Хайп вокруг заборов вдоль дорог на прошлой неделе вылился в петицию против их установки. Между тем организовывать ограждения вынуждает федеральный ГОСТ. Нарушение предписаний ГИБДД грозит чиновникам штрафом до 200 тыс. рублей. Пока стандарты не скорректируют, заборная сеть будет только расширяться — к уже поставленным 228 км нужно еще 64 километра. Аргументы сторонников и противников ограждений — в материале «БИЗНЕС Online».
Хайп вокруг заборов вдоль дорог на прошлой неделе вылился в петицию против их установки
«извиниться перед жителями и убрать заборы»
Ржавенькие, поломанные, покосившиеся и новые заборчики появляются в Казани. Местами логика их установки не под силу обычному человеку: то забор перегораживает выход к тротуару, то к муниципальной парковке, то стоит, ограждая клумбу со столбом рядом с проезжей частью. На минувшей неделе тема вылилась в петицию на сайте change.org, адресованную исполкому Казани и Госсовету РТ, с требованием прекратить установку ограждений вдоль дорог, а также «публично признать ошибочность проводимой политики, извиниться перед жителями и убрать заборы». За пять дней воззвание поддержали 1,6 тыс. человек.
«Фотографии, которые мы выложили, сами за себя говорят о том, что заборы, во-первых, выглядят максимально уродски. Во-вторых, никого ни от чего не защищают, в-третьих, не соответствуют современным трендам градостроительства», — написано в тексте петиции. Ее автор — 44-летняя Ксения Зарипова, проживающая в микрорайоне «Салават Купере» и воспитывающая четырех детей. По специальности она преподаватель русского и татарского языков и литературы, работает в Иннополисе. Это не единственное проявление гражданской активности женщины — она координатор сообщества татароязычных родителей и фигурирует в публикациях СМИ времен «языкового конфликта».
«Тема поднималась не один раз, в телеграм-каналах особенно, — рассказала Зарипова нашему изданию причину создания петиции. — Повсеместная установка заборов актуальна не только для Казани, но и для других городов. Они мешают водителям, перекрывают дороги, ограждений слишком много! Люди как будто в тюрьмах. Как-то нецелесообразно, необдуманно, заборы просто некрасивые. Если бы они были симпатичнее, возможно, я бы к ним относилась иначе».
В инициативной группе женщина не одна. Тему поддерживает, в частности, автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев, бывший главный редактор Kazanfirst. Есть еще один человек, но его имя педагог называть не стала. В своем телеграм-канале Гордеев сообщал, что давал интервью Первому каналу, но сюжет на момент подготовки нашей статьи не вышел. Весьма забавным материалом отметилось издание «Инде», курируемое Наталией Фишман-Бекмамбетовой: оно опубликовало серию фотоколлажей знаменитых зданий, окруженных заборчиками а-ля Казань.
«Помните, была жуткая авария на Булаке, когда машина на большой скорости смяла ограждение, — вспоминает Зарипова. — Пешеходы там не пострадали, все произошло рано утром. А если бы там был человек?» Действительно, несущийся BMW X5, не раз засветившийся на камерах ГИБДД (однажды на Ленинской дамбе внедорожник пролетел со скоростью 146 км/ч), в начале июня снес полсотни метров заборчиков. С другой стороны, женщина рассказала историю, что раньше она была за заборы: на ее глазах ограждение как-то не позволило ребенку выбежать на проезжую часть дороги в ЖК «Салават Купере». «Но та авария на Булаке поменяла мое мнение», — подчеркивает активистка.
Установка ограждений в Казани и по всей России идет в рамках инициированного Путиным национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
СПАСИБО ПУТИНУ ЗА ЭТО
Вот уже третий год установка ограждений в Казани и по всей России идет в рамках инициированного Владимиром Путиным национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», сообщили нам в пресс-службе исполкома Казани. План на этот год — 23 км ограждений на 97 млн (4,2 тыс. рублей за метр), выделенных из республиканского бюджета. Территории установки (их по городу в 2019 году 115) определяются отделом ГИБДД Казани — это опасные или потенциально опасные участки дорожной сети, а также места концентрации ДТП. Заказчиком работ выступает татарстанское ГКУ «Главтатдортранс» (учредитель — минтранс РТ).
Что из себя представляет нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»? Согласно его паспорту, к 2024 году в РФ должна быть в 3,5 раза сокращена смертность в результате ДТП по сравнению с 2017-м — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030-му — стремление к нулевому уровню смертности). В нацпроекте прямо указано о необходимости ликвидации мест концентрации ДТП и повышения безопасности улично-дорожной сети. Безопасность, естественно, достигается не только установкой ограждений — это и ремонт дорог, установка дорожных знаков, организация регулируемых пешеходных переходов, дополнительного освещения. Например, в 2019 году на дорожные работы в Казани потратят 6,3 млрд рублей. Из них 2,3 млрд выделили по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» для ремонта 67 дорог и 18 тротуаров.
Программы дорожной деятельности, согласно нацпроекту, должны предусматривать обеспечение безопасности пешеходов, в том числе «за счет применения удерживающих пешеходных ограждений в местах несанкционированного перехода проезжей части, расположений образовательных организаций и мест массового притяжения граждан». К слову, как подтверждают и в ГИБДД, и в комитете внешнего благоустройства Казани, ограждения не барьерные или антитаранные, они рассчитаны только на пешеходов.
Выполнение нацпроекта часто обсуждается на республиканском уровне. Так, в конце 2018 года глава МВД по РТ Артем Хохорин докладывал, что в 2017-м были выполнены мероприятия по устранению 63 мест концентрации ДТП. «Мы пока единственные в России выделили такой показатель, как потенциальные места концентрации ДТП для своевременного реагирования, — в этом году у нас 59 таких участков, на 46 из них выполнены мероприятия по повышению безопасности. На 7 — частично. Это позволяет предупредить возможные жертвы и ДТП», — рассказывал он.
Рифкат Минниханов считает, что с менталитетом наших пешеходов без ограждений не обойтись
ШТРАФ ЗА ОТКАЗ ОТ ЗАБОРА — ДО 200 ТЫС. РУБЛЕЙ
«С менталитетом наших пешеходов без ограждений не обойтись, — считает директор ГБУ „Безопасность дорожного движения“, экс-начальник ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов. — Есть нормы, определяются места, где нужно, где — нет. Честно говоря, таких жестких требований в наше время не было, но в любом случае, если данные вложения сохраняют человеческую жизнь, это нужно делать».
Собственно, установка ограждений ведется в соответствии с действующими ГОСТами (ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»). Там же дана и расшифровка понятия «дорожное ограждение» — это устройство для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение). Причем таковыми ГОСТы были не всегда. Только в 2014 году в ГОСТе 52289 появился абзац, в котором говорилось о необходимости устанавливать заборы вдоль всех перекрестков, школ, у нерегулируемых пешеходных переходов. В конце 2017-го правительство РФ сделало установку заборов обязательной мерой безопасности.
По словам Минниханова, ГБУ не участвует в финансировании установки ограждений безопасности. «Мы в финансировании не участвуем, а обеспечиваем работоспособность приборов, пунктов весогабаритного контроля, проводим профилактические мероприятия. Финансирование все идет из бюджета», — сказал он, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, проходят ли республиканские деньги на установку ограждений через ГБУ.
Зампредседателя комитета внешнего благоустройства Казани Эдуард Вафин также подчеркивает, что установка ограждений ведется в городе по стандартам, за соблюдением которых следит ГИБДД. Так, в 2018 году на устранение нарушений требований ГОСТа Р 52289-2004 в части установки ограждений исполкому столицы РТ выдали 111 предписаний. В 2019-м — уже 53 на устранение подобных нарушений.
«Наша задача не зазаборить Казань, а обеспечить безопасность участков дорог в первую очередь для пешеходов, — говорит Вафин. — ГОСТы действуют на территории всей России и регламентируют безопасность всей дорожной сети. Такие заборы должны быть на перекрестках, сложных участках. Жизнь сама диктует места их размещения. Конечно, какой-нибудь блогер может сказать, что здесь забор не нужен, а если в этом месте собьют выскочившего на дорогу пешехода?» Если требования ГИБДД к безопасности дороги не выполнены, значит, балансодержатель дороги (администрация района) подвергает риску людей. ГИБДД за это составляет протокол по ст. 19.5. КоАП РФ («Невыполнение в срок законного предписания»). Административный штраф на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс., на юридических — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
По данным исполкома, общая протяженность дорог Казани составляет 1,8 тыс. километров. Ограждения безопасности установлены на 228 км, что составляет 12% от общей протяженности дорог, что сравнимо с расстоянием между столицей РТ и Набережными Челнами. Обязательна установка пешеходных ограждений и на регулируемых пешеходных переходах (по 50 м в каждом направлении). В Казани из 1113 регулируемых пешеходных переходов (всего пешеходных переходов в Казани 2445) 320 пока еще не оборудованы пешеходными ограждениями. То есть, если посчитать грубо, нужно минимум 64 км заборов. Однако, по словам врио начальника отдела дорожного надзора отдела ГИБДД управления МВД России по Казани Альберта Якупова, при установке ограждений учитывается планировка городских улиц, каждый участок прорабатывается балансодержателями дорог, «с учетом логики и проектных решений». Ограждения устанавливаются и на разделительных полосах дорог, около остановок общественного транспорта, выездов с прилегающих территорий. В ГИБДД также подчеркнули, что основное предназначение пешеходных ограждений — «канализирование пешеходных потоков» (не путать с канализацией — прим. ред.).
Снижается ли количество ДТП благодаря заборам? В ГИБДД утверждают, что да. В 2018 году на дорогах города снизилось число наездов на пешеходов на 9,8%, в том числе на 19% сократилось количество наездов, связанных с выходом людей на проезжую часть в неположенных местах, по сравнению с 2017-м. В Госавтоинспекции подчеркивают, что достаточно одного наезда на пешехода для того, чтобы на месте происшествия появился забор.
В 2018 году на дорогах города снизилось число наездов на пешеходов на 9,8%, в том числе на 19% сократилось количество наездов, связанных с выходом людей на проезжую часть в неположенных местах, по сравнению с 2017-м
«заборный бизнес» КОРОЛей ГОСЗАКАЗА
За два предыдущих года на заборы потратили около 70 млн рублей: в 2018-м речь шла о выделении на установку заборов 35 млн, примерно такая же сумма фигурировала на сайте госзакупок в 2017-м. Заказчиком работ выступает ГКУ «Главтатдортранс». «БИЗНЕС Online» направил ему запрос, касающийся подрядных организаций на 2019-й, точных объемов финансирования в предыдущие годы, но ответа на момент публикации не поступило. По данным сайта госзакупок, отдельных позиций по установке ограждений на 2019 год не запланировано. Эти работы включены в общие контракты по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Кто же занимался установкой конструкций? Монтировали заборы, по данным контрактов 2017–2018 годов, ООО «УК Волга-Автодор», а также ООО «СК „Казаньдорстрой“».
По сведениям справочно-информационной системы «Контур.Фокус», ООО «УК Волга-Автодор» руководит Алексей Рудаков, владелец — Галина Рыжакова. Компания собрала господрядов на 626 млн рублей. В заказах УК преобладают подряды на аренду спецтехники с экипажем от МУП «Горводзеленхоз», дирекции Кировского района, МУП «Городское благоустройство». И именно эта компания прославилась в июле 2015 года, срубив совершенно здоровые вековые деревья в парке им. Урицкого, который в то время готовили к благоустройству. Тогда прокуратура оштрафовала УК «Волга-Автодор» на 200 тыс. рублей, но осадок остался.
Периодически всплывает в топ-50 поставщиков госзаказа и ООО «СК „Казаньдорстрой“», единственным владельцем и директором которого является Олег Петров. Например, в 2016 году компания подрядилась на ремонт дворовых территории Казани, приводила в нормативное состояние объекты дорожной сети технополиса «Химград», вела ямочный ремонт практически по всей столице РТ.
В исполкоме города сообщают, что, согласно регламентным работам, помывка и покраска ограждений «первых серий» происходит раз в год. Оцинкованные заборы подлежат только помывке, не требуя ежегодной покраски. Так, на содержание ограждений в Казани в 2019 году выделили 6,7 млн, на ремонт — 5,1 млн рублей. Срок службы типовых крашеных заборов «ранних серий» составляет пять лет. Ожидается, что оцинкованные ограждения прослужат 10 лет, если их, конечно, не «перецелуют» автовладельцы в ДТП.
В Госавтоинспекции подчеркивают, что достаточно одного наезда на пешехода для того, чтобы на месте происшествия появился забор
«этот ГОСТ, на который ссылается ГИБДД, перегибочный»
В исполкоме города сообщили, что вид заборов согласован городским управлением архитектуры и градостроительства. Если присмотреться, то первые типовые ограждения появились на улицах столицы РТ в 2013–2014 годах и имели разный вид. С недавнего времени заборы стали единообразными (трубы сварены крест-накрест со штампованными цветочками в центре или просто с круглыми выштамповками, каждая секция оцинкована).
«С одной стороны, есть некие требования к безопасности, нормативы, на основании которых предписано вести установку ограждений, — говорит Фишман-Бекмамбетова. — С другой — ничего хорошего я про это не думаю, подобное не украшает город. Я смотрю, как сделано по всему миру, и что-то пока не слышала о невероятном уровне смертности от ДТП в городах и странах, где таких заборов нет. Подобная мера необходима тогда, когда плохо спроектирована улица, когда потоки людей сконцентрированы в одном месте, а ближайший пешеходный переход находится в совершенно другом. Если пешеходные переходы там, где они необходимы людям, то и заборы в таком количестве будут не нужны. Есть вопросы и к дизайну ограждений. Почему они такие, а не другие? Можно ли сделать за те же деньги что-то более оригинальное и уместное? Я думаю, да».
Когда закончится «заборная история»? В исполкоме на этот счет сообщают, что места концентрации ДТП могут ежегодно меняться. «Ликвидировав одно место концентрации ДТП, может возникнуть другое на ином участке дороги, поэтому предписания ГАИ обновляются каждый год. Где-то становится больше трафик, где-то заселяются жилые комплексы», — говорит Вафин.
В соцсетях также звучат вопросы о том, зачем рядом со старыми ограждениями устанавливают новые. Ответ по этому поводу есть у ГИБДД: старый забор не убирают до тех пор, пока полностью не установят новый.
«Вид ограждений был бы ничего, если бы в них периодически не врезались автомобили, — говорит художник, коренной казанец Ильгизар Хасанов. — В свое время я работал дворником и, когда вижу огороженный тротуар, понимаю, насколько сложно дворникам перекидывать снег. Вот это станет проблемой для них. Был во многих странах Европы и заборы — там они силовые — видел только на скоростных трассах. Дизайн? Его в ограждениях я вообще не замечаю. Оформление хоть красивым сделай, хоть некрасивым. Забор есть забор, эстетики он не добавляет».
О ней говорить не приходится, согласен гендиректор компании «ИнтерМедиаСервис» Антон Явхута (весной посвятил «заборной теме» Челнов свой блог на страницах «БИЗНЕС Online»). Он тоже против тотального «озаборивания». С тех пор ограждений в автограде только прибавилось. «У нас уже пошли дополнительные ряды заборов. Если на проспекте Мира было три ряда, теперь смотрю — уже пять. Добавились ограждения на местной дороге зачем-то. Так что проблема прогрессирует или, наоборот, деградирует», — констатировал Явхута. Был, правда, и положительный момент. Автор блога описал ситуацию около дома 25/09, возле которого закрыли заборами карман, где парковали машины. В течение недели после публикации в ограждениях прорубили две калитки и сделали к парковке асфальтированную дорожку. Теперь люди могут, припарковав авто, не двигаться по проезжей части, не рисковать жизнью, а по дорожкам подойти к дому. Впрочем, по сведениям собеседника «БИЗНЕС Online», у властей все-таки появляется понимание, что с заборами перегнули палку. «У меня была беседа с человеком из высоких кабинетов, который в курсе проблемы, и он сказал, что намечаются изменения в законодательстве, потому что видно, что этот ГОСТ в нынешнем виде, на который ссылается ГИБДД, перегибочный, излишний. Там говорить о безопасности в его контексте просто глупо. Утверждают, что намечаются изменения, но пока их не видно», — рассказал Явхута.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 338