Общество 
24.05.2020

«На выходе ко мне подошли и пожали руку: «Мы думали, что вы, советские, все безбожники!»

Джамиль Зайнуллин основал Институт востоковедения КГУ, переводил Косыгину на встрече с Саддамом, а его книги издавали тиражом в 300 тысяч

Сегодня 7 дней со дня похорон ушедшего из жизни в священный для мусульман месяц Рамадан известного казанского востоковеда, доктора филологических наук, профессора КФУ Джамиля Зайнуллина. «Он не был публичной фигурой, избегал излишнего внимания к себе», — пишет его ученик и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов. Она рассказывает нашем читателям о пути человека, под руководством которого тысячи людей обучились азам арабской графики.

Часть изданных Дж. Г. Зайнуллинвм книг. Слева бестеллер - «Татарская азбука на арабской графике» Часть изданных Зайнуллиным книг. Слева бестселлер — «Татарская азбука на арабской графике» Фото предоставлено Азатом Ахуновым

«ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ ОБУЧИЛИСЬ АЗАМ АРАБСКОЙ ГРАФИКИ ПОД ЕГО РУКОВОДСТВОМ»

Неделю назад, утром в пятницу, в священный месяц Рамазан, этот бренный мир покинул известный казанский востоковед, арабист, основатель Института востоковедения КГУ Джамиль Габдулхакович Зайнуллин. Он не был публичной фигурой, избегал излишнего внимания к себе, редко давал интервью. Поэтому его имя сейчас не на слуху, хотя в конце 1980-х – начале 1990-х годов он был невероятно популярной фигурой. Джамиль-абый (а он принимал только такую, исконно татарскую форму обращения к учителю) вел на местном телевидении цикл передач по обучению старотатарской графике. Тысячи людей освоили азы арабской графики под его руководством. В то время его небольшая книжка «Гарәп язуы нигезендә татарча әлифба» («Татарская азбука на арабской графике»), изданная Татарским книжным издательством невероятным сейчас тиражом в 300 тыс. экземпляров, стала бесспорным бестселлером. Я до сих пор встречаю ее в семьях татар как в России, так и за рубежом. В период пандемии попрощаться с ученым и педагогом пришли не более 20 человек. Таковы правила наших дней. Да и в своем завещании он просил не устраивать пышных похорон и траурных панихид.

Для меня пять лет учебы в Казанском университете прочно ассоциируются с образом Зайнуллина. Все эти годы он вел у нас самые разные предметы, иногда по три-четыре пары в день подряд. В эпоху возрождения казанского востоковедения, в начале 1990-х, кадров не хватало, поэтому основная нагрузка легла на его плечи. Пять лет постоянного, почти ежедневного общения. Группа арабистов из 10, а под конец из 6 человек — каждый под неусыпным контролем нашего учителя. Каждому отдельное внимание. Увильнуть, прийти неподготовленным на занятие — это смертельный номер. Жди самой жесткой оценки, холодного душа. И редкие просветы, сухие комплименты, когда что-то получается. В результате спустя 25 лет я достаточно свободно говорю, пишу и читаю по-арабски.

В эту область меня занесло по воле судьбы, хотя, как известно, ничего в этом мире не происходит случайно. Я поступил в КГУ на факультет татарской филологии и восточных языков в 1990 году, но до этого учился в Казанском авиационном институте, служил в армии, учился на рабфаке. В КАИ пошел за компанию с друзьями, быстро понял, что это не мое. В армии подружился с татарами из киргизского Оша — они общались исключительно по-татарски. Все эти разговоры и дискуссии на «восточные» и национальные темы, видимо, подготовили почву. Когда вернулся в 1989 году в Казань, случайно узнал, что открывается новый факультет, где будут преподавать не только восточные языки, но и историю, литературу и культуру. В голове как будто что-то разомкнуло, произошла химическая реакция, и я точно понял, что именно это мне нужно. С тех пор ни разу не пожалел о своем выборе.

Поскольку вернулся осенью, то поступить уже не успевал. Пришлось идти на рабфак, чтобы не терять время зря. На следующий год наконец-то удалось поступить на первый курс факультета татарской филологии, истории и восточных языков. Именно при этом факультете должна была быть сформирована группа арабистов. Конкурс был большой. В августе 1990 года Татарстан стал суверенным. Произошел невероятный скачок национального самосознания, всплеск интереса к своим корням, прошлому, к религии. Желающих поступать на татфак было невероятно много. Руководство университета впервые пошло на нестандартный шаг — стали брать выпускников русских школ, порой с очень слабым знанием татарского. А правила факультета, где почти все предметы велись на татарском, не изменились. Почти вслух говорили о том, что не за горами времена, когда независимый Татарстан откроет свои представительства в разных странах, будут работать корпункты татарских газет.

Дж. Г. Зайнуллин избран заведующим кафедрой восточных языков КГУ. 1994 г. Зайнуллин избран заведующим кафедрой восточных языков КГУ (1994 год) Фото предоставлено Азатом Ахуновым

«КУРИЛЬЩИКИ И ЛЮБИТЕЛИ ПИВА РАЗБЕГАЛИСЬ ПРИ ЕГО ПРИБЛИЖЕНИИ ВРАССЫПНУЮ — ИНАЧЕ НЕСДОБРОВАТЬ!»

Желающих оказаться в арабской группе набралось не менее 100 человек. Целый месяц Джамиль-абый вел нам курс по основам арабского письма. Элегантный, импозантный мужчина. Всегда в строгом, идеально выглаженном костюме и при галстуке. С улыбкой, но с очень жестким, пронзающим насквозь взглядом. Вид суровый и строгий. Не терпел расхлябанности, разгильдяйства и распущенности. Курильщики и любители пива разбегались при его приближении врассыпную — иначе несдобровать!    

В итоге в его группу из этих 100 попали 10 человек, в их числе и я. Гораздо позже случайно узнал, что он отдал наши письменные работы на графологическую экспертизу — боялся ошибиться с выбором. Так началась наша учеба. Пять лет каторжного труда — иначе арабский, который считается одним из самых сложных языков в мире, не выучить. Кроме того, зубрили персидский, турецкий и английский. Поскольку группа была прикреплена к татфаку, параллельно прошли полный курс по татарской филологии. Таким образом, за пять лет я получил две специальности.

Постепенно мы притирались друг к другу: наш учитель к нам, а мы к нему. Это была не только учеба в чистом виде, но нравственно-моральное воспитание в духе татарских старометодных медресе. Тогда нас все это сильно раздражало. «Опять будет учить жизни!» — вздыхали мы. Но многое, о чем он говорил, о чем предупреждал, сбылось, помогло по жизни. Свои первые аяты из Корана я выучил наизусть на уроках Джамиля Габдулхаковича. Это было начало 90-х, советские фобии еще не выветрились. Наш учитель подавал это как «изучение классических текстов». Эти «тексты» я прочитал над его могилой в день похорон…    

Учеба шла на татарском. Поскольку специальной литературы не было, Джамиль-абый брал задания из русских учебников и с ходу переводил их нам на татарский. Особенно сложно было передать текст из академического «Курса арабской грамматики» Гранде, который и по-русски то не поймешь. Но у него был большой опыт переводчика-синхрониста, поэтому проблем не возникало. В плане арабского языка он привил нам «ташкентское» — близкое к оригиналу — произношение, которое отличалось от ленинградской или московской школы. Сам он говорил по-арабски почти без акцента и нас учил тому же.

Это были «лихие» 90-е. Рушилось все и вся. Зарплату преподавателям толком не платили или задерживали месяцами. Лишь иногда, очень редко наш учитель мог пожаловаться, да и то косвенно: «Наверное, скажу декану, чтобы освободил меня от лишней нагрузки. Денег все равно нет, а мне еще докторскую писать». Но в реальности все оставалось по-старому. Не знаю, как ему удавалось выкручиваться, ведь у него семья и дети.

В 1993 году Джамиль-абый съездил в США. Несколько месяцев он преподавал в одном из университетов татарский язык. Надолго не мог оставить свой родной университет и студентов. Может, ему и удалось тогда слегка подлатать финансовые проблемы, но положительных впечатлений он точно не привез. Часто критиковал американцев за бездушность, за страсть к материальным благам, за то, что приходится платить за каждый чих. По просьбе друзей он купил им в США компьютер, за который пришлось отдать на таможне в виде налога чуть ли не все заработанные деньги. Любили Джамиля Габдулхаковича и финские татары, часто приглашали к себе и даже предлагали остаться служить у них имамом.

Он находил возможности приглашать к нам в Казань разных светил востоковедения из Москвы и Петербурга. Ему удалось уговорить еще в начале 1990-х приехать Анаса Бакиевича Халидова — арабиста с мировым именем, родом из Буинского района, петербургского ученого. Анас Бакиевич прочитал нам ряд лекций по исламоведению и по коранистике. Это была величина невероятного масштаба. Он один из немногих, кто умел по диагонали читать и понимать самые сложные арабские рукописи. И не зря позже мэрия Казани задействовала его в мероприятиях по поиску новых источников в преддверии 1000-летия Казани. Но тогда для нас каждое слово Халидова было откровением, а для меня особо — поскольку я имел счастье общаться с ним дополнительно, когда встречал и провожал его в аэропорт.

Защита докторской диссертации Дж. Г. Зайнуллина в ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. 1999 г. В первом ряду второй справа официальный оппонент А.Б. Халидов Защита докторской диссертации Зайнуллина в ИЯЛИ им. Ибрагимова (1999 год). В первом ряду второй справа — официальный оппонент А.Б. Халидов Фото предоставлено Азатом Ахуновым

«В ИСЛАМЕ НЕТ РАЗНИЦЫ В ЦВЕТЕ КОЖИ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ: ВСЕ МУСУЛЬМАНЕ БРАТЬЯ»

Джамиль Габдулхакович Зайнуллин мало рассказывал о своем прошлом. Сохранились лишь отрывочные сведения, связанные с его биографией. Он родился 11 июля 1946 года в селе Старое Кадеево Первомайского (ныне Черемшанского) района ТАССР.  Происходил из рода потомственных религиозных деятелей. «Наша семья была хранителем древних традиций, рассказывал он. — Отец, из рода просвещенных богословов, знал всех своих предков до 7-го колена. Меня назвали в честь одного из прадедов — Абдельджамиля. До сих пор помню, как мама читала нараспев старые книги. Она была из рода купцов и училась у известного Сарвар-муллы и его жены Джувейры-абыстай. Дед со стороны отца, Зайнулла, был известен в наших краях как мулла-просветитель. В своем медресе он преподавал арабский, персидский языки, основы шариата и даже математику. Не был против увлечения шакирдов музыкой вне медресе. Он не заставлял сыновей бриться наголо, как было принято тогда у татар, поэтому его шакирдов называли „Зайнулла мулланын чәчле урыслары“ („Нестриженые русские муллы Зайнуллы“). Таким образом, я вырос в окружении аятов Корана, а также баитов, мунаджатов и в атмосфере восточной культуры и литературы».

А.Б Халидов и Дж. Г. Зайнуллин во время совместной командировки в Тунис. Конец 1990-х гг А.Б Халидов и Дж.Г. Зайнуллин во время совместной командировки в Тунис (конец 1990-х) Фото предоставлено родственниками Дж. Г. Зайнуллина

В 1967 году после службы в армии Зайнуллин поступил на заочное отделение филфака КГУ. Здесь он познакомился с преподавателем персидского языка и известным татарским поэтом Мустафой Нугманом. Он подвиг его ехать в Ташкент и поступать на восточный факультет Ташкентского университета.

Так и случилось. Несостоявшийся выпускник Казанского университета поступил в ТашГУ. «Так как на поддержку пожилых родителей рассчитывать не приходилось, такие аргументы, как дешевые фрукты, тепло, не надо покупать зимнюю одежду, сыграли свою роль», — вспоминал он позже. Это было тогда, да и сейчас, большим достижением, ведь попасть в этот вуз без блата было почти невозможно. Но молодому человеку это удалось. Но не сразу удалось попасть на востоковедение — какое-то время Зайнуллин учился на романо-германском отделении и изучал немецкий язык, лишь спустя время удалось сделать перевод.   

Мы знали, что первый раз он оказался за границей еще в годы учебы на восточном факультете Ташкентского государственного университета. В 1972–1973 годах он работал переводчиком в Судане.  В 1974–1981 годах находился в Ираке, но вынужден был вернуться в связи с начавшейся Ирано-иракской войной. Как он сам рассказывал, ему удалось побывать почти во всех арабских странах. Различных забавных и не очень историй у него было много, но делился он ими очень скупо, часто в качестве примера или назидания. К сожалению, он не успел или не захотел их зафиксировать, издать в виде книги.

Мустафа Нугман Мустафа Нугман Фото предоставлено Азатом Ахуновым

В 2003 году в интервью газете «Восточный экспресс» он немного приоткрыл занавес над событиями прошлого. «Уже на втором курсе меня отправили в Судан, — рассказывал Зайнуллин. — Эта страна считалась наиболее отсталой, поэтому туда направляли тех, у кого не было связей и особого положения. А в такие крупные города арабского мира, как Дамаск, Каир, Бейрут, попадали дети более влиятельных родителей. Но поездкой в Судан я остался доволен. Там были прекрасные люди, которые к советским гражданам относились как к братьям. Только после возвращения к власти полковника Джафара Немейри, когда начались преследования коммунистов, положение советских специалистов ухудшилось. Мы сидели под домашним арестом, и у нас закончились продукты. Среди нас была трехлетняя девочка, которая рыдала от голода. Не выдержав мучений ребенка, я пошел к нашему начальнику контракта Трояновскому, оставив по его просьбе расписку о том, что добровольно ухожу за продуктами в город. Сначала, надев подарок суданцев, длинную арабскую рубаху, галабийа, я пошел в мечеть. Когда туда вошел и сел, вокруг меня образовалась пустота, люди отсели. Я вслух начал читать Коран. Затем прочел намаз и направился к выходу. На выходе ко мне подошли и пожали руку, сказали: „Мы думали, что вы, советские, все безбожники“. Я ответил: „В исламе нет разницы в цвете кожи, национальности: все мусульмане братья“. Сам говорю, а внутри дрожу, всякое может произойти. Могли ведь подумать, что я зашел поиздеваться над религией. После мечети я на рынке накупил продуктов и, как там принято, велел мальчишке отнести корзину с ними в наш дом. После возвращения в Союз за проявленную чуткость, находчивость меня наградили денежной премией в 5 тысяч рублей и путевкой в санаторий».

Судан. На берегу Красного моря. 8 декабря 1972 г. Судан. На берегу Красного моря (8 декабря 1972 года) Фото предоставлено родственниками Джамиля Зайнуллина

В этом же интервью Зайнуллин говорил, как в мае 1975 года, когда  в Багдад с официальным визитом приехал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, ему поручили делать синхронный перевод его беседы с Саддамом Хусейном. «Алексей Николаевич был очень обаятельным и много шутил, — вспоминал Джамиль-абый. — Думаю, мне удалось удачно перевести одну его шутку — реакция собеседников была подобающей, оба рассмеялись».

С 1977 года судьба Джамиля Габдулхаковича была связана с Казанским государственным университетом. Кафедра восточных языков, первым выпускником которой в 1995 году стал я и пять моих одногруппников, в 2000 году превратилась в большой Институт востоковедения, а Зайнуллин стал первым директором этого института. Там преподавался уже не только арабский язык, но и китайский, корейский, японский. На базе института был создан «Институт Конфуция», руководителем которого также избрали Джамиля Габдулхаковича. Именно при нем были налажены первые контакты с вузами КНР, организованы первые стажировки студентов. Какое-то время и мне удалось поработать под его руководством, как приглашенный преподаватель я читал студентам курс по арабской этнографии.

Судан. 1973 г. С коллегами-переводчиками Судан. С коллегами-переводчиками (1973 год) Фото предоставлено родственниками Джамиля Зайнуллина

Окончательно в alma mater я вернулся в 2010 году, где проработал почти 10 лет и не по своей воле вынужден был покинуть его. В последние годы Джамиль Габдулхакович сильно болел, но вида не подавал. Мы знали, что ему пришлось перенести сложную операцию, но продолжал работать в КФУ. С 2019 года он являлся профессором-консультантом и уже не имел той нагрузки, с которой работал раньше.

Джамиль Зайнуллин во время одной из поездок в Китай Зайнуллин во время одной из поездок в Китай Фото предоставлено Азатом Ахуновым

«МНОГИЕ ЗАПОМНИЛИ ЗАЙНУЛЛИНА КАК ОДНОГО ИЗ ЛУЧШИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ТАТАРСКИХ БАИТОВ И МУНАДЖАТОВ»

Многие запомнили Зайнуллина как одного из лучших исполнителей татарских баитов и мунаджатов. Это народные напевы, как правило, религиозного содержания. На татарстанском телевидении сохранились видеозаписи, где Джамиль-абый исполняет мунаджаты под аккомпанемент известного скрипача Шамиля Монасыпова. Есть и CD с мунаджатами в исполнении Зайнуллина; вышла его книга, где он собрал лучшие образцы этих музыкальных памятников. Он не получил музыкального образования, а мунаджаты выучил на слух со слов татар старшего поколения. В интервью, которое он дал поэту и общественному деятелю Разилю Валееву в 2001 году, он вспоминал, что первый раз осмелился исполнить мунаджат перед аксакалом татарской литературы, драматургом Наки Исанбетом, в 1968 году, когда учился в Ташкенте. Тот приехал в столицу Узбекистана по приглашению народного писателя республики, по происхождению татарина, Аскада Мухтара. Стояла неимоверная жара. Страдающий от астмы Наки-ага был еле жив, лежал обессиленный в номере без кондиционера. Тогда Зайнуллин, в то время студент местного университета, взял инициативу на себя: перевез старика к своим родственникам, где в прохладе тенистого сада Наки Исанбет пришел в себя. Услышав напев, драматург сказал: «Откуда это у тебя? Ведь ты такой молодой, уже все позабыли эти мелодии. Сохрани этот дар!» Позже, уже в 1970-е годы, в Казани Джамиль-абый исполнял мунаджаты, читал нараспев аяты Корана на закрытых квартирниках, где собиралась татарская интеллигенция. Он дорожил той высокой оценкой, которую ему дала известный татарский композитор Сара Садыкова.

***

16 мая родственники, друзья, коллеги и ученики Джамиля Габдулхаковича проводили его в последний путь. Он был похоронен на мусульманском кладбище близ Самосырово. Все прошло тихо, согласно его завещанию, без панихиды и лишних в этот момент пафосных слов.

Дж. Г. Зайнуллин похоронен на мусульманском кладбище близ Самосырово Зайнуллин похоронен на мусульманском кладбище близ Самосырово Фото предоставлено Азатом Ахуновым

«Инна лиллахи ва инна илайхи раджигун!» («Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся»!) — эти слова принято говорить у мусульман, услышав весть об усопшем. Именно они, а также несколько заупокойных молитв были произнесены над могилой нашего учителя. Его последняя воля была выполнена. Надеемся, душа его осталась довольной.    

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.05.2020 09:27

Спасибо за статью!

  • Анонимно
    24.05.2020 09:25

    Вот оно как оказывается в СССР русские не на каждую специальность могли поступить, а татарам везде была дорогам.

    • Анонимно
      24.05.2020 09:54

      Русские сами не хотели туда поступать

    • Анонимно
      24.05.2020 10:13

      Так и геройство Джалиля пролоббировали при Хрущеве?

    • Анонимно
      24.05.2020 21:33

      знаете как знакомые русские абитуриенты говорили по этому поводу нам, татарам? В 89 как раз, в общаге.

      Мне очень нравится татарский язык, он такой мелодичный, красивый. В переводе читал татарские произведения, они удивительные и яркие ( обычно вспоминают Белые цветы). Но татарская филология будет очень сложной для меня, поэтому я выбрал русскую. Потом как-нибудь, обязательно, в будущем и бла-бла-бла.
      Это русские так красиво отказываются, когда им предлагали поступать вместе с нами на татарскую филологию.
      Не знаю как сейчас.

      • Анонимно
        24.05.2020 21:57

        А вам было бы проще жить, если бы русские шли на татарскую филологии?

        • Анонимно
          25.05.2020 08:01

          Мне лично все равно, дорогой товарищ. Я к тому, что никто не мешал русским поступать на татфак, просто желающих не было никогда.

  • Анонимно
    24.05.2020 09:27

    Спасибо за статью!

  • Анонимно
    24.05.2020 09:56

    очень интересная статья

  • Анонимно
    24.05.2020 10:05

    Понравилась статья, интересно было прочитать об этом человеке, спасибо!

  • Анонимно
    24.05.2020 10:15

    А что плохого, что ты безбожник? Ведь только атеист делает хорошие, добрые дела искренне. Все верующие делают из-за страха либо корысти. И в основном все войны развязывали глубоко верующие правители.

  • Анонимно
    24.05.2020 10:57

    Очень интересная статья, написана от души.

  • Анонимно
    24.05.2020 10:59

    Азат, спасибо большое, хорошая статья! Урыны жэннэттэ булсын, Жэмиль Абыйнын! Помним, благодарны на всю жизнь за уроки, за воспитание! Титан, наш Устаз, простите, что не сберегли Вас.... С уважением, Венера Абдулхаева, 1114 группа

  • Анонимно
    24.05.2020 11:08

    Джамиль Габдулхакович Зайнуллин был очень интересным человеком! Очень ценный подарок оставил татарскому народу, если он это оценит, учебники по арабской графике, языку.
    Татарская интеллигенция она в начале 90-ых пошла по очень правильной дороге-она начала возрождать арабскую графику, арабское наследие слов в татарском языке. Но потом что-то пошло не так.
    Не получилось у них тогда по-настоящему оценить дореволюционный уровень татарской культуры, просвещенности, не смогли они углубиться в этом и продолжить путь дореволюционной татарской интеллигенции, религиозной интеллигенции, а это было самое ценное у татарского народа, основой его жизнеспособности на века. И тогда это было намного легче сделать, чем сейчас.
    И эти обучения арабской графике дали возможность только на очень "мелкое" понимание религии, в сравнении с пониманием дореволюционных "титанов".
    А какой уровень понимания мира, а мир невозможно полноценно понимать без религии, такой уровень народа, уровень его культуры, нравственности.

  • Он был на голову выше всех своих окружающих, поэтому, был не очень замечаем

    • Анонимно
      24.05.2020 12:15

      Нормально у него все было

    • Анонимно
      24.05.2020 13:17

      Таһир, саташма инде, ул бик танылган, дәрәҗәле шәхес иде, хөкүмәт ишекләрен тибеп кенә ача торган булды. Тормышы да уңышлы барды, Шәркыять институты директоры итеп теләсәкемне куймыйлар. Әмма аның белән эшләү беркемгә дә җиңел булмады. Шул ук танылган галим Әнәс ага Халидовның зарлануларын хәтерлим. "Казанга кайтуым зур хата булды, монда фән-гыйлемнең кадерен белмиләр" дип әйтеп куды миңа Әнәс абый, бервакыт сәйләшеп утырганда.
      Т.Б.

      • Анонимно
        24.05.2020 19:22

        Т.б. Не привирайте. Заинуллин не был в чести и не открывал двери начальственных кабинетов пинком,как фейкуете. Давлетшин которого "разоблачаете",в основнрм прав.

        • Анонимно
          24.05.2020 19:55

          Абзый, Җәмил белән якыннан аралашкан кеше буларак, аның тәрҗемәи хәлен яхшырак беләмдер, ничек уйлыйсың?
          Т.Б.

        • Анонимно
          24.05.2020 20:45

          Главное сейчас были ли в чести, были ли замечаемы, а судьба народа, который почти лишился своего уникального наследия, не смогли его ему вернуть, когда возможности были, мало кого волнует.
          Если не дореволюционные светлые представители народа, душой опираться нынешним-нет тут таких, у нынешних важнее всего сами только, им народ, как Тукай выразился-"Алар өчен барыбер: син теләсәң бет!"

  • Анонимно
    24.05.2020 13:21

    Урыны ожмахта булсын...все мы смертны

  • Анонимно
    24.05.2020 13:24

    Спасибо за статью! Вечная память Джамиль-абыю! Пусть упокоится его душа!

  • Анонимно
    24.05.2020 13:26

    Когда первый раз его встретил, то назвал его Джамиль-эфенди. Он мне ответил: "Нет, это не наша традиция. Мы не турки. Называй меня Джамиль-абый".

  • Анонимно
    24.05.2020 13:46

    Помню, после поездки в США в 1993 году, мы сидели у Джамиля дома, разговаривали за чашкой чая. Он рассказывал, как встретил татарина, торгующего хот-догами на Манхэттене, около вокзала Гранд Сентрал, тот говорил на чистейшем татарском языке. Год спустя, в 1994 году и мне довелось побывать в США, и я тоже познакомился с тем татарином, торговавшем около вокзала Гранд Сентрал.
    Т.Б.

    • Анонимно
      24.05.2020 13:52

      В 1995 году я тоже видел этого татарина.

    • Анонимно
      24.05.2020 15:40

      Талгат, ты работая в молодёжке побывал в сша? Не знал! А что там делал?))

      • Анонимно
        24.05.2020 16:05

        Тогда была демократия, меня, как журналиста, включили в правительственную делегацию РТ. Так что, удалось, без проблем, проехаться по 5 штатам Америки. Кстати, поездка оплачивалась министерством сельского хозяйства США.

    • Анонимно
      24.05.2020 17:03

      Стоило ли посылать этого т.б. за казенный счет,чтобы у него остались только воспоминания о татарине, торговавшам хот-догами? Шутка конечно,он наверняка может рассказать и о более интересном. В БО есть и весьма содержательные материалы о США,например Нели Бикчентаевой.

      • Анонимно
        24.05.2020 18:12

        Не волнуйтесь за казенный счет правительства США, у них не убудет.

  • Анонимно
    24.05.2020 13:54

    Джамиль Абдухакович, действительно, был яркой личностью! Общение с ним оставило глубокий след в душах его друзей, знакомых, не говоря уже, его учениках, одним из которых, как я понял, был и автор блестящей и очень содержательной статьи. Спасибо ему!

  • Анонимно
    24.05.2020 14:31

    Спасибо за статью, она глубокая и душевная. У Джамиль абый интеллектуально-культурная планка была высокая, знания истории и религии своего народа была завидная! Не каждый мог дотянуться, кто не хотел этого просто его старались не замечать или просто невилировать. По сути по этой причине он рано вынужден был покинуть директорства в родном для него институте. Его талантливый ученик, автор данной статьи, тоже оказался не у дел в КФУ. Жаль и очень тоскливо.

  • Анонимно
    24.05.2020 14:33

    Весьма выдающийся специалист и притом весьма порядочный и скромнейший человек, что далеко не всегда совпадает. Учитывая все заслуги,в т.ч. основание института,вполне заслужил и доску мемориальную , а то кое где вешают иконостасы с фото, ныне здравствующих начальников местного уровня. Жалко,что нет райкомов-обкомов КПСС, которые влепили бы, для начала, строгача, за нескромность и попытки создания культа личности
    заводского, институтского, а то и факультетского масштаба. Тогда даже портреты первых секретарей обкома КПСС не вывешивали ,не говоря уж о директорах предприятий, ректорах и деканах.

  • Анонимно
    24.05.2020 16:12

    ..Не ценят у нас ученых людей, в особенности, в области гуманитарных наук. Анас Халидов прав на все 100 %. Да и сами гуманитарные науки ни во что не ставят - для большинства это лишь ремесло, а не призвание. Похоже, проходит время академических ученых. Настало новое время - время карьеристов, популистов, "очковтирателей", коррупционеров и иного рода др. прохиндеев. Один за другим, уходят последние могикане. Но до того никому дела нет...

  • Анонимно
    24.05.2020 16:33

    Азат, спасибо за статью! Многие факты из биографии Джамиль абый стали для меня откровением. Он у нас преподавал персидский на 1-2 курсах. Занятий было в принципе немного, да и времени с середины 1980-х порядочно прошло, но некоторые персидские пословицы до сих пор на языке... Еще раз спасибо! Айдар Ногманов

  • Анонимно
    24.05.2020 17:32

    Интересно как сложилась судьба Халидова? Среди питерских татар, ещеи до революции было немало получивших мировую известность. Например востоковед генерал Давлетшин и единственный капитан 1 ранга из татар и полярный исследовтель Ислямов,о котором там скоро выйдет книга.

    • Анонимно
      24.05.2020 18:25

      Халидов лет 5-6 успел проработать профессором на кафедре восточных языков КГУ. В Казани ему дали хорошую квартиру в центре города, умер он в 2001 году, в возрасте 72 лет, похоронен на Ново-Татарском кладбище города, где покоятся многие известные личности татарского народа.

    • Анонимно
      24.05.2020 20:55

      17 32 немножко приврали. Генерал Давлетшин из Башкорт. Каким боком его к татарам приписали, непонятно. Хотя бы на его фотографию нужно было взглянуть и биографию прочитать! И, ещё, если быть точнее Ислямов из Мишэр.

      • Анонимно
        24.05.2020 22:28

        Скажите, а Мишарин не татарин?

        • Анонимно
          25.05.2020 11:11

          22 28 !!!! Это ты спроси и у 23 25 !!! Когда хотите найти отрицательные стороны сразу указываете, кто они есть на самом деле. Ясно тебе я изложил ?

        • Анонимно
          26.05.2020 09:32

          Скажите, а татарин разве не Мишарин, тогда ?

      • Анонимно
        25.05.2020 03:34

        20:55.Вы очавидно надан,причем "множко". С каких пор мишари стали другим народом? Учить матчасть вам,бесполезно, такие смотрят в книгу,а видят фигу,как говорили о тупарях в студенческую пору. Тем кто видит в книгах и документах то,что в них написано, советую прочитать обстоятельные очерки о двух этих лицах. Судьба каперанга,а потом генерал-майора Ислямова и двух его сыновей,как в России,так и за рубежом, похожа на крутой приключенческий роман. В Питере сдана в печать книга об этой удивительной семье, написанная историком, бывшем на флотской службе кавторангом , штурманом АПЛ . Ислямовы были вынуждены,как и многие российские офицеры, эмигрировать. Генерал Ислямов был одним из создателей флота кемалистской Турции, похоронен с воинскими почестями, один из сыновей,стал помощником Сикорского и погиб во время перелета через Атлантику.

        • Анонимно
          25.05.2020 11:03

          Зачем тупите ? Кто и где, когда написал, что у Ислямов, нет заслуг перед Россией и Турцией? А вам конечно очень хочется избегать, что он из Мишар. Был бы татарин Казанский, было бы так написано. Но, таковых нет с заслугой !

          • Анонимно
            25.05.2020 11:31

            О фейке 11:03. Только дремучий невежда или провокатор,может называть казанских татар и мишар разными народами. Да и в РТ,есть немало районов, где живут татары,которых за особенности лексики, называют мишарами. Им был и чистополец Гумер Усманов, знаменитый руководитель республики,а потом секретарь ЦК КПСС, выступивший против Горбачева и Ельцина , разрушавших страну ,книга о котором стала потом бестселлером.

            • Анонимно
              25.05.2020 14:47

              Опять двадцать пять ! Если вы одни не знали Первого секретаря обкома ТАССР Гумера Усманова, то другие знали его. А по что татары и мишаре разные народы, об этом не один я п шу. Читайте Мирфатыха Закиева и Фатыха Сибагатуллина !

              • Анонимно
                25.05.2020 20:06

                Сибагатуллин такого вроде не писал,а Закиев это,филолог,что то вроде пародийного Фоменко, ошивающегося около истории.

                • Анонимно
                  25.05.2020 21:03

                  Фатых Сибагатуллин писал, у мишар и евреев общий предок Хазары. У татар предки монгольское племя. КОТОРЫЕ, и поныне живут на территории Монголии!!!!

  • Анонимно
    24.05.2020 18:39

    Спасибо учителю за просвещение, ученику за статью. Хорошо что оставил после себя последователей и институт. Значит его дело будет жить.

  • Анонимно
    24.05.2020 19:17

    Настоящий дипломат, талант, не то что нынешняя армия дипломатов и торгпредов.

  • Анонимно
    24.05.2020 20:16

    А в нашей семье мы часто вспоминали и будем помнить Джамиля с благодарностью, потому что, двое наших дочерей учились у него, не только наукам и профессии,но как стать человеком, личностью! ... а это дорого стоит.Кстати, старшая Лейля училась с автором великолепной статьи в память Джамиля в одно время, курсом ниже. Светлая память этой легендарной личности!

  • Анонимно
    24.05.2020 23:16

    Азат спасибо большое. Джамиль абый останется в сердцах тех кому он дорог, его учеников, близких, родных. Светлая память.

  • Анонимно
    24.05.2020 23:25

    Без йә үтереп мактыйбыз, йә үтереп тәнкыйтьлибез.Язманы һәм коментларны укысаң Җ.Зәйнуллин пәйгамбәр булган икән дип уйлыйсың. Юк, һич юк. Бик авыр кеше иде. Антипатия симпатия кешесе иде. Ярата икән - ярата.юк икән син аңа берничек тә ярый алмый идең. Үзе үгет нәсихәт бирергә ярата, ә үзе гик бер тапкыр ислам дине, Корьән турында сөйләсен студентларга. Ә зкраннан үзен күрсәтергә. Мөнәҗәт әйтергә оста иде. Публика кешесе. Чын мишәр абзый иде

    • Анонимно
      25.05.2020 11:49

      Фикерегезне раслыйм, ифрат авыр холыклы кеше иде. Мәрһүм Әнәс ага Халитовның аның турында бик әрнеп сөйләгәнен хәтерлим, "Биредә чын эш белән шөгыльләнмиләр, күз буярга яраталар" дигән сүзләре истә калды.

  • Анонимно
    25.05.2020 04:05

    Азат, эчтэлекле, матур мэкалэ. Урыны ожмахта булсын!

  • Анонимно
    25.05.2020 07:02

    сонгы коментарий белэн бик килешэм, Баламны жафалады , дипломы гел 5 билгелэре иде э кызыл диплом бирдермэде. Урыны ожмахта булсын инде гел дини кеше булып куренергэ тырыша иде э кунеле чиста тугел иде мэхлукнен.

  • Анонимно
    25.05.2020 08:11

    Для тех кто не владеет татарским,смысл вброса 23:25: Покойный не был святым, личность противоречивая,далее идет в основном перечисление негатива и завершает ,что тот был настоящим мишарем,очевидно считая,все это прсущим этой части татарского этноса. Не берусь судить о правдивости обвинений,никогда не встречался с Зайнуллиным, но лексика носит явные следы личной обиды и неприязни к покойному, как и вбросы некоего Т.Б,и еще пары комментунов. Полагаю,что содержание поста интересно и
    близко к правдивому изложению биографии незаурядного человека,заслуги которого бесспорны. А насчет недостатков, напомню отдельным критикунам евангельский сюжет, о том кто имеет право кинуть камень ...

  • Анонимно
    25.05.2020 14:59

    Җәмил әфәнде Зәйнуллин, Әнәс ага Халидов чын мәгънәсендә татар зыялылары иде. Алар белщн аралаша алуыма мин бик шатмын. Урыннары җәннәттә булсын.

  • Анонимно
    25.05.2020 17:09

    Урыны жэннэттэ булсын. Ул мина бик булышты эш табарга уз заманында. Азат, ряхмят!

  • Анонимно
    25.05.2020 17:53

    Чынлап та, каршылыклы кеше иде. Шактый субъектив. Кем әйтмешли, акыл өйрәтергә хирыс иде. Кайчагында борынына чиләк элеп куясы килә иде. Аллаһ үзе кичерсен! Авыр туфрагы җиңел булсын! Аңа рәхмәт укучылар да, рәнҗеп калганнар да аз булмагандыр. Әйдә фәйләсүф булыйк! Хур күргән агачың гүреңә күләгә булыр, ди халкыбыз.

    • Анонимно
      25.05.2020 18:54

      Бик кызыклы мәкаль әйттегез, ничек аңлыйсы аны-хур күргән агачың гүреңә күләгә булыр. Мондый мәкальләр, аларны аңлаучылар кызганычка каршы калыр микән ул татар телендә. Аңлатсагыз бик рәхмәтле булыр идек.

  • Анонимно
    25.05.2020 22:17

    На мусульманские могилы не кладут цветы.

  • Анонимно
    26.05.2020 11:58

    Тырышып укыган, белемгә омтылган кешене Җәмил абый күрә иде. Кем кызыл диплом ала алмаган, димәк - тырышуы шуның кадәр генә булган. Юкны сөйләмәгез!!! Җәмил абый - чын интеллигент, зур галим, ихлас укытучы, тэрбияче иде!!! Оят кирэк андый дөрес булмаган сүзләрне нигә яздыгыз, мәгънәсез мәхлүклар... Җәмил абыйның дәрәҗәсенә, боеклегенә - бик аз гына бәндәләр ирешә алачак, әлегә андыйлар арада күренмиләр..... Урыны җәннәт түрәләрендә булсын, рухы шат булсын иде Остазыбызның...

  • Анонимно
    26.05.2020 15:37

    Акыллыга әйттем - уйлады да белде, ахмакка әйттем - кычкырды да көлде, диләр. Сүгенде дип әйтсәң дә була. Өстәге мәкальдә исә чәчәк турында сүз бармый. Куак турында сүз бара. Пәйгамбәребез куак, ялгышмасам, зәйтүн утыртуны хуп күргән, дип ишеткән бар. Син хәерле күргән эш синең өчен хәерсез булырга мөмкин; хәерсез тоелганы, киресенчә, хәерле булып чыгуы ихтимал. Бәлкем кешеләрне бәяләгәндә дә ялгышабыздыр. Хөкем итүче - бер Аллаһ!

    • Анонимно
      26.05.2020 20:51

      Шундый яхшы аңлашылды хәзер, бик зур рәхмәт!
      Кечкенә генә мәкальне ничек катлаулы булды аңлауы, ә Коранне аңлауы ничек катлаулыдыр. Бик изге күңелле, акыллы кеше генә дөрес итеп аңлый аладыр.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль