Общество 
5.06.2013

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 5-я

22401.jpg
Игорь Козырев

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ, НО И ДЛЯ ВНЕШНИХ КОНТРАГЕНТОВ

Из рисунка 1 в части 4 статьи помним, что объекты управления (активы) Иннополиса[1] должны быть вынесены как бы вовне – стать функционально общими для Иннополиса и его внешней экосистемы. Тренд на создание своих экосистем на Западе всеобщий. И в этом есть своя рыночная логика – компетенций за пределами компаний всегда больше, чем в ней самой; экосистема приводит к эффекту «внешней стоимости» и минимизирует риски; синергия с ней становится главнейшим конкурентным преимуществом. Отмечается: в настоящее время происходит рождение нового революционного типа соорганизованности социальной среды – СОЦИОТКАНЕЙ, новых видов общности. Они разнообразны. В их основе:

  1. различные предметности: управление (гетерархические структуры, астероидные группы), товарораспределение или многоуровневый маркетинг, информационный обмен (соцсети, профессиональные сети), способы коммуникаций, и т.д.;
  2. общинные предпосылки («всем миром здесь и сейчас»), которые распаковываются на 2 рукава - (1) на экологическую модель бизнеса (активное обучение, развитие групповых компетенций, научение работать вместе и создавать креатив, экономия времени и энергии друг друга) и (2) на wiki-модели (открытый проект, «быстро, здесь и сейчас», сотрудничество и взаимное обучение, консенсус-подход к общему пониманию и решению, «отдал мало – получил много», бесплатно, нет автора и нет владельца);
  3. желания (активность) людей: сотрудничать, обучать(ся), создавать креатив;
  4. мотивы людей: принадлежность к креативной группе, причастность делу (свершению), чувство удовлетворения от вклада в общее дело, реализация лидерства и др.;
  5. важны и объединяют не столько цели, сколько ценности, атмосфера (культура) и общий Путь;
  6. принципы управления: открытость, принадлежность людям, органичность, толерантность и др.;
  7. новые формат, шаблоны и алгоритмы взаимодействия и управления;
  8. новые инструменты управления: мемы, ценности, меритократия (подтверждаемый авторитет, а не прошлые заслуги и должность) и др.;
  9. новая экономическая модель: открытая, гибкая, создающая «внешнюю стоимость», и т.д.;
  10. различные цели и сценарии существования и сетевого развития: «мембрана», «водоросли», «многотканевость» и прочие определяющие метафоры (см. работы С.Переслегина).

Понятно: модель бизнеса и развития в паре со своей экосистемой и за счет нее – это особая, новая модель развития, экономики и управления. И есть смысл утверждать, что сетецентричность должна стать ключевой моделью Иннополиса (но пока это даже не обсуждается, возможно, и не понимается). Это будет возможным, если Иннополис превратится в ПЛАТФОРМУ не только для резидентов, но и для внешних контрагентов. И мы уже намекали, что функциональность Иннополиса должна быть выстроена аналогично функциональности «электронных таблиц» (MS Excel).

38880.jpg

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ИННОПОЛИС ЗВЕЗДОЙ?

Но всегда стоит вопрос: что делает компанию привлекательной для экосистемы? В каких случаях экосистему можно потерять? И что, собственно, экосистема из себя представляет с точки зрения «точки ее сборки» и «миграции»? А под задачу перехода в постиндустриальную эпоху в форме сетецентричной компании эти вопросы должны быть утяжелены – что может сделать Иннополис звездой? Причем слово «звезда» здесь не только физическое – то, что источает свет, но и метафизическое – троица, которой присущи свои форма (кристаллическая решетка, вращением образующая сферу), способ развития, свои центр и периферия, способ движения в них (волнообразный и циклический), свои законы и т.д.

Одним из способов интерпретации Бытия в терминах троицы (звезды) является треугольник (рис.3). Его вершина символизирует Бытие (Истина, Абсолют, знак «бесконечности», точка), левый нижний угол – Ничто (знак «0», время, смыслы), правый нижний угол – Нечто (знак «1», пространство, мнимость). Для человека это имеет свои интерпретации: Бог (вершина) – событие с Ним (левый угол) – сотворение, осуществление с Ним (правый угол). То есть реализацию предназначения человека – существовать, быть Образом и Подобием Бога и осуществлять, быть СоТворцом. Для левого и правого углов – свои Образы и Подобия и механизмы их воспроизводства (ни в чем нет безобразия). Искомый функционал и предельное состояние в левом углу – счастье, блаженство, т.е. полное растворение и тождество с Ним. Искомый функционал и предельное состояние в правом углу – целостность, гармония (через золотое сечение). И тождество, и целостность по-своему реализуют максиму «все Едино и все Одно».

Имеем, что по левой стороне важны техники осознания, совести (инсайда) и смыслообразования (креатива); по правой стороне – алгоритмы и законы творения, овеществления, преобразования и развития. Слева – метафизический операционализм, справа – природный операционализм. Между углами («0» и «1») имеем события, обстоятельства, саму жизнь (каждый раз миг времени) – синтез «0» и «1», того, что они выражают (мысль материализует, а бытие влияет на нее).

Звезда (троица) не может не быть личностью. В троице обитает Дух – носится, где хочет.

Безимени-1.jpg

Треугольник (троица) симметрична не только по вертикали, но и по горизонтали – образует перевернутый треугольник вниз по линии «0 - 1». Нижняя вершина – формы (знак «2»). Все становится оформленным или «информируемым» (от слова «информация»). В «0» порождаем «ин», в «1» – оперируем с «ин» (переходит в «ян»), в «2» – используем «ин» для формирования, оформления. Далее развивается форма – притягивает события, в единстве «ин-ян», достигнутой гармонии.

МЕЧТА И ЦЕЛЬ НЕ МОГУТ БЫТЬ БЕЗДУХОВНЫМИ

Поэтому если воспринимать Иннополис в образе звезды (троицы), то это будет означать следующее (если очень кратко):

  1. Иннополис должен быть личностью. Всегда. И так как личность – мнимость, поэтому она фокусирует – через личность другим многое становится понятным, и поэтому за личностью идут (ошибочно). Но личность – звезда. Ее лучи идут во все стороны – Иннополис не должен сосредотачиваться только на каких-то одних направлениях. Он должен уметь фокусировать все – быть многофокусным. Но личность еще – это и человек (тоже триедин). И только в том случае, когда в Иннополисе есть звезда-человек (допустим, научный руководитель), Иннополис будет всем по-крупному интересен. И конечно, надо уметь зажигать звезды. И еще: на флаге ООН, НАТО, США – звезды. Посвященные понимали, зачем их рисовали… Звезда – это и пентаграмма, знак и алгоритм совершенного цикла – возвращения к началу[2]. Именно поэтому личность важна – она не только отдает (светит), но ей и приносят, чаще в виде даров (делятся информацией, знаниями, энергией). Следовательно, экономическая модель бизнеса Иннополиса должна быть основана на «экономике даров» или вкладов. Тогда цикл замкнется. А экосистема будет иметь «точку сборки».
  2. Его структура должна быть троицей – иметь линии развертки смыслов Свыше и техники их осуществления. Речь идет о присутствии метафизического и природного операционализма в практике Иннополиса (об этом речь чуть ниже).
  3. Должен иметь два центра – «Ничто» («0») и «Нечто» («1»). Это проект Будущего («0», как идеальное приближение к тождеству с идеалом человека и Бога) и набор протооснов («1», как освоенные на NBIC-платформе технологии конструирования гармонии и синергии во всем).
  4. Должен иметь область «событий, обстоятельств» – свою формируемую интеллектуальную повестку дня (со стороны «0») и проекты внедрения протооснов в практику партнеров, своей экосистемы, человечества, постиндустриальной цивилизации (со стороны «1»). Только тогда события и обстоятельства будут «ситуациями синергии», на что мы указывали в таблице 1. Так сказать, «игра будет по нашим правилам».
  5. Все, что в проекте Иннополиса будет определено как формы (прежде всего он сам, его проекты), должны быть абсолютными, т.е. стремиться к бесконечности и быть информационными объектами, устранять мнимость пространства приближением времени Будущего. Нужно сразу ориентироваться на всемирный масштаб своего выхода, смело обозначив свое видение.
  6. Дух троицы – творящая пассионарность Иннополиса. Это не то, что люди себе взяли в толк как свою мечту или цель. Но мечта и цель не могут быть бездуховными. Дух в них нисходит (как и во все). В конечном итоге, именно он и творит. Следовательно, и лежит в основе развития (вития Раза). Для нас и Иннополиса важно то, что Дух у каждого свой (не зря в наших сказках говорилось: «Здесь русским духом пахнет»). Это означает, что дух и миссия Иннополиса состоят вовсе не в прорыве в постиндустриальную эпоху и когнитивную экономику – это цели. Но в том, чтобы быть проводником Духа Свыше, руководствовать им. Сказано в Коране: человек – работник, слуга Бога (как перевод с арабского – «арб», т.е. отдающий себя служению чему-либо или кому-либо). Или Его контроллер, наблюдатель (дополнительно два значения слова раб – «рикаабун» и «малякат айман», где «рикаабун» является мн.ч. слова «ракабату», что означает: шея, горлышко, раб. Его корневым значением служит слово «ракаба» и переводится как: следить, наблюдать, контролировать). Наконец, человек, «абд» – это правовестник. Он сказал: «Я (Иисус) – слуга (абд) Бога. Он дал мне Писание и сделал меня вестником» (19:30). Принятие Духа должно лежать в основе Русского цивилизационного Проекта в XXI веке – возвращенной пассионарности на территорию России. Следовательно, это касается и Иннополиса – он должен быть встроен в Русский проект (об этом речь тоже ниже), в движение Духа.
  7. И т.д. Выводы на этом не заканчиваются. Но сейчас дело не в них – полезнее обозначить контексты Иннополиса и те ограничения, которые они накладывают снизу – меньше или ниже чего нельзя быть.

«ОЛИМПИЙСКИЕ КОЛЬЦА» ИННОПОЛИСА

Отходя от метафизики, можно сказать и так. Иннополис должен быть сетецентричной компанией. Его экосистема должна основываться на интеллектуальной, информационной и экономической моделях Иннополиса. Сетецентричность и модели должны создать качества Иннополису – набор его потенциалов, а именно: «доступных внешних знаний – собственных научных заделов (резидентов) – способности кодировать информацию (писать программы) – способности внедрять (развивать власть, рынок и заказчиков) – способности обучать – способности воспитывать (обращать в свою культуру)». Желательно, чтобы под каждый такой потенциал (качество) у Иннополиса была своя экосистема. Тогда важно уметь их порождать и синтезировать – прогонять по ним всю цепочку создания стоимости и инноваций. И если прибегнуть к символике, то по аналогии с символикой Олимпийских Игр на флаге Иннополиса тоже должны быть кольца – образы его экосистем. Ну а сам Иннополис в чем-то должен быть подобен Олимпийскому комитету – миссионером, законодателем правил, устроителем интеллектуальных Олимпийских игр (если не в зимних и летних видах, но в футуристических и прикладных направлениях) и т.д. (см. ссылку[3]).

Я говорю серьезно. Уже есть мировые форумы со своими мировыми повестками дня, но, как правило, размытыми чем-то специальным, ориентированы на экономическую тематику (Давос, Expo-2010), на общеполитическую (G20,G20, G8, G2), на территориальную тематику (ШОС, ЕвраЗЭС, Евросоюз), на военную (НАТО), на цивилизационную (Римский клуб, Бильдербергский клуб), на экологию (Киотский протокол) и т.д. Но почему бы не думать о новом форуме постиндустриальной эпохи и ее когнитивного этапа? Увидеть и придумать нечто вроде Олимпийских игр, в которых состязания идут не тела, но Разума, видения Идеала и умения освоить протоосновы Бытия? Туда же может быть включена секция мировых религий – их сосуществования. Ясно, что это не столько задача Иннополиса, но задача Татарстана и России. Вернее, той звезды, личности, которая это захочет осуществить. В конце концов, возродили Олимпийское движение в XIX веке отдельные люди (Пьер Фреди барон де Кубертен, Д.Вест) и их предтечи (Жан-Жак Руссо, И.Шиллер и др.). Идея витала в воздухе. Витает в воздухе и нечто, связанное с новым мировидением и необходимостью торжества Разума.

Следовательно, главными условиями того, что экосистема у Иннополиса будет, и он ее не потеряет, являются: пассионарность и ее масштабное предъявление миру, технологии фокусирования в каждой из экосистем (т.к. условие существования любой экосистемы – ее разфокусированность, средовый характер и эволюция на основе свободного обмена информацией), характер платформы для каждой экосистемы.

РУССКИЙ ПРОЕКТ И ИННОПОЛИС

Между ними есть прямая связь, потому что Иннополис должен быть встроен в цивилизационный проект России, с которым она должна войти в XXI век. И потому что Иннополис должен обладать технологиями фокусирования в своих экосистемах (обладать качествами).

Фокус – это ориентированный взгляд. Концентрация волновой энергии (световой, мысленной). Это прием от источника волновой энергии, ловля потока. Самая сильная и безграничная энергия – это энергия Бытия («все едино и все одно») и промысел, замысел Божий. Фокус осознания этого – мировоззрение. Поэтому нужно говорить о принимаемом в Иннополисе фокусе-мировоззрении. Какое оно? Только ли либеральное, неомодерн?

Мы знаем, все цивилизации имеют свое мировоззрение (европейская, японская, китайская, арабский мир и т.д.) и свой цивилизационный проект. Стоит вопрос и о Русском Проекте и о том, какое мировоззрение оно выражает? Его многие ищут и по-своему определяют. Я не буду сейчас обсуждать все точки зрения, и почему они меня не удовлетворяют. Просто выскажу свою точку зрения-предложение, имея в виду и Иннополис.

Для этого приведу две важные цитаты. Ю.Ларичев: «…А у евреев национальная идея есть. Что помогло им в течение двух тысячелетий рассеяния сберечь этническую самоидентификацию, язык, веру и вполне преуспеть, не комплексуя перед иными? Священное Писание. А что в его корне? Древнее предание мудрецов — Каббала. А какая главная мысль заложена в Каббале? Бог создал мир инициированием 22-х священных букв еврейского алфавита… Вот вам национальная идея: богоизбранный, талантливейший народ исполняет миссию обладателя и носителя божественного замысла. Круче некуда. Неважно, что большинство понятия не имеет о Каббале. Национальная идея прочно вшита в сознание каждого иудея. Все западные мистики с этим согласны безоговорочно. Масоны используют еврейскую символику. Другой нет. Еврейским пророкам поклоняется половина планеты…»

И В.Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Мне кажется, что в этих цитатах есть важная подводка – Русский Проект (РП) должен быть сродни промыслу Божьему, произрастать из нечто божественного и не занятого евреями. Пространство замысла Бога имеет свою особую зону относительно России – у России есть особая компетенция, а уже поэтому и роль по ее реализации. А.Девятов – автор статей в «БИЗНЕС Online», выделяет в качестве компетенции поведенческий опыт – опыт нестяжательства (монахов-схимников). Да, это важно, особенно в условиях, когда мировая модель капитализма уперлась в свои ресурсные ограничения и нужна смена парадигмы и модели развития. Но все же это еще не основа РП.

В основе РП должна лежать такая же теологическая идея. Такая же сильная, как у евреев – тоже своя проектная роль в сотворении мира. А именно – наши знания о природном и метафизическом операционализмах, дошедшие до нас от ариев (через волхвов) и дополняемые сегодня уже научными разработками российских ученых (что, слава Богу, есть). Что-то в этом знают каббалисты, взяв у пифагорейцев и других – в части математического оперирования с золотым сечением ("1"), с буквенно-числовыми символами и кодами. Но все эти знания сейчас работают на стороне Диавола, будущего Мирового Правительства, нетократии – точно не в интересах всего мира. И поэтому они не являются и не будут общедоступными впредь.

НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ СИНТЕЗА САКРАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАУЧНЫХ, ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ И РАЦИОНАЛЬНЫХ

Россия же должна предъявить всем нечто именно как общественно-доступное, открытое, а не сокрытое. Черед наступает за метафизическим (и природным) механизмом достижения гармонии Бытия, смыслообразования и оперирования со временем. Все это - применительно ко многим сферам жизни и деятельности человека: физике (новые способы получения энергии из вакуума, эфира и т.д.), экономике, образованию и т.д.

Речь идет о технологиях, которые Бытие для человека распаковывают на две его главнейшие роли и задачи быть образом и подобием Бога (сосуществовать с Ним) и быть сотворцом с ним (освоить и реализовывать механизмы творения). Первое реализуется через оперирование символами, русским языком (техники полевого генома русского языка, кубы Рубанова, матрица смыслов С.Чернышева), образы, алгоритмы разрешения парадоксальности устроения мира (бинеров) и т.д. Второе – через математическое оперирование с "1" ("золотым сечением"), платоновыми телами, протоосновами (циклами, фракталами и т.д.) – в их метафизическом наполнении и применении ко всем сферам жизни. По совокупности это может вооружить человечество не просто новыми техниками, произрастающими из сакральных, метафизических, но их синтезом с духовным.

Если евреи исходят из прописанной им роли «пасти овец» (проект Вечного Царства Израилевого) и являются держателями заветов Моисея, имеют своим мировоззренческим образом Древо Жизни, то Россия имеет образом Святую Троицу, а предельным модельным представлением – вытекающую из нее Предельную Модель Бытия. Эта модель показывает, как теогонический процесс разворачивается через процесс икономии (с буквы «и», не путать с экономикой) на природные и социальные объекты и процессы. По сути, это знание механизма сотворения – тварного (овеществления) и нетварного. И именно эти знания, будучи сакральными и переложенными на NBIC-техноценоз и новые социальные модели Бытия, должны быть предложены Россией миру в качестве ее РП.

Сейчас время наступает такое – синтеза сакральных знаний и научных, иррациональных и рациональных, перевода инкогнито в когнито. За что и отвечает последняя буква в аббревиатуре NBIC. Иннополис должен быть встроен в такую научно-теологическую часть РП, доводя ее, в конечном итоге, до модельной и информационной стадии. Участвовать в стыках между всеми парами NBIC-техноценоза («С-I», «С-В», «С-N»). Но участие должно быть сфокусированным – обращенным на окошки-шансы прорыва России и Иннополиса в XXI век.

Кроме того, пассионарность всегда имеет мировоззренческий фундамент, несет в себе смысл служения нечто высокому, признанному в конкретном обществе за таковое. Это означает, что в Иннополисе мало себя настраивать только на саму задачу прорыва – нужно и миссионерское видение. В конечном итоге, именно оно создает эффект благоволения Свыше. Сказано: «Где двое во славу Мою, там и Я среди вас». Выбор, как всегда, предельно прост – служить Богу или мамоне, выбирая себе миссию. Что на уровне Иннополиса, что на уровне РП. Совмещение невозможно.

С учетом вышесказанного я своими глазами смотрю на то, что пишет Рафаэль Хакимов в «БИЗНЕС Online» по поводу истории татар. Можно, конечно, обсуждать, кто и откуда появился, на каких конях скакал и докуда. А также обсуждать культуру предков для ее сохранения и восстановления, находить поводы для гордости. В этом нуждаются татары, русские, все народы России. Но, мне кажется, задача стоит серьезнее – что явить миру наступающему? Тот же Девятов и то предлагает более рабочие вещи, доставшиеся от общей истории Золотой Орды – иной способ управления (построенный на этике, «пяти принципах выше»), иную экономику. Ставит задачу Новой Орды как повторившуюся в цикле. Академик Хакимов ничего такого из истории не извлекает. Отсюда и вопрос: как исторические искания могут помочь Духу Иннополиса? Ведь та же Кремниевая Долина возникла в стране с совершенно определенным мировоззрением и пассионарностью.

Сакральные знания касаются в основном трех вещей: кем и как устроен мир, правила поведения и жития в мире, прогностика. В конечном итоге, понимание этого на уровне первооснов становится важным в эпоху знаний (когнитивную) и последующую за ней эпоху отношений (обмена, образования целостности, синергии). Если науки до сего времени практиковали специализацию, раздробление мира и исследование его по частям, то теперь становится важным целостное мировоззрение. «Все едино и все одно». И представляется, что Русский Проект должен явить миру не только духовные образы и моральные образцы поведения, но знание протооснов мира и как они проявляются во всех сферах жизни и деятельности (творения) человека. По сути дела, предъявить свою Предельную Модель Бытия. А уже на ее основе – управление гармоничным развитием, прогностикой и управления событиями (обстоятельствами).

Если бы, используя прецедент Иннополиса и его ориентирование на окошки-шансы прорыва в XXI век (см. часть 3 статьи), можно было поднять такую задачу, это было бы просто здорово. В противном случае, боюсь, все сведется к клепанию IT-поделок для всяких девайсов (телефонов и проч.), игр, бизнес-задачам и прочее.

ОТДАВАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БРАТЬ

В схеме троицы на рис. 3 правая часть обозначает оперирование с Разом (витие Раза, развитие) при достижении гармонии как глобального функционального состояния. Понимание этого и технологии оперирования определяются как «природный операционализм». Для экономики его первым разработал д.э.н. Ю.Забродоцкий и реализовал в форме фондового механизма хозяйствования.

Для нас из его теории операционализма сейчас важны следующие установочные мысли (если оставить в стороне матаппарат работы с целостностью при образовании нового):

  1. Надо различать способ жизнедеятельности и способ производства (капиталистический, социалистический, любой еще, какой ни придумай). Первый должен задавать второй и заключается в способе присвоения природных ресурсов человечеством. Он может быть на основе «сеятельного принципа» или паталогическим. Все экономические кризисы имеют своим глубинным началом нарушение именно способа жизнедеятельности – когда из Природы извлекается больше, чем возвращается. И когда нарушается закон «золотого сечения» по отношению к ней.
  2. Ключевой, базовый и, возможно, единственный тип отношений, существующий в природе, – это обмен асимметричными качествами при образовании новой целостности (в чем бы она ни выражалась). Этому соответствует всякое развитие умножением. Кстати, живая клетка не делится, а размножается, множится. Так что термин неверен (что первыми отметили математики, привлеченные к моделированию роста числа клеток в медицинских и фармакологических задачах). Точно так же как рожающая женщина не делится, она множится: 1=1+1 (как целостности), а люди – размножаются. Наши предки были умнее некоторых ученых и в русский язык все правильно заложили. Он вообще – космический, если его правильно знать.
  3. Нужно соблюдать последовательность опережений в развитии. Быстрее всего должна развиваться духовность, ее темп. Потом чуть медленнее следует прирост производительности труда (экономики). Затем – тем прироста населения.
  4. Развитие обладает непреодолимой силой.

Переведем все это на проблематику Иннополиса. Способ жизнедеятельности по сеятельному принципу означает, что (а) нужно отдавать больше, чем брать; (б) экономика – это не базар (купи-продай, тебе меньше – мне больше), но два способа распоряжения собственностью. Эти способы выражены в «капитале-функции развития» и «капитале собственности».

«Отдавать больше, чем брать» означает, что такой негэнтропийный способ должен давать коэффициент полезного действия всегда больше «1». Мы из физики и механики знаем, что это невозможно в закрытых системах («вечный двигатель» невозможен), но возможно – в открытых (информационных). А Вселенная и этот мир – открытые системы. Другой вопрос, как эту открытость конвертировать в работу и эффект («эФ–фи–акт», т.е. «2ф» (Ф и ф) примененное – подсказка для математиков, оперирующих с «золотым сечением» в прикладных целях: 1=Ф*ф или 1 = Ф(Ф-1) = (Ф + )*(Ф –), где Ф=1,6180339, а ф =0,618034023). Н.Тесла, похоже, первому это удалось показать на практике в публичном опыте передачи сигнала без электрической энергии («из воздуха»).

В экономике (благодаря тому, что она – социальные отношения, а не только счетно-денежные, т.е. механические, транзакционные действия), таким негэнтропийными способами являются:

  1. отношения асимметричного обмена;
  2. отношения бесплатности – через фондирование факторов производства;
  3. отношения кооперации (артели);
  4. «экономика даров» (wiki-номика);
  5. использование непроявленной части бинеров.

НИКАКОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ НА ЭТАПЕ СОЕДИНЕНИЯ РЕСУРСОВ

Далее остановимся только на первых двух. И вкратце. Чуть по касательной затронув метафизику тоже.

Отношения асимметричного обмена при образовании целого (нового) – базовое, фундаментальное отношение в Природе. Носит смысл порождающего и проходит в пропорции «золотого сечения». Асимметричный обмен происходит всегда между тем, что есть (у другого) и чего нет (у тебя) – качествами, в чем бы они материально или информационно не выражались.

Асимметричность обмена, выдержанная по «золотому сечению» и помноженная на сеятельный принцип, обеспечивает расширенное воспроизводство, т.е. развитие. Сеятельный принцип – конструкт для получения коэффициента прироста «>1». Для нас это означает максиму, парадигму, золотыми буквами в граните – я не знаю, как еще выпятить ярче эту мысль: «Если мы хотим синергетического прироста над своими усилиями, то факторы производства и стоимости (товара или проекта) должны вовлекаться только как вклад! Никакой купли-продажи на этапе соединения ресурсов быть не должно!» Вместо этого – ресурсное фондирование или ассоциативное присоединение к договору. В крайнем случае – взнос в уставной капитал. Цепочка добавленной стоимости максимально длинно должна собираться через фондирование. И это (а) соответствует российскому законодательству; (б) вытекает из четырех функций денег (мера стоимости, всеобщий эквивалент стоимости, средство платежа, средство накопления) и (в) вытекает из двух функций капитала (капитала-собственность и капитала-развития). Сегодня в искаженной и поэтому перманентно кризисной экономике используется только две функции денег и только один тип капитала (нет капитала-развития).

2.jpg

Таблица 2. Распределение функций денег и капитала по типам отношений

Следовательно, в новой экономике должны сочетаться как рыночные, так и нерыночные отношения. Или по-другому: рыночные отношения, на самом деле, включают в себя все способы использования своей собственности – не только купли-продажи (отчуждения), но и объединения (вклада) без отчуждения. Цивилизационное развитие – это не только система разделения труда, но это (полная формула) – система разделения и СОЕДИНЕНИЯ труда (с упором на последнее). Поэтому цепочка создания стоимости – это не только последовательная продажа труда и ресурсов по ней, но и другой вариант их сборки – движение титулов собственности на ресурсы вслед логистике их сборки (по балансу наличных обязательств) без их отчуждения. Доход возникает не от продажи ресурсов и труда, а от долевого распределения общего дохода от продукции или проекта. Последнее является основанием фондового механизма хозяйствования (ФМХ).

Важны и другие мысли из природного операционализма (сеятельного принципа): на развитии не зарабатывают (развитие есть промысел Божий) – зарабатывать надо только на результатах развития. Синергия возникает не в отношениях «купи – продай», но обмене в ходе умножения общих усилий. Это и должно лежать в основе экономической модели Иннополиса (ФМХ). Только в этом случае он сможет стать привлекательной экономической платформой для своих экосистем.

Есть еще один момент в пользу ФМХ. Логика прорыва в XXI век – это не только создание ситуаций синергии, на волне которой и надо бы «въехать в Рай». ФМХ строится на совершенно иной ментальности. Так, нас всех приучили к тому, чтобы мыслить категориями товара, прибыли, контракта. Но часть наших заморских конкурентов дополнительно к этому мыслят еще и метафизически и никогда не прерывали этого занятия. В аналитическом, корыстным смысле они еще всегда думали о ГАРАНТИРОВАННОМ выигрыше и от чего это зависит. Одним из параметров гарантированности является воспроизводство целостности (устойчивости ситуации) каждый раз в цикле.

ФОНДОВЫЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ПЛАТФОРМА ИННОПОЛИСА

Это очень важная мысль – стремиться не просто к получению прибыли в конкуренции, но уметь создавать такие ситуации, когда она становится весьма гарантированной, если не сказать автоматической. Именно таким ситуациям соответствует и целостный характер событий получения прибыли, и их синергетическая природа возникновения. Вот два новых объекта и параметра управления прибылью – целостность контролируемого компанией сектора внешней среды и синергетические эффекты в нем. Согласитесь, мало с кем из управленцев можно об этом говорить. Мы все зомбированы современным прозападным образованием, МВА и прочее. Бьюсь об заклад – авторы Иннополиса тоже этими объектами управления не озабочены.

В момент создания проекта (инновационная фаза, капитал-функция развития) при объединении ресурсов не возникает купли-продажи, следовательно, не возникает объекта налогообложения, и конечная себестоимость по факту становится значительно ниже (а цена конкурентоспособнее). Большая рентабельность на стадии продажи конечного продукта проекта (стадия капитализации, капитал-собственность) обеспечивает больший конечный доход всем участникам и, следовательно, большие отчисления налогов в бюджет тоже.

Для проекта Иннополиса это будет выражаться в создании целостности со своими экосистемами (сетями, партнерами, заказчиками). Поэтому фонд – ФМХ – должен собой объединять не только резидентов Иннополиса или партнеров, но и рыночных потребителей. Иметь не только внутреннее плечо, но и внешнее.

Принятие экономической модели бизнеса в качестве платформы Иннополиса означает следующее. Первое: Иннополис не продает недвижимость и не сдает ее в аренду резидентам, но использует как свой вклад в фонды (ФМХ), созданные под каждый очередной проект резидента или группы резидентов. Второе: объединение интеллектуальных, финансовых, организационных и материальных ресурсов с экосистемами тоже осуществляется как ФМХ. Третье: бюджет города Иннополиса не получает налоги – право их получения используется как налоговые инвестиции в ФМХ со стороны бюджета (власти). Бюджет получает долю дохода в проекте, собранном через ФМХ. Четвертое: Иннополис становится управляющей компанией (ведение лицевых счетов наличных обязательств, их логистика, депозитарный учет и т.д.) для всех открытых ФМХ с их внутренними и внешними плечами. Пятое: компетенции администрирования ФМХ дают легальную возможность сотрудникам администрации Иннополиса лично участвовать в ФМХ через свои интеллектуальные (организационные) компетенции (активы) – это является альтернативой откатам и коррупции, полученные таким образом доходы можно смело завещать детям. Шестое: модель ФМХ соответствует задаче перехода к бескризисной экономике в XXI веке. Седьмое: в ситуации ФМХ никто из участников проектов Иннополиса, участников прорыва никому ничего не платит – тут все партнеры, государство и резиденты. Восьмое: введение ФМХ создает ситуацию не просто синергии, в том числе с резидентами и среди резидентов, но и переопределяет систему управления и стимулирования как среди них, так и в Иннополисе. Теперь основой заработка становится не зарплата и доход на акции, но долевое участие в общих результатах и доходах. Меритократия, таким образом, получает свое истинное основание – это управление и общность не наемных работников, когда, так или иначе, существует эксплуатация, а людей дела, владельцев своих интеллектуальных активов.

Кстати, наиболее близко ситуация к внедрению ФМХ сложилась в технополисе «Химград» в Казани. Там уже есть прецеденты взаимных поставок между резидентами, а администрация технополиса производит впечатление компетентной и системно мыслящей[4].

И так далее. Имеющий уши да услышит. Дополнительные сравнительные оценки ФМХ есть в моей статье на сайте «БИЗНЕС Online»[5].

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫВОДЫ

Если кратко, то формула альтернативной модели Иннополиса «ПРОРЫВАЮТСЯ ВСЕ, и НИКТО НИКОМУ ЗА ЭТО НЕ ПЛАТИТ», такова: Иннополис – совокупность экосистем, существующих на основе ФМХ и в которые инкорпорированы сам Иннополис, город и республика (она входит не грантами или заказами, но своими вкладами в ФМХ). Все экосистемы удерживаются не только экономически (через ФМХ), но и иррациональной силой притяжения – пассионарностью Иннополиса, которая должна возникнуть в связи с обретением в цивилизационном Русском Проекте смысла и своей миссионерской роли – претворить во всеобщие когнитивные технологии знания протооснов и алгоритмов Бытия, гармонии, духа нестяжательства. По сути – это практикование Предельной Модели Бытия, основанной на представлениях о Святой Троице. Знание ПМБ позволяет вычислить свои окошки-шансы для прорыва в XXI век, а взгляд на них и проекты под них есть фокусировка Иннополиса. Человечество реализовало форму праздника Тела – Олимпийские Игры. Надо бы выступить с идеей организацией Олимпийских игр Разума – когнитивная эпоха и эра Ноосферы наступают стремительно. Иннополис как проект прорыва вполне может это поставить в повестку дня.

Игорь Козырев

(окончание следует)

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 1

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 2

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 3

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 4

[1] См. интервью с А.Каримовым

[2] Козырев ИА. Цикл статей «Как нам реорганизовать АИР?». Часть 9-я

[3] Активы и объекты управления Иннополиса (из табл. 1): физические активы, интеллектуальные активы, культура и ментальность, внешняя среда и сети.

[4] Пифагор утверждал, что пентаграмма или, как он ее называл, гигиея (ύγιεια) (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = (1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого цветного сегмента пентакла на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое, в свою очередь, пересекает параллельно направленную нить (φ). Цветовые выделения в пентаграмме см. по ссылке.

[5] О развитии Олимпийского движения сегодня

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.06.2013 11:10

    Предлагаю Козыреву сначала собрать свою синергетическую коммуну, и уже на базе этой коммуны делать иннополис, если наберется в ней достаточное количество сакрально подготовленных людей.

    • Анонимно
      5.06.2013 17:11

      Уважаемые коллеги, всем добрый день! Сочту для себя за честь присоединиться в "синергетическую коммуну". Не взирая на другую (приземлённую) сторону проекта (федеральное финансирование, подрядчики, откаты), вместе с Автором статей полагаю, что у Иннополиса (как и у России в целом) есть и будут сподвижники, прикладывающие силы и умения не за "сиюсекундную отдачу", а как и было в России всегда - для блага Отечества. Пассионарность - это редкое явление в мире, но не в России, и не в Татарстане. Спасибо Автору за статьи, спасибо Критикам за свой взгляд на проект. С уважением, Рустем Т.

  • Анонимно
    5.06.2013 15:04

    Хорошие травы в Иннополисе растут. Получше чем в родовых поместьях.

  • Анонимно
    5.06.2013 23:20

    Библия..

  • Анонимно
    6.06.2013 00:58

    Уважаемый Игорь, как я Вас и предупреждал в статье, часть 4Очень похвально Ваше желание анализировать ситуацию с Иннополисом, но боюсь Вы совершаете методологическую ошибку. "Навешивая" на Иннополис все задачи по построения не только инновационной экономики (или как Вы пишете постиндустриальной, которая по вашим словам включает Иннополис, Нейрополис, Когнополис и Колполис) в конце концов Вы все доведете до логического конца, то есть до абсурда.Почему? Потому что современная экономика гораздо сложнее, чем даже Ваше матричное представление. Это уже иерархическая многоуровневая матричная система, следовательно ее необходимо рассматривать на уровне пяти мегасистем, систем, подсистемы и взаимосвязанных элементов.Например:Ваш проект построения образа Будущего не входит задачу создания Иннополиса, т.к. и модель развития и образ Будущего должны быть определены до начала разработки проекта создания Иннополиса (это задача другого мегапроекта), также как внешняя "среда или экосистема" или внешняя инфраструктура инновационной экономики (это задачи другого проекта).И это относится ко всем Вашим "элементам" и "задачам" Иннополиса, необходимо четко определить, которые из них являются внешними, которые внутренними, или даже сами являются подсистемами других функциональных систем. Есть системы мирового уровня, федерального, регионального, муниципального и т.д.Таким образом Вы загоняете решение данной проблемы в тупик.Так Вы загнали в тупик научно-методическую часть проблемы предложением назначить научного руководителя Иннополиса, совершенно неправильное предложение, потому что нет такой науки и следовательно нет таких специалистов, которые могли бы этим руководить в целом (эти в мире занимаются глобальные инжиниринговые центры, создание такого центра в Казани крайне необходимо).Так же Вы загоняете в тупик проблему отбора проектов для Иннополиса утверждением "найдены устойчивые, сильные проекты -«паровозы»", все это бред, извините за выражение. Иннополис это среда или экосистема для разработки и реализации любых инновационных проектов, которые появятся на основе развития новых конвергентных NBIC технологий в рамках компаний полного жизненного цикла.И здесь проектировщики Иннополиса совершают основную ошибку, закладывая в проект Иннополиса создание различных типовых объектов. Например, ИТ-университет с четкой программой обучения, такое обучение нужно было организовать на базе существующих университетов Казани, на базе существующих ИТ -институтов или факультетов. Например, в Силиконовой долине создан совершенно новый Сингулярный университет, в Европе создан Европейский институт инноваций и технологий, в Южной Корее Глобальный университетский кампус, в Малайзии -Educity (пока русской терминологии нет, можно перевести как образовательный город).

    • В части науки. Я тут с Вами полностью согласен - под Иннополис, а еще шире - под задачи переходв в 21 век (и не только через Иннополис), нужно менять программы обучения в ВУЗах Татарстана. И вполне возможно всем миром определить новые курсы.Теперь по научному руководителю Иннополиса. Тут я не вижу почему он не может быть. Часть научной проблематики известна и под нее есть науки и исследования. Под ту, которая еще не прояяснена - надо инициировать научные работы. Научный руководитель должен быть интератором, знать ключевых и интересных людей по всему миру, продвигающеся группы по различным тематикам, участвовать в выработке грантовой политики Татарстана, России и т.д. Его задача - стягивать знания и образовательные программы на Иннополис и способствовать их появлению в России.

  • Анонимно
    6.06.2013 08:31

    Создание внешней стоимости позволяет кормить всех за счет успешных проектов, но для некоммерческих организаций это превращается в кормушку для бездельников. Большое количество философских рассуждений прикрывает чисто меракантильные интересы разработчиков концепции иннополиса: экосистема вместо инфраструктура - зачем?, на первом месте везде стоит стоимость, а потом инновация и работа, т.е. ни продкт и НИР никого не интересуют и являются второстепенным наполнением структуры иннополиса, в следовательно синергетика будет только в финансах, когда больие деньги размазываются по многим проктам, а потом "синергетически" оказываются у нужных людей.Для организации синергии в НИР необходимо организовать горизонтальное общение ученых и инженеров, и дать возможность принимать решения о сотрудничестве, а наачальников только ставить в известность. Пока все наоборот менеджеры и финансиситы принимают решения о сотрудничестве на основании финансовых интересов, в наука и техника является ложкой дегтя в бочке меда финансовой экосистемы, поскольку налаженное таким образом сотрудничество не приводит к научному результату. Но помогает эффективно тратить деньги ;), поскольку проекты то вечные.Чтобы сломить ситуацию необходимо чтобы финансисты и менеджеры ходили за подписью к инженерам и ученым, а не наоборот. Специалист выдвигает проект, а финансы и менеджемент согласовываются с ним или научно-техническим советом.

  • Анонимно
    6.06.2013 12:16

    Игорь Ваше вопрос: "Почему невозможно через это не встраивать Иннополис например, в то, что собираеются дополнительно делать в России -Центром С.Переслегина, с унирвеситетами по ужной тематики, с отдельынми людьми, который могут создать курсы обучения под новое мировоззрение и т.д.?" еще раз показывает, что Вы не в теме, что такое Инномолис в международной инновационной систе. К сожалению, комментария недостаточно, чтобы это Вам объяснить.Это такой же вопрос, почему ВАЗ не делает мерседесы.

  • Анонимно
    6.06.2013 20:29

    А то, что это стоит 20 трлн. долл.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль