Авторейтинги 
13.02.2017

Сергей Когогин проехал по конкурентам на тягаче 5490, а Олег Дерипаска обыграл «азиатов»

«Платон» не убил: регистрация новых грузовых авто в России увеличилась на 4,2%, причем без локализации на рынке становится делать нечего

Два тренда четко прослеживались в 2016 году на рынке грузовых авто: восстановление спроса на магистральные тягачи и падение продаж у производителей без локализации. Челнинский КАМАЗ снова потеснил конкурентов, но при этом мощный рывок совершили «европейцы» — Volvo, MAN, DAF. А вот французский Renault вместе с «китайцами», похоже, готовится попрощаться с российским рынком, который в 2017 году, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», может вырасти еще на 10%.

Сергей Когогин Сергей Когогин: «В 2017 году компания планирует направить на развитие почти 20 миллиардов рублей: мы продолжим выводить модели нового поколения — транспортного, тяжелого семейства, обновленный магистральный тягач «КАМАЗ-5490» Фото: prav.tatarstan.ru

КАМАЗ: ПЕРВЫЙ ПРИРОСТ РЕГИСТРАЦИЙ ЗА 5 ЛЕТ

Продавцам легковых автомобилей — как люксового сегмента, так и масс-маркета — минувший год подарил лишь надежду на всплытие после депрессивного 2015-го и последующего «отходняка». Зато перед грузовиками снова загорелся зеленый: по данным агентства «Автостат», количество регистраций новых грузовых авто (HCV) в России увеличилось на 2169 единиц, или 4,2%, до 53329 машин. Более того, рынок, весьма чутко реагирующий на состояние экономики, вырос впервые за последние 5 лет. Если посмотреть на главный итог экономической деятельности, то в первом квартале российский ВВП терял 1,2%, во втором — 0,6%, в третьем — 0,4%, а в четвертом (по предварительным данным) даже вырос на 0,1%. То есть российская экономика нащупала пресловутое «дно» в третьем квартале. Показательно, что и спрос на грузовики как точный барометр инвестиционных настроений достиг дна в середине года. Впрочем, отдавая должное макроэкономике, не стоит списывать со счетов и чисто технические факторы. Это, конечно же, низкая база предыдущего года: сегодня мы наблюдаем рост продаж грузовых авто всего на 4,2% после нескольких лет падения двухзначными темпами. Плюс отложенный спрос шокового 2015-го, который реализовался при малейших признаках прояснения экономической погоды. Восстановлению рынка не помешало даже внедрение системы «Платон», которая, по замыслу властей, должна была способствовать переориентации части перевозок с автомобильного на железнодорожный транспорт. Но не тут-то было.

Незыблемый лидер российского рынка КАМАЗ увеличил регистрации новых машин в России на 15,1%, или 2651 единицу, до 20187 авто (хотя на заводе предпочитают оперировать собственными данными по продажам). И вновь этот прирост стал первым за последнюю пятилетку. Напомним, что по итогам 2015 года регистрации новых «КАМАЗов» сократилась на треть (8,9 тыс. грузовиков), годом ранее потери составили 21% (7,1 тыс. машин). Так что челнинцам еще многое предстоит отыграть. При этом доля новых «КАМАЗов» на внутреннем рынке, согласно «Автостату», выросла на 3,5 п. п. до 37,8%.

По предварительным данным самой компании, в прошлом году автогигант реализовал 34,5 тыс. грузовых автомобилей — на 21% больше, чем в 2015-м. Внутренние продажи выросли на 25% до 28,3 тыс. авто, экспорт увеличился на 6% до 6,2 тыс. грузовиков. Доля КАМАЗа на российском рынке грузовиков полной массой свыше 14 т (напомним, отсюда и большая часть разночтений с «Автостатом», который берет на карандаш и более легкие автомобили) выросла на 5 п. п. до 56%.

На самом КАМАЗе отмечают, что очередного падения рынку удалось избежать во многом благодаря протекционистским мерам. Напомним, что за 9 месяцев 2016 года полученные заводом субсидии выросли в 2,1 раза: с 5,5 млрд. до 11,5 млрд. рублей. Причем темп прироста этих вливаний в три раза опережает динамику выручки. Отсюда и улучшение ситуации в меньшей степени обусловлено восстановлением спроса, в большей — непропорционально возросшей поддержкой государства. «Сделки, которые учитывали субсидирование клиента по госпрограммам, заняли 20 - 30 процентов в общем объеме продаж. Точнее посчитать их долю нет возможности, но могу добавить, что на каждую компанию была выделена квота и мы работали исключительно в рамках своей квоты. Госпрограммами могли воспользоваться все производители грузовой техники тяжелее 14 тонн. Практически все они имеют производство в России. Мы были в равных условиях», — отмечает руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Топ-10 брендов по абсолютному приросту регистраций новых грузовых (HCV) авто в РФ
МаркаЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение 2016 к 2015, ед.Относительное изменение, %
1KAMAZ1753620187265115.1
2VOLVO1045172267764.8
3NEFAZ1486191442828.8
4MAN1857222336619.7
5IVECO43278535381.7
6DAF64994629745.8
7GAZ706172571962.8
8MERCEDES19882060723.6
9URAL26062663572.2
10ISUZU24822506241

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из камазовских дилеров, переключившиеся на отечественную технику грузоперевозчики стали массово обновлять свои автопарки благодаря дополнительному стимулу — госпрограмме утилизации старой техники и 10-процентному субсидированию лизинговых механизмов. В сумме господдержка обеспечивала разницу в цене «КАМАЗа» и импортного грузовика на уровне 800 тыс. рублей. Приплюсуем сюда еще одну защиту от «варягов» в виде слабого рубля — в результате курс на модернизацию модельного ряда, потребовавший многомиллиардных вливаний, принес свои плоды.

На отечественных производителей грузовиков работают и правила госзаказа, оставившие вне игры «иностранцев». А это стабильный и весьма немаленький кусок пирога. К примеру, 10 октября «Газпром трансгаз Югорск» приобрел технику на 305 млн. рублей, а месяц спустя «Газпром трансгаз Урал» закупился на 110 млн. рублей. 9 декабря 2016 года КАМАЗ выиграл тендер объемом 240 млн. рублей на поставку техники Уральскому управлению МВД РФ. Всего за прошлый год челнинцы заключили 78 госконтрактов на 5,5 млрд. рублей.

... В 2016 году автогигант реализовал 34,5 тыс. грузовых автомобилей — на 21% больше, чем в 2015-м. Внутренние продажи выросли на 25% до 28,3 тыс. авто, экспорт увеличился на 6% до 6,2 тыс. грузовиков
Фото: prav.tatarstan.ru

Какие же модели тащили КАМАЗ в гору? Самую большую прибавку — 1391 авто с ростом в 2,6 раза до 2277 зарегистрированных единиц — обеспечил магистральный тягач 5490. Он укомплектован задним мостом, кабиной и двигателем Daimler, коробкой передач ZF и камазовскими передним мостом и рамой. На самом КАМАЗе популярность тягача в массах объясняют щадящими ценами за приличную комплектацию. И хотя владельцам нередко приходится «протягивать» машину или делать другой апгрепйд, 4 - 4,2 млн. рублей за новый магистральный тягач на середину 2016 года — сильное предложение в сравнении даже с 3-летними подержанными европейскими аналогами. Неудивительно, что и крупнейшие перевозчики обратили на него внимание. Один из них, «Интеко», купил по 50 новых 5490 в августе 2014-го и в сентябре 2015 года. Распробовав новинку, транспортники прошлым летом закупили еще 100 таких машин. О том, кого из «европейцев» КАМАЗ сильнее всего подвинул в этом сегменте, а кто все же составил ему конкуренцию, мы поговорим ниже.

На втором месте по абсолютному приросту спроса среди челнинских грузовиков — семейство самосвалов нового поколения 6520. Спрос на него вырос более чем на треть — на 1136 штук до 3260 регистраций. «Бронзу» по абсолютной динамике взял полноприводный трехосный «вездеход» 4311, добравший 578 до 4694 авто. Что ж, постоянным клиентам челнинцев, нефтяникам и газовикам, всегда нужны «проходимцы» для освоения труднодоступных районов (не зря же в прошлом году Россия обновляла рекорды по добыче нефти), да и лелеемым властью силовикам не помешает спецтехника, которая «грязи не боится».

... На отечественных производителей грузовиков работают и правила госзаказа, оставившие вне игры «иностранцев»
Фото: kamaz.ru

«По нашей статистике, Топ-5 популярных моделей на российском рынке грузовиков полной массой свыше 14 тонн, по данным регистрации автотехники, возглавила спецтехника на шасси КАМАЗ — 43118. Как таковой модели 4311 (этим индексом оперирует „Автостат“прим. ред.) не существует — тут речь идет о группе трехосных шасси, к которой относится и полноприводное шасси 43118, оно используется в нефтяной и лесной промышленности, на него ставят надстройки и кунги. Очень популярное шасси — на нем собирается вся техника повышенной проходимости. В этом сегменте мы всегда были сильны и занимали до 70 - 80 процентов, это наш рынок. На втором месте самосвал на шасси 65115, на третьем — магистральный тягач 5490, его продажи повысились в 2,6 раза, это очень большой успех. Дальше идут самосвал „КАМАЗ-6520“ и спецтехника на шасси 65115», — рассказал «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

В 2017 году КАМАЗ запланировал произвести 36 тыс. автомобилей и продолжить модернизацию производства. По словам генерального директора и одного из совладельцев КАМАЗа Сергея Когогина, приоритетными направлениями развития остаются организация производства нового семейства 6-цилиндровых рядных двигателей и новый завод по производству каркасов кабин. «В 2017 году компания планирует направить на развитие почти 20 миллиардов рублей: мы продолжим выводить модели нового поколения — транспортного, тяжелого семейства, обновленный магистральный тягач «КАМАЗ-5490»; будем работать над замещением импортных комплектующих, использующихся в производстве автомобилей нового модельного ряда», — отметил Когогин.

Топ-10 моделей/семейств КАМАЗа по числу регистраций новых авто в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1651151474953-194-3.8
243114116469457814
3652021243260113653.5
4549088622771391157
56522911108417319
653509291002737.9
74325785803182.3
85360795422-373-46.9
943083443995516
104350297280-17-5.7

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

НЕФАЗ ВЫЕХАЛ НА КОНТРСАНКЦИЯХ

Неплохо шли дела на грузовом направлении и у башкирской «дочки» челинского автозавода (об автобусах в этом обзоре речь не идет). Спрос на машины НЕФАЗа вырос на 29% (428 авто) до 1914 единиц. Спасибо за это следует сказать единственному семейству — бестселлеру 4514, известному как «сельскохозяйственный самосвал».

«НЕФАЗ ставит надстройки для сельскохозяйственной спецтехники на камазовские грузовики. В прошлом году существенно выросли продажи сельхозпроизводителям за счет того, что они сами растут благодаря импортозамещению. Вполне очевидно, что рост закупок прямо связан с российскими продовольственными контрсанкциями», — пояснил Афанасьев.

Модельная структура спроса на NEFAZ в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
14514789128249362.5
24208349299-50-14.3
36606226210-16-7.1
44211787800
566053732-5-13.5
65633713685.7

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Действительно, в условиях контрсанкций местные производители сельхозпродукции устремились «импортозамещать» все подряд — от яблок и капусты до исконно европейских видов сыров и прочих деликатесов. По предварительным данным Росстата, в 2016 году в хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население) намолочено 119,1 млн. т зерна в весе после доработки (+13,7% к уровню 2015 года), 10,7 млн. т семян подсолнечника (+15,2%), накопано 48,3 млн. т сахарной свеклы (+23,8%), собрано 16,3 млн. т овощей (+0,9%). Подвели лишь картофелеводы, собравшие 31 млн. т клубней (-7,8%),

«ВАРЯГИ-ЛИДЕРЫ»: VOLVO — САМЫЙ «БЫСТРЫЙ», SCANIA — ЛИДЕР ПО ПРОДАЖАМ

Впрочем, не только отечественные бренды смогли заметно увеличить обороты. Наилучшую динамику среди «европейцев» зафиксировала шведская марка Volvo, добравшая 677 голосов покупателей и увеличившая продажи без малого на две трети до 1722 авто. При этом доля бренда в общем объеме регистраций новых авто выросла на 1,2 п. п. до 3,2%. Такой рывок стал возможен благодаря магистральному тягачу FH, который не только вернул себе звание бестселлера, но и стал единственным локомотивом марки. Интерес российских перевозчиков к нему вырос в 3,5 раза. Как известно, цены на коммерческую технику формируются с учетом конкретных запросов заказчика и у различных моделей семейства могут существенно отличаться. Но мы все же дадим ориентир: так, ценник одной из комплектаций FH составляет около 90 тыс. евро.

Для сравнения: универсальная модель средней грузоподъемности FM потеряла 36 голосов до 504 авто. И компактный покоритель городов FL также «отминусовал» 73 голоса до практически невидимых 6 авто. Годом ранее модели средней и даже малой грузоподъемности пользовались куда большим спросом, что обеспечило крутой рост продаж сразу нескольким брендам (об этом речь пойдет дальше).

Добавим, что у Volvo есть серьезное преимущество перед рядом конкурентов — локализация сборки в индустриальном парке «Калуга-Юг». Правда, в феврале 2015 года производство здесь было приостановлено, и следующие месяцы компания продавала машины, собранные в Швеции и Бельгии. Однако 1 октября того же года сборку возобновили, после того как компания набрала заказы на 70% мощностей калужского завода.

Модельная структура спроса на Volvo в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1FH3451219874253.3
2FM504468-36-7.1
3FL796-73-92.4
4FE73-4-57.1
5OTHER11026-84-76.4

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Тем не менее абсолютным лидером среди зарубежных производителей (за исключением белорусского MAZ) по-прежнему является шведская Scania. Она сохранила за собой первое место несмотря на символическое снижение продаж — минус 29 голосов до 2518 авто. «Пока значительных изменений на рынке мы не ожидаем, однако постепенное укрепление рубля сказывается и на укреплении позиций европейских производителей. Мы заметили, что клиенты начали снова задумываться о долгосрочном планировании. Думаем, эта тенденция получит развитие в 2017 году», — рассказал нашему изданию генеральный директор ООО «Скания-Русь» Ханс Тарделль.

Главным «застрельщиком» Scania выступает семейство G, добравшее 342 регистрации, или 52%, до 1002 единиц. Магистральный тягач G400 LA4×2HNA Griffin из данного семейства можно купить за 6,5 млн. рублей. Впрочем, серия включает в себя много моделей с различными числом и приводностью мостов, мощностью двигателей — а значит, и ценой. Любопытно, что пока «Газпром» закупает «КАМАЗы» на ГМТ, крупнейшая частная газодобывающая компания страны «Новатэк» решила приобрести именно подобную Scania с газовой силовой установкой.

Модельная структура спроса на Scania в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1G660100234251.8
2P997841-156-15.6
3R884672-212-24
4OTHER63-3-50

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Напротив, серия P, представленная в основном среднетоннажными моделями (хотя и у нее встречаются тяжеловесы) потеряла 156 регистраций до 841 авто. Покупательский интерес к серии R, большей частью состоящей из магистральных тягачей, также упал на 212 единиц до 672 машин. Но именно ее представитель вписал себя в летопись автомобильных Челнов, став 1000-м тягачом шведской компании, проданным местным дилером «Альфаскан».

Практически сохранил статус-кво и стратегический партнер КАМАЗа — Mercedes, продажи которого подросли лишь на 72 голоса до 2060 авто. Но его топовый Actros, представленный прежде всего тягачами, набрал дополнительно 329 очков до внушительных 1728 машин.

«ОБРУСЕВШИЕ НЕМЦЫ» И ЧИСТОКРОВНЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ

Вторым по абсолютному приросту продаж среди брендов из ЕС стал другой «немец» — MAN, регистрации которого выросли на 366 до 2223 авто. Компания также локализовала сборку на заводе в Санкт-Петербурге, хотя в марте – апреле 2015 года предприятие простаивало из-за резкого снижения спроса на грузовики. «Рынок коммерческого транспорта в 2016 году показал долгожданный восстановительный рост. MAN стабильный спрос обеспечивают конкурентные преимущества. К ним относится качественный надежный продукт, известный бренд, широкая сеть из более чем 50 авторизованных сервисных станций в ключевых регионах страны и предложение широкой линейки сопутствующих услуг, таких как финансирование и сервисные контракты», — сообщил нам представитель компании «МАН Трак энд Бас РУС».

Армия поклонников «мановского» бестселлера TGS выросла на 240 покупателей до 1861 обладателя новых машин. Это универсальное семейство, и в зависимости от мощности двигателя, числа мостов, варианта кабины его представители могут использоваться как для перевозок на средние расстояния, создания самосвалов, спецтехники, так и для «дальнобоя». С учетом тенденции растущего интереса именно к магистральным тягачам рискнем предположить, что повышенным спросом пользовались именно они. Смещение фокуса подтверждают и продажи семейства TGX: регистрации этих моделей увеличились в 2,2 раза до 250 авто.

Модельная структура спроса на IVECO в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1EUROCARGO102434332325.5
2STRALIS224216-8-3.6
3EUROTRAKKER168468425
4OTHER9051-39-43.3

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

«Бронзу» по динамике абсолютного прироста среди зарубежных брендов получает итальянская Iveco (плюс 353 голоса, или 82%, до 785 новых автомобилей). Российским бестселлером стало семейство Eurocargo, спрос на него вырос в 4,3 раза до 434 авто. Семейство представлено моделями средней грузоподъемности, причем отечественным перевозчикам предлагается техника итальянской сборки. Похоже, соотношение цены и качества устраивает клиентов, а заводская гарантия на 12 месяцев, или 200 тыс. км, пробега служит дополнительным стимулом к покупке. Также в 5,3 раза вырос спрос на семейство Eurotrakker (на его платформе, как правило, собираются самосвалы или спецтехника) — плюс 68 регистраций до 84 машин. А вот магистральный тягач Stralis слегка съехал под гору, потеряв 8 голосов до 216 авто.

Модельная структура спроса на DAF в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1TRUCKS XF SERIES59391832554.8
2TRUCKS CF SERIES3919-20-51.3
3OTHER106-4-40
4TRUCKS LF SERIES73-4-57.1

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Очередной «европеец», который провел год с пользой, — DAF. Его регистрации увеличились на 297 единиц, или 46%, до 946 авто. Вывез голландцев бесспорный хит продаж — магистральный тягач XF Series, прибавивший 325 единиц до 918 авто. Двигатели Paccar, рассчитанные на 1,6 млн. км, как и межсервисный интервал 150 тыс. км, не оставили равнодушными российских почитателей грузовиков родом из Нидерландов.

Модельная структура спроса на MAN в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1TGS1621186124014.8
2TGX112250138123.2
3TGM5854-4-6.9
4TGL485024.2
5TGA158-7-46.7
6OTHER30-3-100

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Впрочем, все эти успехи относительны, говорит Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат». «Рост продаж перечисленных марок в 2016 году связан с низкой сравнительной базой прошлого периода. Дело в том, что если брать статистику нескольких последних лет, то в 2012 году все они показали свои максимальные результаты (Volvo и MAN — по 7,8 тыс. шт.; DAF — 4,9 тыс. шт.; Iveco — 1,4 тыс. шт.), как и весь российский рынок новых грузовиков. А затем они ежегодно показывали падение продаж. Как следствие, в 2015 году объемы их реализации сократились в несколько раз, достигнув „дна“ (Volvo — 1,1 тыс. шт.; MAN — 1,9 тыс. шт.; DAF — 650 шт.; Iveco — 460 шт.). Соответственно, на волне стабилизации рынка они имеют очень низкую сравнительную базу, поэтому им сейчас проще показывать рост», — подчеркивает эксперт.

Олег Дерипаска Завод Олега Дерипаски ранее ввел в бой свой Gazon Next, который хорошо продается и в прошлом году смог добрать еще 1325 очков до 4413 единиц Фото: kremlin.ru

ОЛЕГ ДЕРИПАСКА «РАЗДЕЛ» «КОРЕЙЦЕВ» И «ЯПОНЦЕВ»

Перейдем к проигравшим и начнем с тех, кто делает кассу на мало- и среднетоннажных авто. Напомним, что в период острого кризиса первой половины 2015 года перевозчики пересмотрели инвестиционные программы, сделав ставку на более доступные модели. Но затем на фоне стабилизации экономики спрос вновь сместился в сторону крупнотоннажной техники и магистральных тягачей.

Топ-10 брендов по абсолютным потерям регистраций новых грузовых авто (HCV) в РФ
МаркаГрузоподъемность, тн.СтранаЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение 2016 к 2015, ед.
1HYUNDAI6…30Южная Корея22101431-779
2HINO8…36Япония, РФ1474750-724
3MAZ10…40Беларусь, РФ36453298-347
4FOTON6…40Китай22621-205
5MITSUBISHIЯпония767618-149
6SAZ3,5…9Россия14221321-101
7RENAULTФранция, РФ14762-85
8CAMC33-41Китай615-56
9FAW16-45Китай230176-54
10SHAANXI20…40Китай243190-53

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Прямым следствием этого стали гигантские потери корейского Hyundai. Если легковое подразделение концерна не слезает с призового пьедестала российского рынка, то грузовое подобно кораблю с пробоиной ниже ватерлинии. Его продажи упали более чем вдвое, на 779 машин до 1431 авто. Покупателей недосчитался весь модельный ряд, кроме семейства HD65. Регистрации бестселлера HD78 грузоподъемностью до 5 тонн сократились на 557 до 1021 авто. При этом спрос на технику серии Xcient, где представлены магистральные тягачи, попросту обнулился, хотя в 2015 году заказчики сподобились купить 41 машину. Так что в случае с Hyundai мы наблюдаем не просто смещение акцента с малотоннажных моделей на тягачи, а полный провал ценовой политики.

Модельная структура спроса на Hyundai в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1HD 7815781021-557-35.3
2HD 651842102614.1
3HD 12012378-45-36.6
4MIGHTY11949-70-58.8
5OTHER7631-45-59.2
6GOLD7121-50-70.4
7HD 722213-9-40.9
8HD 170275-22-81.5
9MEGATRUCK103-7-70

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

На втором месте по абсолютным потерям — минус 724 голоса до 750 покупателей — японский Hino. Годом ранее он вошел в число игроков, снявших сливки с «облегченного» рынка. Бывший лидер модельного ряда малотоннажный Hino 300 растерял за год 453 единицы до 338 авто, среднетоннажный Hino 500 уступил 109 очков и набрал лишь 341 балл.

Модельная структура спроса на Hino в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1500450341-109-24.2
2300791338-453-57.3
370014462-82-56.9
4OTHER845-79-94
5DUTRO022
6RANGER52-3-60

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Заметно сократились и продажи локализованных Mitsubishi: минус 149 до 618 машин. Этот японский бренд в России выезжает на модели Canter грузоподъемностью до 5,3 тонны. Увы, его популярность падает уже пятый год подряд.

Перетянуть одеяло на себя в сегменте мало- и среднетоннажного транспорта смог GAZ, добравший 196 голосов до 7257 авто. Завод Олега Дерипаски ранее ввел в бой свой Gazon Next, который хорошо продается и в прошлом году смог добрать еще 1325 очков до 4413 единиц. Шутка ли, заводская гарантия на 3 года, или 150 тыс. км, грузоподъемность до 5 тонн — и все это счастье всего за 1,6 млн. рублей. Регистрации полноприводного 3308 также выросли на 101 единицу до 1376 авто. А вот для менее грузоподъемного «Валдая» (3310) минувший год не задался, модель растеряла 741 голос до 299 авто. Так что даже местные «малыши» теряли аудиторию.

Модельная структура спроса на GAZ в РФ
Модель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение, ед.Относительное изменение, %
1GAZON NEXT30884413132542.9
23308127513761017.9
333091204958-246-20.4
433101040299-741-71.3
5OTHER435192-243-55.9
633071918-1-5.3
72330011

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

ИСЧЕЗАЮЩИЕ «КИТАЙЦЫ» И «ФРАНЦУЗЫ»

Еще один очевидный тренд на рынке грузовых авто — резкая потеря позиций китайскими брендами. Спрос на продукцию из КНР упал из-за отсутствия льгот, предоставляемых локализованным производителям. К тому же, китайская валюта в 2015 - 2016 годах оставалась одной из самых устойчивых к доллару США. А сравнительно дорогая рабочая сила снизила конкурентоспособность ряда товаров и даже привела к выводу части мощностей из страны.

В прошлом году самые заметные потери (минус 205 регистраций до 21 авто) понес Foton. Его бывший бестселлер малотоннажный 1093 недосчитался 133 регистраций и был продан в количестве всего 14 экземпляров. Другая компания из Поднебесной FAW недосчиталась 54 покупателей. Зато его хит CA3250, конкурент камазовского 6520, смог добрать 13 голосов до 90 авто.

Производители тяжеловесов Camc и Shaanxi потеряли по 56 и 53 голоса соответственно. Правда, первый и в лучшие времена звезд с неба не хватал, а вот Shaanxi в 2012-13 годах составлял конкуренцию лидерам российского рынка.

Грузовое подразделение французского Renault, как и его коллеги из Hyundai, не смогло удержаться в российском седле, потеряв еще 85 голосов до 62 авто. Некогда популярные тягачи оказались практически не у дел.

Если производителям из КНР и их товарищам по несчастью так и не удастся выбить все возможные льготы по локализации (или рубль, укрепившись, не станет более выгодным для них), некоторые автомобильные бренды могут и вовсе исчезнуть из нашего поля зрения. О таких неудачниках и о тех, кто смог обернуть ситуацию себе на пользу, мы расскажем в следующем обзоре.

«В 2017 ГОДУ РЫНОК МОЖЕТ ВЫРАСТИ НА 10 ПРОЦЕНТОВ»

Эксперты и представители компаний поделились с «БИЗНЕС Online» ожиданиями на 2017 год.

Азат Тимерханов — руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

— Согласно прогнозу аналитического агентства «Автостат», в 2017 году стоит ожидать роста российского рынка грузовых автомобилей, причем его показатель может быть выше, чем в 2016 году. Если в прошлом году он составил 4,2 процента, то теперь может достигнуть 10 процентов. В качестве факторов усиления роста рынка выступают как макроэкономические тенденции, так и продолжающаяся поддержка автопрома РФ.

Анализ ключевых макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в январе 2017 года сложилась ситуация, создающая благоприятные условия для начала восстановления российской экономики. Так, по итогам 2016 года (по предварительной оценке) падение ВВП составит 0,5 процента (вместо 0,6 процента), рост промышленности может достичь 1 процента (вместо 0,4 процента), а падение инвестиций в основной капитал замедлится до 3 процентов (вместо 3,7 процента). Инфляция тоже получается чуть ниже ожидаемого уровня: 5,4 процента против 5,8 процента. И, конечно, основой всех положительных перспектив является уровень январских цен на нефть, который пока устойчиво держался около отметки в 55 долларов за баррель. Закономерно снизились до средних значений и валютные курсы: 59,5 руб./USD и 63,5 руб./Euro.

В декабре 2016 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о том, что господдержка российского авторынка будет продолжена с января 2017 года. Всего предполагается выделить на автопром более 60 миллиардов, включая программы утилизации и льготного лизинга. Также в дополнение к этим программам могут быть запущены и новые дополнительные меры поддержки, которые будут выработаны по итогам первого квартала 2017 года.

Среди производителей, скорее всего, расклад особо не изменится, и, как говорится, «все останутся при своих». КАМАЗ традиционно станет лидером, так как имеет серьезную рыночную долю, которая и дальше может только вырасти. Другие отечественные производители, вероятно, тоже покажут рост продаж в 2017 году. Те иностранные марки, которые показали рост в 2016 году, имеют все шансы, чтобы перенести эту тенденцию и на нынешний год. А вот производителям, показывающим падение продаж, будет сложнее, к примеру, китайским компаниям.

«КЛЮЧЕВОЙ ПРОБЛЕМОЙ СТАНОВИТСЯ ОТСУТСТВИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ»

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ»:

— Весь рынок тяжелых грузовиков, в котором мы работаем, в прошлом году рос. Вместе с рынком росли все производители, но КАМАЗ — быстрее остальных за счет грамотной маркетинговой политики и вывода на рынок нового модельного ряда. Еще один фактор нашей динамики — самая развитая сервисная сеть, модернизированная в последние годы. В условиях кризиса мы предложили потребителю максимально возможный спектр услуг — новые автомобили, качественный сервис, собственные программы поддержки наряду с государственными. Поэтому наши продажи на российском рынке и выросли до 56 процентов рынка тяжелых грузовиков.

По продлению госпрограмм окончательных решений пока нет, но совершенно очевидно, что они сделали свое дело — в самый сложный период, когда рынок в последние два года обвалился больше чем на 60 процентов, эти программы поддержали автопроизводителей. В таком объеме и таком формате они больше не нужны. Сегодня нужны программы, направленные на развитие производства — рост локализации, появление российских поставщиков современных компонентов. Ключевой проблемой становится именно отсутствие российских комплектующих высокого качества. К сожалению, сейчас уже многие видят, что в ближайшие годы внутренний рынок будет оставаться на одном уровне, резервов для роста нет. Соответственно, программы господдержки должны быть нацелены на развитие экспорта. Государство это осознало: началось субсидирование доставки техники за границу, появилось российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Это и есть дальнейшее направление господдержки.

SCANIA ПРОДОЛЖИТ УГЛУБЛЯТЬ ЛОКАЛИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА

Ханс Тарделль — генеральный директор ООО «Скания-Русь»:

— О наших приоритетных направлениях: майнинг (проект с «АЛРОСой», работа автопоездов в Сибирском регионе), лесовозное направление, ДЭС, техника для агрокомплексов, на газомоторном топливе. Это то, что и в этом году будет актуально с точки зрения продаж.

В текущем году мы планируем продолжать развивать сервисные решения, рассчитанные на снижение эксплуатационных расходов клиентов и повышение прибыльности бизнеса. Во-первых, это Service Exchange (вторая жизнь для запчастей) — программа, которая позволяет приобрести изначально дорогие запчасти: двигатели, турбины, коробки передач, редукторы и прочее по сниженной цене из обменного фонда Scania. Все представленные в рамках программы запчасти восстановлены на заводах Scania за рубежом, поэтому отвечают нашим стандартам качества.

Вторая важная программа — «Scania Драйв», которая была запущена еще в середине 2015 года. В ее состав входит лизинговое финансирование ТС, страхование, сервисный контракт, система мониторинга автопарка Scania и сертификат на обучение двух водителей. Экономическая выгода от приобретения этой программы составляет около 5 процентов от общей стоимости ТС и полного комплекса услуг. Также мы планируем запустить новую программу периодического обслуживания Scania Maintenance. Ее инновационность заключается в том, что теперь дата и состав ТО будут определяться самим клиентом в зависимости от состояния транспортного средства.

В 2017 году мы, конечно, продолжим искать пути углубления локализации производства. Мы уже несколько лет сотрудничаем с компанией «Группа ГАЗ», совместно с которой производим междугородние автобусы «ЛиАЗ Вояж» и туристические «ЛиАЗ Круиз». В прошлом году мы прошли очередной рубеж локализации, организовав продажу автобусов через дилерскую сеть Scania. В планах на этот год усовершенствование качества производства автобусов «ЛиАЗ» и даже, возможно, расширение модельного ряда.

MAN ПРЕДСТАВИТ НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ АВТОБУС

Пресс-служба компании «МАН Трак энд Бас РУС»:

— В 2017 году компания «МАН Трак энд Бас РУС» планирует сосредоточиться на развитии своего потенциала на локальном рынке, увеличивая продажи не только за счет прироста деловой активности и общего спроса на коммерческую технику, но и укрепляя лидерство в сегменте строительной техники и развивая продажи грузовиков для магистральных перевозок. В сегменте автобусов мы продолжим акцентировать внимание на продаже уже хорошо известного, но все еще нового продукта для междугородных перевозок — MAN Lion’s Intercity, признанного победителем престижного конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Также на 2017 год намечена презентация нового перспективного туристического автобуса MAN Lion’s Coach.

Регистрация новых грузовых авто (HCV) в РФ
МаркаГрузоподъемность, тн.СтранаЗарегистрировано новых в РФ за 2015 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Абсолютное изменение 2016 к 2015, ед.Относительное изменение, %
1KAMAZ7,5…40Россия1753620187265115.1
2GAZ3,5…9Россия706172571962.8
3MAZ10…40Беларусь, РФ36453298-347-9.5
4URALРоссия26062663572.2
5SCANIAШвеция25472518-29-1.1
6ISUZU5…33Китай, Турция, Япония, РФ24822506241
7MAN18…41Германия, РФ1857222336619.7
8MERCEDESГермания, РФ19882060723.6
9NEFAZ12…25Россия1486191442828.8
10VOLVOШвеция, РФ1045172267764.8
11HYUNDAI6…30Южная Корея22101431-779-35.2
12SAZ3,5…9Россия14221321-101-7.1
13DAF18-33Нидерланды64994629745.8
14IVECO6…45Германия, Италия, РФ43278535381.7
15HINO8…36Япония, РФ1474750-724-49.1
16MITSUBISHIЯпония767618-149-19.4
17SHAANXI20…40Китай243190-53-21.8
18FAW16-45Китай230176-54-23.5
19OTHER375174-201-53.6
20DONG FENG33-44Китай8277-5-6.1
21HOWO18…49Китай646957.8
22FORD7…27Турция, РФ, США52641223.1
23RENAULTФранция, РФ14762-85-57.8
24DAEWOO18-38Южная Корея9545-50-52.6
25YUEJIN/NAVECO6700Китай4739-8-17
26TATRA12…42Чехия5134-17-33.3
27JAC32.2Китай83123287.5
28BAW7.5Китай7228-44-61.1
29KRAZ26…30Украина, РФ4722-25-53.2
30ZOOMLION30…50Китай112211100
31FOTON6…40Китай22621-205-90.7
32ZILРоссия2219-3-13.6
33FREIGHTLINER20США915666.7
34MZKT33…50Беларусь712571.4
35LIEBHERR24…48Германия119-2-18.2
36XCMGКитай278-19-70.4
37CAMC33-41Китай615-56-91.8
38AVIA11.9Чехия92-7-77.8
39BECEMA41Россия141-13-92.9
40C&C TRUCKS111-10-90.9
41GROVE36...60Германия41-3-75
42INTERNATIONAL19654Мексика1100
43PETERBILT36288США1100
44TATAИндия, РФ91-8-88.9
Общий итог511605332921694.2

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Читайте также:

  • Обвал спроса на люксовые BMW, Mercedes и Audi: поприжали чиновников? 1-я часть
  • «Финальный поиск дна»: LADA прервала падение длиной в 6 лет, Hyundai взлетает на Creta. 2-я часть
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.02.2017 11:35

Для тех кто в теме, статья поверхностная. Для обывателя красиво звучит "камаз в лидерах продаж". Но если копнуть поглубже, то найдется масса неточностей. Например неверно указаны причины "роста" продаж. Рост сравнивают с провальным 2015 годом и причину указывают рост экономики. Но повышение спроса вызвано другими причинами. Падение продаж 13,14,15 года, привело к отложенному спросу. Грузовики износилась, и предприятия вынуждены обновлять технику. И как только стабилизировался курс валют, появился спрос. Камазовцы ловко жонглируют цифрами. Говорят о росте в процентах по отношению к провальному 2015 году. В таблице черным по белому написано что рост продаж автомобилей Камаз произошел за счет самосвалов и вездеходов (оборон заказ). Но представитель Камаза утверждает что рост произошел из-за новых моделей. Но кроме камаза 5490 новых моделей нет. Их продано 2277 штук. И если уж сравнивать продажи с импортными грузовиками, то надо сравнивать в одном сегменте. Если сравнивать продажи седельных тягачей, то продажи камаза 5490 при высоком курсе валюты и при господдержке в 2016 году не такие уж впечатляющие. То что некая компания купила 50, а потом 100 грузовиков вообще не показатель. Подобных продаж масса. Действительно камаз 5490 показался новинкой и альтернативой дорогим импортным авто. В свое время МАЗ выпустил на российский рынок обновленную технику МАЗ, через два-три года продажи рухнули. Причина в том что новинку распознали потребители, и ожидания не оправдались. И не смотря на всевозможные госсподдержки, МАЗ так и смог конкурировать. Я бы добавил в статью прогноз на 2017 год. В этом году потребитель прочувствует качество камаза. курс валют упал. вот и посмотрим как камаз сможет удержать позиции

  • Анонимно
    13.02.2017 09:23

    Хороший анализ, хорошая статья.
    Будем надеяться на лучшее в России.

    • Анонимно
      13.02.2017 10:10

      хорошая... только вот понимаешь, что наши авто все больше и больше используют иностранные комплектующие, и поэтому, сильно попадают на зависимость от импорта

      • Анонимно
        13.02.2017 12:55

        Да никуда не деться в конечном счёте от этого. мы всё-таки не закрытая система, импорт будет всегда. Конечно, хотелось бы, чтобы не в превалирующих объёмах... отсюда и упор на локализацию.

      • Анонимно
        13.02.2017 13:50

        Впервые слышу про подобное. Зачем Камазу импортные комплектующие, если это предприятие полного цикла.

        • Анонимно
          13.02.2017 18:04

          Не смеши народ,какой полный цикл

          • Анонимно
            13.02.2017 18:20

            Смешите здесь только вы. Не комментируйте незнакомые вам области.

            Люди слишком легко поддаются пропаганде, даже такой нелепой. Всё на самом деле обстоит совсем наоборот, это Камаз производит для других з/ч и т.д., самому ему ни от кого ничего не нужно, сами всё делают.

  • Анонимно
    13.02.2017 10:08

    Интерксно, почему Вольво поставили на Калугу?
    Там же нет нормальных условий.

    • Анонимно
      13.02.2017 13:09

      в Калуге нет???Окститесь.СЭЗ Калуга- лучшая в России.Не случайно, что там и Фольксваген , и LG с Самсунгом и много-много других.

  • Анонимно
    13.02.2017 10:17

    20миллиардов в рейтинги и надутые отчеты вложат судя по количеству таблиц и отсутствию определенной стратегии развития.

  • Анонимно
    13.02.2017 11:35

    Для тех кто в теме, статья поверхностная. Для обывателя красиво звучит "камаз в лидерах продаж". Но если копнуть поглубже, то найдется масса неточностей. Например неверно указаны причины "роста" продаж. Рост сравнивают с провальным 2015 годом и причину указывают рост экономики. Но повышение спроса вызвано другими причинами. Падение продаж 13,14,15 года, привело к отложенному спросу. Грузовики износилась, и предприятия вынуждены обновлять технику. И как только стабилизировался курс валют, появился спрос. Камазовцы ловко жонглируют цифрами. Говорят о росте в процентах по отношению к провальному 2015 году. В таблице черным по белому написано что рост продаж автомобилей Камаз произошел за счет самосвалов и вездеходов (оборон заказ). Но представитель Камаза утверждает что рост произошел из-за новых моделей. Но кроме камаза 5490 новых моделей нет. Их продано 2277 штук. И если уж сравнивать продажи с импортными грузовиками, то надо сравнивать в одном сегменте. Если сравнивать продажи седельных тягачей, то продажи камаза 5490 при высоком курсе валюты и при господдержке в 2016 году не такие уж впечатляющие. То что некая компания купила 50, а потом 100 грузовиков вообще не показатель. Подобных продаж масса. Действительно камаз 5490 показался новинкой и альтернативой дорогим импортным авто. В свое время МАЗ выпустил на российский рынок обновленную технику МАЗ, через два-три года продажи рухнули. Причина в том что новинку распознали потребители, и ожидания не оправдались. И не смотря на всевозможные госсподдержки, МАЗ так и смог конкурировать. Я бы добавил в статью прогноз на 2017 год. В этом году потребитель прочувствует качество камаза. курс валют упал. вот и посмотрим как камаз сможет удержать позиции

    • Анонимно
      13.02.2017 12:52

      Да уж всяко лучше МАЗа качество. Там и чувствовать нечего.

    • "Не читал внимательно, но осуждаю" - девиз предыдущего комментария. И про валютный курс и про затяжное падение в статье факты есть. Не говоря уже про вывод о том, что КАМАЗу есть куда расти.

      • Анонимно
        13.02.2017 17:09

        Читал как раз очень внимательно. И делаю выводы. В этой статье очень большое внимание "новому " Камазу 5490. Цитаты из статьи :"Челнинский КАМАЗ снова потеснил конкурентов"- " магистральный тягач 5490, его продажи повысились в 2,6 раза, это очень большой успех." Что тут еще добавить? О том что "нам есть еще куда расти"? Все это бла-бла -бла.
        Истинное положение дел можно оценить независимой оценкой.
        Так называемый "новый" Камаз 5490" это ранее списанный с производства Мерседес Аксор. Все это знают. За 15 последних достаточно жирных лет, при абсолютной поддержке правительства, заградительных пошлинах, утилизации и прочих не рыночных механизмов, Камаз сподобился купить кабину у мерседес и заняться конструктором из импортных (в том числе китайских) запчастей. Все эти годы Камаз предпринимал попытки создать новую Кабину, но так и не смог. все эти годы Камаз пытался сделать новый двигатель, но так и не смог. И пошел по легкому пути покупки импортных устаревших аналогов. Слегка отретушированная кабина выпускается с 70 годов!!!!!
        И еще . На сегодня предприятие КАМАЗ оценивается в 35-36 миллиардов рублей. 23,54 % принадлежит кипрскому офшору Avtoinvest Limited . Когогину через сложную офшорную схему принадлежит треть от этой компании. Эти примерно 2-2,5 миллиарда рублей. Простой вопрос, как так получилось что человек ни рубля не вкладывая, завладел такими активами? За какие заслуги? И второй вопрос, сколько дотаций из бюджета вбухали в Камаз?

        • Как отдельные акционеры получили акции подробнее можете почитать здесь https://www.business-gazeta.ru/article/306745 и здесь https://www.business-gazeta.ru/article/311691

          • Анонимно
            13.02.2017 19:38

            если вы настоящий аналитик, то проанализируйте финансовые показатели камаза за 15 лет.

            • Анонимно
              13.02.2017 21:00

              нет...это ерунда...настоящий аналитик должен Камаз проанализировать с момента постройки и все знать про камаз..остальное детсад...

        • Растут продажи тягача - факт. Будут падать через год или через 2 так и напишем о спаде и о его причинах.

          • Анонимно
            13.02.2017 19:36

            разве я оспариваю факт продажи тягачей? нет. их продают и на каждый товар есть свой покупатель. я против победных реляций. против того чтобы скромные заслуги превозносить. я против того когда есть падение продаж, тогда ссылаются на независящие от руководства причины. я против того что благоприятные высокие цены на валюту, и господдержку выставляют как заслугу руководству камаза.

  • Баба-Яга
    13.02.2017 12:18

    Спасибо за подробный комментарий. Другая точка зрения всегда дает картину более полной. Пишите еще.

    • Анонимно
      13.02.2017 12:54

      так пусть про все марки, упомянутые в статье пишет) А так - прост очередной хейтер камаза)))

  • Анонимно
    13.02.2017 12:55

    все больше и больше этих 5490 на доорогах, видимо хорошая машина

    • Анонимно
      13.02.2017 13:49

      Да, вчера Трамп объяснял американским машиностроителям, что он не может бесконечно защищать их пошлинами. Те стали просить его наложить санкции на Камаз, и Европу склонить к тому же.

      Камаз отвоёвывает рынки мировые и никто уже не может с ним конкурировать честно.

      • Анонимно
        13.02.2017 16:46

        Татарин Злой
        Я не компетентен в вопросах грузовиков. Но то, что КамАЗов 5490 стало много на трассах-это факт. Не думаю, что кому-то насильно их впихивают. Видимо по цене-качеству проходят.

        • Анонимно
          13.02.2017 17:55

          Так я и о том. Все боятся конкуренции с нами честной. Сейчас вот ещё на подходе экспорт осетрины, икры, там тоже пригодятся Камазы.

          Вот это будет разрыв шаблона у всех. Мы на своих машинах возим по всему миру свои морепродукты. Разве это не показательно? Ох, какой же визг будет от ненавистников нашей республики!

    • Анонимно
      13.02.2017 20:51

      у нового Камаз задние крылья задевают об прицеп при повороте...срамота

    • Анонимно
      14.02.2017 22:02

      Камаз от мерседеса не отличается. Вот и мерещется камаз. В россии более миллиона грузовиков. Камазов выпущено почти 2500. Штук. и как это количество вдруг стало заметно?

  • Анонимно
    13.02.2017 16:07

    Все зыбко. Укрепится курс рубля, и конкуренция КАМАЗа и иностранцев будет уже другая. И как поведет себя потребитель, каким машинам отдаст предпочтение, большой вопрос. Сейчас уже важно думать о перспективных газодизельных двигателях, а не увеличивать мощность допотопного дизеля. Та компания, которая предложит потребителю экономный движок, тот и возьмет рынок.

  • Анонимно
    13.02.2017 18:16

    Статистика по регистрациям РФ некорректная! В Топ-10 отстутствует Scania)

  • Анонимно
    13.02.2017 19:05

    5490 -"Г....но" из 30 шт через год встало 3 по крупному, мелкого ремонта не сосчитать. И как ни странно все случаи на удивление не гарантийные.

  • Анонимно
    13.02.2017 20:34

    Согласен с комментаторами выше - белых камазов на трассах много, действительно много.

    • Анонимно
      13.02.2017 21:09

      Посмотрите CNN, там тоже обеспокоены этим. Американцы находятся в подавленном состоянии от обилия Камазов на их дорогах.

      Это как счёт на табло в спорте, оспорить невозможно.

      • Анонимно
        13.02.2017 22:55

        На днях сматрел Евронюс бросился в глаза рипортаж где много камасов. Начало подумал с завода или про Россие а окасалос с Германие. Долга удевлялся....одне камасы одне камасы. Патом падумал Камас жы с Мерсетесом вроте лагично.

        • Анонимно
          13.02.2017 23:21

          Боже мой, как же вы смищно шутите! ну прям вылитые Харламов и Мартирасян

  • Анонимно
    13.02.2017 20:37

    Знаете, я в прошлом водитель, и могу сказать так: когда устраиваешься дальнобоем на иномарку то комфортнее, чем на советской, но семьи не видишь-хозяину машины важно быстро отбить ее Да, первые 5 лет с ней просто, но потом заедостанешься с ее комплектующими. Поэтому дерет как говориться, в хвост и в гриву. Работаешь на советской- есть ремонт, не особо комфортно, но зато работаешь в спокойном, человеческом ритме, а не как лошадь скаковая

    • Анонимно
      13.02.2017 21:18

      Не понял ваш вывыо- теперь что на Камаз 5410 садиться???водителей на эти раритеты не найти

      • Анонимно
        13.02.2017 23:04

        Я к тому что каждому свое. Привык ты отпахивать как ломовая лошадь и света не видеть-работай на иномарке. Да, первые 3-4 года она не ломается, факт. А потом начинает ломаться, потому что и иномарка не вечна

        • Анонимно
          14.02.2017 08:49

          Можно подумать если сядешь на камаз то работать не надо. Хочешь получать по 70-100 тысяч за это надо пахать. А если устраивает 25-30 то естественно работал другая. И марка машины не причем. Такая работа есть и на иномарках

    • Анонимно
      13.02.2017 21:19

      https://www.youtube.com/watch?v=qumaS8p8ICU.Вот смотрите как новый Камаз сломался на 26000км пробеге

      • Анонимно
        13.02.2017 23:14

        Мочевину вообще многие отключают, это не новость. Есть обзоры как хорошие, так и плохие.

  • Анонимно
    13.02.2017 20:45

    Субсидии государства для КАМАЗа составили 11,5 млрд. Это что, зарплату камазовцы получают из государственной казны? А то что продали в какую казну идет?

    • Анонимно
      13.02.2017 23:06

      субсидии на развитие, и зарплата вещи разные, мальчик мой

      • Анонимно
        14.02.2017 08:45

        В камаз сегодня возникают на развитие миллиарды. И где развитие? За. Все годы правления когогина только и сделали 5490. Вернее купили у мерседеса.

  • Анонимно
    13.02.2017 20:47

    про Камаз смотрите отзывы на Ютубе.ТАм оди мужик рассказывает как пересел ,кажется, со Скамейки на новый Камаз.Сначала радостный такой был ,пару сюжетов.Потом осунулся,посерьезнел,понял ,что "попал"... Лучшие тягачи Скания,Вольво,Даф. Это общепризнанно.Камаз-это от нашей нищеты,типа Лада Гранта

    • Анонимно
      13.02.2017 23:06

      На гранту тут не шурши мне, пакетик. понапокупают иномарок в кредиты, ярмо накинут и вперед, пахать за то что не вперлось

  • Анонимно
    14.02.2017 21:29

    5490 - лучшее на сегодняшний день предожение рынка, и нинадо тут ляля

  • Анонимно
    14.02.2017 21:30

    вот оно импортозамещение в действии!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль