Общество 
7.06.2020

О бренде «Казанское востоковедение»: «Специалистов в «совхозах-гигантах» не подготовить»

Азат Ахунов о том, что отметить 20-летие Института востоковедения КГУ на рабочем месте попросту некому. Ждать ли светлой полосы?

С началом перестройки у татар, как и у других народов Советского Союза, возродился интерес к своим истокам, исламу, напоминает известный казанский востоковед Азат Ахунов. На этом фоне в КГУ по инициативе Миркасыма Усманова появляется факультет татарской филологии, истории и восточных языков, а также открывается кафедра восточных языков. Так отечественное востоковедение, 200 лет назад зарождавшееся именно в Казани, вновь вернулось сюда, но возвращение не оказалось безоблачным.

Джамиль Зайнуллин со студентами ИВ КГУ, 2005 г. Джамиль Зайнуллин со студентами ИВ КГУ, 2005 год Фото из личного архива Азата Ахунова

ДРУГИХ КАДРОВ НЕ БЫЛО

Исполнилось 20 лет Институту востоковедения Казанского университета. В эти же дни ушел из жизни его основатель, выдающийся арабист и тюрколог, профессор Джамиль Габдулхакович Зайнуллин. Очень символично… Видимо, высшие силы лучше нас знают, когда что должно начаться, а когда закончиться… Уже нет того старого института, теперь он называется Институтом международных отношений КФУ. Из титула вычеркнуто слово «востоковедение», так же как и «история». Тот, кто задумывал это, рассчитывал на хитрый маркетинговый ход — на «международку» клюнет больше народа, но слова имеют свойство материализовываться. Как корабль назовешь, так он и поплывет.

Это еще и моя личная история. В 1995 году я был в числе тех немногих выпускников-арабистов кафедры востоковедения КГУ, которая и стала базой при создании нового института. Заведующий кафедрой, мой учитель Зайнуллин, рассчитывал на то, что мы в будущем придем ему на помощь, ведь на самом старте в 1990-м ему приходилось вести почти все востоковедные предметы, поэтому он не возражал, а, наоборот, всячески поддерживал тех, кто работал в школах и набирался опыта. Я, например, в годы учебы параллельно вел уроки по арабскому языку в английской спецшколе №39.

Азат Ахунов – учитель арабского языка в школе №39, 1994 г. Азат Ахунов — учитель арабского языка в школе №39, 1994 год Фото из личного архива Азата Ахунова

Других кадров не было. Казань полностью растеряла свой востоковедный потенциал, надо было начинать с нуля. Но в университет я сразу не пошел, не имелось мест в аспирантуре. Уехал на стажировку в Ливан, вернувшись, поступил в аспирантуру ИЯЛИ им. Ибрагимова.

Азат Ахунов на стажировке в Ливане, 1995 г. Азат Ахунов на стажировке в Ливане, 1995 год Фото из личного архива Азата Ахунова

В итоге я ушел в науку, но время от времени по просьбе своего учителя вел отдельные курсы в Институте востоковедения. Окончательно вернулся в альма-матер в конце 2010-го и проработал там почти 10 лет, пока не был выдавлен оттуда новым руководством…

Будут ли в новом, прошедшем «крутой» ребрендинг Институте международных отношений КФУ отмечать 20-летие своего предшественника? Не знаю. Не думаю, что кому-то там захочется ворошить прошлое. Да и из зайнуллинских кадров остались считаные единицы. Все разбежались кто куда.

КАЗАНСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — ЭТО ПОКА БРЕНД

Казанское востоковедение — пока бренд. В Москве или Петербурге не надо объяснять, что это такое. Все знают, что именно с Казани, Казанского императорского университета и началось востоковедение в России. В 1807 году была образована кафедра восточных языков, разросшаяся до Восточного разряда. В 1855-м, согласно указу Николая I, весь разряд со студентами и преподавателями, редчайшей библиотекой восточных книг и манускриптов переведен в Санкт-Петербург. По казанскому востоковедению нанесен непоправимый удар, от которого удалось оправиться лишь в 1989-м с созданием кафедры восточных языков КГУ. Восточные языки преподавали и в конце XIX – начале XX веков, но масштаб оказался уже не тот. Былой успех повторить не удалось. В советское время арабский и персидский языки преподавали в Казани от случая к случаю, в основном как факультативные предметы на истфилфаке КГУ. С одной стороны, не было кадров, с другой — местные власти как огня боялись усиления исламизма. «Мы не готовим мулл!» — основной лозунг идеологов Татарского обкома КПСС. Не дай бог Москва заподозрит в национализме! Для местных кадров это принципиальный вопрос. Надо было быть бо́льшим интернационалистом, чем русские руководители, показать, что у настоящего коммуниста и партийца нет национальности и религии.

Ситуация изменилась с хрущевской оттепелью. Появились свободы, можно было говорить на ранее запрещенные темы, но не в полный голос, конечно. Люди заинтересовались своим прошлым, появились неформальные кружки по изучению истории татарского народа, ислама. В 1960-е годы такие активисты, в основном писатели и журналисты, начали совершать экскурсии в Болгар, к «святым местам». Там они в отсутствие посторонних взглядов и ушей до потери пульса спорили о прошлом татарского народа, обсуждали плачевную ситуацию с преподаванием татарского языка, строили планы на будущее. Все это в итоге влияло на умы всей татарской интеллигенции.

О подобном мне рассказывал ныне покойный Марат-абый Валишин. Всю свою жизнь он проработал на КОМЗе, но это только внешняя сторона. Был хорошо известен в узких кругах как коллекционер рукописей и редких книг с уклоном в татарскую и восточную тему. В 1950–1960-е годы Марат-абый ходил по развалинам старых домов и подбирал ставшие никому не нужными артефакты. Так он собрал вполне приличную коллекцию. Валишина считали «городским сумасшедшим», в его голове всегда было полно самых неожиданных идей и теорий по спасению татарской нации, но высказывал их очень сумбурно. Но именно такие, как он, в 1960-е годы развивали востоковедный дискурс, не давали ему потухнуть, капали на мозги местной национальной элите.    

Марат Валишин у себя дома, 2005 г. Марат Валишин у себя дома, 2005 год Фото из личного архива Азата Ахунова

В итоге к процессу духовного, историко-культурного возрождения в эти годы подключилась и официальная наука. Именно в 1960-е годы «реабилитирован» выдающийся татарский богослов Шигабутдин Марджани, издан, хотя и небольшим тиражом, ряд книг дореволюционных татарских писателей и поэтов. В литературном журнале «Казан утлары» («Огни Казани») вышла большая статья писателя и ученого Мухаммата Магдеева, посвященная истории медресе «Буби». За это он был подвергнут обструкции и остракизму, а главный редактор издания Рафаэль Мустафин лишился своего поста.

Это оказался большой шаг вперед. С приходом к власти Леонида Брежнева ослабла и антирелигиозная борьба. Власти считали, что бояться им нечего. Атеизм победил. Религия — удел пенсионеров.

В это время на Арабском Востоке развернулась национально-освободительная борьба, которую активно поддержал Советский Союз. Ругать ислам открыто стало не комильфо, арабские друзья могли обидеться. В Казани подобное отразилось на судьбе татарского писателя Гарифа Губая, который был известен своим «бестселлером» «Коръән серләре» («Тайны Корана»). В книге он «разоблачал» Коран, используя различные нелестные эпитеты, грубый юмор, насмехаясь над священными строками, причем примеры давал в оригинале, на арабском шрифте. По сути, это тоже было востоковедение, но атеистического характера. Возмущенные читатели писали ему гневные письма, проклинали писателя и якобы даже присылали пепел от сожженных книг. Его работы выходили многотысячными тиражами, но в начале 1970-х на их новое переиздание было наложено табу. 

Книги Г.Губая Книги Гарифа Губая Фото из личного архива Азата Ахунова

В результате в конце 1960-х было принято решение о возрождении казанского востоковедения. При этом в «мусульманских» республиках Советского Союза Восток изучался полным ходом. Работали специализированные институты, востоковедов готовили в светских вузах. Возникал вопрос: чем мы хуже? Татарская АССР успешно строила КАМАЗ, обеспечивала почти весь Советский Союз нефтью. Росли амбиции, появились мысли о союзном статусе.

Власти Татарской АССР под давлением татарской интеллигенции приняли решении о подготовке в ведущих востоковедных учебных заведениях целевой группы молодых специалистов, которые должны были вернуться в Казань и работать на благо татарстанской науки. Идея такова — нам необходимо возвращать свое духовное наследие. Конечно, избирательно, без лишнего фанатизма, но надо. Например, раннего Тукая невозможно изучать без знания арабского, персидского и турецкого языков. То же самое касается и других писателей. Такая группа собралась. В основном это были дети видных деятелей татарской культуры, в итоге в Казань вернулись лишь единицы из них.

В советское время востоковедение в Казани еле теплилось. Местная наука жила за счет ученых, которые успели получить образование в медресе еще до 1917 года. Попытки заманить в город молодые кадры, использовать тех, кто есть, имелись. В университете преподавали арабский и персидский такие личности, как бывший военный, в будущем министр просвещения Татарской АССР Мирза Махмутов, поэт, переводчик и иранист Мустафа Нугман, выпускники Каирского университета Ильдар Авхадиев и Лена Тазиева. В их число входил и мой учитель Зайнуллин. Но все это было несерьезно. Арабский и персидский языки давали факультативно, иногда как иностранный, студентам-историкам и татарским филологам для общего развития, чтобы они могли их использовать в своей будущей научной работе.

«РАЗВИЛСЯ И АКТИВНО БУДИРОВАЛСЯ ДИСКУРС О БУДУЩЕМ «ТАТАРСКОМ КУВЕЙТЕ»

После начала перестройки у татар, как и у других народов Советского Союза, возродился интерес к своим истокам, исламу. Были открыты архивы, страницы газет и журналов заполнили материалы на ранее запретные темы, в том числе касающиеся религии и исторического прошлого. Все эти вопросы активно обсуждались, решение современных проблем искали в трудах дореволюционных татарских мыслителей. Развился и активно будировался дискурс о будущем «татарском Кувейте». Все горели идеей, что Татарстан, оставляя себе нефть, вскоре станет таким же богатым, как эта ближневосточная страна, что первую помощь окажут богатые единоверцы-арабы. В целом все взгляды оказались направлены на Восток, а не на Запад.

На этом фоне в 1989 году в Казанском университете удалось пробить идею об открытии самостоятельного факультета татарской филологии, истории и восточных языков. Автором идеи выступал видный ученый-тюрколог, в то время проректор КГУ по учебной работе Миркасым Усманов. Также была открыта кафедра восточных языков. Предполагалось, что новое подразделение станет готовить кадры для татарстанской науки, специалистов, способных работать с древними рукописями. Помню интервью, которое дал тогда вновь назначенный декан татфака Талгат Галиуллин. Он четко заявил, что дипломатов мы готовить не будем. Но имелись и те, кто намекал на то, что в недалеком будущем, когда у независимого Татарстана откроются свои представительства за рубежом, такие специалисты, как мы, пригодятся.

Миркасым Усманов (в центре) среди студентов татфака КГУ, 1994 г. Миркасым Усманов (в центре) среди студентов татфака КГУ, 1994 год Фото из личного архива Азата Ахунова

«ЭТО, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ТРУДНОСТИ, БЫЛИ, НАВЕРНОЕ, ЛУЧШИЕ ГОДЫ МОЕЙ ЖИЗНИ»

То, что востоковедение — бренд Казани и Татарстана, прекрасно понимал и вновь назначенный в 2010 году ректор КФУ Ильшат Гафуров. Возникла идея сделать это направление приоритетным в университете, как биомедицина в настоящее время. Он искал новых людей, которые могли бы сделать прорыв в данной области. В этом же году в КФУ из Москвы был приглашен известный ученый-исламовед, доктор экономических наук Ренат Беккин. Мало того, особо не скрывалось, что он придет на место нынешнего директора Института востоковедения Зайнуллина.   

Заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Римма Ратникова поздравляет директора Института востоковедения КГУ Джамиля Зайнуллина с 5-летием института, 2005 г. Заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан Римма Ратникова поздравляет директора Института востоковедения КГУ Джамиля Зайнуллина с пятилетием института, 2005 год Фото из личного архива Азата Ахунова

Для Беккина это вовсе не было лестным предложением. Он преподавал в МГИМО, являлся востребованным и широко известным в России и за рубежом специалистом. Предложил создать в КФУ кафедру исламоведения, хотя Гафуров продвигал идею открытия новой кафедры исламской экономики. В результате пришли к компромиссному мнению о создании кафедры регионоведения и исламоведения. Ренат искал специалистов на кафедру по всему городу. Регалии и звания для него не играли никакой роли. В итоге он добрался до меня — и мне подобная идея понравилась. Так я стал доцентом Института востоковедения КФУ. Мой учитель Джамиль-абый Зайнуллин продолжал работать директором. Все было тихо и мирно, никто нас не трогал. В итоге за очень короткое время, полгода (тот, кто в теме, это поймет), мы сумели собрать и подтвердить в Москве новое для КФУ направление подготовки — зарубежное регионоведение. Сделали первый набор будущих исламоведов.

Сотрудники нашей кафедры. Ренат Беккин (сидит второй справа) Сотрудники нашей кафедры. Ренат Беккин (второй справа) Фото из личного архива Рената Беккина

Это, несмотря на все трудности, были, наверное, лучшие годы моей жизни. Преподавательской нагрузки поначалу оказалось не так много, но подобное не значит, что мы волынили. Все свободное время посвящали студентам. Наша кафедра превратилась в их второй дом. Они спали и ели на кафедре, готовились к занятиям. Отношения были очень демократичными, но с соблюдением субординации. Со стороны главного здания также не имелось особой опеки, нас не заваливали отчетностью, как сейчас.

Все студенты первого выпуска нашли свое место в жизни. Они работают в России и за рубежом, некоторые из них состоялись как самостоятельные исследователи. Мы общаемся с ними до сих пор, помогаем чем можем.

С принятием в 2012 году программы «5–100» началась чехарда с руководителями института, слиянием с истфаком, пединститутом, бесконечными переименованиями, написанием скопусовских статей и т. д. Результат и качество образования стали никому не интересны. Главное — количество, а не качество. Чем больше студентов-платников, тем лучше. Это живые деньги, которые якобы идут нам на зарплату. Доходило до того, что в китайские группы набирали до 30 человек при нормативе 5–10. Чему можно научить в таких условиях? Преподаватели превратились в винтики большого механизма, а позже в крепостных, которые должны были молча и покорно выполнять все требования начальства. Пошел вал отчетности. Резко увеличилась и лекционная нагрузка. Бывали времена, когда мне приходилось читать до 15 лекций в неделю, причем чуть ли не на любую тему. И все это в системе полного хаоса, когда никто и ни за что не отвечает, в режиме страха, когда нельзя сказать лишнего слова, поскольку репрессии последуют незамедлительно. В подобного рода условиях Беккин оказался не ко двору. Не мытьем, так катанием от него избавились в 2015 году. Разбежались и другие сотрудники кафедры, я оставался до последнего. Пытался объяснить руководству, что так работать нельзя, надо думать о будущем страны, о том, кого мы готовим себе на смену, но от этого меня стали гнобить еще больше. Несмотря на высокие показатели, полное соответствие всем требованиям, от меня избавились вполне законно, но для этого им пришлось использовать разные хитроумные схемы.

Свое 20-летие Институт востоковедения КГУ встречает вот в таком виде. Нет той старой, камерной и семейной структуры, где я начинал работу. Понимаю, что в нынешних условиях институты такого типа не смогут существовать финансово успешно, хотя эксклюзивный продукт везде стоит дорого. Но это не значит, что надо махнуть рукой. Специалисты-востоковеды нужны, но в «совхозах-гигантах» их не подготовить. Это продукт штучный. Я оптимист и надеюсь на лучшее. История развивается по спирали. Верую в то, что альма-матер ждет светлая полоса.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (105) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.06.2020 10:04

Отношения "начальник-подчинённый" в университетах даже царской России (не говоря уже об американских) всегда отличались демократизмом и возможностью свободной дискуссии, которые напрочь отсутствуют в нынешнем КФУ, что и обрекает его на научное бесплодие.

  • Анонимно
    7.06.2020 09:13

    Ренат Беккин примерно год назад уже рассказывал в одном из интервью о нравах в Институте востоковедения КФУ: "Одно время меня пытались кормить перспективой, что я буду директором Института востоковедения. Позже я подумал: слава Богу, что не стал им. Потому что я откровенно не вписываюсь в те представления, каким должен быть директор института. У нас был предыдущий директор — Л.Н. Латыпов. И когда ему Гафуров звонил по телефону во время заседаний ученого совета, он даже вставал. Серьёзно".

    • Анонимно
      7.06.2020 09:28

      Я встаю когда мне звонит начальник, я дурак?

      • Анонимно
        7.06.2020 09:40

        Вы - Огурцов из "Карнавальной ночи", так и не сумевший преодолеть свое рабское отношение к начальникам.

        • Анонимно
          7.06.2020 09:49

          Ответственный человек - раб?

          • Анонимно
            7.06.2020 10:04

            Отношения "начальник-подчинённый" в университетах даже царской России (не говоря уже об американских) всегда отличались демократизмом и возможностью свободной дискуссии, которые напрочь отсутствуют в нынешнем КФУ, что и обрекает его на научное бесплодие.

            • Анонимно
              7.06.2020 10:12

              То есть вы старших не уважаете?

            • Анонимно
              8.06.2020 17:19

              внедрение в общество большого числа амнистированных заключенных внедрило в обществе отношения "ПО ПОНЯТИЯМ". Также внедренные в КФУ провинциалы, особенно в руководство, далекие от образования и науки, чиновники и бухгалтеры, принесли в это образовательное учреждение СВОИ привычки и ПОНЯТИЯ, сильно отличающиеся от традиционных

          • Анонимно
            7.06.2020 10:05

            Вы не ответственный.
            Вы - раболепствующий.
            Это разные вещи.

        • Анонимно
          7.06.2020 09:53

          А вы своего начальника не уважаете? Трудно вам работать, наверное

          • Анонимно
            7.06.2020 10:12

            Вы путаете армию и университет, а также уважение и собачью преданность. Умный начальник хорошо понимает, что первыми его предадут как раз те подчинённые, которые демонстрирует при всяком удобном случае (даже когда это не требуется) свою полную покорность и готовность выполнить любой, порой и преступный, приказ.

      • Анонимно
        7.06.2020 09:49

        09:28 Даже если это так, то Вы - преданный! Правда, как раз Латыпову это не помогло, и он потерял и пост директора института, и проректора по международным связям.

      • Karim
        7.06.2020 13:43

        У Рената Беккина был реальный шанс возглавить направление востоковедения в КФУ. Ему не хватило терпения и понимания . Так бывает, когда герою какое-то время везет, все идет как бы само собой в руки, но небольшой провал и «герой» уже ищет виноватых вне себя … Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал! (Конфуций)… Герою кажется раз здесь не оценили, то уж в другом то месте все будет по-другому. Возможно так бывает, но как видим не в этом случае . Ведь и в Вышке Беккин не задержался… Ну и в общем Ренат Беккин, к сожалению, чаще заметен в медийном пространстве лишь в тех случаях, когда вспоминаются события почти десятилетней давности связанные с КФУ…

        • Анонимно
          7.06.2020 14:06

          А чем "Вышка" лучше КФУ по части авторитаризма? Такая же шарага современной путинской России, где уже ни в одном вузе или научном учреждении нет академических свобод. Районные бурмистры гафуровы правят бал.

        • Анонимно
          7.06.2020 18:20

          Не отношу себя к поклонникам KARIMa но скажу, что он прав. Формально Беккина погнали за то, что он не получил звание профессора. И это действительно так. если бы он мыслил как профессор, то он сделал бы всё, что бы Женька Хамидов защитил кандидатскую. Но при нём этого не произошло...

          • Анонимно
            7.06.2020 19:47

            Так Женя по сю пору незащищённый... (во всех смыслах)

            • Анонимно
              7.06.2020 22:03

              А Женя никому не нужен ( из имеющихся в Казани). Если только пойти к Шайхуллину в РИУ

          • Анонимно
            7.06.2020 20:20

            Если вы не в курсе, у Беккина звание профессор РАН, которое выше чем ВАКовский профессор. Не путайте с одноименным почетным званием.

            • Анонимно
              7.06.2020 20:27

              Ваковский профессор круче

              • Анонимно
                7.06.2020 22:10

                ВАКовский, РАНовский - только и дел что хиршами да хвостами мериться))) Настоящему исследователю, который стремится к поиску истины эти атрибуты престижа ни к чему, поскольку он разгадывает загадки самого Творца. Но где они нынче? Тщеславие и золотой телец - вот удел теперешних так называемых учёных в подавляющем большинстве своём.

                • Анонимно
                  8.06.2020 09:24

                  К сожалению формальный признак в образовании и науке никто не отменял. И придёт человек на кафедру даже не в КФУ, а там аккредитация на носу. Чтобы вуз получил её надо иметь энное количество кандидатов, профессоров и.т.д.

            • Анонимно
              7.06.2020 21:24

              У Беккина именно почетное звание

            • Анонимно
              7.06.2020 21:54

              Во-первых, предполагаю, что на момент увольнения у него не было ни одного звания, во-вторых, он должен был знать, что это от него потребуют. Если бы он имел на тот момент звание, KARIM бы сейчас совсем по-другому разговаривал бы, потому что его пришлось бы увольнять по надуманному предлогу. А так он сам дал козыри в руки администрации. Вот защитил бы Женьку и ещё двоих и стал бы профессором. Беккин очень талантливый и одарённый человек, но он не организатор. Если над ним поставили бы другого человека, то они добились бы большего...

          • Анонимно
            7.06.2020 21:36

            Евгений Нафисович forever..

            • Анонимно
              7.06.2020 22:40

              Я знал одного довольно известного Евгения из Москвы, на деле он оказался Мухамматом Миначевым. Покойный возглавлял партию "Ватан" и был очень активен в политической тусовке Мск.

      • Анонимно
        7.06.2020 13:47

        Да, ведь начальник звонит не для того чтобы проверить можете вы стоять или нет. Он вас вообще не видит. Он то сам может вообще лежит.

    • Анонимно
      7.06.2020 10:47

      Успешное развитие любого дела требует определённой дисциплины, в том числе и должное уважение подчиненных к начальству

      • Анонимно
        7.06.2020 11:02

        10:47 Далеко не в любом! Все крупнейшие научные открытия в мире делались вопреки устоявшимся в течение веков представлениям, которых придерживались и начальники всех уровней для Галилея, Коперника, супругов Кюри, Эйнштейна и многих других гениев. И, напротив, "определённая дисциплина и должное уважение подчинённых к начальству" не довели до добра последователей Гитлера.

        • Анонимно
          7.06.2020 12:16

          Да, в Intel, AMD, Apple, BMW, NVIDIA нет дисциплины, все шлют начальника куда подальше и делают что хотят

          • Анонимно
            7.06.2020 12:33

            Не надо смешивать фундаментальную науку и работу в частной фирме! Вот если бы ректор КФУ сам финансировал университет, то он бы мог требовать беспрекословного подчинения по отношению к своим приказам. Но даже в частных американских университетах администрация мало влияет на кадровый состав своей профессуры и направление их исследований.

            • Анонимно
              7.06.2020 13:30

              то есть университет финансируют сотрудники?

              Я думал правительство, а Гафуров просто исполняет волю правительства - своих нанимателей.

              И давно КФУ частный вуз с сотрудниками-учредителями?

        • Анонимно
          7.06.2020 12:16

          То есть Берия не курировал жестко Атомный проект? Курчатов сам себе был предоставлен?

          • Анонимно
            7.06.2020 12:28

            Успех Атомного проекта в СССР обусловило совсем другое ведомство Берии - лучшая в мире в то время внешняя разведка, которая на 95% похитила американские секреты, позволившие сделать СССР бомбу лет на 10 раньше. Без этих секретов никакая исполнительность Курчатова, даже под страхом смертной казни, не помогла бы ему и Харитону взорвать советскую бомбу уже в августе 1949 года.

            • Анонимно
              7.06.2020 12:41

              а сотрудники этого другого ведомства подчинялись начальству или слали его куда подальше?

              • Анонимно
                7.06.2020 12:52

                К сожалению, часто подчинялись, а поэтому и при Берии, и, особенно при Ежове, 85-90% наших лучших разведчиков и дипломатов возвращались по приказу их начальников в СССР, где и были расстреляны или отправлены в ГУЛАГ. И снова повторю: не надо наивно считать, что армия или частная фирма живут по одним и тем же законам, что наука и учёные.

                • Анонимно
                  7.06.2020 15:09

                  112:52. Только по дремучему невежеству, можно приравнивать кровавого карлика Ежова,выпорхнувшего из Казани,с технарем Береия.Во время ежовщины уничтожали ученых,Берия провел чистку,репреесировав почти всех руководящих "ежунов",выпустил около 200 т.подследственных,в т.ч.казанцев профессора Г.Камая и будущего академика Б. Арбузова. Для осужденных ученых и инженеров создал закрытые кб -шарашки, откуда они вскоре вышли,некоторые с орденами,в т.ч.Глушко и Королев работавшие в кб на 16 заводе. Берия в условиях сталинизма, сумел сохранить интеллектуальный потенциал технарей и обеспечил создание ядерного щита.А его гибель была победой кучки партчиновников во главе с Хрущевым, который и сам участвовал репрессиях 37 г.на Украине и даже жаловался Сталину,что Берия наполовину урезает посылаемые списки на аресты врагов народа. Потом почти все кто помогал в расправе над Берия, были
                  им "политически ликвидированы",сняты с постов,исключены из партии,в т.ч.Маленков, Молотов , Жуков и др. Конечно он был типичнчм продуктом своего времени,как и Хрущев, и не надо делать из него святого, как некая Прудникова, лихо "напрудившая" 400 стр. опус , Берия последний рыцарь Сталина.

                  • Анонимно
                    7.06.2020 15:49

                    Что Ежов, что Берия - оба они последовательно проводили политику Сталина по устрашению и уничтожению всех своих политических противников. Берия был несколько лучше образован, чем окончивший 3 класса начальной школы Ежов, что не помешало Лаврентию Палычу преследовать и отлучить на время от занятий физикой, например, будущих нобелевских лауреатов П.Л. Капицу и Л.Д. Ландау, уморить в тюрьме академика Вавилова, а после войны поощрять уничтожение советской генетики.

    • Анонимно
      7.06.2020 19:03

      Ребятушки у вас изощренное и извращенное представление о востоковедениии в Университетете и в Казани! Смотрел на вас и ваши интриги, ага думаю у вас нет чести и совести..
      Перестаньте нести чуш.

    • Анонимно
      8.06.2020 17:24

      боже мой, да это во всех госучреждениях Казани.
      Увидев такое в первый раз в 2001 году, как гендир серьезной акционерной компании, только что говоривший с позиции хозяина, вскочил с кресла не стесняясь посторонних при разговоре с вышестоящим чиновником, я выпал в осадок

  • Анонимно
    7.06.2020 09:27

    И правильно их разогнали. Нечего на федеральные деньги в федеральном университете местечковые националистические желания удовлетворять.

    Откройте на деньги татарской элиты свой институт и работайте сколько хотите, только бюджет не впутывайте в свои заморочки.

  • Анонимно
    7.06.2020 09:29

    Института нет, а юбилей есть?

    Это прям как столетие ТАССР

    • Анонимно
      7.06.2020 14:11

      Или как 700 летие Орды. Только в этих случаях как раз есть юбилей, а нет виновника торжества. Больше подходит 1000летие Казани: город есть, а юбилей фейковый

  • Анонимно
    7.06.2020 09:38

    Точно! Одна ностальгия

    • Анонимно
      7.06.2020 09:50

      А были хоть какие-то заметные достижения у этого института? Или был просто клубом по интересам?

  • Анонимно
    7.06.2020 12:01

    Ахунов ну и где ваши хваленые выпускники, они работают в дипломатических корпусах стран Ближнего Востока? они переводчики в крупных корпорациях? К сожалению с их уровнем знаний языка дальше медресе районного уровня не берут. А вы тут демагогию развели ругаете уважаемых людей, которые смогли поднять КФУ до уровня ведущих вузов страны. Такие как вы и Беккины не с кем не могут спокойно работать, характер не тот.

    • Анонимно
      7.06.2020 12:17

      Это был просто клуб «похвалить себя», понятно что Новому Ректору такой не нужен

    • Анонимно
      7.06.2020 12:27

      Выпускники кафедры работают научными сотрудникам в ВШЭ, Амстердамском университете, Свободном университете Берлина, комитете по туризму и др.

      • Анонимно
        7.06.2020 13:19

        Фамилии в студию, в списке Гарвардский университет пропустили пиарщики как и автор статьи.

        • Анонимно
          7.06.2020 14:10

          Выпускница кафедры Рамиля Яруллина (она присутствует здесь на одном из фотографий) нынче является деканом факультета лингвистики Университета Адыяман в Турции.

          • Анонимно
            7.06.2020 15:30

            Турция?))) а гду университеты Европы?

            • Анонимно
              7.06.2020 16:25

              15.30. Вам шашечки или ехать?

            • Анонимно
              7.06.2020 18:49

              7.06.2020 15:30
              Для специалистов-выпускников кафедры восточных языков именно Турция - самый топ! В редких европейских университетах востоковедение культивируется.

    • Анонимно
      7.06.2020 12:28

      С нынешним руководством ни один адекватный учёный работать не сможет.
      Из университета сделали райадминистрацию - бюрократия, раболепие... не делается науке в таких условиях, нужна демократия, свобода и минимум бумаг

      • Анонимно
        7.06.2020 16:21

        А нужна ли Наука?
        Вроде никому не нужна?

      • Анонимно
        12.06.2020 14:09

        Не будет бюрократии - из Москвы вообще никаких денег выбить не получится. Они же грабят регионы, а потом с барского плеча отдают.

    • Анонимно
      7.06.2020 12:35

      КГУ и был как раз ведущим вузом страны до прихода Гафурова. КФУ превратился в очень большой провинциальный совхоз-гигант с местечковым стилем руководства и отсутствием каких-либо достижений в науке.

      • Анонимно
        7.06.2020 15:25

        КФУ - это планета Плюк в Галактике Кин-дза-дза со всеми атрибутами)))
        Цель одна - побольше КЦ с дележом согласно дифференциации штанов)
        Немного осталось до публичных ритуальных приседаний - ку)

      • Анонимно
        7.06.2020 22:36

        КГУ забронзовел вместе с Ленином ещё в 70-е. А ведущим вузом Казани был КАИ, потому что бурно развивавшаяся авиация требовала новых кадров для развития. Но старые каисты не понимают, что умерла авиация и вместе с ней умер вуз. Они наивно полагают, что если убрать Гильмутдинова, то КАИ воскреснет. Кстати и с КФУ такая же ситуация - само общество требует именно таких специалистов, которые выпускаются сейчас. Нужно менять общество, а не Гафурова. Неужели кто то верит, что если сегодня убрать Гафурова, то завтра придет новый ректор отличный от него?

        • Анонимно
          8.06.2020 07:39

          Гафуров и Гильмутдинов пришли не сами - их назначили, и не факт, что они могли отказаться от этих предложений в силу разных причин. Теперь оба вуза имеют некомпетентных руководителей, один из которых никогда не занимался авиастроением, а другой пытается применить свои навыки по ведению бизнеса для нужд образования и науки. КАИ в 70-е годы, несомненно, был намного эффективнее и успешнее, чем сейчас, но до уровня КГУ ему было очень далеко, впрочем и задачи у обоих вузов были очень разные: никаких виртуальных юристов и прочих экономистов в КАИ тогда не готовили, а реальных и добротных инженеров для советских заводов и НИИ. Если авиация умерла, означает ли это, что Вы передвигаетесь лишь на конной и автомобильной тяге по бренной земле? Тот факт, что она скончалась в КАИ, ещё не свидетельствует о том, что Россия отказалась от пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов и окончательно вернулась в 19 век.

          • Анонимно
            9.06.2020 09:12

            Вы не привели аргументов чем КГУ был успешней, вы заболтали тему и увели в сторону...

            • Анонимно
              9.06.2020 09:45

              Всё очень просто - КАИ подчинялся Министерству образования РСФСР, как и подавляющее большинство вузов. КГУ был в подчинении Министерства высшего и среднего специального образования СССР в числе очень небольшого количества лучших советских институтов и университетов - МГУ, МИФИ, МФТИ... Это автоматически вводило КГУ в элиту высшего образования СССР и давало право на дополнительное финансирование. Причин этому было несколько: 1. Казанский университет был одним из старейших вузов СССР. 2. Крупнейшим университетом к востоку от Москвы. 3. Единственным, где учился В.И. Ленин. Ничем подобным КАИ, возникший в своё время при активной помощи учёных КГУ, похвастаться не мог.

  • Анонимно
    7.06.2020 12:30

    Я считаю, что Вы правильно все подм етили про кадры. Но ведь в ваших силах пробудить интерес детей и младшего поколения к истории. Если власти РТ конечно поддержат. Сейчас подростки не интересуются историей. Можно же сделать выезды в татарские гимназии,чтобы интересно рассказать про ваши поездки и изыскания. Как раньше приходили в школу писатели и велась беседа с детьми,обсуждения. Детям так не хватает сейчас людей,которые не требуют от них знаний,а дают их. Эти тесты и ЕГЭ все перевернули в сознании нескольких поколений. Переговорите с директорами школ , вряд-ли кто будет против таких встреч с историками.

    • Анонимно
      7.06.2020 15:32

      А у историков нет ни сил, ни желания тратить последние крохи свободного времени еще и на школы. Вы себе представляете вал бюрократического бреда, который, как асфальтовый каток, плющит каждого из рядовых сотрудников ВУЗа? Тех, кому не на кого этот вал перевалить...

  • Nail QulMuhammad
    7.06.2020 12:52

    У каждого университета есть собственные задачи. Для подготовки дипломатических работников у нас есть Москва и Питер. Для Казани актуальным является собственное наследие, которое до конца не изучено. Для этого не обязательно быть дипломатом. К сожалению тенденция к "окупаемости" любой ценой характерна для всего мира. Штучный и эксклюзивный товар сегодня не рентабелен.

  • Анонимно
    7.06.2020 13:05

    Что денег не приносит неинтересно. Позиция видимо ректора.

  • Анонимно
    7.06.2020 13:08

    Объединение вузов нанесло урон в плане бюрократии и размывания направлений. У нас много специалистов - востоковедов, но к сожалению им сейчас сложно двигаться по своему направлению, а пара лет без практики практически обнуляет весь накопленный багаж знаний

    • Анонимно
      7.06.2020 15:29

      Из-за кошмарной педагогической перегрузки и ещё более кошмарного вала бумаг молодые не могут не то что защититься - у них нет ни сил, ни времени заниматься диссертациями.

  • Анонимно
    7.06.2020 13:28

    Азат Ахунов на фото на стажировке в Ливане очень похож на актёра Бена Аффлека )))

    • Анонимно
      7.06.2020 13:38

      чем эта стажировка помогла КГУ?

      • Анонимно
        7.06.2020 14:15

        А он поехал на стажировку, когда закончил КГУ, на грант международного фонда. Чем стажировка помогла? Человек на практике освоил арабский язык, причем, у него отменное произношение, редко у кого в Казани такое качественное знание языка.

        • Анонимно
          7.06.2020 20:28

          А оно в Казани нужно?

          • Анонимно
            8.06.2020 10:19

            Вам наставили 13 минусов, но по сути вы правы. В начале 90-х был арабский бум в Казани, были большие перспективы сотрудничества с Арабским миром. Сейчас увы ситуация поменялась в другую сторону. Арабский мир раздирают войны - война в Сирии, в Ливии, в Йемене. С Египтом отношения так себе. А Заливные страны никогда с нами не дружили... Наступили иные времена

        • Анонимно
          8.06.2020 10:20

          Отлично отношусь к Азату Ахунову, но вы уж не передергивайте. Лучшие в арабском языке за последние десятилетия в Казани- это студенты медресе "Мухаммадия" и произношение у них соответствующее. Все олимпиады в 90-е и 00-е по арабскому языку были за ними.

          • Анонимно
            8.06.2020 16:40

            Во-первых не все олимпиады, а во-вторых, как можно сравнивать Мухаммадию с большим количеством часов в неделю, например, с педуниверситетом, где арабский был вторым языком с 6 часами в неделю

    • Анонимно
      8.06.2020 11:26

      Это не сын Гарифа Ахунова

    • Анонимно
      9.06.2020 20:46

      А я думаю больше на Марио Касас смахивает. Кстати,он холост?

  • Анонимно
    7.06.2020 14:37

    12-01. Это кто тут уважаемые люди ректор гафуров, ИМОшники хайрутдиновы, ситдиковы Венедиктовы??? Вы уничтожили истфак, университетскую автономию. Вы напрочь забыли порядки истфака, на котором сами учились. И последний вопрос вам самим не стыдно, когда себя в зеркало видите?

    • Анонимно
      7.06.2020 15:34

      Порядки истфака были едины: "подтолкни падающего". Вид спорта такой: подсиди исподтишка. Не надо его идеализировать, нынешние как раз там учились навыкам...

      • Анонимно
        7.06.2020 16:33

        Если раньше "подтолкни падающего", то сейчас добей упавшего, чтобы уже не встал никогда. А ещё у руководства в основе принятия многих решений cherchez la femme

        • Анонимно
          7.06.2020 17:04

          Вот я и говорю: хорошая школа была(((

          • Анонимно
            7.06.2020 23:14

            И какие результаты она дала! Нулевые?

            • Анонимно
              8.06.2020 12:57

              Вы не поняли: школа злословия, подсиживания и спортивной грызни дала блистательные результаты... Что и следует из комментов выше и ниже.

    • Анонимно
      7.06.2020 15:42

      Они посмотрели... И им понравилось!

  • Анонимно
    7.06.2020 15:11

    Автору статьи Азату Ахунову большое спасибо за статью, умный и ответственный человек. По своей сути и структурно - история,
    востоковедение где они теперь!? Великий менеджер якобы от науки что творит?!
    Ждать что-либо конструктивного в сфере образования и науки от нынешнего директора не приходится.
    Просто за последнее почти десять лет происходило бездумное разрушение ранее существовавших учебно-научных структур и низведение несогласных с ним кадров. Итог плачевный...! Да, стыдно и больно за свой alma mater.

  • Анонимно
    7.06.2020 16:25

    Наука не нужна.
    Образование не нужно.
    Учёные и преподаватели простые наемные работники, как, например, сантехник или дворник.
    КФУ и другие вузы и не только российские конторы по зарабатыванию денег стравливания "пара" у молодежи.

    Простая констатация фактов.
    Без аналитики.
    Почему так - другой вопрос.

    • Анонимно
      7.06.2020 16:49

      Нескромный вопрос: после изгнания из университета вы дворник или сантехник?

      • Анонимно
        7.06.2020 19:34

        Многие профессора в США после сокращения (не прошли по конкурсу) становятся бомжами.
        А борьба за "рейтинг" порой переходит в перестрелку на "учёном" совете.

        • Анонимно
          7.06.2020 19:42

          Именно! А многие комментаторы пальцы гнут...

        • Анонимно
          8.06.2020 05:51

          19:34. Назовите не многих,а хотя бы пару профессоров в США, ставших бомжами? Как и многие недолюбливаю амеров,особенно афро,не желаюших работать и грабящих магазины,но врать о них тоже не надо.

  • Анонимно
    7.06.2020 17:10

    в пятницу же был юбилей.

  • Анонимно
    7.06.2020 17:11

    и в пятницу на рв уже было эпичное интервью с беккиным

  • Анонимно
    7.06.2020 18:21

    в пединституте были такие нравы, работа как на плантации, без права слова. а в кгу тогда жили в роскоши и смотрели на пединститутовских свысока: вот, дескать, какие мы, работаем по два часа в неделю, большие ученые, совесть нации. когда всех объединили, то работники кгу столкнулись с порядками пединститута и... в целом адаптировались, кто сплыл, кто тихо живет и дакает на всех советах... я за справедливость, Азат... привыкайте жить в реальной системе, а не жаловаться на 15 часов лекций в неделю...

    • Анонимно
      7.06.2020 18:59

      Ну, роскоши особой в КГУ не припомню, а в остальном все верно.

  • Анонимно
    7.06.2020 18:34

    Казанское востоковедение давно уже не бренд. Оно не было брендом и при Зайнуллине и не было им после его ухода. Оно было скорее татаристикой с вкраплением арабского языка. Даже Ахунов двинул в ИЯЛИ, в более знакомую ему среду. Кстати, на фотографии почему то нет Динара Хайрутдинова, вот он специалист хороший. Но загвоздка в том, что великолепным арабистом он стал ещё в 18 школе, обучаясь у Аяза, фамилию которого я к сожалению не помню. Вот как то так...

    • Анонимно
      8.06.2020 00:02

      При всем уважении - можно ли стать великолепным арабистом в ШКОЛЕ? Это какая должна быть школа, извините?

      • Анонимно
        8.06.2020 08:16

        Там написано, читайте внимательней. Добавлю, что там же училась Ильсияр Гайнутдинова, тоже великолепный арабист, но она предпочла уехать учиться в Египет, т.к понимала, что казанское востоковедение для её уровня не дотягивает...

  • Анонимно
    7.06.2020 20:26

    Хайрутдинов играет людьми. Сначала вытащил Хабутдинова, чтобы использовать его против Беккина. Тот только и рад был стараться. Потом когда от Беккина избавились, Хабутдинова выбросили в мусорное ведро и даже штопать не стали. Выдавил из универа Динара Хайрутдинова, Ларису Усманову, Азата Ахунова и многих других. Кто там остался? Венедиктова с Хайрутдиновым

    • Анонимно
      8.06.2020 13:33

      Очень точное описание! Такое чувство что этот тандем В принципе боится талантливых людей, выпивает из них все соки и потом выбрасывает на улицу. О качестве образования, когда уже никого не осталось преподавать, никто не переживает

  • Анонимно
    7.06.2020 20:47

    Что имеем -не храним, потерявши - плачем

  • Анонимно
    7.06.2020 21:58

    Хорошая статья! Благодарность автору!

  • Анонимно
    8.06.2020 17:00

    мудрый русский народ говорит на эту тему: Ч"то имеем не храним, потерявши плачем".
    Только, к сожалению, слезы крокодиловы...

  • Анонимно
    8.06.2020 21:48

    ..Азат, ты всегда был и остаешься романтиком, этаким Дон Кихотом - настало время популистов и шарлатанов от науки) Они теперь "глвные"))

  • Анонимно
    9.06.2020 16:42

    Посмотрел намедни сайт КФУ. Ни на одной кафедре не указан заведующий. А сами кафедры меняются как перчатки, особенно в области иностранных языков.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль