Еще месяц назад в разговоре с «БИЗНЕС Online» крупные операторы сообщали, что рассчитывают запустить самокаты в Казани к концу марта Еще месяц назад в разговоре с «БИЗНЕС Online» крупные операторы сообщали, что рассчитывают запустить самокаты в Казани к концу марта Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань, похоже, последний миллионник России, где нет ясности с сезоном самокатов

Чем теплее на улице, тем больше бросается в глаза отсутствие в Казани электросамокатов — особенно с учетом того, что в прошлом году сезон кикшеринга открылся еще 5 апреля. Другие миллионники России уже давно вовсю «поехали». В Санкт-Петербурге сезон запустили еще 6 марта, а Москва с момента открытия 15 марта успела даже приостановить его из-за снегопадов и запустить вновь. Уже рассекают в Сибири и на Урале, в Уфе и Воронеже. Вот-вот, кажется, намереваются открыть сезон в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Казань, получается, последний город-миллионник, где царит неопределенность. Еще месяц назад в разговоре с «БИЗНЕС Online» крупные операторы сообщали, что рассчитывают запустить самокаты в столице РТ к концу марта. Точная дата запуска зависела от погоды: в городе ждали стабильного «плюса», а асфальт должен был оттаять от наледи. В Whoosh отмечали, что технически и устройства, и команда сервиса готовы к возобновлению сезона. Штат полностью собран (к слову, почти все в кикшеринге работают как самозанятые и зимой не при деле, конечно, за исключением менеджмента). А «МТС-Юрент» пообещал разместить в городе самокаты с новыми функциями определения и прекращения агрессивной езды. Свое технологическое новшество собирались представить и власти города: в комитете по транспорту рассказывали, что планируют выявлять нарушения самокатчиков с помощью ИИ. Как говорил наш высокопоставленный собеседник в одной из компаний, открывать сезон думают в ближайшие выходные — ждут только решения силовиков и города: без них ничего делать нельзя. В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что возвращаться в Казань пока не планируют.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Но, как писал «БИЗНЕС Online» в конце марта, всем этим планам, с высокой долей вероятности, не суждено сбыться. А накануне пришло первое официальное подтверждение. Отвечая на вопрос по поводу арендных самокатов в программе «Тема» на «Эфире», начальник ГАИ по Казани полковник Михаил Савин ответил следующее: «Я очень на это надеюсь. МВД по РТ инициировало эту тему, мы ее поддержали. Исполком Казани подготовил информационное письмо, в котором предложили организациям кикшеринга из 1 940 парковочных мест на дорогах и тротуарах города 115. Сегодня решение окончательно не принято. Я думаю, что на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения будет сделан какой-то вывод, и уже из этого мы будем исходить и работать в дальнейшем».

Если запрет на ближайшей комиссии БДД примут, то в Казани количество парковок может сократиться почти в 17 раз. И это притом что Whoosh, по словам источников, завез 4,9 тыс. самокатов, а «Юрент» — еще около 3 тысяч. Прокатчики даже начали обновлять разметку участков под парковку — стоит это, кстати, примерно 3 тыс. рублей на каждую.

Резкое сокращение парковочных мест может вынудить кикшеринговые компании отказаться от работы: это просто будет невыгодно. Либо, как вариант, сервисы могут арендовать места под парковку на частной территории, около магазинов, парикмахерских и в других территориально выгодных для них точках. Тогда город просто потеряет от этого, а электросамокаты останутся. Ведь и сейчас, например, у Whoosh действует договор с сетью «Пятерочка», у каждой из которых можно оставить самокат.

Казань в этом случае будет не первым миллионником России, который фактически запрещает движение электросамокатов. Пример подала Пермская городская Дума, которая в 2024 году решила проблему радикально, запретив парковать самокаты вне велопарковок. Но в центре и на главных улицах Перми таких площадок нет, так что фактически это стало запретом на использование прокатных самокатов в самых востребованных локациях города.

Конечно, есть оборотная сторона медали — с бизнесом можно договориться, он идет на ограничения, контролирует СИМ, ограничивает своих клиентов правилами, ставит под контроль ГЛОНАСС, притормаживает скорость. А в случае отсутствия арендных самокатов кто мешает казанцам купить свои — и рассекать на всех парах, невзирая на запреты? Никаких сил ГАИ не хватит, чтобы отловить всех нарушителей. Но в ГАИ по Казани тоже оценили пермские результаты. Как сказал Савин, если в 2023 году в Перми было 77 ДТП с участием СИМ, то после запрета в 2024-м стало 8. «И все это с участием частных владельцев, где люди даже не получили вред здоровью», — подчеркнул начальник ГАИ по Казани.

Поддерживает ли такое решение население? Большинство — да. «Эксперимент Перми показал, что локальный запрет электросамокатов практически полностью одобряется жителями, — считает координатор общества „Синие ведерки“ Петр Шкуматов. — Если какой-то другой город пойдет на повторение подобной практики (а именно запрета на движение электросамокатов, электровелосипедов, электромопедов и так далее по центральной части города), я думаю, что это будет массово поддержано и жителями, и гостями городов тоже».

Операторы Whoosh и «МТС-Юрент» предпринимали попытки оспорить решение Пермской гордумы в суде, но пока результата добиться не удалось. Оба кикшеринговых оператора из города в итоге ушли, хотя продолжают искать лазейки, а пока Whoosh запустил здесь прокат электровелосипедов.

СИМ — потенциальный источник ДТП, в том числе с потерпевшими СИМ — потенциальный источник ДТП, в том числе с потерпевшими Фото: «БИЗНЕС Online»

Минниханов и Сатретдинов за закручивание гаек, а эксперты-транспортники считают запрет неверным решением