Энергетика 
23.08.2020

«Турция вышла в мировые лидеры!»: побьет ли Путин тузы в рукаве Эрдогана

Азат Ахунов о том, как официальная Анкара объявила, что собирается стать великой энергетической державой

«Мы обнаружили в Черном море крупнейшее в истории страны месторождение природного газа», — объявил в конце этой недели президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Что последует за данной новостью и как изменит отношения Анкары и Москвы, ведь последняя является поставщиком энергоресурсов в Турецкую Республику? На эту тему размышляет известный казанский востоковед и исламовед, постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов.


ЭРДОГАН: «ЭТО СОБЫТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАСШТАБА»

Турция обнаружила в Черном море крупнейшее в истории страны месторождение природного газа, сообщил в минувшую пятницу президент Турции Реджеп Эрдоган. По его словам, к 2023-му страна начнет применение найденных запасов. «Это событие исторического масштаба. Мы обнаружили в Черном море крупнейшее в истории страны месторождение природного газа. Объемы составляют 320 миллиардов кубометров. К 2023 году мы планируем поставлять его нашим гражданам», — сказал он.

Турецкие СМИ загодя до этого дня начали искусственно создавать интригу. «В пятницу после намаза ожидается важное заявление президента Турции», «Нас ждет поистине историческое событие» — подобные заголовки звучали отовсюду. Люди гадали: что же это может быть? Ведь только что свершилось историческое событие — Айя-София вновь стала мечетью. Звучали самые разные версии, в том числе и «газовые», но точного ответа никто не знал.

В назначенный момент на экранах телевизоров появился с торжествующим видом Эрдоган, который с трудом сдерживал эмоции. Все было очень символично. Заявление прозвучало в священную пятницу, в завершение первого дня нового 1442 года по хиджре. Подтекст был ясен — в новый год с новыми победами! Месторождение обнаружило буровое судно Fatih («Победитель»). Для всех было ясно, что это значит. Фатих — прозвище османского султана Мехмеда II, завоевавшего Константинополь в 1453 году. «Проклятие султана Фатиха снялось!» — заговорили в один голос комментаторы, подразумевая под этим возвращение Айя-Софии в «родную гавань».

«Мы провели 9 глубоководных буровых работ и в ходе последней из них смогли добиться успеха благодаря нашему буровому судну „Фатих“», — рассказал Эрдоган. Несмотря на то что объем обнаруженного в регионе природного газа составляет около 320 млрд кубометров и может удовлетворять потребности Турции только в течение примерно 10 лет, Эрдоган сказал, что данные, собранные в результате испытаний и исследований, указывают на большую вероятность обнаружения в данном же районе более крупных запасов природного газа. «Это только начало. С позволения Всевышнего продолжение будет», «Мы не остановимся, пока Турция не станет экспортером энергоресурсов», «Турция вышла в мировые лидеры!», «Турция настроена на решение проблемы с энергетикой в стране на корню» — вот основные тезисы пятничного выступления президента страны.

Реджеп Эрдоган: «Мы не остановимся, пока Турция не станет экспортером энергоресурсов» Реджеп Эрдоган: «Мы не остановимся, пока Турция не станет экспортером энергоресурсов» Фото: kremlin.ru

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Какова история вопроса? Почему это событие стало историческим для данной страны? Турция активно ищет запасы газа в Черном и Средиземном морях все последние 20 лет и вложила в их поиск не менее $3 миллиардов. Но поиски энергоресурсов велись здесь давно, еще с конца XIX века. К тому времени Османская империя фактически потеряла свою независимость, всеми делами в стране заправляли европейцы. Дошло до того, что Оттоманский банк, выполнявший роль государственного, находился в руках англичан и французов. Они и решали, сколько денег пустить на возврат кредитов, а сколько оставить в казне. Поиском нефти занимались различные европейские и американские компании. Согласно историческим данным, первая находка принадлежала Европейской нефтяной компании, которая в 1900 году в местечке Хора Дере с глубины 98,5 м получила за сутки два барреля сырой нефти. Сами османы утверждали, что первенство принадлежит им. Якобы поиски нефти начались еще в 1887-м, когда турецкий предприниматель Ахмет Неджати получил первую концессию на разработку скважин. О газе тогда мало что знали. Он шел попутно с нефтью, его использовали для заправки уличных газовых фонарей, но не более того.

В 1926 году турецкий меджлис впервые принял закон о нефти, который устанавливал государственную монополию на ее добычу. Позже эти принципы были нарушены в пользу американских и европейских нефтяных гигантов. Своей переработки не было. Вплоть до 1940-го Турция продолжала ввозить готовые нефтепродукты. В 1960-е были обнаружены некоммерческие запасы газа. В эти годы собственные газовые ресурсы оценивались в 3 млрд кубометров. В 1970-е эта цифра возросла до 4,8 млрд кубометров. Но собственные газовые месторождения не разрабатывались, они считались относительно небольшими и малорентабельными. Природный газ закупался в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока. Для потребностей населения создали выпуск сжиженного газа, который производили в том числе и путем переработки каменного угля.

В 1973 году, после «войны Судного дня», резко подскочили цены на энергоресурсы. Арабы и ОПЕК объявили бойкот поддержавшим Израиль западным странам и прекратили все поставки. Стоимость барреля нефти резко возросла с $3 до $12 за баррель. Турция, как потребитель нефти и газа, оказалась в сложном положении. Тем более что газ уже стал использоваться в обеспечении деятельности крупных промышленных предприятий.

В 1970–80-е в Турции были обнаружены новые залежи газа. Но их хватило ненадолго, они быстро истощались. В среднем 40 млн куб. м в год. Максимум в 456,7 млн был достигнут в 1986-м. Как раз в это время цены на энергоносители резко упали. Проще и дешевле было импортировать газ, в том числе и за счет массированных поставок из СССР. Именно это и стало в итоге причиной успешного роста турецкой экономики в 1980-е. В эти же годы Катар начал продвигать идею прокладки через территорию Турции газопровода в Западную Европу. Но этот проект по различным политическим и экономическим причинам не был реализован.  На своем пике, в 1988-м, СССР поставлял в Турцию 743,5 млн куб. м природного газа в год. При финансовой и технической помощи Союза был построен нефтеперерабатывающий завод под Измиром, СССР оказывал содействие в газификации турецких городов и электрификации железных дорог. Но началась перестройка, и все рухнуло. В 1990 году эти поставки упали до 1,5 млн куб. метров. Турция вынуждена была искать альтернативные источники газоснабжения.

По мере развития турецкой экономики требовались все новые и новые ресурсы. Поставок газа с Ближнего Востока стало не хватать. Турция вновь повернулась лицом к России. В конце 1990-х – начале 2000-х были достигнуты соглашения о строительстве новых трубопроводов по дну Черного моря. 30 декабря 2002 года сдали в эксплуатацию газопровод «Голубой поток». Промышленные поставки газа по газопроводу начались в феврале 2003-го. Контракт на поставку газа с турецкой стороной был составлен по принципу «Бери или плати» (в случае невыбора запланированных объемов поставок Турция должна была оплатить весь запланированный объем). В 2014-м его мощность была увеличена до 19 млрд куб. м в год.

Предполагалось, что его продолжат до Израиля и Италии, но тут появились новые проекты. В них были заинтересованы обе страны. Россия хотела обойти стороной «ненадежного транзитера» Украину, тем самым заимев рычаг давления на соседа, а Турция мечтала стать с помощью российского хаба крупным энергетическим хабом. Изначально Москва не собиралась делиться газом с Турцией. В 2007 году были подписаны первые соглашения о строительстве «Южного потока». Предполагалось, что газопровод будет проложен по дну Черного моря напрямую в Европу, лишь затрагивая морскую экономическую зону Турции. В 2014-м возникла идея сократить расходы в 2 раза, проложив наземную нитку по территории Крыма, но от нее отказались под угрозой новых санкций. Первые поставки газа были запланированы на конец 2015 года. Россия уже успела развернуть строительство со своей стороны, но в 2014-м Европарламент наложил на этот проект вето. Москва вынуждена была искать выход из положения. 1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин во время переговоров в Турции заявил, что РФ не может продолжать реализацию «Южного потока» из-за неконструктивной позиции Евросоюза и что подписан меморандум о строительстве газопровода такой же мощности в Турцию. В итоге новый проект под названием «Турецкий поток» стоимостью $6–7 млрд был реализован. В январе этого года его торжественно ввели в эксплуатацию. Было подсчитано, что из-за потери транзита Молдавия недосчитается порядка $80–90 млн, а Украина — около $450 миллионов.

Новый проект под названием «Турецкий поток» стоимостью $6—$7 млрд был реализован. В январе этого года он был торжественно введен в эксплуатацию «Новый проект под названием «Турецкий поток» стоимостью 6–7 миллиардов долларов был реализован. В январе этого года его торжественно ввели в эксплуатацию» Фото: kremlin.ru

ПРОЗВУЧАВШИЕ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ МНЕНИЯ НАПОЛНЕНЫ НОТКАМИ СКЕПТИЦИЗМА

Будет ли новый передел газового рынка? Что все это значит для российско-турецкого энергетического сотрудничества? Прозвучавшие со стороны российских экспертов мнения наполнены нотками скептицизма. Чуть ли не все они в унисон говорят о том, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Нынешнее открытие месторождения не изменит ситуацию в турецкой экономике в целом. Мол, пройдет немало лет, пока начнутся коммерческие поставки внутренним потребителям. Что все это чуть ли не блеф турецкого лидера, который хочет показать «кузькину мать» как соседям, так и политическим конкурентам в стране. А также надавить на «Газпром», чтобы он скинул цены на газ для Турции и т. д. и т. п. Хотя в российских СМИ появилось и немало заголовков вроде «Эрдоган перехитрил „Газпром“», «„Турецкий поток“ постигла судьба „Северного потока – 2“, «Турция дарит „Газпрому“ очередной неприятный сюрприз».

Что касается ценового давления, то определенный резон в этих словах есть. Импорт российского газа Турцией в прошлом году резко упал до самого низкого уровня. В 2019-м поставки российского голубого топлива упали до 15,2 млрд куб. м с 23,6 млрд годом ранее. В 2020-м сокращение поставок российского газа в Турцию продолжилось — за первые пять месяцев экспорт снизился более чем на 50%. В январе – апреле поставки топлива упали еще на 29,5% — до 4,2 миллиарда. Это объясняется экономическим спадом в самой Турции, произошедшим в августе 2018 года, вызванным валютным кризисом, резким замедлением деловой жизни на фоне пандемии коронавируса.

Тот факт, что на федеральных каналах эта новость осталась незамеченной и глубокое молчание хранят и «лидеры мнений», говорит лишь о том, что официальная позиция Кремля пока не выработана. При этом чуть ли не сразу же Эрдогана с открытием месторождения поздравили президенты Азербайджана и Украины.

Судя по всему, не стоит ждать подобной реакции от российского руководства. Но это вовсе не значит, что ответа не будет. Скорее всего, переговоры пройдут, но уже «за кадром». Лидер Турции готов прийти на них с пачкой тузов в кармане. Найдутся ли козырные карты, чтобы побить их?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (81) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.08.2020 09:34

Согласен. Турция в роли Газового Хаба - исключительное место.
Точка сбора Газопроводов на Юге Европы.
И помогли её в этом Миллер и его друзья.
Сами знаете какие.
Скажем им Зур Рахмет.

  • Анонимно
    23.08.2020 09:11

    Ну что сказать, Турция и в прям молодцы.

    • Анонимно
      23.08.2020 09:34

      Согласен. Турция в роли Газового Хаба - исключительное место.
      Точка сбора Газопроводов на Юге Европы.
      И помогли её в этом Миллер и его друзья.
      Сами знаете какие.
      Скажем им Зур Рахмет.

    • Анонимно
      23.08.2020 10:54

      Независимость - это всегда хорошо, в том числе и энергетическая!

  • Анонимно
    23.08.2020 09:12

    Перекуп чужих энергоресурсов, не более.

    • Анонимно
      23.08.2020 20:04

      Турки всегда были торгашами. Ведь их пророк из рода торговцев. Кому близка эта тема, легко приняли ислам.

      • Анонимно
        23.08.2020 20:23

        И поэтому такая нелюбовь к ростовщикам /банкирам. Пророк смотрел с позиции торговца.

        • Анонимно
          24.08.2020 08:14

          Жадность. Проценты за пользование отдать надо, а не хочется))

          • Анонимно
            25.08.2020 23:24

            /Жадность. Проценты за пользование отдать надо, а не хочется))/
            Обычно воры легко к деньгам относятся, не свои - не заработанные.

      • Анонимно
        25.08.2020 23:21

        /Турки всегда были торгашами./
        А кто не занимался торговлей, только те, кто не умеет с людьми обращаться.

  • Анонимно
    23.08.2020 09:26

    Молодцы!
    Хороший ускоритель дл турецкой экономики

  • Анонимно
    23.08.2020 09:29

    Сейчас никакого козыря для Турции это не имеет, по отношению к РФ. Турция давно не может покупать газ в РФ, потому как нет для этого валюты. Поэтому берет газ в Катаре, пока дают в долг. Турция лишь сможет поправить валютный баланс, но не ранее 2023 года, а до этого нужно держаться, а вот за счёт кого... Этим вопросом они в данный момент и занимаются.
    А РФ стремительно теряет рынки газа повсеместно, и никаких кадровых перестановок до сих пор нет.

    • Анонимно
      23.08.2020 15:28

      По крайней мере Туркиш Эйрлайнс в разы лучше Аэрофлота и самолеты комфортнее

      • Анонимно
        23.08.2020 18:04

        Вы для начала посмотрите рейтинги авиакомпаний, а потом пишите.

        • Анонимно
          23.08.2020 18:15

          А Вы для начала полетайте на Тюркиш Эйрлайнс и на Аэрофлоте))
          А рейтинг на хлеб не намажешь

      • Анонимно
        23.08.2020 20:03

        На газу летают самолёты? Не вижу связи с комментарием выше

      • Анонимно
        24.08.2020 12:36

        Уже нет. Пишу из Стамбула, прилетел сюда из Москвы Туркишами, был очень удивлён. Весь их лоск и комфорт закончился.

    • Анонимно
      23.08.2020 16:01

      09.29
      //никаких кадровых перестановок до сих пор нет//
      Потому что Главный Кадр на месте. И это хорошо. Россия идет в нужном направлении.

    • Анонимно
      23.08.2020 16:42

      Ты забыл сказать за счёт кого и чего Анкара платит, за счёт приезжих туристов из Европы и России, русские женщины восполнить могут этот пробел тк это любители туризма в Турции хватит на 10ки лет, женщины любят Турцию.
      Россия будет сверхдержавой ресурсов. Дело в людях в которых живут России и распродают богатство за копейки и даром, а люди остаются нищими в своей стране.

    • Анонимно
      24.08.2020 07:43

      Какой 23 год? Это смешно, крупные месторождения так быстро не разрабатываются. Минимум 10-15 лет

  • Анонимно
    23.08.2020 09:38

    Между обнаружение месторождения и его разработкой может пройти не один десяток лет. А могут его вообще не разрабатывать, так как не каждое месторождение экономически выгодно. Вот когда Турция сможет это месторождение разработать, вот тогда и поговорим. А пока Эрдоган выдаёт желаемое за действительное.

    • Анонимно
      23.08.2020 10:04

      Согласен, есть ли даже газ нашли , сколько ещё времени надо, чтобы начинать его использовать.

    • Анонимно
      23.08.2020 11:59

      Так вроде тут написано, что реализация газа начнется в 2023 году. Сейчас новые технологии добычи и с каждым годом они только усовершенствуются, если даже не к 23 году, то к 25 уже смогут.

    • Анонимно
      23.08.2020 14:33

      А был ли мальчик? Сорри, а месторождений газа есть на самом деле?))) или это политический торг идёт по восточному? Алиса тоже заявлял в свое время об не существующих объёмах газа и нефти для привлечения инвестиций

    • Анонимно
      24.08.2020 07:45

      Израиль объявил о Левиафане еще в начале 2000-х и только сейчас зашла речь о первой коммерческой добыче. А у Израиля гораздо больше технологий и возможности для инвестиций

  • Анонимно
    23.08.2020 09:56

    Сколько было таких политических заявлений об очередном открытом богатом месторождении! Хотя бы подаренная Сечиным Путина на днях бутылка "самой лучшей нефти".Пока не будет более детальной информации и хотя бы прикидочного расчета стоимости добычи- говорить не о чем.

  • Анонимно
    23.08.2020 10:01

    Когда же у Росси появятся собственные козыри в рукаве? Куда ни глянь везде проигрываем. Газпром своим бездарным управлением загнал страну в тупик. МАло того что растеряли рынки сбыта, так за время достаточно больших доходов, растранжирили прибыль на дивиденды и безумные проекты. А страна до сих пор не газифицирована!!!!
    Теперь на газификацию страны где деньги рать?

    • Анонимно
      23.08.2020 10:33

      Дело даже не в Газпроме, а в использовании газа во внешней политике. Пока дружба - получайте газ по ценам ниже, чем на внутреннем рынке, дружеский режим пал - газ подорожал.

    • Анонимно
      23.08.2020 13:12

      Дивиденды ладно, это большая часть в бюджет, зато сколько всяких Зенитов содержат с иностранными легионерами

  • Анонимно
    23.08.2020 10:02

    Некоторые люди в РТ так сильно радуются успехам Турции, как своим.
    Но для турков разговоры о том, что есть общая религия, корни - не более, чем маневр. Эрдоган в любой момент отвернется от кого угодно. Для него есть только Турция и великая Османская империя. Остальные народы как второй сорт.
    То, что ва улыбаются на курортах не значит ничего, совсем.
    Турция уже скупает часть грузинской Аджарии. Почти полностью проникла в Азербайджан и влияет на него, исходя толь из своих интересов. А Татарстан, не в пример Азербайджану меньше и беднее, для турков вообще странное небольшое пятнышко на карте мира. Кто всерьез считает, что к нам к РТ они будут прислушиваться, тот не знает историю.

    • Анонимно
      23.08.2020 10:40

      Абсолютно согласен! Многовековая история тому пример!

    • Анонимно
      23.08.2020 11:19

      Простите, а что должны делать турки по отношению к Татарстану? Если хотите, то турки с удовольствием принимают к себе и татар, они и гражданство могут получить по упрощенной схеме как тюрки. А что бы вы хотели, чтобы турки еще делали для татар? То что русские делают для украинцев или тех же поляков? А может для белорусов?

      Да, то что Эрдоган объявил об открытии месторождения в Черном море, скорее есть большая доля и политики. Но это всего лишь попытка обрести энергетическую независимость. И отказ от российского газа не от того, что им платить нечем. Они покупают газ и у США, сжиженный. Просто Газпром использует трубы в двух целях. Первая цель как политическое оружие, а вторая цель - обогатить друзей, строительством газопроводов. А реалии таковы. Теперь сжиженный газ оказывается дешевле на рынке трубопроводного. А Газпром не желает подстраиваться по ценам на рынке, используя правила - "бери или плати". Очень удобная формула, но вот Украина отказалась от этой схемы, за не Польша. И более того они отсудили у Газпрома те деньги, которые они заплатили по этой схеме, но газ не забрали. Тоже собирается сделать и Турция. Газпром не идет им на встречу, хотя понятно, что цена на газ снизилась довольно значительно. Потому и высох эти самые потоки. Кстати, не только по вине Турции, ведь Турция не только потребитель, но и транзитер российского газа в Европу. Кстати, с открытием новых потоков из Израиля напрямую в Европу, конкуренция будет страшной.

      И еще, Эрдоган не остановиться в поисках газа только Черным морем. Другое судно под защитой военных кораблей ведет поиск газа и в Восточном Средиземноморьи. И кстати, судно тоже довольно уникальное, турецкое. Бурить может на глубине 2-2,5 км от морского дна, и до глубины в 12 км уже по дну моря. Правда, тут уже они начинают конфликтовать с Грецией, которая считает это морское дно своим. И им на помощь пришел ЕС и военный флот Франции. Но турок это не останавливает. Они считают, что тот договор был подписан Турцией под давлением победителей и он не справедлив, когда остров, который находится в двух километрах от турецкого берега принадлежит Греции, который от него отстоит на тысячи километров. И это уже диктует Турции, где проходят ее морские границы.

      Sheldon

      • Анонимно
        23.08.2020 11:54

        Турки вслучае чего потопят корабли Франции и Греции? Я за! Только предупредите перед этим, запасусь поп-корном.

        • Анонимно
          23.08.2020 23:19

          После того как они потопят корабли НАТО то она станет страной изгой.А в её стране развяжут гражданскую войну.Курды только этого и ждут.

      • Анонимно
        23.08.2020 12:04

        //Другое судно под защитой военных кораблей ведет поиск газа и в Восточном Средиземноморьи//

        В Эгейском море - территориальные воды простираются почти непосредственно до берега Турции. Газ там тоже есть - но его разработка приведёт к системному конфликту внутри НАТО. Греческий ВМФ вместе с французским флотом не дают Турции проводить геологическую разведку в "греческих" территориальных водах. США - поддержали Грецию и Францию. При всей своей наглости, Эрдоган не хочет рвать отношения с НАТО.

        • Анонимно
          23.08.2020 17:25

          Они уже там месяц как ведут морскую разведку. И ничего, пока не нападают. Кто первым откроет огонь тот и спровоцирует военный конфликт. Правда, не понятно, чего там Франция встревает.

          Sheldon

      • Анонимно
        23.08.2020 14:13

        11.19 сжиженный газ из США дешевле трубопроводного? Либо не так выразились, либо с расчётами у вас что-то не так. Себестоимость и цена продажи это разные категории, наши не снижают цену, зная, что 20 млрд куб газа перевести на танкерах сейчас нереально. Несколько сот миллионов тонн это слону дробина.
        А для понимая, есть в стране валюта или нет, нужно открыть торговый баланс страны за 3 последних года. И сейчас применить, что валюта от туризма в страну перестала заходить, торговля от фруктов и овощей будет зависить от границ. Никакие С400 Турция купить не может без внешних займов.
        Насчёт Греции, возле границы стоит увеличенный контингент турецких войск, Греция заявить о помощи даже не успеет, если тот корабль тронут.

        • Анонимно
          23.08.2020 17:34

          Тогда более точнее. При одинаковой стоимости добычи газа, прокачка по труде на расстояние более 2 тыс. км одного кубаметра газа по стоимости уравнивается с доставкой на такое же расстояние сжиженного газа. А при больших расстояниях транспортировка СПГ становится дешевле, чем прокачка по трубе. Это уже и без нас просчитали.

          • Анонимно
            23.08.2020 20:15

            17.34 бред, ничего дешевле трубы нет. Чем больше объем прокачки, тем дешевле себестоимость. Труба не чувствительна к расстоянию там не линейная зависимость.
            Приведите расчёты, что танкером дешевле.

            • Анонимно
              23.08.2020 22:29

              20:15 Бред у вас в голове. По трубе идет прокачка газа, компрессорные станции отстоят одна от другой на расстоянии 120—150 км. И они жрут еще столько энергии. Так на расстоянии 1500 км их будет примерно 10 шт. и более. И они работают непрерывно, создавая давление в трубе, прокачивая газ. Количество металла и работы по укладке таких магистральных газопроводов как раз сравняются с теми затратами на строительство СПГ-танкеров, а то количество энергии затрачиваемая на перекачку газа по трубе на расстояние 2000 км, как раз уравнивается со стоимостью сжижения и перевозки сжиженного газа танкером вместимостью в 260 тыс. кубометров.

              • Анонимно
                24.08.2020 07:50

                А сжиженный газ по воздуху передается совсем без потерь. Причем он прямо из скважины идет сжиженный

              • Анонимно
                24.08.2020 13:12

                22.29 Спг танкеров сейчас совсем небольшое количество, сейчас ходят на дизельных установках потребление дизеля совсем большое.
                Эл энергия в РФ по затратам дешевое, стоимость генераторов и их скромная стоимость обслуживания.
                Толкать газ в трубе и нефть это разные компрессорные установки.
                Вы забыли ещё затраты на модернизацию порта отгрузки и порта приёмки.

    • Анонимно
      23.08.2020 12:04

      Вы измеряете геополитическими категориями, я в этом слабо разбираюсь, в различные конспирологии не веру. Но я измеряю экономическими категориями. Более 25% инвестиций в экономику РТ - это турецкие компании. Это новая инфраструктура рабочие места, налоги всех уровней и т.д

    • Анонимно
      23.08.2020 13:27

      Турция никогда за 1000 летнюю историю не наносила никакого вреда татарам. Поэтому в Татарстане рады успехам братского народа.

    • Анонимно
      24.08.2020 00:57

      Турки веками принимали российких мусульман и дали им гражданство! Так что ляля кирәкми.

      • Анонимно
        24.08.2020 12:41

        Вид на жительство получить легко любому россиянину, независимо от вероисповедания. Не лечите тут никого. Никакого особого отношения и трепета они к татарам Не испытывают.

  • Анонимно
    23.08.2020 10:45

    Возрождает империю, молодчик. А наши совсем развалили некогда сильную страну.

    • Анонимно
      23.08.2020 12:12

      Эрдоган десятки раз уже говорил, что у него нет цели воссоздать Османскую империю, и все обвинения его в этом беспочвенны. Моя цель, говорил он, улучшить уровень жизни своего населения и сделать мощную экономику Турции. В процессе реализации данной цели приходится сталкиваться и с геополитическими проблемами которые он вынужден решать.
      На саомо деле, не он же сам пригласил к себе около 3 млн, сирийских беженцев и прочие другие проблемы.

    • Анонимно
      23.08.2020 17:42

      На курс лиры посмотрите, имперцы))

  • Анонимно
    23.08.2020 10:50

    Это событие - больше пиар Эрдогана, чем реальное геологическое открытие.

    Предположим, что Турция решила перестать импортировать иностранный газ и перешла на потребление газа из своего месторождения. В этом случае, объёмов газа этого месторождения хватит на срок менее 7 лет.

    Объемы этого месторождения составляют 320 миллиардов кубометров. Много это или мало? Чтобы были понятны объёмы этого газового месторождения - сравним его другими месторождениями.

    Катар совместно Ираном делит крупнейшее газовое месторождение Южный Парс в Персидском заливе. Его объём 28 трлн.м³.

    У Туркмении крупнейшее месторождение - Галканыш. Его объём - 21.4 трлн. м³.

    У России крупнейшее месторождение - Уренгой. Его объём - 10,2 трлн. м³.

    Разработка и ввод этого месторождения займёт у Турции не мало времени - и Турция никогда не будет пользоваться исключительно своим газом. Тем не менее, это месторождение позволит создать Турции свою газовую геологическую службу, свои газодобывающую компанию - и этот потенциал Турции позволит ей находить и другие газовые месторождения на территории Турции или например искать и добывать газ своими силами на территории других стран - например в Азербайджане.

    Что касается России, то на Россию это повлияет мало. Турецкий рынок сейчас очень конкурентный - и цены на газ там падают и российский экспорт туда. Напомню, что изначально при строительстве "Южного потока" Россия вообще не рассматривала вариант захода газопровода в Турцию. Освободившиеся же объёмы российского газа в этом случае пойдут на более востребованный и премиальный европейский рынок. Напомню, что "Турецкий поток" имеет продолжение в Болгарию, Сербию, Австрию и далее по всей Европе.

  • Анонимно
    23.08.2020 11:15

    В 90-е была оттепель в печатном деле и дело не в количестве магазинов а в том что можно купить в книжном магазине.

    • Анонимно
      23.08.2020 11:27

      Не в ту статью - вы свой комментарий пульнули.
      Туркам всё равно, что можно купить в наших книжных магазинах.

  • Анонимно
    23.08.2020 11:18

    Эрдоган всё красиво сделал...по-восточному... Россия построила Турецкий поток и инфраструктуру к нему,далее под этим же соусом была поставка современного вооружения С-400 в кредит который скорее всего договорились списать... Были а трономические скидки на газ пока Турецкий поток работал и в СМИ озвучивались сумму скидки 1 млрд $ !!!
    Эрдоган выжал из ситуации максимум и теперь перепродаёт газ из Катара и всё это под соусом "мусульманский мир"... Думаю перевод памятников и собора Софии в мечеть это подарок Катару и показатель уважения.

    Солнцеликий совершил очередной провал во внешней политики и россияне уже получили новые платежи за ЖКХ с увеличенным тарифом за газ и другие услуги. С каждой платёжки по чуть чуть и регулярно...так и наберётся очередная сумма компенсации провала внешней политики.

    • Анонимно
      23.08.2020 14:32

      Вы великий эксперт. Не каждый сможет только на основании одного сообщения об открытии месторождения сделать такой глубокий анализ и поставить свой безаппеляционный вердикт. И ведь обладаете кучей инсайдерский информацией: и кредит мы оказывается списали (кроме вас никто не знал об этом) и перевод храма Соыии в мечеть это оказывается не попытка свой рейтинг приподнять, а благодарность Катару (непонятно правда в чем выгода здесь Катару, но это конечно не важно)

  • Анонимно
    23.08.2020 11:32

    А местным нацикам лишь бы порадоваться неуспехам России и успехам "типабратской" Турции.

    • Анонимно
      23.08.2020 15:00

      11:32 А вам лишь бы оскорбить людей.

    • Анонимно
      23.08.2020 16:42

      А разве турки не братский татарам народ? Для русских сербы ведь братский народ

    • Анонимно
      23.08.2020 17:41

      Да там треть годовой добычи РФ нашли, они даже считать не умеют

  • Анонимно
    23.08.2020 11:33

    Похоже врезались в российскую трубу.

  • Анонимно
    23.08.2020 13:32

    Сейчас больше стран имеет возможность разведывать и разрабатывать газ нефть и прочее. Поэтому цена на ресурсы падает....
    Но....
    Почему же во всем мире газ нефть дешевеет а для населения России постоянно дорожает во всех аспектах.
    Жадность акционеров ЗАО Россия????

    • Анонимно
      23.08.2020 14:36

      Вообще говоря это не совсем правда. В долларах газ в России один из самых дешевых. Цены в хабах, которые озвучивают в новостях - это отнюдь не цены для конечных потребителей. Европейцы живут зимой в прохладце, отопление очень дорогое. Даже при их уровне доходов. Они экономят и это не секрет. Это не хорошо и не плохо, просто факт

    • Анонимно
      24.08.2020 01:04

      Вспомнилось:
      - Где Вы работаете?
      - Я безработный.
      - А где Вы безработный?
      - Я безработный в России.
      - А Россия это что? ООО, ОАО, ЗАО?
      - Нет-нет, Россия это РФ!
      (из Уральских пельменей)

  • Анонимно
    23.08.2020 14:40

    Не нужно злорадствовать и ждать окончания нефтяного века. Человечество не отказалось ни от одного вида ресурсов. Даже от дров (привет шашлыкам, баням и каминам). Не говоря уж про используемые с древности золото, медь, уголь, шерсть и прочее. Весь автотранспорт перейдёт на электричество? Ок, будут перерабатывать всю нефть в полимеры. Думаете не будет спроса?)

    • Анонимно
      23.08.2020 17:36

      14.40. про то что нефть и газ будут востребованы в будущем никто не сомневается из комментаторов БО. Переработка приносит больше выгоды чем добыча и транспортировка вместе взятые.
      Если бы в РТ не сохранили и не расширили производственные мощности нефтехимической отрасли до сегодняшних масштабов то Татарстан не был бы так сегодня богат и привлекателен по сравнению с другими территориями Поволжья. Сравнивать с Европой и Югом России не надо.
      В Татарстане выжали максимум из нефтехимической промышленности что можно в хорошем смысле.
      Нужно строить ещё одно Закамье Татарстана в других регионах и улучшать жизнь местных.только переработка и инвестиции на 15-20 лет устойчиво без шоков .

      Работы,денег,взяток всем хватит.глааное переработка.

      Транспорт медленно будет электрическим и это неизбежно но продлится этот переход десятки лет и далее водородные двигателя добавят. пока в России автомобиль с кондиционером и полным электропакетом считается в большинстве регионов России роскошью. Про автоматическую трансмиссию промолчит.

      В СТО Казани есть востребованная услуга "регулировка карбюратора" !!! Нам россиянам про электромобили рано думать и не на что купить их в принцыпе.

      Пока заводы-переработка и продукция АвтоВАЗа,УАЗ.
      Корея,Китай/недорогие простенькие модели/.

  • Анонимно
    23.08.2020 15:39

    Поздравляю Турцию

  • Анонимно
    23.08.2020 17:36

    С приходом Эрдогана лира упала к доллару в три раза и в два к рублю. Какие козыри? Страна катится в бездну.

    • Анонимно
      23.08.2020 18:21

      17.36 это контролируемая девольвация нац.валюты чтобы поддержать экономику Турции.
      Следующий год будет с точки зрения туризма для Турции очень хорошим. Пандемия пройдёт.в страну хлынут толпы отдыхающих с валютой и за 2-3 года выровнят все балансы и закроются все убытки.
      Туризм в этом году не работает на бюджет Турции и проседает нац.валюта ...

      За Турцию волноваться не строит. Страна не под санкциями США и Европы.промышленность развита неплохо.вооружены. климат шикарный.население приростает.
      Трудности временные у них реально и им просто дождаться следующей весны и станет легче и с каждым последующим годом легче и сытнее.

    • Анонимно
      25.08.2020 09:22

      с эрдоганом турки улетят в бездну, от его действий Ататюрк в могиле переворачивается

  • Анонимно
    23.08.2020 18:37

    Который раз, Турция пользуется Россией в своих интересах! Россия пыжится, свои деньги вкладывает и провал. Когда уже поймут, что туркам доверять нельзя???

    • Анонимно
      23.08.2020 20:13

      А что им доверяют? Продают устаревшее оружие, чтобы стравить с западом, вот пусть и бодаются

  • Анонимно
    23.08.2020 23:30

    Есть предсказание болгарской бабы Ванги о войне 13 войне России и Турции.Турция подёт и исчезнет,а Истанбул будет снова Константинополем.Греция получит снова свои утерянные территории.

    • Анонимно
      24.08.2020 16:58

      Идиот, какие у Греции утерянные территории? То что было 2 тысячи с лишним лет? Ну тогда что из себя Россия представляет? Не подумал?

      Sh

    • Анонимно
      25.08.2020 09:20

      Ванга это пиар проект царя, вас оболванили

  • Анонимно
    24.08.2020 00:08

    Хорошо. Значит у нас газ подешевеет

    • Анонимно
      24.08.2020 09:39

      Ага по дешевеет.Это как в анекдоте про алкаша и сына.
      - Папа, на водку цену подняли, ты теперь будешь меньше пить!
      - Hет, сынок, это ты будешь меньше есть!

  • Анонимно
    24.08.2020 00:50

    Многие специалисты давно предупреждали нельзя связываться с Турцией и ни в какие проекты с ними нельзя ввязываться .Наивные дэбилы поверили бывшим врагам с которым 12 раз воевали.И они решили что Турция будет честно с ними вести бизнес.Ну кто теперь будет нести компенсацию в млр евро за турецкий поток?Да их после этого дешевле теперь уничтожить калибрами хоть от этого будет большая выгода.

    • Анонимно
      24.08.2020 16:59

      А что Россия честно ведет бизнес? Спросите у украинцев или белорусов.

      Sh

  • Анонимно
    24.08.2020 03:11

    хорошая идея продавать русский газ под видом нового месторождения.

  • Анонимно
    24.08.2020 06:51

    Молодцы турки, и заинскую ГРЭС взяли на подряд.

  • Анонимно
    24.08.2020 07:51

    Газпром расслабься к тебе пристроиться сзади не горюй

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль