Общество 

«Школа с татарским языком обучения, не окрепнув, практически исчезла»

Одним из итогов «языковой проблемы» в республике стало внимание к работе татарских школ в РТ. Как оказалось, к примеру, в Казани на сегодняшний день обучение только на татарском ведется всего лишь в одной школе! Общественный деятель Айрат Файзрахманов на страницах «БИЗНЕС Online» размышляет о том, что развивать национальную школу можно, используя опыт каталанцев, басков, валлийцев и т. д., когда исчезающие языки смогли возродить именно через систему образования.

Айрат Файзрахманов Айрат Файзрахманов: «Татарстан же даже в нынешней ситуации имеет хороший задел, инфраструктуру для того, чтобы приблизиться к лучшим европейским примерам»

«ПРЯМОЙ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ СЕПАРАТИЗМОМ И СТРЕМЛЕНИЕМ К ЗНАНИЮ ЯЗЫКА НЕТ»

Очень часто приходится слышать, что татарский язык нужно сохранять прежде всего в семье. В этой нехитрой житейской формуле есть два изъяна. Первый – почему татарский язык нужно именно сохранять, а не развивать? Второй – сегодня уже много татарских семей, где не только родители, но и бабушки с дедушками не знают татарского языка. И как в этих условиях «сохранять татарский язык в семье»? Поколенческий разрыв в передаче языка произошел не сегодня и не вчера, процесс начался еще в 1940-е годы. И этот разрыв продолжает дублироваться в последующих поколениях, он расширяется и углубляется.

Татарами родной язык утрачивается именно в городских условиях. Здесь он оказывается, по сути, на положении миноритарного языка – языка меньшинства, выполняющего гораздо меньше социальных функций, чем язык мажоритарный (доминирующий). Большинство информации в течение дня поступает на доминирующем языке – это и медиа, и учеба или работа, и простое общение, визуальная информация в городе, культурные мероприятия, и т. д. Стоит ли после этого удивляться тому, что дети плохо знают родной язык родителей? Уроки татарского языка, будь то два часа в неделю или шесть, положение не спасают. Даже существенное улучшение преподавания не приведет к тому, чтобы дети в Татарстане массово заговорили на татарском языке. Это лишь минимальный уровень, который осваивают около 20% учеников. Даже отправка детей на каникулы в деревню (моноэтничную среду), как правило, не помогает полноценному освоению татарского языка. В этих условиях не изучается литературный и научный язык – человек может хорошо говорить на бытовом татарском, но не уметь писать на нем.

И вот здесь посыпать голову пеплом, говорить об исчезновении, заниматься самоуничижением не стоит. Есть немало народов, чье положение схоже с татарами, и есть масса положительных примеров, когда ситуацию удавалось исправить. Правильно было бы сравнивать положение татарского языка с рядом региональных языков в Европе. Проблемы были схожие – большинство региональных языков воспринимались как языки сельской местности, каждое последующее поколение знало его хуже, а сфера применения была несравнимо уже, чем у современного татарского. Так, каталанский язык, будучи запрещенным (!) до 1975 года, смог не только восстановить утраченные позиции у самих каталанцев, но и стал полноценным языком автономии. Большинство населения автономии знают этот язык. Нечто похожее произошло в Стране Басков. Знание регионального языка у молодежи выше, чем у старшего поколения, и он больше не воспринимается как язык сельской местности.

Многие скажут, что это плохие примеры, ведь Каталония теперь требует полной независимости, а до этого главной горячей точкой Испании была Страна Басков. Заметим, баскский сепаратизм получил свое развитие тогда, когда не было и речи о школах с баскским языком обучения. И, наоборот, сегодня, когда такие школы есть и они прекрасно развиваются, мы уже не слышим о баскском сепаратизме. Хотя, конечно, корреляция неочевидная. Во всяком случае, язык не является главным маркером сепаратизма. Шотландия, Северная Ирландия, в которых абсолютно доминирует английский язык, а свой практически утрачен, стремятся к отделению не в меньшей степени. И, наоборот, Уэльс, не имеющий амбиций к самостоятельному государственному существованию, постепенно возвращает молодое поколение к знанию валлийского языка. Схожая ситуация с западнофризским языком в нидерландской провинции Фрисландия. Так что прямой корреляции между сепаратизмом и стремлением к знанию языка здесь нет.

Данные представлены доктором Эктором Алос-и-Фонтом, Centre de Recerca en Sociolingüística i Comunicació, Universitat de Barcelona, исследование в рамках  региональные досье «Меркатор»

«ОБУЧАЯСЬ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ, ГОРОДСКОЙ РЕБЕНОК В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ БУДЕТ ЗНАТЬ РУССКИЙ НЕ ХУЖЕ СВОИХ СВЕРСТНИКОВ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ РФ»

Как удалось вернуть утраченные позиции? Прежде всего за счет создания сильной общеобразовательной школы с региональным языком обучения. Регионы, которые вообще не имели учительских кадров, умеющие преподавать на региональном языке, смогли практически с нуля создать такую систему образования. Если в Уэльсе в 1970-е годы лишь 15% молодежи региона знали валлийский язык, то к началу прошлого десятилетия их число достигло почти 40;. Число школ с валлийским языком обучения и их популярность среди родителей растет. Почему? В конечном счете оказалось, что ученики таких школ лучше сдают математику – настоящая билингвальность заставляет интенсивнее работать мозг. Так, например, в Каталонии каталаноязычное образование стало более популярнее, чем школа с испанским языком обучения. Вслед за школой сформировалось и высшее образование на региональных языках.

Данные представлены доктором Эктором Алос-и-Фонтом, Centre de Recerca en Sociolingüística i Comunicació, Universitat de Barcelona, исследование  в рамках  региональные досье «Меркатор»Чтобы увеличить, нажмите

Приведу другие примеры. Например, валлонский язык в Бельгии, на котором еще в 1990-е годы разговаривало абсолютное большинство населения региона Валлония, сейчас активно вытесняется французским языком. Валлонский язык преподается лишь как отдельный предмет в школе. Западнофризский язык в нидерландской провинции Фрисландия, будучи лишь отдельным предметом в школе, испытывал те же трудности, но процесс постепенно удалось приостановить за счет появления своей школы.

Аналогично с татарским языком – преподавание его лишь как отдельного предмета положение кардинально не изменит. Городские татары не будут полноценно знать свой язык лишь за счет двух или четырех часов преподавания его в школе. К тому же нет прецедентов того, чтобы сокращение учебной программы (которое мы сегодня наблюдаем) вело к лучшему знанию предмета.

В городских условиях лишь конкурентоспособная школа с татарским языком обучения может возвратить молодое поколение татар к своему родному языку. И именно этот фактор должен стать краеугольным камнем всей языковой политики в республике. В 1990-е годы Татарстан частично смог возродить в своих городах татарскую школу, и сегодня мы видим молодое поколение горожан, отучившихся в национальных гимназиях и хорошо знающих свой родной язык, культуру, историю. При этом перестроиться на русский язык в вузе таким выпускникам не составляло большого труда, к тому же появлялось высшее образование на татарском языке. Обучаясь на татарском языке, городской ребенок будет знать русский язык не хуже других своих сверстников из других регионов России!

Исследователи подчеркивают: на протяжении большей части ХХ века в европейских государствах существовало отрицательное мнение о преподавании региональных языков. Считалось, что они мешают изучению в совершенстве языка большинства. Часто их знание считалось аномалией: «нормальными» гражданами страны были монолингвы на языке большинства. Нередко власть боялась, что владение региональным языком поставит под угрозу консолидацию единой нации и территориальную целостность государства. Однако значительная часть передового мирового сообщества пришла к пониманию, что при обучении на миноритарном языке мажоритарный язык будет освоен в любом случае на хорошем уровне! Мнение о том, что при таком обучении готовят сепаратистов, как минимум ненаучно, максимум – несет угрозу межэтническим отношениям.

«Нужна перезагрузка имиджа «национальных гимназий», правильнее было бы позиционировать их как школы с татарским языком обучения, исключив превалирование этнокультурного компонента»

«ШКОЛА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, НЕ УСПЕВ ОКРЕПНУТЬ, ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕЗЛА»

К концу нулевых при внедрении системы ЕГЭ большинство «завоеванных» позиций татарского языка было утрачено. Формально только в одной Казани мы имеем два десятка татарских школ и гимназий, почти четыре десятка русско-татарских школ. С высоких трибун отчитываются, что 100% детей татар в школах объяты национальным воспитанием и татарский язык они знают, а более половины детей и вовсе обучаются в «татарской школе»! Фактически же в Казани полностью на татарском преподает лишь одна гимназия. В Набережных Челнах и других городах ситуация не лучше. Школа с татарским языком обучения, не успев окрепнуть, практически исчезла. И здесь также срабатывает комплекс причин. О нем отдельная речь.

Социолингвисты подчеркивают: системная, целенаправленная языковая политика (в том числе в школе), может дать результат только через два поколения. В национальной школе Татарстан успел воспитать только одно поколение. При этом надо отметить, сам термин «национальная школа» не совсем удачный. Во-первых, он сразу отсекает русское население, которое, возможно, имело бы желание дать ребенку образование на татарском языке (и такие люди иногда встречаются). Во-вторых, «национальный» порой воспринимается как «националистический». Даже у самих татар может складываться образ традиционалистской школы с элементами фольклора. Европейские школы с региональным языком обучения не позиционируют себя как национальные школы. В учебных заведениях с валлийским языком обучения могут быть англичане, в школах с каталанским языком обучения – испанцы. В этом смысле, наверное, нужна перезагрузка имиджа национальных гимназий, правильнее было бы позиционировать их как школы с татарским языком обучения, исключив превалирование этнокультурного компонента.

«В Арске была открыта прекрасная гимназия с татарским языком обучения. Но нет уверенности, что школа сможет преподавать все предметы на татарском языке. Что сейчас будет с этими планами, непонятно»

«ТАТАРСКИЙ ПАТРИОТИЗМ, О КОТОРОМ НЕДАВНО УПОМЯНУЛ РУСТАМ МИННИХАНОВ, ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРЕВРАТИТСЯ В ГОРОДСКУЮ ЭКЗОТИКУ...»

Почему нужно говорить именно о городе? Более двух третей татар в РТ проживают в городах. Немало и тех татар, кто прописан на селе, но проживает в городе. Число городских татар стремительно растет. Многие из нас ощущают на себе, что в Казани стал чаще слышаться татарский язык. С момента последней переписи Казань увеличилась на 100 тыс. человек во многом за счет татарского населения. Процесс будет продолжаться и дальше, татары будут концентрироваться в городах. Если первое поколение еще поддерживает тесные связи с моноэтничной средой (деревней), то следующее поколение уже чувствует себя полноценными членами космополитичного городского общества. Учась в школе, где татарский язык является лишь отдельным предметом, но не языком обучения, дети знают его гораздо хуже, чем родители.

«Татарский язык будет терять свои позиции в республике, а татарский патриотизм, о котором недавно упомянул президент РТ Рустам Минниханов, окончательно превратится в городскую экзотику, аборигенскую фишку для туристов»

И вот в этих условиях, априори чувствуя, что татар в городе становится больше, республика долгое время не предпринимала усилий для создания соответствующей общеобразовательной инфраструктуры на татарском языке! Сейчас нет никакой уверенности, что в 1,5-миллионной Казани в 2030 году эта инфраструктура появится. А значит, татарский язык будет терять свои позиции в республике, а татарский патриотизм, о котором недавно упомянул президент РТ Рустам Минниханов, окончательно превратится в городскую экзотику, аборигенскую фишку для туристов. Как уже писалось, в силу целого комплекса причин создание феномена русскоязычных татар не может служить механизмом выживания нации.

В условиях глобализации, космополитичного городского общества, политики унификации татар спасет только система конкурентоспособного образования на татарском языке – от детского сада до университета. Это базис, это следование мировому опыту. Надстройка – современная городская культура на татарском языке, она формирует интерес, мотивацию, обновленные смыслы и ценности. Но, заметьте, каким бы ни был популярным хит на английском языке, он никогда не станет главным толчком к знанию литературного английского языка.

«В условиях глобализации, космополитичного городского общества, политики унификации татар спасет только система конкурентоспособного образования на татарском языке – от детского сада до университета»

Надо отдать должное, министерство образования Татарстана крепко взялось за проблему татарских школ: создали дорожные карты развития национального образования, сформировали дополнительные критерии функционирования для татарских школ и гимназий и в последний год развернули процесс их возвращения к татарскому языку обучения. Старт был тяжелым, более того, попытка создать в Казани одну (!) новую школу с татарским языком обучения натолкнулась на сопротивление комитета русскоязычных родителей и потерпела фиаско. В другом случае в Арске была открыта прекрасная гимназия с татарским языком обучения. Но это снова не Казань, да и нет уверенности, что школа сможет преподавать все предметы на татарском языке. Что сейчас будет с этими планами, непонятно.

В течение 2017 года в рамках проекта «Акыл фабрикасы» было осуществлено исследование, посвященное развитию татарской школы

«ТАТАРСТАН СОВМЕСТНО С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ ИМЕЕТ ПОЛНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ СДАЧИ ЕГЭ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

В течение 2017 года в рамках проекта «Акыл фабрикасы» было осуществлено исследование, посвященное развитию татарской школы. Был изучен международный опыт, опрошены 15 экспертов с различным научным бэкграундом, проведены несколько фокус-групп с руководителями, учителями, родительским сообществом татарских гимназий, проведена проектная школа по теме «Татарская школа будущего: 100 идей по развитию». Результатом этой работы станет концепция «Татарской школы будущего» (на татарском языке) – это взгляд общественности, экспертов, ученых. Ряд положений впервые излагается в данной публикации.

Итак, по каким же причинам татарские гимназии и школы не преподают на татарском языке? Во-первых, это так называемый институт прописки, когда по месту жительства к татарской гимназии оказываются приписаны жители местного микрорайона. И школа, вне зависимости от языковой подготовки ребенка, обязана принять его. Конкурсы при приеме в первый класс на настоящий момент запрещены. В свою очередь, финансирование учебных заведений зависит от количества учеников, поэтому школы вынуждены добирать детей. Есть несколько вариантов решения этой проблемы – предоставление возможности выбора учебного заведения по прописке, в зависимости от знания ребенком того или иного языка. Другой вариант – предоставление татарским гимназиям статуса республиканского центра образования, который свободен от института прописки, в этом случае каждый такой центр должен быть уникальным на республиканском уровне. В рамках центра может быть сосредоточено несколько учебных заведений и детский сад.

Чтобы увеличить, нажмите

В каждом районе Казани и Набережных Челнов можно было бы создать республиканский образовательный центр с татарским языком обучения, каждый из них мог бы иметь свой уникальный профиль – гуманитарный, искусствоведческий, полилингвальный (например, акцент на изучение восточных языков), естественнонаучный (как оказывается, татарстанская медицина нуждается в специалистах со знанием татарского языка). Будет ли спрос родителей? В татарскую гимназию №2 детей возят со всего города, она переполнена. Многие не могут отдать туда детей чисто физически, потому что она находится в другом конце города. На спрос влияют и страхи родителей, некие общественные стереотипы, которые можно вполне перебороть.

Вторая причина – пресловутый ЕГЭ, который можно сдавать только на русском языке. Даже в национальной школе срабатывает страх родителей, что ребенок плохо сдаст ЕГЭ, если он будет учиться на татарском языке. Кроме того, по окончании начальной школы ребенок пишет всероссийскую проверочную работу по трем предметам исключительно на русском языке. Отсюда вполне закономерное и прагматичное желание родителей обучать ребенка на языке главных экзаменов. Татарстан совместно с федеральным центром имеет полную возможность сдачи ЕГЭ на татарском языке с сохранением всех критериев конфиденциальности – существует необходимая инфраструктура, методисты, квалифицированный переводческий корпус, готов даже соответствующий законопроект. Нужна только политическая воля и искусство дипломатии, при том что уже сделан огромный шаг вперед – 9-классники могут сдавать основной государственный экзамен на родном языке. Однако при наличии ЕГЭ на татарском языке родители могут опасаться, что ребенку будет трудно учиться в вузе с русским языком обучения.

Чтобы увеличить, нажмите

Еще один ошибочный стереотип – естественные и точные науки невозможно учить на татарском языке. Опыт прошлых десятилетий легко опровергает это мнение. Однако именно из-за этого сложившегося стереотипа многие татарские школы имеют гуманитарную направленность. Во многом из-за этого в настоящее время происходит замыкание татарского языка в рамках татарской филологии и национальной педагогики. Фактическое исчезновение высшего образования и науки на татарском языке приводит к снижению мотивации к обучению на татарском, а полученные выпускниками татарских гимназий языковые навыки оказываются маловостребованными на рынке труда. Если журналисты, которые могут писать на двух языках, порой получают в государственных СМИ меньшую заработную плату, то о какой мотивации можно говорить?

«СКАЗЫВАЕТСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ НЕДОСТАТОК ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ ШКОЛ С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»

Что делать в татарских школах с детьми, которые плохо знают этот язык? Вполне возможны эдакие детские языковые интенсивы, метод языковых гнезд, годичный индивидуальный план развития, в рамках которого ребенок сосредотачивается на изучении языка. Сегодня также можно наблюдать приток преподавателей, не имеющих навыков преподавания на татарском языке. Где брать талантливых учителей, которые бы могли преподавать на татарском? Здесь работает тот же принцип – языковые интенсивы для учителей, плюс специальный стипендиальный фонд.

В целом сказывается элементарный недостаток PR, продвижения преимуществ школ с татарским языком обучения, неправильное позиционирование в публичном пространстве, консерватизм педагогических кадров, замкнутых в пространстве своей школы. С этим можно и нужно работать. В указанных выше странах шла целенаправленная пропаганда школ с региональным языком обучения, им оказывалась дополнительная помощь, однако родители долгое время не считали нужным обучать детей в этих школах. В конечном счете в общество и центральные власти пришло понимание, что обучение на миноритарных языках имеет свои преимущества. Например, если раньше школы на окситанском языке обучения могли существовать во Франции с ее жестко централизованной системой образования лишь в порядке частной инициативы, то сегодня центральное правительство оказывает им свою помощь.

Пока же среди школ – «национальных чемпионов» в Татарстане нет татарских гимназий. Большинство имеют слабую материально-техническую базу, являются крепкими середничками рейтингов. Многие из них после перехода на мажоритарный язык обучения опустились в своих результатах. Главным их плюсом является хорошее воспитание и дисциплинированность учеников, сохранение особой национальной среды. Но этого мало. У родителей есть резонный вопрос: «Для чего моему ребенку учиться в татарской гимназии, если там и так все преподается на русском языке?» В конечном счете даже многие представители национальной интеллигенции, пламенные патриоты, учителя татарского языка, представители татарской эстрады, науки, СМИ, профильных органов власти – все те, кто, так или иначе, зарабатывает на воспроизводстве татарской культуры – не отдают своих детей и внуков в татарские школы. В этом смысле никто из высших должностных лиц не служит примером, ориентируясь на который родители бы отдавали своих детей в школы с татарским языком обучения. Массовый порыв 1990-х годов, когда казалось, что татарские гимназии – это престижные учебные заведения, ушел в небытие.

Нужен сильный директорский корпус, готовый стать агентом изменений, потянуть за собой педагогический коллектив. В Татарстане немало сильных команд педагогов, которые могли бы послужить образцом формирования кадрового резерва для татарских школ. Необходимы инвестиции со стороны республиканского бизнеса, чтобы создать несколько точек роста, несколько образцовых школ с татарским языком обучения. Далеко ходить не надо – в Армении национальный капитал активно участвует в преобразовании системы образования, создает такие точки роста с самым передовым опытом преподавания.

Стоит обратить пристальное внимание на финское образование, считающееся лучшим в мире. Когда-то общество также не верило, что финская школа может стать лучше, чем шведская (шведский – второй государственный язык в Финляндии), однако теперь весь мир ездит к ним перенимать опыт. Финны не гонялись за результатами тестирования и рейтингами, они позволяли себе экспериментировать. Главный фактор позитивных изменений – увлеченный учитель-исследователь, который смог в первую очередь сделать финских детей счастливыми и такими же увлеченными в поиске знаний. Школы с татарским языком обучения могли бы выступить такими «экспериментальными» площадками, которых можно было бы избавить от бешеной погони за муниципальными рейтингами, отчетами и повальными тестами, поставив задачу создать в течение 8-10 лет уникальную модель со счастливыми и увлеченными детьми. Да, в условиях федерального «диктата» особо не поэкспериментируешь, но коридор возможностей у регионов все же есть. Возможно, что правильные изменения в татарской школе послужат образцом для остальных. Казанская школа «СОлНЦЕ» Павла Шмакова – прекрасный пример того, что и в условиях жесткого администрирования образования можно создать школу, очень напоминающую финскую систему. А если добавить к этому политическую волю, мотивированные кадры и просвещенное родительское сообщество, то «без булдырырбыз!»

Помимо собственно школ с татарским языком обучения, Татарстан мог бы стать образцом билингвального и полилингвального образования. Пока же, по мнению специалистов, мы не имеем современных методик билингвального преподавания. Для этого как минимум нужны стажировки, тщательное изучение зарубежного опыта (Уэльс, Квебек, Страна Басков, Казахстан), его постепенное внедрение, а не бойкие отчеты о билингвальном характере обучения в республике.

«Первый мир» за последние 70 лет прошел путь от частичного запрета и игнорирования местных языков до создания полноценной системы образования (от детского садика до университетов) на региональных языках. Кстати, Российская Федерация в 1998 году ратифицировала Европейскую рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, которая является наравне с Европейской хартией региональных языков (Россией подписана, но не ратифицирована) важной правовой базой для формирования такой образовательной системы. При всем при этом модернизация системы национального образования, создание конкурентоспособной школы с татарским языком обучения вполне укладывается в существующие ФГОСы и государственные программы. Татарстан же даже в нынешней ситуации имеет хороший задел, инфраструктуру для того, чтобы приблизиться к лучшим европейским примерам.

P.S. Что касается претензий относительно якобы неправильной идентичности учеников татарских школ, хотелось бы обратить внимание на одно весьма любопытное исследование социолога Ирины Арутюновой, опубликованное в сборнике Института социологии РАН (Россия реформирующаяся. Ежегодник. №15, 2017). Статья называется «Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи». Так вот, лишь 8% молодежи, проживающей в Москве и Санкт-Петербурге, «в значительной степени идентифицируют себя с гражданами России, 9% ощущают близость с жителями своего города, 18% – с земляками, 16 – с людьми своей национальности». Результаты по Москве и Санкт-Петербургу значительно отличаются от остальных российских регионов. Молодежь национальных республик (Республика Саха) показывает гораздо более высокий уровень превалирующей общероссийской идентичности по сравнению со средними показателями. Это при том, что уровень развития национального образования в этой республике выше, чем в Татарстане.

Поэтому, господа, прежде чем учить учеников татарских школ тому, как любить родину, наведите порядок с идентичностью молодежи хотя бы в Москве! Но это вряд ли получится, видимо, куда сподручней пенять на мифический сепаратизм республик.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (139) Обновить комментарииОбновить комментарии
Равил абый
13.01.2018 09:57

Все правильно, Айрат!
Прекрасный анализ ситуации и перспективы дальнейших действий!

Про ЕГЭ на татарском языке:
"Готов даже соответствующий законопроект. Нужна только политическая воля и искусство дипломатии"

А дело только за малым ...
А что нужно, чтобы усилить эту политическую волю?
Оторваться от золотых унитазов?

  • Анонимно
    13.01.2018 09:48

    Надо было не по прижским Сабантуям разъезжать и в Германии междусобойчики устраивать, а заниматься повышением привлекательности татарского, не принудительно, естесственно.

  • Равил абый
    13.01.2018 09:57

    Все правильно, Айрат!
    Прекрасный анализ ситуации и перспективы дальнейших действий!

    Про ЕГЭ на татарском языке:
    "Готов даже соответствующий законопроект. Нужна только политическая воля и искусство дипломатии"

    А дело только за малым ...
    А что нужно, чтобы усилить эту политическую волю?
    Оторваться от золотых унитазов?

    • Анонимно
      13.01.2018 11:53

      Обучаясь на татарском языке, городской ребенок будет знать русский язык не хуже других своих сверстников из других регионов России! - утверждает автор. При этом потом пишет про необходимость ЕГЭ на татарском языке. А зачем? Ведь по его же утверждению ребёнок знает русский язык не хуже сверстников и поэтому спокойно может сдать ЕГЭ и на русском. Так ведь? Или товарищ псевдоученый не дружит с логикой или умышленно занимается передергиванием.

      • Анонимно
        13.01.2018 12:51

        Я всегда не понимал, почему в школах русский такой сложный предмет. В мое время ЕГЭ не было и на экзаменах требовали писать сочинения на 4-5 страниц, как будто я собирался стать писателем или русским филологом, хотя учился в математическом классе. По логике, предмет русский язык должен делиться на два предмета по выбору: 1. Русский базовый - для всех школ. 2. Русский продвинутый - для филологов, журналистов и т.д. Аналогично и экзамен должен быть базовый и продвинутый.
        Базовый является достаточным для повседневной жизни. И почему русский язык учитывается при приеме в непрофильных ВУЗах? Ну зачем математику или программисту сочинения на тему "Опишете женский образ в романе Льва Толстого "Война и мир"?

        • Анонимно
          13.01.2018 19:25

          Y

          В КХТИ в 1992 году вступительным экзаменом было изложение с оценкой зачет/незачет. Сейчас вроде снова сочинение. Вы спрашиваете зачем это математику? Считаю, что это один из элементов политики русификации. Навалить на ребенка как можно больше того, что связано с русским языком и культурой.

        • Анонимно
          13.01.2018 20:15

          Русский надо изучать, чтобы комментаторы писали "Опишите" вместо "Опишете". Программисты хорошо знают русский язык. Зачастую даже очень хорошо - говорю по своему опыту.

          • Анонимно
            13.01.2018 22:28

            Владеть русским не значит быть грамотным. За рубежом твой русский никому не нужен, соответственно ты там не грамотный

            • Анонимно
              14.01.2018 10:07

              А сам-то ты нужен за рубежом? И без разницы - грамотный ты или НЕграмотный? с русским языком или без русского языка? Ответь на вопрос - нужен ТЫ кому за рубежом или НЕ нужен?

              • Анонимно
                15.01.2018 13:37

                Вот я например оказался нужен, поскольку предложили хорошую работу. Своих детей буду учить в первую очередь английскому и татарскому. Русский только по желанию, если сам ребёнок захочет. Достоевского с Толстым почитают в переводе, ничего страшного.

        • Анонимно
          13.01.2018 22:37

          Затем и писали сочинения, что бы вот здесь комментарии писать. Вот как пригодилось.

      • Istorik
        14.01.2018 23:43

        Я не виноват, что вы не можете понять простую логику: все предметы ЕГЭ можно сдавать на татарском, а экзамен по русскому сдается наравне со всеми - и при этом, скорее всего, результаты окажутся не хуже других.
        Результаты ЕГЭ показывают, что никаких провалов у учеников татарских школ нет

        • Анонимно
          15.01.2018 14:44

          Документы о сдаче ЕГЭ на татарском языке будут тоже на татарском языке.

          А вы как хотели? Сдать экзамены на якутском, например, а аттестат получить и на английском, и на немецком, и на японском - все сразу - авось пригодятся?))

  • Анонимно
    13.01.2018 10:09

    Айрат - әфәрин!

  • Анонимно
    13.01.2018 10:10

    "В условиях глобализации, космополитичного городского общества, политики унификации татар спасет только система конкурентоспособного образования на татарском языке – от детского сада до университета."
    С чего автор этого текста решил, что глобализация и космополитичность это плохо?
    Мир развивается и постепенно стираются рамки и границы отдельных национальностей и это является двигателем прогресса. Точно также как в средние века размывались многие нации и национальности, объединяясь в более крупные группы.
    Возьмите для примера свою же национальность, так ведь в древние века такой национальности как татары не существовало, это название обобщенное присвоенное европейцами всем малым народам, населявшим часть восточной Европы и северную Азию. Татарами на территории нынешнего Татарстана стали многие народы, в том числе отатаренные финно-угорские народы.
    Тот же самый процесс происходит в мире и сейчас, когда рамки и границы национальностей размываются и в этом ничего плохого нет.
    Плохо как раз разделение и разобщенность, когда интересы своей национальности превозносятся и делают из этого какой-то культ.
    В конце приведу высказывание Льва Николаевича Толстого, с которым я полностью согласен, о том что патриотизм это пережиток варварских времён, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:
    "…ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма — войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубеждённого человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся...".

    • Анонимно
      13.01.2018 19:40

      Почему столько минусов? Что не понравилось?

      • Анонимно
        13.01.2018 20:22

        Просто, абзый, давайте, сначала станем равноправными во всех отношениях, а потом уже забудем о патриотизме...

      • Анонимно
        13.01.2018 21:38

        Потому что легко так рассуждать, когда дело касается чужой национальности. Коснется своей- по другому запоете)

        • Анонимно
          13.01.2018 23:15

          Я по родителям так называемый татарин, но мои взгляды таковы, что я не считаю себя приверженцем татарского патриотизма и крайней формы этого понятия - национализма.
          Для меня в людях прежде всего имеет значение не принадлежность к какой-то национальности, а его личностные качества.
          Я толерантно отношусь к представителям любой национальности и расы.
          А различные формы патриотизма и национализма считаю крайне вредными идеями, которые ведут лишь к конфронтации и конфликтам.

          • Анонимно
            14.01.2018 20:06

            Ты не так называемый татарин, ты так называемый космополит.

          • Istorik
            14.01.2018 23:51

            прекрасно! но толерантность не исключает осознание своей этничности, знание родного языка, культуры народа, к которому принадлежали ваши родители. Межэтнические конфликты, происходят именно из-за непонимания своей идентичности, и нежелания познать других

            Каждый из нас так или иначе принадлежит к какой-либо национальной культуре, которая прививается в большей степени через школу

    • Анонимно
      14.01.2018 20:31

      Только вот чтобы написал Лев Николаевич, если бы кто то пытался запретить или ограничить его родной язык?

      • Анонимно
        15.01.2018 15:09

        Вот только татарский никто не ограничива и не запрещал, а лишь дал возможность родителям выбирать для своих детей изучать его или не изучать.

        Поэтому Лев Николаевич с одобрением отнесся к добровольности изучения татарского языка.

    • Istorik
      14.01.2018 23:47

      В статье не утверждается, что глобализация и космополитичность это плохо. Наоборот, учитывая эти факторы необходиомо создавать конкурентоспособную школу с татарским языком обучения.
      Татары должны заиметь не этнокультурное гетто, а интегрированное в глобальный мир образовательное пространство

      • Анонимно
        15.01.2018 14:46

        Вы хотите сказать, что глобальный мир должен интегрироваться в татар? Сначала всех русских в обязательном порядке обучить татарскому языку. Потом и на мировое пространство можно замахиваться...

        • Анонимно
          15.01.2018 15:09

          Еще чего нафантазируете насчет того, что я хочу сказать? Демагогия на марше!

  • Анонимно
    13.01.2018 10:34

    Не нужно сужать потоки информации,ограничивая их татарским языком!

    • Анонимно
      13.01.2018 12:00

      Английский + татарский язык будут доминирующими в татарских школах, русский сам приложиться. В такие школы пойдут массово, если будет хорошая языковая подготовка

      • Анонимно
        13.01.2018 20:17

        Если оставите в покое моих детей, то я готов материально поддержать эту идею - более плотно обучать татарских детей родному языку.

        • Istorik
          14.01.2018 23:56

          не надо их обучать татарскому языку, их надо обучать на татарском языке.

          Никто не говорит, что речь идет об ограничении татарским языком. Это даже отдает националистическим душком - мол, если ребенок будет обучаься на татарском языке - он будет ограничен. Нет! Всё зависит от программы и учителей.
          Обучаясь на татарском языке в России, ученик русский язык и культуру в любом случае будет знать. Тем более, что есть ФГОСы.

          В идеале, было бы неплохо сделать хороший акцент на английском языке в татарских школах, возможно в старших классах сделать преподавание части предметов на ангйлиском. Однако, есть юридические трудности, есть кадровые трудности, есть методические трудности

          • Анонимно
            15.01.2018 14:49

            Есть ещё одна маленькая тонкость - на территории РФ проживает около 200 различных национальностей. и все они имеют равные права. Хорошо! С татарами решим. С остальными что делать прикажете?

            Повторюсь - пока пытаются сделать единое образовательное пространство для всех 200 национальностей.

            • Istorik
              22.01.2018 17:43

              по мере готовности.
              Определить критерии этой готовности: кадры, метод литература, желание самого народа (опросы) - но это после объяснения, зачем нужна школа на родном языке.

              Вполне сейчас готовы саха, башкиры, крымские татары, могут буряты,, коми и чуваши. Могли бы карелы - но навеное они не захотят

          • Анонимно
            15.01.2018 15:11

            Кого "их" собрались обучать на татарском?

            Хотите сказать, что и в том числе детей для кого татарский не является родным?

  • Анонимно
    13.01.2018 10:56

    Где у этого деятеля трудовая лежит?

    • Анонимно
      13.01.2018 16:54

      не чешите там, где не чешется.
      Даже если человек зарабатывает тем, что пишет интересные статьи на актуальные темы - уже заслуживает большого уважения

      • Анонимно
        13.01.2018 19:41

        у него трудовая книжка лежит в ВКТ

        • Istorik
          14.01.2018 23:58

          Моя трудовая деятельность никак не связана ни с ВКТ , ни с написанием статей в Бизнес-онлайн.
          Моя трудовая книжка лежит в организации, в которой я работаю, и она, связана с образованием.

  • Анонимно
    13.01.2018 11:00

    «Двуязычные журналисты СМИ получают зачастую меньше, чем их одноязычные коллеги» То есть утверждается, в контексте статьи, что им платят меньше именно за то, что они знают ещё и татарский? Что за бред написан!? :)))

    • Анонимно
      13.01.2018 12:01

      Узнайте у журналистов из Татар-информа, как у них там дела обстоят

      • Анонимно
        14.01.2018 03:40

        А может в более востребованное СМИ перейти и зарплата вырастет? Причём здесь их знание татарского языка? Это очевидный плюс

      • Анонимно
        14.01.2018 10:13

        А при чем здесь Татар-информ? Каждая организация имеет свое штатное расписание с окладами. Конечно в федеральном издании уровня Коммерсанта оклады выше, но и профессиональные требования к журналисту очень высокие.

  • Анонимно
    13.01.2018 11:08

    Современные татарские школы надо открывать, наподобие международной школы на Мавлютова, но бесплатные. Вот и решится проблема. Но разве чиновникам это надо? У нас все хорошее только платное.

  • Анонимно
    13.01.2018 11:19

    Не надо боятся русских, и Москву. Это первое. Что вам всем надо уяснить. США надо бояться. И открывать школы татарам. Дать им возможность учиться на своём родном языке.

    • Анонимно
      13.01.2018 12:55

      Как раз США и не боимся они нам плохого ничего не делают

    • Istorik
      15.01.2018 00:01

      про русских и необходимость бояться русских в статье ни слова. Что касается Москвы - это естественно, центральные власти любой страны стремятся к унификации. Вот только дело в том, что готовы ли слушать регионы или нет, готов ли центр к дискуссиям и нахождению компромиссов через уважетельное отношение к разным мнениям регионов?

      Федеральная политика сейчас такова , что у нас в любом случае есть коридор возможностей

  • Анонимно
    13.01.2018 11:21

    Просто "развитием" татарского языка занимались люди, которые видели в этом личную кормушку в первую очередь!
    Они своими действиями отвратили даже тех, кто хотел изучать татарский язык, мало того, спровоцировали кучу конфликтных ситуаций!
    И до сих пор, занимая высокие должности не осознают этого.
    Потому что, кроме личного обогащения их ничего не интересует!

    • mad big
      13.01.2018 12:15

      25 лет кормились и еще 25 будут. А воз и ныне там. И в преддверии очередного транша на разработку очередной "прорывной" методики потирают ручки. Не смешно уже совсем.

      • Анонимно
        13.01.2018 18:00

        так как раз речь не о том, чтобы учить татарский!
        Речь о школе, где учатся на татарском!!! И она должна быть самой крутой! Вот самая достойная национальная идея
        А не сабантуи

  • Анонимно
    13.01.2018 11:29

    Что касается школ с изучением предметов на татарском языке то они нужны, и если их будет больше то это без сомнения хорошо, но при одном условии— условии общественной потребности. Недавняя попытка ввести изучения точных и естественных наук в татарских школах на родном языке привела к
    оттоку старшеклассников из этих учебных заведений, хотя школы были благополучные и спокойные. Жаль конечно но пока такие школы не востребованны, по крайней мере жителями Казани. Все усилия по развитию национального образования надо сконцентрировать в сёлах и малых городах республики. Это позволит прочней привязать выпускников школ к родному селу, уменьшит отток молодёжи в города и даст новый импульс развитию национального языка в нашей республике.

    • Анонимно
      13.01.2018 12:37

      Предложение имеет право на жизнь. Можно не распылять средства и ресурсы, а использовать их там где есть потребность. Например создать этно—культурный бластер в Актанышском районе. Там есть политическая воля руководства,глубокие национальные традиции местного насиления, а если это подкрепить достойным финансированием то мы получим перспективу культурно—национального прорыва на основе развития языка и гомунитарной науки.

    • Ильдар Абый
      13.01.2018 16:53

      Потребность в открытии школ и изучении всех предметов на татарском языке есть. Особенно в деревнях, где с детства дети разговаривают именно на татарском. Любая информация будет быстрее пониматься именно на родном. Сам с таким сталкивался. Сначала приходится переводить с русского то, что говорят, потом уже осознавать полученную информацию.

  • Анонимно
    13.01.2018 13:21

    Абсолютно согласен с автором статьи. Развитие национальных школ-единственный путь развития татарского языка, что зависит во многом от воли и способностей чиновников. В этом и большая проблема.

  • Анонимно
    13.01.2018 13:24

    Спасибо, очень грамотно все разложено по полочкам, но чтобы сдвинуть с мертвой точки нужны: политическая воля руководства и лидеров татарского народа, если они вообще имеются и избавление от многовековой рабской психологии и невежества, которого очень много к сожалению у татарского населения. В плане меценатства с армянами мы и рядом не стоим, кроме спонсорства проведения сабантуев и строительства мечетей, которые в основном стоят полупустые и два раза в год собирается народ, больше в голове у татар глобальных идей нет.прошу пропустить мой коммент, мой субьективный анализ ситуации.

  • Анонимно
    13.01.2018 13:50

    Аллаһның рәхмәте яусын, Айрат, шундый төпле анализ һәм аргументлао өчен! Монда әйтәләр, невостребованны, биктә кирәк, әмма алар юк. Балаларны йя Мирныйдан, йя Проспектан икенче гимназияга өйртәбез. Бергенә сорау кала, ничек бу сүзләрне Президентка, җитәкчеләребезгә, татар гимназиялар директорларына ишеттерергә???
    Да вознаградит вас Всевышний, Айрат, за такой основательный анализ и аргументы. Здесь говорят, невостребованны, еще как востребованны. Возим детей то с Мирного, то с Проспекта во 2ую татарскую гимназию через весь город, очень тяжело. И не все могут себе это позволить. Остается только один вопрос :
    Что нужно сделать, чтобы это услышали Президент РТ, властьимущие, директора якобы татарских гимназий???
    Почему татары так слабы? Или они забыли какими были прежние богатые татары - Марджани, Апанаевы, Юсуповы, Юнусовы и пр. Которые постоянно просвещали свой народ и в 19 веке среди обычного населения грамотных татар было больше, чем грамотных русских, потому что грамотность была кодом нации, завещанием благословенного Пророка, который сказал: лучшими после пророков являются учёные. Где эти благотворители, которые имели целые магазины и лавки, доход от которых шел исключительно на благотворительность и просвещение. В наше время власть имущие учат детей заграницей и с репетиторами и строят себе местные швейцарии в Сабе, Менгере, Альметьевске и пр. И при этом единогласно голосуют за добровольность родного языка. Имейте совесть, депутаты, и волю, откройте в каждом районе современную татарскую (региональную) гимназию, сделацте хоть что-то для своего расчета перед Всевышним!!!

    • Анонимно
      13.01.2018 14:23

      Согласен с вами, крик души неравнодушного татарина.

    • Анонимно
      13.01.2018 16:18

      Странные вопросы вы задаёте: где они - Юсуповы, Юнусовы и т.д. Съездите в тот же Атнинский район, про который репортаж БО делал. И спросите там - где все эти люди, чьи ещё живые дома стоят...

      В Сибири, в томских болотах сгинули...

  • Анонимно
    13.01.2018 13:59

    Идеи есть. Просто нужно подготовленное пространство где их можно реализовать и средства. Много средств в Балтасях могут выделить на культурно—национальные цели. Ответ ясен. Просто наличие школ мало. Давайте выделять средства под генерацию и реализацию конкретных идей там где их можно реализовать, а потом распространим положительные результаты на всю республику.

    • Анонимно
      14.01.2018 20:18

      \\Много средств в Балтасях могут выделить на культурно—национальные цели. Ответ ясен. Просто наличие школ мало\\ - В райцентре Балтаси до сих пор нет ни одной татарской школы, хотя население там почти на 100 процентов татарское.

  • Анонимно
    13.01.2018 14:42

    Согласен на 100%. Все это можно организовать, хотя это нелегко. И время упущено. Мне кажется, что руководство республики все ещё не осознало, чо именно их политической воли недостает для этого.

  • Only forward
    13.01.2018 14:48

    Анализ, аргументы, экспертиза на высоте. У парня современный, сказал бы даже европейский взгляд на развитие языка. Вот такая плеяда молодых, может вывести национальное образование на новый качественный уровень.

    • Анонимно
      13.01.2018 19:10

      Вы сами читали те статьи на которые он ссылается? Или на слово ему поверили? А зря.. Его уже неоднократно ловили на "неточностях". Иногда он выдает желаемое за действительное!

  • Анонимно
    13.01.2018 15:33

    Автор не совсем верно передает аналогию. Пытается на примере каталанского языка и испанского вывести вероятный рецепт спасения татарского на фоне русского. Но, откровенно говоря, при всей разности каталанского и испанского это все-таки языки одной латинской группы - родственные, и не на столько далеко они друг от друга стоят. Разница между русским и татарским кардинальная, так как эти языки находятся не только в разных группах, но и вразных языковых семьях. То же самое можно сказать о необоснованности аналогии западно-фризского языка с голландским (они очень близки), валлонского и французского (по сути, валлонский - это диалект французского, его даже языком называть неправомерно). Это означает, что психологически перейти с одного языка на другой не сложно и при определенных усилиях такие языки могут начать развиваться. Когда я служил на Украине, я за две недели научился полностью понимать, а еще за две - даже разговаривать на украинском. И это было не сложно, учитывая высокую степень близости украинского с русским. Еще проще с белорусским. Иное дело, когда речь идет о далеких друг от друга языках, например, валлийского и английского. Кстати, не согласен с автором, что валлийский язык успешно развивается. В Уэльсе начался процесс развития валийского языка и во многом это было обусловлено политическим процессом - автономизацией Уэльса. НО все равно влияние валлийского языка в Уэльсе гораздо ниже, чем татарского в Татарстане, английский язык доминирует в Уэльсе тотально. Поэтому влияние татарского языка и впредь будет оставаться ограниченным. Русскоязычным татарам вернуться в татароязычную среду уже практически невозможно. И этот процесс будет расширяться, его уже не остановить.

    • Анонимно
      14.01.2018 20:46

      \\ В Уэльсе начался процесс развития валийского языка и во многом это было обусловлено политическим процессом - автономизацией Уэльса. НО все равно влияние валлийского языка в Уэльсе гораздо ниже, чем татарского в Татарстане...\\ - Британская радиовещательная корпорация (Би-Би-Си, между прочим, государственная компания!) начала вещание на валлийском языке еще в 30-е годы. В 1967 году Британский парламент принимает Закон о валлийском языке, согласно которому вводится на территории Уэльса вводится делопроизводство на этом региональном языке. Такое трудно представит в РФ. Три четверти татар страны живут за пределами Татарстана, но трудно себе представить, чтобы для них организовали федеральное радиовещание. Уже на сопредельных территориях никто не может принимать татарские программы из РТ. А уж представить, что Госдума РФ примет Закон о татарском языке, вообще, невозможно. В Великобритании нет автономизации, просто центральная власть сама передает максимум полномочий регионам, такой процесс называется деволюцией. К примеру, вопросы образования и здравоохранения целиком находятся в ведении самих регионов (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия). Деволюция дошла до такой степени, что у каждого региона есть национальные парламенты, правительства и региональные партии. Это британская демократия в действии, такое и представить невозможно в РФ. О валлийском языке и процессах вокруг него можно прочитать здесь:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/История_валлийского_языка#%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0

      • Анонимно
        15.01.2018 02:17

        Удивительный вы человек. Вы судите о положении валлийского языка из Википедии, а я - на том основании, что полгода прожил в Кардиффе. Что касается деволюции и автономизации - это термины, означающие по сути один и тот же процесс - усиление власти региона. Если у региона становится больше властных полномочий и больше самостоятельности, это означает, что он становится более автономным относительно центрального правительства, даже если он официально не имеет статус автономного региона. Вы же понимаете, что термины во многом используются по политическим соображениям, при том что разные термины по сути могут обозначать одно и то же, либо схожее явление. Теперь что касается вещания BBC на валлийском языке, начавшемся с 1930-х годов. А чему удивляться? Всесоюзное радио начало вещать на татарском языке еще в 1920-е годы. Не надо забывать, что радио - это важный инструмент пропаганды в довоенный период. И если вы хотите, чтобы ваши идеи овладевали массами, вы будете вещать даже на самых малораспространенных языках. Советское радио вещало даже на языках малочисленных народов Севера, но это нисколько не препятствовало процессу постепенной русификации этих народов. То же произошло и с валлийцами, чей язык в 1930-е годы было более распространенным, чем сейчас. Процесс усиления влияния валлийского языка начался в конце 1990-х годов, когда в Уэльсе была создана Национальная ассамблея - местный парламент с весьма ограниченными полномочиями. К настоящему времени этот процесс (расширение влияния валлийского языка) фактически приостановился. Не исключено, что он может возобновиться, если Уэльс продолжит двигаться по пути Шотландии. Но это маловероятно, так как Уэльс слишком сильно интегрирован в Британскую систему и уровень регионального самосознания здесь намного ниже, чем в той же Шотландии. Всплеск интереса к валлийскому в Уэльсе чем-то похож на аналогичный всплеск интереса к татарскому в нашей республике в начале и середине 1990-х годов. Общее и в том и в другом случае - интерес к местным языкам возрастал параллельно с усилением политического статуса этих регионов. Так что логика федеральной власти по ограничению влияния региональных языков по своему рациональна, так как рост интереса к местным языкам есть отражение соответствующих политических процессов (в данном случае я не даю оценку этому - хорошо или плохо, так как такая оценка во многом зависит от политических взглядов человека). Что касается британской демократии, то считать Британию образцом я бы не стал. Демократии там больше чем в России - это неоспоримый факт. Но в территориальном контексте Британия - это распадающееся государство, хотя этот процесс идет не обвально, а постепенно. Россия слишком централизованна и регионам явно не хватает полномочий. Но проблема в том, что ни та ни другая сторона не способна к самоограничениям. Если национальные республики начинают бороться за расширение полномочий, то рано или поздно это процесс, если его не остановить усилиями федерального центра, переходит в стадию политического сепаратизма, как это уже было в истории. И потом, смешно в контексте российских условий взаимоотношения между федеральным центром и регионами описывать как борьбу между автократами и демократами, так как в регионах правят бал такие же автократы, что и в Москве. С учетом этого я бы предпочел, чтобы больше власти было бы у Москвы, демократии ни в том ни в другом случае больше не станет, но страна хотя бы будет целой. Хуже всего жить при господстве сельских автократов в суверенном бантустане на пространстве 68 тысяч кв.км.

        Казанский татарин.

        • Анонимно
          15.01.2018 14:55

          \\Всесоюзное радио начало вещать на татарском языке еще в 1920-е годы\\ - Я подробно изучал историю радиовещания на татарском языке и могу сказать, что это откровенное вранье. Никогда всесоюзное радио не вещало на татарском языке, не делает этого и российское радио. Здесь в стране вещание на татарском языке всегда было только местное, исключительно в масштабах республики. А вот "Голос Америки" в 50 годах вещал по-татарски, Радио Свобода ("Азатлык" Радиосы) это делает с 1953 года по нынешнее время. Вы были в Уэльсе, а я трижды побывал в Шотландии, хорошо знаю их ситуацию, там борьба за независимость идет на полном серьезе. Первый раз в августе 1997 года мы, с группой татарских писателей, застали на центральной улице Эдинбурга пикет Национальной партии Шотландии, собиравшей подписи за независимость региона. Когда узнали, что мы из Татарстана, нам тоже великодушно разрешили поставить подписи. Кстати, с 1925 года существует и Партия Уэльса, которая активнее всех отстаивает языковые права валлийцев, не в последнюю очередь, стараниями этой партии идет восстановление валлийского языка и укрепление его статуса. Также в программе Партии Уэльса четко ставится цель достижения независимости региона. Британская демократия все это позволяет делать вполне легально. А как же иначе, невозможно представить, чтобы в Соединенном Королевстве отстаивали т.н. целостность государства репрессиями. Я все же вижу существенные различия, между тем, что там называют деволюцией и тем, что вы называете автономизацией. Деволюция это когда центр передает максимум полномочий регионам. У нас же, при формальной автономизации, центр, наоборот, отнимает у республик даже те куцые полномочия, которые у них остались со времен СССР. Так при ТАССР у республики были большие полномочия в сфере национального образования. Она реально отвечала и поддерживала татарскую школу во всех регионах страны. В Казани размещался Всесоюзный институт проблем национального образования, настолько был высок авторитет татар в этой области. Федеральный центр давно уже ликвидировал этот институт и повел широкое наступление на национальную школу. Ныне директивой Минобра РФ само название "татарская школа" поставлено под запрет. У вас все построено на передергиваниях. Первична демократия в Центре, ибо центральная автократия никогда не допустит демократии в отдельно взятом регионе. На то и создан клон КПСС, который называется "Единая Россия", а также огромный репрессивный аппарат. Что касается Шотландии, то Лондон, путем деволюции, передал региону все полномочия в сфере образования. Шотландские учебные заведения по праву считаются одними из лучших в мире. А Россия продолжит хождение по замкнутому кругу автократии.

    • Istorik
      15.01.2018 00:06

      Да, вы правы испанский и каталанский похожи. Поэтому в качестве примера приведен Уэльс, гэльский язык очень сложный и не похож на английский. Финский и шведский также не из одной языковой группы, но шведский язык финские ученики знают хорошо, так же, как и английский.

      • Анонимно
        15.01.2018 02:31

        Применительно к Финляндии. Там сейчас активно обсуждается вопрос отказа от обязательного изучения шведского языка. Нужно понимать, что финское двуязычие - это результат того, что Финляндия как политический организм создавалась во многом этническими шведами. Именно шведы (финские шведы) олицетворяли автономию Финляндии в составе России, так как элита этого княжества - это шведы, сами этнические финны преимущественно проживали в сельской зоне. Главный герой независимой Финляндии - Маннергейм - является этническим шведом. И до войны финские шведы играли важную роль в политической системе Финляндии. Однако в послевоенный период начал происходить активный процесс их ассимиляции в финской среде и сейчас влияние шведского компонента малозначительно. С потерей прежнего влияния финские шведы начинают терять свой статус. Именно по этой причине сейчас активно ставиться вопрос об отказе от обязательного изучения шведского языка. Так что демократия демократией, но статус того или иного языка (этнической группы) напрямую зависит от степени их влияния или признания исторических заслуг. Как только эти качества или заслуги начнут ставить под сомнение, это станет основанием для пересмотра статуса. И такой подход свойственен как демократическим обществам, так и авторитарным.

        Казанский татарин

        • Анонимно
          15.01.2018 14:59

          Пока это только ваши досужие домыслы, а мы ведем разговор о реальной языковой ситуации в Финляндии. Ваши "если бы, да кабы", только отвлекают от сути дела.

  • Анонимно
    13.01.2018 15:44

    Файрахманов: "Татарстан совместно с федеральным центром имеют полную возможность сдачи ЕГЭ на татарском языке с сохранением всех критериев конфиденциальности – имеется соответствующая инфраструктура, методисты, квалифицированный переводческий корпус. Готов даже соответствующий законопроект. Нужна только политическая воля и искусство дипломатии."

    В теории все это верно, но на практике никто не доверит Татарстану проводить ЕГЭ на татарском. Почему? Возникает вопрос: кто будет проверять работы и оценивать их? Естественно, по понятным причинам, это будут татарстанские учителя. А они де-факто будут находиться под всесторонним контролем татарстанской власти (в силу места проживания, работы и других факторов). И это уже почва для фальсификаций результатов ЕГЭ. Татароязычные ученики будут демонстрировать прекрасные результаты по ЕГЭ, даже если на практике это будет не так. Москва не сможет влиять на этот процесс. А учитывая нашу практику фальсифицировать выборы, а также острое желание усилить роль татарского языка, можно со сторопроцентной уверенностью гарантировать наличие фальсификаций при сдаче ЕГЭ на татарском языке. Это будут делать даже для того, чтобы повысить престиж сдачи ЕГЭ на татарском. Ведь ни для кого не секрет, что в русскоязычных школах Татарстана очень легко заработать "пятерку" на уроке по татарскому языку, имея при этом реальные знания на "тройку". Учителя стараются делать максимальные послабления. А это уже есть проявление фальсификации, хотя бы из благих побуждений. А вот заработать "пятерку" по физике или русскому языку гораздо сложнее.

    • Анонимно
      13.01.2018 16:21

      Да пусть сдают ЕГЭ на татарском языке. Просто и документы о сдаче ЕГЭ надо выдавать на татарском языке.

      И пусть каждый ВУЗ сам решает, кого принимать на учебу - нормальных абитуриентов с обычными аттестатами на русском языке, или представителей коренных национальностей с аттестатами на их коренных национальных языках.

    • Istorik
      15.01.2018 00:10

      Есть такой институт в Москве- называется ФИПИ, он создает КИМы для ЕГЭ и это процесс находится под жесточайшим контролем. ЧТо мешает создать там переводческий отдел, который переведет все КИМы очень быстро? Кадры есть.

      • Анонимно
        15.01.2018 01:32

        Ну да, кадры есть, только вы имеете в виду именно татарстанские кадры.

  • Аглиуллина
    13.01.2018 16:54

    Нужно все - и Сабантуи проводить, и другие татарские обряды. Пусть в качестве развлечения, но оно должно быть, иначе так и корни забыть недолго.

    • Анонимно
      13.01.2018 21:32

      Аглиуллина! Вы опять летаете в облаках.Или еще не выросли. Говорите ,кто именно и на какие средства будут это все проводить? Может вам нужен такой Сабантуй , когда танцевали полуголые девицы и гоняли на квадрациклах. Как в одном из Сабантуев в Татарстане.

  • Анонимно
    13.01.2018 18:09

    Новое это хорошо забытое старое.Поступал я в институт в середине шестидесятых.и было тогда понятие "национальный кадр".Сейчас насочиняли много сказок о великих просветителях в эпоху царизма или повальной гнрамотности в те дальние годы.Не застал я того время и поэтому пишу о том что видел своими глазами.В деревнях было много национальных школ и в институту приезжали люди практически не говорящие по русски.Так вот чтоб напитать глубинку специалистами и выращивали национальные кадры.Экзамены им разрешалось сдавать на татарском.Как вступительные так и потом.Но книги то в институте были на русском.Короче в основной массе качество специалистов получалось низкое.Были конечно самородки но основная масса серая.После института они обычно получали направление туда откуда и приехали.Но это было возможно полвека назад.А сейчас информация в мире устаревает за пятилетку.Ну и кому будут нужны специалисты уровня прошлого века .Не зря сейчас английский язык с 2020 года будет обязательным экзаменом в школе.Смотреть надо вперёд а не назад.Да и заграницу надо ставить в пример с осторожностью.В те времена когда у них королей избирал парламент и существовали банки у нас большинство народа набегами на соседей развлекалось.

    • Анонимно
      14.01.2018 21:02

      \\Сейчас насочиняли много сказок о великих просветителях в эпоху царизма или повальной грамотности в те дальние годы\\ - Как это "насочиняли"? Вот выдержка из исследований В.И.Ленина, которые называются "Тетради по империализму и написаны в 1913 году. Между прочим, они основаны на официальной статистике Российской империи того времени:
      "Татарами-мусульманами севера, из района Волги (ногайцы) и Западной Сибири, вносится панисламистская агитация в спокойную в этом отношении среду мусульманских сартов и киргизов. Эти татарские интеллигенты в литературном и политическом отношении принадлежат теперь к передовым элементам ислама, к его самым энергичным и влиятельным приверженцам. прежде всего им обязан ислам своим внутренним и внешним усилением и своим культурным ростом. В 1880 в России насчитывалось 11 млн. мусульман, вся их печатная литература состояла из 7-8 книг; у них была одна типография, 4 вождя и 12 человек с высшим образованием, в том числе 1, который учился в Западной Европе. В 1910 г. их было уже 20 млн.; они имели свыше 1000 печатных книг, 14 типографий и 16 периодических изданий, 200 человек, получивших высшее образование в России, и 20 - в Западной Европе, около 100 литераторов, 6 высших и 5000 низших школ, 37 благотворительных учреждений, 3 небольших банка и 3 сельских банка. 1) Именно это великое «мусульманское» движение, которое захватило и такие племена, как вотяки, черемисы, чуваши, было исследовано в одной работе... 2) особенно в области школьного и просветительного дела. За последние 10 лет мусульманское население России сильно развилось в культурном отношении: у казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; У православных - одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое. Если это культурное превосходство и жизнеспособность ведут к более легкой ассимиляции инородцев, как христиан, так и язычников, с татарами-магометанами, то сейчас последние очень обеспокоены поддерживаемой Думой националистической школьной политикой правительства» (язык обучения!) «и склоняются к тому, чтобы стать менее податливыми и примкнуть к возмущению, охватывающему сейчас весь магометанский мир, и готовы искать опоры у магометан Китая и Индии. Связь с мусульманским населением Туркестана создается при этом сама собой; и действительно, с север а к ним уже вносится панисламистская смута. Русское правительство боится этого проникновения татарских приверженцев ислама и по возможности не пускает их в Туркестан".
      В.И.Ленин, ПСС, т.28, сс. 513-515.

    • Анонимно
      10.11.2018 23:36

      После татарской школы поступила в медучилище..Как трудно было учиться ! Понимать понимали что говорит преподаватель..а самим составлять предложения на русском было мучительно трудно..Не поддерживаю тех. кто агитирует " татаризацию "..

  • Анонимно
    13.01.2018 19:01

    Ему надо показывать свою работу. А работа его - говорить. А то прикроют лавочку и без работы останется.

  • Анонимно
    13.01.2018 20:09

    Может пора определиться: деньги (инвестиции) и квалифицированные кадры или татарский язык "для всех"?

    • Анонимно
      14.01.2018 11:46

      А кто Вам сказал, что деньги и квалифицированные кадры прибудут, если он станет "не для всех"? Сольют и всё.

  • Анонимно
    13.01.2018 20:22

    Айрат, ответь честно на эти вопросы:

    1) Для того, чтобы экспериментировать, нужно иметь квалифицированных татаро-язычных лингвистов?

    2) Кто, кроме выпускников сельских школ идет в институты на "татарскую лингвистику"?

    3) Какие заметные научные работы (открытия) в гуманитарной сфере были выполнены татарами за последние 15 лет?

    4) Назовите хотя бы пару татарских научных школ в гуманитарной сфере, признанных в научном мире, т.е. не "придворных деятелей".

    • Анонимно
      13.01.2018 20:40

      20.22
      А вы ответьте честно

      Сколько усилий и ресурсов выдплялось на татарский язык и на те языки - на которые получались максимально положительные ответы

      • Анонимно
        13.01.2018 21:07

        А может "не в коня корм"?

        По поводу усилий и ресурсов...

        Привести пример?

        Проект по обучению татарскому языку «Анна теле» осуществляется в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Проект реализуется совместно с компанией EF Education First (соглашение подписано в августе 2012 года). Доступ к онлайн-школе обучения татарскому языку возможен 24 часа в сутки из любой точки мира. Образовательная программа бесплатна для всех желающих изучать татарский язык, как в России, так и за рубежом. Онлайн-школа обучения татарскому языку «Ана Теле» разработана совместно с высококвалифицированными филологами, и преподавателями - практиками Татарстана и компанией EF Education First.


        Республиканская экспертная комиссия:
        В целях проведения объективной внешней оценки результативности информационной образовательной системы дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле» и оказания практической помощи рабочей группе в процессе апробации данного проекта приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан утвержден состав республиканской экспертной комиссии.

        В нее вошли: председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Валеев Разиль Исмагилович, директор института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан Миннуллин Ким Мугаллимович, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Закиров Ринат Зиннурович, председатель Союза писателей Республики Татарстан Курбанов Рафис Харисович и другие. Всего 20 человек.
        (http://www.tatarlar-europe.eu/index.php/glavnaya/item/316-стартовал-проект-по-онлайн-обучению-татарскому-языку-ана-теле )

        • Равил абый
          13.01.2018 21:35

          21:07
          Ресурсы, выделяемые на развитие татарского языка должны быть из федерального бюджета.
          Миллионы татар живут за пределами Татарстана. Татарстан их вторая Родина, защитник их родного языка и культуры. Они граждане РФ, тоже платят налоги, это их нефть, газ, руда, добываемая там, где они живут. Все проекты по изучению, развитию татарского языка и культуры должны финансироваться из бюджета РФ.

          • Анонимно
            13.01.2018 21:58

            Оставьте в покое федералов, пусть найдут деньги хотя бы на пенсии.

            В регионах даже на бесплатные курсы мало желающих ходить.

            Хватит осваивать бюджеты, займитесь реальными делами!

          • Анонимно
            13.01.2018 22:04

            Нужно поднимать уровень жизни и медицину . А с языком и сыт и здоров не будешь. И остальных татар России тоже интересует этот вопрос.

          • Анонимно
            14.01.2018 18:20

            Вы наивный. Вы всерьез полагаете, что татары, живущие за пределами Татарстана, все время думают об исторической родине и воспринимают ее как вторую Родину? Есть, конечно, такие, но большинство в целом равнодушно. Те, кто общается с Татарстаном, смотрят на него в основном в контексте утилитарных интересов. Большинство татар, проживающих за пределами Татарстана, не воспринимают себя частью нашего общества. Аналогичное отношение и к татарскому языку.

    • Анонимно
      14.01.2018 14:30

      Отвечу, хоть я и не Айрат:
      1. С чего вы решили, что нет квалифицированных татарских лингвистов?
      2. На татарскую лингвистику идут не только выпускники сельских школ, это факт запросите данные факультета. И еще, с какого это времени выпускники сельских школ стали вторым сортом?
      3. А вы возьмите все открытия по стране во всех сферах, а не только гуманитарной и посмотрите, какой процент среди этих ученых татар, вот после этого можно и поговорить)
      4. А кто эти школы давал создавать или развивать? Язык только только стал выходить на дорогу развития, а не восстановления. После почти целого века гнобления, только стали появляться прогрессивные кадры, говорящие и главное мыслящие на татарском языке. Десятилетиями политика русификации истребляла язык то меняя алфавит, то запрещая изучения и даже общение на родном языке, и за последние 20 лет, татарский только начал выходить на уровень живого по-настоящему живого а не бытового языка

    • Istorik
      15.01.2018 11:54

      1) не обязательно
      2) я знаю много казанских и челнинсикх ребят, которые делают сейчас прекрасные проекты на татарском, которые закончили татфак.
      3) для чего этот вопрос - не понимаю . В целом в российской гуманитарной науке нет особых прорывных открытий

  • Rezeda
    13.01.2018 20:44

    Мой сосед сейчас вспомнил, как в советское время
    по "национальной квоте" принимали вне конкурса в ВУЗы абитуриентов из бывших республик СССР.

    В Ленинграде (80-е годы) месте с ним на курсе таких училось несколько десятков! Все были "блатные", некоторым пришли поздравительные телеграммы из ЦК ВЛКСМ республик :)
    Из них только 1 человек учился и закончил ВУЗ без троек (казах из алма-атинской интеллигентной семьи).

    Остальные были счастливы получить зачет и тройку по любому предмету. Был даже один школьный медалист, который с первой же четверти стал троечником и еле-еле закончил институт.


    Айрат, может не нужно танцевать на граблях???


    • Анонимно
      13.01.2018 21:05

      Ваши грабли в вашем сарае.
      При чем тут Татарский язык?

    • Анонимно
      14.01.2018 06:47

      Резеда
      Сейчас примерно такое же творится в Лондоне, где учатся дети патриотов.
      По денежной квоте - которая намного больше зарплат их отцов чиновников.

      И это не повод отменять российский язык?

      И почему Вы доверяя управлять государством, боитесь доверить управление одной школой?

      • Анонимно
        14.01.2018 20:14

        Вы явно не в теме :)
        Я знаю несколько родителей, чьи дети учатся в Англии.
        Их детки сначала учились в элитных д/с и начальных школах, их облизывали учителя, каждого индивидуально пестовали. Они знают несколько языков и хорошо знают школьную программу общеобразовательной школы.

        Доверить управление даже одной детской школой дилетанту нельзя!
        Пусть экспериментирует на лабораторных мышках и лягушках.

    • Istorik
      15.01.2018 11:56

      вопросы не по адресу. Перечитайте статью, я совсем о других вещах говорю.
      Никакой речи о квотах в ВУЗы по нац признаку - нет

      • Анонимно
        15.01.2018 15:02

        Эта публика всегда любит все передергивать и уводить разговор в сторону.

  • Азат Д
    13.01.2018 21:31


    Депутат с Госсовета, и с Госдумы, за которых голосовал Файзрахманов, что говорят по поводу языкового вопроса? Ведь они принимают законы по которым мы живём. Он к ним обращался с этим вопросом? А что говорит партия за которую он голосовал? Он обращался в общественную палату РТ. А то только высказываются частные единичные мнения
    И вообще, к кому он обращается? К кому направлен его посыл?


    • Анонимно
      13.01.2018 21:44

      Азат опять на коня вскочил. Вы хоть сначала прочитайте что он написал.

    • Анонимно
      13.01.2018 21:52

      А Вы за кого голосовали?
      Куда обращались?
      Какой у вас посыл?
      Какой посыл этого коммента?

      • Азат Д
        13.01.2018 22:28


        Мой посыл, идти по законному пути, а не раскачивать общество, прикрываясь народом.
        У нас как обычно, принято кривыми путями идти, то стращать, то подмазываться. Тошно смотреть.



        • Анонимно
          14.01.2018 02:19

          Мой посыл, идти по законному пути, а не раскачивать общество, прикрываясь народом.
          У нас как обычно, принято кривыми путями идти, то стращать, то подмазываться. Тошно смотреть.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/369357


          "Закон -тайга, медведь-прокурор".)))) Русский народный юмор.

          • Азат Д
            14.01.2018 10:59


            Вот и смешки пошли.
            А что тогда от важности щёки надуваете? что то там говорите, если боитесь. Народ пытаетесь, раскачать, подставить.

        • Анонимно
          14.01.2018 09:12

          Какие кривые пути нашли у Айрата? Кого он стращает, к кому примазывается

    • Istorik
      15.01.2018 11:58

      Спасибо за совет. В Мин-во образования концепция отправлена. В общественную палату - нет. К сожалению там нет профильного направления, но отправить стоит.
      В Госсовет - да, стоит отправить.
      Однако. нужны еще мнения, экспертные рекомендации. Дополнения, исправления.

  • Анонимно
    13.01.2018 21:51

    Согласен с автором. Татарский язык и обучение на нем в школе надо сделать привлекательным. Это значит разместить татарские школы в лучших учебных зданиях во всех районах города. Обеспечить лучшим учебным оборудованием и материалами, укомплектовать заинтересованными и квалифицированными учителями. В школах должна быть татарская языковая среда. Не достаточно языковой подготовки на уровне бытового разговора. Татарский язык и музыка должны звучать в общественных местах. (Сегодня в парке Горького гулял под английские песни, такое ощущение, что мы уже оккупированы, скоро и русский язык выдавят...) В плане методики восстановление языка- яркий пример Израиль, где книжный язык иврит за последние 70 лет стал языком общения.

    • Анонимно
      13.01.2018 22:04

      Знания транслируют люди, а не здания!

      Чтобы создать языковую школу, в первую очередь нужны не деньги а мозги!

  • Анонимно
    13.01.2018 22:21

    Нужно татарские школы делать современными. Как автор и сказал, убирать из них этнокультурный компонент. Сделайте современную школу безо всяких этнических элементов, типа, тюбетеек и калфаков на первоклассниках. Сделайте школы, которые будут учить детей по современным методологиям, давать качественные знания, а не в угоду моде, или желанию отдельных людей, делать акцент на татарскость, на колорит. Сделайте школы, в которых преподают на татарском, конкурентноспособными школам с преподаванием на русском. Добейтесь, чтобы в олимпиадах по математике, физике, химии побеждали школьники, которые обучаются на татарском. А пока видится, что татарские школы все больше отдаляются от реальности современного мира.
    Честно слово, пока все это выглядит как деревня, привезенная в город.

    • Анонимно
      13.01.2018 23:42

      "Добейтесь, чтобы в олимпиадах по математике, физике, химии побеждали школьники, которые обучаются на татарском..."

      Как вы собираетесь этого добиться?
      Увольнять учителей, которые осмелятся поставить тройки татарам или не дадут им призовые места?

    • Анонимно
      14.01.2018 06:54

      Такие школы уже были
      Татаро- турецкие лицеи.
      Школьник закончивший такую школу - знал 4 языка и был на 3-4 головы выше чем общеученик из общешколы.

      Их насильно закрыли и задолго до русско - турецких обид

      так как на их фоне было ярко видно различие в качестве знаний по сравнению с русско-российскими школами

      и стали массово формироваться умные люди - которые могли работать везде.

      Кстати когда в Казахстане год назад Эрдоган приехал с огромной просьбой закрыть эти лицеи.

      Их не закрыли -переименовали просто- так как умные люди там нужны.

  • Анонимно
    14.01.2018 00:00

    "..В 1990-е годы Татарстан частично смог возродить в своих городах татарскую школу, и сегодня мы видим молодое поколение горожан, отучившихся в национальных гимназиях и хорошо знающих свой родной язык, культуру, историю. При этом перестроиться на русский язык в вузе таким выпускникам не составляло большого труда, к тому же появлялось высшее образование на татарском языке..."

    Ну и где эта новая татарская интеллигенция?
    Чем и в каких областях отличились "новые татары"?
    Чиновничья номенклатура не имеет языковой отличительной особенности!!!

  • Анонимно
    14.01.2018 10:06

    попытка создать в Казани одну (!) новую школу с татарским языком обучения натолкнулась на сопротивление комитета русскоязычных родителей и потерпела фиаско.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/369357
    Айрат, подробнее об этом сопротивлении комитета русскоязычных родителей, какие мотивы были у этих родителей. Комитет русязычных решает. быть или не быть татарской школе. .Не потерпят ли фиаско и в будущем такие попытки.
    И не рухнут ли планы по открытию татшкол после ответа руководства Республики : "акча юк".

  • Анонимно
    14.01.2018 12:19

    Полностью согласна с автором. Сохранить язык только в семье НЕВОЗМОЖНО, так как ребенок, выходя из дома, попадает в среду, где русский язык является доминирующим. Сейчас уже и в татарских школах обучение ведется на русском, так как детей берут по прописке. И так получается, что в 1 классе татарской гимназии, где учится мой старший сын, 50% детей - русскоязычные. Поэтому учебный процесс ведется на русском языке. Не это ли ущемление наших прав??? И очень обидно, что даже в татарской школе мы не можем создать для детей татарскую среду.

  • Анонимно
    14.01.2018 13:33

    Согласен, что ни 2 урока татарского, ни 10 в неделю не способствуют тому, чтобы дети заговорили на татарском. Нужна среда, а среда появиться только при обучении на родном языке. В татарских классах дети общаться исключительно по русским. О том, что после введения ЕГЭ на русском языке массово закрылись татарские школы не верно. (ЕГЭ с 2007 года по-моему ввели) Сын закончил татарский садик в 2005 году. Для меня был шок, когда узнал, что обучение в Челнах даже в татарских гимназиях перевели на русский язык. Отдал в татарскую группу в школе, предметы все по русски соответственно, через несколько лет весь класс уже общался только по русски...Неужели в так называемых татарских школах нельзя хотя бы часть предметов преподавать по татарски, по которым нет ЕГЭ. И языковая среда сохранилась бы и проблем бы не было с выпускными. Мне кажется или мозгов нет у нашей верхушки, или желания, или не те люди сидят там, или просто планомерно специально уничтожают таким образом язык...

  • Анонимно
    15.01.2018 00:20

    Чтобы остановить вымирание языка, нужно привить людям желание его использовать, убедить их, что это необходимо, рассуждает Головко. "Но даже если государство поставит своей целью реализовать эти меры и они будут исполнены, это не гарантирует успеха, того, что язык сохранится. Так может произойти только при пропаганде культурной ценности языка, остальных традиционных культурных практик. Недопустимы пренебрежительное отношение к языкам, рассуждения о том, что они никому не нужны", – говорит он.
    https://www.svoboda.org/a/28967086.html

  • Анонимно
    15.01.2018 00:23

    Сам язык – это могучий идентифицирующий фактор, который помогает людям чувствовать, чем они отличаются друг от друга. И это тормозит полное исчезновение языков. "Государство на уровне языковой политики должно поддерживать желание к локальной самоидентификации", – считает Головко.
    https://www.svoboda.org/a/28967086.html

  • Анонимно
    15.01.2018 00:28

    Валахов уверен, что политика местных властей "значимого негативного влияния на языки не оказывает". По его мнению, снижение частоты использования тех или иных языков связано с процессами, которые длятся уже около двух веков: это увеличение городского населения, глобализация, закрепление за русским языком статуса государственного. Сейчас перед властями стоит задача – поддерживать развитие языков малых народов, вводить преподавание и внедрять в повседневную жизнь, уверен Головко. Государство должно последовательно, на протяжении многих лет проводить комплексную политику на использование языков, как это произошло, например, в Израиле.
    https://www.svoboda.org/a/28967086.html

  • Анонимно
    15.01.2018 10:45

    Во всяком случае, язык не является главным маркером сепаратизма.
    Вы так думаете, а кто то, от кого зависит , те так видимо не думают?! Может и так, но лучше по ихнему , никак, то есть стопроцентно обезопасить любые поползновения к сепаратизму, предположительно так должно быть?! Но есть разница с перечисленными народами, если они компактно сосредоточены в определённом регионе , то фантазии разные могут происходить, татары же в большинстве своём проживают за пределами республики! Тогда нужно стараться учить всех татар независимо от места проживания, а они, как видно не желают съезжаться в одно место, им вся страна родная. В этом случае , действительно , никаких предпосылок к побуждению сепаратизма не может исходить ни морально, ни физически.Наверное ,это должны понять!

  • Анонимно
    16.01.2018 00:54

    Внимательно прочитал статью Айрата, в принципе согласен. Но не опоздали ли мы с открытием татарских школ нового формата?

    В свою очередь, если смогут открыть новую татароязычную школу, и если качество образование будет на хорошем уровне, будут профессиональные педагоги, то отдам туда своего ребенка. И буду всячески поддерживать такой проект.

    • Istorik
      18.01.2018 03:02

      нет, я считаю, не опоздали. В самый раз.

      Были народы, язык которых был в гораздо худшем состоянии, но они восстановили утраченные позиции именно за счет школы

  • Анонимно
    16.01.2018 01:07

    Все топовые школы в Казани - русскоязычные, татароязычные школы отстают, да их практически и не осталось. Долго выбирали школу для ребенка, но в итоге так получилось, что переехали зарубеж. Сейчас ребенок обучается на иностранном языке, а дома разговариваем только на татарском. Но сложно сохранить язык только в семье, основной фактор - среда. Как бы мы не старались, ребенок чаще говорит на иностранном.

    Такая же проблема и в Казани, невозможно сохранить язык только в семье, обязательно нужна языковая среда. Поэтому срочно нужно открывать татароязычные школы хорошего уровня.

  • Анонимно
    16.01.2018 08:47

    Заказчиком образования является государство - именно оно устанавливает содержание образовательных программ, критерии экзаменов. И гос-во заинтересовано, в первую очередь, в развитии русского языка и воспитании конкурентных молодых специалистов, мыслящих на русском, ну или почти как русскоязычные. Вот и все.
    Так что, в очередной раз "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

    • Istorik
      18.01.2018 03:00

      Российское государство очень разное и в этом ее богатство. Русский язык не единственный язык коммуникации, не единственный , который имеет статус государственного языка.

      А чем российскому государству мешает молодые специалисты, мыслящие на татарском? Что татарский язык - не конкурентный, на нем мало ценной информации, на нем нет науки, думаете? Глубоко ошибаетесь

  • Анонимно
    16.01.2018 16:42

    все школы несут в себе национальный отпечаток.
    Если преподаешь на русском - значит школа русская. И потом еще удивляются, как так молодежь не говорит на татарском?!

    • Анонимно
      16.01.2018 22:44

      Это значит ещё, что школа государственная. Российская государственная школа, поскольку государство называется Россией.

      • Istorik
        18.01.2018 02:57

        В российской государственной школе обучение может вестись на разных яызках, это конституционной право , и право прописанное в федеральном законе об образовании
        Россия это и Татарстан, И Дагестан, и Саха , со своим мнонациональным наслением.
        Выбор языка обучения зависит от выбора родителей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль