Общество 
5.03.2018

«Я не за МСЗ, но альтернативы пока нет»: переработчики и ученые КФУ о судьбах мусора

«Эконочь» в Казани: почему вторсырье сейчас невыгодно собирать и некуда девать, а сжигание отходов — не так ужасно, как его малюют

Без сжигания не обойтись. Сортировка и переработка мусора — лишь ступеньки к последнему этапу жизненного цикла отходов: либо полигон ТБО, либо печь. Эти заявления звучали в рамках «Эконочи» КФУ. Лишь 5% отходов Казани можно сейчас считать полезными — не закапывать же в землю остальные 95%? О кошмарных диоксинах, плюсах и минусах «термической обработки» мусора и сложностях рециклинг-бизнеса казанских предприятий — в материале «БИЗНЕС Online».

«Можем мы существовать без технологий мусоросжигания? — с такого вопроса начала лекцию директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская «Можем мы существовать без технологий мусоросжигания?» — с такого вопроса начала лекцию директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская Фото: Иван Скрябин

«ВСЕГДА БУДЕТ МУСОР, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ»

Раздельный сбор мусора и мусоросжигание стали главными темами лекций в рамках «Эконочи» Казанского федерального университета в минувшую пятницу — аккурат за два дня до митинга, собравшего в воскресенье казанцев на протест против МСЗ. 

«Можем мы существовать без технологий мусоросжигания? — с такого вопроса начала лекцию директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская. — Сначала из отходов нужно изъять все фракции, которые полезно использовать: пластик, макулатуру, резину, органические отходы. Но всегда будет фракция, которую повторно использовать нельзя. Мы не решим вопрос негативного влияния отходов, если будем заниматься только селективным сбором. Мы не решим вопрос, занимаясь только переработкой. Мы не решим вопрос, если будем только сжигать. Только в комплексе мы можем создать условия, когда отходы будут наносить минимальный вред».

Бизнес, который касается природоохранных технологий и экологии, не очень выгодный, отметила Селивановская. И для развития переработки должны быть государственные программы. Тезис сложности работы в этой сфере в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердил Богдан Сабуров — гендиректор компании «Эко-Приоритет». Напомним, что эта компания установила в районах Казани 1,2 тыс. сеток по сбору ПЭТ-тары. Вместе с партнером Сабуров вложил в дело около 10 млн рублей. Люди готовы разделять мусор — так показала практика. За прошлый год казанцы выбросили 430 тонн пластикового мусора, вместо свалки он отправился на переработку. Но крупному бизнесу подобные проекты просто невыгодны. Гораздо проще заниматься простым вывозом мусора, но не переработкой. «Маржинальность на вывозе мусора нереальная!» — заявил Сабуров. Ну, и какой смысл вкладывать деньги в переработку, если люди просто платят нормальные деньги за вывоз мусора?..

По словам Селивановской, особую категорию отходов составляют пищевые. «Это смесь дурнопахнущих органических веществ», — сказала Селивановская. Да, из них можно получать биогаз и биодизель. Но особого экономического смысла в этом нет: в России большие запасы нефти и газа, которые гораздо дешевле выкачать из земли. Так что, очевидно, «мусорная солярка» — технологии будущих веков, но никак не дня сегодняшнего. Еще один продукт, в который можно переработать пищевые отходы, — это органические удобрения. Самый простой пример получения последних — компостные кучи на садовых участках. Но и тут не все гладко.

«Если компост готовится из несортированных органических отходов, то его не рекомендуется использовать под пищевые культуры», — указала на проблему директор института экологии.

Интересно, что, по данным проекта «Энергия из отходов» («РТ-Инвест»), 100-процентной переработки мусора не удалось пока что добиться ни одной стране мира. Лидер — Германия: немцам удалось направить на рециклинг и компостирование 68% отходов. В США объем рециклинга — 34%. Но при этом в крупных городах этот показатель в разы ниже: дисциплинированный Берлин перерабатывает 42% отходов, а бурлящий Нью-Йорк — 19%.

По словам Ольги Гудимовой , сейчас в городе из 100% отходов полезными можно считать только 5% По словам Ольги Гудимовой, сейчас в городе из 100% отходов полезными можно считать только 5% Фото: Иван Скрябин

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ РЕЦИКЛИНГА: НИКОМУ НЕ НУЖНОЕ СТЕКЛО, ЗАТОВАРЕННОСТЬ РЕЗИНОВОЙ КРОШКОЙ И УЖАСНЫЙ «ТЕТРА ПАК»

Свой взгляд на раздельный сбор отходов у директора Поволжской экологической компании Ольги Гудимовой. По ее словам, сейчас в городе из 100% отходов полезными можно считать только 5%. И куда девать остальные 95%?

«Либо полигоны, либо сжигание. Нельзя сказать, что сортировка — это хорошо, а сжигание — плохо. Они дополняют друг друга. Я не за МСЗ, но альтернативы ему пока не существует», — сказала Гудимова. По ее словам, у МСЗ существует ряд минусов: нет на 100% безопасной технологии сжигания мусора, а в РФ отсутствует мониторинг окружающей среды на диоксины. Плюс отсутствует опыт эксплуатации подобных заводов и публичная информация, а значит, нет доверия со стороны общества.

Но затем директор ПЭКа вернулась к вопросам переработки. И тут подводных камней огромное количество. Материалов так много, что применить одну технологию для переработки вообще невозможно.

«ПЭТ — полиэтилен — можно перерабатывать почти весь. Гипотетически можно перерабатывать стекло, — рассуждала Гудимова. — Почему гипотетически? Вторичное стекло на данный момент не нужно никому! Переработка стекла стоит в три раза дороже производства нового. Первичное стекло стоит крайне дешево. И с точки зрения экономики непонятно, зачем его перерабатывать».

Можно перерабатывать и текстиль, но он опять-таки разнообразный, и для каждого — будь любезен, создай отдельную технологию переработки! Прошлась Гудимова и по резиновой крошке. По ее словам, в окрестностях Казани появилось так много небольших цехов по ее переработке (в тротуарную плитку, резиновые покрытия), что рынок насытился. Есть сложности и с батарейками — их, как ранее говорили переработчики, сейчас увозят в Челябинск. В Казани переработки батареек нет.

«Нет на 100% безопасной технологии сжигания мусора, а в РФ отсутствует мониторинг окружающей среды на диоксины» «Нет на 100 процентов безопасной технологии сжигания мусора, а в РФ отсутствует мониторинг окружающей среды на диоксины»

«Это сейчас довольно дорогой процесс, — объяснила директор ПЭКа. — Переработка одного килограмма батареек стоит 300–400 рублей. Кто будет это оплачивать? Разве что сознательные люди... Головная боль — это упаковка типа „тетра пак“ — к примеру, стаканчики из-под кофе в Казани не перерабатываются. Это многослойные материалы, разъединить которые невозможно, их можно только сжечь».

В России, разумеется, есть предприятия, которые перерабатывают многослойную упаковку. Но полноценный процесс разделения упаковки типа «тетра пак» опять-таки технологически сложный. Так что вместо полного разделения картона, фольги и полиэтилена ряд технологий позволяет добиться лишь получения ПЭТ-гранул с примесями алюминия. А такой ПЭТ нужен не всем, надо еще найти под него рынок сбыта. Сложности переработчикам доставляет и постоянное совершенствование продукции. К примеру, половина пластиковой китайской посуды и пакетов, по словам директора ПЭКа, раз в год меняет свой химический состав — в основном ради прочности. В итоге приходится менять технологии переработки.

«Наши переработчики просто не успевают разрабатывать технологии для их переработки», — подводит итог Гудимова. Самые простые для переработки отходы — это бумага, металл и пластик, но в чистом виде: стоит только смешать их с пищевыми отходами, как сплошь и рядом происходит в мусорных баках, и все — для рециклинга все это не подходит или переработка будет ограничена. Со всем остальным есть сложности. Даже с органическим компостом непросто: куда его девать, если под пищевые культуры потом он не годится!

В целях стимулирования развития раздельного сбора мусора Гудимова предлагает ввести хотя бы его дуальный сбор. Собственно, это и предусматривает программа обращения с отходами в масштабах республики. Для этого надо устанавливать во дворах только два вида контейнеров, один — для вторсырья, другой — для несортируемого мусора, объяснила Гудимова. Необходимо также закрыть мусоропроводы в подъездах и ввести на товарах цветовую маркировку для вторичных и несортируемых отходов.

Еще один вопрос, который здорово волновал публику – опасный мусор. Что, если в печь полетят батарейки, ртутные лампы? Еще один вопрос, который здорово волновал публику, — опасный мусор. Что, если в печь полетят батарейки, ртутные лампы? Фото: kpfu.ru

МСЗ: ЗОЛА, БАТАРЕЙКИ В ПЕЧИ И СВАЛОЧНЫЕ ДИОКСИНЫ

Вторая часть дискуссии касалась непосредственно мусороперерабатывающего завода. Напомним, что строить его собирается «РТ-Инвест», наиболее вероятное расположение — Осиновское сельское поселение, где уже приобретен участок. 

Директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская описала технологическую схему работы МСЗ, стоимость которого делится на две части: 50% — цена, собственно, условной печи, остальные 50% — очистное оборудование.

«В результате остается зольный остаток, именно он должен отправляться на полигон, — сказала Селивановская. — Конечно, всегда есть опасность того, что завод будет построен некачественно, будут какие-то выбросы. Это уже другая плоскость. Но мусоросжигающие заводы имеют право на существование как часть схемы обращения с отходами».

Технология швейцарско-японской компании Hitachi Zosen Inova, которую собираются применять в казанской «мусорной печи», предполагает объем летучего зольного остатка в объеме не более 10%. А по массе это 3% — иначе говоря, из тонны сгоревшего мусора будет три ведра золы III класса опасности. Ее необходимо цементировать, а затем отправлять на свалку, но если подвергнуть специальной переработке, то использовать можно даже золу. Еще один тип отходов МСЗ — это шлак, его примерно 10% в объеме поступившего на завод мусора (по массе – 25–30%). Шлак имеет IV класс опасности, то есть не опаснее самих бытовых отходов, поэтому он может использоваться в дорожном строительстве как инертный материал. 

Чтобы увеличить, нажмите

Альтернатива сжиганию — мусорные «эвересты». Мусор на том же Самосыровском полигоне копился десятилетиями, и горящая время от времени свалка накрывала смогом всю Казань. Наконец, в прошлом году завершили техническую рекультивацию горы, в будущем она станет зеленым холмом. И сейчас мусор везут на расположенный по соседству полигон «Восточный». Технологически он соответствует нормативам и вряд ли загорится, но через 10-15 лет там снова будет мусорный «эверест». Высота горы утрамбованного мусора площадью в 40 гектаров будет 40 метров...

Еще один вопрос, который здорово волновал публику, — опасный мусор. Что, если в печь полетят батарейки, ртутные лампы? Селивановская лишь развела руками: несортированные отходы на МСЗ поставлять не рекомендуется. Да и технология сжигания на МСЗ предусматривает предварительную сортировку, «шинкование» мусора до определенной фракции, то есть превращение его, по сути, в топливо.

«Я не апологет мусоросжигательного завода, не защитник его, — заметила Селивановская. — Но сейчас мусор идет на полигон. А несколько лет назад горело „Самосырово“ — там никаких фильтров нет, все попало в окружающую среду...» Напомним, что в 2008 году в апреле свалку тушили даже с вертолета, но она все равно горела не один день.

Кстати, объем диоксинов сгорающего на свалках мусора значительно выше. Ученые НИИЦ «Синтез» приводили данные 2007 года, что 35% выбросов диоксинов в России — горящие свалки, 0,8% — действующие на тот момент МСЗ. На «свалочных пожарах» Подмосковья и Татарстана сгорела за год треть миллиона тонн мусора, выбросив в воздух 190 граммов диоксинов. А объем выброса с планируемых к строительству пяти МСЗ, если они сожгут даже 3,3 млн т отходов, — 0,7 г в год.

Об отправке мусора в гигантскую печь власти республики думают не первый год, изучая опыт строительства мусоросжигательных заводов за рубежом Об отправке мусора в гигантскую печь власти республики думают не первый год, изучая опыт строительства мусоросжигательных заводов за рубежом Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОСЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА МСЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СВАЛКИ В КАЗАНИ ХВАТИТ НА 100 ЛЕТ

Напомним, что об отправке мусора в гигантскую печь власти республики думают не первый год, изучая опыт строительства мусоросжигательных заводов за рубежом. В России проект строительства пяти заводов в Подмосковье и Казани реализует «РТ-Инвест».

В июне 2017 года компания «РТ-Инвест» — «дочка» госкорпорации «Ростех» — победила в конкурсе по выбору застройщиков «мусорной» генерации по Татарстану. В январе этого года входящее в группу «РТ-Инвест» ООО «Альтернативная генерирующая компания – 2» получило право собственности на участок в пределах Осиновского сельского поселения Зеленодольского района. В «РТ-Инвест» заявили «БИЗНЕС Online», что это один из вариантов размещения МСЗ.

Стоимость строительства альтернативной тепловой электростанции, работающей на мусоре, — примерно 20,8 млрд рублей, из которых 80% — кредитные средства. Согласно прогнозу, на момент пуска завода в Казани будет образовываться 650 тыс. т отходов в год. 15–20% отходов пойдут на вторсырье, остальное — в топку завода для выработки электроэнергии, а шлак будет использован в строительстве дорог.

Мощность альтернативной тепловой электростанции «Казань» — 55 мегаватт. Из тонны мусора можно получить 690 кВт*ч электроэнергии, 28 кг металлов, 300 кг инертного шлака и 30 кг зольных отходов. Иными словами, в электричество и стройматериал превращается 90% мусора. А такими темпами полигон «Восточный» можно забивать золой сотню лет (если ее не перерабатывать дополнительно, в этом случае будет ноль отходов). Окупать вложения в «зеленую электростанцию» будут за счет распределения тарифа на электроэнергию среди промышленных потребителей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.03.2018 08:34

В первую очередь необходимо изменить подход к упаковке продуктов. Ввести ГОСТ на стеклотару, производить стандартные ряды бутылок с приемом и повторным использованием. При этом отказаться от пластика и всяких тетрапаков. Сейчас же тонны разнокалиберных бутылок летят на свалку, никому не нужных. Максимально использовать в упаковке картон и бумагу а не пластик, также с полиэтиленовыми пакетами, во многих странах они совсем запрещены.
Сейчас мы сами производим столько мусора, что через несколько поколений утонем в нем или отправим атмосферу окончательно.
Нужно бороться с причинами, а не со следствием. Объем мусора можно сократить в разы, только воля нужна.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:18

    Альтернативы мсз нет
    Мы же цивилизованные люди
    Нам не нужны гигантские свалки отравляющие все вокруг с метровыми крысами

    • Анонимно
      5.03.2018 08:38

      Такие одухотворенные лица у экологов)))
      Сразу видно не за деньги, а старшие сказали ))))
      Удачное фото БО

      • Анонимно
        5.03.2018 10:37

        Экологи митингуют за закрытие свалок
        За строительсво очистных
        За сокращение автомобилей и развитие общественного транспорта
        За развитие парков и лесов
        За очистку водоемов
        За запрет парковки на газонах
        За вынос из города порохового и оргсинтеза

        Это не экологи

        • Анонимно
          3.05.2018 12:35

          Настоящие экологи пусть едут в Сибирь к Агафье и пашут землю деревянной сохой молят зерно ручными мельницами... только ведь за это деньги, те что им падают за проведение митингов, не платят...

      • Анонимно
        5.03.2018 11:22

        Это наблюдатели за митингом, видимо сотрудники силовых ведомств. Среди экологов и активистов таких лиц совершенно не наблюдается.

      • Анонимно
        5.03.2018 12:19

        Это не экологи а зрители))) школьники например)) пару раз тоже на ночь науки ходили с ребенком.

        • Анонимно
          5.03.2018 13:05

          Похожи на представителей заказчика митинга
          Проверяющие))))

          • Анонимно
            5.03.2018 15:05

            если вы о фотографии на главной странице, то это похоже жители Осиново.

    • master
      5.03.2018 08:40

      Ну-ну. В Швеции есть альтернатива, и там перерабатывают 99% мусора, а у нас ее нет? Может, нам не альтернативы, а желания, культуры и мозгов не хватает? Зато нефти и газа много. А о будущем думать зачем? Все равно, дети тех, кто принимает решения о мзс, не рядом с трубой жить будут, а в более экологичность месте. Например, в Швеции...

      • Откуда цифра 99%, Master? Разве что объем переработки мусора указан с учетом сжигания: они это называют переработкой в энергию.

        • Оптимист
          5.03.2018 09:30

          Если это настоящие экологи то они должны митинговать против личных автомобилей и развитие общественного транспорта в Казани

          Вреда от выхлопа личного транспорта в десятки тысяч раз больше чем от МСЗ

          Так?

          • Анонимно
            5.03.2018 10:09

            Нет, не так. Авто уже есть и от них не деться, а вот строительство МСЗ еще можно и нужно предотвратить

        • Анонимно
          5.03.2018 09:58

          Есть другая цифра - более 90% в Норвегии перерабатывается. Людей беспокоит и то, что для переработки и раздельного сбора мусора ничего не делается. Какие шаги были сделаны в этом направлении и каковы итоги?

          • Анонимно
            5.03.2018 11:25

            интересно, а почему в Казань тащат не норвежскую технологию, а какую-то японскую? Кто выбрал? А уже деньги назначены... кто это делает?

            • Анонимно
              21.06.2018 16:16

              А вы не в курсе да? Hitachi Zosen - поставляет оборудование на 30% МСЗ в мире, в Норвегию тоже. Для справки в Швеции сегодня 32 завода - оборудование на них разнится. Цифры переработки, которые приводят граждане соответствуют действительности, но в силу определенных причин, граждане не способны разобраться в вопросе - "По данным местной ассоциации по управлению отходами Avfall Sverige, в Швеции утилизируется 99% бытовых отходов. Это один из самых высоких показателей в мире. При этом шведы научились эффективно превращать мусор в энергию. Почти половина отходов в стране сжигается" - это вам к слову о том, что такое переработка. Сортировка и раздельный сбор, да будет вам известно, это не альтернативы а разные звенья одной и той же цепи: сначала раздельный сбор, затем окончательная сортировка и отправка на второй круг того что можно, затем... и вот тут 2 пути - либо полигон, либо МСЗ, 100% европейских стран использует МСЗ. Если перед тем как орать, так называемые активисты удосужились бы почитать проект они бы увидели, что он именно такую цепь и предполагает.

              Мне кажется при анонсе МСЗ, тупо ошиблись в брендинге, нужно было просто сказать как есть - внедрение новых норм переработки и утилизации - слова бы никто не сказал, построили бы МСЗ - никто бы не протестовал, как не протестуют против оргсинтеза, 2-х ТЭЦ и тепличного комбината. Просто какие-то быдланы услышали про сжигание, не сумели разобраться в вопросе и понять, что имеется в виду, подняли на уши всех кого могли, и до сих пор носятся как ужаленые, не слыша никого и ничего.

          • Анонимно
            5.03.2018 11:27

            Ответ чинуков будет примерно таким: "Уже есть результаты .. бла-бла-бла,
            процесс сбора уже запущен .. бла-бла-бла, освоены первые миллиарды, построены опытные площадки, показавшие свою эффективность .. бла-бла,
            определены ответственные за .. бла-бла-бла,
            давайте МСЗ запустим, а мы потом .. бла-бла-бла"

          • Интересно, откуда вы взяли норвежские 90% переработки? Вместе с МСЗ, или как? )

            Столица Норвегии - Осло. Доля переработки мусора в 2015 году - 37%. В 2018 году план довести долю рециклинга до 50%. Эти цифры легко найти в интернете.

            Вот например источник, не знаю насколько авторитетный. http://www.upakovano.ru/articles/1662
            Доля переработанных бытовых отходов (в качестве вторичных ресурсов) возросла с 9 % в 1992 г. до 45 % в 2001 г. Остальное либо сожгли, либо закопали на полигонах.

            Причем в Осло пошли по пути сортировки мусора не населением, а на заводах. То же самое Ростех и предлагает - сортировать на заводе.

            • Анонимно
              5.03.2018 15:03

              Ага, знаем мы, как они на заводе будут сортировать. Одно дело Норвегия, другое дело наши в России.

      • Анонимно
        21.03.2018 23:42

        Куда уж нам додуматься, думалки не хватить. Всё сжечь, и думать не надо. И экологию , и здоровье людей, и Раифский заповедник, всё в печь.

    • Анонимно
      5.03.2018 08:42

      О крысах с самосырово легенды ходят
      Что они зазевавшихся бомжей уносят

    • Анонимно
      5.03.2018 09:39

      какая страна - такие и ученые. сортируйте мусор, ... . понятно все невозможно рассортировать. а работать над новыми материалами, которые легко перерабатываються, я так понимаю, мозгов не хватает. Мусор, это очень серьезная проблема - и решать нужно системно.

    • Анонимно
      5.03.2018 14:14

      Но расположить подальше-то это МСЗ можно?
      Километров на 10 хотя бы от объездной Казани.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:23

    Противники МСЗ должны отказаться от всех благ современной цивилизации и только потом они будут иметь право агитировать против заводов.

    • Не соглашусь. Информации об МСЗ мало. Что хотят строить, до конца непонятно, техзадания нет. Какой будет морфология мусора на заводе, что будет на выходе, что пойдет из трубы! А негативный опыт работы МСЗ существует и в Европе, и в России. Есть и положительный опыт. Естественно, что люди беспокоятся и общество имеет право на протест.

      • Анонимно
        5.03.2018 17:16

        А ее скрывают, эту информацию. В Подмосковье планируют такой же завод, так там сильнейший протест населения, так как оно владеет полной информацией после проведения по своей инициативе независимых экспертиз и опроса экспертов. А у нас здесь только слова чиновников о якобы "безвредности" и всё. Почему ни одна из госорганизаций не прислала на митинг представителя, если все так честно? Их же приглашали.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:27

      Давайте построим около вашего дома, ОК?

    • Анонимно
      5.03.2018 09:44

      Вы возле своего дома стройте, а мы возле своего не дадим.

      • Анонимно
        5.03.2018 10:04

        И так в промзоне строят
        Что его теперь к нам на Чуйкова тащить?

        • Анонимно
          5.03.2018 15:08

          А ничего, что в этой зоне уже стоят вредные заводы? По-вашему, в этой зоне не люди чтоли живут? Пусть окончательно чтоли задохнется народ в этой зоне? И так каждый вечер в этих районах гарью воняет не поймешь с какого из заводов. Совесть имейте!

  • Анонимно
    5.03.2018 08:34

    В первую очередь необходимо изменить подход к упаковке продуктов. Ввести ГОСТ на стеклотару, производить стандартные ряды бутылок с приемом и повторным использованием. При этом отказаться от пластика и всяких тетрапаков. Сейчас же тонны разнокалиберных бутылок летят на свалку, никому не нужных. Максимально использовать в упаковке картон и бумагу а не пластик, также с полиэтиленовыми пакетами, во многих странах они совсем запрещены.
    Сейчас мы сами производим столько мусора, что через несколько поколений утонем в нем или отправим атмосферу окончательно.
    Нужно бороться с причинами, а не со следствием. Объем мусора можно сократить в разы, только воля нужна.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:36

    Если хотели строить МСЗ зачем строили там жилые комплексы. Там же не место, природа не справится с ощущением.
    Где подъездные пути? Это какая нагрузка на Тецевскую улицу.
    Экологам хочу напомнить что кроме Восточного есть ещё полигон около Новониколаевки. Откуда взяли таких некомпетентных так называемых экологов.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:10

      Какие это экологи?
      Вы на фото посмотрите
      Братки

      • Анонимно
        5.03.2018 10:51

        Не только картинки смотрите, но и текст почитайте.

      • Анонимно
        5.03.2018 11:05

        Обычные люди. В основном молодые девушки.

      • Анонимно
        5.03.2018 11:30

        Это правоохранительные органы нынче такой штат набирают, чтоб бандитам страшно было))
        Регулярно такие ребята стоят по периметру оппозиционных митингов. Всем понятен источник их присутствия - слишком сильный контраст в лицах.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:13

      Полигон ТБО, если вы имеете в виду казанский, сейчас "Восточный". Тот, что в районе Оргсинтеза, уже заполнен.

      • Анонимно
        5.03.2018 10:02

        Да ну на. Откуда там мусоровозы выстраиваются? Не для вывоза ли? Не смешите мои тапки.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:49

    Азат Д

    А почему противоположную сторону с другим мнением не пригласлили?
    Можно же например обязать производителей выпускать перерабатываемую упаковку, или принимать её обратно.

    • Можно и обязать производителей перейти на картон. Но без раздельного сбора отходов все равно не обойдемся: очистки пополам с картоном - и все, картон не переработать. Еще момент: пика рециклинга в мире добилась Германия. 68% мусора идет на вторсырье. А остальное немцы все равно жгут.

      В зале присутствовали скептики, и была реплика - нам МСЗ не нужен, давайте строить его в Индии. Докладчики же четко говорят: альтернатива - свалка. Потому что весь мусор не переработать.

      • Анонимно
        5.03.2018 09:33

        Азат Д

        По картону, достаточно отдельно сделать крытую небольшую площадку, и туда люди будут складывать, а другие забирать и сами сдавать. К нас у дома вижу люди ковыряются и сдают. А в организации отдельно картон складывают и много желающих его собрать и сдать. И это сказывается на расходах организации по вывозу мусора, его намного меньше, так как картон объемен в контейнере
        Вы там больше теоретики собрались. Хоть начните с чего то рельного в разделе мусора, а то одни разговоры. То открываете с помпой, потом по тихоньку закрываете, до очередной презентации раздельного сбора. Так же и с контейнерами с пластиковым сбором .
        Так и скажите, что у вас далее система не готова, в том числе и поощрения за раздельны сбор и вторсырья. А то на горожан пеняете, какие они не сознательные и не будут собирать.

      • Анонимно
        5.03.2018 09:34

        Вы где столько леса увидели, чтобы все перевести на картон?

  • Анонимно
    5.03.2018 08:49

    Вообще в статье неверно акценты расставлены. Описывается сколько золы и на сколько хватит полигона при этом. Вопрос золы мало кого волнует, речь идёт в первую очередь о выбросах в атмосферу. И ещё, зачем "грязную электростанцию" иезуитски называть "зелёной электростанцией"? Вы издеваетесь?

    • Зола должна волновать. Если ее не уловить, в воздух уйдет пыль III класса опасности.

      Тема выбросов в тексте также присутствует. Пять предполагаемых к строительству заводов за год выбросят 0,7 г диоксинов (расчеты производителя). Горящие свалки в Казани и Подмосковье за 2007 год выбросили 190 граммов.

      Авторы исследования: РОЗАНОВ В.Н., ТРЕГЕР Ю.А. "Научно-исследовательский инженерный центр "Синтез". https://elibrary.ru/item.asp?id=18048530

      "Зеленая" - правительство называет тариф на электроэнергию с этой станции "зеленым". Можно назвать завод мусорной электростанцией, если хотите.

      • Анонимно
        5.03.2018 09:17

        Вы не поняли. Зола не волнует потому, что она улавливается элементарно с помощью фильтров. Сложность в очистке именно газообразных продуктов горения. И эффективность очистки вредных газов (а не золы) вызывает очень много сомнений. И вопросов, на которые ответа никто не даёт.

        • Конечно, состав газообразных продуктов горения вызывает вопросы. И на них пока нет ответов - мы не знаем техзадания завода. Мы не знаем, что у него там из трубы пойдет.

          Но сравните это с факелом КОСа, который своим факелом сжигает отходы производства на стометровой высоте. Просто в воздух, без фильтров. Может, там конечно другой состав газов. А вы это знаете? Есть хоть один противник МСЗ, который подумал об этом? Сколько сот тонн газа сгорает каждый день? И где протесты )

          • Анонимно
            5.03.2018 09:52

            Неверный подход. Если оргсинтез коптит, это не значит что можно строить ещё одну трубу с выбросами. Оргсинтез отдельно, МСЗ-отдельно. Речь сейчас идёт о строительстве нового завода, а о строительстве системы очистки факелов оргсинтеза должен быть отдельный разговор.
            А иначе это детский лепет получается -раз они коптят, значит и новому заводу можно?

        • Анонимно
          5.03.2018 15:13

          То-то чувствуется, как у них фильтры ОЗС и порогового улавливают. Каждый день на ночь глядя вонь. И с МСЗ так же будет.

        • Анонимно
          5.03.2018 16:48

          Откройте перечень наилучших доступных технологий. Очистка дымовых газов от диоксинов и солей тяжелых металлов - активированный уголь, SO2 - негашеная известь, NOx некаталитическое восстановление карбамидом или аммиаком. https://w2e.ru/process/ тут есть информация. На сколько я понимаю скоро появится информация по техническим решениям по московским заводам, чуть позже по Казанскому Не выкладывают информацию, скорее всего потому что нечего выкладывать, ее просто нет. Перед общественными слушаниями все равно выложат. Тогда и будем смотреть. А кричать нас не информируют на митинге и не договаривать причину, ну выборы друзья, штабу кандидата Грудинина, и Явлинского нужны голоса, нужен результат работы, а то зарплату не заплатят за плохосделанную работу. Обидно что хитропопые политики используют доверчивых активистов в своих целях.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:50

    наконец профессиональные ответы и отличный текст!
    либо полигон, либо сжигание. сортировку никто не отменял, она обязательно будет.
    а от нас с вами требуются не митинги, а грамотность в дуальном сборе мусора!

    • Анонимно
      5.03.2018 09:04

      Митинги оплачиваются мусорной мафией
      Которая не хочет терять своих сверхдоходы

      • Анонимно
        5.03.2018 10:41

        Если бы митинги оплачивались хоть кем-то, об МСЗ и митингах вы бы услышали и от известных блогеров, и от знаменитых артистов певцов, и с листовок раз данных по всему городу, и с баннеров. Только этого нет. Копеечных вложений самих не равнодушных противников МСЗ едва хватает на пару тысяч листовок.
        Да и мусорная мафия, как вы выразились, не сдала свои позиции, просто теперь она будет получать свою прибыль на МСЗ.

      • Анонимно
        5.03.2018 15:18

        Ты сам и есть мусорная мафия значит, раз так пишешь. Чем дальше от действующих свалок построят МСЗ, тем больше заработает мусорная мафия, на одних перевозках мусора. Потому мусорная мафия как раз за завод. Не удивлюсь, если это их морды лица на фото.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:20

      Необходимы решения на государственном уровне по сокращению объёмов мусора, описанные выше, а не только грамотность в сборе мусора.

  • Буре
    5.03.2018 08:55

    Так же люди наверно сопротивлялись и первому паровозу и сталилитейному заводу
    Плохо воспринимается новое
    Как Петр картошку в России вводил?
    Насилием
    Пора заканчивать со свалками
    Это вчерашний день

    • Анонимно
      5.03.2018 09:34

      Поселитесь рядом с МСЗ?

      • Анонимно
        5.03.2018 11:25

        зачем ему? он в Солнечном городе, оооочень далеко от МСЗ живет.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:58

      Дело не в сопротивление новому. Дело тут в том, КТО и КАК будут реализовывать проект МСЗ. В этих вопросах и кроется опасение жителей города.

      • Анонимно
        5.03.2018 14:11

        Не жителей города, а экоактивистов. Которые открыли группы ВК и тупо говорят: а я им, этим ростеховцам, не верю. Им лишь бы бабло срубить. А на нас им начхать. А чиновники начиная с самого верха им только подпоют.

        • Анонимно
          5.03.2018 17:01

          Я просто житель города и я не экоактивист. Но я против завода.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:59

    МСЗ нужен но с одним но:
    80% затрат на его создание должны быть экологические составляющие: фильтры, расходники, отстойники, культивационники и т.п. (я не спец в очистке от примесей и экологии). Сократите на 50% затраты на сабантуи, фесты, кинотатавры, фейерверки и т.п. и заверните эти финансы на эти цели.

  • Анонимно
    5.03.2018 09:06

    Почему не написали про митинг жителей против строительства мсз. Почему молчит БО. Что, уже смирились со строительством завода в Осиново? Когда планировали строить в Самосырово, все кричали нет МСЗ, выбросы окутают весь город, убьем экологию. И что теперь? Лишь бы подальше от меня.

    • О митинге мы даже анонс давали в одном из текстов. Да, митинг в Парке Петрова состоялся, по разным оценкам, участвовали от 200 до 500 человек. Например, второй секретарь КПРФ Артем Прокофьев пишет, что ему выдали бумажку с номером 359 - так считали участников )

      Один из лозунгов - от имени 28 000 человек требуем отменить строительство МСЗ.

      • Анонимно
        5.03.2018 10:05

        28 тысяч против миллиона?
        Маловато

        • Анонимно
          5.03.2018 15:30

          В данном случае правильно писать Миллиона
          Так как Миллион- это нарицательное имя буржуев и олигархов.

  • Анонимно
    5.03.2018 09:36

    Азат Д

    Кстати, что там на счет крематория?
    Се ля ви.
    В миллионном городе без него не обойтись, вокруг Казани будут кладбища, и при расширении города внутри, как например с Самосыровским кладбищем, после присоедениния Кощаково. Да и кладбищенские дельцы греют на этом руки, распоряжаясь землей.

  • Анонимно
    5.03.2018 09:58

    это первое выступление единственного ученого в Казани по теме. Остальные - это игроки рынка и не отвечают на вопросы. Где ученые и где полемика по сути задачи - где опыт Германии, Австрии, Франции, Англии? Не надо прикидываться, что сидящие в зале искушенные специалисты.... их пока не видно. Примитивные описания процессов и путаница критериев. Серьезнее надо с этим разбираться. Дилетантов множество, а нужны реальные ученые, иначе Техническое задание напишет кочегар, ему сделают ( купят) иностранную печку - и все дела. Много болтовни - а где конфренция специалистов? Пока частные и некомпетентные комментария о "богатом проекте печки".

  • Анонимно
    5.03.2018 10:11

    Провели бы общегородской референдум. Или хотя бы среди тех кто будет жить в радиусе 10-15 км

    • Референдум даст вам ответ - нет МСЗ, а к свалкам мы и так привыкли.

      • Анонимно
        5.03.2018 10:45

        Это будет выбор горожан. Или вы против свободного волеизъявления?

        • Анонимно
          5.03.2018 11:24

          Горожане не против мсз
          Они против мсз рядом со своим домом

      • Анонимно
        5.03.2018 10:56

        Дмитрий, может вам стоит встретится с активистами против мсз. Хотелось бы выслушать их позицию и аргументы. Вы только мнения чиновников приводите.

        • Давайте я приведу аргументы активистов.

          1. Нет МСЗ - мы за чистый воздух.
          2. Из мусора можно делать новые вещи, потому что весь мусор можно переработать. Для этого нужен раздельный сбор.
          3. Надо сокращать производство мусора!
          4. Свалок не будет, потому что все переработается.
          5. В Европе запретили строить МСЗ, и это недаром: европейцы не дураки, они боятся диоксинов.

          В тексте в принципе есть ответы на все вопросы, кроме последнего пункта. Европа не запретила МСЗ. Европа их продолжает строить (Польша, Прибалтика, Дания). Просто их уже там столько! Например, Дания и Швеция жгут более чем по 500 кг отходов на человека в год. Естественно - приоритет господдержки теперь отдают переработке и сокращению образования мусора.

          • Анонимно
            5.03.2018 11:39

            Один из основных аргументов активистов, что при нынешнем политическом строе и коррупционных издержках в России невозможно реализовать такой проект, чтобы не были нарушены права граждан на безопасную среду.
            Кстати, по какому праву потребителей обяжут выкупать дорогую энергию от МСЗ ??

            • Анонимно
              5.03.2018 12:21

              так было всегда. Любая энергия (например, альтернативная) по себестоимости выше банального сжигания угля или газа и ее производство обычно дотируется государством как необходимость

              • Государством датируется добыча из чиситых источников. А тут нет никакой датации - есть просто мошенническая выжимания средств у бизнеса и населения при экологически грязных издержках производства.

            • Да, широко известный принцип "Никому не верю, все врут и воруют". Согласен, есть такой аргумент экоактивистов.

          • Анонимно
            5.03.2018 11:39

            Это все с ваших слов. Хотелось бы от первого лица.

          • Анонимно
            5.03.2018 11:51

            В Европе жесткий контроль за соблюдением экологических норм. У нас же это будет никем не контролируемая печка.

            • Анонимно
              7.03.2018 16:09

              Ну Вы наверное экологическое законодательство не изучали. Так вот, там присутствует требования об оснащении таких "печек" системами непрерывного мониторинга выбросов. Новые печки не пройдут экологическую экспертизу без системы мониторинга выбросов. Старые должны быть оснащены. И штрафы драконовские...

          • Анонимно
            5.03.2018 17:07

            А в других странах запретили. При этом уровень законопослушности и контроля в странах, где такие заводы есть, не сравнить с российским. Здесь будут экономить на всем, в первую очередь, на очистительных фильтрах.

            • Анонимно
              5.03.2018 22:16

              Где запретили-то? Европа строит (Польша, Дания), в США мусор жгут. Дубай вон тоже собирается. В Китае заводы есть. Вы что, умнее всего мира?

  • Анонимно
    5.03.2018 10:34

    Настоящие экологи митинговали бы за закрытие свалок, эти кто?

    • Анонимно
      5.03.2018 11:00

      Это и есть настоящие экологи. Они выступают за переработку мусора, а не тупое сжигание всего подряд с вреднейшими выбросами в атмосферу от сжигания пластика, батареек и т.д.. А вы не задумывались, где будут захоранивать токсичную золу?

      • Анонимно
        5.03.2018 11:07

        Вреда от токсичных и радиоктивных выхлопов личных автомобилей гораздо больше
        Эколог?
        Бастуй против автомобилей и за метро

        • Анонимно
          5.03.2018 11:42

          Автомобили уже есть, а завод можно остановить и вместо него построить мусороперерабатывающий. По поводу экологичности автомибилей, весь мир уже движется к тому, чтобы сократить выбросы от авто. А если вы лично про меня, то я как раз и езжу на метро).

        • Анонимно
          5.03.2018 11:50

          Ого, личные авто уже и радиоактивные) До чего только не договорятся приспешники власти)

          • Анонимно
            5.03.2018 12:18

            Нефть радиоктивна, значит и бензин тоже, значит и автомобиль тоже
            Для вас это открытие?

            • Анонимно
              5.03.2018 12:53

              Скажу по секрету, всё в той или иной степени радиоактивно, и вы в том числе)

              • Анонимно
                5.03.2018 13:41

                Что то больше что то меньше
                Нефть больше
                Любой разбирающийся в этом вам подтвердит

      • Анонимно
        5.03.2018 11:30

        требуйте системного анализа актуальной проблемы и не полагайтесь на дилетантов в городском управлении - требуйте научную конференцию по проблеме растущего города. Цирк за миллиард покрасить- это не МСЗ за 7 миллиардов потихонечку запустить... ни разу не было ученых по теме в городе, ни разу.

      • Анонимно
        5.03.2018 11:34

        Обывателю всё хорошо, что от нащальства исходит и материал информации не требует особой концентрации внимания - в идеале разжеван и положен в рот в стиле "Петросян".

    • Анонимно
      5.03.2018 11:06

      Закрытие свалок? Чтобы эти свалки были возле каждого дома?

  • Анонимно
    5.03.2018 12:46

    Проще надо. Купить 2 бульдозера, 10 экскаваторов и 50 грузовиков. Экскаваторами копать котлованы глубиной 100 метров, грунт вывозить грузовикам. В котлованы сбрасывать мусор, когда котлован мусором заполнится так, что до нулевого уровня останется 20 метров, засыпать грунтом с помощью бульдозеров. Такая утилизация мусора дешевле будет раз в десять, чем мусоросжигательный завод содержать, а главное - никаких отходов на поверхности земли не будет. И еще. На образовавшихся холмах можно будет устроить трассы для трнировок горнолыжников.

    • Анонимно
      5.03.2018 13:31

      Азат Д

      +++ Согласен

    • Анонимно
      5.03.2018 13:34

      Ну, то есть, ничего, что если затопит грунтовыми водами, что все это опять будет гореть и отравлять все вокруг диоксинами?

    • Анонимно
      5.03.2018 16:55

      все это будет заражать в итоге питьевые горизонты. А человек в основном состоит из воды, которую он пьет. Умник.

  • Анонимно
    5.03.2018 13:11

    Азат Д

    В Казани будут газомоторные автобусы , или канцерогенную солярку будем жечь? от которой передовые мировые города отказываются как - Челны , Париж, Нижнекамск, Владимир, Мадрид, Гамбург, Липецк и т.д

  • Анонимно
    5.03.2018 13:56

    13:34
    Грунтовыми водами не затопит, потому что рыть будут там, где грунтовых вод нет.
    Под землей ничего гореть не может, потому что под землей кислороду нету

  • Анонимно
    5.03.2018 14:40

    где обещанный с 2018 г. раздельный сбор мусора во дворах?

  • Анонимно
    5.03.2018 14:41

    а для чего перерабатывать стекло, когда можно использовать вторично ту же тару, как было раньше? бутылки из-под вина, кофе и т.д.? прямая выгода и экология, возродить пункты приема стеклотары

  • Анонимно
    5.03.2018 14:57

    Кухонные измельчители для пищевых отходов уже обсуждались?

    • Анонимно
      5.03.2018 15:31

      А вы такой себе поставите или может бабушек на пенсию обяжете покупать? Измельчитель стоит не сто рублей, как бы.

      • Анонимно
        5.03.2018 16:58

        1. куда в итоге попадет то все? Из сухой свалки переместится в мокрую...
        2. Будете ставить измельчитель, не забудьте поменять кухонный канализационный стояк..

  • Анонимно
    5.03.2018 19:30

    Ну так куда же, уважаемые комментаторы, мне нести мусорное ведро - жена ругается, грозится оставить без ужина и любви, если не вынесу мусор...

    Отвечайте, пожалуйста, быстрее - есть очень хочется, да и любовь не помешает.

  • Анонимно
    8.04.2018 15:00

    Надо строить , как сказал профессор Ильязов Р, от жилья на 30 км. Это будет верным решением. а не в п. Осиново1!1

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль