Культура 
7.10.2018

Автор «Сююмбике»: «С тревогой думаем о будущем этой постановки»

Спектакль – «знаковое событие» в национальной культуре по версии Рустама Минниханова театр им. Джалиля будет показывать... раз в полгода

Многочисленные восторги вокруг недавней — первой за 12 лет — премьеры татарской оперы в ТАГТОиБ им. Джалиля, судя по всему, никак не отразятся на судьбе постановки. В этом театре не жалуют национальный продукт, поскольку его нельзя продать на европейских гастролях. Ну а пока «Сююмбике» не покажут и на Шаляпинском фестивале — виноваты «Царская невеста» и композитор Римский-Корсаков. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

Многочисленные восторги вокруг недавней - первой за 12 лет - премьеры татарской оперы в ТАГТОиБ им. Джалиля, судя по всему, никак не отразятся на судьбе постановки Многочисленные восторги вокруг недавней — первой за 12 лет — премьеры татарской оперы в ТАГТОиБ им. Джалиля, судя по всему, никак не отразятся на судьбе постановки

«ДО НОВОГО ГОДА «СЮЮМБИКЕ» ТОЧНО НЕ БУДЕТ»

«Премьера оперы „Сююмбике“ — это знаковое событие для нас. Мы гордимся, что национальная опера, которая создавалась профессионалами, нашими специалистами, имеет такой успех. Опера зрелищна и наполнена историей, нашей историей. Мы должны знать нашу историю. Премьера прошла на достойном уровне. Татарстан может гордиться тем, что такой продукт появился у нас. Это событие обязательно войдет в историю!» — такой была реакция президента Татарстана на премьеру национальной оперы «Сююмбике» композитора Резеды Ахияровой в постановке петербургского ветерана оперной режиссуры Юрия Александрова на сцене театра им. Джалиля в конце сентября. Билеты на два показа (26 и 27 сентября) были раскуплены еще летом, а республика, в свою очередь, не пожалела средств на постановку — только на изготовление декораций к «Сююмбике» государственный театр потратил более 10 млн рублей.

С определением «знаковое событие» действительно не поспоришь: последний раз премьера татарской оперы проходила в театре им. Джалиля аж в 2006 году — это была «Любовь поэта» все той же Ахияровой. Соответственно, и резонанс по итогам показов был серьезным, к тому же нельзя забывать, что произведение, посвященное национальной истории, было представлено зрителю на фоне всех последних событий вокруг татарского языка, в ответ на которые республиканские власти пообещали уделять пристальное внимание всему, что связано с национальной историей и культурой. В общем, ажиотаж случился и у публики, в том числе и в читательских комментариях на сайте «БИЗНЕС Online» под материалами и новостями о «Сююмбике» можно было встретить вопросы о том, когда можно будет посмотреть спектакль и где купить билеты. Впрочем, на сайте театра им. Джалиля никакой информации о новых показах нет, а в кассе казанской оперы нам ответили: «До Нового года „Сююмбике“ точно не будет».

Последний раз премьера татарской оперы проходила в театре им. Джалиля аж в 2006 году, это была «Любовь поэта» все той же Ахияровой Последний раз премьера татарской оперы проходила в театре им. Джалиля аж в 2006 году — это была «Любовь поэта» все той же Ахияровой

Как известно, существует две основные модели функционирования оперных театров. Есть традиционные репертуарные театры со своей постоянной труппой, а также так называемая система стаджионе, принятая в мире, когда спектакль прокатывается двумя-тремя большими сериями (под него специально подбираются певцы), после чего либо снимается с афиши, либо консервируется до дальнейшего возобновления. К примеру, Большой театр использует комбинированную модель: с одной стороны, есть постоянный репертуар, с другой — постоянно реализовываются проекты, под которые специально приглашаются уникальные голоса.


Что же до театра им. Джалиля, то здесь эта комбинированная модель работает традиционно с толикой абсурда. То есть, с одной стороны, в казанской опере, по сути, нет своей труппы, а есть лишь несколько певцов, приписанных к театру, с другой — приглашенные солисты работают здесь не серией из четырех-пяти спектаклей подряд, как принято при системе стаджионе, а обходятся одним, в лучшем случае двумя выступлениями. В результате, если при стаджионе спектакль двумя-тремя сериями могут показать за год в театре 12–13 раз, то в Казани иная репертуарная постановка может добраться до 13-го показа на пятом-шестом году своего существования. И это при традиционно серьезных миллионных затратах на те же самые декорации!

А все из-за того, что, как уже не раз писал «БИЗНЕС Online», казанская опера работает на своей родной сцене даже меньше, чем на европейских гастролях. Госзаказ для театра им. Джалиля составляет чуть больше 100 постановок, а в небольших городах преимущественно Голландии ежегодно показывается 120 спектаклей. При этом надо понимать, что радость встречи с прекрасным зрителей европейской провинции все равно оплачивается из бюджета Татарстана.

В это сложно поверить, но, к примеру, в ноябре в театре им. Джалиля покажут только три (!) репертуарных спектакля: 1-го числа — балет «Коппелия», 15-го и 18-го — оперы «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник». А еще будут гастроли театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — его возглавляет… все тот же Александров, который регулярно ставит спектакли в Казани. В общем, ни о каком разнообразии предлагаемого продукта для публики и речи не идет.

Резеда Ахиярова:  «Из-за этих декораций мы оказались в ловушке, сами с тревогой думаем о будущем этой постановки» Резеда Ахиярова:  «Из-за этих декораций мы оказались в ловушке, сами с тревогой думаем о будущем этой постановки»

РЕЗЕДА АХИЯРОВА: «ТАКАЯ СУДЬБА МОИХ ОПЕР И БАЛЕТА, К СОЖАЛЕНИЮ, ХОТЯ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ У ЛЮДЕЙ ПОКАЗАТЬ ЭТО В МИРЕ»

О будущей судьбе новой громкой татарской оперы «БИЗНЕС Online» поинтересовался у ее автора — композитора Ахияровой.

— Резеда Закиевна, поздравляем вас с премьерой «Сююмбике». Каковы ваши впечатления от спектакля Юрия Александрова?

— Лично я, конечно, довольна, что это произведение было реализовано на сцене, потому что данного события ждала уже давно. В целом бывают какие-то маленькие моменты, которые могут быть лучше, но у меня хорошие впечатления от игры актеров, от постановки, от всего процесса, а также от премьерных спектаклей.

— В том числе и наши читатели активно интересуются: когда «Сююмбике» вновь покажут на сцене театра имени Джалиля?

— Этот момент пока для меня самой загадка. Точно так же я каждый год не знаю, как часто будут идти «Любовь поэта», «Золотая Орда». Конечно, нам хочется, чтобы это было чаще, но тут я не в курсе, какие возможности у театра…

В данный момент мне сказали, что «Сююмбике» покажут только в апреле, а в афишу Шаляпинского фестиваля спектакль не будет включен, к большому сожалению для публики и нас — авторов. У них будет премьера «Царской невесты» Римского-Корсакова режиссера Михаила Панджавидзе. Первым спектаклем Шаляпинского они ставят «Царскую невесту» — пять фур из Москвы, их очень долго собирать, а потом очень долго разбирать. А в середине фестиваля после «Царской невесты» уже нельзя ставить «Сююмбике», потому что сначала должны идти премьеры. Вот так объяснили, поэтому спектакли будут только в апреле. Но потом, возможно, в театре будут собирать и разбирать быстрее…

«В середине фестиваля после «Царской невесты» уже нельзя ставить «Сююмбике», потому что сначала должны идти премьеры. Вот так объяснили, поэтому спектакли будут только в апреле» «В середине фестиваля после «Царской невесты» уже нельзя ставить «Сююмбике», потому что сначала должны идти премьеры. Вот так объяснили, поэтому спектакли будут только в апреле»

— Да и на гастроли спектакли по вашим произведениям казанская опера не вывозит…

— Так получается, к сожалению. В «Любови поэта» у нас трансформируется сцена. Когда мы были номинированы на «Золотую маску», то не могли повезти этот спектакль никуда, кроме московского  театра имени Станиславского. Но там у них были свои спектакли номинированы, москвичи нам сцену просто не дали. В балете «Золотая Орда», я считаю, не такие большие декорации, но по какой-то причине его тоже не вывозили.

Хотя и про «Любовь поэта», и про «Золотую Орду» знатоки и дирижеры, в частности итальянец Марко Боэми, говорят, что они могут иметь фурор в любой стране мира, что их надо показывать в Европе. Критики, менеджеры приезжали… Но никуда вывезти не можем до сих пор. Такая вот судьба моих опер и балета, к сожалению, хотя есть желание у людей показать это в мире. Не знаю, как будет с «Сююмбике»... Из-за этих декораций мы оказались в ловушке, сами с тревогой думаем о будущем данной постановки.

Ждать «Сююмбике» придется еще полгода. И, скорее всего, оперу ждет судьба «Любови поэта» и «Золотой Орды», которые в Казани показывают один-два раза в год Ждать «Сююмбике» придется еще полгода. Скорее всего, оперу постигнет судьба «Любови поэта» и «Золотой Орды», которые в Казани показывают один-два раза в год

«В КАЗАНИ ВООБЩЕ СПЕКТАКЛИ РЕДКО ИДУТ, ОНИ БОЛЬШЕ НАЦЕЛЕНЫ НА ПОЕЗДКИ В ГОЛЛАНДИЮ»

Так что ждать «Сююмбике» придется еще полгода. Скорее всего, оперу постигнет судьба «Любови поэта» и «Золотой Орды», которые в Казани показывают один-два раза в год. В Голландии же, понятно, татарские спектакли никто не ждет, тамошние менеджеры предпочитают покупать «Риголетто» или «Искателей жемчуга».

Эта ситуация еще более обидна, так как в премьерных показах «Сююмбике» участвовало большое количество местных певцов, которых еще недавно директор театра Рауфаль Мухаметзянов называл «местечковым казусом». Например, знаковой получилась роль Шах-Али, которую по очереди исполнили звезда татарской эстрады Филюс Кагиров и солист уфимской оперы Ильгам Валиев. Для первого это была интересная и яркая проба пера на оперной сцене, для второго — возможность наладить сотрудничество с театром им. Джалиля, которое никак не складывалось.

«Я очень рад, это был и для театра нужный проект, и в целом для татарского народа очень нужный проект, потому что Сююмбике осталась в истории великой царицей. Такие постановки очень важны для будущего поколения, чтобы оно знало свою историю, хотя, возможно, в опере есть и неточности, такие моменты всегда бывают, без них никак. Не можем же мы говорить об исторической достоверности, ведь каждый историк по-своему трактует былое. Поэтому нужно на оперу смотреть как на произведение искусства, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Валиев. — Я очень обрадован своим участием в этом проекте. Мой герой Шах-Али весьма противоречивая фигура, для татарского народа отрицательная, но, как говорится, хороших или плохих ролей не бывает. Спасибо театру, что доверили. Резеда апа, спасибо».

Солист уфимской оперы отметил, что пока его не приглашали еще раз спеть в «Сююмбике»: «В Казани вообще спектакли редко идут, они больше нацелены на поездки в Голландию. У каждого театра своя политика, ничего не поделаешь».

Что же в сухом остатке? Итак, оперу показали, президенту понравилось, теперь Мухаметзянов может вернуться к текущей работе, которой национальный театр, кажется, только мешает. Ну а еще можно вновь посоветовать посмотреть татарские спектакли «в записи», как предлагал недавно заместитель Мухаметзянова, Юрий Ларионов. Ведь в театре им. Джалиля уверены (цитата): «Мы никому ничего не должны».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.10.2018 10:17

Кто смотрел-все в восторге. Почему руководство театра лишает удовольствия жителей Республики? На самом деле пытались узнать, когда можно посмотреть, но апрель-это слишком.... Непонятна позиция руководства театра. Средства на производство спекталя затрачены, он востребован. В чем проблема? Услышьте просьбы поклонников оперного искусства, введите спектакль в репертуар на регулярной основе. И вообще, почему в первую очередь жители Голландии должны наслаждаться работой труппы театра, который вообще то финансируется из бюджета Республики. И как воспитывать в молодежи любовь к родному языку, культуре, если не посредством искусства? Лично у меня все это вызывает недоумение. Надеюсь, я не одна такая.

  • Анонимно
    7.10.2018 09:18

    Любовник уж очень колоритным вышел.
    Случайно или продолжение исторических домыслов?

  • Анонимно
    7.10.2018 10:17

    Кто смотрел-все в восторге. Почему руководство театра лишает удовольствия жителей Республики? На самом деле пытались узнать, когда можно посмотреть, но апрель-это слишком.... Непонятна позиция руководства театра. Средства на производство спекталя затрачены, он востребован. В чем проблема? Услышьте просьбы поклонников оперного искусства, введите спектакль в репертуар на регулярной основе. И вообще, почему в первую очередь жители Голландии должны наслаждаться работой труппы театра, который вообще то финансируется из бюджета Республики. И как воспитывать в молодежи любовь к родному языку, культуре, если не посредством искусства? Лично у меня все это вызывает недоумение. Надеюсь, я не одна такая.

    • Анонимно
      7.10.2018 10:29

      Один раз посмотреть ещё возможно, а на регулярной основе кому это надо?

  • Анонимно
    7.10.2018 10:28

    Господин Мухаметзянов любит деньги, больше чем свой народ.

  • Анонимно
    7.10.2018 10:44

    Видимо кто то не очень хочет, чтобы опера Сююмбике продолжалась. Это только в Татарстане возможно загубить хорошую вещь.

    • Анонимно
      7.10.2018 11:01

      Очень много исторических ""неточностей".
      Один старик Иван 1У чего стоит.
      А ведь в 1551 году он был на 15 (пятнадцать) лет МЛАДШЕ Сююмбике.
      И "Грозным" он ещё не был - а был Иван обычным подкаблучником своей горячо любимой жёны Анастасии.

      Да и патриот, восстановитель территориальной целостности Золотой Орды, казанский хан и государственный деятель чингизид Шах-Али выставлен а какой-то карикатурной форме.

      А декорации роскошные и вокал великолепный.

      Но нет исторической правды - есть домыслы, мифы и легенды.
      Последние тоже имеют право на существование, но добрые, а не злобные.

      • Анонимно
        7.10.2018 11:50

        Историческая правда в искусстве вещь условная, если произведение хорошее, нудно им просто наслаждаться, а не смотреть на него как на урок истории. Задача искусства- дать эмоции, если вы их получили- значит потратили время и деньги не зря.

        • Анонимно
          7.10.2018 12:36

          Так и давайте эмоции - но эмоции положительные, а не отрицательные.

          Ну кто додумался выставить царицу падшей женщиной?

          Если даже женщина оступилась, то зачем это выставлять на всеобщее обозрение, на всеобщий позор?

          Так что давайте эмоции, но положительные.
          Или положительные эмоции Вы дать не в состоянии?
          Тогда вообще не занимайтесь художественным творчеством.
          Извините за банальность - не удержался.
          Обидно за Сююмбике - она ведь не была "девушкой с пониженной социальной ответственностью".

          • Анонимно
            7.10.2018 14:31

            Воспринимайте это просто как шоу, ничего общего с реальными историческими персонажами там нет.

            • Анонимно
              7.10.2018 16:13

              Но шоу-то какое-то мягко говоря не очень доброе.
              Только отрицательные эмоции возникают - т у русских, и у татар.
              Подобное бы можно было сделать шоу за такие огромные бюджетные деньги.

          • М.К.
            7.10.2018 23:01

            Правильно!
            Хорошее должно бороться с лучшим.

  • Анонимно
    7.10.2018 11:25

    Дурдом какой - то ! Татарстанцы , у себя в Республике , не могут посмотреть оплаченные самим же ( со своих налогов ) оперные постановки , своего же оперного театра !!

    • Анонимно
      7.10.2018 12:37

      Смотреть надо только высокохудожественные, а значит правдивое творчество.

    • Анонимно
      7.10.2018 13:37

      Эффективность израсходованных денег налогоплательщиков надо ещё посчитать.

  • Анонимно
    7.10.2018 11:32

    не пойду, эта опера издевательство над татарами

    • Анонимно
      7.10.2018 12:01

      Вот это точная характеристика - уж очень много исторических "несуразностей".

      Казанцы в 1551 г. выставлены какими-то сепаратистами, жаждущими довершить разгром Золотой Орды, начатый в 14 веке тюрком Тимуром.

      Но ведь хорошо известно, что большинство татар ратовало за восстановление территориальной целостности Золотой Орды и возглавлял это патриотическое движение Казанский хан чингизид Шах-Али.
      Надо ставить оперы, которые объединяют народы, а не сеют вражду.

      • Анонимно
        7.10.2018 16:04

        Режиссёра надо увольнять.

      • Анонимно
        7.10.2018 18:53

        12.01. Орду с помощью татар восстановили, она стала называться Русской ордой - Рос. империей.

        • Анонимно
          7.10.2018 19:18

          Так об этом и разговор.
          Вот об этом и надо было ставить оперу.
          А не выставлять в неприятным виде казанскую царицу.

      • Анонимно
        8.10.2018 10:56

        "Но ведь хорошо известно, что большинство татар ратовало за восстановление территориальной целостности Золотой Орды"

        а в какой восторг приводит ЭТА не замутненность бытия!!!
        спасибо

  • Анонимно
    7.10.2018 13:12

    Минкульту Татарстана пора обратить внимание на деятельность оперного театра им Джалиля - действительно приоритеты непонятны в работе, на кого они работают - татарстанец или провинциальную заграницу

    • Анонимно
      7.10.2018 13:58

      Узбогойся,оперный театр им Джалиля - должен петь для Татар и Республики Татарстан.Кому дорога,ИСТИННАЯ История Татар.

      • Анонимно
        8.10.2018 09:38

        для татар пусть театр им.Г.Камала поет, а русский оперный не трогайте

  • Анонимно
    7.10.2018 15:56

    Полностью согласен с автором, этот театр Оперы и Балета проводит осень и очень странную репертуарную политику, спектаклей ощень мало в Казани.

    • Анонимно
      7.10.2018 16:16

      Какие-то донос га доносе на директора - вместо слов благодарности, опера-то была сделана и поставлена.
      Причём за приличные бюджетные деньги.
      Меценатов не наблюдалось.

      • Анонимно
        7.10.2018 18:38

        Бюджетный это значит народные. Милок. И не доносы это, а крик души. Донос - это обсуждать егоьполитичекую ориентацию, мол, ездит на запад и сдаёт родину.

      • Анонимно
        7.10.2018 19:39

        может еще сказать спасибо за Узгэреш жиле за 80 миллион? два дня издевательства над татарскими народными песнями?

  • Анонимно
    7.10.2018 16:25

    После скольких слов критики, наконец-то поставили долгожданную татарскую оперу. Теперь ждём татарские афиши.

    • Анонимно
      7.10.2018 18:02

      Поставьте балет "Водяная" Бакирова! На что еще национальное детей водить? "Шурале" уже видели!

  • Анонимно
    7.10.2018 16:52

    Целых 12 лет татарский оперный театр не был татарским. Сколько ждать следующую татарскую оперу? Это что было, саботаж?

    • Анонимно
      7.10.2018 19:40

      такие оперы народу не нужны, где татарская царица утешается с любовником и больше ничего

  • Анонимно
    7.10.2018 18:48

    Искусство должно объединять людей.

  • Анонимно
    7.10.2018 21:45

    Дочь Ногайского хана, Казанская царица должна быть сильной, мудрой. Показана не знаю кем. Автор либретто не понял ее. Или режиссер не знает.

    • Анонимно
      8.10.2018 00:02

      Эээ... сила и мудрость в четырех ружьях?

    • Анонимно
      8.10.2018 15:37

      21.45. Внешне актриса-Сююмбике похожа на ногайских татар, башкир, казахов. Знай наших.

    • Анонимно
      8.10.2018 15:38

      В Астане есть улица Сююмбике.
      Казахи тоже считают её своим.

    • Анонимно
      8.10.2018 15:39

      Младший жуз казахов почти весь состоит из ногайских татар.

    • Анонимно
      8.10.2018 15:40

      Башкиры тоже - один из родов младшего жуза казахов.

    • Анонимно
      8.10.2018 15:41

      Между соврем. татарами, башкирами, казахами нет чётких этнических границ.

    • Анонимно
      8.10.2018 15:42

      Казахстан - основ. терр. Дешт-Кипчака, часть З. Орды.

  • Анонимно
    7.10.2018 22:34

    Были на спектакле-очень понравилось! Многие из комментаторов пишут, а оперу не видели. Тоже мне знатоки.

  • Анонимно
    7.10.2018 23:27

    Что то зрительное оформление больше Бухару или Самарканд напоминает. Для достаточно северного климата Средней Волги такие наряды не очень подходят.

    • Анонимно
      8.10.2018 13:36

      23.27. Культурв З. Орды, постордынских татарских государств была близка к среднеазиатской через Хорезм, который входил в состав З. Орды и тесные контакты с Чагатаевским улусом.

      Постепенный разрыв татарской культуры от среднеазиатской начался с 16 века.

  • Анонимно
    8.10.2018 13:22

    Есть небольшая мечта, что бы наши потомки оперы на татарском могли смотреть, причем без подстрочного перевода. Резеда апа- живой классик, её имя будут помнить и при других президентах.

    • Анонимно
      8.10.2018 14:44

      Дус! Ты ещё помечтай, что во всем музыкальном мире отменят итальянский язык... ФФСЕ оперы будут петь на татарском языке. И никаких переводов! Понимайте как хотите!!!

  • Анонимно
    8.10.2018 19:14

    Муса Джалиль перед войной жил себе прекрасно в Москве, но был отправлен в Казань создавать татарскую оперу. Тогда вот хоть кто-то понимал, что оперы и балеты на местные сюжеты - это развитие татарской культуры. А сейчас таких людей, наверное, уже не осталось....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen