Общество 
18.12.2013

Рустам Минниханов: «Год завершается не так, как я хотел, но... это тоже надо победить»

460-1.jpg
Рустам Минниханов рассказал, каким был для республики и для него лично уходящий 2013 год

«ГОД ЗАВЕРШАЕТСЯ НЕ ТАК, КАК Я ХОТЕЛ»

Вчерашняя традиционная предновогодняя пресс-конференция президента Татарстана Рустама Минниханова была особенной. Никто бы наверняка и слова не сказал, если бы он отменил встречу с журналистами. Но президент не пошел на это, все-таки подвел итоги года и ответил на вопросы прессы. Шутил и даже иногда улыбался. Но в зале переговоров кабмина просто физически ощущалось, как ему сейчас непросто...

Никто из журналистов, естественно, не задал вопросов о страшной катастрофе «Боинга». И сам президент не стал говорить об этом. Только отвечая на вопрос о встрече в РТ олимпийского огня 30 и 31 декабря, заметил: «Что касается меня, по моим семейным обстоятельствам я пока не участвую в таких мероприятиях. Думаю, люди поймут, если меня там не будет, на этом празднике...» И в конце, подводя итоги пресс-конференции, сказал: «В целом год был неплохой, конечно, но для меня он очень сложный. Год завершается не так, как я хотел, но с этим тоже надо... это тоже надо победить».

Впервые на пресс-конференции по правую руку (символично!) от главы республики сидел не так давно назначенный на пост руководителя аппарата президента Асгат Сафаров, к которому Минниханов обращался несколько раз за два часа своего общения с прессой.

Слева от Минниханова сидел руководитель пресс-службы президента Андрей Кузьмин, он руководил процессом при озвучивании вопросов. Многие из них были очень интересными. Например, о «Рубине» (газета «БИЗНЕС Online» еще вчера опубликовала ответ Минниханова на вопрос о менеджменте этого клуба). Были заданы и вопросы о проекте нашего издания «Татарстан-2020», о новых мегапроектах и грандиозных стройках республики, в том числе о пикетах по поводу высокоскоростной магистрали Москва – Казань. О переименовании должности президента РТ на — еще не ясно, на какую. Об обстреле «Нижнекамскнефтехима» ракетами. И о многом другом.

УНИВЕРСИАДА ПОЗВОЛИЛА СЕРЬЕЗНО ПРЕОБРАЗИТЬ НАШ ГОРОД

Встреча с журналистами началась с выступления президента, в котором он подвел итоги года и назвал интересные цифры:

— Мы начинаем. Хэерле кон, добрый день, уважаемые! Есть добрая традиция в завершении года встречаться, в преддверии Нового года подвести итоги нашей совместной работы. И, наверное, у вас есть какие-то сообщения, предложения, рекомендации, на что нам больше обратить внимание, что волнует ваших читателей, зрителей... Такая возможность сегодня есть... Фрукты, сладости на столе, чтобы вы были добрее... (улыбки в зале)

Я начну, наверное, с самого большого события — это Всемирная летняя Универсиада, которую мы провели. Пять лет мы готовились к этому событию. Могу сказать, что Универсиада позволила нам серьезно преобразить наш город, нашу республику, подготовить достаточно много профессионалов, построить инфраструктуру гостеприимства, построить спортивные комплексы, Деревню Универсиады, особенно аэропортный комплекс, интермодальную линию... Много сделано полезного для города, для республики, для наших инвесторов, для наших жителей. Введены и работают 10 станций метро, последние 3 недавно...

print_589017_614771.jpg
Рустам Минниханов: «В целом год был неплохой, конечно, но для меня он очень сложный. Это надо победить»

Максимальное количество участников Универсиады — 12 тысяч спортсменов и официальных лиц из 160 стран мира. Это самая большая цифра, которая была в истории Универсиады. И та оценка, которую мы получили от руководства нашей страны и от исполнительного комитета FISU, говорит о том, что все, что мы задумали, было реализовано в полной мере. Я считаю, что такие кадры, как волонтеры, как исполнительная дирекция Универсиады, как наши труженики сервиса, они во многом подтянулись — и уровень Казани стал несколько другой. Ну и очень активно жители и гости нашей столицы принимали участие в качестве зрителей, активно болели, тем самым даже удивили спортивных функционеров зарубежных, как наши люди реагируют на вот эти события.

Самое главное — это, наверное, результат, который есть: наша страна, Российская Федерация, наши спортсмены получили в общей совокупности 292 медали: 155 золотых, 75 серебряных и 62 бронзовых. Есть разные суждения об этом. Но, знаете, надо гордиться своей страной, надо гордиться своими спортсменами и результатами. Там и олимпийских чемпионов достаточно много было, и участников Олимпийских игр, поэтому я не буду принижать роль этого спортивного мероприятия, и не буду принижать роль победы наших спортсменов. Вообще, надо уметь гордиться теми достижениями, которые есть в нашей стране, достижениями наших людей. И мы должны говорить позитивные вещи, а то мы любим говорить о недостатках, о том, кого убили, кого ограбили, где взорвали...

ТАТАРСТАН СЕГОДНЯ ГЕНЕРИРУЕТ 713 МЛРД. РУБЛЕЙ

Дальше президент говорил об экономике:

— В части социально-экономического развития, конечно, мы тех темпов, которых планировали, не достигли, объем валового продукта превысит 1,5 триллиона рублей. Я считаю, что триллион 520 миллиардов с ростом не менее 2 процентов. Средняя заработная плата вырастет на 13 процентов, у нас уже предварительные цифры есть. Татарстан сегодня генерирует 713 миллиардов рублей всех видов налогов на уровне бюджета. Из них 355 — это таможенные пошлины. Значит, 355 миллиардов рублей — это налоговые и неналоговые доходы бюджета, из них в федеральный бюджет — 191 миллиард, 54 процента, говорю только о налоговых-неналоговых, и 164 миллиарда, это 46 процентов, — в бюджет республики.

Я просто хочу донести до вас, уважаемые работники пера и компьютера, что Татарстан — крупный плательщик в федеральный бюджет. Если кто-то пытается сказать, сколько денег нам дали, и мы нахлебники, то глубоко ошибается. Татарстан сегодня — крупный донор. И эти цифры говорят о том потенциале, который есть в нашей республике. По основным показателям мы входим в десятку, в пятерку, в Приволжском округе мы занимаем лидирующие позиции. Поэтому я считаю, что это мощный, сильный регион нашей страны.

Какие были наши основные приоритеты? Конечно, это повышение инвестиционной привлекательности Татарстана, создание новых рабочих мест, модернизация производства. Вот итоговые цифры: мы ожидаем в этом году объем инвестиций в основной капитал — 535 миллиардов рублей, это с ростом в 6,8 процента к прошлому году. Считаю, что это достойная цифра, она говорит о том, что, несмотря на некое замедление в экономическом росте, инвестиции идут... Мы регион экспортно-ориентированный, если покупательная способность наших западных коллег снижается, конечно же, наши рынки сужаются, и мы это должны воспринимать так, как есть.

Что еще положительного? Казань вошла в десятку рейтинга городов по удобству для ведения бизнеса, это хорошо, мы вошли в четверку спортивных городов мира, в Лондоне был такой конкурс... И агентство Fitch повысило наш рейтинг. Это говорит о том, что работа в этом направлении позитивна.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЫЛА И ОСТАЕТСЯ НАШИМ ЛОКОМОТИВОМ

— Из событий еще: 70 лет с начала промышленной разработки нефтяных месторождений. Нефтяная промышленность была и остается нашим локомотивом, фундаментом нашей экономики. И, конечно же, на основе нашей нефтяной промышленности развиваем нефтепереработку и нефтехимию. Если взять нефтегазохимический комплекс, мы считаем, что 60 процентов отгруженной продукции — это нефтегазохимический комплекс. В этом году мы добудем 32,8 миллиона тонн нефти с ростом к прошлому году 100,8 процента. Основная наша компания — «Татнефть», там добыча будет 26,1 миллиона тонн. Малые компании добудут 6,7 миллиона тонн.

Мы очень серьезно разрабатываем сверхвязкие битумные нефти. В этом году планируем добыть 145 тысяч тонн битумных нефтей, и в ближайшее годы будем наращивать объемы добычи. Сегодня и в объемных показателях, и в платежах в бюджет нефтегазохимический комплекс является нашим базисом.

Проект ТАИФ-НК. Мы приступили к строительству комплекса по переработке тяжелых остатков. 98 процентов — глубина переработки, это самое современное производство, конкурентоспособное. Ну и, конечно же, проект ТАНЕКО, в котором уже мы готовимся к пусконаладочным работам, будет запускать гидрокрекинг. Там инвестиции свыше 1 миллиарда евро. Летом ТАНЕКО будет запускать комплекс по производству масел, а в дальнейшем, это уже в 2015 году, — комплекс переработки тяжелых остатков. Введен «Нижнекамскнефтехимом» завод по производству АБС-пластика на 60 тысяч тонн. Продолжается работа по строительству «Аммония», в 2015 году мы должны запустить этот современный комплекс, который будет производить аммиак, метанол и гранулированный карбамид.

Кроме наших предприятий нефтепереработки и нефтехимии очень серьезная работа ведется по модернизации энергетических комплексов: в Казани «Генерирующая компания» приступила и будет запускать парогазовые цепи, на ТЭЦ-1, ТЭЦ-2. И в Нижнекамске на ТЭЦ-2 нефтяники тоже запускают современное производство для утилизации пара, то есть там появятся установки для низкопотенциального пара, и тем самым мы удвоим объемы выработки электрической энергии на ТЭЦ-2 в Нижнекамске.

МЫ СУМЕЕМ В ДВА РАЗА НАРАСТИТЬ ОБЪЕМЫ НАШЕЙ НЕФТЕХИМИИ

— Более серьезная и сложная задача, к которой мы должны приступить (для этого надо делать все необходимое, экспертизу мы прошли), — это начало строительства этиленового комплекса на 1 миллион тонн. Считайте, если на сегодня свыше миллиона два завода «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим» производят, и практически появляется у нас еще миллион тонн, это говорит о том, что мы сумеем в два раза нарастить объемы нашей нефтехимии. Это крупный проект, он стоит более 3 миллиардов долларов США, и я уверен, что мы с этой задачей тоже должны справиться.

Есть проекты, которые, может быть, не такие большие, но очень значимые: завод синтетического каучука сегодня тоже работает с метилхлорсиланами, они необходимы, так как этот продукт сегодня получаем только по импорту, а этот продукт нужен для оборонных задач нашей страны. Мы уже приступили и должны завершить этот комплекс на заводе синтетического каучука.

Из машиностроительных наших проектов — это, конечно же, Ford-Sollers, здесь у нас уже выпускается Ford Transit, Ford Galaxy, Ford Kuga, Ford Explorer, ну и ожидаемый выпуск под 40 тысяч автомобилей. Приступили к строительству штамповочного производства, это будет завод, который турецкие инвесторы делают. И Ford-Sollers приступил к строительству, и в 2015 году мы ожидаем пуск, завода по выпуску дизельных двигателей. КАМАЗ сегодня обновляется, модернизируется, и то, что было в прессе, что Когогин обещал Путину, вот эти новые «КАМАЗы» с новыми кабинами уже пошли в ход.

Есть проекты очень технологичные, интересные — это проект по производству композитных изделий на «КАПО-Композит». Тут наш партнер — австрийская компания Fischer, и это предприятие производит композиционные материалы как для отечественных, так и для зарубежных авиационных компаний. Концерн BASF на «Химграде» запустил производство строительной химии, то есть это добавки, которые улучшают качественные показатели бетона, позволяют бетонировать в зимнее время.

Большой, интересный проект, очень перспективный, мирового уровня — «Кама Кристалл Технолоджи» — это проект по производству синтетического сапфира. Это для нашей страны новый бизнес, с пуском этого производства мы будем серьезным игроком не только на российском рынке, но и на мировом рынке.

Неплохо развивает свои мощности ICL-КПО ВС, вы видите, он уже на будущей площадке «СМАРТ-Сити» построил второй комплекс, и эта работа продолжается. Есть хорошие проекты в особой экономической зоне «Алабуга», сегодня там 41 резидент, и 9 компаний уже работают, на выходе большие проекты по производству стекла, по производству и переработке древесины, штамповочное производство. Я думаю, что в первом полугодии мы три-четыре крупных производства получим в ОЭЗ «Алабуга».

print_589017_614773.jpg

Большие амбициозные задачи у нас по проекту «Иннополис». Там мы получили статус особой экономической зоны, и полным ходом идет строительство жилья, технопарка и университета. Самое главное — что там будет университет, который будет обеспечивать нас специалистами высокого уровня. Там наш партнер — Карнеги Меллон, то есть система подготовки будет по западным стандартам. («Вы немножко кушайте, чай пейте, я буду долго говорить», — заметил президент).

И следующий проект «СМАРТ-Сити» — там устойчивый интерес к географии, рядом с аэропортом строится новый город. Если у нас в Иннополисе сингапурцы мастер-план делали, то здесь мастер-план малазийской компании, тоже очень опытной.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДОСТАТОЧНО СЛОЖНОЕ

— Что касается села... Конечно, село — это не только бизнес, но и целая сфера, это миллион наших жителей. К сожалению, последние пять лет погодно-климатические условия не позволяют нашим селянам развернуться, и экономическое положение сельского производителя достаточно сложное. Тем не менее мы серьезно инвестируем в личные подворья, хотим, чтобы это направление тоже было поддержано. На сегодня действуют 878 семейных ферм, и в процессе строительства 231 ферма. Очень серьезно планируем за три года модернизироваться, каждый год это соотношение 60 на 40. 40 процентов мы будем поддерживать, субсидировать модернизацию, то есть мы за три года должны на 15 миллиардов в совокупности модернизировать, обновить технику. То есть наши вложения будут в 6 миллиардов. Каждый год — по 2 миллиарда.

Большие, интересные проекты — это птицеводческий комплекс на 25 тысяч тонн мяса, это «Аняк», Актанышский район; строительство и реконструкция свинокомплекса на 12,5 тысяч тонн мяса «Камский бекон», Тукаевский район. Вот эти проекты уже пущены. Линии забоя и первичной переработки мяса «Камский бекон» на 1 миллион голов свинины. Там и свинина, и говядина, но в основном свинина. Молочно-товарная ферма на 2,6 тысячи голов в Агрызском районе. Строительство инкубатора в Пестречинском районе.

Какие проекты по АПК следующего года? Это «Агросила групп», это комбикормовый завод, «Элеватор» в Бугульминском районе, молочный комплекс в Азнакаевском районе. И козья ферма на 2,6 тысячи голов в Сабинском районе. Пейте козье молоко, очень полезно! Говорят, оно как молоко для грудного ребенка, никаких диатезов, полезно в первую очередь для ваших детей.

ЭТО ХОРОШИЙ СИГНАЛ, КОГДА У НАС И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ

— Мы участвуем во многих федеральных программах, хотя не во всех: из 38 в 24. Но я считаю, что это неплохо, там неплохие цифры у нас получаются.

Ремонт школ. 166 школ мы отремонтировали, ввели 7 школ новых, 75 новых ФАПов, 339 ФАПов отремонтировано, 46 сельских клубов, 154 спортивные площадки. По программе социальной ипотеки — 133 дома, программа «Чистая вода», двухконтурные котлы... Эта программа будет не только продолжаться, она будет расширяться. Мы еще запускаем программу модернизации котельных для бюджетных учреждений, она в таком неприглядном состоянии, и системы наружного освещения для сельских населенных пунктов. Новые программы — всего 24 программы на 12 миллиардов рублей...

Большая работа была проведена по модернизации здравоохранения. Федеральная программа очень серьезно нам помогла. За последние годы созданы в республике, работают 15 сосудистых центров, 12 травмоцентров, 70 первичных онкологических кабинетов, 6 онкологических отделений, центр ядерной медицины в республиканском клиническом онкологическом диспансере. Введен центр позитронно-эмиссионной томографии. Все это то, что появилось недавно... Ну и центр крови мы строим за счет нашего и федерального бюджета.

Результаты какие? Продолжительность жизни составит 72,5 года. За 11 месяцев родились 51 779 детей, это на 1 003 ребенка больше, чем в прошлом году. И мы думаем, что еще и в декабре детишки должны появиться... Это хороший сигнал, когда у нас и положительная демография.

Очень серьезная работа идет по детским садам. Мы подписали трехлетнюю программу на 30 тысяч детских мест, здесь и расширение, и вариативная форма, и для строительства новых детских садов. В этом году мы должны ввести 5 245 мест за счет республики и за счет федеральных субсидий. В республике уже 42 частных детских сада. Эта форма тоже очень прогрессивная, и я думаю, что надо и дальше в этом направлении продолжить работу.

Из событий следующего года: это год культуры как в России, так и у нас. А Казань объявлена культурной столицей. Это большое событие. И в рамках этого события будет достаточно много разных мероприятий.

То есть это то, что крупным планом я хотел до вас донести. А сейчас задавайте вопросы, я готов в меру своей осведомленности и знаний попытаться ответить.

«ТАТНЕФТЬ»: УХУДШЕНИЙ ТОЧНО НЕ БУДЕТ, НАДЕЮСЬ, ЧТО БУДУТ УЛУЧШЕНИЯ

Далее последовали вопросы журналистов.

— В ноябре произошла довольно неожиданная, во всяком случае, для нас, смена руководства «Татнефти». На ваш взгляд, какие изменения могут произойти в деятельности этой компании?

— А что может произойти?

— Ну, раз руководители меняются, могут и замы поменяться...

— Вот если у вас руководители меняются, что у вас произойдет? Вы, может, красивее писать сможете? Или похуже? Нет, ничего не произойдет, это просто смена руководителя. Тахаутдинов Шафагат Фахразович 14 лет возглавлял компанию. Возглавлял и поднял компанию на очень высокий и достойный уровень, при такой выработанности и сложности. Ресурсы компании очень инновационные и высокоэффективные. Очень хорошая команда. Его отставка была неожиданностью и для меня тоже. Когда он пришел с такой идеей, я был удивлен. Это его решение. И, конечно же, продолжает руководить компанией его первый заместитель, которого прекрасно я знаю за все время работы в совете директоров. И у него рекомендации от Шафагата Фахразовича. А он сам остался советником. Думаю, его опыт и авторитет будут востребованы. Мы проводили большие мероприятия в Альметьевске, он вместе с нами был на объектах. Я считаю, что это очень достойный человек, который сделал очень многое, и, думаю, что он будет полезен для компании, для республики и в будущем.

Каких-то изменений не предполагаем, задачи новому генеральному директору — двигаться дальше, расширять прежние и другие направления, завершить проекты по нефтепереработке, подумать об увеличении нефтепереработки. Есть идея — построить завод по проекту на 7 миллионов. Мы перерабатываем 8 миллионов с лишним, вот еще один 7-миллионник построим... То есть задач много. Новый гендиректор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов — человек опытный, работал рядом с Шафагатом Фахразовичем. Ухудшений точно не будет, надеюсь, что будут улучшения.

ЭТО НЕ ДОРОГА К МОЕМУ ДОМУ, ЭТО ДОРОГА, КОТОРАЯ ТАТАРСТАН ВЫВЕДЕТ НА СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ УРОВЕНЬ

— Рустам Нургалиевич, как дела с проектом ВСМ, высокоскоростной магистрали Москва – Казань? И оправданы ли митинги жителей волжских прибрежных поселков?

— Вообще надо этот вопрос разделить на две части. Нужна эта дорога нам или не нужна? Вообще глупо, когда мы из-за интересов нескольких людей (хотя мы должны соблюсти интересы каждого человека) ставим под сомнение такой глобальный проект. Очень неприятно. Ведь это не дорога к моему дому, это дорога, которая Татарстан выведет на совершенно другой уровень. Неужели эти люди этого не понимают? Те люди, которые пишут петиции, там сбоку даже не стоят, — трасса идет по направлению, чтобы не затрагивать интересы этих людей. А там, где они будут затронуты, там будут соблюдены все интересы.

И здесь пресса вместо того, чтобы поддержать этот глобальный проект, больше рассказывает о разных склоках, хотя есть люди, которым любая склока по душе. Вот встану, если где-то будут плохо говорить, я вместе с ними... Сегодня идет проектирование. Когда мы берем проектное решение, мы смотрим внимательно, и не сказать, чтобы мы затронули интересы наших граждан.

Вы представьте, в Казань придет высокоскоростная дорога. Вообще, это будут другая республика и другой город. За три часа люди будут перемещаться из Москвы до Казани. Без проблем, в любое время года, независимо от погоды! Неужели вы этого не понимаете?

Я смотрю, вам интересно про этот митинг писать, а не про то, что даст нам ВСМ... А это даст работу нашим строителям, это даст работу нашей промышленности. И если этот проект получится — это проект века. Я думаю, что здесь пресса должна быть на стороне реализации этого проекта. И из-за склок нельзя ставить под сомнение такой крупный проект. Он и так сложно идет...

Я просто не понимаю этих людей. Для нашей республики это очень серьезно... До Нижнего Новгорода — 1,5 часа, до Чебоксар — 30 минут! Другая страна. Люди по-другому будут ощущать себя, буду перемещаться. Неужели люди этого не понимают? Или по-русски мы плохо говорим? Но там и татары иногда выступают. Поэтому все интересы людей будут соблюдены, но этот проект очень важен для будущего нашего региона...

Неужели вы не любите себя? Полюбите себя, полюбите республику. Это же все для нас. Наши гости будут к нам приезжать, мы будем ездить. Вы представьте, за 3,5 часа из центра Казани будете в центре Москвы... Это не шутки! Крупнейший мировой проект, проект мирового уровня. Это не Универсиада, это намного больше и значимее.

СИТУАЦИЯ НОРМАЛЬНАЯ, НО ХУЖЕ, ЧЕМ МЫ ХОТЕЛИ БЫ

— По инвестициям, по инновациям. Сейчас такая достаточно непростая ситуация для республики и страны. Не сбавим ли темпы?

— Ситуация нормальная, но хуже, чем мы хотели бы. Но это нормально. Мы всегда должны быть недовольны своей работой. И здесь же не только от меня зависит, многие факторы связаны с мировой экономикой, с внутренней ситуацией в стране. Ведь когда есть замедление на внешних рынках, государство должно думать о внутреннем потреблении. Как обеспечить внутренний рынок, как обеспечить эти процессы... Вот эти 15 миллиардов, из которых 6 наши, они же не просто так, это же инвестиции, это обновление. Обновление машинно-тракторного парка, технологического оборудования, покупка современного оборудования. Нужны некие такие шаги, и мы будем думать, продвигать, беспокоиться... У Бога просим, но и сами должны что-то делать.

Ситуация, она не критическая, хотя могла быть и получше. Я думаю, что те инвестиции, те шаги, которые мы сегодня делаем, — серьезные вложения в особой экономической зоне, развитие газонефтехимического комплекса, развитие машиностроительных проектов, — это даст результат однозначно, вы не волнуйтесь, тем более если ВСМ построим. Мы не будем хуже других. Никогда. Постараемся быть лучше.

ВСЯ ЭТА СИСТЕМА ЖКХ ОЧЕНЬ ИЗНОШЕНА, НЕПРОДУМАННА, И ТАМ МНОГИЕ ВЕЩИ НАДО ПОМЕНЯТЬ

— Вопрос по ЖКХ. Вот вы говорили, что после Универсиады большое внимание будет уделяться этой сфере. Многие наши читатели говорят, что нет контроля со стороны государства за управляющими компаниями. В этом ли проблема, на ваш взгляд?

— Проблема ЖКХ — это комплекс проблем, которые мы создавали десятилетиями. Вся эта система очень изношена, непродуманна, и там многие вещи надо поменять... Затраты, которые мы несем на ЖКХ, они связаны с тем, что теплоисточники не загружены, у нас перегруз идет, у нас тарифная политика не сбалансирована. И самое главное — управляют этим всем хозяйством, как правило, люди, которые вообще управлять не умеют. Есть серьезные претензии к управляющим компаниям, поэтому здесь надо подходить комплексно. За один день мы это не решим.

Вот посмотрите, мы начали системно заниматься ремонтом домов. Капитальный ремонт домов. У нас федеральных денег практически нет, мы 840 - 850 домов каждый год ремонтируем. Уже за 10 тысяч многоквартирных домов мы ушли, и дальше эта работа идет. То есть должна работать система. Но если по домам мы сейчас какой-то порядок наводим, по аварийному жилью работаем, то вся система инженерной коммуникации, инженерная инфраструктура очень в заброшенном виде. Она сама по себе не исправится. И инвесторы не придут. И пока наше Российское государство, не только Татарстан, — у нас, еще, может быть, получше, — не обратит внимание на ЖКХ, мы эту проблему не сможем решить. Для того чтобы ее решить, нужно сделать вложения, и нынешняя тарифная политика не позволяет эти бизнесы рассматривать, как коммерческие. А без субсидий, без обновления материально-технической базы эти вопросы не решаются.

Ну, и самое главное, — надо определить строгие правила игры, чтобы там жульничества не было, а там много жульничества. И второе — подготовка специалистов. Вы посмотрите, кто там работает. Люди с улицы, которые кроме гаечного ключа ничего не знают и не умеют. А ведь сегодня современный дом и хозяйство — это высокотехнологичные тепловые узлы, насосы, системы вентиляции. То есть нужны специалисты другого плана. На это мы должны обратить внимание. Нужны кадры. Если мы не создадим условия для этих людей, если мы не будем модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство, конечно, ничего серьезно мы изменить не сможем.

Нужны серьезные инвестиции. У нас есть некие движения, но пока мы полностью охватить не в силах все. Ведь в принципе и по логике многие наши тарифы должны быть ниже, но они не могут быть ниже, потому что изношены сети или незагрузка, или вообще перегрузка, непрофессиональное управление. Там комплекс причин, которые порождают вот все это хозяйство.

Я чувствую, что эта тема очень запущенная, ею очень подробно надо заниматься. Пока наш голос не слышат, хотя мы обращаемся к федеральному правительству в части инженерных коммуникаций и сетей. Понятно, там тоже ссылаются на отсутствие финансов, — надо одно решить, другое... Я думаю, мы и сами будем искать ресурсы и будем и на федеральном уровне доносить вот эту большую проблему. Она одна из самых злободневных для жителей нашей страны.

МИНИСТР ХОЧЕТ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ, РАЗВЕ ЭТО ПЛОХО?

— Этот год запомнился очень многими перестановками: и в бизнес-структурах, и во властных структурах, переходами, ротациями... Вот недавно был подписан указ о ротации госчиновников с неким опережением даже Российской Федерации. Как, по-вашему, эта тенденция продолжится в следующем году? Что она вообще означает для Татарстана?

— Вот сколько лет вы работаете в вашей области? (вопрос президента к журналисту)

— Здесь конкретно уже второй год.

— Сколько еще планируете здесь работать?

— Такой вопрос с подковыркой. Ну, года два еще.

— Ну, вы же думаете о каком-то росте? На Первый канал или начальником стать? Я образно говорю, — министр хочет стать президентом, разве это плохо? Социальный лифт нужен. Нам очень важно запустить эти механизмы. К сожалению, мы эти вопросы не учитываем. А новые люди привносят новизну. Нет в этом ничего плохого. Даже движение по горизонтали дает очень много позитива... И мы ищем людей новых. Понятно, что людей надо готовить, обучать. Я думаю, от того, что мы будем проводить ротацию, ничего плохого не будет... Если мы не будем запускать некие механизмы, у нас в системе государственной и муниципальной власти не будут появляться новые люди. Это плохо. Люди должны расти, мы должны их перемещать. Люди неспособные должны уходить. Мы должны проводить оценку потенциала, никогда мы этим не занимались. У нас огромная программа обучения муниципальных и государственных служащих. Целая программа обучения глав, министров. Мы смотрим потом, и исходя из этого формируем кадры. Иногда пишут, что чей-то родственник... родственник начальника может на какую-то работу попасть. Но ведь дальше он никуда продвигаться не будет, никому не будет нужен, если он себя не проявит. Будем заниматься этим вопросом. Вы осуждаете или поддерживаете нас?

— Не осуждаю ни в коем случае, поскольку изменения нужны, но продуманные, опять же...

— Я думаю, что мы будем делать все взвешенно, без ущемления людей, которые там будут задействованы. Но должны быть правила игры понятные, что это не просто хотелка, эти правила мы будем устанавливать. Вот если бы все выполняли, что я сказал, у нас получше было бы...

НАМ НУЖНЫ ОБРАЗОВАННЫЕ, ГРАМОТНЫЕ, НОРМАЛЬНЫЕ МИГРАНТЫ

— Как известно, Татарстан — очень гостеприимный регион, и тем не менее проблема мигрантов все равно людей волнует и беспокоит. Какие меры будут приняты в Татарстане в ближайшее время для повышения уровня социальной адаптации, культурной адаптации, и как вообще взаимопонимание с мигрантами нам найти?

— Я думаю, мы дадим поручение провести брифинг на эту тему, как раз сегодня это обсуждали... Надо отделять: котлеты отдельно, мухи отдельно. Те легальные мигранты и люди, которые нормально адаптируются, со специальностью или учиться приехали, они ни в коем разе не должны ощущать себя какими-то приезжими. Им надо адаптироваться, а мы должны оказать им всяческую поддержку... Нам нужны образованные, грамотные, нормальные люди. Но у нас огромное количество нелегальной иммиграции, и той, которая, может быть, и легальная, но такая, кривая. Они приехали в гости и здесь где-то шабашат еще. Тема очень сложная, и не только в наших полномочиях — есть федеральные законы, нормативные акты. Многие вещи надо поправить, потому что в целом для нашей страны это угроза. Если этот процесс будет идти таким образом, ничего хорошего не будет. А будет создание каких-то анклавов. Вот раньше наркотиков у нас в сельских районах вообще не было. Я тогда еще главой работал. Но приехали из Средней Азии товарищи, и все это появилось. Но не все же такие. Есть же нормальные люди. Или посмотреть последнее резонансное преступление в республике (в Нурлатеавт.), к сожалению, тоже связано с мигрантами... Экстремизм, нетрадиционный ислам привносятся во многом мигрантами.

Поэтому вопрос делим на две части. Люди, которые хотят учиться и работать, — это наши товарищи, мы им должны помогать. А вот с той категорией, которая имеет какие-то плохие мысли, должен быть разговор жесткий...

ТЕ ХРАМЫ, КОТОРЫЕ ПОСТРАДАЛИ, МЫ ВОССТАНОВИМ

— В прошлом году было покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, убили Валлиулу Якупова. В этом году в двух районах были найдены самодельные взрывные устройства, неизвестные обстреляли «Нижнекамскнефтехим», за осень подожгли 7 храмов. То есть раньше Татарстан был таким примером толерантности, островком мирного существования. Сейчас что-то изменилось?

— Нет, не изменилось. Если у вас в магазине телефон украли, из-за этого Татарстан хуже не стал. Да, мы говорим о том, что не свойственно Татарстану, мы это осуждаем. И сегодня я могу сказать вам, что организаторы нескольких поджогов задержаны. Идет следствие. В части этих событий, которые связаны с попытками запугать мнимыми ракетами, в этой части правоохранительные органы имеют задержания, в ближайшее время вас проинформируют. Такое может произойти везде, но ни в коей мере это на тот климат, который у нас есть, на те отношения между конфессиями, национальностями, не должно повлиять... Могу сказать, что один из поджигателей — русский, не татарин. Плохие люди есть в любой нации... В ближайшее время по всем этим вопросам логическое завершение будет. Будьте уверены, по ним жесткое решение будет принято. Что касается тех храмов, которые пострадали, мы их восстановим. Я такое поручение дам. Это дело чести...

СНАЧАЛА КЛАССЫ РАЗДЕЛИМ, ПОТОМ БИЗНЕС БУДЕМ ДЕЛИТЬ, ПОТОМ ЕЩЕ ЧТО-ТО...

— В Татарстане в последнее время опять поднимается проблема изучения татарского языка. Вы уже высказывались на эту тему, что татарский язык изучать надо. Как сделать так, чтобы татарский язык стал модным? В республике нет кинотеатра, в котором бы показывали фильмы на татарском языке...

— Я согласен. Так или иначе методика обучения татарскому языку — очень сложная и неэффективная. Но у нас не только татарский язык, у нас и чуваши живут, и марийцы. У нас есть программа, которая эти проблемы решает. Но и вы должны подсказывать, что надо сделать, чтобы язык был привлекательным. Разве плохо, если ты знаешь какой-то язык? В Люксембурге три государственных языка. В Швейцарии четыре языка...

Это глупости, когда люди говорят, зачем мне это? Ты только тупость свою показываешь. Вот если бы я знал, что надо учить языки... То, что мы толком не учили иностранные языки, — это наш недостаток. Если ты живешь в Татарстане и по-татарски еле говоришь, уже отношение к тебе будет другое.

И потом, как мы представляем: вот, давайте татар в один класс, русских в другой класс. Вместе все здесь живем. Сначала классы разделим, потом бизнес будем делить, потом еще что-то...

Я считаю, что здесь мы должны сделать все, чтобы языки стали учить. Русский язык надо учить. Мы должны знать языки, вот английский, неплохо бы еще и китайский начать учить...

Мы в интернет запустили обучение татарскому языку. Думаю, надо какие-то музыкальные фестивали проводить, молодежь как-то адаптировать. В этом направлении мы пока не дорабатываем, согласитесь со мной. И кинотеатры должны быть, наверное, да.... Другой язык — это твое конкурентное преимущество. Если татарский язык ты знаешь, то турецкий, казахский можешь за три месяца — за полгода выучить. Я про русский вообще даже не говорю, русский же все знают. Ребенок вот в детский сад пошел, он вообще по-русски не говорит, а через два месяца только по-русски говорит... У нас нет такого, чтобы русский кто-то не знал. Приведите мне человека, который русский язык не знает. И русского, и татарина. Глубина познания, качество обучения в этом плане, я думаю, — это тоже в будущем наше конкурентное преимущество, наших детей. Если они будут знать литературу, грамматику как русского, так и других языков, татарского, английского... Нам надо в этом направлении поработать.

ЭТО ВОЛНУЕТ, ЧТО ЛИ, КАК МЕНЯ БУДУТ НАЗЫВАТЬ?..

— Судя по всему, вы остаетесь единственным президентом в российских регионах...

— Есть там президенты и без меня — в футбольных клубах...

— Тем не менее даже в Башкортостане депутаты приняли решение переименовать президента республики в главу... Татарстан тоже должен это сделать...

— Это волнует, что ли, как меня будут называть?.. Не волнуйтесь! Я же сказал: закон принят, до 2015 года (надо переименовать). Название мы еще не нашли... Не я же придумываю... Депутаты решат, у нас время на это есть. Не надо из этого делать какую-то большую проблему — как будет называться (руководитель РТ).

МЫ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО ПОРАБОТАЛИ ПО КАЗАНИ, ИДУТ РАБОТЫ ПО СВИЯЖСКУ, ПО БОЛГАРАМ

— В этом году очень сильно вырос приток туристов в республику. Это очень отрадно. Особенно отрадно, что у нас Болгар и Свияжск возрождаются. Но у нас много других исторических точек в республике. Как вы думаете, не настал ли тот момент, когда нам нужно, может быть, разработать какую-то государственную программу, чтобы поощрять такие города, как Чистополь, Билярск, Тетюши?..

— Вы совершенно правы. Если какие-то страны мечтают, думают, ищут места, чтобы привлечь туриста, у нас очень много красивых мест, связанных с нашей историей, чтобы туристы приезжали к нам. Вопрос в следующем: надо создать индустрию туризма, надо подготовить людей. Эта задача требует и финансовых вложений. Сегодня мы очень серьезно поработали по Казани, идут работы по Свияжску, по Болгарам. Мы сейчас говорим об Адмиралтейской слободе. Есть Билярск. Эти проекты будут продолжаться... Я тоже считаю, что их надо раскрывать. Аэропорт (отреставрированный) у нас появился, много гостиниц. Надо сейчас расширять, чтобы было интересно, не только Раифский монастырь, но и другие монастыри, (чтобы можно было) в Билярск съездить, в Тетюши. Таких мест у нас много, поэтому будем и дальше работать. Недавно заседание правительства было. У нас программа есть, хотим ее немножко видоизменить. Пригласить людей, которые профессионально эту тему знают, обучить... У нас уже уровень такой, что мы, может быть, еще пока недорабатываем по рекламе наших возможностей...

ОЛИМПИЙСКИЙ ОГОНЬ В ТАТАРСТАНЕ

— Универсиада стала не только крупным событием спортивной жизни для республики и всей страны, но и своего рода репетицией к Олимпиаде. 30 декабря республика будет встречать эстафету олимпийского огня. В связи с этим, может быть, есть какие-то пожелания нашим факелоносцам? И не хотели бы вы сами принять участие в этой эстафете?

— Будет хорошая программа — 30 и 31 декабря мы встречаем олимпийский огонь. Все продумано, все будет очень красиво: Болгары, Свияжск, в Казани рядом с футбольным стадионом. Все будет проведено на достойном уровне.

Что касается меня, по моим семейным обстоятельствам я пока не участвую в таких мероприятиях. Думаю, люди поймут, если меня там не будет, на этом празднике...

КАКАЯ ЭКОЛОГИЯ, АВТОМОБИЛЬ ДУШИТ ЛЮДЕЙ!

— Завершается 2013 год, год экологии в Татарстане. Ни для кого не секрет, что одним из существенных источников загрязнения является автомобильный транспорт. Скажите, что-то сделано, какие-то решения приняты в этой связи?

— Ты попробуй что-то сделать с автомобильным транспортом! Я вот ехал вчера утром — в 90 процентах автомобилей едет один человек. И колонна идет одна за другой. Вы слушали лекцию экс-мэра Боготы Энрике Пеньялоса (президента Института транспорта и развития Нью-Йорка — авт.)? В принципе, он прав. Когда я тоже ему вопрос задаю, как с экологией, — какая экология, автомобиль душит людей, убивает людей, не дает им жизни! То есть в городском пространстве, где должен жить человек, автомобиля не должно быть, он должен быть где-то в стороне. Я никогда об этом не задумывался... А вообще к этому надо подходить радикально, более радикально. Никакие паркинги, никакие развязки нас не спасут. Все, что мы построили, через два года... Даже тротуаров не осталось, чтобы людям ходить. Где детям играть, когда рядом с домом все заставлено автомобилями. Никаких паркингов не хватит, если мы не поменяем наше отношение к автомобилю, к городскому пространству... Думаю, в наших умах Энрике Пеньялоса много что поменял, и мы должны исходить из этого. Мы должны создать очень современный, комфортабельный общественный транспорт. Мы должны организовать доступное, хорошее такси... Посмотрите сегодня Лондон, другие города — они (автомобилями) уже переболели. Берет в кредит машину, денег на бензин нет — но все равно едет. Наверное, мы должны этим переболеть.

И КУРБАНУ ПОРА УЖЕ ЗАДУМАТЬСЯ, И ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ

Рустам Нургалиевич, вы год назад отвечали на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, как оцениваете менеджмент «Рубина». Разрешите сейчас снова задать вам этот вопрос — как оцениваете... (Вопрос от «БИЗНЕС Online»)

— Плохо! Они все продули, что можно! Вот, чтобы все слышали. Как и не стыдно, за такие деньги играть таким образом. Позорить нас. И те, кто связан с этим «Рубином», и игроки, — это просто слов нет! Как можно вот так играть, искать какие-то причины, еще на кого-то показывать. Зарплата день в день выплачивается, все решается. За такие деньги вот так играть — стыд, позор! Нет никаких слов, ни одного нормального. Никому хорошую оценку не могу поставить. Если так будут играть, всех выгоню! Я это точно говорю. Это издевательство! Там какие-то личные свои разборки ставят во главу (угла). Деньги получил — играй. Есть контракт. У нас лишних денег нет. «Рубин» содержат наши спонсоры, по нашей просьбе. Вообще, бессовестные. И Курбану пора уже задуматься, и всем остальным. Нет никакой пощады! Просто времени не находим для них. Позорят нашу республику.

МОМЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАШЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО МНОГО

После того, как вы предложили общественности подумать над мегапроектом для республики после Универсиады, наша газета запустила проект «Татарстан-2020», где представители делового сообщества делятся своим видением стратегии РТ. Многие бизнесмены предлагают превратить нашу республику в мощный логистический центр, в мощный транспортный коридор, который свяжет Европу и Азию. Как вы относитесь к такой идее? (Вопрос от «БИЗНЕС Online»)

— Очень положительно. Вообще, географическое положение Татарстана достаточно удачное, чтобы решать эту задачу. И мы в этом направлении движемся. Участвуем в проекте Европа-Китай, и наш предприниматель Фоат Комаров в это направление очень много и сил, и средств уже вложил. Мы запускаем первый этап Свияжского мультимодального центра. Мы построили хороший аэропортовый комплекс. Сейчас хотим привлечь почту России для создания транспортного хаба. И таких моментов использования нашего географического положения может быть достаточно много. Я считаю, это очень перспективно. Наша республика — крупный производитель, мы хотим в 2016 году достичь валового внутреннего продукта в 2 триллиона. Татарстан является крупным потребителем и экспортером, то есть мы получаем много сырья и продаем готовую продукцию. И через нас географически много транспортных направлений проходит. Поэтому, я считаю, нам системно в этом направлении надо работать.

ИННОПОЛИС СТАНЕТ IT-СТОЛИЦЕЙ РОССИИ

— Хотелось бы узнать ваше личное мнение, Рустам Нургалиевич, в каком амбициозном проекте вы хотели бы принять участие?

— Я же сказал — ВСМ!

— Это однозначно очень важно... Это амбициозный проект. Но, может, есть еще что-то такое, предновогоднее?

— Я уже говорил о наших проектах. Это миллионник (установка по производству этилена мощностью 1 млн. тонн в год — авт.)... Это особая экономическая зона «Алабуга», там должны быть у нас не менее 100 - 150 резидентов. Это крупные точки роста. Еще есть Иннополис, где мы создаем технопарк и создадим IT-столицу Российской Федерации. Но это потребует много сил, и не только от Татарстана, это федеральный проект. Также ВСМ. Дальнейшее строительство нового нефтеперарабатывающего завода.

Таких проектов у нас должно быть много, одним проектом жить нельзя. И нельзя заниматься только большими проектами. Надо очень серьезное обратить внимание на развитие малого бизнеса, среднего бизнеса. Мы сейчас ставим задачу, чтобы в каждом муниципалитете у нас были индустриальные площадки. Мы должны охватить всю республику вот этими процессами. Если мы будем заниматься только одним большим проектом — это очень плохо. Мы должны вовлечь в этот процесс максимальное количество людей. Поэтому есть большие проекты, но в то же время, я считаю, не менее важно заниматься личными подворьями, заниматься семейными фермами, заниматься индустриальными площадками, технопарками. Это очень важно.

СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

— По тиражам местных газет — мы очень зависим от сети распространения, которая принадлежит москвичам. Наша «Горпечать», «Экспресс-пресс», они уже давно отданы московским компаниям. И в частности несколько месяцев уже звонят нам казанцы, не могут купить газету, потому что мы перестали ее поставлять. С нами не рассчитываются москвичи, и воздействовать на них возможно только в судебном порядке... Мы не можем через местную сеть донести информацию до читателей, которые привыкли всю жизнь покупать газеты...

— Надо создать свою сеть. А их банкротить...

— Недавно министерство сельского хозяйства выпустило рейтинг районов республики. На первом месте Атня, Балтаси, Сабы, на последних местах Менделеевск. По сравнению с 2008 годом он опустился с 14 на 27 место. Верхний Услон опустился с 8 на 30 место, Бугульма с 35 на 39, Черемшан с 15 на 42. Как вы думаете, в чем причина?

— Не работали. Какие причины? Если бы работали, заинтересовали бы...

— Может, руководители меняются... Или народ такой на местах?

— Думаю, что плохо это, это нас беспокоит. Но это зависит и не только от руководителей. В некоторых местах сельскому хозяйству помогали, но его поставить на ноги быстро очень сложно. Поэтому есть рейтинг. Мы же эту информацию показываем, это не скрытый материал. Мы будем требовать, другого пути нет. Сельским хозяйством надо заниматься каждый день, это не завод. Хотя и на заводе надо заниматься. Но с завода можно в отпуск уйти. В деревне попробуй не доить корову один день, что будет? Поэтому по этим районам, проведя хороший анализ... Наших требований не хватило, есть моменты, когда нас ложными бумагами успокоили. Здесь хватает работы, которая и с нашей стороны не выполнена. Меняем руководство, а там примерно 3 тысячи голов коров нет, обманывали ложными документами. Это не главы только, хотелось хорошими показаться.

— А хорошие районы проверяете?

— И хорошие районы проверяем. Если хотите, дадим вам мандат, съездите, проверите. В какой поедете?..

ЕСТЬ РАЙОНЫ, ГДЕ ТАМ ГЛАВА, ЗДЕСЬ ЕГО РОДСТВЕННИК, ТУТ ЕГО РОДСТВЕННИК

— Рустам Нургалиевич, в этом году прогремели коррупционные скандалы, в которых замешаны чиновники и члены их семьи. Как вы думаете, о чем это говорит? О том, что органы стали усиленнее работать или уровень коррупции вырос?

— А вот вы как думаете?

— Мне кажется, одновременно.

— На самом деле мы этим очень серьезно сейчас занимаемся, есть специальная структура в аппарате президента. К сожалению, есть некоторые вещи, которые раньше мы не замечали или относились как-то равнодушно. Здесь, наверное, и наша вина есть... Есть районы, где там глава, здесь его родственник, тут его родственник. Мы это, наверное, тоже в свое время должны были углядеть. Мы строже сейчас относимся к этим вещам, хотя сказать, что у нас проблем нет, наверное, будет неправильно. Как, в какую сторону идти? Один раз попался — все, увольняем. Я просто говорю, что в свое время мы должны были за этими вещами смотреть, а мы как-то не обращали внимание. На самом деле это не очень красиво. Я же не говорю, что вот в один день все так появилось. Мы и тогда работали. Значит, и мы недоглядели. Я тоже давно работаю, кого-то обвинить — это сам работал и недосмотрел. Ну и требования сейчас другие, и жизнь другая стала. Потребности людей совершенно другие, хотят красиво жить, некоторые вообще не хотят работать. Хотят на одной сделке обеспечить себя и минимум еще два поколения. К сожалению, такие факты проявляются. Коррупция всегда есть, к сожалению. Может быть, у вас есть какие-то мысли? Расскажите нам (смех в зале). Наши методы тоже не очень (мягкие), мы тоже не шоколад даем. Ну, есть такая проблема, думаю, что за один день справиться с ней невозможно. Но мы должны создать такие условия, такие правила игры, чтобы, коррупционной составляющей не было, чтобы возможности не было. А если что — последовало бы жесткое наказание.

ДЕТСКИЕ САДЫ СДЕЛАЕМ ПОЗЖЕ, ВСЕ СРАЗУ СДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

— Нельзя ли решить вопрос с детсадами и школами около домов, построенных по программе социальной ипотеки? Например, я купила квартиру по ипотеке, там построено 10 домов. Простояв три года в очереди, мы не попали в детский садик во дворе. Нашему дому четвертый год, а школы там нет. Это Советский район, проспект Победы.

— На сегодняшний день есть большая программа по детским садам. Я думаю, вопрос с детскими садами решается. Мы и в Казани много строим. По школам — улучшаем существующие школы. Строить школы в большом количестве пока нет возможности. Поэтому посмотрим, я пока не могу сказать...

— Еще есть такое предложение: при строительстве садиков нельзя ли оставлять больше мест для детей? Они сейчас с современным оборудованием, престижные. То есть чтобы школы и садики были с большим количеством мест. А строить попроще.

— Есть стандарты. Если мы строим, мы не можем уйти от стандарта. Каждое такое новое строительство имеет санитарные нормы и стандарты, их нельзя изменить.

— А вопрос с капитальным ремонтом в детских садах? Есть садики в ужасном состоянии. Например, 167-й детский сад.

— Детские сады сделаем позже, все сразу сделать нельзя. Вот те 24 программы, о которых я говорил, — это уже 12 миллиардов рублей. Это же связано с деньгами. Сейчас требуется много денег на повышение заработных плат. На повышение заработных плат необходимо 18 миллиардов дополнительно. Это по программе, которая началась после указов. Поэтому пришлось приостановить большое количество инвестиций. Мы беспокоимся по этому поводу, я не могу сейчас сказать, когда в вашем районе что построят. Но поинтересуемся (президент обратился к своей пресс-службе, чтобы записали вопрос и разобрались).

МИГРАНТЫ — ЕСЛИ ЧТО, ОТПРАВИМ ОБРАТНО В МОСКВУ

— В Москве сейчас вот что делают. Управдом ходит и опрашивает всех жильцов, устраивает ли работа дворников-мигрантов, не царапают ли машины, не хамят ли? На всех собирают досье, выясняют общественное мнение. И говорят, что если кто-то будет недоволен... И в спортзале тоже, заходишь, и спрашивают, нравится ли, как работают девочки-уборщицы или гардеробщицы... Хотя так делается только в центральном административном округе, на окраине такого нет. На окраине разгоняют рынки и склады убирают. Сейчас говорят, и мэр Собянин говорил, что есть поток мигрантов, которые не прижились в Москве, они хлынут в другие обеспеченные регионы. В Питере уже есть такая проблема. Татарстан...

— Был такой фильм — «Ташкент — город хлебный». Москва — город хлебный, вряд ли к нам оттуда кто приедет. Если что, обратно отправим в Москву (смех в зале).

ТАТАРСКАЯ АЭС: НИКТО НИЧЕГО СТРОИТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ

— Появились разговоры, что будет реанимация идеи Татарской АЭС...

— Знаете, мы эту тему обсуждали, когда Камские Поляны были без работы. Но сегодня — если только вы (журналисты) ее поднимаете. Пока никто ничего строить не собирается. Тем более что для этого надо, во-первых, сделать обследование, выяснить, можно ли строить — там же тектонический разлом... То есть это не мы спонтанно решили не строить. Во-вторых, надо узнать, как население к этому отнесется. Это не будет вот так, втемную. Если какие-то стройки будут, атомная или другая, мы всегда будем советоваться. А так пока еще никто не приходил с предложением строить атомную станцию.

ВОСХВАЛЯТЬ ВАС ОПАСНО, РУГАТЬ ТОЖЕ КАК-ТО НЕУДОБНО

— Рустам Нургалиевич, можно сказать, совсем недавно, но уже давно, второй год, работает «ТНВ Планета». Хотелось бы узнать, как вы оцениваете работу этого телеканала, справляется ли он со своей функцией?

— Восхвалять вас опасно. Ругать тоже как-то неудобно перед Новым годом. Может, просто вас никто не смотрит? Нет, смотрят. Вообще в регионах бываю, смотрят, даже не только татары, казахи смотрят. Отзывы неплохие. Хотя надо еще много работать. Резервы есть большие. Надо посмотреть на совете директоров, как лучше сделать... Детские какие-то передачи нужны, языковые какие-то передачи нужны, концерты. Мы же специально «ТНВ Планета» сделали... Мы сами себя критикуем, потом нас ругают за это... Как вот с вами, с прессой, работать? Открыто, закрыто? Рецепта нет...

НА СОБЫТИЯ В НИЖНЕКАМСКЕ СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕАГИРОВАЛ ОЧЕНЬ ЗАГАДОЧНО

— За последнее время было, что ни день, то сенсация. Например, на события в Нижнекамске следственный комитет реагировал очень загадочно. И до сих пор продолжает точно так же реагировать. Похожая ситуация была с МВД, с этим громким делом, с хранением наркотиков. ФСКН, МВД высказали свою позицию и таким образом прояснили ситуацию, журналистам стало более или менее понятно. Но все молчат до сих пор по поводу Нижнекамска. Можно хотя бы разъяснить для журналистов ситуацию, чтобы было понятно, а не просто молчать?

— Журналисты привыкли лезть везде, в том числе и туда, куда не следует. Идет следствие, вы должны это понимать. Там не простые ребята, которые пытались даже ракету сделать. Следственная работа — это нормальная работа, о ней все будет сообщено... След есть, преступники задержаны. Но это же надо закрепить, это работа следственных органов. Кроме следственных органов, никто не может комментировать. Но если они заранее будут комментировать, а потом это не сойдется, не будет закреплено, это же очень неправильно. Мы же говорим о виновности кого-то порой только по комментариям следствия... Но это суд определяет, виновен человек или не виновен. Я людям сказал, если вы в субботу читаете на нашем сайте, что я заслушал по всем этим вопросам, значит, преступники задержаны, идет следствие, в ближайшее время вам сообщат. Это же официальное заявление президента республики.

— Можно и через год сообщать...

— Может, вам еще фотографии дать?.. Это очень непростая работа, вы поверьте. И день, и ночь там и ФСБ, и МВД, и следственный комитет, все работают... Поэтому отнеситесь с пониманием к работе правоохранительных структур. Они тоже должны давать информацию, когда уже закрепились...

— До сих пор непонятно, была ракета или нет... В интернете что только ни пишут: стреляли, целились в нефтяной завод...

— Это не подтверждается и не опровергается. На фоне того, что очень много выбросов информационных... Следственный комитет в ближайшее время, я вам обещаю, по данному факту даст полный расклад, полную информацию. Мы тоже в этом заинтересованы. Неужели вы думаете, что это нас не беспокоит? Это нас тоже беспокоит, очень серьезно... Но вы же тоже приложили немало усилий, чтобы раскачать ситуацию.

— А с другой стороны не было никаких шагов, чтобы не раскачивать ситуацию?

— Если бы этого не писали, никто бы даже не подумал. Вот, хлопушки каждый день стреляют... Может быть, угроза от этой хлопушки больше?.. Я это абстрактно говорю. Вы же тоже приложили усилия, сообщали про террористическую угрозу... Возможно, она была, возможно, нет, следствие покажет. Взрыв-то никто не видел, ничего не видел.

— Вы тоже сейчас загадками говорите (смех в зале).

— Это не мои полномочия, я не могу комментировать работу другого органа. Я могу запросить информацию, но идет следствие. Это работа следствия... Мы настолько стали открытыми, — еще ничего не случилось, до конца не дошли, уже рассказываем. Но следствие же не должно так работать... Вы должны понимать, что не должно быть столько информации, сколько вы хотите. Она чересчур. Ваши запросы завышены.

— Но когда стреляют ракеты...

— Я вам могу сказать, что правоохранительные структуры обнаружили и нейтрализовали... Нашли людей, которые этим занимались. Неужели вам этого не хватает? Ничего не взорвали.... Попытка была, но она была пресечена...

К НАМ ДЯДЯ НЕ ПРИДЕТ, НИЧЕГО МЕНЯТЬ НЕ БУДЕТ, МЫ ДОЛЖНЫ ВСЕ СДЕЛАТЬ САМИ

— Подведу итог нашей встречи. На самом деле такие встречи нужны. Может быть, я про некоторые вещи эмоционально высказался, но я высказался искренне. Скажем, по ВСМ, по «Рубину». В целом я считаю, что в республике ситуация стабильная. Что-то происходит, но к этому надо относиться нормально... Нашлись сумасшедшие, которые поджигали церкви. Но все нормальные люди, те же мусульмане, это осуждают. И никто не хочет, чтобы были такие события. И в миграционной политике есть упущения, то, что мы хаос порождаем, это наша недоработка. Может быть, не было каких-то полномочий... Но эту ситуацию надо исправлять, никто ее нам не исправит. Как и ЖКХ — ведь к нам дядя не придет, ничего менять не будет. Это мы должны все сделать сами...

Вопросы, которые вы задаете, они тоже для меня интересны... Я говорю: давайте сядем, посмотрим, как изменить ситуацию. То есть такие встречи очень полезны. Поэтому я хотел бы поблагодарить вас за наш сегодняшний разговор. В целом год был неплохой, конечно, но для меня он очень сложный, год завершается не так, как я хотел, но с этим тоже надо... это тоже надо победить. Поэтому всем спасибо.

Каким для вас был 2013 год? (18.12.13-19.12.13)
29%Год непростой, но хороший
9%Это был обычный год, такой же как и другие
21%Надеюсь, что все плохое для Татарстана останется позади
40%Уходящий год показал, что надо готовиться не только к хорошему, но и плохому
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (176) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.12.2013 18:20

    Нельзя наверно напичкать химию на одном и том же месте. Надо рассредоточить такие объекты, чтобы экологию обеспечить. Кроме того бандиты и террористы начали уже ракеты пускать. Спасибо богу, что не смогли сделать то, что задумали.

  • Анонимно
    17.12.2013 18:23

    Все правильно, надо делать то в чем мы сильны, то в чем разбираемся и конкурентоспособны.

  • Анонимно
    17.12.2013 18:35

    Моё предложение: "Глава народных слуг РТ".

  • Анонимно
    17.12.2013 18:38

    Похоже, нижнекамцам безработица не грозит..Надеюсь и зарплату будут получать достойную. И город за счёт нефтехимии сделают "европейским" как Казань..

    • Анонимно
      18.12.2013 13:11

      а вы в курсе сколько у вас онкобольных и больных детей?

  • Анонимно
    17.12.2013 18:40

    мудро, да и депутаты будут новые.

  • Анонимно
    17.12.2013 18:45

    Все Закамье -это промышленный район с ужасной экологией.Стройте в Казани,Богатых Сабах.У нас не денег не здоровья -вся культура и спорт в Казане

  • Анонимно
    17.12.2013 18:46

    лучше бы существующие поезда дешевле сделали, чем новую строить. Богатые будут на самолетах, время пройдет и все забудут авиакатастрофу. А бедным не по карману на этом поезде, дешевле пусть сделают и будут часто ездить.

    • Анонимно
      18.12.2013 11:46

      Какие еще поезда подешевле? С плохой инфраструктурой любая страна загнется! Это же как артерии в организме а кровь-транспорт!

  • Анонимно
    17.12.2013 18:50

    Президент абсолютно прав!!! этот проект приблизит татарстан к более технологичным странам. Тем лучше дороги тем больше инвестиции.

    • Анонимно
      17.12.2013 18:58

      Это дорога для того, чтоб людей возить- толку от нее для экономики -0.
      Интересен сам процесс строительства
      Аэроэкспресс в пример.

      • Анонимно
        18.12.2013 11:43

        Ну и народ пошел...ты сам то в Москву не частишь небось? ВСМ это то что должно было уже давно между всеми городами России работать,а людям телегу с лошадью подавай!

        • Анонимно
          18.12.2013 12:37

          в США давно отказались от ВСМ и подобных проектов. А Европа миллиарды на этом бреде теряет.

          • Анонимно
            18.12.2013 13:21

            вы похожн в сша очень редко бываете? Более того, дальше яблока не уезжаете. Открою вам страшную тайну, люди тоже пользуются поездами и они в плане скоростных характеристик заметно отличаются от нашмх

            • Анонимно
              19.12.2013 09:38

              В 2011 финансовом году «Амтрак» перевезла 30,2 миллионов пассажиров и заработала 2,71 млрд долларов выручки, издержки компании при этом составили 3,95 млрд долларов.Для сравнения: в 2004 году авиакомпании США перевезли на внутренних линиях 712 миллионов пассажиров.дополнение к вашей страшной тайне...

      • Анонимно
        18.12.2013 12:31

        А люди разве не экономика? Хорошие специалисты уже дают более 30% прироста экономики в развитых странах, а у нас пока 0%.

        • Анонимно
          18.12.2013 19:32

          вот эти наши люди и угоняют экономику в минус: вывезли триллион долларов, обескровили Родину и проталкивают бредовые проекты типа ВСМ или Олимпиады - а Кострома, или Бурятия ждут-пождут, но там народа не осталось

      • Анонимно
        18.12.2013 18:33

        да и хорошо откаты получать, со старых боингов, денег больше, чем со свежих. Только вот под руководством своих людей они падают, ведь и они хотят заработать.

  • Анонимно
    17.12.2013 18:52

    Депутаты особого доверия не вызывают, сначала надо самому определится, чтобы несогласия (шума) не было.

  • Анонимно
    17.12.2013 19:00

    Надо вернуться к истокам и переименоваться с Президента на Хана. А Татарстан с республику на Империю. Хан великой империи Татарстана Рустам Минниханов.

    • Анонимно
      17.12.2013 19:19

      Поддерживаю название - Хан Великой Империи Татарстан. Сделать эту должность пожизненной и передаваемой по наследству. А депутатов будем величать-визирями. Народ обяжем платить Хану ясак.

      • Анонимно
        18.12.2013 19:27

        да хватит такой бред писать,Глава республики Татарстан, вот его звание

  • Анонимно
    17.12.2013 19:11

    И призвал прессу поддержать ВСМ.-Дома и землю не у прессы отбирать будут.Люди не против ВСМ.Люди не хотят терять нажитое.Стройте по пустырям.Дерево им в лесу на Лебяжьем срубить нельзя,а человека можно?

    • Анонимно
      18.12.2013 12:39

      Не надо истерики. Землю дадут в другом месте и денег дадут на новое строительство.

      • Анонимно
        18.12.2013 12:56

        Неужели вы думаете, что людям дадут достойную компенсацию? в соответствии с рыночной стоимостью их участков, с учетом построенных домов и имущества?

      • Анонимно
        18.12.2013 13:14

        а время мне добавят к жизни? лет так эдак 10, чтобы уж обустроится? или компенсация будет?

        • Анонимно
          18.12.2013 19:14

          на обустройство нужен год максимум,люди же как то переезжают и ничего,а компенсация уверен, будет не плохая

          • Анонимно
            18.12.2013 21:34

            то есть за год построить дом, сделать благоустройство, подключить коммуникации и вырастить сад? даже если вы не работаете - времени на это не хватит.

  • Анонимно
    17.12.2013 19:14

    Неужели это главная проблема сегодняшнего дня?

    • Анонимно
      18.12.2013 13:34

      Для 20 тыс. татарстанцев, по домам которых готовы проложить магистраль - ДА, это главная проблема сегодняшнего дня!

  • Анонимно
    17.12.2013 19:14

    На новый уровень эта дорога выведет не Татарстан, а тех кто поучавствует в её строительстве. И он об этом знает. За 5 тыщ мало кто будет регулярно ездить в Москву. Обычный скорый вполне удобен.

    • Анонимно
      17.12.2013 22:19

      +1000000!!!

    • Анонимно
      18.12.2013 11:50

      Обычный скорый-это помойка,впрочем кому то и там нравится...а вам предлагают современное средство передвижения,которого как из печки пирога люди ждут! Вай-фай обязательно туда установить и цены не будет! Моргнуть не успеешь и ты уже утренний кофе в Европейском пьешь.

      • Анонимно
        18.12.2013 13:16

        прямой авиарейс и бестрее и дешевле в европу то будет

        • Анонимно
          18.12.2013 15:46

          КАК ПОСТРОЯТ ЭТУ ВСМ, ЛЮДИ ДАЖЕ И НЕ ВСПОМНЯТ, ЧТО БЫЛИ КАКИЕ ТО СПОРЫ - ВСЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ, КАКОЙ У НАС БАБАЙ2 МОЛОДЕЦ!!!

          • Анонимно
            18.12.2013 16:21

            Отличную, народную и сенсационную должность придумали для Президента - БАБАЙ. Это же действительно будет круто! Раньше мудрецов Аксакалами называли, у нас будет глава региона БАБАЙ. И звучит так серьезно и почтительно.

          • Анонимно
            18.12.2013 16:21

            Отличную, народную и сенсационную должность придумали для Президента - БАБАЙ. Это же действительно будет круто! Раньше мудрецов Аксакалами называли, у нас будет глава региона БАБАЙ. И звучит так серьезно и почтительно.

        • Анонимно
          18.12.2013 16:43

          Видимо, человек имел ввиду ТРЦ "Европейский"... в Москве, недалеко от казанского вокзала

        • Анонимно
          18.12.2013 20:06

          Европейский -это не в Европе))

        • эколог
          18.12.2013 22:08

          ВСМ - это не только Казань. Это Екатеринбург, Самара, Оренбург, ....Когда построили МКАД, говорили пустая трасса, зачем столько полос?А что говорили про Казанское метро, особенно когда оно пустое было. ....Хорошо бы такой экскурс в историю сделать, ретроспективный репортаж для сегодняшних скептиков. Может сейчас, интервью у противников ВСМ взять, а потом через 10-15 лет повторное?

        • эколог
          18.12.2013 22:08

          ВСМ - это не только Казань. Это Екатеринбург, Самара, Оренбург, ....Когда построили МКАД, говорили пустая трасса, зачем столько полос?А что говорили про Казанское метро, особенно когда оно пустое было. ....Хорошо бы такой экскурс в историю сделать, ретроспективный репортаж для сегодняшних скептиков. Может сейчас, интервью у противников ВСМ взять, а потом через 10-15 лет повторное?

  • Анонимно
    17.12.2013 19:21

    Архисложный вопрос, его нужно обсуждать больше года. Сама скромность.

    • Анонимно
      17.12.2013 21:35

      ХанСултанХэзрэтляри, алыштырырга телэгэн кешелэргэ тел ваткыч булсын. Но это звание надо заслужить перед СВОИМ народом.

      • Анонимно
        17.12.2013 23:23

        Еще предложил бы предусмотреть в конституции РТ положения о наделении советника РТ официальными функциями преставления республики в мире, или правом вето и решающего голоса на республиканские решения(можно переименовать, можно по аналогии создать должность, избираемую Госсоветом РТ, либо населением). Необходимо отделить влияние извне на возможности и самостоятельность лидера. Я не говоря о бабае (он мудр, но стар), но потенциально так должно быть. А для москвичей можно президента-в ранге реальных возможностей премьера, хоть в горшок переименовать.

  • Анонимно
    17.12.2013 19:23

    "Похоже, нижнекамцам безработица не грозит..Надеюсь и зарплату будут получать достойную. И город за счёт нефтехимии сделают "европейским" как Казань.."Рассуждение правильное. А на деле... На деле на некоторых улицах Нижнекамска за все весну, лето и осень не сделали даже ямочного ремонта... А вы говорите про город европейского образца. Впрочем мы не против того, чтобы у нас все было, как в Казани

  • Анонимно
    17.12.2013 19:23

    нынешнего госсовета уже не будет, на свалку истории его, пора новых выбирать.

  • Анонимно
    17.12.2013 19:32

    Про метро тоже также говорили. Кому нужно ? Зачем это нужно? А сейчас что???? Никто не может сегодня и допустить мысли , что метро НЕТ!!! Руководство республики оказалось на 100 процентов право и не слушала таких крикунов и некомпетентных людей. Всех слушать будешь, тогда ничего путно не сделаешь! Надо ВСМ строить!!!

    • Анонимно
      17.12.2013 20:02

      И где стриотельство метро? Все, не строят больше. А надо то еще 3 ветки как минимум, чтобы эффект был общегородским.

      • Анонимно
        18.12.2013 12:35

        Может подскажете где деньги взять на это. Без очередного мегапроекта для РТ не обойтись. А вы развития боитесь как черта.

      • Анонимно
        18.12.2013 14:47

        Смешно, только что 3 станции построили - не строят. Вы давно за пределами Казани были? Поинтересуйтесь, как в Самаре строят или в Нижнем.

  • Анонимно
    17.12.2013 20:22

    Вот-вот.. уж лучше деньги потратить на продолжение метро..

  • Анонимно
    17.12.2013 20:38

    НАРОД, ВЫ ЧЕ - КАКОЕ К ЧЕРТУ ВСМ???!!!...ВЫ ХОТЬ ПОНАБЛЮДАЙТЕ НАСКОЛЬКО ЗАПОЛНЕНЫ ВАГОНЫ АЭРОЭКСПРЕССА ДО АЭРОПОРТА, А В ПРОБКАХ ЧЕРЕЗ ПЕРЕЕЗД ИЗ-ЗА НЕГО КУЧА МАШИН ПОСТОЯННО СТОИТ ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ В ДЕНЬ!!!

    • Анонимно
      18.12.2013 11:46

      Два раза наблюдал поезд: один пустой был абсолютно, в другом пару человека ехало

    • Анонимно
      18.12.2013 11:54

      Не шуми! ВСМ-это райская неизбежность!

    • Анонимно
      18.12.2013 14:24

      А при чем тут аэроэкспресс? ВСМ будет до Москвы, а не до аэропорта.

      • Анонимно
        18.12.2013 21:40

        не вижу принципиальной разницы - практически пустые вагоны с Аэропорта говорят, что люди альтернативным транспоротом пользуются чтобы добраться до города...ВСМ - это таже самая альтернатива поезду обычному и самолету...то есть будет перераспределение потоков и ВСМ никогда не будет загружен полностью

  • Анонимно
    17.12.2013 20:40

    столько людей и домов пострадают!!!!!!!!! разве важнее проект, чем люди!!! значит на людей вам наплевать!!!!!!! это просто возмутительно!!!!!!!

  • Анонимно
    17.12.2013 21:00

    для начало нужно экономическое обоснование. на сегодняшнем этапе эксперты говорят, что отдачи не будет как минимум 50 лет. так что смело можно заявлять, что это всего лишь очередной распил. в разы дешевле развивать авиацию

  • Анонимно
    17.12.2013 21:11

    а давайте ВСМ через Боровое Матюшино проложим, Кабминовские дачи снесем и базу ТАиФ, вот тогда слова про дорогу к дому обретут вполне реализуемые очертания ))) Или Рустему Нургалиевичу для процветания республики пару десятков гектаров приволжской территории жалко?

  • Анонимно
    17.12.2013 21:23

    Да и в самом деле, мало чего еще произойдет за год!

  • Анонимно
    17.12.2013 21:38

    ВСМ для состоятельных пройдет по землям несознательных, которые должны радоваться прогрессу!

  • Анонимно
    18.12.2013 00:05

    Рустам Нургалиевич - переименуйтесь в Короля. А что Президент Российской Федерации В.В. Путин, а Вы Король Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. А если серьезно то только Глава Республики Татарстан. Можно конечно еще рассмотреть Шейх, Эмир, Вождь, Князь ну или Губернатор.

  • Анонимно
    18.12.2013 00:08

    На выборах за Вас проект ВСМ будет голосовать или народ?

  • Анонимно
    18.12.2013 00:16

    тянуть до конца, наш ПРЕЗИДЕНТ - МИННИХАНОВ мы с тобой!! Единственное нас народ не забывай, прекращайте эту клановую экономическую систему

  • Анонимно
    18.12.2013 08:17

    Ответ на вопрос о коррупции прозвучал очень иронично.

  • Анонимно
    18.12.2013 08:30

    Аллах, дай побольше сил и терпения Президенту

  • Анонимно
    18.12.2013 08:34

    Хороший человек.

  • Анонимно
    18.12.2013 08:48

    Рустам Нургалеевич молодец! Сил Вам победить!

  • Анонимно
    18.12.2013 09:08

    То тут родственник, то там родственник у главы. Улыбнуло.

  • Анонимно
    18.12.2013 09:16

    Для меня существует один президент- наш МРН!!!

    • Анонимно
      18.12.2013 09:44

      А он для всех один, а институт президенства в РТ заложил Могущественный Шаймиев, и Госсовет, и Кабмин через который появился РНМ все создано Бабаем и его командой.

  • Анонимно
    18.12.2013 09:36

    Успехов в работе нашему Президенту!!!

  • Анонимно
    18.12.2013 09:38

    Не скажу, что во всем согласен с РНМ. Но горе, которое случилось с ним и его семьей... Алла Сакласын всех нас от таких потрясений. Видно как тяжело ему и как сильно он переживает. Сил Вам, Рустам Нургалиевич!

  • Анонимно
    18.12.2013 09:41

    По поводу Президентов, он прав... Президенты компаний, клубов - как с ними быть? Маразм федеральных подхалимов!

  • Анонимно
    18.12.2013 09:44

    Про ВСМ не корректно. Народ, выходящий на митинги не против строительства дороги, они лишь защищают свои дома! Есть множество вариантов прохождения ВСМ, которые не затрагивают людей, а наше правительство во главе с МРН активно лоббируют именно этот вариант!

    • Анонимно
      18.12.2013 10:06

      Я согласен, лучше протянуть его ближе к объездной, а со временем город поглотит его в процессе роста

  • Анонимно
    18.12.2013 09:48

    "...к нам дядя не придет, ничего менять не будет. Это мы должны все сделать сами..." - ключевая фраза Президента. Очень хотелось бы изменить отношение людей к своей жизни к своему окружению. Именно вот так надо мыслить чтобы хорошо жить.

  • Анонимно
    18.12.2013 09:48

    Супер!!! Наш президент лучший. Берегите себя и своих близких, господин Президент.

  • Анонимно
    18.12.2013 09:52

    А еще надо РНМ надо не только с журналистами общаться, а также с народом у которого так наболело. Если не на площади, хотябы через прямой эфир, как Путин.

  • Анонимно
    18.12.2013 09:53

    Мы уважаем и поддерживаем нашего Президента!

  • Анонимно
    18.12.2013 09:56

    Уважаемый Рустам Нургалеевич! Здоровья, силы духа вам в это тяжялое время, успехов и удачи на вашем поприще!

  • Анонимно
    18.12.2013 09:57

    Дай, Аллах, терпения нашему Рустему Нургалиевичу!

  • Анонимно
    18.12.2013 09:58

    Это хорошо, что коррупции в Татарстане мало

    • Ага,а ещё "мы стали более лучше одеваться,больше сеять рожь и пшеницу и не было того,что щас".))))))

    • Анонимно
      18.12.2013 12:58

      кто сказал, что у нас "мало" коррупции - у нас ее вообще нет)))

      • Задумчивый
        18.12.2013 14:12

        А надо Вам заметить, что коррупция изжита в Татарии хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно (почти С) )))))))))

  • Анонимно
    18.12.2013 10:04

    Дай Вам Бог Рустам Нургалиевич здоровья, терпения.Вы прекрасный практик и теоретик.

  • Анонимно
    18.12.2013 10:12

    Дорога может быть и нужна, но она не должна пройти по головам граждан. Не пора ли прислушаться к голосу простых людей и специалистов, а не только чиновников? Ладно хоть до депутатов Госсовета дошло, что нельзя доводить людей до митингов, надо искать другие решения.

  • Анонимно
    18.12.2013 10:31

    Наш президент лучший!!!

  • Анонимно
    18.12.2013 10:42

    Шаймиеву дай Аллах здоровья и успехов в политической работе!

  • Анонимно
    18.12.2013 10:44

    Что-то про коррупцию так ничего конкретного и не спросили, а про то, что в районах тут и там родственники главы - так это и так известно, к сожалению (((

  • Анонимно
    18.12.2013 10:49

    Про социальные лифты для министров - смешно. Для не приближенных эти лифты тоже работают - вниз :)

  • Анонимно
    18.12.2013 10:51

    Было бы здорово чтобы на такие встречи приглашали и ПРОСТО журналистов-а то что там в основном были редакторы они НАШИ проблемы никогда и не решают постоянно МЫЧА что нет денег даже на АВТОРУЧКИ-а что Мы ФОТОКОРРЫ должны работать день и ночь на ГОСУДАРСТВО а жить на ПЕНСИЮ...

    • Анонимно
      18.12.2013 11:13

      що,сладостей тоже захотелось?Извините,за шутку!Видимо им охото услышать то что охото,и что на слух ПРИЯТНО!!!На таких мероприятиях даже участвуя вряд ли Вам удастся задать наболевшие вопросы!Это так не принято!Может быть один даже зададите,но следующего раза может не быть!знакум

  • Анонимно
    18.12.2013 10:57

    Наш Президент достойный образ политик - человек, с которого нужно брать пример другим политическим лицам.

  • Анонимно
    18.12.2013 11:01

    нет ли лукавства в ваших словах господин президент,означающих что одномоментно побороть коррупцию не может быть готовых рецептов?Зная,владея информцией по некоторым районам кто годами тянул резину?,я не только Черемшанский район имею в виду!Какя ротация идет мы на местах очень хорошо видим!знакум

  • Анонимно
    18.12.2013 11:38

    Раньше не очень одобрял нашего президента, но вынужден сказать в профессиональном плане очень сильно вырос, это проявляется и в манере общения, подачи себя. Лидер безусловно.. очень сильный ,возникает доверие. Теперь согласен лучшей альтернативы в Республике нет. Понятно проблем много, и я не сколько не подмазываюсь. Но проголосовал бы за нашего президента

    • Анонимно
      18.12.2013 12:06

      Мечтать не вредно,стать министром МВД!ЭЙ,АЛЛАМ,ДУСЛАРДАН САКЛА,ДОШМАННАРДАН УЗЕМ ДА САКЛАНЫРМЫН!!!знакум

  • Анонимно
    18.12.2013 11:43

    Господин Президент! Терпения, здоровья, успехов. Переживаем за Вас, переживаем с Вами.

    • Анонимно
      18.12.2013 12:00

      я тоже,и за козью ферму будущую в Сабах переживаю,на 2,6 тысяч голов,если не ошибаюсь!У Мурата вот и технология хорошего СЫРа была отработана,сам не захотел МЕГА фермы?знакум

  • Анонимно
    18.12.2013 11:45

    Дорога нужна и неважно как она пройдет всем не угодишь. Народ получит компенсацию, а кто будет против ни получит ничего. Всм быть, в СССР никто не спрашивал как строить плотины, БАМ, ГЭС все это нужно для общего блага. А не для отдельных личностей. Сейчас люди возмущаются через 20 лет скажут спасибо.

    • Анонимно
      18.12.2013 11:52

      Ежов тоже так говорил Сталину!А ведь предупреждал,не послушался!

    • Анонимно
      18.12.2013 11:55

      И все таки как инфраструктурный проект ВСМ не очень хорош - отдача будет как от Аэроэкспресса. Лучше бы промышленность развивали как в Китае.

      • Анонимно
        18.12.2013 12:46

        К вашему сведению в Китае таких ВСМ сотни тыс. км, вот и развивается промышленность. Мозги то есть дядя, как без современных дорог развивать промышленность? Совсем отупели что ли?

        • Анонимно
          18.12.2013 13:16

          Вы очень точны в одном-без дорог нет развития!!!Теперь давайте подумаем-главнее ВСМ или десятки тысяч километров новых асфальтовых дорог?То что у нас в год на дорогах погибают более 10 тысяч человек отсутствие нормальных дорог играет немаловажную роль.А в Китае ВСМ 6 тысяч км.не сотни тысяч!знакум

          • Анонимно
            18.12.2013 14:04

            Вообще-то люди погибают не из-за плохих дорог, а из-за того что многие нагло не соблюдают правила ДД. Смотрите статистику.

            • Анонимно
              18.12.2013 14:38

              По-моему, вы не в ту степь погнали. Большинство погибших на трассах - это жертвы встречного столкновения или полета в кювет. И установка отбойников, в том числе и физически разделяющих встречные полосы, спасет немало человеческих жизней. Построить более безопасные трассы можно, проблема в нехватке денег.

        • Анонимно
          18.12.2013 13:25

          чушь не несите, где вы видели в мире, чтобы ВСМ перевозили промышленные грузы???

    • Анонимно
      18.12.2013 12:28

      Мы лучше знаем, что для народа лучше... Никак от этого принципа отойти не можем. По нему и выборы проводятся. Мало ли кого простой народ захочет выбрать, он ведь ошибиться может, да и вообще своего счастья не понимает. Лучше уж мы проставим нужный результат своим надежным проверенным кадрам...

  • Анонимно
    18.12.2013 12:11

    По ВСМ просто издеваются над людьми, держа их в неведении и игнорируя. А это приводит к росту протестов, страхов и слухов. Я был на митинге в Юдино. Народ переживает, что из-за ВСМ снесут тысячи домов, изъяв участки по упрощенной схеме и выплатив мизерные компенсации. У чиновников из минтранса была прекрасная возможность вкратце рассказать о возможных вариантах прокладки и озвучить вариант, к рекомендации которого склоняются республиканские власти, объяснив причины, по которым он был выбран. Вместо этого они на все вопросы бубнили волшебную мантру "Говорить пока не о чем, проект не утвержден". Но ведь когда проект будет утвержден, поздно будет. Именно при разработке проекта нужно пообщаться с людьми, которых он напрямую коснется. А своим неумением работать с людьми чиновники настраивают их и против властей, и против самой идеи ВСМ. В результате жители ожидают, что их в очередной раз обманут, митингуют и строчат жалобы во всевозможные инстанции.

  • Анонимно
    18.12.2013 13:11

    Восхищает порядочность и мужество Рустема Нургалиевича. Дай Бог ему и его семье найти силы жить с этой трагедий. Безгранично жаль...

  • Анонимно
    18.12.2013 13:20

    Было бы грамотно совместить ВСМ с транспортно-таможенным ХАБом. Допустим прилетает грузовой самолет из Китая, здесь в Казани всю таможню оформляют, далее грузы отправляют по ВСМ в Москву, Нижний, Чебоксары и т.п. Очень здорово бы мы выйграли от этого.

  • Анонимно
    18.12.2013 13:44

    Капитан. К сож., ничего не сказал о ЖКХ , в котором есть проблемы. По моему , необх. всё вернуть в 2004 год , ПТЖХ ., РЖУ ., ЖКУ и тд. Однако , у нас лучший руководитель региона. Это признают и наши гости. Терпения , Рустем Нургалиевич.

  • Анонимно
    18.12.2013 14:17

    Бердыева с Исхаковым из Рубина нужно было ещё 2 года назад убрать. Таких результатов не было бы.

  • Анонимно
    18.12.2013 14:33

    всм однозначно нужен. Тем более для такой страны большой. И до самого Владика. Почему американцы и европейцы ездят по всей своей стране свободно а россияне столь не мобильны? Потому что нет инфраструктуры. В первую очередь дорожной. Сколько процентов россиян были на байкале? А ведь страна огромная и вся она наша и знать там много чего. Кого сносят их понять можно. Но общие интересы есть общие интересы. Это ведь реально не дорога к дому президента

  • Анонимно
    18.12.2013 15:28

    Двойные стандарты в действии. Утверждается, что ВСМ повысит мобильность населения, и поэтому ВСМ нужна. А вот автомобили в городе, которые люди покупают для мобильности - это плохо, дороги нужны да еще и парковки. Пересадить всех на ОТ тоже не получается, не уедешь никуда на нем. Автомобиль в городе как был, так и будет, от этого не уйти. Почему никогда власть не задает себе вопроса, может надо улицы изначально проектировать пошире и не ставить здания впритык, а когда строится новый микрорайон, подумать, а где будут работать жители этого микрорайона, и как они будут добираться на работу и в другие места.

    • Анонимно
      18.12.2013 16:25

      Именно так думали московские архитекторы, создавая Набережные Челны в конце 60-х годов. Этот город живет до сих пор на том запасе, который они создали, ибо транспортная ситуация там в разы лучше чем в Казани. Что касаемо ВСМ, то тут требуется прозрачность. Билеты в Москву именные, поэтому количество ж/д-пассажиров и авиапассажиров известно. Надо лишь сопоставить эти количества с тем сколько может провезти ВСМ. И от этого сопоставления будет ясно нужна или не нужна ВСМ

      • Анонимно
        18.12.2013 19:16

        а увеличение потока пассажиров вы не допускаете?те например кто на машине сейчас туда матается с удовольствием пересядут на ВСМ

    • Анонимно
      18.12.2013 16:27

      В Москве сразу строят офисно-жилые массивы. Там же работают, там же живут - удобно.

  • Анонимно
    18.12.2013 18:07

    Я конечно не такой как все эксперт, но, что касательно экологии, да, давайте загадим всю татарию а не отдельный кусочек в нем)))), город был построен на заводах изначально, просто для многих он стал домом, в целом же такие заводы можно строить отдельно в отдельном месте, с легко возводимыми общежитиями, и охранять будет легче и экологию вокруг массовых поселений не портят, люди по графику неделя через неделю могут спокойно работать, но мы же лентяи, если место работы на другом конце города волком воим да и зарплата не та будет. ВСМ - я непонял а чего в этом плохого? это для людей) это реально пилотный проект на стольбольшое растояние в России. я считаю пусть будет. не из Ваших же карманов строят а Федеральный и местные бюджеты. Что касательно то что он не грузовой, конечно не грузовой. Вам наших нормальных дорог не хватает? съездите в соседние регионы, оцените трассы там.ЖКХ - это больная тема в России. Драть их надо как коз сидоровых. Я непонимаю почему немогут привести в порядок эту службу. там нет ничего сложного, просто интересов в этой сфере у всех полно заброшено. Отрубить и все будет хорошо. З/П достойную и будет все блестеть. Правда до этого необходимо решить вопрос с должниками, огромные цифры веть по комуналке у населения. И нет решения этой проблемы. В основном должники, это положенцы МВД УВД и прочих органов власти, а так же их любовниц. У нас в доме таким что только не делали, как неплатили так и неплатят (и свет отрубали в прямом смысле, напаивал провода и опять пользовался. Этот вопрос необходимо решить законодательно. Даже после сложно будет с этими положенцами, так видимо и дойдет до саморасправ.у меня лично нет претензий к уходящему году, молодцы что хотябы так, но претензия есть к вывозу и уборке снега, если так же забивать через недельку другую закопаемся.

  • Dima@chistopol
    18.12.2013 18:10

    Есть чему поучиться у нашего Учителя не только нам, но и его старшим товарищам!

  • Анонимно
    18.12.2013 18:15

    Слухи начали ходить что РМН- премьером РФ будет. http://www.evening-kazan.ru/articles/zaberut-li-minnihanova-v-moskvu.html

  • Анонимно
    18.12.2013 18:19

    Молодец Рустам Нургалеевич! Настоящий Президент!! Достойный лидер республики. Вся страна говорит про Нас!

  • Анонимно
    18.12.2013 20:30

    Миннеханову-Украине денег дали. Добейтесь возврата потерянных денег Татнефти на Украине.

    • Анонимно
      18.12.2013 21:30

      Да, вернешь тут. Вот это почитайте. Ппц полный..
      http://m.forbes.ru/article.php?id=248882

    • Анонимно
      19.12.2013 08:32

      Укртатнафта ищите на лазурных берегах.Есть еще в ОАЭ, где ОНИ отдыхают.

  • Спасибо нашим читателям за интересные комментарии!

    • Анонимно
      19.12.2013 09:51

      стараемся,приятно черт побери услышать такое от умной и очень милой дамы!

  • Анонимно
    18.12.2013 22:46

    ВСМа уже не будет...http://www.business-gazeta.ru/article/93877/...и это ПРАВИЛЬНО!

  • LZ
    19.12.2013 01:55

    по поводу изучения татарского языка. Семья собралась переезжать в Татарстан. мою младшую сестру уже не хотят брать в школу, потому что в 8 классе экзамен по татарскому, а в 9 классе ГИА. Спрашивают, что будет делать моя сестра на уроках татарского языка? Если так подумать, то моя семья теперь должна не переезжать в Татарстан вовсе. То есть детям из других регионов Татарстан уже заранее ставит условия. Когда прекратится этот беспредел? Работа РНМ видна, не могу назвать бездельником. Однако,с удовольствием буду ждать момента, когда он станет Главой республики и когда Москвабад займет жесткую позицию в отношении изучения татарского языка. В нашей семье все говорят на татарском и считаем что этого достаточно!

    • Анонимно
      19.12.2013 18:56

      Не надо врать. Вы либо не принадлежите к татарской нации, либо уже давно обрусели всей своей семьей. Настоящий татарин, владеющий языком матери и своих достойных предков, которые несмотря на чудовищные трудности, не потеряли себя и сохранили для нас наш красивый и богатый язык, не будет писать такие недостойные комментарии

  • Анонимно
    19.12.2013 07:26

    Дума приняла антиконституционный закон относительно наименования глав регионов. Согласно Конституции РФ это относится исключительным полномочиям СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ и никто не вправе в это вмешиваться. Конституция Республики Татарстан также фиксирует наименование ПРЕЗИДЕНТ для первого лица нашей государственности. Кроме того, Конституционный Суд РФ рассматривал Конституцию РТ и признал ее не противоречащей законодательству Российской Федерации. А также Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, подписанный 26 июня 2007 года Президентом РФ В.В.Путиным и Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым, относит этот вопрос полномочиям Татарстана. Это юридические основания для сохранения наименования ПРЕЗИДЕНТ для первого лица Республики Татарстан. Мне приходится много ездить по регионам РФ и общаться с татарскими массами. Я могу со всей ответственностью заявить, татарские массы Российской Федерации и стран зарубежья целиком и полностью выступают за сохранение наименования ПРЕЗИДЕНТ для первого лица ТАТАРСТАНА. Они воспринимают Президента Татарстана как своего национального лидера, что правильно и заслуженно./Талгат Бареев/

    • Анонимно
      19.12.2013 17:39

      никак не можете отойти от 91 года.Разве дело в названии?Тагын кеше башын катырмагыз инде!Ищете какое то недоразумение на пустом месте.

  • Анонимно
    19.12.2013 11:22

    В нынешней ситуации Москва дожмет и Госсовет РТ наверняка подготовит переименование.Предлагаю назвать главу республики Илбашы или Башхаким.Дамир Гисметдинов

    • Анонимно
      19.12.2013 13:29

      Бабай! Только Бабай!

    • Анонимно
      19.12.2013 17:06

      @Дамир Гыйсметдин;Очень жаль, что человек, по статусу принадлежащий татарской интеллигенции, проявляет пораженческие и паникерские настроения. Вместо того, чтобы до конца отстаивать наименование ПРЕЗИДЕНТ для первого лица Татарстана (я буду на этой позиции даже на смертном одре!), Вы включаетесь в трусливые и позорные игры вокруг суррогатных названий "главы региона".Ваш коллега.

  • Анонимно
    20.12.2013 18:15

    Конечно, детские садики и школы это не ВСМ. Денег там много не освоишь. Так и будут дети неучи, зато со скоростной магистралью.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль