Культура 
29.05.2019

Ирада Аюпова: «Может быть, буду битая за это…»

Министр культуры Татарстана о «перезагрузке» Сабантуя, поездке на электричке до «Казань Эскпо» и судьбе памятника Сююмбике

К духовному пробуждению накануне призывала всех глава культурного ведомства Татарстана Ирада Аюпова на очередной уже традиционной встрече с журналистами. Попутно она рассказала об эксперименте с Тукаевской премией, поделилась впечатлениями от Концертного зала им. Ильгама Шакирова и оценила экспериментальную работу Кариевского театра. На встрече побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».

«ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ МИНИСТЕРСТВА МЫ ВИДИМ В ДУХОВНОМ ПРОБУЖДЕНИИ»

Самый открытый для прессы татарстанский министр накануне вновь общалась с журналистами. На этот раз дело происходило в Доме татарской книги (его официально откроют в ближайшую субботу иммерсивным шоу), разместившемся в обновленном музее Шарифа Камала.

Для начала Ирада Аюпова рассказала, что собирается «покуситься» на святое — формат проведения больших культурно-массовых событий. «Я расскажу вам не о самих мероприятиях, а о своих ощущениях от этих мероприятий», — сообщила министр и напомнила о прошедшем в эти выходные «Каравоне». «Самое большое открытие для меня — это то, что люди не готовы становиться участниками интерактива, не готовы участвовать в процессе собственной творческой реализации, не готовы раскрепощаться. У них есть внутренний барьер», — посетовала она. Аюпова уверена, что культура — эта среда, где можно эмоционально раскрепощаться, но людям мешает скромность. — Бо́льшая часть из них предпочитает быть зрителями, но не участниками этого процесса».

Но в минкульте хотят поменять ситуацию, хотя и понимают, что не всем это придется по вкусу. «В этом году мы изменили концепцию „Каравона“ — ушли от громыхающей музыки на протяжении всего дня и постарались вспомнить, что представляет собой этот праздник. Я прогулялась по территории праздника. Люди не готовы принимать участия в процессе — очень трудно менять психологию людей. Бо́льшая часть людей старшего возраста пришли на „Каравон“ в ожидании большого концерта. И им без разницы, кто там будет, главное, чтобы звучало… Но тогда мы должны развести понятия традиционной культуры и массовых мероприятий», — отметила она. При этом министр подчеркнула, что эта тема актуальна не только для «Каравона», но и для многочисленных сабантуев. «Сейчас начинается их череда. Все они начинаются с пролога, которые не столь близки природе этого праздника», — намекнула она на то, что может измениться и концепция проведения главного татарского праздника.


«Тема возрождения традиционной культуры для нас очень актуальна. Минкульт — это министерство, которое в первую очередь исследует нашу идентичность, — продолжила философский спич министр культуры. — И мы должны понимать, что идентичность — это не только констатация, это не только прошлое, но это и возможности в будущем. И в связи с этим важно, чтобы наш культурный багаж не просто был как данность, а мотивировал нас к дальнейшему росту и развитию. Это вызов сегодня. Не просто консервация, а развитие традиционной культуры: как ее сделать актуальной для людей, которые являются ее носителями». Аюпова привела в пример Башкортостан, где на ежегодный этнофестиваль люди выходят в своих национальных нарядах: «Они транслируют свою культуру, они демонстрируют то, что являются носителями этой культуры. Им никто за это не платит, и, самое главное, приходят с детьми! А у нас все этнофестивали представляют собой этномонологи, когда есть большая сцена и на нее выходят этноколлективы. Концепция необходима другая! Культура должна быть среди людей, традиция не может быть законсервированной и положенной на полку. Это неправильно». 

В продолжение темы оратор отметила, что место проведения вчерашней встречи — музей Шарифа Камала — станет коммуникативной площадкой. «Для самой разной аудитории — и молодежи, и сообществ. Мы за возрождение культуры коммуникации. Мы за то, чтобы люди без страха общались, коммуницировали друг с другом», — подчеркнула Ирада Хафизяновна. «100 лет назад Шариф Камал написал свой первый рассказ „Пробуждение“, поэтому сегодня основную задачу министерства мы видим в духовном пробуждении — люди должны проснуться и стать открытыми позитивным эмоциям, открыты творчеству, его восприятию и трансляции», — провела параллели госпожа министр.

«НУЖНО ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ — ДОБАВИТЬ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В НАВИГАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ»

Одной из тем для обсуждения было недавнее вручение Тукаевской премии. Как оказалось, с главной республиканской наградой в минкульте провели эксперимент. До первого заседания комиссии по присуждению премии Тукая министерство культуры отдало все работы экспертам, имена которых Аюпова называть не стала. «Было важным для себя понять, что является ценностью», — отметила она. При этом в итоге все лауреаты Тукаевской премии были в числе работ, отмеченных экспертами: «Они выделили восемь работ, среди которых были и четыре лауреата». Но при этом министр подчеркнула, что сама комиссия принимала мнение самостоятельно, путем долгих обсуждений и нескольких туров голосования.

Что касается концертного зала им. Ильгама Шакирова, в котором и прошла церемония награждения лауреатов, то Аюпова ответила, что «он очень большой»: «Нужно привыкнуть — на любой новой площадке работать достаточно сложно». А концерт, посвященный Дню родного языка, был первым в этом зале. Причем сам праздничный концерт был также отмечен новой концепцией. «Основная миссия — актуальность и неизученность творческого наследия Тукая. Мы заблаговременно попросили наших молодых композиторов написать произведения на его стихи. 80 процентов из того, что прозвучало, был Тукай, но в современной обработке. Даже рэп… Мы пытались показать, что он абсолютно актуален», — рассказала министр.

Отвечая на вопрос о дальнейшем использовании КЦ, который отдален от города, Аюпова ответила, что он неподведомственен минкульту. «Это многопрофильный зал, возможности его потрясающие. Летом будут проведены мероприятия WorldSkills, в дальнейшем будет использован для концертной деятельности. Там можно выступать и с симфоническим оркестром… Но к этому времени нужно исправить ошибки — добавить татарский язык в навигации („Казань Экспо“ получил в этом году от татарской молодежи антипремию „Тяжело с татарским“ — прим. ред.), добавить национальный контент. Все это в качестве предложений мы высказали — надеюсь, будут учтены. Может быть очень хорошей кинофестивальная судьба у этого зала». 

Что касается логистики, то Аюпова отметила, что здесь не должно быть проблем. «В Москве очень большое количество залов выведены за центр города, потому что есть проблемы с парковкой. Я честно проехала на электричке перед проведением мероприятия, потому что мы рассматривали все варианты. Это заняло 30 минут. Там есть проблемы — они идут не каждый час, у них отдельный график. Логистика — это самое уязвимое место, но она решаема», — рассказала она.

 «НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО»

Говорили и о театре. «БИЗНЕС Online» предложил Аюповой дать оценку работе директора татарского ТЮЗа Гузель Сагитовой, назначение которой стало одним из самых ярких кадровых решений главы минкульта в первый год ее работы в этой должности. При этом у начинаний Сагитовой — экспериментальных постановок и активной лабораторной работы — есть и поклонники, и активные критики. Министр ответила, что ей нравится то, что происходит в Кариевском театре. «В обществе должна быть дискуссия. Просто надо правильно маркировать спектакль. Нужно сбалансировано демонстрировать: начиная с выбора произведения, заканчивая способами трансляции режиссерского замысла. Да, мы ошибаемся, да, иногда мы не умеем пока держать себя в рамках — это большая культура, общественные ограничители были, есть и будут, но ни в коем случае нельзя ограничивать творчество. Я всегда об этом говорю. Может быть, буду битая за это. Но я считаю, что нельзя ограничивать творчество!» — сказала Аюпова, добавив при этом, что художников нужно мотивировать к самоконтролю, поскольку, в любом случае есть какие-то границы, например этические. 

«Нельзя допускать, чтобы был призыв к суициду. Но воспринимать с той позиции, что суицид на сцене не должен быть… Тогда давайте запретим „Анну Каренину“, запретим „Грозу“ Островского — там тоже суицид. Это не то мерило. Мерило — то, что остается после посещения спектакля. И должна быть дискуссия, обратная связь», — отметила она.

На вопрос, не боится ли она, что вместе с Ильгизом Зайниевым, который в ближайшее время должен занять пост главного режиссера театра кукол «Экият», в театр придут «Золотые маски», интерес профессионального сообщества, но уйдет зритель, Аюпова однозначно ответила — нет. «Зайниев — человек, который в своем творчестве блестяще сочетает ориентированность на зрителя и сохранение смыслов, — отметила она и привела в пример спектакль „Мәхәббәт FM“ театра им. Камала, который является одним из любимых у зрителя. — У Ильгиза есть понимание и осознание истинных ценностей».

«СЮЮМБИКЕ — ЭТО, КОНЕЧНО, КРАСИВО»

Еще несколько вопросов касались увековечивания имен выдающихся татарских деятелей недавнего и далекого прошлого. «По памятнику Сююмбике пока конкретного решения нет. У Камиля Муллашева очень интересная работа, мы ее обсуждали на совете минкульта. Но есть вопросы по установке этого памятника. Это должна быть гармоничная интеграция в среду», — рассказала Аюпова. Напомним, «БИЗНЕС Online» уже писал, что у властей республики с заслуженным деятелем искусств Казахстана и народным художником Татарстана ведется дискуссия о высоте и месте появления такого памятника. На территории Казанского кремля, как того желает скульптор, установить скульптуру не получится.

«Кремль — это объект ЮНЕСКО и объект культурного наследия федерального значения. Просто так поменять территорию мы не можем», — отметила оратор. При этом министр культуры подчеркнула, что в Казани совсем нет женских памятников и это неправильно. «У нас долгоиграющий вопрос по памятнику Саре Садыковой. Эта тема давно витает в обществе. Мы рассматриваем один из новых вариантов размещения, есть понимание с городом», — сказала она. «Но Сююмбике — это, конечно, красиво. Но тут много позиций есть — например, зачем визуализировать легенду? У каждого своя Сююмбике, — задалась Ирада Хафизяновна. — Решение будет принято: либо будем ставить, либо нет».

Ответила министр и на вопрос об увековечивании памяти Шакирова и Альфии Авзаловой, чьи именные улицы появились на окраине города. «Я считаю, что увековечивание таких личностей, как Шакиров и Авзалова, должно идти творчески. И это даже не фестивали. Важное направление — премии. Тукай перед смертью отдал 500 рублей, которые завещал потратить на талантливых детей. Это видение нашего национального гуру, — сказала Аюпова. — Наша смерть не должна оставаться в памятниках и монументах, она должна побуждать людей к жизни. Это должна быть как эстафета: я добежал и передал. Вопрос не в том, сколько улиц мы переименуем и сколько памятников поставим, вопрос — в жизни!»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии

В последние годы наблюдаем, как Фольклор превращается в Фольклор Шоу, в искусственное мероприятие вместо настоящего народного праздника.
Это происходит на фоне бюрократизации общества, в т.ч. в деле организации таких праздников.
Слишком превалирует роль администраций, приглашенные зачастую на бюджетные деньги "звезды" превращают праздник в корпоратив

  • Анонимно
    29.05.2019 08:32

    Были на Каравоне. Многие люди, кто помоложе, с удовольствием участвовали во всяких играх, где зазывалы хорошие были. Пожилые - те да, в основном у сцены сидели, даже когда там ничего не было. Это можно понять в силу возраста. Мне кажется, надо ориентироваться и на тех, и на других. Вот выбор коллективов несколько удручает, размах меньше стал, коллективов меньше явно, и больше фольклорной "попсы" поют, чем по-настоящему народных русских песен. Мастерство тоже в основном эдакое самодеятельное, редко когда хорошее исполнение слышали. Во дворе церкви коллектив пел великолепно, девчонки еще какие-то молодые на поляне пели, тоже почти профессионально, видно. А многие так, коллективы пенсионеров из самодеятельности, и чем громче, вроде как, тем и лучше. Но в целом очень даже неплохое впечатление от праздника осталось. Можно было не сидеть на одном месте перед сценой, а ходить, и везде что-то происходило. Фотозоны хорошо придумали, продукцию хорошую продавали в основном , а не китайский ширпотреб (не без этого тоже, конечно, но мало в этом году). Так что Ираде Аюповой респект за этот Каравон, все получилось, хоть она и критикует, но, видимо, нельзя достичь совершенства в деле народных праздников, слишком много влияющих факторов. Но это однозначно не должны быть шоу, бразильский карнавал, автогонки и зур концерт в одном месте, как так называемый "сабантуй" в Мингере, например.

  • Анонимно
    29.05.2019 08:35

    «Вопрос не в том, сколько улиц мы переименуем и сколько памятников поставим, вопрос — в жизни!» - вот это молодчина! Вот это достойно уважения!

    • Анонимно
      29.05.2019 18:27

      О "чем" сказала? Переименование улиц и установка памятников - отражаются на жизни людей не всегда радужными красками.

      • Анонимно
        30.05.2019 11:52

        Надо принять закон: вопрос увековечивания рассматривать через 25 лет (после смены одного поколения) после смерти знаменитости.
        Иначе не будет объективности.

  • В последние годы наблюдаем, как Фольклор превращается в Фольклор Шоу, в искусственное мероприятие вместо настоящего народного праздника.
    Это происходит на фоне бюрократизации общества, в т.ч. в деле организации таких праздников.
    Слишком превалирует роль администраций, приглашенные зачастую на бюджетные деньги "звезды" превращают праздник в корпоратив

    • Анонимно
      30.05.2019 06:28

      08-35 это у татар превращается в Шоу, вернее, превратился. Русские, чуваши, кряшены свои национальные праздники в деревнях проводят достойно.

  • Анонимно
    29.05.2019 08:52

    Что с Арскими? Где заявление на стол от Аюповой?

    • Анонимно
      29.05.2019 09:11

      У нас есть комитет по охране памятников, которое возглавляет Гущин. Эта проблематика к минкультуры теперь отношения не имеет. Даже, если Аюпова не идеальна, чужие косяки на нее вешать не стоит.

    • Анонимно
      29.05.2019 10:40

      Ну, Зиля Валеева тоже не бежала на стол заявление класть, когда в 2000-х половину старых зданий в Казани снесли...

  • Анонимно
    29.05.2019 08:56

    Что значит ,визуализировать легенду Сююмбике,царица,нашего Булгарского вилайета,реальная царица,из-за сложнейших проблем с безопасностью государства,радигосударства ,вынуждена была выйти замуж за Шах Али.Аюпова ,это наша царица,это наша история,пускай и трагическая.Как вы смеете ещё сомневаться,ставить ей памятник или нет...

    • Анонимно
      29.05.2019 10:01

      Какой памятник, какой царице, у Вас голова совсем кругом пошла, у нас куча улиц, в честь женщин поименована, вот и ставьте им памятники, визуализация легенды уже есть, падающая башня в Кремле, достаточно!!!

  • Анонимно
    29.05.2019 09:44

    Сююмбике и до "трагического" замужества с Шал Али неоднократно была замужем. У своего последнего казанского мужа - Сафа-Гирея - она была лишь одной из многочисленных жен.
    М. Худяков в "Очерки по истории Казанского ханства" пишет:
    "Составитель"Казанского летописца" перечисляет 5 жен Сафа-Гирея ... но тут мы не видим дочери Шейх-Мамая, но видим и царевну сибирскую, и царевну астраханскую, и крымскую княжну из рода Ширин, и русскую пленницу - "дщерь некоего славного князя", умершую в Казани в третье царствование Сафа-Гирея; Последнею названа Сююн-бике.
    После смерти Сафа-Гирея у него осталось несколько сыновей, из которых трое было взрослых и один младенец - сын Сююн-бике. Два взрослых царевича, Мубарек и Булюк, жили в Крыму при дворе хана Сахиб-Гирея; один - сын русской пленницы - не имел права на ханский престол; младший, Утямыш, родился в 1546 году."
    После выдачи в Москву Сююмбике с сыном Утямышем, Утямыш Гирей был крещен под именем Александра. Александр Сафагиреевич умер в возрасте 20 лет. Похоронен в Москве в кремлевском Соборе.

    Так какие-такие особые заслуги для истории оказала Сююмбике? Какова её особая роль и истории Казанского ханства? За что ей ставить памятник? Это будет памятник женщине - одной из многочисленных жен казанских ханов? памятник женщине из гарема?

    • Анонимно
      29.05.2019 09:58

      Вообщем суверенитет у Казанского Ханства был тогда, когда в нём правили Крымчаки.
      Они и отстаивали свободу государства.
      Как только власть взяли мишаре, они тут же сдали Казань и вошли в Московское царство.

      • Анонимно
        29.05.2019 10:56

        Сююмбикэ мишарка , впервые слышу На счёт Сююмбике , зря они ждали помощи от крымского хана надо было обратиться к киргизам и все было бы нормально а так вечная зависимость от Москвы

        • Анонимно
          29.05.2019 12:23

          Сююмбикэ - дочь Ногайского хана Юсупа. Но отец ей тоже не помог в 1552 году

          • Анонимно
            29.05.2019 15:39

            В 1552 году Сююмбике была уже в плену в Москве, а отца её Юсуф бия не было в живых.

            Чёрт кроется в деталях.

          • Анонимно
            29.05.2019 15:45

            Ядгар хану, возглавлявшему оборону Казани не помог в 1552 году промосковский настроенный Исмагил бий, тогдашний правитель Ногайской Орды.

            На помощь казанцам 1552 году прибыл относительно небольшой 3000-ный отряд ногайских татар-добровольцев под командованием брата Сююмбике Юнус мурзы.

    • Анонимно
      29.05.2019 15:32

      Сююмбике - женщина-правительница Казанского ханства, которая должна была властвовать до совершеннолетия наследника престола Утямыш-Гирея. Это уже не мало.

      Главное, Сююмбике для татарского народа - печальный, легендарный символ потери свободы Казанским ханством. Памятники, как правило, ставятся символам.

      • Анонимно
        29.05.2019 16:50

        Сююмбике-регентша была целиком во власти крымцев. Это она получила звание регентши из их рук. А они могли остаться у власти только при малолетнем Утямыше и его матери. О какой власти Сююмбике вы говорите? О каком-таком её царствовании и её власти вы говорите?

        • Анонимно
          30.05.2019 11:55

          16.50. Крымцы - тоже татары.
          В Казани были прокрымский и промосковский партии.

          • Анонимно
            30.05.2019 16:01

            Крымцы. А что же они своим татарам на помощь не пришли? Стиусили, дали на растерзание. Они хуже, чем те, которые пришли с Иваном Грозным.

    • Анонимно
      29.05.2019 15:54

      Ренат Харис тоже так думает. Коллеги по несчастью что ли?

    • Анонимно
      30.05.2019 06:31

      09-44 это смахивает у них на пословицу : На безрыбье и рак рыба. Есть заслуга, нет заслуги, но надо ставить памятник, Содержанке.

  • Анонимно
    29.05.2019 09:44

    А почему менистерство не инициирует проверки ск по поводу незаконного разрушения старинных зданий, таких, как например казармы, разрушенные накануне? И прочие исторические здания? Ведь это в их компетенции...

    • Анонимно
      29.05.2019 10:17

      Они культурные только культура у них урбанистическая и короткометражная! По факту ноль ее вложений

    • Анонимно
      29.05.2019 13:48

      Вопросы по охране исторических зданий уже почти год находятся в компетенции Комитета РТ по охране объектов культурного наследия, а не Министерства культуры РТ.

      • Анонимно
        29.05.2019 16:45

        Значит нужно ходатайствовать, а не сидеть и глазеть, как Казань уничтожают.

    • Анонимно
      29.05.2019 20:52

      Правильно будет писать "мИнистерство".

  • Анонимно
    29.05.2019 10:25

    В августе почти каждый год ездим на фестиваль в Крутушку. Единственное мероприятие, где приятно находиться с детьми, знакомить с фольклором как раз. Пожилых там тоже предостаточно, и молодёжи, как-то ведь все находят себе занятие по интересам. Интерактива хватает, но ненавязчиво при этом, душевно. Успеваешь погрузиться в тему, отдохнуть. И ярмарка шикарная всегда. Каждый раз думается, почему не распространить этот опыт на другие мероприятия? Неужели без грохота и жутких безвкусных "звёзд" на праздниках совсем никак? Если всё к тому идёт - радует, конечно.

    • Анонимно
      29.05.2019 15:47

      10.25. Молодёжь сидит на айфонах. Не ищите её на культмасовых мероприятиях.

    • Анонимно
      29.05.2019 20:53

      Пригласите чиновников - убьете Душу фестиваля....

  • Анонимно
    29.05.2019 11:25

    Министр Аюпова молодец!Красивая умная женщина..

    • Анонимно
      29.05.2019 12:12

      Красивого больше

    • Анонимно
      30.05.2019 00:50

      Ирада Аюпова - луч света в тёмном царстве совмина.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        30.05.2019 14:43

        Татарча бер кәлимә сүз белми бит ул, Татарстанның мәдәният министры шундый булырга тиешме? Юк, Татарстан мәдәният министры ялт итеп әдәби телдә чыгышлар ясарга тиеш, бигрәк тә, халык алдында. Ярты гомерен Казанда яши, шул вакыт эчендә берәү кытай телен өйрәнер иде. Ә безнең түрә ханымнар туган теллебезгә төкереп карый. Татар мәдәниятен санга сукмаган Рәүфәл Мөхәммәтҗановларга һәм Алескандр Сладковскиларга теше үтми министрның. Шундый аяныч, мескен хәлгә калды бүген татар.

        • Анонимно
          30.05.2019 15:58

          Э монда Александр Сладковскийнын ни катышы бар? Ул бит сезнекен тартып алмый. Кочегез житсэ тотып ашар идегез.

          • Анонимно
            30.05.2019 18:15

            Ник аңламаган килеш кысылып маташасың? Сладковски да, Мөхәммәтҗанов та татар милли сәнгатен инкярь итәләр, Сладковски килгәч, Татарстан дәүләт симфоник оркестры татар композиторлары әсәрләрен гомүмән уйнаудан туктады. Сладковски бит Татарстан акчасына симереп ята, былтыр гомум табышы 51 млн сум булган. Өченче ел Казакъстанга барып Татар мәдәнияте көннәре кысаларында Сладковски оркестры чат урыс музыкасын гына башкарып кайтты, бер татар әсәрен программага кертмичә. Бу бит татар халкы һәм Татарстан өчен хурлыкның соңгы чиге. Ник министр ханым мондый башбаштаклыкны туктатмый?

  • Анонимно
    29.05.2019 12:44

    Что сделала Сююмбике для Казани чтобы ей памятник ставили???!!!

  • Анонимно
    29.05.2019 12:56

    Почему бы просто не дать 25% бюджета Каравона организаторам Крутушки? Это единственный нормальный этно/фолк праздник в РТ. А в этом году, похоже, Крутушка будет усеченной... ато и вообще не будет :( судя по слухам, они не выиграли последний грант, так что денег нет... но вы держитесь (

  • Анонимно
    29.05.2019 13:20

    Вопрос не в том, сколько улиц мы переименуем и сколько памятников поставим, вопрос — в жизни!»
    Респект Аюповой.

  • Анонимно
    29.05.2019 14:02

    Ирада Молодец!
    Творческий подходит .А вед наш Сабантуй на самом деле стало показухой. С начало много часовой пролог.Детей убиваются от жары. Потом под фонограммы какой то артист. Все это делается для приезжих гостей. Их встречают,угощают глава района бегает за ними.и это все перед народом. Людям это не приятно .они то пришли отдыхать , играть, танцевать,веселиться. А их заставляют смотреть на этот чуж. После сытого обеда гости и глава покидают место сабантуя и все конец сабантую. Может еще дождь или снег . Потому что нельзя в другой день. Это разве праздник это кошмар.

  • Анонимно
    29.05.2019 14:09

    Зачем дети заставляют участвовать в этих не нужных прологов в начале сабантуя. Они вед после этого и праздник не могут увидеть.
    Надо организовать так чтобы люди сами смогли участвовать в празднике. А так не борьба,одни спортсмены.Не петь от души везде народные артисты под фонограммы.

  • Анонимно
    29.05.2019 15:49

    Сабантуй превратился в шоу, шоу-бизнес.

  • Анонимно
    29.05.2019 15:50

    Из сабантуев исчезает майдан. Какой Сабантуй без майдана?!

  • Анонимно
    29.05.2019 15:52

    На сабантуях зарабатывают шоу-бизнесмены, предлагающие всякие экзотические мероприятия за определённое вознаграждение.

  • Анонимно
    29.05.2019 18:56

    Наконец в РТ появилась достойный во всех отношениях настоящий министр культуры, креативно мыслящая, с собственным мнением. Млодец министр Аюпова.
    Так и продолжайте.

  • Анонимно
    29.05.2019 20:44

    Каравон был замечательный! Громкий бесконечный концерт никому не нужен, просто пожилым людям надо где-то сидеть, а стулья были, в основном, только у большой сцены. Хотя можно было посидеть и во дворе церкви, где, действительно, был замечательный концерт. И люди и подпевали, и танцевали, то есть вливались в действие. Может, завидев ее, кто-то стеснялся, но вообще-то это было настоящее гулянье, и как кто пел, наверное, дело десятое, главное, что это был праздник русской культуры, которой уж не так много в Татарстане.

    • Анонимно
      30.05.2019 06:37

      Но почему то Ирада Аюпова хочет Каравон грести под одну гребенку отживших свой век Сабантуй. Праздник, это что ? Это душа народа. Если нету души, то и нет праздника.А реаминировать умершую душу уже не возможно, это не тело.

    • Анонимно
      30.05.2019 11:57

      Каравон (караван, кәрвән) - восточное слово.

    • Анонимно
      30.05.2019 11:58

      Каравон идёт, собака лает.

  • Анонимно
    30.05.2019 09:52

    Пространная речь с длинными фразами, взгляд вверх - все это признаки проявления презрения, сарказма или раздражения. проявление снисходительности.
    А еще человек не глубоко знает о том, о чем говорит.
    Много слов "я", "мне кажется".

    Вообщем, это не уровень Министра культуры такой красивой, большой республики...

    • Анонимно
      30.05.2019 12:00

      9.52. Психолог, пока отдыхайте. Не выдавайте вердикт, рано.

  • Анонимно
    30.05.2019 15:23

    Без прошлого нет будущего. А то слушаешь современную татарскую молодежь и удивляешься, хотят современные формы, лабаратории всякие, альтернативная музыка,идешь там полная самодеятельность, непонятная и не нужная никому и пошлость.Вот и вся наша культура.

  • Анонимно
    30.05.2019 16:02

    Я вот живу напротив подъезда с пятикомнатными квартирами. Вчера смотрю, свет только на 10 этаже и где-то на 3-4 этаже в одной комнате.

    • Анонимно
      30.05.2019 18:17

      У них культур-мультур не хватает в пятикомнатных квартирах.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль