Общество 
21.02.2013

Вначале было слово: у Татарстана появился полноценный гимн

9.jpg
Текст гимна дорабатывался буквально до вчерашнего (!) дня. К примеру, гимн, предъявленный членам президиума Госсовета РТ на прошлой неделе, отличается от конечного варианта на несколько слов

«ЭТОТ ГИМН ДОЛЖЕН СТАТЬ ОБЪЕДИНЯЮЩИМ НАЧАЛОМ»

Депутаты, приглашенные, журналисты разместились в партере. Руководство республики – президент РТ Рустам Минниханов, первый президент РТ Минтимер Шаймиев, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, а также победители конкурса – дочь и наследница авторских прав Рамазана Байтимерова – Гульшат Кушилкова и автор русского перевода Филипп Пираев – наблюдали за происходящим на сцене с балкона. На сцене разместились музыканты ГСО и хора.

Со вступительным словом выступил спикер парламента. Он рассказал, что работа над гимном велась около года, когда был объявлен конкурс на лучший текстовый вариант гимна РТ. По его словам, к участникам конкурса были предъявлены высокие требования: удачно вписать текст в алгоритм музыки гимна авторства Рустама Яхина, утвержденного еще в начале 1990-х годов прошлого века. Помимо этого, исполнение текста должен было уложиться в пределах 2 минут 30 секунд.

- Этот гимн должен стать объединяющим началом дружбы, толерантности многонационального народа нашей республики, - торжественно заявил Мухаметшин.

Поскольку прослушивание гимна считалось рабочим (гимн с текстом еще не был на тот момент утвержден парламентом), спикер предложил прослушать его сидя. Наконец, на сцену вышел маэстро Александр Сладковский… Стоит отметить, что гимн действительно оказался и патриотичным, и лирическим, трогающим душу. Зрителям были представлены три варианта исполнения гимна. Первый – совместное исполнение оркестра и хора. Второй раз гимн исполнили солисты - лауреаты всероссийских и международных конкурсов Регина Валеева, Гульнара Рахимова, заслуженные артисты РТ Владимир Васильев и Рустем Асаев - под аккомпанемент оркестра. Наконец, третий вариант был чисто оркестровый.

Как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», текст гимна дорабатывался буквально до вчерашнего (!) дня. К примеру, гимн, предъявленный членам президиума Госсовета РТ на прошлой неделе, отличается от конечного варианта на несколько слов. Вновь и вновь вносить правки в, казалось бы, идеальный текст, пришлось после того, как гимн начали петь с хором.

==video1246==

20 С ЛИШНИМ ЛЕТ БЕЗ СЛОВ

Немного об истории принятия государственного гимна Татарстана. В 1990 году, после принятия декларации о государственном суверенитете РТ, встал вопрос о государственной символике. Постановлением Верховного совета ТАССР были объявлены конкурсы на лучший проект герба, гимна и флага. Со временем республика обрела зелено-бело-красный флаг, герб с крылатым барсом и гимн авторства Яхина. А вот с текстом гимна в переломный политический момент не спешили, было решено, что пока гимн будет только музыкальным, без слов. В итоге пауза затянулась на два с лишним десятка лет.

К идее создания текста гимна в Татарстане вновь вернулись лишь в конце позапрошлого года. С 1 января по 1 июля 2012 года был объявлен творческий конкурс с призом победителю в 200 тыс. рублей. Конкурсную комиссию возглавила вице-спикер республиканского парламента Римма Ратникова. Помимо этого к участию в работе по отбору лучших текстов были приглашены известные в творческих кругах люди – ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин, член союзов писателей России и Татарстана Николай Алешков, заведующая кафедрой истории русской литературы КФУ Людмила Воронова, главный редактор журнала «Чынмирас» Ильфак Ибрагимов, профессор казанской государственной консерватории Зиля Сунгатуллина и другие.

IMG_1028.jpg
Были представлены три варианта исполнения гимна. Первый – совместное исполнение оркестра и хора. Второй раз гимн исполнили солисты. Третий вариант был чисто оркестровый 

С ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ

Задача перед ними стояла непростая – отобрать текст на одном государственном языке (татарском или русском), после чего он будет переведен на второй государственный язык. В числе требований, которые были поставлены перед авторами, было то, что текст гимна должен являть собой торжественно-поэтическое произведение патриотического характера, то есть быть не просто мелодичной песней, а нести определенную политическую нагрузку, с учетом особенностей многонациональной республики. Помимо этого, текст гимна должен достойно звучать как на татарском, так и русском языках. Осложнялась эта задача тем, что традиционно композиторы подбирают музыку к готовым стихам, здесь же поэтам предстояло написать не просто красивый патриотичный текст, но и удачно вписать его в темп, размер и ритмику знаменитого произведения Яхина.

В адрес комиссии поступило 185 заявок, причем не только из Татарстана, но и многих мест компактного проживания татар – Москвы, Нижнего Новгорода, Челябинска, Оренбурга и др. Как отмечала тогда Ратникова, в конкурсе участвовали не только профессиональные, но и самодеятельные поэты. Для чистоты эксперимента авторы принимали участие в конкурсе анонимно, под личными кодами. В процессе отбора наиболее удачные варианты члены рабочей группы пропевали под мелодию республиканского гимна. Помогала им певица Зиля Сунгатуллина.

С€.jpg
Поскольку прослушивание гимна считалось рабочим, его слушали сидя 

ПОБЕДИТЕЛЬ - РАМАЗАН БАЙТИМЕРОВ

В итоге из 6 «полуфиналистов» для дальнейшей работы был отобран текст поэта Рамазана Байтимерова, представленный на конкурс его дочерью и наследницей авторских прав Кушилковой. Стоит отметить, что на конкурс она представила стихи, которые были доработаны поэтом Гараем Рахимом и самой наследницей. Она же предоставила комиссии поэтические архивы своего отца – для лучшего понимания его творчества. По иронии судьбы (или истории) из почти двух сотен работ победителем стал текст, написанный Байтимеровым в 1970 году по случаю 50-летия ТАССР, вдохновившись которым композитор Яхин и сочинил музыку, ставшую гимном РТ.

Хочется добавить, что вся работа конкурсной комиссии велась в обстановке строжайшей секретности, журналистов не приглашали на ее заседания, до последнего момента проект текста гимна не предоставлялся по запросам СМИ.

В татарской творческой среде конкурс сопровождался бурным обсуждением. Как писала газета Intertat.ru, «в 1993 году, когда мелодию (Яхинаред.) утвердили в качестве гимна Татарстана, слова из песни выбросили, сочтя их неподходящими. Дочь поэта Рамазана Байтимерова стерпела обиду молча (дескать, политики знают что делают), но, когда в конце 2011-го Госсовет объявил всенародный конкурс на слова к гимну с призовыми в 200 тысяч рублей, Байтимерова молчать не стала. Она опубликовала в прессе обращение к поэтам Татарстана с просьбой проявить уважение к Рамазану Байтимерову и не участвовать в конкурсе - ведь у мелодии Яхина уже есть «родные» слова. Тем не менее конкурс стартовал, и дочери поэта ничего не оставалось, как тоже принять в нем участие, отправив в комиссию стихи отца. Правда, Байтимерова слегка переработала стихотворение «Туганягым», придав ему так называемую «гимничность» с помощью других произведений Байтимерова (благо о родном крае он писал много)».

 

ДВА ТЕКСТА

Поговаривали, что участие в конкурсе известного текста не могло не повлиять на анонимность конкурсного отбора. Также высказывались мнения о том, что в результате доработки в стихи Байтимерова были изменены практически до неузнаваемости. Вот текст "Туганягым" ("Родной край") на татарском языке, размещенный в сети интернет:

Күпме юллар йөрдем, дөнья күрдем,
Назлы җилләр йөзем сыйпады.
Сиңа кайткач кына, туган ягым,
Күкрәгемә шатлык сыймады.

Тик бер генә көнгә аерылсам да
Ямансулап сине юксынам.
Синнән башка миңа, туган ягым,
Бу дөньяда тормыш юк сыман.

Тик бер генә көнгә аерылсам да
Ятим калган кебек буламын!
Тик син генә яшәү матурлыгы,
Гүзәллеге якты дөньяның!

А вот окончательный вариант текста гимна РТ, исполненный сегодня в ГБКЗ:

Мәңге яшә, газиз Ватаныбыз,
Халкым тели изге теләкләр!
Гомерлеккә якын туган булып
Яши бездә төрле милләтләр.
Күп гасырлар кичкән чал тарихлы
Данлы илем, үзең бер дастан!
Синдә генә безнең язмышыбыз,
Республикам минем, Татарстан!

Цвети, священная земля моя,
Да будет мирным твой небосвод!
Единый дом у нас, одна семья,
Живет в согласии наш народ.
Богатый мудростью седых веков,
Надеждой, верою ты нам стал,
И пусть хранит тебя моя любовь,
Моя Республика, мой Татарстан!

О ГИМНЕ - ПРОЗОЙ ЗАКОНА

После прослушивания гимна парламентарии перешли в здание Госсовета РТ, где началось заседание 38 сессии. В числе вопросов, внесенных в повестку дня, – поправки в закон РТ «О государственных символах РТ». Он будет дополнен новым приложением, содержащим текст государственного гимна РТ. Также будет установлено, что государственный гимн Татарстана является музыкально-поэтическим произведением, а не просто музыкальным, как сейчас. Сегодня депутатам татарстанского парламента предстоит принять это историческое решение.

Однако среди парламентариев жарких дискуссий текст не вызвал. Представляя депутатам законопроект, Ратникова отметила, что «люди хотят петь, когда слушают гимн», в деталях рассказала о том, как шла работа по выбору текста, и как народная артистка республики Сунгатуллина сотни раз пропевала различные варианты. Ратникова отметила, что получившийся вариант в обязательном порядке должен исполняться на русском и татарском языках, а за незаконные действия в отношении гимна полагается административная ответственность. Она попросила депутатов принять законопроект в первом и окончательном чтении.

Выступающие следом депутаты говорили практически в одном духе. Так, Марат Хайруллин отметил, что гимн несет огромный идеологический заряд и очень важно, что республиканский гимн, наконец, обрел текст. И не случайно, что именно сейчас, когда в обществе вновь возникла потребность в духовных ценностях. Хафиз Миргалимов выразил надежду, что новые слова будут также приняты народом, как и другие символы – герб, музыка гимна…

Глава республиканского парламента Мухаметшин отметил, что «лингвисты выверяли каждое слово», «гимн получился устремленный в будущее» и попросил, чтобы – образно говоря – «этот ребенок родился при полной поддержке парламента».

Депутаты спорить не стали. Все 89 парламентариев, присутствующих на заседании, проголосовали «за». Так что сегодня, 21 февраля 2013 года, в 11:15 у гимна Татарстана появились слова. 

 

 

«ВСЕ ПОЛУЧИЛИ НЕКОЕ ДУШЕВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ»

Присутствующие на прослушивании гимна поделились с корреспондентами «БИЗНЕС Online» первыми впечатлениями.

Гульшат Кушилкова - дочь и наследница авторских прав:

- Думаю, что мой отец был бы рад, исполнилась его и моя мечта, что его песню услышат. Эта песня была написана по случаю 50-летния образования ТАССР. Это известная песня, счастливая песня, ее исполняли самые лучшие певцы. Текст преобразован, но, думаю, он только усилился, в принципе, мысль и идея остались. И то, что говорят, что нет слова «Татарстан» (в первом варианте – ред.), - есть много других стихов, откуда мы с поэтом Гараем Рахимом подбирали слова, у отца преобладает слово «ватаным». Но я чувствую, что это его стиль. Первоначально я не очень хотела, чтобы был этот конкурс, поскольку хотя бы негласно, но мы знали, что он (отец – ред.) автор текста гимна. Но когда конкурс объявили, то я решила участвовать. Кстати, Туфан Минуллин (покойный – ред.) один из первых высказал мнение, что песня эта должна участвовать. Я специально послала два текста на конкурс, хотя я могла бы подобрать и десять текстов, отец был большим патриотом, и я подобрала очень много вариантов, но постеснялась все послать, хотя можно было. Но начинались они практически одинаково, чтобы узнаваемым был текст.

piraev.jpg
Автор русского перевода Филипп Пираев: "Как победителю мне говорили, что полагается премия в 50 тысяч рублей, но я о призе как-то и не думал, честно говоря"

Филипп Пираев – поэт, автор русского перевода:

- Мне позвонили и сказали, что меня рекомендовали для участия в этом конкурсе. Всего участвовали 6 поэтов, но жюри остановилось на моем варианте. Я подготовил очень много вариантов перевода - у меня тетрадка 48-листовая ушла! В общей сложности потребовалось около двух месяцев. После этого в текст были внесены некоторые изменения… Доволен ли я результатом? У меня есть сомнение, что другие мои строки тоже были бы не хуже. Но, в конце концов, решение принимал не я. Но для меня, как для поэта, все равно это большое счастье. Как победителю мне говорили, что полагается премия в 50 тысяч рублей, но я о призе как-то и не думал, честно говоря.

Виктор Пешков – депутат Госдумы России от Татарстана:

- В гимне должно присутствовать нечто духоподъемное. Слова всегда более сложно воспринимаются, главное ощущение всегда от музыки. Именно от нее появляется у человека желание встать и вытянуться по струнке из уважения к тому сообществу, которое представляет этот гимн. Поскольку я родился и вырос с гимном на музыку Александрова и слова Михалкова – действительно, очень сильная музыка и очень сильные слова, – то для меня, наверное, это останется как бы идеалом, образцом. Поэтому, какие бы другие гимны, гимны других стран я ни слышал, для меня он останется вершиной. Но в любом гимне должна быть сила, заставляющая человека проникнуться уважением к стране, республике, народу, который он представляет. И в нашем гимне теперь это есть.

Камиль Нугаев – глава Спасского района Татарстана:

- Очень хороший гимн! Нам очень понравился. Если сравнивать с советским, российским гимнами, наш ничем не хуже. Мощно смотрелось, мощно пели!

Растям Бакиров – депутат Госсовета РТ:

- Я по глазам людей, которые слушали гимн, определил – это событие очень знаковое для республики, для России. Мне повезло, в 1991 году я как депутат Татарстана принимал участие в принятии гимна, и принимаю сейчас. Сегодня были святые, исторические минуты. Все, по-моему, получили некое душевное удовлетворение. Это главное.

Альберт Бикмуллин – депутат Госсовета:

- Гимн очень понравился. Могу сказать о своих чувствах: очень волнительно было. Прекрасный гимн. И, самое главное, отражающий наши основные идеи, идеи нашей республики.

Андрей Симаков – депутат Госсовета РТ:

- Очень мощное с точки зрения энергетики окончание гимна, позитивные дает ощущения. Я бы не сравнивал его с советским гимном, но можно сказать, что советский гимн – он более ровный, а наш – более эмоциональный. Он вызывает эмоции, вообще любые, но особенно – любовь к Родине.

Хафиз Миргалимов – депутат Госсовета:

- Между прочим, когда я гимн заслушивал в первый раз, на заседании президиума, у меня тогда появились такие чувства… Пафоса и гордости, чувства патриотизма, что мы живем в такой республике, которая имеет свою Конституцию, свою историю, свою сильную экономику, культуру, язык. И это все отражено в стихах гимна, на русском и татарском. Наша молодежь, наши семьи, наши школы, каждый неравнодушный к своей республике человек, найдет отражение своих чувств в новом гимне. Без слов гимн был неполный и сейчас Татарстан обрел еще один символ, чтобы народ гордился своей республикой. Мы являемся живыми свидетелями принятия нового гимна, еще долго будем его изучать и вспоминать первое прослушивание.

Зиля Сунгатуллина - народная артистка России и Татарстана, профессор Казанской консерватори:

- Исполнение с хором, с оркестром, с солистами, оркестром мне понравилось, потому что какой-то подъем, торжественность и чувство гордости появляется. Красиво звучит, ярко. Но, я думаю, музыкальные доработки еще будут. Мало было времени было, в короткие сроки и оркестровали, и хор приготовил свое выступление, и солисты. У музыкантов нет предела совершенства, всегда можно улучшить. Но сегодня было достойно исполнено.

Рубин Абдуллин - ректор Казанской государственной консерватории:

- Для произведения искусства всегда должно пройти какое-то время, но я должен сказать, что была проделана очень большая работа. Конкурс длился целый год. И конечно, это была очень трудная работа, потому что обычно музыка пишется на текст, а не текст на музыку. И профессиональная работа позволила привести в соответствие тексты - там есть татарская и русская часть, а музыкальный текст гимна остался без изменения. К оркестру добавился хор, и это исполнение можно считать результатом этой большой работы. Безусловно, предстоит еще запись эталонного исполнения. Кроме того, есть короткая версия гимна - только для оркестра, и более солидная - с хором и оркестром. У них разное предназначение, какой-то может исполняться перед хоккейным матчем, какой-то - в другом случае.

 

Вам понравился гимн Татарстана со словами? (21.02.13 - 22.02.13)
62%Гимн получился гармоничным, мне понравился
9%Слова хорошие, но не подходят под музыку
3%На музыку не ложатся слова в татарском варианте
3%На музыку не ложатся слова в русском варианте
2%Слова вообще не важны в гимне
20%Мне безразлично, гимн – это условность
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.02.2013 12:29

    не нравится. оригинал лучше =(

  • Анонимно
    21.02.2013 12:32

    Гимн очень даже ничего, понравился. Но, уважаемая Газета Бизнес-ойлайн, где перевод на русский язык гимна?

    • Анонимно
      21.02.2013 12:54

      В этом суть - гражданин Татарстана должен знать оба языка Республики.

      • Анонимно
        21.02.2013 14:18

        Мы не граждане Татарстана,а граждане России-так на всякий случай Вам напомню.

      • Анонимно
        21.02.2013 15:34

        Сначала примите правильное положение и встаньте с головы на ноги (ну или по крайней мере на одну), а потом подумайте кто, что и кому должен.

      • Анонимно
        22.02.2013 08:33

        Слушайте, "гражданин Татарстана", а при выезде за пределы своей квартиры или домика, какой Вы паспорт берете? А при посещении закордонья?

    • Анонимно
      21.02.2013 13:28

      Будьте внимательны, всё на своих местах.

    • Анонимно
      21.02.2013 15:04

      Ура! Теперь есть, что петь во время гимна перед матчами Ак Барса! Надеюсь, успею выучить текст :)АКБАРС-ЧЕМПИОН!

  • Анонимно
    21.02.2013 12:43

    Фотографии, как всегда БО хорошие подобрали. Улыбки везде...

  • Анонимно
    21.02.2013 12:49

    На мой вгляд музыка гимна должна звучать чуть громче слов. Слова гимна нужно исполнять немного потише.

  • Анонимно
    21.02.2013 12:56

    Первый куплет на татарском, а второй куплет литературный перевод первого. Так, что читаем и наслаждаемся. Символичный посыл.

  • raf
    21.02.2013 13:02

    Энциклопедия есть,теперь Гимн.Молодцы!!

  • Анонимно
    21.02.2013 13:08

    Зачем всё это?У нас есть гимн-России!

    • Анонимно
      21.02.2013 14:17

      А у нас есть гимн Татарстана. Каждому свое

    • raf
      21.02.2013 14:17

      Во первых,это не гимн РФ,а упёртый от Советского Союза.Но весьма изменённый,для меня больше траурности в музике,не нравиться.А слова, и во все литургия.Тут хороший конец слов-И пусть хранит тебя моя любовь,Моя Республика, мой Татарстан!.

      • Анонимно
        21.02.2013 15:37

        Вы сами-то понимаете что понаписали? На всякий случай перечитайте завтра на свежую голову.

        • raf
          21.02.2013 17:39

          Ох,уж эти ананимы.Послушай два гимна.Настоящий Советский,и что исполняют сейчас,под названием российский.К слову,"россиянин","российский",польского происхождения.Ничего не могут своё сделать.

          • Анонимно
            21.02.2013 18:19

            Слушай, лингвист доморощенный, если российский польского происхождения, так и татарский тоже по твоей ущербной логике.

            • raf
              22.02.2013 10:43

              Если тебя напрягает,что меня растили дома и в обществе,то сочувствую тебе,что ты детдомовец.Не повезло.Я изучал историю философии,потому мне всегда интересно происхождение слов.Лично я против слова татарин,поскольку это не самоназвание моего этноса.В СССР,в паспорте было указано национальное происхождение,но это было не главным.Поскольку труд определял суть человека.Теперь и этого нет.Мы рабы капитала.Не пойму почему возмущает,что от поляков это слово.Тогда "росс",с древнешведского "гребец".Может твою душу успокоит."Славио",с древнегерманского-"Раб".Тебе выбирать.Мне больше по душе Советский,жить советуясь с людьми.

              • Анонимно
                22.02.2013 10:57

                Ты не по тем учебникам и не там учился. При чем здесь шведы? Эта версия принята и любима только отдельными категориями "ученых" (и по-моему только в РТ), кому удобно ощущать якобы неполноценность каких-то народов "не на что не способных". С тех пор, когда ты штудировал "краткий курс" много воды утекло, открылись новые источники, поинтересуйся, почитай.

                • raf
                  22.02.2013 12:15

                  Твою душу скребёт,что ты прилагательное,ты и занимайся.Я спокоен,как удав.Я Советский.

          • Анонимно
            22.02.2013 11:50

            Это если ДзержинСКИЙ - польского происхождения, то и русСКИЙ тоже? Дааа. Вот так у нас подкованы ученые мужи, давай жги дальше, я готов. А по поводу "ох уж этих анонимов": а сам то чем от них отличаешься? Я бы понял, когда бы в профиле почитал твое ФИО, а сейчас юмора, честно говоря, не понял.

            • raf
              22.02.2013 12:20

              Дзержинский,есть Революционер.Преданный идеалам уничтожения частной собственности.Большевик.По нему тужься в другом месте,по другому поводу.А мой профиль,учи историю СССР.Там всё написано.

    • Анонимно
      21.02.2013 15:32

      Татарстанский гимн еще более сплачивает жителей Татарстана и никак не отменяет наш Российский гимн!!!

      • Анонимно
        22.02.2013 18:11

        Как можно сплотить зафиксированный в конституции многонациональный и отдельно татарский народ?

    • Анонимно
      21.02.2013 19:08

      > Зачем всё это?У нас есть гимн-России!Вот именно!

    • Анонимно
      28.03.2013 20:30

      Рад за вас!А у нас есть теперь и гимн Татарстана.

  • Анонимно
    21.02.2013 13:29

    кроме советского гимна все остальное профанация

  • Gulnaz
    21.02.2013 13:55

    А почему депутаты слушают гимн сидя? В америке никто никого не заставляет вставать и прикладывать правую руку к сердцу, но все это делают и любят свой гимн и флаг.

    • Анонимно
      21.02.2013 14:16

      Читайте статью, там все написано

    • Анонимно
      21.02.2013 14:39

      Вы думаете кто-то их посадил?, нет они сами добровольно сидят, жерут пример из Госдумы.Там некоторые депутаты тоже добровольно стали мандаты сложить и досрочно уходить.Для примера, председатель комиссии по этике, сам показал очень этично, как это сделать. Наши в шоке и начали гимн слушать сидя.

    • Анонимно
      21.02.2013 16:35

      Да, в Америке взрослых никто не заставляет ни петь, ни гимн любить, ни флаг свой уважать. Там всё проще: с младенчества ВСЕХ УЧАТ свою родину, то бишь Америку любить, в первую очередь родители, потом школа. А вас научили этому? Некоторые пишут, нам одного гимна России хватит. Кстати, вы слова-то наизусть знаете?

    • Анонимно
      21.02.2013 22:22

      Потому что это не торжественное исполнение гимна, а рабочий процесс. По Вашему и текст должны были писать стоя, а может и Пираев должен был стоять пока весь текст не переведет?

  • Анонимно
    21.02.2013 14:25

    ...вдоль да по речке вдоль да по Казанке ...

  • Анонимно
    21.02.2013 15:34

    Молодцы! Бик матур сузлэре булды!!!

  • Анонимно
    21.02.2013 16:31

    Не то, не умеют у нас еще гимны писать.Честно...Нет воодушевления в исполнении, все вымученным кажется.Господи, да послушайте гимны других стран. Ходить далеко не нужно, к соседям только. От таких гимнов вскакиваешь сразу, голова держится гордо, сразу плечи распрямляются. А у нас что??? Ну не нужно хотя бы такие вещи делать ради галочки. Ну люди!!! ну давайте бережнее относиться к своей республике, своему народу, к самим себе. Почему мы настолько себя не уважаем????? ПоЧеМу?

  • Анонимно
    21.02.2013 17:19

    очень нравится, спасибо!

  • Анонимно
    21.02.2013 17:24

    Оригинал был лучше, хочется его петь, потому что он обращен к каждому гражданину лично. После изменений гимн стал, безусловно, более политкорректным, но утратил душевность. Такой гимн вряд ли я когда-нибудь спою.

  • Анонимно
    21.02.2013 17:30

    Профессор Преображенский из "Собачьего сердца" на это очень точно сказал: "Ну теперь, стало быть, пошло. Пропал дом. Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение,затем в сортирах замёрзнут трубы потом лопнет паровое отопление и так далее..."

  • Анонимно
    21.02.2013 18:01

    Местный гимн не нужен, достаточно российского. Это всё игры местной власти в суверенитет.

    • Анонимно
      21.02.2013 18:26

      Республиканский гимн нужен и обязательно должен быть! Молодцы депутаты, правильно приняли.

    • Анонимно
      22.02.2013 00:40

      21.02.2013 18:01 Да бросьте вы своё ханжество. Свои официальные гимны имеют Самарская, Ульяновская, Омская и другие области. Раз уж затеяли эту символику, надо что-то иметь. Лично у меня есть вопросы по целесообразности Этой мелодии и качеству текста. Но если приняли - пусть будет. Пока. Может быть со временем что-то изменим, сочиним новое. В разных странах в разные времена были разные гимны. Менялись с велением времени. И тексты были - "мама, не горюй". Некоторые считают французскую "Марсельезу" кровожадной. Германский "Deutschland, Deutschland ?ber alles..." очень скромным тоже не назовёшь, хотя официально у них только третй куплет применяется. Мне нравился советский гимн. И не только мне. Посмотрите и послушайте в интернет-роликах, как его исполняют иностранцы. В российском - музыка та же, слова тоже неплохие. Может быть только упоминание сакральности не совсем соответствует светскости гоударства, официально прловозглашенной в Конституции РФ. В общем, комплексовать не надо. Поживём-увидим.

  • Анонимно
    21.02.2013 18:18

    Наконец то в кубике-рубике гос.устройстваРеспублики Татарстан,вставлена одна из незаполненых ячеек государственности.Это ещё один политический шаг в сторону полноценности.Браво Гос.совет Татарстана,браво всему руководству Татарстана,поздравляю весь Татарстанский народ.Однако читаешь комменты разных людей,они тоже граждане Татарстана,есть отклики сквозящие ненавистью,Мы все должны простить их,подойти к ихнемумнению снисходительно,это люди просто не могут поверить в то что происходит,они наши граждане,но больны униженностью которой подвергалась Республика и они в том числе,не сразу могут поверить в счастье,эти люди не видели и не дышали воздухомсвободы и достоинства свободного человекаВ свободном государстве.Давайте простим их.Да здраствует полноценный гимн Татарстана,Да здраствует богатые и счастливые народы России.Да здраствует могучая единая Россия.Простой человек

  • Анонимно
    21.02.2013 19:02

    В общем, кто патриот большой страны Россия, будет исполнять российский гимн, а кто Татарстан превыше считает - местный. Можно двояко трактовать наличие гимна республики, по крайней мере не исполняешь гимн России,так же и другие могут и не исполнить гимн республики. И наоборот. Одним словом, не плюй в колодец. Прекрасный гимн, научит патриотов Татарстана любить Россию, ну и наоборот.

  • Анонимно
    21.02.2013 20:58

    Господи Боже, как смешно.

  • Анонимно
    21.02.2013 21:23

    Удивительные переходы со множественных чисел на именительные падежи единственного числа: Ватаныбыз, халкым тели, торле миллэтлэр, безнен язмышыбыз, и вдруг.... Данлы илем, Республикам минем. Ну и соответственно русский текст: Единый дом, Живет в согласии народ, Надеждой ты нам стал, и вдруг..... Пусть хранит моя любовь, Моя Республика, Мой Татарстан. Гимн- это не личное мнение, а выразитель всеобщего мнения, живущих на единой территории. Не трудно наверно слово МОЙ заменить на НАШ.

  • Анонимно
    21.02.2013 22:16

    Примерно так же некоторым девушкам клянусь в Любви до гроба, пока не дойдет до ЭТОГО. Такие же выспренные высокопарные слова, даже немного верю себе, когда произношу. Потом забываешь эту фальшь. Когда на самом деле люблю, это как молитва, ее говоришь больше себе, чем любимой. Публичные признания в любви мне не по сердцу. И какая разница, кому или чему они адресованы.

    • Анонимно
      22.02.2013 11:40

      Вы наверное не видели настоящих любящих мужчин.Возможно Вы не достойно себя вели,раз мужчины не выполняли сказанные Вам высокопарные на Ваш взгляд слова.Мне жаль Вас.Но я Вас подбодрю.Все женщины прекрасны,нежны,женщины это божественные создания,женщины это волшебный фимиам гипнотизирующий волю мужчин.Вы женщины, Солнце и Луна,одновременно для нас любящих Вас мужчин.Позвольте Вас заверить, я никогда не невыполнял обещания данные женщине.Вы были не с теми мужчинами.Желаю Вам встретить того самого мужчину,который Вас понесёт на руках к счастью.Простой человек

  • Анонимно
    22.02.2013 08:37

    А что, никому в голову еще не пришла мысль о явном сходстве мелодии гимна с арией мистера Икса? Один в один, практически.

    • Анонимно
      22.02.2013 13:45

      Да я шут, я циркач, так что жЕПусть меня так зовут вельмОжиКак они от менЯ далекИ....

      • raf
        22.02.2013 16:18

        Да,да верно Российский гимн очень похож,на Гимн СССР.Циркачи и изображают,из себя вельмож.

        • Анонимно
          22.02.2013 18:08

          Слушай, раф, ты не врубился, речь идет о гимне РТ, который копирует оперетту, а не о каком-то другом. А что касается гимна России, так Россия правопреемник Союза ССР и ей совершенно незачем придумывать что-нибудь другое, даже не так. Ей нельзя придумывать другое. Вот когда Россия будет Российской Империей, вот тогда вспомним другой гимн, его еще никто не забыл, кстати, даже ты.

          • Анонимно
            23.02.2013 00:27

            Россия не будет Империей, оглядись вокруг. Федеративное устройство - самое подходящее, а если хочешь империю езжай в США, у них там неоконсерваторы есть - как раз имперцы, бомбят всех кто не с ними.

          • raf
            23.02.2013 21:33

            Как говориться,Оба-на!!Я согласен с дедушкой Лениным,что надо выяснить отношения на идеологическом уровне.Если мои прадеды отказались от Российской Империи,где Николашка втянул страну в Первую Мировую,то приветствую.И за их выбор,я не в ответе.Я отвечаю за себя,что я знаю,в каком обществе я жил,и теперь веду собачий образ жизни.Образно,надеюсь понимаешь.Потому гимном "тюрьмой народов" не интересуюсь.Дальше,РФ не является правопреемницей СССР,поскольку РСФСР не получал таких полномочий,от Сьезда Народных Депутатов СССР.Но,есть практика Международного Права,режим который приходит на смену свергнутому,если признаёт финансовые обязательства свергнутого,то его,Новый Режим,признают.Так что,Ельцина признали,не потому,что он не лысый,а волосатый,а за то что признал долги СССР перед кредиторами,и идеологически стал близок Америке,Европе,всем,кто ненавидел Первое Государство Рабочих и Крестьян,СССР.Что ты не врубаешься в мелодию Гимна Татарстана,то это твоя отрышка,от плохого питания,поскольку в музыке 7 нот,а мелодий бесконечно множество.Создайте комиссию,послушайте и выдвините свою версию,где тут "копия"от оперетты.Вот гимн РФ,точно воровство.И нарушение авторского права.Алесандров не дал бы согласия на переделку своего Величайшего Творения.

  • Анонимно
    22.02.2013 13:04

    Впервые эту схожесть заметил ещё Ш. Монасыпов и подробно описал в очерке Звезда любви. Штрихи к духовному портрету Рустема Яхина

  • Анонимно
    22.02.2013 18:49

    Во разошлись комментаторы!!! За живое задело.Вопрос был поставлен явно провокационный и цель понятна- устроить раздрай между татарами и русскими по какому нибудь поводу и частично,как видите, это удаётся. Давайте не будем баранами в этих грязных играх. А в некоторых комментариях явно чувствуется рука "кукловода- провокатора".По моему понятно изложил. Давайте жить дружно!

  • Анонимно
    22.02.2013 18:55

    Гимн - не повод для раздрая! Но лучше бы меньше было в нём музыкальных заимствований - это повод для насмешек

  • Анонимно
    23.02.2013 01:33

    нужно завтра же слова выучить каждому,и попробывать спеть всем,это же наш гимн - Татарстана

  • Анонимно
    23.02.2013 03:19

    Если играет ГИМН то человек горд за свою страну.Если РУБИН будет чемпионом Европы какой гимн будут играть,если Сайдашева тогда в Европе узнают про Татарстан это хорошо,если Михалкова тогда не понятно зачем тогда Сайдашев?Гимн,я считаю это независимость,свой герб.флаг,територия своя валюта,если одной составляющей нет это просто красивая музыка со словами.

  • Анонимно
    24.02.2013 10:40

    А почему в БКЗ гимн РТ слушали сидя?

  • Анонимно
    4.03.2013 12:21

    Мелодия яркая,но текст в художественном отношениипримитивный-отсутствуют средства поэтического выражения(метафоры,сравнения и т.д.).Образоваласьубогость внутреннего эмоционально-идейного багажакоторая привела к снижению большой темы.Агитационное значение текста слабое.На первое время гимнбудет востребован...? Иными словами."Текст"-победитель-это не более,как предварительный эскиз ("рыба") для создания высокохудожественного стихотворения. С уважением композитор Ю.Лыжин.

  • Анонимно
    22.07.2013 00:38

    Текст гимна откровенно разочаровал. Музыка потрясающая, стихи слабые. Мой вариант текста, без лишней скромности, лучше. Чем руководствовалась комиссия при выборе текста мне непонятно.Земли роднее нет и краше нет.Всегда в расцвете сил, в расцвете лет,Край, что нам предками для жизни дан.Люблю и славлю мой Татарстан.С тобою связаны одной судьбой,Живу тобою я, дышу тобой.Не мало в мире есть красивых стран,Но ты прекрасней всех, Татарстан.Немало в мире есть великих стран,Но ты могучей всех Татарстан.Игорь К. Санкт-Петербург

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль