Культура 
29.10.2016

Мнир Соколов: «Стремление к чистоте истоков языка и татарской песни играет злую шутку...»

О том, почему Хайдар Бигичев, Салават и Филюс Кагиров — это не эстрадные певцы. Часть 5-я

«БИЗНЕС Online» продолжает цикл публикаций известных музыкальных деятелей, которые рассуждают о проблемах современной татарской эстрады. Заслуженный артист России, народный артист Татарстана, профессор Мнир Соколов дает свой рецепт выхода из кризиса популярного жанра и объясняет, что татарским исполнителям нужно переплавить свою национальную специфику переплавить в мировые жанры эстрадного искусства. Но, чтобы это звучало органично и не выглядело вычурным китчем.

Мнир Соколов Мнир Соколов Фото из личного архива Мнира Соколова

«ТАТАРСКАЯ ПЕСНЯ МНЕ ТАК И НЕ ДАЛАСЬ»

Сегодня много пишут об эстрадной песне в Татарстане. Я и сам прошел через все это. Считаясь русскоязычным вокалистом, мне, естественно, хотелось петь и на родном языке, ведь я и приехал в Казань из-за того, что считаю татарскую песню родной, своей и очень ее люблю. Я начал с подражания Ильгаму Шакирову и никогда не думал, что буду знаком с ним и впоследствии он мне подарит календарь со своим портретом, напишет мне слова дружбы и признательности. Вот этому гиганту я и пытался подражать: что-то получалось, что-то нет. Но потом бросил это бесполезное дело, Ильгам Шакиров может быть только один.

Я искал новые формы, но ни тембр, ни голосовые данные меня не спасали — зритель не воспринимал меня как татарского певца. Я ничего не понимал: Бог одарил меня всем — и музыкальностью, и внешними данными, и силой голоса, и тембром, я получил хорошую вокальную школу у лучшего педагога консерватории, но татарская песня мне не давалась.

Хотя когда я записал романс Рустема Яхина, он сам лично позвонил мне и сказал, что это лучшая запись из тех, что он слышал. Я, конечно, был польщен, продолжал работать, но успеха у зрителя и слушателя завоевать так и не удалось. Я пробовал новые аранжировки, которые были оригинальны и в музыкальном отношении безупречны, но зрителю это оказалось ненужным. Ни новых созвучий, ни моих экспериментов зритель не понимал, и все мои поиски были ему чужды. Я стал осознавать, что в татарской песенной эстраде чем примитивнее, чем несовершеннее звучание, тем лучше. Чем хуже, тем лучше — с горловыми призвуками или неточной интонацией, которая очень часто бывает у татарских исполнителей. Все это меня успокоило, и, в конце концов, я бросил это безнадежное дело.

Так я и превратился в русскоязычного вокалиста, татарская песня так мне и не далась.

Да, ради успеха можно было пойти на компромисс, да и материальная заинтересованность для артиста многое значит. Вспоминаю один случай: как-то случайно попал на сольный концерт известного и очень популярного эстрадного певца Татарстана, любимца публики. Мне стало любопытно, и я решил посмотреть. Полный зал народа. Многие с цветами. И вот начинается концерт... Выходит звезда непонятной, семенящей походкой, невзрачный, в помятом костюме и нечищеной обуви, глаза в пол, весь какой-то растерянный, руки висят, как плети. Глаза так в пол и уставились. Музыканты, видимо собранные перед концертом за неделю, переговариваются, заиграли вступление, звезда начинает петь, а глаза на протяжении всей песни так и не поднял. Я сижу, ничего не понимаю, думаю про себя: это же полный провал. И вот заканчивается песня, и зал словно взорвало от аплодисментов. И очередь, очередь бабушек в платочках с цветами. Я сижу растерянный, ничего не понимаю. Оглядываюсь по сторонам — сияющие, благодарные лица. За что? За что? Ничего не понимаю. Ни голоса, ни харизмы, ни внешности, ни артистизма — за что? Так ничего и не поняв, разрушенный этой загадкой, я больше не занимался татарской песней. Правда, утешает то обстоятельство, что и Рината Ибрагимова не поняли в родном Татарстане, хотя голос и тембр голоса у него мирового значения и уровня.

«ТАТАРСКУЮ ПЕСНЮ НАДО БЫЛО СОХРАНИТЬ ВО ВСЕЙ ЕЕ ЧИСТОТЕ И КРАСОТЕ»

Мне нравится, что началась полемика по поводу проблем в эстрадном исполнительстве именно татарской песни. Эти проблемы назрели уже давно. Правда, в этом застое была своя логика и свое положительное начало. Татарскую песню, так же как и татарский язык, надо было сохранить во всей ее чистоте, во всей ее незамутненности и красоте, без примесей и ненужных соединений. Как родник с чистой водой. Поэтому народ, во многом бессознательно, на интуитивном уровне не допускал никаких новшеств и изменений, и это было хорошо для определенного времени!

Время стремительно меняется, и вот уже Татарстан из национальной окраины превращается в мощную республику со своим президентом, со своим парламентом и правительством, с красивейшей столицей, которую по праву можно назвать третьей столицей России, с нашей прекрасной Казанью — жемчужиной Татарстана. По-хорошему тщеславное руководство Татарстана думает о дальнейшем развитии республики, о дальнейшем развитии общества, татарского языка, культуры вообще и, в частности, о татарской эстраде и татарской эстрадной песне. Эти проблемы обсуждаются на самом высоком уровне и выносятся на суд общества. И значение этого обсуждения трудно переоценить, ведь проблем действительно много.

Читая комментарии, убеждаешься, что и простые люди заинтересованы в том, чтобы наша эстрада занимала самое почетное место. Но в пылу полемики просматривается еще одна проблема, о которой еще не было сказано.

Прежде чем говорить о том, что нужно делать, нужно определиться с понятием, что же такое эстрадная песня, что это за явление, точно определиться и разделить ее по жанрам.

Проблема в том, что многие не знают и не понимают, что же такое эстрадное исполнительское искусство вообще и песенное в частности, что это за исполнители песен, которые выходят на эстраду, в чем их особенность и различие? Даже так называемые профессиональные исполнители все время путаются в этих «трех соснах».

Допустим, с классической, академической манерой исполнения или народной (фольклорной) манерой исполнения пения, и, наконец, эстрадные исполнители песен, где специфика эстрадного исполнителя очень важна, многообразна и во многом зависит от интеллекта, от качества звука, стиля, манеры и индивидуальных особенностей.

Если с академической манерой пения все ясно, и многие понимают, что это такое (а в советское время только такое пение считалось профессиональным и достойным, все остальное вычеркивалось и считалось самодеятельностью, сейчас же все изменилось, и эстрадная песня по праву занимает свое место), то с эстрадой не все так просто и однозначно, как мы видим, она рождает множество проблем.

«Я НЕ ГОВОРЮ, ЧТО САЛАВАТ — ЭТО ПЛОХО...»

В принципе, в России вся эстрадная песня отстала от западной лет на 50. В Татарстане эта отсталость более заметна, особенно если это касается национальных особенностей, о которых я говорил выше. У нас, к сожалению, все свалено в кучу — оперные исполнители с академической манерой пения почему-то считаются эстрадными певцами, певцы явно фольклорного народного направления также зачастую считаются эстрадными вокалистами. Так, к примеру, Хайдар Бигичев, о котором говорят много хорошего, никогда не был эстрадным певцом. Под словом «эстрадный» я подразумеваю манеру и стиль исполнения. Бигичев — это оперный вокалист, с оперной манерой и школой исполнения, ну в крайнем случае его можно было бы назвать с натяжкой фольклорным, талантливый исполнитель, который с блеском пел народные песни в своей полуклассической манере.

Другой полюс — Хамдуна Тимергалеева. Она не может входить в разряд эстрадных певцов, она хорошая фольклорная певица с народной манерой и харизмой исполнения. И какие бы наряды и ботфорты, присущие эстрадной певице, она ни надевала, выходя на сцену, она останется фольклорной певицей с присущей ей народной манерой. Так же как Ильгам Шакиров, Рафаэль Ильясов и другие. То же самое происходит и с певцами сегодняшнего дня. Салават со своим неповторимым лицом на татарской сцене тоже не эстрадный вокалист, в специфическом смысле этого слова, он все же ближе к фольклорной манере исполнения.

Но я не говорю, что это плохо, очень хорошо, что есть такой певец, талантливый и со своей харизмой, довольно своеобразный. Плохо то, что каждый второй сегодня — это Салават, и таких Салаватов сотни. Это говорит о том, что манера такого исполнения проста и легко повторима. А я говорю о неповторимости и оригинальности эстрадного исполнения.

Вот и современные новоиспеченные вокалисты — Филюс Кагиров, Илюса Хузина, Гульнора Гатина, Артур Исламов — могут выходить на сцену, обладая красивыми голосами, но эстрадными вокалистами их называть нельзя или можно, но только с большой натяжкой. Границы в искусстве, как правило, часто бывают размыты, но как бы то ни было эстрадная песня — это нечто другое, в этом и есть ее сложная специфика. Они не должны мелькать среди эстрадных вокалистов, это оперные исполнители с академической манерой пения. И несмотря на то, что они могут петь и поют эстрадные песни, это еще не говорит о том, что они эстрадные певцы. В широком и основном смысле этого слова. А речь, как я понимаю, идет как раз о татарской эстрадной песне. Такая путаница повсюду. Не знаю, хорошо ли это для искусства.

Не нужно валить все в одну кучу, нужно четко представлять, что есть татарская песня, что есть фольклор, что такое манера и стиль исполнения. Конечно же, все это довольно условно и границы размыты, но не до такой степени, как мы это видим у нас.

Вся эта неразбериха в жанрах, в голосовом материале говорит о неразберихе и слабом представлении людей о тембре, стиле и жанрах, то есть об общей музыкальной культуре населения и его восприятия такого загадочного эстрадно-певческого жанра и его исполнителей. И вот это стремление к чистоте истоков языка и татарской песни уже играет злую шутку в развитии эстрадного исполнительства, его высокого мастерства на татарской сцене. Консерватизм так проник во все поры нашей жизни, что новое, креативное сегодня воспринимается в штыки, что является настоящим тормозом для развития.

Сегодня само население не готово воспринимать новшества в татарской эстрадной песне, но при этом я не говорю, что всю татарскую песню надо превращать в модерн. Есть фольклор, который нужно ценить и развивать как направление, создавая для него условия, сохраняя истоки. Есть люди, поющие в академической манере, а их достаточно много (так сложилось исторически), это тоже надо ценить и развивать.

Я говорю сейчас только о том, что в татарской эстрадной песне назрели перемены. Надо понимать, что есть мировой уровень эстрады, к которой нужно и возможно тянуться. Есть настоящая песенная эстрада, образцы которой нам показывает «дикий запад». Это Селин Дион, Том Джонс, Азнавур, Мирей Матье, Элтон Джон, Фреди Меркьюри, Джо Дасен, Стинг, Майкл Джексон и т. д.

«ОСНОВНАЯ МАССА ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ — ЭТО СТРАШНОЕ, УБОГОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ТИПА»

Что же такое эстрадная песня? Это вид сценического искусства малых форм, включающий направления по жанрам и направлениям, это вид зрелищного искусства, в котором сконцентрированы короткие концертные номера одного или нескольких артистов. Эстрадному искусству пения свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрадная песня всегда стремилась к необычности и разнообразию. Ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т. д.

Эстрадный вокалист должен иметь свое лицо во всем, начиная от репертуара, манеры держаться на сцене со своей пластикой, со своим костюмом, только присущей ему изюминкой и, конечно же, работать в своем жанре.

В татарстанской эстрадной песне редко встретишь высокопрофессионального вокалиста со своей эстрадной манерой, понимающего, что он делает на сцене, о чем поет и что хочет сказать своим пением, где сердце и душа находятся в непрерывном единстве.

Эстрадный вокалист — это еще его музыканты и песня. И песня не просто спетая, а песня-спектакль, сыгранный убедительно и органично, с понимаем того, о чем поешь. Глаза, руки — все твое существо должно потрясать.

Среди исполнителей в Татарстане есть те, которые соответствуют моим понятиям и критериям эстрадного вокалиста. Одна из самых ярких представительниц современной эстрадной песни — это татарская певица Зуля Камалова. У нее есть свое неповторимое лицо и манера исполнения. И еще, наверное, Алина Шарипжанова. Они по праву могут называться эстрадными вокалистами татарской песни, у которых есть свое лицо и индивидуальность, своя манера и свое отношение к песне.

А основная масса — это страшное, убогое исполнительское однообразие фольклорного типа, убогое поведения на сцене, примитивность аранжировок и т. д. Татарская эстрада сегодня — это вечная попытка оправдания, что татарская песня особенная и не всем доступна, не все ее понимают, надо быть обязательно татарином, чтобы понимать ее. Без моң в эстраде делать нечего. Но, как правило, никто не может объяснить, что это такое. А вот Боба Дилана понимают и любят во всем мире, даже если он поет на непонятном языке, как и Майкла Джексона. Правда, у них, по всей видимости, нет своего моң.

Какие пути и выход для преодоления такого отставания, как убедить людей, что нужен другой уровень татарской эстрады? Это очень непросто, здесь нужна напряженная, вдумчивая, кропотливая работа. В Татарстане, к сожалению, многие люди, слушатели, особенно люди среднего возраста, резко консервативны (я об этом уже говорил) по отношению ко всему новому. В татарской песне они обычно любят только то, что им прививалось многие годы. О пользе этого я уже говорил выше, но времена меняются, и это становится почти непреодолимым тормозом в развитии эстрадной песни.

Телевидение пропагандирует музыку согласно своему воспитанию, крутит то, что хочет слышать народ. А народ хочет слышать только то, к чему его приучали многие годы. И, главное, они нетерпимы к креативу, к эксперименту вплоть до ругани и проклятий. Это является огромной проблемой для движения вперед.

Здесь нужны высокие профессионалы и воля тех, кому суждено развивать это непростое искусство. Существует множество преград и недопонимания. Даже такие инструменты, как саксофон, тромбон, акустическая гитара, инструменты, отличные от баяна или гармошки, с другими тембрами и ритмами, я уже не говорю о жанрах, с трудом воспринимаются массами людей и считаются чуждыми татарским песням и даже наносящими вред, и зачастую воспринимаются как не татарские. А если вдруг певец поет песню на татарском языке, но не в лад пентатоники, то это вообще преступление. Попробуй переубеди!

Требуется довести до татарского исполнителя, что существует множество жанров в эстрадной песне, что татарская песня и татарский исполнитель должен быть мастером своего дела, обладать обаянием и харизмой, замечательными вокальными данными, артистизмом, пластикой, актерским мастерством, музыкальностью, новаторством и творческим отношением к своему делу. Татарскому исполнителю требуется изучить жанры эстрадной песни, без которого нет движения вперед.

«МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ НА ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ В ЭСТРАДНОЙ ПЕСНЕ: АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАНЕРЕ ПЕНИЯ И ФОЛЬКЛОРЕ»

Сосуществуют множество стилей, манер и направлений — от сентиментального китча и городского романса до панк-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня — это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур.

Мы сегодня существуем и остановились только на двух направлениях в эстрадной песне — это академическая манера пения и фольклор. И все! Ритмическое многообразие нам чуждо, есть множество направлений жанров стилей, но...

Следует, однако, иметь в виду, что такое деление весьма условно и границы этих музыкальных стилей сильно размыты — баллада, блюз, джаз, кантри, шансон, романс, авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, ска, рокстеди, регги, поп-рэп (хип- хоп), панк-рок, фолк и другие. Если татарский вокалист хочет хотя бы немного приблизиться к миру эстрадной песни, он должен свою национальную специфику переплавить в эти жанры эстрадного искусства, чем-то дополнить, что-то отвергнуть, чтобы все звучало очень органично и не было вычурным китчем. Задача сложнейшая и трудновыполнимая. Но игра стоит свеч — татарский язык, татарская песня достойны нового уровня. Молодые композиторы, понимая эти задачи, должны действовать, молодые исполнители должны осознать, на каком уровне они сегодня находятся, и идти вперед.

А дело государственных структур — поддержать их всеми силами. В Татарстане сегодня нет даже настоящего концертного зала мирового уровня! Ни по архитектуре, ни по оснащенности технологиями, все на уровне домов культуры.

Если татарский эстрадный певец заявил о себе сегодня как талантливый и самобытный вокалист эстрадной песни, то должен быть поддержан грантами, он должен иметь свою команду, продюсера, который понимает современные задачи и формирует музыкантов именно под этого исполнителя, его стиль и манеру. Такой вокалист должен иметь своего композитора и стилиста, он должен выработать манеру, присущую только ему, и ни на кого не похожие аранжировки, состав музыкантов. И никаких фонограмм! Только тогда можно будет говорить о татарской эстрадной песне и татарских эстрадных исполнителях.

Уже сегодня такому певцу немного надо пошевелиться, и это будет сделано, можно будет говорить о мировом уровне.

Я знаю одного вокалиста и хочу привести его в качестве хорошего примера самобытности и исключительного таланта, который, к сожалению, прозябает невостребованным уже многие годы. Он уже в возрасте, но даже сегодня, создав ему условия, можно объехать весь мир, и мир будет аплодировать ему стоя. Я бы назвал его фольклорным этновокалистом с академической манерой пения, он сам умеет играть на курае и владеет искусством горлового пения, его самобытность, умение управлять и владеть своим голосом и мощь поражают. Если бы нашлись заинтересованные люди, те, кто догадался создать ему условия, сформировать для него группу из высокопрофессиональных музыкантов, сделать продуманную программу и выстроить все это с режиссером, то певец мирового плана готов! Речь идет о Рустеме Маликове. Он вынужден работать от случая к случаю на корпоративах и иногда быть приглашенным на юбилей или официоз. Что мешает это сделать? Для этого требуется заинтересованность должностных лиц.

Все это требует определенной культуры и инфраструктуры, программы развития. Система конкурсов и поощрений, грантовая система ротации на телевидении и радио. Если это государственное телевидение, то там в первую очередь должны быть только самые талантливые и бесплатно.

Должна быть умная режиссура концертов — не мелькание на экранах бесконечных кадров и глаз в полэкрана, пальцев рук и ног, не бесконечные, бессмысленные подтанцовки, которые только отвлекают от исполнителя, а осмысленная работа, направленная на песню, на ее сущность, на эстетику эстрадного пения, где высвечивается душа и сердце, а не экран.

Известно, что режиссура эстрады подразделяется на режиссуру эстрадного представления и режиссуру эстрадного номера. Хочется еще раз подчеркнуть, что художественная структура эстрадного номера сложна, разнообразна, зачастую конгломеративна. Поэтому постановка эстрадного номера — один из самых сложных видов деятельности режиссера. «Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько минут, очень трудно. И мне кажется, что эти трудности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренебрежительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шкале профессий» — эти слова Сергея Юткевича еще раз подтверждают важность анализа художественной структуры эстрадного номера с конечным выходом на исследование основ методологии его создания, особенно в части режиссерско- постановочной работы.

Композитор творит музыкальный образ, художник-постановщик — его внешний образ.

В последние годы резко возросла роль продюсера как творческой единицы. Задача продюсера — организация постановочного процесса и нередко прокат готовой постановки.

Кроме того, над постановкой под руководством этого постановочного штаба работает еще немалое количество разного рода административных, технических и художественных групп и цехов, выполняющих непосредственно работы по обеспечению реализации творческого замысла. И хотя эта коллективность является своего рода проклятием профессии режиссера, вынужденного постоянно преодолевать сопротивление среды, косность мышления, иной раз просто нежелание работать, вынужденного постоянно подчинять себе эту разношерстную толпу и объединять ее в творческий коллектив, несмотря на все это, именно коллективность позволяет создавать произведения синтетические, поскольку драматическое искусство есть искусство синтетическое.

Вот при выполнении этих сложнейших задач мы увидим качественное изменение в татарской эстрадной песне. Главное — работать и быть заинтересованным в качестве. Сегодня, к сожалению, другая заинтересованность — делание денег из воздуха — превалирует, поэтому и результат — сотрясение воздуха пшиком.

Мнир Соколов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.10.2016 12:54

Вот что значит профессиональный подход.
Всё разложил по полочкам, и дискуссия вышла на совершенно другой, предметный и конструктивный уровень.
Браво, Мнир!
А Рустема Маликова клипа не нашлось для иллюстрации?
Интересно же сразу послушать.

  • Анонимно
    29.10.2016 12:54

    Вот что значит профессиональный подход.
    Всё разложил по полочкам, и дискуссия вышла на совершенно другой, предметный и конструктивный уровень.
    Браво, Мнир!
    А Рустема Маликова клипа не нашлось для иллюстрации?
    Интересно же сразу послушать.

  • Анонимно
    29.10.2016 12:58

    Все верно! Поменять бы еще мозги тем, кто у власти, от кого зависит развитие татарской эстрады. Есть у нас современная молодежь, которая и джаз поет на татарском, и блюз, и хипхоп. Первым рэп и рок группам уже не менее 10 лет, только вот наш минкульт и телевизионные каналы их в упор не замечают!

    • Анонимно
      29.10.2016 15:37

      Поменять мозги тем от кого это зависит, к сожалению, не получится. Старые мозги у них всажены очень крепко. Поменять можно было бы их самих вместе с их мозгами. Но старая технология тоже устарела и списана, а на новую технологию замены лицензия отобрана.

    • Анонимно
      30.10.2016 04:37

      Первой рок-группе "Сайяр" уже 45 лет... кстати...

  • Анонимно
    29.10.2016 13:56

    Поразил меня Мнир Соколов. Вот какие выдающиеся личности есть среди нас,оказывается, а мы ничего не знаем о них.
    Надо претворять в жизнь все, что он изложил. Это прямо программа действий. О большом концертном зале говорит и великий Ринат Ибрагимов.
    Наконец я слышу объективную оценку наших татарских певцов. Человек возносит достойных без всякой зависти.
    Думаю, Ринат Ибрагимов, Мнир Соколов, Рустем Маликов, Зуля Камалова должны стать двигателями (может даже продюсерами) новой татарской эстрады.

  • Анонимно
    29.10.2016 13:59

    Ещё не дочитала, но уже горжусь земляком. Надеюсь его ГОЛОС будет услышан! Сразу захотелось на концерт татарской песни, особенно услышать " Туган як" в различных оранжировках.

  • Анонимно
    29.10.2016 19:50

    Брово, Меир! Пойте, пожалуйста, на татарском языке.






  • Анонимно
    29.10.2016 20:05

    Как же Соколов прав! Татарская эстрада замкнута сама на себе, певцы похожи друг на друга, никакой индивидуальности, и одеваются похоже, и причёски делают одинаковые! И даже темы песен почти что одни и те же. Давно уже пора привнести что-то новое в эту сферу!

  • Анонимно
    29.10.2016 20:28

    Что касается "МОҢ" нельзя это понятие проэцировать только на вокальное исполнение.Это состояние которое отражает ментальность татарской души.К сожалению в силу нашей нынешней образованности (не путать с образованием ) мы не в состоянии понять этого.

  • Анонимно
    29.10.2016 23:30

    А зачем джаз петь на татарском?! Смешно, по- моему. Маликов- действительно талантливый исполнитель. Чего ему всегда не хватало - это харизмы и искренности на сцене, а без этого никакая режиссура не поможет. В последние годы публику разбудил Ришат Тухватуллин. Советую профессору его послушать, ведь вкладывать в молодёжь нужно.

  • Анонимно
    30.10.2016 10:16

    В последние годы публику разбудил Ришат Тухватуллин... Вы это серьезно?

  • Анонимно
    30.10.2016 12:16

    Абсолютно. Сходите на его концерт 12.12. 16г. Я выросла в Казани, татарский язык и музыку знаю не очень хорошо. Но на концерте Ришата плакала. Он понимает, что это - татарская песня. Возможно, и вы поймёте.

    • Анонимно
      1.11.2016 12:35

      Мне кажется переувеличивают Тухватуллина.
      У него дешевых песен полно в программе.
      похоже, не разбирается!

  • Анонимно
    30.10.2016 12:34

    P.S. Только о билетах заранее позаботьтесь. Их, скорее всего, уже и нет...

    • Анонимно
      30.10.2016 20:09

      А кто открыл для Татарстана , для татарского слушателя я Ришата Тухватуллина ?! Вагаповский фестиваль и лично Рифат Фаттахов. Вот что значит роль продюсера в современной жизни!

    • Анонимно
      31.10.2016 11:48

      Да не нужны мне билеты на его концерт, достаточно было посмотреть и послушать несколько видео. То, что вам он понравился не означает, что все последуют по вашим стопам и бросятся за билетами... Ну есть у него своя аудитория и слава Аллаху.

      • Анонимно
        5.11.2016 20:41

        Видео каких лет смотрели,уважаемый? Вы слышали его хоть раз вживую? Из года в год он поет лучше и лучше,голос просто волшебный! И репертуар он выбирает очень тщательно и ответственно.

  • Анонимно
    30.10.2016 13:38

    Отличная статья. Системно, профессионально, по делу. Радует что нет негативных комментариев. Мне кажется это означает признание объективности проблем и, надеюсь, готовности их решать.

  • Анонимно
    30.10.2016 17:56

    Прекрасный анализ! Изменения назрели, ушло поколение, которому было достаточно звучание татарской песни под гармошку, исполнение в "деревенском" стиле. Поколение нынешних 50-ти летних в юности кинулось в города, услышало более-менее современную эстраду, появились первые группы эстрадной направленности у татар. Теперь уже этого не достаточно, все превращается в какое-то болото, нужна новая струя. В последнее время в этом направлении есть какое-то движение, есть понимание, что так продолжатся не может...

  • Анонимно
    30.10.2016 20:11

    Интересные статьи про состояние татарской эстрады. Одна из главных причин "отсталости" от мировой и российской эстрады я считаю отсутствие городской татарской культурной среды- поют в основном выходцы из деревень и ходят на концерты те же выходцы, живущие в городе. Как писал один историк- величайшей трагедией татар после взятия Казани- перестала существовать городская культура татар, на сотни лет мы оставались сугубо деревенским народом, хотя в средние века Казань была развитым городом с татарской культурой и речью.

  • Анонимно
    30.10.2016 20:15

    Готовы подписаться под каждым словом...Все правильно,Мнир эфендий!Хорошо бы,чтобы статья нашла отклик и резонанс-особенно у тех сильных мира сего,от которых зависет решения этих проблем,но к большому сожалению не в тех руках,брозды правления..нужно объединять наши усилия в стремление к лучшему..

  • Анонимно
    30.10.2016 21:39

    Сама я не татарка, татарскую песню полюбила благодаря своей свекрови, еще когда жили в России. Она вечерами настраивала приемник на татарское радио и слушала, иногда плакала, тосковала по родине. Слушали чудесные голоса Альфии Авзаловой, Ильгама Шакирова. И, когда в 80-х приехали в Казань, я первым делом потащила мужа на концерт татарских исполнителей в оперном театре. Мои впечатления можно описать одним словом - ШОК! И не от выступления артистов, это еще можно было пережить, были неплохие номера, и хорошие были. А от реакции публики! Чем неказистее артист, чем хуже у него голос, чем корявее исполнение - тем восторженнее его принимали зрители?! Этот феномен я долго не могла понять. А потом определила, для себя - на концерты татарских исполнителей ходят, в основном бабушки, женщины возраста старше среднего, душа у них жалостливая, сердце большое - вот и жалеют они этих артистов, по своему, аплодисментами.
    Что такое" МОН" я для себя определила как - душа, неповторимость народного звучания, которая затрагивает особые струны в человеческом сердце. Это доступно услышать каждому и у каждого народа есть исполнители, которые могут его передать. И люди любой национальности это услышат! Но таких исполнителей единицы и это не эстрадные артисты, они поют народные песни. К стати, Хамдуна, молодой Салават мои любимые татарские артисты.
    Спасибо, за грамотную, профессиональную статью! Она разложила все по полочкам, какие, оказывается есть у нас специалисты! Почему же такой" бедлам" на татарской эстраде? Почему в институте культуры, который в народе пренебрежительно называют "культур-мультуры", который несет в народ непонятную "мультуру", штампуют отряды неграмотных, неталантливых однодневок? Ведь кто-то там этим занимается, кто-то их обучает? Музыкальное училище тоже, кажется, выпускает артистов эстрады? Чему их там учат? Ведь профессиональный артист, в моем понимании, должен вести зрителей за собой, возвышая его культурный уровень, просвещая и открывая ему новые горизонты! А не потакать вкусам толпы!
    Очень надеюсь, что голос Мунира Соколова услышат люди, от которых зависит состояние нашей культуры! Спасибо, Бизнес-онлайн, что открываете для нас таких людей! Уже хочу сходить на его концерт!

  • Анонимно
    30.10.2016 22:19

    В корне не согласен с автором статьи. Просто смешно читать его стенания: почему народ не любит его ,такого "правильного певца", а любит недостойных. Ну нельзя же так не уважать свой народ. Как говорится "неча на зеркало пенят, коли ......". Ну если народ никогда не считал Р.Ибрагимова татарским певцом,что нам его приводить в пример. Поэтому живет он в своей Москве и никто его и не вспоминает. Я не понимаю почему татарские певцы должны петь как М.Джексон или что-то подобное. Это все равно что эчпочмак должен быть похож на бургер или пиццу. Мир прекрасен тем, что он разнообразный . Хватит комплексовать по поводу того, что мы не такие как другие. Дайте народу право выбирать что ему слушать и кого любить.

    • Анонимно
      31.10.2016 12:16

      Как я понимаю Мнира, у него нет речи о запрещении эчпочмака, кушайте на здоровье, это очень вкусно..
      Народная песня, как напрвление должна развиваться и он об этом говорит, здесь нет слов о комлексах....
      Здесь речь идет о другом, об эстрадной песне,которая на татарской сцене в плачевном состоянии...Вот читаете статью и не понимаете, что в ней и о чем!!!

      • Анонимно
        31.10.2016 13:25

        Все я прекрасно понимаю,это вы не понимаете что пример из кулинарии это аллегория. Один "не состоявшийся татарский певец", сравнял с землей всех начиная от Х.Бигичева заканчивая Ф.Кагировым . Большинство татар я подозреваю даже не знает кто такой М.Соколов, в отличии от тех кого он так принизил.Так может причина все таки в тех кто заказывает музыку, пока не изменятся запросы искуственно ничего не сделать.

        • Анонимно
          1.11.2016 09:24

          Речь не о том, что все плохие, а о том, что эстрада- это жанр, в котором Майкл Джэксон добился высшего уровня исполнения, а именно его шоу смотришь до сих пор на одном дыхании!

  • Анонимно
    31.10.2016 19:31

    Вот перед вами, яркий образец непримеримой и агрессивной защиты всего самого консервативного и серого, в татарской музыкальной культуре, хоть он и говорит, что он все прекрасно понимает, но к сожалению до понимания чего либо ему далековато, так что ребята трудно будет на этом пути))))

  • Анонимно
    31.10.2016 21:27

    Читательнице, которая хоче пойти на концерт Соколова: скорее всего, это у вас не получится. Он, конечно, хороший вокалист, но ни одного сольного концерта в Казани у него не было. Публику- ни русскую, ни татарскую он никогда не собирал.

  • Анонимно
    31.10.2016 21:37

    То есть по-вашему Бигичев, Шакиров, Салават и все кого любит татарский народ - серость, а вы- "луч света в темном царстве". Нет, трудно вам с нами не будет это точно, потому что у нас вами дороги разные. Мы будем слушать истинную татарскую музыку и певцов , а вы будете вести пустопорожние разговоры, ничего при этом не делая для татарской культуры. Да, я не понимаю, когда люди говорящие "я вообще-то не знаю язык, не умею петь", но при этом будут учить других, как это делать правильно, не серо и не консервативно.

  • Анонимно
    31.10.2016 22:09

    Последний комментарий, яркий пример выражения - "смотрю в книгу, вижу фигу". Автор статьи, уважаемый оппонент, как раз говорит об обратном. И не нужно прятаться за народом, говорите от своего имени, высказывайте свое мнение. Не нужно примазываться к высоким именам, что такие, как вы сделали с Хайдаром Бигичевым, частично говорится в этой статье http://www.business-gazeta.ru/article/325731
    Мнир Соколов очень тактично, грамотно разложил все по полочкам. К нему прислушаться нужно, а не обижаться!

  • Анонимно
    31.10.2016 23:03

    Нельзя 500 лет подряд слушать только деревенскую татарскую музыку. Нужно развитие. А его как раз и нет. Вот об этом и пишет Соколов. Как только татарский певец начинает чисто исполнять оперные партии - он сразу перестаёт быть народным. Дескать - мон пропадает и т.д. А зачем это мон нужно в эстраде? Вот у русских есть народные песни, с грустью и т.д. Но ведь никто не тащит их на эстраду. Развиваются в разных жанрах - и эстрада, и рок, и поп и т.д. А у нас если Р. Ибрагимов поёт, то все сразу говорят, что у него мон нет. А оно ему и не нужно. Он не певец деревенского фольклора - он человек с сильным эстрадным голосом. А то, что он при этом не улыбается, как придурок, и не отпускает шуточки ниже пояса, как принято в татарском сельском клубе - ну так вот вам и показатель развития татарской песни, эстрады и т.д.

  • Анонимно
    1.11.2016 12:40

    А почему Соколов боится назвать имя певца, который смотрит на пол когда поет? он же единственный такой на татарской и русской и зарубежной сцене, которому лень заучивать бессмысленные куплеты всяких "поэтесс"! вот и смотрит на монитор, где написаны слова песен, вместо того, чтоб смотреть на зрителя! очень и очень некрасиво, и неуважительно! А его зовут Салават!

  • Анонимно
    1.11.2016 13:25

    Какие 500 лет, о чем вы, говорите,послушайте фонограммы татарских песен сделанные немцами каких-то 100 лет назад, тогда пели другое и совсем по другому.А так называемые старые песни появились максимум лет 50 назад. А Бигичев как раз был оперным певцом не перестав при этом быть народным.А разве Бабкина и Кадышева не "тащат" русскую песню на эстраду? Да забудьте вы этого Р.Ибрагимова-он очень симпатичный человек,но он певец русской эстрады, который иногда пытался петь по-татарски. И вообще, ходите вы на нормальные концерты где нет шуточек ниже пояса.Я на днях в Питере был на концерте Р.Тухватуллина,все было очень даже прилично.А что разве на русской эстраде нет группы "Ленинград" и так называемого блатного шансона, и там есть свой репертуар "ниже пояса". Ребята, да поймите вы одно, никогда татарская эстрада не сравнится с русской, а тем более англоязычной эстрадой имеющих миллиардную зрительскую аудиторию, посмотрите сколько нас, сколько из них ходит в театр и на концерты,откуда взяться року , поп , а уж тем более джазу. С этим придется смириться,а если не можете- поменяйте паспорт, лучше сразу на американский и тогда Майкл Джексон будет петь на вашем родном языке.

    • Анонимно
      1.11.2016 13:56

      И все же странный вы народ ребята, вам сказали, что ничего плохого нет в том, что люди поют в своем жанре фольклора, народной песни и народной манере,что это замечательно и надо в дальнейшем развивать это направление здесь есть свои большие достижения и вершины, речь идет о татарской эстрадной , подчеркиваю эстрадной песне в узком смысле этого слова и Мнир Соколов пытался вам донести, что именно в этом путаница, жанровая путаница...А вы все о своем, не надо переходить на личности, без мирового опыта. а он огромен, не будет движения вперед, разве трудно это понимать...Выбросите все айфоны и телефоны и вы тогда поймете, что значит мир и куда он ушел вперед ...

  • Анонимно
    1.11.2016 16:53

    А я о том, что сидеть на диване у компьютера и поучать других , теоретизировать о жанрах в узком и широком смысле может любой, тут все мы специалисты.Чего он нам нового сказал, так по поводу того ,что татары отстают еще Тукай переживал . А раз ты такой крутой специалист-вокалист выходи на сцену и покажи как надо. Молодым продвинутым покажи , а то обвиняет бабушек в платочках в отсталости и не понимании настоящего искусства.

  • Анонимно
    1.11.2016 19:55

    Очень хотелось бы узнать мнение автора статьи о предстоящем фестивале «Yзгәреш җиле». На котором директор театра оперы и балета предсказывает полную модернизацию татарской эстрады!

  • Анонимно
    13.12.2017 23:32

    Рустем Маликов Мощный Певец и многие не хотят не желают публиковать его песни и Клипы, т.к. это Конкурент для других исполнителей ...

  • Анонимно
    20.11.2018 17:57

    Браво Соколов. Ты во всем прав.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль