившегося за это должностью.

  • Анонимно
    26.01.2020 18:43

    Все таки избирательная память у Масгута Габдрахмановича. Перечисляя несколько поколений теноров ТАГТОБ, не упомянул Азата Аббасова. А ведь это единственный татарстанский вокалист - нар. артист СССР.

    • Анонимно
      26.01.2020 20:18

      Конечно непростительно,забывать единственного казанского вокалиста, удостоенного званияя Народный артист СССР Аббасова. Симпатии казанских любителей оперы, в первые послевоенные годы делились между Даутовым и Фахретдиновым,как и московских,между Лемешевым и Козловским. Даутов,как и Лемешев ,отличился и в кино, удачно выступив в музыкальном фильме поставленноми Свердловской киностудией.

      • Анонимно
        26.01.2020 20:43

        "Фахретдинов" - это Вы так называете Фахри Насретдинова?

        • Анонимно
          27.01.2020 03:08

          Описка допущена,извините. Насретдинов Фахри Хусаинович (1911-1986), работал в театре 1939-1983 гг. Фигура легендарная, Имашев его, очевидно хорошо помнит .Человек независимый, очень строгих правил и соблюдал режиим сбережения голоса скрупулезно. После декады ,по словам Фасеева, был предствлен к званию Народного артиста СССР,но отказали,ибо у него не было еще звания народного РСФСР,которое он, вскоре получил,как и Тукаевскую премию. Пишут о возрасте Мухаметзянова, но вспомните сколько проработали Любимов или Волчек.

    • Анонимно
      27.01.2020 06:20

      Аббасова тоже упомянул, не называя правда фамилии, когда говорил о закулисных делах

  • Анонимно
    26.01.2020 19:20

    Ув.Айрат!
    Удивительная статья получилась.Честная!По театру Оперы и балета вы удивительно точны!
    Только не согласен с одним-татар бабае 25 грамм аракы турында говорит!Ложка дегта получилась.
    Все ровно Вам спасибо за такой шикарный текст!

    • Анонимно
      26.01.2020 19:52

      Не верите Имашеву, послушайте многолетнего врача Политбюро ЦК КПСС: "Когда Михаил Сергеевич Горбачев начал бороться с пьянством, когда стали вырубать виноградники, я в одной телепередаче официально заявил, о своем отношении к закону о запрете алкоголя. Я сказал, что каждый человек имеет свои особенности, что запрещать ничего нельзя. Не будет хороших напитков, станут пить всякую дрянь, а это опасно для здоровья. Каждый должен знать свою дозу, И 50-100 граммов алкоголя не навредят. Это как одна таблетка лекарства - во спасение, а горсть - станете инвалидом." Академик Е.И. Чазов

      • Анонимно
        27.01.2020 03:17

        Увы и такой стимулятор не спасает от известного старческого недуга,который сейчас стремительно молодепт. Чазов вроде бы жив,но болезнь Альцгеймера,неузнавемо изменила его. Хорошо,что Имашева,"чаша сия" миновала.

  • Анонимно
    26.01.2020 19:24

    Дай вам бог хдоровья, Масгут ага!
    Вы действительно великий народный композитор, вас любят, ваши песни поют.

  • Анонимно
    26.01.2020 19:58

    Все стабильно - как не ходило руководство ТАССР в театр оперы и балета, так и не ходят поныне. Предпочитают футбол, баскетбол, хоккей и волейбол.

  • Анонимно
    26.01.2020 20:57

    Великолепное интервью. Айрат и Альфред, большое спасибо Вам!

  • Анонимно
    26.01.2020 21:17

    Жаль, что не рассказали про талантливого молодого внука -певца Айрата Имашева и ещё поющего сына. Талант отца и деда продолжился, вопреки известной поговорке

  • Анонимно
    26.01.2020 21:18

    Тоже захотелось до 90! По этому случаю за Ваше и своё здоровье!

  • Анонимно
    27.01.2020 00:20

    Спасибо редактору и журналисту газеты БО. Очень интересный диалог. Магсут абы Вам огромное спасибо, что все правду изложтли в своем интервью.
    Действительно наши театры оркестры за рубежом только занимаются рекламой, что есть такой город Казань. Они выступают там в небольших городах где 50 мaximum 100 зрителей с детьми. Это уже не реклама. Так выступали многие из казани я сам был очевидцем в швеции ( Абязов -ля Примавера).
    Про узгяреш жиле очень правильно сказано. Наверное в минкульте РТ нет специалистов, которые дали бы правильное направление в области искусства. Это их главная работа!

    Больше бы таких диалогов с прфессионалами было бы в пользу развития искусства и языка . Везде должны руководить не родственники, а профессионалы.

    Спасибо БО

  • Анонимно
    27.01.2020 00:43

    Оказывается, нужно пару месяцев поучиться, чтобы стать народной и всеми уважаемой любимой певицей, удостоенной двух орденов Трудового Красного Знамени - Альфия Авзалова, редкий дар которой позволил ей стать стать символом татарского эстрадного искусства... можно окончить консерваторию и институт культуры... но стать великой певицей дано не каждой... жаль, что так «легко» высказались об Альфие Авзаловой

  • Анонимно
    27.01.2020 01:39

    Масгут абый живи долго!!!

  • Анонимно
    27.01.2020 04:33

    Оба журналиста БО, материалы которых по искусству весьма ценю,и в этот раз грамотно построили интервью, их воопросы и реплики помогли уникальному по биографии человеку ,раскрыть ,многие не парадные стороны искусства. С рядом оценок и суждениями Имашева,не все будут согласны, но в основном они верны.Конечна память избирательна, и не только от возраста, поэтому отсутствие некоторых имен несколько удивило,что подметили и в комменте,но человек не эвм, и имеет право на субъективность. Хорошо знал с юности, профессора,доктора философии К.Ф.Фасеева, долгое время курировавшего в обкоме культуру и нуку,человека умнейшего, неплохо певешего и играшего на нескольких инструментах,а главное самокритичного. Его рассказы о людях искусства в немалой степени совпадали,с тем,что говорит Имашев, но не во всем. Он выделял среди вокалистов Даутова и Насретдинова , не без юмора говоря,что это казанские аналоги Лемешева и Козловского,а из молодых особо ценил Бигичева, сказав как то,что в Москве,с такими вокальными данными,он стал бы примой, Большого театра.

  • Анонимно
    27.01.2020 09:50

    Могу подтверлить оценку Фасеева. Книга "Вспоминая прошедшее" вышедшая в 1999 г. мизерным тиражем,пока наиболее правдивое описание,того,что происходило во властных структурах Татарстана в период от Хрущева до Брежнева и далее, в т.ч. и культурной жизни. Особенно интересны оценки им политиков, музыкантов ,писателей и научных работников. Он работал не только секретарем обкома по идеологии,но недолго побывал и номинальным главой республики- Председателем Президиума Верховного Совета ТАССР. Реальными и всевластными руководителями были первые секретари обкома партии, характеристики личностей и взглядов, Муратова, Игнатьева и Табеева тоже уникальны,ибо он знал подоплеку и закулисье многих резонансных явлений,включая и "ренессанс" татарской школы и языка при С. Д. Игнатьеве,активным участником которого был.За,что и лишился, как и он, должности и перешел на научно-преподавтельскую работу,чем и занимался вплоть до ухода из жизни. Стоило бы в связи с юбилеем республики, переиздать его книгу,давно ставшую редкостью, отсутствующей, даже библиотеках. Сохранилась,кажется, только в университетской и национальной.

  • Анонимно
    28.01.2020 21:25

    Я не понимаю, почему концерт "Узгереш жиле" не показать по селам на территории Татарстана и даже соседних республик.

    Ведь даже в Америку добрались с какими-никакими декорациями, с оркестром и его инструментами, с коллективом исполнителей и подтанцовкой. То же самое, что в Карнеги Холле, можно показать на сцене любого приличного сельского Дома Культуры. А пользы для развития татарской культуры было БЫ несравненно больше, чем от поездки в заморские страны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль