Машиностроение 
26.12.2019

«В 2020 году ничего хорошего не ждем»: как ОПК Татарстана пережить «засуху» оборонзаказа?

Путинские триллионы, отпущенные на перевооружение армии, кончаются — лоббисты бьются за последние куски

Владимир Путин на встрече с руководством Совфеда и ГД вновь покритиковал ОПК за привычку «сидеть на гособоронзаказе», то есть напомнил, что 2020-й должен стать первым годом без массированного ГОЗа. В Татарстане симптомы проблемы-2020 уже налицо: в 2019 году промышленность РТ серьезно недополучила федеральных средств, особенно оборонка. Но, как выяснил «БИЗНЕС Online», если для одних компаний это яма, другие могут серьезно укрепить свои позиции. Надо только выиграть в подковерной борьбе.

Владимир Путин на встрече с руководством Совфеда и Госдумы покритиковал ОПК за привычку «сидеть на гособоронзаказе» и напомнил, что 2020-й должен стать первым годом без массированного ГОЗа Владимир Путин на встрече с руководством Совфеда и Госдумы покритиковал ОПК за привычку «сидеть на гособоронзаказе» и напомнил, что 2020-й должен стать первым годом без массированного ГОЗа Фото: kremlin.ru

минУС 10 миллиардов

Настораживающим с точки зрения перспектив татарстанских оборонных предприятий можно назвать недавнее выступление в Госсовете министра экономики РТ Фарида Абдулганиева. Он рассказал о том, сколько федеральных средств получила в 2019 году экономика Татарстана. Падение выявлено по ряду отраслей, но более всего просела промышленность — минус 18,2 млрд рублей. Шеф минэкономики объяснил это прежде всего снижением финансирования оборонных проектов, но пропорций не уточнил. По нашим расчетам, оборонка республики недополучила федерального финансирования примерно на 10 млрд рублей.

Эта цифра выводится из открытых данных о том, насколько активно местные депутаты в Госдуме РФ привлекают в республику федеральные деньги по госпрограммам, ФЦП и т. д. Выяснилось, что член думского комитета по обороне Ринат Хайров в 2019 году «завел» в Татарстан 4,5 млрд рублей (из них пока поступило 354 млн, остальное — до конца года). Разница с 2018-м более чем в 3 раза: тогда депутат «намолотил» около 15 миллиардов. Эти цифры почти идеально бьются с официальными данными, по которым в 2018 году республиканские предприятия ОПК получили по госпрограммам 14,6 млрд рублей, а за 9 месяцев 2019-го — только 338 миллионов.

Очевидно, это отражение планового падения государственного оборонного заказа (ГОЗ) и, соответственно, финансирования развития ОПК. О начале «секвестра» президент РФ Владимир Путин говорил еще три года назад и предупреждал, что с 2020-го объемы финансирования оборонки сократятся радикально. Вооруженные силы на данном этапе насытились новыми вооружением и техникой — с 2012 года их доля увеличилась с 16% до 68,2%. Да, к 2021-му должно быть 70%, но по сравнению с упомянутым рывком это несущественно. Для оборонных компаний РТ (а их три десятка) такой спад при всей его предсказуемости — факт, безусловно, неприятный: у большинства из них доля ГОЗа в общем объеме продукции превышает 60%, а у многих доходит почти до 100%, заместить такой заказ нечем. «В 2020 году ничего хорошего не ждем, а дальше еще хуже будет», — эмоционально посетовал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» гендиректор одного из казанских оборонных заводов.

В 2018 году оборонщики РТ выпустили продукции на 101,6 млрд рублей — это примерно 3,61% от общего объема промышленного производства Татарстана (2,818 трлн рублей, доля в ВРП — 44,6%). Казалось бы, немного, но в сырьевой экономике каждый машиностроительный золотник дорог, к тому же деятельность предприятий ОПК для Татарстана во многом носит образцово-показательный характер. В конце концов, в отрасли работают 47 тыс. из 336,8 тыс. трудящихся в промышленном секторе РТ. Словом, есть от чего озаботиться проблемой-2020.

Что Татарстан производит для Сухопутных войск

Что Татарстан производит для Сухопутных войск

Что ждет татарстанские оборонные компании? На этот вопрос ответит ГОЗ на 2020-й и плановый период 2021–2022 годов (о его формировании министр обороны Сергей Шойгу рассказал 20 ноября), а более глобально — госпрограмма вооружений (ГПВ; и, соответственно, плана развития ОПК) до 2033-го, о старте разработки которой Путин сообщил 22 ноября на заседании совета безопасности. Пока же на основе открытых данных, информации источников и мнений экспертов можно предположить, какие предприятия РТ могут рассчитывать на лакомые куски пирога гособоронзаказа.

Среди главных задач  — расширение линейки беспилотных летательных аппаратов. В республике 6 центров по проектированию и строительству комплексов с БЛА (на фото – «Эникс») Среди главных задач  — расширение линейки беспилотных летательных аппаратов. В республике 6 центров по проектированию и строительству комплексов с БЛА (на фото — продукция ЭНИКСа) Фото: «БИЗНЕС Online»

БеспилотЧики: ВПРАВЕ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПОДКРЕПЛЕННЫЙ РУБЛЕМ ИНТЕРЕС

«Больше всего денег пойдет на беспилотие и умные боеприпасы», — говорит источник «БИЗНЕС Online» в ОПК. Приоритет беспилотной темы Путин обозначил на упомянутом заседании совбеза. Он указал, что среди главных задач нового периода военного строительства — расширение линейки беспилотных летательных аппаратов (БЛА). «Сирия показала, что беспилотные вещи нужны позарез, — говорит наш источник. — А потому решили отойти от дурной политики типа „ты нам сделай, но бесплатно, а мы посмотрим“. Может, наконец, дошло: беспилотники — это то, что непременно должно быть».

Такая постановка вопроса определенно интересна Татарстану, ведь в республике 6 центров по проектированию и строительству комплексов с БЛА: ЭНИКС, ОКБ им. Симонова, «Аэрокон», кафедра конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ, ОКБ «Авиарешения» и обособленное подразделение Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Завод «Электроприбор» не строит беспилотники, но зато делает для них гиростабилизированные платформы-подвесы с целевым оборудованием. «Работающие в Татарстане компании серьезно вовлечены в проекты в области беспилотных систем, — констатировал в беседе с „БИЗНЕС Online“ ведущий профильный эксперт Денис Федутинов. — В новых реалиях они вправе рассчитывать на подкрепленный соответствующим финансированием интерес к их работам».

Кстати, весьма показательно, что минобороны сразу проявило интерес к проекту мало кому известного ОКБ «Авиарешения» — универсальной авиагрузовой платформе. То есть «чес» идет по всем направлениям, военные, как они публично заявляют, готовы тратить на эту тематику огромные деньги, потому можно быть уверенным, что уже идущая битва за казенные деньги развернется с удвоенной силой, а за готовые проекты — с удесятеренной. По информации «БИЗНЕС Online», различные могущественные структуры не раз делали казанским беспилотным компаниям предложения типа тех, от которых нельзя отказаться. Например, ЭНИКСу. «Но у Побежимова (Валерий Побежимов директор компании — прим. ред.) могущественные друзья за пределами Татарстана, а потому от него отстали», — говорит источник «БИЗНЕС Online» в оборонке.

ОКБ им. Симонова вынудили отдать идущий к завершению проект первого в России тяжелого беспилотника («Альтиус») специально созданному в Казани подразделению УЗГА ОКБ им. Симонова вынудили отдать идущий к завершению проект первого в России тяжелого беспилотника («Альтиус») специально созданному в Казани подразделению УЗГА Фото: president.tatarstan.ru

В этом контексте, возможно, есть смысл пристальнее взглянуть на историю ОКБ им. Симонова, которое вынудили отдать идущий к завершению проект первого в России тяжелого беспилотника («Альтиус») специально созданному в Казани подразделению УЗГА. Находящийся сегодня в СИЗО по обвинению в хищении и злоупотреблении полномочиями гендиректор ОКБ Александр Гомзин заявляет, что его компания подверглась рейдерскому захвату. «Почему могущественные люди вдруг схватились в битве за этот провинциальный актив и за вызывающий большие сомнения касательно его удачности аппарат?» — предлагает поразмышлять один из источников «БИЗНЕС Online». Похоже, на «Альтиус» будут выделять немалые деньги. Так полагает и Федутинов: «По окончании проектирования стоит ожидать серьезных закупок: военные однозначно дали понять, что создание аппарата близкой к американскому Reaper или израильскому Eitan размерности, способного нести широкую номенклатуру средств разведки, наблюдения, а возможно, и вооружения, представляет высокий интерес». Что касается «провинциального актива», то, как уверяет еще один наш собеседник, сегодня ОКБ — «образцовое по оснащенности предприятие». Добавим, что это одна из немногих оборонных компаний РТ, работающая на экспорт (а он всегда был лакомым куском), — ОКБ поставляет за границу комплексы воздушной мишени «Дань М».

В Татарстане по теме «умных» боеприпасов есть, где развернуться. «Точмаш» всегда был известен, прежде всего, как изготовитель взрывателей, сегодня к этому добавилась разработка технологий и оборудования для боеприпасной отрасли В Татарстане по теме умных боеприпасов есть где развернуться. «Точмаш» всегда был известен как изготовитель взрывателей, сегодня к этому добавилась разработка технологий и оборудования для боеприпасной отрасли Фото: president.tatarstan.ru

Умные снаряды: «если в африке постоянно стреляют, ПОЧЕМУ БЫ НЕ ЗАРАБОТАТЬ на этом?»

С беспилотной темой связана вторая из обозначенных Путиным и Шойгу точек роста — умные боеприпасы. «Беспилотники и продвинутые боеприпасы — очень связанные вещи: система разведки и наведения плюс ювелирное поражение, — объясняет наш источник. — Здравый смысл ведь показывает, что большой войны не будет, поэтому концепция такова: делать высокоточное оружие для относительно небольших конфликтов». По сути, речь идет о более эффективной проекции неядерной силы, количественно-качественном переходе от решения задач при помощи лавины огня к аналогичным по эффективности точечным ударам. Собеседник также отметил, что это очень выгодная тема и с точки зрения бизнеса: «Как ни цинично звучит, но, если где-нибудь в Африке постоянно стреляют друг в друга, почему бы не заработать на этом?»

В Татарстане по теме умных боеприпасов есть где развернуться. Например, как указывает один из наших источников, большая часть использующихся сегодня взрывателей разрабатывалась еще в 60–70-е годы прошлого века, поэтому можно предположить, что Казанский завод точного машиностроения будет просто завален работой. «Точмаш» всегда был известен прежде всего как изготовитель взрывателей, сегодня к этому добавилась разработка технологий и оборудования для боеприпасной отрасли. Но есть основания полагать, что завод намерен разрабатывать и сами боеприпасы: не зря на базе его конструкторского подразделения создается научно-исследовательский центр.

Каким может быть современный взрыватель демонстрирует нынешняя продукция «ПОЗИСа», где год назад под вывеской Центра специального машиностроения открыли новое производство продвинутых боеприпасов Каким может быть современный взрыватель, демонстрирует нынешняя продукция ПОЗиСа, где год назад открыли новое производство продвинутых боеприпасов Фото: president.tatarstan.ru

Каким может быть современный взрыватель, демонстрирует нынешняя продукция ПОЗиСа, где год назад под вывеской центра специального машиностроения открыли новое производство (как уверяют, одно из лучших в Европе, на его создание ушло 4 млрд рублей) продвинутых боеприпасов. Тот факт, что там будут выпускать изделия нового поколения, позволяют предположить слова директора департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии минпромторга РФ Дмитрия Капранова, сказанные им на открытии центра: «Мы получим… мощную производственную базу 57-миллиметровых боеприпасов для перспективных систем вооружения».

По открытым данным, изюминка таких изделий — программируемый взрыватель. Перед выстрелом система управления огнем вводит в снаряд данные о том, когда он должен взорваться. К примеру, подрыв на траектории позволяет создать поле осколков, которое поразит цель с большей вероятностью. Использующие такие снаряды пушки в составе боевого модуля АУ-220М «Байкал» планируется устанавливать на перспективных боевых машинах пехоты семейств «Курганец-25», «Бумеранг», «Армата», на самоходной зенитной установке 2С38 «Деривация-ПВО» и робототехническом комплексе «Вихрь». Более того, сегодня московское КБ «Точмаш им. Нудельмана» создает управляемый 57-мм снаряд: до сих пор лазерная головка самонаведения устанавливалась только на 152-мм снаряды.

Что татарстан производит для Воздушно-космических сил

Что татарстан производит для Воздушно-Космических Сил

Добавим, что по выпуску умных снарядов ПОЗиС, видимо, долгое время будет занимать монопольное положение, какое у него сейчас по крупносерийному малокалиберному производству. Также отметим, что 57 мм — это уже средний калибр, таким образом, зеленодольский завод переходит на уровень выше не только по современности продукции, но и по охвату рынка боеприпасов.

Ренат Мистахов подтвердил факт спада заказов: «В целом будущую ГПВ не вижу, но то, что идет снижение объемов по номенклатуре, которую завод активно строил последние 10 лет, мы не можем скрывать» Ренат Мистахов подтвердил факт спада заказов: «В целом будущую ГПВ не вижу, но то, что идет снижение объемов по номенклатуре, которую завод активно строил последние 10 лет, мы не можем скрывать» Фото: president.tatarstan.ru

зеленодольские корабелы: «новых заказов на МРК точно ждать не стоит»

Теперь о тех, кому в условиях новых ГОЗов и ГПВ будет не столь комфортно. Не стоит, по мнению наших собеседников, ожидать громких новостей от Зеленодольского завода им. Горького. Для Татарстана это весьма чувствительно, ведь сегодня на данной верфи строится каждый третий корабль России. «Что начали, сдадут — и на этом пока все», — утверждает наш источник. По текущим проектам осталось сдать: до 2022 года — пять малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт», до 2024-го — четыре МРК проекта 21631 «Буян-М», три патрульных корабля проекта 22160. Не так уж и мало, правда, есть предположение, что выполнение этих заказов сместится к 2027 году.

По текущим проектам осталось сдать: до 2022 года — пять малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт» (на фото)  и до 2024-го — четыре МРК проекта 21631 «Буян-М», три патрульных корабля проекта 22160 По текущим проектам осталось сдать: до 2022 года — пять малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» (на фото), до 2024-го — четыре проекта 21631 «Буян-М», три патрульных корабля проекта 22160 Фото: «БИЗНЕС Online»

«Идет сильная подковерная борьба, некоторые проекты пропихиваются в авральном порядке, новых заказов на МРК точно ждать не стоит, поэтому зеленодольцы вовремя на Крым переключились», — говорит источник «БИЗНЕС Online» в кораблестроении, имея в виду планы по строительству на подконтрольном заводу им. Горького керченском предприятии «Залив» вертолетоносцев и других крупных кораблей. Также источник намекнул, что и дело о взятках чинам минобороны, в котором фигурирует гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов, совсем не случайно появилось именно во время обострения борьбы за заказы.

Что Татарстан производит для Военно-морского флота

Что Татарстан производит для Военно-морского флота

Мистахов в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил факт спада заказов: «В целом будущую ГПВ не вижу, но то, что идет снижение объемов по номенклатуре, которую завод активно строил последние 10 лет, мы не можем скрывать. Очень надеемся, что у министерства обороны появится интерес к другим кораблям».

На Казанском вертолетном заводе едва ли не до нуля упадет тема военных Ми-8. В отрасли, сложилась такая ситуация, что все улучшения по Ми-8 холдинг «Вертолеты России» отдавал в производство только Улан-Удэнскому авиазаводу На КВЗ едва ли не до нуля упадет тема военных Ми-8. В отрасли сложилась такая ситуация, что все улучшения по Ми-8 холдинг «Вертолеты России» отдавал в производство Улан-Удэнскому авиазаводу Фото: president.tatarstan.ru

авиация: «КВЗ едва наскребает заказы», а КАЗ с трудом протянет на одном новом Ту-160

Источники утверждают, что на Казанском вертолетном заводе едва ли не до нуля упадет тема военных Ми-8. Во-первых, вооруженные силы хорошо обновились в этой области. Во-вторых, есть основания полагать, что в дальнейшем гособоронзаказ для КВЗ если и будет, то минимальный. Как объяснил источник «БИЗНЕС Online» в отрасли, сложилась такая ситуация, что на протяжении ряда лет все улучшения по Ми-8 холдинг «Вертолеты России» отдавал в производство только Улан-Удэнскому авиазаводу (УУАЗ), хотя концепция была другая: у обоих предприятий должны быть одинаковые модификации, производство которых распределяется в зависимости от загрузки компаний. «По качеству модификаций УУАЗ хорошо вырвался вперед, а потому Казань от военных скоро вообще ни одного заказа не получит, — утверждает источник. — Показательно, что Улан-Удэ по макушку загружен минимум на два года, КВЗ же едва наскребает заказы — на следующий год будет в лучшем случае 25 Ми-8 для военных и гражданских заказчиков (напомним, завод способен делать более 100 таких машин в год — прим. ред.)».

Казанскому авиазаводу  в нынешнем его состоянии дай бог справиться с имеющимися заказами. Единственный контракт на новые самолеты — это поставка до 2027 года 10 новых Ту-160 Казанскому авиазаводу в нынешнем его состоянии дай бог справиться с имеющимися заказами. Единственный контракт на новые самолеты — это поставка до 2027 года 10 новых Ту-160 Фото: president.tatarstan.ru

Казанскому авиазаводу — филиалу ПАО «Туполев» (КАЗ) в нынешнем его состоянии дай бог справиться с имеющимися заказами. Их можно разделить на реальные и гипотетические. К первым отнесем ремонт Ту-22М3 и Ту-160, штучное строительство специальных Ту-214, ко вторым — модернизацию Ту-22М3 до варианта Ту-22М3М и Ту-160 — до Ту-160М, а также строительство перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Единственный контракт на новые самолеты (был подписан в январе 2018 года в присутствии Путина) — это поставка до 2027-го 10 новых Ту-160 (также известен как Ту-160М и Ту-160М2). «Есть чем заниматься», — отметил тогда президент России. Не совсем так. Как не раз отмечали эксперты, заводу жизненно необходима ритмичная работа по новым самолетам, а одна машина в год на такую явно не тянет. Надежда — только на победу в идущем сейчас конкурсе на создание среднего военно-транспортного самолета. В нем участвуют «Ильюшин» с Ил-276 и «Туполев» с Ту-330. Попутно источник отметил, что все недавние как бы новости о том, что на КАЗе началось серийное производство новых Ту-160, — не более чем информационный шум.

Поскольку пик поставок боевой авиации для министерства обороны РФ пройден, вопросы возникают и по загрузке таких поставщиков аппаратуры и комплектующих для Воздушно-космических сил, как НПО «Радиоэлектроника им. Шимко», «Радиоприбор», альметьевский завод «Радиоприбор», казанский завод «Электроприбор», Казанское приборостроительное конструкторское бюро, «Завод Элекон».

Источник утверждает, что спад будет и по классической оптике, за которую в Татарстане отвечают «Швабе — Технологическая лаборатория» и Казанский оптико-механический завод.

Чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей многоцелевого назначения, необходимо ежегодно поставлять в войска примерно 35 тыс. единиц новой техники. Основных поставщиков сегодня два — КАМАЗ и «Урал» Чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей, необходимо ежегодно поставлять в войска примерно 35 тыс. единиц новой техники. Основных поставщиков сегодня два — КАМАЗ и «Урал» Фото: president.tatarstan.ru

Автопром и техника для арктики: «поставки «КАМАЗов» Минобороны в разы меньше научно обоснованных потребностей»

Вместе с тем возможно пробуждение спящих пока точек роста татарстанской оборонки.

Так, чтобы обеспечивать оптимальный возраст (это когда не менее 60% техники не старше 7 лет) парка автомобилей многоцелевого назначения (АМН), необходимо ежегодно поставлять в войска примерно 35 тыс. единиц новой техники, рассказал «БИЗНЕС Online» известный автомобильный журналист Александр Привалов. Основных поставщиков АМН сегодня два — КАМАЗ и «Урал» (остальные погоды не делают). «Мне совершенно непонятны слова, звучащие с самых высоких трибун, о том, что в 2020 году количество новой техники в Вооруженных силах достигнет 70 процентов: в части военной автомобильной техники это либо не так, либо надо констатировать, что теперь даже технику, выпущенную 15 лет назад, записывают в разряд новой, — недоумевает наш собеседник. — Нужно увеличить ГОЗ. Речь о поставках „КАМАЗов“ семейства „Мустанг“ в значительно больших количествах, нежели это имеет место сейчас. Насколько мне известно, поставки „КАМАЗов“ по договорам с минобороны России намного (в разы) меньше научно обоснованных потребностей».

КАМАЗ может блеснуть и иным способом. В свою бытность оборонным вице-премьером Дмитрий Рогозин рекомендовал Татарстану подумать над темой корабельного двигателестроения. Видимо, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин совету внял. Как известно, в сентябре 2018 года челнинский завод и китайская корпорация Weichai Power подписали соглашение о создании СП «КАМАЗ Вейчай»: на площадях «дочки» КАМАЗа — Тутаевского моторного завода (Ярославская область) — будут выпускать в том числе дизельные двигатели большой мощности для судостроения. Учитывая то, что в России нет школы проектирования и строительства мощных высокооборотных дизелей, а также признание флотским начальством полного промышленного провала на этом направлении, автогигант может стать в данной области монополистом. Как сообщал «Флотпром», «стабилизировать поставку» высокооборотных дизелей флот рассчитывает в 2021–2022 годах. Так что времени у КАМАЗа хотя и в обрез, но оно еще есть.

Могут сыграть и беспилотные наработки челнинцев. Как уверен Привалов, это тема двойного назначения. «Министерство обороны внимательно смотрит, но пока для военных камазовские беспилотники не совсем то, что нужно», — полагает он.

Еще одна автомобилестроительная тема. Как известно, НТЦ «Кама» (входит в шинный комплекс «Татнефти») создал линейку боестойких колес. По информации Привалова, колеса для защищенных «КАМАЗов» и «Уралов» уже переданы в серийное производство. Его объем неизвестен, но, по оценке нашего собеседника, потенциальный рынок пока невелик — для защищенных автомобилей таких колес требуется максимум 2 тыс. штук в год, но, по мнению журналиста, в армии не только бронеавтомобили, но и все АМН должны быть с боестойкими колесами. А кроме «Камы», такой продукции в России не выпускает никто.

Что Татарстан производит для РВСН и ВДВ

Что Татарстан производит для РВСН и ВДВ

Наконец, становится все более актуальным создание техники для Арктики. На этом поприще в Татарстане отметились ЭНИКС (ученые использовали на севере беспилотники «Элерон-3» и «Элерон-10»); КАМАЗ (вездеход КАМАЗ-6355 «Арктика»); завод им. Горького (патрульные корабли проекта 22100 «Океан» для пограничников ФСБ). На роль патрульного самолета для Арктики претендовал Ту-214. Серьезные проработки ЗПКБ по «кораблям арктического плана» отмечал в бытность замминистра обороны Юрий Борисов (с мая 2018 года — вице-премьер правительства РФ по вопросам ОПК). Известно, что зеленодольцы предлагали для этого региона необычный проект — многоцелевую платформу-тримаран.

Юрий Борисов (справа): «Когда тебя партнеры не подводят, их вообще обожать надо» Юрий Борисов (справа): «Когда тебя партнеры не подводят, их вообще обожать надо» Фото: kremlin.ru

В чем сила ОПК Татарстана: «куда нИ глянь, все срывается, а они, заразы, делают»

В условиях формирования новой ГПВ особое значение приобретает лоббистский момент. Собственно, этого не скрывают и в минпромторге РТ, на чиновничьем языке это называется «тесным взаимодействием республиканских органов государственного управления, директорского корпуса и депутатов с федеральными структурами… в целях обеспечения привлечения средств федерального бюджета».

Если расшифровать, то можно сказать словами одного из наших источников: «ГПВ у нас интересная — она постоянно двигается, что-то в ней смещается, переносится, перекидывается. Вроде есть завод в госпрограмме, а отмашки на контракт нет. То есть, как и во всем, ручное управление. Поэтому успешность компании очень зависит от ее лоббистских возможностей, от близости к тем, кто принимает решения по финансированию, особенно к заказывающим управлениям минобороны». Еще понятнее в беседе с «БИЗНЕС Online» выразился главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский: «Пока президент не подписал, будет идти сражение за свои куски».

Татарстан не раз доказывал, что в такого рода делах руки у него длинные. Тут вспомним и Хайрова, и бенефициара ряда местных оборонных компаний, гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова.

Будущее и у „Торнадо-К“, и у „Тайфун-К“ (на фото) с точки зрения выручки безоблачное Будущее и у «Торнадо-К», и у «Тайфун-К» (на фото) с точки зрения выручки безоблачное Фото: «БИЗНЕС Online»

О Когогине — отдельно. «КАМАЗ всеми силами навязывает разработчикам вооружения и военной техники свои шасси и тягачи, — констатирует Привалов, который полагает, что это далеко не всегда оправданно. — В ряде случаев сделать это довольно легко, по сути — в приказном порядке, так как значительная часть предприятий оборонки, как и КАМАЗ, входит в „Ростех“. Так что будущее и у „Торнадо-К“, и у „Тайфун-К“ с точки зрения выручки безоблачное. Тем более есть и политическая составляющая: как показала практика, Когогин легко получает все необходимые аудиенции с любыми нужными ему чиновниками. То есть там, где надо КАМАЗу, будут „КАМАЗы“». Необходимое пояснение. Как известно, автогигант во избежание санкций всю начатую им оборонную тематику (за исключением АМН) передал своей бывшей «дочке», а ныне квазисамостоятельному «Ремдизелю», военные машины стали именоваться не «КАМАЗами», а «К». Но, как полагает автомобильный журналист, это всего лишь следование определенным правилам игры, КАМАЗ продолжает участвовать в судьбе своих как бы незаконнорожденных детищ.

Не прошли даром лоббистские усилия генерального директора холдинговой компании «Ак Барс» Ивана Егорова (справа) Не прошли даром лоббистские усилия генерального директора холдинговой компании «Ак Барс» Ивана Егорова (справа) Фото: president.tatarstan.ru

Вспомним и лоббистские усилия генерального директора холдинговой компании «Ак Барс» (в которую входит судостроительная корпорация «Ак Барс») Ивана Егорова. Чего только стоит «спецоперация» с выводом из состава Объединенной судостроительной корпорации и передачей под крыло завода им. Горького Зеленодольского ПКБ. Но тут есть основание говорить о четком обосновании лоббизма. Мы уже писали о мнении в экспертной среде, что к зеленодольской верфи питает добрые чувства вышеупомянутый Борисов. Один из наших собеседников рассказывает такую историю: «Говорят, Борисову кто-то попенял, дескать, вы неровно дышите к Зеленодольску, и он ответил: „Да, неровно, потому что все контракты, пусть и с какими-то скрипами, выполняются“. Ведь, куда ни глянь, все срывается, а они, заразы, делают. И почему бы к ним не дышать неровно? Когда тебя партнеры не подводят, их вообще обожать надо».

Это мы к тому, что деловая репутация у большинства татарстанских оборонщиков высока, лоббистский ресурс серьезен. За ними пристально наблюдает Минниханов. («Надо отдать ему должное: кто еще из глав регионов так мониторит происходящее в отрасли? — говорит один из наших собеседников. — Разве что Алексей Дюмин, но это Тула, где на оборонке вообще все завязано».) В условиях смещения акцентов с количества на качество и поиска новых идей татарстанской оборонке и ее лоббистам вполне по силам превратить падение объемов ГОЗа в новый рост.

А вы, если бы представилась такая возможность, вложились бы в оборонку?
7%Да, на отдельных перспективных направлениях это выгодно
10%Нет, слишком долго ждать возврата инвестиций
15%Да, но только если в отрасли будут четкие правила игры
64%Нет, велика вероятность, что придут и отнимут бизнес
4%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (76) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
26.12.2019 08:29

"Уралвагонзаводу" отказали в импортных станках из-за санкций".
Смешно. Теперь "Армату" без проклятой НАТО не на чем будем делать. Вообще же в России даже потриоты не особо знают, что вся "мощь России" делается на станках из стран НАТО, с помощью специалистов/инженеров НАТО. Даже баллистические ракеты на Красмаше россиянам теперь делают немцы и чехи. Всё логично: за последние тридцать лет "самоделкины-реформаторы" уничтожили всё станкостроение в России. Можно долго трясти потретизмом в медиа, но это никак не изменит почти вековое отставание в отечественных технологиях от Запада.

  • Моисей
    26.12.2019 08:22

    Триллионы кончаются
    А где результат?

    • Анонимно
      26.12.2019 08:58

      место в списке форбс их результаты

      • Анонимно
        26.12.2019 11:13

        Коррупционная составляющая оборонных денег и древнее оборудование приводят к тому, что эффективно используется менее 20% бюджета!

    • Анонимно
      26.12.2019 08:58

      Ну как бы, прежде чем писать неплохо бы изучить вопрос.

      • Анонимно
        26.12.2019 21:11

        Да, предлагаю вам рассказать про Армату. Или про "серийное" производство ТУ-160 о котором только болтают. Или может о затонувшней суперподлодке с ядерным реактором или упавшем вчера первом серийном СУ-57? Вообщем много о чем можно рассказать.

    • Анонимно
      26.12.2019 09:03

      Колесов один из самых богатых людей Татарстана

      • Анонимно
        26.12.2019 11:10

        Скоро уже не Татарстана, а Франции, самые богатые в Англии и Австрии.

    • Анонимно
      26.12.2019 09:14

      С чего вы взяли, что кончаются? Прекращайте уже вечное свое нытье!

    • Анонимно
      26.12.2019 10:02

      Результат - все друзья и родственники миллиардеры, дети и внуки работают и учатся за границей, жизнь удалась, но.... кругом враги, соседи косо смотрят, поэтому нужно плебсу еЩе поднять пенсионный возраст, повысить налоги, комиссии, пошлины, да и наконец запретить собирать валежник!

    • Анонимно
      26.12.2019 11:08

      результат ??? в Казани 2 фгупа оборонных точмаш и пороховой и там и там работы навалом , а зарплата ? от 10 тысяч рублей ! мастер получает и инженер от 20!!! кто будет там работать ??

      • Анонимно
        26.12.2019 11:47

        Когда в РТ останутся только нефтяные и химические предприятия, оптимизированные, народ за счастье потянется на эти заводы.
        За эти кутарки.
        К этому всё идёт.
        Просто вспомните советское время.

        • Анонимно
          27.12.2019 20:47

          Уже можно начинать тянуться в сторону КЗСК. Зарплату людям задерживают. Ставки есть 6 тыщ. Теперь еще арендатор больничные с отпусками отменил. Платить за них не собирается. Оптимизация, однако.

      • Анонимно
        26.12.2019 19:19

        это наглая лож! в татарстане средняя 40 тыщ!

  • Анонимно
    26.12.2019 08:28

    Ритмичные заказы это то, чего не хватает. Либо густо, либо пусто. А спецов держать ведь надо

  • Моисей
    26.12.2019 08:28

    Где 20 тыщ Армат, где эскадры Ту-160?
    Где все это?

    • Анонимно
      26.12.2019 10:05

      а оно вам надо? вы готовы всё это оплачивать?

    • Анонимно
      26.12.2019 21:14

      Интересная история. Мегарасходы на оборонзаказ прошли, а в армии нет ни Арматы, ни Су-57, ни суперподлодок, единственный авианосец загорелся на несколько миллиардов на вечном ремонте, а серийный ТУ-160 вышел аж в одном экземпляре. Не дороговато ли за столько пиара и нулевой результат?

  • Моисей
    26.12.2019 08:29

    "Уралвагонзаводу" отказали в импортных станках из-за санкций".
    Смешно. Теперь "Армату" без проклятой НАТО не на чем будем делать. Вообще же в России даже потриоты не особо знают, что вся "мощь России" делается на станках из стран НАТО, с помощью специалистов/инженеров НАТО. Даже баллистические ракеты на Красмаше россиянам теперь делают немцы и чехи. Всё логично: за последние тридцать лет "самоделкины-реформаторы" уничтожили всё станкостроение в России. Можно долго трясти потретизмом в медиа, но это никак не изменит почти вековое отставание в отечественных технологиях от Запада.

    • Анонимно
      26.12.2019 10:13

      Уничтожать было нечего. Уже в 80-е серьезные производства базировались на немецких и японских обрабатывающих центрах. На местных станках в основном кустарщина шла.

    • Анонимно
      26.12.2019 21:23

      КАк ранее Моисей болтался 40 лет по пустыне, таская за собой народ и не зная куда примкнуться, так и сейчас совсем заблудился в своих словах о станках и специалистов из стран НАТО, все это полная ерунда, что даже дальше мысль и развивать НЕ НАДО!!

  • Анонимно
    26.12.2019 08:43

    хотелось бы базу оборонного заказа использовать для развития в мирном направлении.

    • Анонимно
      26.12.2019 09:56

      Боюсь там все неконкурентоспособно в реальности.

      • Анонимно
        26.12.2019 14:56

        а Вы не бойтесь. Это так и есть. Но не делая ничего не возможно развиваться...

    • Анонимно
      26.12.2019 10:46

      08:43. Раньше это называлось-конверсия.

      • Анонимно
        26.12.2019 11:34

        Во время которой и выяснилось, что максимум что может конкурентно производить ОПК из гражданского это сковородки)))

  • Анонимно
    26.12.2019 08:48

    сказали, частично(на 50%) на гражданскую продукцию переходите. а они все ещё от государства деньги ждут.
    на лицо не умение управлять......

    • Анонимно
      26.12.2019 09:00

      на заводах уже сокращают людей, сказали это только начало

      • Анонимно
        26.12.2019 11:48

        Закрыть "Кукмару" и передать изготовление сковородок на КАПО...
        Всё по кругу...

        • Анонимно
          26.12.2019 13:27

          11:48. Кукморские сковородки-отличные!!! Сами пользуемся, и очень довольны.

          • Анонимно
            26.12.2019 14:50

            Эти сковородки - пик достижений высокотехнологичной российской экономики последних 20 лет!

            • Анонимно
              26.12.2019 16:23

              Вот поэтому их должен выпускать Флагман Росссийского Авиастроения!

    • Буре
      26.12.2019 09:01

      Оборонка это не сельское хозяйство
      Сегодня посадил рапс, а завтра пшеницу
      Перенастроить заводы на выпуск новой продукции это фактически построить новые

    • Анонимно
      26.12.2019 09:04

      У граждан денег нет.

    • Анонимно
      26.12.2019 09:10

      С нашим налогообложением гражданская продукция дорогая получается, неконкурентоспособная.

      • Анонимно
        26.12.2019 10:06

        к сожалению она пока ещё вообще не получается. ни дорогОй, ни конкурентоспособной, ни какОй...

      • Анонимно
        26.12.2019 10:22

        Затраты в РФ копеечные из-за заниженного курса рубля. Высокие налоги компенсируются крайне низким относительно мировых лидеров уровнем цен. ВВП РФ по номиналу, а не по ППС занимает 12 место! 12-е Карл! Около нас Испания, в которой живет 46 млн. Другой вопрос, что РФ не может сделать ничего конкурентноспособного гражданского. Достаточно взглянуть на SSJ-100. Он никому не нужен ни за какую цену.

    • Анонимно
      26.12.2019 10:16

      Как они перейдут если руководить некем? Кто будет производить конкурентную гражданскую продукцию, если все у кого есть в голове что-то убегают из этой страны? Извините, но от осины не родятся апельсины.

      • Анонимно
        27.12.2019 08:55

        10:16. Как некем? У них большие планы на мигрантов...

        • Анонимно
          27.12.2019 10:12

          Мигранты, которые умеют что-то делать, едут не сюда. Это классический естественный отбор.

  • Анонимно
    26.12.2019 08:50

    Пора выпускать главного конструктора, пусть работает!

  • Анонимно
    26.12.2019 08:53

    "Уралвагонзаводу" отказали в импортных станках из-за санкций". а где вы прочли что отказали в станках из за санкций?

  • Анонимно
    26.12.2019 08:53

    Китайцы молодцы, за 39 лет ушли в мировые лидеры. Пример для России

    • Анонимно
      26.12.2019 10:03

      А мы за годы правления Путина укрепили вертикаль!

    • Анонимно
      26.12.2019 10:36

      Боюсь, что китайцы повторили опыт сталина по переселению деревень к станкам. ссср тоже вначале выбился в лидеры и первым полетел в космос, но допинг в виде рабского труда крестьян быстро кончился. История показала, что в долгую всегда выигрывают открытые общества.

      • Анонимно
        26.12.2019 11:29

        Смешной комментарий:
        1. с чего вы взяли, что труд был рабский
        2. про выигрыш открытых обществ вы кому нибудь в 30-х в США скажите
        3. США сейчас технологическая держава, только потому что существовал СССР, потому что огромные деньги в порыве сопреничества вкладывались в технологии

        • Анонимно
          26.12.2019 12:27

          Действительно смешно.
          1. Ну выбор между тем, чтобы провести всю жизнь в деревне без паспорта в виде крепостного или уехать в город на завод очевиден и вряд ли его можно назвать добровольным. И в таких условиях вы согласитесь работать на заводе за любую зарплату и в любых условиях.
          2. Вы думаете в ссср в 30-х было легче. Кроме того, я говорил про игру в долгую. США скатились в яму в 30-х и вылезли из нее к началу 40-х, а в ссср жители вылезли из нищеты в бедность к 60-70-м годам.
          3. Ну да, конечно Гейтс, Джобс и Цукерберг соперничали со всесоюзными НИИ)))

          • Анонимно
            26.12.2019 14:24

            1. С чего Вы взяли что отсутствие Паспорта автоматически превращает человека в Крепостного, вообще в начале Советской России Паспорт Был придуман для идентификации личности в Местах Массового проживания граждан, чем деревня не является
            2. США Влетела в яму в мирное время практически на пустом месте, В СССР был Голод из-за отсутствия ЕДЫ а в США из-за отсутствия денег, Разница по -моему очевидна
            3. Ну тут по пунктам
            А) Все перечисленны так называемые Гении не более чем ушлые аферисты которые построили Свои империи на Халявном труде своих друзей, и на технологиях о Ужас придуманных в рамках Холодной Войны
            Б) Практически ВСЕ технологии которыми Весь мир Сейчас пользуется, Уходят корнями в Военку, Которая финансировалась по причине противостояния
            В) Подумайте что такого сверхнового в Мире придумано (именно придумано а не вопащено в жизнь), после Завершения ХВ

            • Анонимно
              26.12.2019 14:53

              Уууу, как все запущено...Вообще то паспорт был придуман для перехода через границу...Но после слов об ушлых аферистах смысла продолжать дискуссию не вижу)

          • Анонимно
            26.12.2019 14:38

            В 60-70-х гг. уровень жизни безработного в США примерно соответствовал уровню жизни среднего рабочего в СССР, а качество жизни секретаря обкома КПСС приблизительно было аналогично жизни квалифицированного американского рабочего, личная машина у которого, правда, была всё же получше.

            • Анонимно
              26.12.2019 15:09

              У меня отец в это время делал гвозди из проволоки. Если что в это же время куча ракет уже моталась в космос. Но им главное что было в США, они же там живут)))

  • Анонимно
    26.12.2019 09:01

    Спасибо БО за редкую интересную статью. Мы редко видим состояние дел в целом сегменте промышленности региона.

    Впечатляет перечисление того, что мы производим.

    И тем жаль эпоху СССР. Нынешние объёмы, героически производимые за год в РТ, в ТаССР легко выпускали за неделю.

    • Анонимно
      26.12.2019 11:51

      Это да.
      Богачёв до сих пор вспоминает, сколько тысяч калош выпускал.
      В принципе, "можно повторить".
      Лет пять не ремонтировать сельские дороги.
      Народ потом снова будет в очередях биться за калошами.

  • Анонимно
    26.12.2019 09:13

    Очень хорошо. Нечего бюджет тратить на ненужную оборонку. Лучше в социалку. А сша и китай всё равно уже с этой властью не перегнать.

    • Анонимно
      26.12.2019 20:45

      впервые не согласен с тезисом "С этой властью не перегнать янкоф и тайозоф.
      поскольку нет знаменателя - мерила в приведенной системе координат "V, t".
      я думаю (кстати, делаю), чтобы стало легче добывать руду не только мне, но и моим коллегам (вопреки субъективным обстоятельствам: коллеги старой закваски, зарабатывающие на времени проведенном в поле, а не на результатах - т.к. управленчеНский локальный уровень, стремится к рУзультата, без должной оценки процесса постижения истины (т.о. временщикИ, застрявшие надолго)). И, последнее и самое главное - под властью я понимаю Путина, Минниханова и Магдеева - это канкретные первые лица, раздувающие паруса в прАвильном направлении: главное - "Вёсла суши - поднять паруса:-)

  • Анонимно
    26.12.2019 09:14

    Моисей результат можно встретить за бугром отели,дома,яхты и многое др.

  • Анонимно
    26.12.2019 10:01

    Предприятия ОПК это как меленькие капризные дети с огромными запросами. Денег проедают много, но при этом совершенно не приспособлены к жизни без родителя-государства. Ну и бюрократия тоже не дает им поднять голову. Руки опускаются. Получается хотят, но не могут.

  • Анонимно
    26.12.2019 10:14

    Систематизация материала в статье по видам воорружения очень спорная

  • ГАИ
    26.12.2019 10:31

    ОАО "Россия" прекращает вливать деньги в свои дочерние компании.
    Дочерние компании в ожидании "упал, отжался". Однако команды нет. Что делать, никто не знает.

    Шучу. Все знают, что нужна новая войнушка. Ждите конфликты

  • Анонимно
    26.12.2019 10:41

    Осталось как всегда, подпоясаться

  • Анонимно
    26.12.2019 11:01

    "В 2020 году ничего хорошего не ждём"-это установка для рядовых сограждан. Всё понятно. Бестолковые руководители, как получали свои огромные зарплаты и бонусы, так и будут получать, несмотря на развал предприятий, а рядовым согражданам пояснили:"...не ждём". Это, как в "Операции Ы":"не у нас, а у вас", "не мы, а вы"... С наступающим...

  • Анонимно
    26.12.2019 11:33

    Какое позорище, кто понимает, конечно, а для остальных телевизор

  • Анонимно
    26.12.2019 12:14

    Наступает завершающий период угасающего правления этих деятелей. Наступает с первыми признаками хаоса. «Забив болт» на население и развратив его государственной ложью, бригадир не заметил, как обнулил самого себя. Будучи бледной тенью собственного образа шестилетней давности, он может сколько угодно хмурить бровки и судорожно сжимать скипетр , но время его сочтено по законам Истории. Разрушено всё. И над институциональными руинами уже гуляет жгучий ветер испепеляющей ненависти всех ко всем.

  • Анонимно
    26.12.2019 13:48

    Не надо было малый бизнес уничтожать.Когда в девяностые работы на заводах не стало люди в кооперативы ушли и в ларьки.А сейчас чем они людей кормить собираются.Всех в самозанятые перепишут.Надо было уничтожая малый бизнес новые заводы строить чтоб людям было где кормиться.А сейчас выросло поколение кнопочников которые ни чего делать не умеют.юристы-экономисты широкого профили из академий туризма.

    • Анонимно
      26.12.2019 14:06

      Не переживайте. С голоду помереть не дадут, но и из бедности не вытащат. Так и будем на нефти дауншифтеть.

  • ПанАлекс
    26.12.2019 14:56

    Вот статья, которая полностью подтверждает мои утверждения, что у Путина в 2019г. УЖЕ нет денег на оборонку! Все предприятия ОПК многократно нарастили кредиты и живут только на них! Настоящий бюджет пустой. А тут стыдли во почему то про 2020 говорят.
    Более того, в предыдущих статьях и комментариях к ним, обнаружился поразительный факт, как при отсутствии денег в бюджете, умудрились закупить кучу техники, вооружений и боеприпасов!
    Ведь новая "схема оплаты по оборонному госзаказу" не что иное как лохотрон! Поставщику теперь платят только аванс, а за сами изделия - не после приемки госкомиссии и поставки по факту, а выдумываются странные предлоги, типа "дата фактической поставки в вооруженные силы" или еще глупее, но независящие от поставщика, зато позволяющее оттягивать момент оплаты бесконечно долго! Пусть и "вешают морковку" - якобы перечисляют эти деньги на спецсчет и поставщик их видит, но использовать не могет! Но счет то в госбанке, то есть реальность этих денег виртуальная - это простая запись в компе! То есть это не деньги реального бюджета, а нарисованного! Есть огромная вероятность, что уже исполненные контракты поставщиками, подрядчиками не будут оплачены!
    В РФ уже приехали "ревизоры" (40 чел. с израильскими паспортами даже таможня и ФСБ сперва задержали), которые считают, что Торговые Компании, что управляют РФ не вправе финансировать ОПК. Отсюда и прекращение финансирования....

  • ОПК потихоньку и не первый год приплывает к своему кризису:
    1. снижается оборонзаказ, и объем снижения будет только нарастать с 2020 года;
    2. спровацированная еще "табуреточником" кредитная задолженность растет и не снижается, а государство и банки отказываются ее списывать (порядка 700 млрд. руб. невозвратных кредитов) - https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/10/17/813972-oboronnie-predpriyatiya Одновременно вкачав на поддержку банков за последние 4 года сопоставимых более 600 млрд. руб. Специально поддерживаемая низкая маржинальность не дает оборонке шансов ни на уплату долгов, ни на диверсификацию;
    3. нигде в мире перевод оборонки на гражданку не получается успешно - слишком специфично, оборонка ведет себя кондово, излишне затратна и т.д.;
    4. текущие малые зарплаты и так создали провал поколений, теперь же процесс может статься необратимым;
    5. государство, кроме слов, ничем и никак не решает эту проблему, которая имеет прямое отношение к обороноспособности страны. Должны быть режимы прохождения спадов ГОЗов, но их нет и не будет;
    6. технологичекая база оборонки - сплошь заморская. Это тоже будет прикрываться окончательно извне.
    Грустно все это.

  • Анонимно
    26.12.2019 19:18

    Дербанить больше, не чего, пойдёте в сельское хозяйство!

  • Анонимно
    26.12.2019 21:00

    Подумайте, как Илон Маск стал выпускать ракеты! Вот что значит реальная свобода, независимость судов, защита частной собственности. Как развивалась страна в период НЭПа и в 1988-2008 г.г.? Каждый что-то делал, придумывал, зарабатывал. Сейчас полная тухлятина: каждая операция с НДСом под контролем государства, налоговый пресс на ФОТ- огромный, и никто уже ни один предприниматель не хочет работать на это государство, видя весь бардак и расслоение общества.

  • Анонимно
    27.12.2019 07:18

    Долго этот праздник жизни не продлится. Сейчас классный инженер-конструктор это расходный материал. На свои доходы от проектирования хай-тека в сфере гособорона, он может подкормится и починить пару зубов. Однушку не купишь, на плёвую по индийским меркам операцию копить пол-года. 10-15 лет назад ещё было иначе. Ведущий инженер Ансата мог от своих трудов построить двухэтажный дом в Казани на берегу Волги, и по миру покататься для изучения опыта конкурентов. Что же , люди - "ИХ" нефть.

  • Анонимно
    27.12.2019 17:34

    бизнес в оборонке делать просто ,покупаешь метлу для подметания улицы ,делишь ее на 5 ,получается 5 веников, потом все равно их приходится связывать,такими кисточками не подметешь территорию около корпуса . короче все что попадает на территорию завода вырастает в цене на порядки . это я про оборонку расеянскую .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль