Культура 
10.02.2017

«Правда ли, что британцы рассчитывают заработать на альбоме Аиды? А вы сомневаетесь?»

Ляйля Гарифуллина о карьере звездной дочери, встречах с Софией Губайдулиной и судьбе современных татарстанских композиторов

Недавний дебют Аиды Гарифуллиной в спектакле Венской оперы «Ромео и Джульетта» в компании мировых величин — Доминго и Флореса, а также выход на лейбле Decca Classics ее сольного альбома вновь заставили обратить пристальное внимание на то, как строит свою европейскую карьеру сопрано из Казани. Впрочем, в беседе с ее мамой и менеджером Ляйлей Гарифуллиной у «БИЗНЕС Online» нашелся и отличный повод для разговоре о центре современной музыки им. Губайдулиной, возглавляемом Гарифуллиной-старшей.

«КАРЬЕРА ДОЧЕРИ РАЗВИВАЕТСЯ ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО, СТРЕМИТЕЛЬНО...»

— Ляйля Ильдаровна, о вашей дочери опять много говорят. У Аиды Гарифуллиной вышел первый сольный альбом, рецензия в The Times, скоро громкая премьера в Парижской опере — заглавная партия в «Снегурочке» у «великого и ужасного» режиссера Дмитрия Чернякова, который, насколько известно, сам выбирает певцов для своих спектаклей. Не слишком ли стремительно все развивается?

— На мой взгляд, творческий рост и карьера дочери развиваются очень правильно, стремительно и с серьезными заметными событиями. Это и Мариинский театр, Венская опера, опера Бастилия в Париже, которую вы упомянули, оперный театр Лисео в Барселоне. Впереди Метрополитен-опера. Об этом любой артист может только мечтать.

— Уже известно, когда и что именно будет петь Аида в Нью-Йорке, в главном оперном театре мира?

— В Метрополитен она приглашена в 2019 году спеть Церлину в опере «Дон Жуан».

Но, если вы говорите о звездных режиссерах, то у нее уже был такой опыт — вспомните «Войну и мир» Грэма Вика в Мариинском театре. И в современных постановках Аида уже участвовала, но работать с Дмитрием Черняковым, да, она будет впервые.

— Но после Метрополитен-опера кажется, что и более высоких вершин для покорения не останется.

— Вы знаете, сколько театров в мире?! Все идет своим чередом. У вокалистов-академистов долгая жизнь. Чем старше, тем больше мастерства, крепче дыхание. Это как хорошее доброе вино.

— В этом году у вашей дочери еще ожидаются оперные премьеры?

— В этом сезоне несколько премьер. В Венской Штатсопере она уже пела Джульетту вместе со знаменитым тенором, красавцем Хуан Диего Флоресом, а за дирижерским пультом был сам Пласидо Доминго. Затем, как мы уже говорили, она споет в Париже Снегурочку в постановке Чернякова. В конце года, опять же в Париже, — Мюзетту в «Богеме».

— Но основным контрактом Аида по-прежнему связана с Венской оперой?

— После победы в конкурсе «Опералия» Аида подписала контракт на два года с Венской Штатсоперой. Сейчас она продолжает петь в этом же театре.

— Российские театры?

— В России сольные концерты, пока спектаклей нет. Хотя руководство Мариинского театра приглашает Аиду, дело за малым — выбрать свободное время.

— Сольные концерты? Речь о выступлениях в поддержку только что вышедшего альбома?

— Да, промоакция альбома начинается в феврале концертами в Праге, Москве и Альметьевске. Пока на 2017 год запланировано несколько сольных концертов: Большой зал Московской консерватории, Вигмор-холл в Лондоне, концертный зал имени Сметаны в Праге — такова их география.

— Это правда, что британцы из Decca Classics всерьез рассчитывают заработать на сольном альбоме Аиды Гарифуллиной?

— А вы в этом сомневаетесь? Что ж, поживем — увидим.

«В Венской Штатсопере Аида уже пела Джульетту вместе со знаменитым тенором, красавцем Хуан Диего Флоресом, а за дирижерским пультом был сам Пласидо Доминго» «В Венской Штатсопере Аида уже пела Джульетту вместе со знаменитым тенором, красавцем Хуан Диего Флоресом, а за дирижерским пультом был сам Пласидо Доминго» / Фото предоставлено Л. Гарифуллиной

«КАК ИЗВЕСТНО, В СТРАНАХ ЕВРОПЫ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫШЕ, ЧЕМ В РОССИИ»

— У вас и руководимого вами центра современной музыки имени Губайдулиной недавно было еще одно важное событие — приезд в Казань Софии Асгатовны и торжества в честь ее юбилея. Довольны ли вы тем, как прошел визит?

— Да, приезд в Казань Софии Асгатовны Губайдулиной не только для нас, но и для многих казанцев — событие историческое, неординарное. А для нашего центра современной музыки ее визит стал особенным и запоминающимся. Для нашего оркестра «Новая музыка» и всех сотрудников центра имени Губайдулиной встреча с ней, репетиции и концерты стали мощным импульсом для дальнейшей работы.

Почти все наши задумки и планы практически полностью были реализованы. А самое главное — мы волновались, как воспримет наши юбилейные проекты сама София Асгатовна. А их было немало: художественная выставка, презентация юбилейной книги и фильма, ряд юбилейных концертов и встреч и, конечно, большая пресс-конференция с журналистами и деятелями искусств. К нашему счастью, София Асгатовна не только была безмерно рада и встрече с Казанью, и участию во всех концертах, но мы чувствовали ее огромный интерес и благодарность за все происходящее. А это было для нас высшей оценкой.

— Трудно ли было ее уговорить на эту поездку?

— Переговоры с Софией Асгатовной о ее приезде и исполнении новых сочинений в Казани начались задолго до юбилея. Уже в 2014 году, когда состоялась наша встреча с ней, мы сразу почувствовали, что для нее очень важно приехать на Родину и представить свои новые сочинения. Оставалось только утвердить программы концертов, солистов и другие чисто организационные вопросы.

— Скажите положа руку на сердце, а у такой музыки есть в Казани зритель и слушатель?

— Вы, наверное, говорите сейчас о современной академической музыке?

— Да, и в том числе о творчестве Губайдулиной.

— Ее произведения наряду с музыкой Шнитке, Канчели, Пярта, Пендерецкого — это сегодня уже классика. Творчество Софии Асгатовны вызывает огромный интерес во всем мире. В этих словах нет преувеличения. Ее музыку играют лучшие исполнители и оркестры и, конечно же, есть свой слушатель. Кто-то приходит к пониманию творчества Губайдулиной через музыку, написанную к кинофильмам, мультфильмам «Вертикаль», «Чучело», «Маугли», «Кошка, которая гуляла сама по себе». Других слушателей потрясают ее огромные музыкальные полотна ораторий «Страсти по Иоанну» и «О любви и ненависти», концерты для различных инструментов...

Конечно, в Европе современная академическая музыка пользуется большим интересом и чаще исполняется. Так уж исторически сложилось. Как известно, в странах Европы уровень исполнителей и слушателей выше, чем в России. Очень много ансамблей, оркестров, исполняющих подобную музыку. Даже если говорить о постановках театральных, то современные авангардные постановки там идут на ура. Совсем недавно в Венской опере ставили «Три сестры» по Чехову, музыка венгерского композитора Петера Этвеша. Три дня шли спектакли, и был полный зал. У нас такое даже трудно представить.

— Вообще невозможно представить?

— Хотя не могу забыть фестиваль музыки Софии Губайдулиной, прошедший в декабре 1993 года. Я помню, какой большой резонанс в культурной жизни нашего города он вызвал. Впервые после отъезда в Германию Губайдулина приехала на свою родину. Три авторских концерта подряд прошли в Большом зале консерватории. Прозвучало 15 сочинений композитора, большая часть из которых стали премьерными в Казани. И это произвело на слушателей ошеломляющее впечатление. Концертный зал на 600 мест вместил полторы тысячи человек! Ломались двери, прорывались кордоны билетеров. Такого никто не мог даже предположить. А в 2001 году на 70-летний юбилей Софии Асгатовны для исполнения грандиозного сочинения Губайдулиной «Страсти по Иоанну» впервые за всю историю Казани в нашу столицу прибыли хор и симфонический оркестр Мариинского театра вместе с Валерием Гергиевым. Тогда в рамках фестиваля в Казани и Москве состоялось 10 концертов — залы были переполнены.

Я хочу сказать, что слушатель очень избирателен. Поэтому наш центр прилагает много усилий, чтобы найти свою публику и привлечь ее интересными проектами, креативными программами, и, конечно же, хорошим исполнительским уровнем.

«Приезд в Казань Софии Асгатовны Губайдулиной — не только для нас, но и для многих казанцев — событие историческое, неординарное «Приезд в Казань Софии Асгатовны Губайдулиной не только для нас, но и для многих казанцев — событие историческое, неординарное» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВО ВСЕХ НАШИХ ПРОЕКТАХ ИСПОЛНЯЕТСЯ ИМЕННО СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

— Что выделите из этих программ?

— Ежегодно проводимый фестиваль «Звучащий дом Софии» включает в себя и концерты, и художественные выставки, и творческие встречи, и мастер-классы. У нас также есть концертный абонемент, называется «Звуковые пространства Софии Губайдулиной», в рамках которого мы проводим концерты на площадке городской Ратуши, в Малом зале Казанской консерватории и в актовых залах вузов. Во всех наших проектах исполняется именно современная академическая музыка. Как правило, мы включаем в программы и музыку татарстанских композиторов: Анатолия Луппова, Рашида Калимуллина, Эльмира Низамова, Радика Салимова, Эльмиры Галимовой и других.

Мы вплотную работаем с ансамблем «Студия новой музыки» Московской консерватории и Московским ансамблем современной музыки. Они к нам в Казань приезжают очень часто, у нас сложились дружеские партнерские отношения. На сегодняшний день это лучшие коллективы России, имеющие обширный репертуар как российских, так и зарубежных современных композиторов. Наш камерный оркестр «Новая музыка» не раз выступал совместно с этими коллективами.

— Публика, которая ходит на концерты, организованные вашим центром, это в основном консерваторские профессионалы?

— Нет, и молодежь, и студенты, и взрослое поколение, педагоги консерватории и других учебных заведений. В общем, самая разная публика. У нас в центре два концертных абонемента — классической и современной музыки: «Брависсимо» и «Звуковые пространства Софии Губайдулиной». Это аншлаговые концерты, билеты на которые раскупаются за неделю.

— Кроме вас, как другие культурные институции в Казани занимаются популяризацией современной академической музыки?

— Это фестивали современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной Государственного симфонического оркестра республики и «Европа — Азия» союза композиторов РТ.

Вообще, я чуточку уйду в сторону от вашего вопроса. В городе сейчас происходит столько всего интересного! Я наблюдала, например, летом фестиваль уличных искусств: в скверах звучала музыка, театральные постановки. Чего не хватает нашему городу, так это, наверное, концертного зала, который бы отвечал современным акустическим и техническим требованиям, а на сегодняшний день единственная площадка для исполнения академической музыки — Большой концертный зал имени Сайдашева.

— Вы депутат Казгордумы, наверное, тоже можете как-то влиять на такие решения?

— Я думаю, что понимание у руководства есть, и раз уж мы третья столица, то наверняка этот вопрос будет решен. Можно сказать, что проблема действительно назрела. В Казань приезжает много оркестров, музыкантов с мировыми именами, и один БКЗ, мне кажется, уже не справляется.

— Сколько бы вы хотели, чтобы в этом зале было посадочных мест?

— Я думаю, что это должен быть многофункциональный комплекс, где могут быть концертный зал до 1000 мест, камерный зал на 200 - 300 мест, звукозаписывающая студия...

— То есть дело прежде всего именно в акустике, а не в количестве посадочных мест?

— Да, именно в ней. Ведь в хорошем зале мы могли бы вести прямые трансляции, записывать концерты. Так как это делают сейчас в Мариинке. Валерий Абисалович Гергиев записывает спектакли, концерты из Мариинки-2. Такие залы нужны, они сейчас открываются в Париже, в Мадриде, прекрасные, современно оборудованные залы. Зрители сидят вкруговую на балконах. Эти залы даже в архитектурном плане представляют большой интерес.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«СВОИМ ЗВЕЗДАМ — ЭЛЬМИРЕ КАЛИМУЛЛИНОЙ, ИЛЬГАМУ ВАЛЕЕВУ — КАК ЖЕ НЕ САККОМПАНИРОВАТЬ?»

— Что касается оркестра «Новая музыка», который работает в вашем центре имени Губайдулиной. Есть какая-то стратегическая задача его развития? Потому что сейчас оркестр и его руководитель Анна Гулишамбарова больше известны как очень востребованный аккомпанирующий состав для разных концертов: Ильгама Валиева, Эльмиры Калимуллиной... Хотя вспоминается, как они недавно замечательно играли произведения Александра Маноцкова.

— Да, действительно, наш камерный оркестр «Новая музыка» очень востребован и очень мобилен. Это связано с тем, что коллектив имеет стабильный состав профессиональных музыкантов. Именно этот состав — подобие малого симфонического — позволяет исполнять самую разнообразную музыку от старинной до новейшей концептуальной музыки. Причем его мобильность состоит и в том, что оркестр легко перестраивается в ансамбли любых составов (трио, квартет и более).

Разумеется, оркестр играет и классическую, и романтическую музыку. Однако с самого своего рождения он был нацелен на исполнение музыки современных композиторов XX и XXI века, в том числе музыку композиторов Татарстана. Два года назад состоялась премьера новой оперы молодого татарского композитора Эльмира Низамова «Кара пулат». Позднее опера также успешно была исполнена и в Москве. Премьера оперы стала резонансным событием в республике. И наш оркестр сыграл в этом событии главную роль.

Авторский концерт известного российского композитора Александра Маноцкова в КЦ «Смена», в котором прозвучало более десятка оркестровых сочинений этого авангардного композитора, продемонстрировал блестящие возможности нашего оркестра. Что касается аккомпанирующего состава для разных концертов, то здесь можно вспомнить о концертах абонемента «Брависсимо», на которые приезжали солисты из ведущих театров Москвы — Большого, Немировича-Данченко. И наш оркестр справлялся и с этой задачей — сопровождать исполнение арий русских и зарубежных композиторов. А уж своим звездам — Эльмире Калимуллиной, Ильгаму Валиеву — как же не саккомпанировать? Ведь они тоже универсалы — поют и оперу, и эстраду, и джаз. Мы гордимся, что наш оркестр органично вписывается в программу этих замечательных исполнителей.

— И все-таки о стратегической задаче для «Новой музыки»...

— Конечно, стратегическая задача у нашего оркестра имеется. Хотелось бы выйти на такой уровень, чтобы они смогли исполнять любую современную музыку. А чтобы эта музыка была понятна слушателю, чтобы до него дошел замысел композитора, современную музыку надо исполнять идеально. Очень подготовленные должны быть музыканты. Мы многому учимся у москвичей. Два столичных ансамбля современной музыки, о которых я упоминала, ежегодно приезжают на наши концерты. Я второй год отправляю наш ансамбль в Москву на мастер-классы и прилагаю все усилия к тому, чтобы наши музыканты росли.

И этот процесс идет поступательно. Не раз оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой выступал на концертных площадках Москвы, есть планы выступить в Санкт-Петербурге и, конечно же, принять участие в европейских фестивалях современной музыки.

— Проблем с текучкой кадров нет? Рустем Абязов, например, часто жалуется, что ГСО РТ у его La Primavera забирает музыкантов, потому что там больше платят...

— Такой момент есть и, конечно, бывает обидно, что человек вырос и ушел. С другой стороны, он вырос и должен играть в еще лучшем оркестре, безусловно, ему здесь тесно. Это нормально. Хотя музыканты к нам приходят в основном молодые, сразу после консерватории. Они набираются здесь опыта, практики. Оркестр, конечно, тоже растет, у них хорошее слышание, желание много играть и исполнять. Самое главное — сейчас они очень много исполняют современной музыки. Это сложно, но это большой опыт.

— У вас нет мысли, что вашему центру нужна постоянная концертная площадка, чтобы на ней стационарно работал оркестр?

— Это, конечно, идеальный вариант, хотя если будет строиться большой концертный комплекс, там не будет тесно, и все найдут для себя и место, и время для исполнения — и Рустем Абязов, и Анна Гулишамбарова. У нас, у музыкантов, одна задача — привлечь и воспитать своего зрителя, слушателя классической, современной музыки. Конечно, если ребенок с детства будет ходить на концерты, в театры, музеи — у него будет комплексное восприятие, в том числе и национального искусства, и своих традиций.

«ЕСЛИ МЫ ГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ НАЦИИ, ТО ЗАДАЧА — РАЗВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ»

— Вы знаете, как этого добиться?

— Осенью прошлого года я была в командировке в Брауншвейге, это город-побратим Казани, и встречалась с директором музыкальной школы. Это единственная государственная школа в городе, все остальные частные. Мне было интересно, как у них построен процесс музыкального образования. У них нет дипломов, у них нет программ. То есть приходят ученики от 6 до 70 лет, любой человек может прийти и обучаться музыке, в любом возрасте. Я спросила: как же, у вас нет дипломов, нет программы. Мне ответили, что задача не в этом. Главное, чтобы они любили музыку, не убить вот этот интерес к ней.
Вы знаете, если родители и ребенок в будущем планируют заниматься музыкой, быть профессиональным музыкантом, тогда, конечно, для него важна вот эта школа, важны ежедневные занятия. А если мы говорим о культуре нации, то задача — развивать любовь к музыке.

— Кажется, что мест для такого культурного обогащения у ребенка в Казани не так много. Да, есть какие-то абонементы в БКЗ или филармонии. Но, например, вряд ли многие вспомнят, когда в театре имени Джалиля последний раз ставили детскую оперу...

— Отчасти это так. К культуре нельзя относиться как к какому-то социальному блоку, которому отводится какое-то определенное время. С другой стороны, и в городе, и в республике есть поддержка, в том числе, грантовая. Руководители школ, детских садов для реализации проекта могут получить деньги либо на театральную постановку, либо еще для чего. Мы сами на местах работаем в этом направлении, но, конечно, отношение чиновников от искусства должно быть более масштабное и системное.

Мне очень нравится, что Казань стала спортивной столицей. Нет, наверное, сейчас человека, который бы не занимался спортом, и на этих спортивных площадках всегда много народу. Мы действительно здоровая нация. Но хотелось бы, чтобы профессиональному искусству и воспитанию детей уделялось такое же внимание, как и к спорту. Хочется, чтобы Казань стала и культурной столицей России.

«ПРОБЛЕМА ИСПОЛНЕНИЯ СВОЕЙ МУЗЫКИ У КОМПОЗИТОРОВ ВСЕГДА СТОИТ ДОВОЛЬНО ОСТРО»

— Вы называли имена современных татарстанских композиторов, чьи произведения исполняются на концертах вашего центра. Просто кажется, что-по-настоящему успешных сочинителей серьезной музыки в республике только два — это Резеда Ахиярова, являющаяся постоянным автором оперного театра, и Эльмир Низамов, работающий с ГСО РТ, с театрами.

— Хороших композиторов не бывает много. Назиб Жиганов и Альберт Леман создали в Казани достойную композиторскую школу. Эта школа жива и сегодня, и молодые композиторы — а это Эльмир Низамов, Радик Салимов, Эльмира Галимова, Елена Анисимова, Наталия Варламова — работают с серьезными организациями, пополняют их репертуар. Ну и аксакалы продолжают творить — Ренат Еникеев, Леонид Любовский и другие.

— А исполняется ли их музыка или наши композиторы, так получается, пишут в стол?

— Проблема исполнения своей музыки у композиторов всегда стоит довольно остро. Но коллективы в Казани, исполняющие эту музыку, тоже есть. Оперы пишут единицы, а сейчас, пожалуй, действительно, в этом жанре активно работает только Резеда Ахиярова. ГСО РТ пусть раз в год исполняет новую симфоническую музыку композиторов Татарстана, выбирает себе достойного композитора-резидента и исполняет его сочинение на гастролях. Оркестр La Primavera тоже включает в свой репертуар сочинения наших композиторов, есть еще Госансамбль песни и танца, где как раз трудится Радик Салимов, ну и наш оркестр тоже не стоит в стороне — многое исполняется на наших фестивалях и на фестивалях других творческих организаций.

Другое дело, как эту работу координирует минкультуры, платит ли министерство композиторам гонорары, делаются ли им заказы? Есть ли у театров и оркестров возможность самим платить гонорар композитору? Вот некоторые вопросы, на которые не всегда находится ответ. При этом многие композиторы живут только за счет авторских гонораров и больше нигде не работают.

— Основная функция центра современной музыки имени Губайдулиной просветительская?

— Да, основной акцент мы делаем на просветительскую деятельность, если быть точной — на концертно-просветительскую, лекционно-просветительскую, экскурсионную. Кстати, в этом году с республиканской гильдией экскурсоводов мы разработали новый экскурсионно-туристический маршрут по нашей улице Тельмана с посещением центра Губайдулиной. Есть и научное направление в нашей деятельности. Ежегодно мы выпускаем научный сборник «Губайдулинские чтения» по материалам научно-практической конференции по современной музыке, которая уже приобрела статус международной.

«ПУСТЬ ГОВОРЯТ. О КОМ НЕ ГОВОРЯТ?»

— Мы говорим с вами о популяризации классической музыки в Татарстане. Очевидно, что выступление Аиды Гарифуллиной в родном городе было бы одним из способов такой популяризации...

— Я вам рассказала в начале интервью о планах на 2017 год, так что пока времени свободного совсем нет. Хотя, забегая немного вперед, хочу поделиться некоторыми интересными планами в родной Казани. Совместно с управлением культуры города мы решили провести вокальный конкурс под патронажем Аиды Гарифуллиной. Кстати, о конкурсах: в прошлом году Аиду пригласили в Брюссель в качестве члена жюри конкурса вокалистов. Аида не смогла присутствовать на нем, но учредила свой денежный спецприз.

— Неужели, к примеру, ГСО РТ не предлагал вариантов сотрудничества? Взять хотя бы замечательные open air, которые Александр Сладковский проводит 30 августа у Дворца земледельцев...

— Два года назад у нас был совместный проект с Государственным симфоническим оркестром РТ, но его не удалось осуществить. Аида была приглашена в это время Валерием Гергиевым на постановку в Мариинский театр. Хотя совместное выступление с ГСО РТ все же состоялось — на памятном для казанцев концерте с Пласидо Доминго в «Татнефть Арене».

— Как вы относитесь к тому, что ваша дочь стала еще и объектом светской жизни? Таблоиды с удовольствием обсуждают ее личную жизнь...

— Пусть говорят. О ком не говорят? Это неизбежность любой яркой артистической карьеры. Аида успешно занимается большим, интересным для себя и музыкального мира делом. Очень надеюсь, что ей удастся оставить заметный след в опере. Аида на это нацелена, и это главное. По крайней мере, пока все наши планы и надежды сбываются.

Гарифуллина Ляйля Ильдаровна

Родилась 7 октября 1964 года в Казани.
В 1990 году окончила Казанскую государственную консерваторию им. Жиганова по специальности «хоровое дирижирование».
2008 - 2011 — директор Государственного камерного хора Республики Татарстан.
С апреля 2011 года — директор центра современной музыки Софии Губайдулиной.

Депутат Казгордумы. Заслуженный деятель искусств РТ

Семейное пложение: замужем, воспитывает дочь и сына

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.02.2017 09:30

Хорошее интервью. А Аида красавица и голос хороший, успехов ей больших. Надеюсь, что альбом будет возможно приобрести и у нас-Валит

  • Анонимно
    10.02.2017 09:30

    Хорошее интервью. А Аида красавица и голос хороший, успехов ей больших. Надеюсь, что альбом будет возможно приобрести и у нас-Валит

  • Анонимно
    10.02.2017 09:45

    Шикарный голос и девушка тоже!!!!

  • Анонимно
    10.02.2017 10:17

    Аида настоящая звезда, и красота и талант, все у нее есть! Успехов и счастья ей!

  • Анонимно
    10.02.2017 10:55

    Хорошо, что есть БО, а то другие почему то не пишут про эту великую певицу.

    • Таймс, Коммерсант пишут. На ютубе полно роликов - сюжеты австрийского телевидения. Или вы, пока "Казанские ведомости" или "Зеленодольская правда" не напишут, сомневаетесь в любой информации?

      • Анонимно
        10.02.2017 12:41

        Плохо, конечно, что Казвед иЗел. правда не пишут. Потому и провинциальны. Потому и в Татарстане талантам сложно получить адекватную оценку.

      • Анонимно
        10.02.2017 14:27

        Журнал "Сююмбике" пишет - про все наших звезд с большим опережением. Шагимуратова, Гарифуллина, Хаматова, Риналь М...- все они давно прозвучали на страницах журнала. А Гузель Яхину в Татарстане тоже через этот журнал узнали - до того, как она стала известной в России и мире.

      • Анонимно
        11.02.2017 08:10

        Но с таким рвением, только вы! Перефразируя "театр одного актера" можно сказать "газета одной певицы")

        • Вам знакомо такое понятие, как "информационный повод"? Или вы считаете, что СМИ из Казани должно пропускать мимо ушей, когда наша землячка участвует в громких европейских оперных постановках и выпускает альбомы, о которых пишет ведущая пресса?

          У вас есть идеи, о ком написать? Предлагайте.

          А если вас просто съедает зависть, то постарайтесь ее сублимировать в какое-то позитивное действо и не тратьте свое время на сарказм уровня начальной школы.

    • Анонимно
      10.02.2017 20:37

      Вроде великими и гениальными при жизни называть не принято.

  • Анонимно
    10.02.2017 11:24

    Дело вкуса и пристрастий ! Меня восхищают другие личности !

  • Анонимно
    10.02.2017 12:30

    Гордость наша Аидочка!
    хоть одна позитивная статья в БО! Больше таких!!!!

    • Анонимно
      10.02.2017 20:50

      Статья вроде позитивная, но анонс - про Аиду Гарифуллину, рассуждения - про продвижение оркестра Гулишамбаровой, и туманные постановки задач депутата Казгордумы. Чтобы привить любовь к классической музыке, нужно как минимум, ребенка отвести в музыкальную школу. Но ведь там тоже отбор: необходимы природные данные, наличие музыкального слуха. И нужно ли это абсолютно всем? Вряд ли у перегруженных современной программой школьников достаточно времени для посещения концертов современной музыки, как того хочется депутату.

    • Анонимно
      11.02.2017 01:05

      АИДА-СУПЕР!!!!

  • Анонимно
    10.02.2017 13:08

    Ну до великой ей еще далеко.

  • Анонимно
    10.02.2017 20:37

    Когда построили "Пирамиду", то считалось, что там прекрасная акустика, и зал в целом отвечает всем современным требованиям. А что сейчас там акустика никуда не годится? Кто-то очень настойчиво продавливает идею строительства нового зала, причем создается впечатление, что инициаторы даже не удосужились поинтересоваться, какие в Казани залы существуют, не говоря уж о том, чтобы побывать в них.

  • Анонимно
    10.02.2017 20:57

    По поводу празднования 70-летия Софии Губайдулиной в 2001 году: на тот самый концерт с участием Гергиева в БКЗ билеты для зрителей продавали только на два последних ряда партера. Остальное пространство заполнили то ли VIP, то ли не VIP персоны по пригласительным. После первого отделения две трети приглашенной публики сбежали беззастенчиво, без оглядки на хор и симфонический оркестр Мариинского театра.

  • Анонимно
    12.02.2017 10:33

    Любой Татарин или татарка,если не поёт на Родном языке,она иностранка в Татарстане.Ну,не может Татарка передать звучание песни,если написано для иного Народа.Итальянец-ли,русский -ли.В Звуке,передаётся Дух народа и природы,их сопряжение.Можем смело вычёркивать Гарифуллину,Софью Губайдуллину из Татарок.Вообще,Искусство способ уничтожения народов,что вне Библейской Концепции Управления обществом.РФ,как Государство,может вырваться от Запада,если восстановит Татарсикй Язык,как Первый Язык,во всей Российской Федерации.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль