Культура 
30.10.2016

Чулпан Хаматова: «Казани моего детства уже нет, но я не хочу ворчать по этому поводу»

Знаменитая актриса плачет на подлете к родному городу, отказывается от предложения Путина стать детским омбудсменом и не видит смысла в ЕГЭ

На этой неделе ГСО РТ и Александр Сладковский сделали настоящий подарок меломанам — казанскую премьеру оратории Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре» с участием Чулпан Хаматовой. В интервью «БИЗНЕС Online» звезда театра и кино, а также известный благотворитель, рассказала о своем чувстве родины, влиянии татарского воспитания, бессмысленности разговоров с журналистами и будущем сериала по роману «Зулейха открывает глаза».

«Вот меня спрашивают о добре и зле, сегодня я думаю так, а завтра даже не могу отвечать за свои слова, потому что жизнь вывернула куда-то в другую сторону» «Вот меня спрашивают о добре и зле, сегодня я думаю так, а завтра даже не могу отвечать за свои слова, потому что жизнь вывернула куда-то в другую сторону» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ТОМ КОЛИЧЕСТВЕ БОЛТОВНИ, В КОТОРОМ ЖИВУ Я И ЖИВУТ ВООБЩЕ ВСЕ ЛЮДИ, СЛОВО ОБЕСЦЕНИВАЕТСЯ»

— Чулпан, в одном из разговоров с журналистами вы сказали, что не любите давать интервью. Это нормально и вполне понятно. Но заинтересовала, что называется, мотивировочная часть. Вы сказали, что такие беседы не интересны ни вам, ни интервьюеру, ни даже читателям. Действительно считаете, что интервью — это просто некий социальный ритуал, в котором вы вынуждены участвовать в силу статуса, и через этот формат невозможно донести до аудитории важную информацию, заявить какие-то позиции?

— Отчасти, безусловно, это так. Потому что глубокие интервью, интервью с журналистом, в котором ты видишь заинтересованность, который может тебя расположить, когда в процессе интервью сама начинаешь отвечать себе на свои вопросы, — это достаточно большая редкость. В том количестве болтовни, в котором живу я и живут вообще все люди, слово обесценивается...

Вот меня спрашивают о добре и зле, сегодня я думаю так, а завтра даже не могу отвечать за свои слова, потому что жизнь вывернула куда-то в другую сторону. Поэтому, наверное, из серии таких подробных исследований это имеет место. А в жанре современной журналистики, мне кажется, это просто трата всеобщего времени. Моего, вашего и потом уже читателя, который, счастье будет, если он узнает что-то новое и ему это как-то поможет, но, мне кажется, это очень редко происходит.

— Но ведь о вашем теперь уже знаменитом благотворительном фонде «Подари жизнь» люди узнали в том числе и благодаря тому, что вы об этом часто говорили с телеэкранов и на страницах газет.

— Если говорить о деятельности фонда — пожалуйста, можно бесконечно. Почему — это даже не обсуждаемая причина.

— Собственно, как с соучредителем фонда с вами чаще всего и общается пресса в последние годы. Вас, большую актрису, не обижает, что очередной журналист, скорее всего, будет говорить о благотворительности, а не, скажем, о новой премьере в «Гоголь-центре» «Мандельштам. Век-волкодав» или проекте с ГСО РТ — оратории «Жанна д’Арк на костре»?

— Если вы будете задавать интересные вопросы, глубокие, я с удовольствием порассуждаю о новой премьере. Но в основном они поверхностные, скучные, неинтересные, а часто и унизительные для меня как для актрисы и вообще для всей команды, которая работает над тем или иным проектом. Потому что для журналиста зачастую интервью имеет смысл только в поверхностном разделе новостей. Если уж говорить о том, что делают режиссеры, артисты, дирижеры, тогда будьте в теме. Если вы не в теме, то давайте не будем тратить время. У меня такая позиция.

«Меня очень связывает с Казанью фонд имени Анжелы Вавиловой» «Меня очень связывает с Казанью фонд имени Анжелы Вавиловой» Фото: podari-zhizn.ru

«БЫЛА БЫ МОЯ ВОЛЯ, Я БЫ С УТРА ДО НОЧИ ТОЛЬКО ТАК С ОРКЕСТРОМ И ЧИТАЛА...»

— Насколько ваша нынешняя работа с оркестром Александра Сладковского отличается от прошлогодних лирических сцен «Евгения Онегина» Пушкина-Чайковского?

— Этот проект намного сложнее, чем «Евгений Онегин», потому что это музыкальная оратория, то есть это специально написанная Онеггером музыка для оркестра, хора, оперных солистов и драматических актеров. Жанр, в котором работают драматические актеры, называется мелодекламирование.

— А насколько вам близка сама героиня?

— Мне было лет 12, я жила в Казани и совершенно бредила Жанной д’Арк. Все, что можно было прочитать в нашей Ленинской библиотеке, я прочитала. И когда поступала в Московскую академию театрального искусства, после экзаменов свободное время проводила в московской библиотеке. Так как не было интернета, я искала там интересные материалы.

У меня была карта всех походов, я знала, где она родилась, куда она потом пошла, где она встретилась с королем и так далее, и так далее, дойдя до Руана. Целая географическая карта, огромная. Две тетрадки с перерисованным всем, что было в книгах, что было на колпаке, в котором ее сжигали, эти белые лилии — герб, когда она получила приставку д’Арк. Это моя казанская молодость (улыбается).

— И как результаты вашего собственного исследования соотносятся с каноническим образом Орлеанской девы?

— Они настолько разные, столько разных предположений и легенд. Мы даже хотели в «Современнике» делать спектакль про Жанну д’Арк в своем видении, но что-то у нас не сложилось. Во Франции ходила легенда, что люди ждали, когда появится дева, которая спасет Францию. Можно на все это посмотреть как на подставную историю: отчаявшаяся французская власть пыталась таким образом создать некий миф, не предупредив бедную девочку, вовлекая в эту историю и пожертвовав ею в итоге...

— Но не хотелось бы верить в эту версию?

— Не знаю. Она тоже достаточно убедительная и имеет место быть. Такая французская Зоя Космодемьянская... В ее чистоте и в ее порыве никто не сомневается. Но ведь мы можем предположить, что этой чистотой кто-то мог удобно воспользоваться.

— Вы интересовались историей постановок «Жанны д’Арк на костре»?

— Да, я прочитала все, что есть, посмотрела.

— В разное время в постановках этого произведения участвовали Ида Рубинштейн, Ингрид Бергман. Марион Котийяр. Не страшно ли вам было участвовать в проекте?

— Так как все-таки это формат музыкально-литературной композиции, то он подразумевает предельную актерскую скромность, потому что мы работаем с музыкантами и в первую очередь это, конечно же, для любителей музыки. Поэтому я как актриса должна встроиться в партитуру. Поэтому у меня нет здесь никакого испуга. Тема во мне глубоко, я за нее отвечаю.

— А это не болезненно — так подавлять свое актерского эго? Вспоминаю того же «Евгения Онегина» в исполнении ГСО РТ и Чулпан Хаматову, которая на краешке сцены ГБКЗ имени Сайдашева читает Пушкина...

— ...Это самое любимое, что может быть. Была бы моя воля, я бы с утра до ночи только так с оркестром и читала. Я очень это люблю.

«МЕНЯ ОЧЕНЬ СВЯЗЫВАЕТ С КАЗАНЬЮ ФОНД ИМЕНИ АНЖЕЛЫ ВАВИЛОВОЙ»

— Благодаря репетициям с оркестром Сладковского вы выбрались на несколько дней в родную Казань, которую всегда называете любимым городом детства. А она сохранилась, Казань вашего детства?

— Нет. Я долго страдала по этому поводу, но сейчас уже понимаю, что, наверное, так везде. Очень сложно и дорого сохранить город в том виде, в котором мне бы хотелось его видеть. Чтобы я гуляла по тем же улицам, по которым гуляла в детстве, учитывая, что родилась и выросла в центре, и очень любила прогуливать школу, гуляя именно по старому городу.

Но время идет, и я перестала по этому поводу расстраиваться. Потому что здесь живу не я, здесь живут другие люди, и уже для следующих поколений этот город будет каким-то другим, но все-таки прекрасным. Его любят, это чувствуется. Его любит власть, его любят горожане, мои коллеги, которые приезжают сюда из Москвы и говорят, какой у меня красивый город. Это не город моего детства, но это мой город, и я совершенно успокоилась и примирилась с этим знанием, что дети, которые растут сейчас в Казани, растут в красивом городе. Да, он без булыжных мостовых, без домов в стиле модерн, но он красивый.

— А есть какие-то любимые места в городе, которые вы и мы все потеряли?

— Например, дорога, которая строилась к Универсиаде. Это те места, которые я потеряла. Или подъем к Шамовской больнице, к театральному училищу, Лядской садик — это все сейчас выглядит по-другому. Но, повторюсь, я не хочу ворчать по этому поводу. Это есть в моей памяти и навсегда там останется.

— Что сейчас вас связывает с Казанью кроме родных и близких? Может, крупные татарстанские компании помогают вашему фонду? Или есть какие-то идеи творческих проектов? Например, летом во время больших гастролей «Современника» у вас была встреча с мэром Казани Ильсуром Метшиным.

— Меня очень связывает с Казанью фонд имени Анжелы Вавиловой. Когда мне начинают из разных фондов по всей стране ныть и жаловаться, что у них нет медийных лиц и поэтому у них там ничего нет... Я все время привожу в пример Владимира Владимировича Вавилова, который своей неуемной энергией, верой, здоровьем, временем создал уникальный фонд, достойный, потрясающий, замечательный и прекрасно работающий.

.
Фото: «БИЗНЕС Online»

Меня, конечно, связывает с городом Вадим Валентинович Кешнер, мой учитель в казанском театральном училище. Несколько подруг детства. И, конечно, театральные проекты. Наконец-то, впервые почти за 20 лет, сколько я уже работаю в этом театре, я приехала в Казань с «Современником». Я очень счастлива и очень этому рада. И к тому же, к этому времени «созрел» мой младший брат, который во время казанских гастролей играл главную роль (Шамиль Хаматов играл Чацкого в спектакле «Горе от ума» Римаса Туминасаприм, ред.). Мы вдвоем приехали на родину, это страшно приятно. И этих гастролей не случилось бы, если бы не поддержка мэрии и лично мэра.

Есть еще один проект, но я не знаю, состоится он или нет. Телеканал «Россия» купил права на экранизацию романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Как выяснилось, мы с Гузель учились в одной школе №4. Она на несколько лет младше. Это, конечно, было изумительным открытием. И если этот проект состоится, то город предложил свою помощь в проведении съемок в Казани.

— Вы будете играть главную роль в этом сериале?

— Буду ли я играть главную роль... Это тонкая материя. Выбирать будет режиссер.

— Но вы не участвуете в этом проекте, скажем, как продюсер?

— Нет.

— И при этом являетесь одним из его вдохновителей?

— Может быть, в какой-то степени. Генеральный директор канала «Россия-1» Антон Златопольский сказал, что пока все достаточно медленно движется, потому что для них это важный проект, они не хотят его делать абы как. Поэтому им нужны хороший режиссер, хороший оператор, хороший сценарий. Сейчас пишется сценарий, и он должен быть достоин романа.

«Наконец-то, впервые за почти 20 лет, сколько я уже работаю в этом театре, я приехала в Казань с «Современником». И этих гастролей не случилось бы, если бы не поддержка мэрии и лично мэра» «Наконец-то, впервые почти за 20 лет, сколько я уже работаю в этом театре, я приехала в Казань с «Современником». И этих гастролей не случилось бы, если бы не поддержка мэрии и лично мэра» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЫ НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬ НИ КРОВЬ, НИ ВОСПИТАНИЕ»

— Весной вы вместе с Гузель Яхиной участвовали в питерских «Открытых диалогах», тогда еще в библиотеке имени Маяковского. И тогда ведущего, да и вас тоже, удивили слова Яхиной о том, что именно в Татарстане «Зулейху» многие приняли в штыки, причем именно местная национально ориентированная творческая интеллигенция. И в чем-то главная героиня романа и ее судьба, очень условно, конечно, не с такой степенью жесткости и лишений, но похожа на вашу судьбу. В том смысле, что из патриархальной семьи человек выходит куда-то в новый мир, в новое измерение, где татарское уже присутствует минимально. И это подается как достижение, как жизненный успех. Многим здесь не нравится такая трактовка.

— Очень жаль, если это так...

Потому что ты никуда не денешь ни кровь, ни воспитание. Никуда не денешь. Как бы ты ни пытался жить в другом городе, в другой стране, в других языках даже. В молодости ты этого не слышишь, а потом со временем очень начинаешь это чувствовать, начинаешь по этому тосковать. Потому что в этом было какое-то такое ощущение бесконечности. В твоей бабушке, которая пьет чай. У меня в семье не говорили по-татарски и не было культуры татарской, очень редко слушал дедушка татарскую музыку. Но при этом все равно сквозь кожу проникали какие-то детали и нюансы, какая-то такая инородность, которую я потом стала чувствовать, уже переехав в Москву.

Для меня было непонятно, как это люди вместе не завтракают. Или как приходят родственники, а все вместе не садятся за стол. Я долго не могла это проанализировать и понять, что это просто другая культура. Как можно выйти из-за стола, когда тут сидят твои старшие: бабушка, дедушка, тетя, дядя. Как можно просто встать и уйти разговаривать с кем-то по телефону. Я понимала, что мне дискомфортно, но долго не могла вычленить, с чем это связано. На самом деле это связано с понятием тех фундаментов, которые были здесь у меня в семье, при том что она совершенно, казалось бы, абсолютно нормальная, среднестатистическая семья инженеров в Советском Союзе.

— А сейчас в вашей повседневной московской жизни часто приходится вспоминать, что вы татарка и из Казани? Может, столичные бизнесмены просят вас познакомить с Рустамом Миннихановым?

— Меня не просят, потому что знают, что бесполезно. Я думаю, что они просто боятся реакции, которая может последовать. Это очевидно, и все об этом знают. Были такие попытки в самом начале работы фонда, когда, якобы помогая детям, пытались делать свои дела. С нашим фондом это невозможно. Либо вы детям помогаете, либо свои дела делаете.

Хотя я живу в Москве и люблю уже Москву, и трепетно к ней отношусь... Я за это время прожила и в ней, и в Берлине, и немножко в Лондоне, и даже там я всегда помнила, что родилась в Казани. Тем более у меня творческая профессия, я все время ныряю в разные времена. То в сегодняшнем времени, то я репетирую сцену, которая произошла 50 лет назад, то 200. Я все время в каких-то разных пространствах нахожусь. Если репетирую спектакль про Нью-Йорк, значит, 80 процентов моего сознания, даже если нахожусь дома, оно все равно где в Нью-Йорке, где-то в 1960-х. Да, у меня есть ощущение родины, безусловно. Я умираю, когда проезжаю Волгу. Я сейчас летела в Казань вечерним рейсом, и самолет как-то так завернул, что вдалеке показалась Волга. И я заплакала, и я не знаю почему. Просто увидела в иллюминатор кусок Волги. Я не знаю, почему плачу, когда проезжаю на поезде после Зеленодольска, через мост над Волгой. Наверное, потому что это моя родина, мое детство и, наверное, потому что это я. Казань — такое красивое название.

Сцена из спектакля «Укрощение строптивой»Фото: theatreofnations.ru

— Казань в культурной жизни России присутствует?

— Сладковский, оркестр. Казанский ТЮЗ когда-то получил «Золотую маску». Не могу назвать что-то еще, может быть, я не слежу, конечно... Наверняка много и других культурных, спортивных достижений...

— В последнее время здесь благодаря фонду «Живой город» развивается лабораторная жизнь — в Казани, в Свияжске. Ваш коллега по Театру наций Роман Должанский тут частый гость. Из режисеров здесь работали Роман Феодори, у которого вы играли в «Укрощении строптивой», а также Дмитрий Волкострелов...

— Да? Здорово. Просто я помню тот нонсенс, который произошел с фестивалем современного искусства «Территория», когда мы хотели сделать этот фестиваль в Казани. И нам это не очень удалось... Потому что достаточно консервативно было настроено казанское интеллигентное общество. И нас во всем обвинили и даже наговорили лишнего и про меня, и про остальных... Но никто не обиделся, потому что мы привыкли к такой реакции на современное искусство.

«ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ СКОЛЬКО УГОДНО ПРАВ, ГРЫЗТЬ БАТАРЕЮ, НО ЕСЛИ ТЫ НЕ СМОГ УБЕДИТЬ РЕЖИССЕРА...»

— И сейчас, кажется, вы решили себя попробовать и в качестве театростроителя? Галина Борисовна Волчек назначила вас заместителем худрука «Современника».

— Я, честно говоря, не читала ее интервью и была удивлена, что Галина Борисовна вообще его дала.

«Современник» сейчас находится в тяжелой ситуации. Потому что мы лишились дома, два года не могли начать ремонт. Я никого не хочу в этом обвинять, это и кризис сказался, и то, что рубль упал. Это сложная ситуация, спасибо Москве за то, что нас безвозмездно пустили во Дворец на Яузе. Но все равно это не Чистые пруды, это другая площадка, она далека от центра, и туда нужно уговаривать прийти зрителя. В общем, проблематичная ситуация. Мы делаем ремонт параллельно. Я просто подумала: если у театра такая сложная ситуация, может быть, я смогу быть полезной.

Наш фонд «Подари жизнь» вместе с врачами принимал непосредственное участие в создании центра имени Димы Рогачева в Москве. Мы помогали врачам продвигать эту стройку, стучались во все двери, у нас получилось, и в итоге государство построило клинику, а фонд оснастил ее самым современным оборудованием. Сейчас наш фонд строит пансионат для детей, которые проходят амбулаторное лечение, чтобы стационарные места в московских клиниках освобождались для других детей из регионов. Мы вместе с фондом «Вера» строим детский хоспис, частично вместе с фондом «Линия жизни». Я подумала, раз такая сложная ситуация в нашем театре, может быть, мои наработки и знания будут полезны.

«Современник» — это родина, куда я пришла, будучи еще совсем молодой актрисой. Театр, который рискнул, поверив в меня, театр, который подарил мне шикарные роли»Фото: sovremennik.ru

— То есть это не означает, что вы решили попробовать себя в качестве одного из руководителей знаменитого театра, определять репертуарную политику и так далее?

— Это означает, что моя совесть не смогла смириться с тем, что театр находится в сложной ситуации, а я все время делаю вид, что моя хата с краю, я ничего не знаю, до свидания. Я просто не имела на это никакого права.

— Ваш театральный дом — это по-прежнему «Современник»? Вы ведь много играете в Театре наций, теперь и в «Гоголь-центре»?

— У меня нет такого понятия, как «театральный дом» вообще. «Современник» — это родина, куда я пришла, будучи еще совсем молодой актрисой. Театр, который рискнул, поверив в меня, театр, который подарил мне шикарные роли

Я очень люблю Театр наций, очень люблю Женю Миронова. Там совершенно другая ситуация, там, к счастью, нет труппы. Я считаю это здоровой, полезной для всех артистов ситуацией, когда ты, понимая, что каким-то образом начинаешь простаивать в своем театре, можешь всегда поддерживать себя в форме и иметь возможность работать с новыми режиссерами, чьи видения не всегда совпадают с видением Галины Борисовны. Но мне хочется пробовать и рисковать. Я считаю, что это очень полезная, здоровая для любого артиста ситуация, когда он бросает себя в разные жанры, в разные театры, в разные эксперименты...

Сцена из спектакля «Двое на качелях» Сцена из спектакля «Двое на качелях» Фото: пресс-служба театра «Современник»

— Легко переключаться от традиционной по форме постановки «Двое на качелях» до экспериментального спектакля «Мандельштам» Антона Адасинского?

— Да. Потому что за счет того, что я все-таки стараюсь себя ломать постоянно, у меня не было проблем ни с Антоном, ни с ребятами из «Гоголь-центра». Мы сразу нашли общий язык. Может быть, у Антона были со мной проблемы (смеется). Ему пришлось открывать какие-то другие двери, которые, может быть, никогда в жизни он не открывал.

— Актерские неудачи у вас еще случаются?

— Конечно. Я считаю, что они обязаны быть. Любые неудачи, да, конечно, они тяжело переживаются, но они все равно и есть движение. Как только все становится хорошо, тебя хвалят и облизывают, вот тут-то и начинается профессиональная смерть.

— Обычно это ваша вина, проблема в режиссере, в отношениях режиссера и актеров, проблемах в актерском ансамбле?

— Конечно, хотелось бы ответить, что да это проблема режиссера. Но на самом деле так не бывает. Это совокупность всех вин, всех виноватых в целом. Если ты не можешь убедить режиссера, значит, тебе не хватает твоих убедительных выражений и доказательств. Ты считаешь, что это так, но тебя не слышат. Ты можешь быть сколько угодно прав, грызть батарею, но если ты не смог убедить режиссера, значит, ты не смог этого сделать. Если ты не сходишься с партнером, ты не можешь постоянно валить на него, это тоже твоя вина в какой-то степени.

— Смотрел фильм «Инородное тело» Кшиштофа Занусси, выдающийся мастер. Но я так не понял, что же там делала Чулпан Хаматова. Такая шаблонная роль, просто режиссеру нужна была актриса из России, чтобы сыграть русскую героиню. Вы согласны?

— Да, абсолютно. Я же не могла отказать Кшиштофу Занусси (смеется). Я думала, что там можно было бы что-то успеть, но... Это кино, это совершенно другие темпы.

— Вообще в западное кино вас часто приглашают не как Чулпан Хаматову, а как российскую актрису, к примеру, владеющую немецким языком?

— Часто. Я очень часто иду на это, соглашаюсь для того, чтобы посмотреть, как работает западная группа, чтобы поработать на иностранном языке, потому что он забывается, когда ты долго на нем не работаешь. Поэтому да, я иногда понимаю, что это не про творчество, это про поддержание какой-то языковой формы, интереса. Я люблю смотреть, что появилось нового в кинотехнике, и просто посмотреть, чем дышат и живут польские или немецкие артисты, например.

«МОЖЕТ БЫТЬ, ДЛЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ЕГЭ — ЭТО ХОРОШО, НО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОИХ ДЕТЕЙ ТОЧНО ПЛОХО»

— Правда ли, что президент России лично предлагал стать вам детским омбудсменом?

— Да, правда.

— Вы сразу поняли, что это не ваше, или долго думали перед тем, как отказать Владимиру Путину?

— Я долго думала, я очень серьезно к этому отнеслась. Но поняла, что не могу поднять эту штангу. Мне было стыдно это признать. Я привыкла делать сильный замах, не глядя, какой получится удар. Но в этом случае поняла, что слишком большая ответственность, и я не подниму этот вес.

— То есть это был даже не вопрос отсутствия времени, а вопрос эмоциональной оценки?

— Я была абсолютно готова бросить профессию и окунуться в это с головой, попробовать...

— Просто кажется, что более подходящей кандидатуры на эту роль сложно найти, а ведь авторитет этого важного института, к сожалению, очень низок в обществе.

— 10 дней я не спала, встречалась с очень многими людьми, очень серьезно анализировала... Наверное, это сильнейший удар по моему самолюбию, но я должна была признаться сама себе в первую очередь, что не смогу делать это хорошо.

— Но вы согласны, что ребенок в России недостаточно защищен?

— Как любой другой гражданин, конечно.

— В одном интервью вы сказали, что если бы стали президентом, то первым делом занялись бы реформой образования. С чего бы начали? Вы год назад говорили, что, например, «Евгения Онегина» рано еще изучать в школе.

— На мой взгляд, это рано. Когда я проходила «Евгения Онегина» в школе, у меня была гениальная учительница по литературе Рэма Вениаминовна Вайсенберг, которая свернула мне голову на всю последующую жизнь любовью к литературе... Она вскрывала стихотворения. Она находила красоту в поэзии. Она вообще показала нам, что такое поэзия. Не просто сюжет романа «Евгений Онегин», где кто-то кого-то когда-то любил, а потом обидел. Она показала, что значит в литературе слово, каким оно может быть вкусным и может звучать как музыка.

Без образования нет страны, без образованных людей нет страны. Без людей, которые умеют сами думать, сами принимать решение, сами мыслить.

— Как я понимаю, вы противница ЕГЭ?

— Может быть, ЕГЭ и не так страшно. Но у меня один знакомый мальчик сдавал ЕГЭ по литературе в этом году. Я отвечала на вопросы вместе с ним. Ну это не имеет к литературе никакого отношения. Это такая зубрежка. Старшая дочь в девятом классе. Весь девятый класс посвящен непонятно чему. Так же как 11-й класс будет посвящен подготовке к ЕГЭ. То есть два года своей жизни мой ребенок потеряет на что? На зубрежку?

Я училась в совершенно другом формате. У меня в школе был гениальный учитель по математике Васильев Александр Николаевич, который говорил: «Вы зачем формулы учите наизусть, вы что, с ума сошли? Не смейте учить формулы наизусть, всем шпаргалки. Вы должны эту формулу доказать, если понадобится. Но учить наизусть — это такая пошлость». Видимо я совершенно иначе понимаю образование

— Есть простое объяснение тому, зачем нужен ЕГЭ: он снижает уровень коррупции при поступлении в вузы, которая в какой-то момент приобрела колоссальный масштаб.

— Наверное, да. Я не в теме и не имею права это обсуждать. Может быть, для борьбы с коррупцией это хорошо, но для образования моих детей точно плохо.

. . Фото: ©Михаил Климентьев, РИА «Новости»

«ОГЛЯДЫВАЕМСЯ ЛИ МЫ НА КАКУЮ-НИБУДЬ КОМИССИЮ ИЛИ НА ОБИЖЕННОГО ЗРИТЕЛЯ? НЕТ. ПРИХОДЯТ ЛИ ПИСЬМА И ПРОВЕРКИ? ДА»

— Возвращаясь к теме искусства, как бы вы оценили перспективы российского театра и кино? Многие рисуют мрачные картины, что скоро в театрах можно будет ставить только истории — реальные или вымышленные — про 28 панфиловцев. Дескать, даже если у Кирилла Серебренникова есть «Гоголь-центр», а у Андрей Могучего — БДТ, они испытывают колоссальное противодействие, им очень тяжело. Вы испытываете это на себе?

— Нет.

— Совсем?

— Оглядываемся ли мы на какую-нибудь комиссию или на обиженного зрителя? Нет. Приходят ли письма и проверки? Да. И я эти письма читала, от обиженных граждан.

— По поводу каких спектаклей?

— По поводу спектакля «Анархия» у нас в «Современнике». Волосы встают дыбом, конечно. Потому что в каждом письме настойчиво звучит просьба наказать виновных. Жалко времени и сил людей, которые вынуждены на эти письма отвечать вместо того, чтобы заниматься проблемами театра.

— К тому же «Гоголь-центру» со стороны «неравнодушных граждан» приковано пристальное внимание...

— В «Гоголь-центре» прекрасная труппа. Отличные, думающие молодые артисты, просто фантастические. Не вот эта сериальная пена, с которой приходится сталкиваться, или люди, пришедшие откуда-то из соцсетей играть главные роли в театр просто лишь потому, что их узнают зрители.


— Один казанский режиссер любит возмущаться: как это Кирилл Серебренников стал педагогом в театральном вузе, если не имеет даже режиссерского образования.

— (Смеется.) Я считаю, что многие студенты, которые учились у Серебренникова, стали отличными артистами. Это мой субьективный взгляд. Я наслаждалась репетициями с ними, их профессионализмом, готовностью, желанием, неравнодушием, искренностью.

— Тем не менее наша культурная элита в последнее время категорически разделилась на две группы: условных «ватников» и «пятую колонну». Многие обсуждают интервью, которое Дмитрий Быков взял у Андрея Кончаловского, как раз из этой серии.

— Я никогда не буду драться из-за вещей, которых я не понимаю. И это разделение я тоже не понимаю. Тем более когда оно проходит в едином срезе общества. Я от Димы Быкова тоже получила сильно в свое время и громко.

— За то, что появились в предвыборном ролике Владимира Путина?

— И за это тоже. Дима несколько раз по мне прошелся катком. Но это никогда не помешает мне уважать Дмитрия Быкова как человека и уважать его точку зрения. Счастье, что все люди разные. Проблема и того и другого лагеря в том, что ни тот ни другой лагерь не могут принимать людей такими, какие они есть, с их взглядами. Он другой — надо это просто принять.

— Это особенность именно нашей, в том числе, культурной элиты, не готовой принимать человека с другими взглядами?

— Мне кажется, да. По крайней мере я на Западе этого не замечала никогда. Там кровные враги могут спокойно шутить друг с другом, пожимать руки. Все время там присутствует уважение, да, это другой человек, другие взгляды, но почему бы ему не иметь их?

Благодарим за содействие в организации интервью пресс-службу Государственного симфонического оркестра РТ

Чулпан Хаматова — народная артистка Российской Федерации.

За роли в спектаклях «Дневник Анны Франк», «Три товарища» и «Мамапапасынсобака» театра «Современник» Чулпан Хаматова удостоена Государственной премии Российской Федерации в 2004 году.

В 2006 году была награждена премией ТЭФИ за роль Лары в фильме «Доктор Живаго».

В 2007 году получила премию «Золотой Орел» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Многоточие».

В 2009 году стала лауреатом премии «Хрустальная Турандот» за лучшую женскую роль в спектакле «Рассказы Шукшина» Театра наций.

В 2011 году стала лауреатом двух премий: «Известность», учрежденной газетой «Известия», «Своя колея», учрежденной фондом Владимира Высоцкого.

По результатам опроса, проведенного интернет-ресурсом Mail.ru Group, была признана лучшей актрисой кино 2010 года.

В 2014 году награждена премией ТЭФИ в категории «Актриса телевизионного фильма» за роль в фильме «Пепел».

Соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (195) Обновить комментарииОбновить комментарии

Казалось бы, утро воскресенья. Отдыхай, спи, расслабляйся. Но злобные ноу неймы уже стучат по клавишам. Им все равно по поводу чего анонимно злобствовать: по поводу доброты, по поводу красоты, по поводу таланта. Лишь бы постучать сальными пальцами по клаве и насладиться, что результат постукиваний стал достоянием публики.
Самое обидное, что иной раз доброта, красота или талант, прочитав такое, реально задумается, а может не стоит всем этим заниматься, раз такая реакция. Слава богу, это не тот случай, героиня интервью слишком высоко. И даже если увидит это, то, максимум, снисходительно улыбнется: что взять с идиотов. И правильно сделает.

  • Анонимно
    30.10.2016 09:26

    ну что тут скажешь: талант - он во всем талант. Преклоняюсь перед этой женщиной.

    • Анонимно
      30.10.2016 09:49

      Почему вы перед ней преклоняетесь? Что она такого сделала,какой подвиг совершила? Просто интересно знать.Если вы о фонде- так разве она одна там работает,те кто делает перечисления не афишируют себя,поэтому вся слава достается ей одной.

      • Казалось бы, утро воскресенья. Отдыхай, спи, расслабляйся. Но злобные ноу неймы уже стучат по клавишам. Им все равно по поводу чего анонимно злобствовать: по поводу доброты, по поводу красоты, по поводу таланта. Лишь бы постучать сальными пальцами по клаве и насладиться, что результат постукиваний стал достоянием публики.
        Самое обидное, что иной раз доброта, красота или талант, прочитав такое, реально задумается, а может не стоит всем этим заниматься, раз такая реакция. Слава богу, это не тот случай, героиня интервью слишком высоко. И даже если увидит это, то, максимум, снисходительно улыбнется: что взять с идиотов. И правильно сделает.

        • Анонимно
          30.10.2016 11:44

          "...прочитав такое, реально задумается, а может не стоит всем этим заниматься, раз такая реакция"

          Нет, не думаю, такие люди делают что то не потому, что ждут одобрения от окружающих, а потому, что по другому не могут.

          • Анонимно
            30.10.2016 14:18

            Вот согласилась бы она стать омбудсменом по правам детей, я бы сказала, да, благородная сильная женщина. Тут уж не пиар под видом благородства на деньги или за деньги медицинского или фарм бизнеса, тут уж работать надо, сострадать и участвовать реально в судьбе обездоленных нужно! Я в это не верила ни одну секунду, расхохоталась, когда услышала, что ей было предложено,
            еще хорошо подумала про Путина и его окружение, бог ты мой, какие наивные оказывается...

            • Анонимно
              30.10.2016 18:17

              Правильно сделала, что отказалась - защищать права детей и не отменить закон Димы Яковлева невозможно!

              • Анонимно
                31.10.2016 11:02

                После принятия этого закона лично я отчетливо увидел звериный оскал этой вертикали. Там жизнь человека - ресурс, как нефть, уголь, древесина.

                • Random
                  31.10.2016 16:08

                  это везде так! Человек для государства, всего лишь единица, у которой есть даже своя "цена"!

        • Анонимно
          30.10.2016 13:31

          Не существует 100%но одинаковых людей. На 100 человек есть и гей, и самоубийца, 3й пол сменил, 4й в лифте мочится, 5й против детей в принципе...ну а кто в комментариях самовыражается. Ну что же, чертыхнулись мы с вами наступив в ..., и дальше живем. Даже полезно, чтобы не расслаблялись))

        • Анонимно
          30.10.2016 14:48

          Мы знаем , какую роль сыграли пасквили Айрата Нигматуллина и всей их компании в разрушении блистательного Рубина.
          Поэтому нравоучительная ценность слов Нигматуллина ниже нуля. Айрат Нигматуллин-это уже нарицательное имя.
          Ценности Чулпан Хаматовой , к сожалению, пока плохо соотносятся с ценностями татарского народа. Но проблески есть. Но сколько в ней противоречий. Вот она говорит , что за границу она едет для того, чтобы не забыть язык. И при этом начисто отметает родной татарский язык. Вот как относиться спокойно к таким вещам? Это невозможно для нормального татарина.

          • Анонимно
            30.10.2016 16:59

            ценность Чулпан не в том, что она татарка, а в том, ЧТО она делает для людей и КАК. а что вы, татарин, делаете для людей?

          • Анонимно
            30.10.2016 18:26

            По татарски то же самое напиши.

          • Анонимно
            30.10.2016 23:10

            Все она правильно делает,она же давно приняла христианство,не живет в Татарстане-зачем ей знать татарский язык?

            • Анонимно
              31.10.2016 13:09

              Да по моему бывшие все Татарстанцы приняли ХРЕСТЬЯНСТВО-вот у моего племянника фамилия татарская\его дед воевал-но который год ему \повторяю\что ты просто обязан присоединяться к движению\Бессмертный полк\.....толку нет -постоянно \слышится\что он не татарин-зовут его Александр а отчество Анварович..идет 52 год и все жениться не может...а причина одна что его суженная в Татарстане и точка

          • Анонимно
            31.10.2016 08:17

            Просто помимо ценностей татарского народа есть и другие, представляете?? Сколько можно уже этой местечковости...
            Айрат, спасибо за интервью! Чулпан прекрасна, талантливая актриса и умнейшая женщина!

            • Анонимно
              31.10.2016 10:13

              В нас не больше местечковости, чем в вас. Вы же своею местечковость выставляете везде напоказ, почему татарам нельзя?

              • М.К.
                31.10.2016 11:21

                Татарам нельзя, это же очевидно

              • Анонимно
                31.10.2016 11:43

                Почему нельзя, можно) Но если человек хочет делать в жизни больше, нежели сводить свою сущность лишь к татарскости, это же его право, почему сразу столько злости.

            • Анонимно
              31.10.2016 12:11

              Так кто же она по сущности? Русская? Или Никто?

              • Анонимно
                31.10.2016 16:56

                Чулпан татарка, которая стесняется своей нации и этот комплекс во многом определяет её поступки в жизни. Смена веры ради московской актерской тусовки? Душевная слабость молодой девушки, приехавшей в Москву? Все может быть, только не такой ценой. Перекатиполе остается перекатиполем.

              • Анонимно
                31.10.2016 16:57

                Вот я СЧИТАЮСЬ ТАТАРИНОМ и очень с удовольствием слушаю песни наших МАСТЕРОВ песней-но так в жизни бывает пришел \чужой\дядя и от ним разом-раз два..и все -сократил....и самое обидное никто и не попытался защитить -ну понять можно сейчас время такое-своя рубашка ближе к телу-сегодня встретил приятеля-и говарит сейчас в бане был а там новое новшество хотят применить-на руку браслет будут одевать-промылся час -уплаченного-за просроченное время и еще взымать будут....деньги.Вот чего надо писать дорогой Айратик а не описывать какой \ШЕДЕВР\наша землячка-чего приглянулась так и скажи

            • Анонимно
              31.10.2016 13:12

              Может и прекрасна-но звание Народной она еще не заслужила-есть более мастеревиты ее-и все надо делать как положено по закону и ты Айрат Н.......ставь все комментарий

              • Анонимно
                1.11.2016 00:45

                Зато у нас в Казани есть Народные артисты России - Александр Славутский и Светлана Романова (хозяева Качаловского театра). Они, по-вашему, более мастеровитые и талантливые, чем Чулпан Хаматова?

                • Анонимно
                  1.11.2016 12:48

                  А в США вообще нет ни одного народного артиста Америки, ничего живут и процветают.

        • RRS
          30.10.2016 19:38

          Не слишком ли высокого, вы о себе мнения, чтобы публичному публично называть кого-то идиотами.

      • Анонимно
        30.10.2016 12:09

        Лучше б Вы промолчали воистину, ибо озвучивая злобу Вы ею же и покраываетесь... Порой врачи и люди несуть тень дланни Всевышнего, исполняя Волю Его-и человек выкарабкивается из смертельного недуга, Чулпан-одна из тех, кто Воле помогает вооплотиться, и, наблюдайте за ней-проживет очень долгую жизнь, окруженная хорошими людьми, Вы же, мучимый болезнями в злобе так и не поймете, что то, что несете миру то он принесет Вам... неожиданно и, сарказм Всевышнего, порой без права исправить ошибки ибо долго Он Вас терпел и давал подсказки.

        • Анонимно
          31.10.2016 17:10

          Слушай ты Сущ...в перьев-чего ты себе позволяешь-она помогает-а мы что только смотрим ей вслед...и никого больше нет.Да все так бы и поступили если бы имели \БАБЛА\и поступают-да просто и не афишируют и просто делают от души...

          • Анонимно
            31.10.2016 18:42

            Не из своего же кармана она помогает. Кто реально в беде им вообще всем миром помогают и не афишируют это.

      • Анонимно
        30.10.2016 15:51

        Потому что иная , т.е. другие паралельные цивилизации , в которых мне и вам не бывать. Человек действительно делает большое дело. Смущает один факт , как это получилось , что она нихт ферштеен на родном языке.

        • Анонимно
          31.10.2016 20:59

          Нихт ферштейн. Но время у нее еще есть, наверстает. И достигнет высот мастерства, на которые удалось выйти нашим местным, которые ферштейн. Ведь без этого ферштейна реализовать себя как творческую личность и Человека с большой буквы - практически невозможно

      • Анонимно
        30.10.2016 16:12

        она могла бы ничего не делать. Но тем не менее пытается изменить мир в лучшую сторону.

        • Анонимно
          31.10.2016 17:31

          Почему думаете,что она может ничего не делать?Если не ошибаюсь у ней трое детей.

      • Анонимно
        30.10.2016 17:36

        А вы возьмите и создайте такой фонд. Кто вам мешает?

        • Анонимно
          31.10.2016 17:14

          Да он только философствовать умеют .Лучше о своих коренных пиши-которые намного лучшие и свою РОДИНУ\ТАТАРСТАН\ не предавали...

        • Анонимно
          1.11.2016 16:31

          Когда у вас будет много левого лавэ,у вас тоже возникнет озарение -открыть такой фонд,чтоб легализировать удащно нажитое непосильным трудом

    • Анонимно
      30.10.2016 18:08

      Особо хочется вспомнить о 4 школе, где учились дети коренных казанцев, интеллигенции в большинстве своём ,и таких же сильных педагогов.Это было наследие 3-ей мужской гимназии , которая была здесь до революции.Одна из лучших школ с очень сильным преподавательским составом.А уважаемый Кешнер вёл драмкружок для школьников в ДК медработников, который был бесплатным,где и прививал любовь к театру детям.Видимо Чулпан тоже его посещала, как и мы ученики этой школы.Все мы родом из детства, я думаю это окружение и дало толчок в её становлении актрисы.

      • Анонимно
        30.10.2016 19:35

        ) интеллигенции мало было в то время и именно в той школе , поверьте мне ) ну и чулпан знаю не по наслышки , училась в параллельном классе , обычная девочка)

        • Анонимно
          30.10.2016 21:50

          Эту школу закончили две ярких личности, проявивших себя на российском уровне: Олег Морозов и Чулпан Хамматова, а также много достойных казанцев.

          • Анонимно
            31.10.2016 09:22

            целых две ярких личностей...ммм

          • Анонимно
            31.10.2016 16:28

            А чем ярок Олег Морозов, тем, что всю жизнь при властном кордебалете танцует?

          • Анонимно
            31.10.2016 17:18

            Не надо ЛЯ...ЛЯ...ЛЯ и особенно про Олега Морозова-выскочка всех времен-влезает во все темы-хотя и не во всех знает толк...а ты случайно сам то там не учился-получиться и вот она и третья личность

            • Анонимно
              1.11.2016 01:20

              Олега Морозова забудут очень скоро, актёрский талант Хамматовой останется в людской памяти на долгие годы подобно именам Раневской, Любови Орловой или Людмилы Гурченко. Примерно так же Брежнева называют мелким политиком эпохи Аллы Пугачёвой.

              • Анонимно
                1.11.2016 08:47

                Не смешите уж, эту Хаматову никто и не вспомнит, она одна из.

                • Анонимно
                  1.11.2016 09:33

                  Кто такие татары, в мире представляют по именам, например, Рудольфа Нуриева, Ирека Мухамедова и той же Чулпан Хамматовой, а не политчиновников!

                • Анонимно
                  1.11.2016 09:37

                  Это Ваше достаточно злое и необъективное оценочное суждение продиктовано, по всей вероятностью, завистью. Актрис уровня Хамматовой в РФ крайне мало!

    • Анонимно
      2.11.2016 20:31

      А мне нет и не по тому что она не талантливая-а причина заключается в другом Вчера исполнилось бы Знаменитому Татарстанскому Композитору Саре Садыковой-110 лет и почтить на таткладбище ее поклонники ученики родные-но что меня очень удивило никого не было из Власти-ну хотя бы с Министерства культуры-такое было чувство что просто \ВЫТЕРАЮТ НОГИ\а как вить это наша ИСТОРИЯ..говарят у нее характер был ....а что у нас он что всегда нормальный что ли.И самое что удивило совсем отсутствовала ПРЕССА-и если бы я не пришел сюда\год тому назад был сокращен из ОА\ТАТМЕДИА\-то и в обще никто и не узнал что была такая дата и что в этот день 1906 года 1 ноября родилась на радость своих родителей красавица Сара-которая через годы прославила свой край-Татарстан-прекрасной музыкой и преданно жила и творила в Татарстане и знала свой татарский язык и почитала ее...что не скажешь про Чулпан Хаматову-которая и не знает и почитает свой Татарстанский край-редко..редко..так что о каком восторге могу я могу приклоняться о ней и только потому что это очень понравилось Айрату Нигматуллину-который запросто может \ОБОЛГАТЬ\наш старейший театр Качаловский или Оперный им М Джалиля-или просто плохо написать о Шаляпинском фестивале....свое мнение конечно ты обязан высказаться но навязывать его на нас у тебя нет прав.Так что и конкретно здесь с таким восторгом говарить о Народной артистке России Чулпан Хаматовой не стал бы-ей просто повезло ее \ПРИМЕТИЛ\Президент России Путин ВВ...и с царского плеча произвел ее в Народные-хотя ее лучше играют и давно обязаны стать ими многие многие одаренные артисты и так в любой профессии-должен быть свой РЕЙТИНГ достижений....Шамиль\Казань\

  • Анонимно
    30.10.2016 09:32

    Хорошее интервью....Очень грамотно построено.,слог легкий...

  • Анонимно
    30.10.2016 09:42

    До Современника Хаматова работала в театре Луны, но ни в одном интервью она об этом не упоминает почему то. А руководитель театра Луны Сергей Проханова на нее обижается.

  • Анонимно
    30.10.2016 10:02

    Спасибо за интервью, как радует мудрость такой еще очень молодой женщины

  • Анонимно
    30.10.2016 10:08

    Нет в ней глубины как и у Марата Башарова... Т. е. сказать миру нечего. Хотя артисты врожденные. Ее фонд тоже, знаете ли под вопросом, очень похожа на поддержку медицинского и фарм бизнеса под покровами благородства. По этой причине и не может взять вес - права ребенка. Типичные маргиналы оба - уже не свои, а с другими туго...

    • Анонимно
      2.11.2016 08:33

      Поддержка и лоббирование фармбизнеса - это деньги. А кушать вкусно хочется. И машину хорошую, и вертолётик)))

  • Анонимно
    30.10.2016 10:38

    У нее очень теплая аура. Как то на сердце легче даже видя ее на фото.

  • Анонимно
    30.10.2016 10:40

    Она слабая незрелая женщина, но даже с этой точки зрения делает много для людей, поэтому цените в людях то, что они делают, а не говорят о чём - то

    • Анонимно
      30.10.2016 12:33

      слабо и незрело завидовать и не видеть очевидное - теплоту и человечность.

  • Анонимно
    30.10.2016 11:04

    "Нет в ней глубины как и у Марата Башарова... Т. е. сказать миру нечего.
    .........................................................................................................
    Типичные маргиналы, оба - уже не свои, а с другими туго..." - более
    чем выразительно и очень четко....!
    Аскарович

  • Анонимно
    30.10.2016 11:04

    Совершено другие чувства вызывает эта красивая женщина у меня. Не смогла понять Ее таглашний поступок, когда Собчак задала вопрос про Путина. Начала юлить, выкручиваться. Какие то двойные стандарты. Последняя Ее работа в Кино, которая мне посчиталась искренней-это "Страна глухих", и то благодаря партнерше по фильму. Все остальные, увы, мне кажутся неискренними, наигранными. Если рядом сильный актер, она сразу проигрывает.... что касается фонда, не каждый сможет работать там. Респект.

    • Булгарин
      30.10.2016 11:43

      Странные вы люди. Она же женщина, а мужчина, который решил бороться с этой властью. И она несет свою ношу. А когда кто-то помогает ей нести ее, она может позволить себе и не осуждать такого человека, каким бы он не был.

    • Анонимно
      30.10.2016 12:38

      Не смогли понять - и не смогли. Это не значит, что кто-то должен перед вами оправдываться. Кажется вам неискренним - пусть дальше кажется. В каждом слове буквально сквозит зависть, в каждом.

      • Анонимно
        30.10.2016 12:56

        Я не осуждала никого. А вы тут выводы сделали. Странные. В чем это я ей завидую? Мы одногодки. Я счастливо замужем, дети у меня прекрасные. Зарабатываю я дай Аллах каждому. Благотворительностью занимаюсь. В чем зависисть? В том, что мне прогибаться,в отличии от неё, мне не нужно? Неискренняя она!

        • Анонимно
          31.10.2016 11:35

          Вам прогибаться не нужно только по одной причине - ваша фигура не имеет никакого веса. Дети, муж - это здорово. Но не вам осуждать людей за то, о чем вы представление имеете только на уровне кухонных разглагольствований.

          • Анонимно
            31.10.2016 13:05

            Интересно, а что сделали хорошего ВЫ? чтобы решать кто и когда должен высказывать свое мнение?

            • Анонимно
              31.10.2016 17:30

              Слишком знакома фигура Айрата Нигматуллина-в нем столько \ЖЕЛЧИ\если вдруг ему хочется замарать тот же РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им КАЧАЛОГО он это сделает так что начинаешь верить или оперный М Джалиля и так далее-так что и слог его и тонкость писанины этого обман зрения.....вить это же все же Журналист \БО\и наверняка и получил такое задание.....что сделать из посредственной артисты -ШЕДЕВР...

    • Анонимно
      31.10.2016 17:22

      Здесь вот в ТОЧЬ в ТОЧЬ написано-нет никакой ПРЯМОТЫ и ИСКРЕННОСТИ.....и правильно на фоне СИЛЬНОГО АКТЕРА она сразу проигрывает......

  • Булгарин
    30.10.2016 11:08

    Она великолепна Трогательно наивна и как-бы беззащитна, но с очень мощным внутренним стержнем. Пример того какой должна быть женщина, чтобы мужчина рядом с ней чувствовал себя мужчиной, защитником.
    Многие ее воспринимают и как татарку, свою по крови. Как некий образец национальной героини. И даже то, что она сама себя к роли Жанны д'Арк готовила чуть ли не с детства по ее признанию уже что-то значит. Но возникает все же некое ощущение, что она не до конца эту роль прочувствовала. Ведь Жанна д'Арк эта та, которая боролась за свободу своей нации от захватчиков англичан. У нас не было своей Жанны, потому и история пошла по другому пути, но внутренняя тоска по ней осталась. И как совершенно противоположное ей эта Зулейха, которая вдруг открыла глаза. Хотя тут вполне возможно и вот такая трактовка. Она антипод Жанны.

    • Анонимно
      30.10.2016 16:03

      с этой Зулейхой связано очень много символизмов. Начиная с того, что в татарской литературе уже была одна известная Зулейха, тоже с трагической судьбой, но с совершенно противоположными ценностями. Та Зулейха убила ради мужа-татарина того, за кого ее насильно выдали замуж. А Зулейха Яхиной наоборот ложится в постель с тем, кто убил ее законного мужа. Вот так на 360 градусов поменялись понятия о женской добродетели.
      Далее, есть символизм в авторах этих Зулейх: с одной стороны классик татарской литературы, видный национальный деятель Г,Исхаки и Г.Яхина - не знающая двух слов на татарском - с другой. Еще очень символично как нашли друг друга Яхина и Хаматова. Как одна очень желает чтобы другая сыграла ее персонажа. А другая в восторге от произведения первой. Как две женщины с татарскими именем и фамилиями, но потерявшие всякие связи со своей нацией, стали кумирами для таких же как они обывателей.

      • Анонимно
        30.10.2016 16:11

        Гузель Яхина знает татарский язык.

      • Булгарин
        30.10.2016 16:17

        Да, согласен с вашей трактовкой. В этом и трагизм нации. И желание сыграть Жанну д'Арк тоже удивляет.

        Хотя понимаю, мы рассуждаем с точки зрения нации, а они живут простой жизнью, где в основе личное процветание, а не интересы целого народа. Для них они чужды. с этим тоже согласен. Хотя, в глубине души ближе к старости начинают и об этом думать. Но обычно бывает уже поздно над этими вопросами размышлять, время ушло. Думаю, в истории она так и останутся рядовой актрисой русского театра.

      • Анонимно
        30.10.2016 16:43

        //с одной стороны классик татарской литературы, видный национальный деятель Г,Исхаки и Г.Яхина - не знающая двух слов на татарском - с другой//

        Ну и книги кого из них люди с желанием покупают в магазинах?

        • Анонимно
          30.10.2016 17:55

          Вы не найдете на прилавках книг Гаяза Исхаки, а Гюзель Яхина свободно лежит.

          • Анонимно
            30.10.2016 18:52

            книги Яхиной не "лежат", а валяются повсюду, в каждом книжном магазине...

          • Анонимно
            30.10.2016 20:06

            Книжные магазины закупают те книги - которые хорошо продаются. Магазины с непродаваемыми книгами Исхаки намучились, теперь магазины их не берут для продажи, а вот на книгах Яхиной книжные магазины хорошо зарабатывают.

            • Анонимно
              31.10.2016 00:03

              Ну не надо опошлять татарскую литературу. Гаяз Исхаки гениален и в литературе и в общественно-политической деятельности. История татар в ХХ веке озарена его великим творчеством. Яхиной до этого далеко, как до Солнца.

              • Анонимно
                31.10.2016 11:40

                Читатели "проголосуют" рублём. Одно дело формальные, назначенные в "великие" национальные писатели, которых никто не покупает, и другое дело, когда люди своим талантом создают выдающиеся книги, которые люди покупают по велению своей души.

                • Анонимно
                  31.10.2016 13:27

                  Выдающиеся? Ха-ха, распиаренный вторичный продукт, не больше!

                • Анонимно
                  31.10.2016 16:14

                  Чушь. Рубль/доллар не является показателем таланта! На Шекспире зарабатывают меньше, чем на комиксах - и что с того? Журнал "Он/она" распродается лучше, чем произведения Достоевского - и что с того?

      • Анонимно
        30.10.2016 16:57

        Слушайте, на 360 градусов - это полный поворот на исходную точку, не умничать в следующий раз старайтесь, а вдуматься в слова человека

      • Анонимно
        30.10.2016 18:41

        только не 360 , а 180 градусов, гуманитариям иногда надо напоминать о математике

        • Анонимно
          31.10.2016 12:01

          это вам псевдо не гуманитариям надо вспоминать о геометрии

      • Анонимно
        31.10.2016 13:16

        Не забывайте, что родной и обожаемый сын Зулейхи - Юзуф уезжает от матери , возможно на историческую Родину - в этом тоже символизм: СЫН ЗУЛЕЙХИ ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕДАТЕЛЬСТВА МАТЕРИ - и нет сильнее кары для Зулейхи.

        • Анонимно
          31.10.2016 15:23

          У татар нет имени Юзуф, есть имя Йосып. Почему искажаем?

          • Анонимно
            31.10.2016 15:41

            в романе Юзуф, это специально измененное имя Йосыф, там есть смысл

          • Анонимно
            31.10.2016 15:56

            Йосып - у сибирских татар, а у казанских - Йосыф. Например, Йосыф Акчура.

    • М.К.
      31.10.2016 11:22

      Она, конечно, не татарка.
      Но душа у неё татарская, вот это сочетание всё объясняет в ней.

    • Анонимно
      31.10.2016 13:16

      Есть актриса играющиеся намного лучше ее-но вот к сожалению ее \протеже\оказался сам Президент Путин ВВ....хотя по правилам \ЗАКОНА\К И Н О-надо чтобы народ определял кто может быть считаться Народной а кто нет.........Шамайка

  • Анонимно
    30.10.2016 11:25

    Зулейху надо обязательно снять и Чулпан должна играть главную роль. В этот фильм надо собрать лучших актёров, т к это трагедия всей России.

  • Анонимно
    30.10.2016 11:31

    Милая приятная девушка.. Она права. К сожалению, старой Казани, практически не осталось. Да и люди, жившие в ней, уходят..
    Если училась в 4-й школе, возможно, где-то на Ульянова жила, получается. Там когда-то сады были яблоневые. Эхх...

    • Анонимно
      30.10.2016 18:56

      ваш главный аргумент - "милая приятная девушка" - исчезнет как аргумент через 2-3 года. а как вы относитесь к её мнению?

      • Анонимно
        30.10.2016 19:48

        К какому мнению? У неё присутствует собственный взгляд на происходящее. Не берётся рассуждать о том, о чём имеет весьма отдалённое представление. И, это есть хорошо.

  • Анонимно
    30.10.2016 11:38

    Ах, печальная наша снегурочка, как бы не растаяла от тоски. Детство тяжелое было - заставляли родной язык учить. Она конечно человек знаменитый, благотворительностью занимается, но зачем же в таком тоне рассказывать об учительнице и про бабушку свою. Зрители в зале смеются.

    А к книге Яхиной у меня все таки нормальное отношение, а вот сериал скорее всего снимать не будут. Зулейха положительный персонаж, пусть со своими заблуждениями, но будет смотреться со знаком плюс и зртели будут сочувствовать.И еще там присутствует НКВД, истории связанные с этой организацией наверное пока не будут экранизировать на нашем телевидении.

    • Анонимно
      30.10.2016 12:06

      "Зрители в зале смеются"

      Вообще-то, на видео зрители, с обожанием и восторгом, смотрят на двух выдающихся представительниц татарского народа. Удачи и счастья им.
      А фильм нужно обязательно снять. Такой фильм может быть очень сильным.

  • Анонимно
    30.10.2016 11:51

    Несмотря на хорошие дела, очень странная позиция по Татарстану у Чулпан. С одной стороны ассоциирует себя с татарами, а с другой стороны как только не оскорбляла родной язык. Все таки, Чулпан Хаматова в первую очередь русская актриса, татарского в ней ничего нет, сугубо по моему субъективному мнению.

    • Анонимно
      30.10.2016 21:30

      Чулпан не виновата, а окружение. Это с пеленки теперь...Вот, внучка брата, как отдали в садик, язык поменяла на русский. Таких детей очень много, это наша общая беда.

      • Анонимно
        31.10.2016 21:03

        у вас садик большее влияние оказывает, чем семья. Соболезную

  • Анонимно
    30.10.2016 12:26

    Печально только одно. То , что наши выдающиеся таланты живут в другом , не татарском измерении, находятся под влиянием других ценностей, подчас чуждых. Чулпан это сама чувствует, хорошо сама подметила, говоря про общие семейные обеды и т.д. А хотелось бы, чтобы наоборот татарское выпирало, чтобы не было никакого стеснения. Но это трудно в России.

    • Анонимно
      30.10.2016 13:53

      //наши выдающиеся таланты живут в другом , не татарском измерении//

      Успешным людям не нужна местечковая замкнутость. У глобальный взгляд на жизнь. Они своим талантом доказали, что они -личности, и могут быть вполне конкурентными не только в своей республиканской тепличной среде, но и повсюду. Большому кораблю - большое плавание. Для них Казань уже очень мелкая.

      • Анонимно
        30.10.2016 15:35

        Местечковые безталанные и не личности, конечно....

      • Булгарин
        31.10.2016 11:09

        Вот почему-то Шарлю Азнавуру или той же всемирно известной модели Ким Кардашьян, или Эйнштейну или многим другим известным личностям их "местечковость" не помешала стать великими и в другой среде.

        • Анонимно
          31.10.2016 15:25

          Кардашьян... опять татарская фамилия. Кардашь-харендяшь-карендяшь(вместе сидели в одном утробе), обозначает родственность-родственник, ян-душа, то есть родственная душа.

  • Анонимно
    30.10.2016 12:36

    очень противно читать многие комментарии. и откуда только такие кадры берутся - зависть, злоба, мелочность. фу. люди, ну будьте уже Людьми! уважайте ближнего! Чулпан - замечательная. как только язык поворачивается про нее гадости говорить.

    • Анонимно
      30.10.2016 14:28

      Это татарские нацики пишут. Они не могут простить её слава, сказанные про татарский язык и неприятные ассоциации связанные с его изучением в детстве.

      • Анонимно
        30.10.2016 15:40

        Надеюсь, у Чулпана хватит мудрости понять, что ее героев любят, а на разные колкости не надо обращать внимание.

        • Анонимно
          30.10.2016 18:58

          любят её героев, но не её саму - Вы правы!

          • Анонимно
            30.10.2016 21:27

            А как ее можно любить? Она не рядом же...

          • Анонимно
            31.10.2016 17:41

            Правильно......и героев тоже надо умело передавать а ей это не очень удается...сказать по ПРАВДЕ.....

      • Анонимно
        31.10.2016 17:40

        Да при чем здесь НАЦИКИ-МЫ же все же не ее обсуждаем в конце концов-а саму ЖИЗНЬ-где много подлости и неуважение к ближнему-вот ей повезло сразу на нее \обратил Глава Государства\а это много значит и особенно такое непонятное время когда кто был всем стал ничем и если ты попытаешься найти свои КОРНИ своих некогда так же БЛАГОРОДНЫХ людей и благотворителей помогавших людям -то хрен что найдешь..все уничтожено и \ЗАРЫТО\толстым слоем ИСТОРИИ-которую в настоящее время настолько исказили...что уже и не знаешь где наш а где ВРАГ.....

    • Анонимно
      31.10.2016 15:35

      Ну... на сцене она может быть и талантлива, и крупных скандалов за ней не замечено. А в жизни, на отдыхе весьма неприятная и скандальная персона. Кто сталкивался с ней, когда на отдых с друзьями и собаками приезжала на дачу к родителям и святыни оскорбляла, тот помнит. Да и реальных дел по фонду , кроме торговли лицом, не заметно. А PR хороший, да. Пусть уж лучше подальше от Казани сияет, на расстоянии такую татарскую знаменитость любить как-то сподручнее ))

  • Анонимно
    30.10.2016 12:54

    Слаба и незрела в области, непосредственно её не касающейся, например в политике, в оценке деятелей государства, поэтому нечего в своих очень незрелых коментах(12.33) других комментаторов подлавливать. Человек не может быть сведущ во всех областях, поэтому не стоит лезть в драку, когда в киосках видишь портрет Сталина - вот о чём идёт речь. В любом человеке есть и от бога и от сатаны, поэтому обожествлять никого не стоит. О её умении помогать я уже сказала.

  • Анонимно
    30.10.2016 12:59

    Кто там про язык ляпнул, не подумав? Да она, не разговаривая на татарском, гораздо более татарка, чем вы! Как вы низко гребёте, противно аж. А как рьяно защищали райкина - не татарина, а для своей землячки у вас одно отрицательное.

    • Анонимно
      30.10.2016 20:27

      Как не разговаривая на татарском являться гораздо более татаркой? В принципе как это возможно? Вы о чём это? Будьте любезны, поясните

  • Анонимно
    30.10.2016 13:22

    Стоило бы всем прочесть еще раз последнее предложение в интервью!

  • Анонимно
    30.10.2016 13:23

    С Чулпан надо обращаться очень нежно. Это как улитка, поверив вам, вылезает своим нежным беззащитным телом из своего домика. Чулпан вибрирует, рефлексирует. Слезы всегда стоят в ее прекрасных глазах. А заслуга Казани в том, что встретилась гениальная учительница, "она показала, что значит в литературе слово, каким оно может быть вкусным и может звучать как музыка".

  • Fandas Safiullin
    30.10.2016 13:24

    Актерский талант Чулпана ханым и её редкостная доброта и человечность достойны восхищения теми, кто способен их оценить, и заслуживают огромного уважения — всеми.

    Не в обиду ей и её поклонникам осмелюсь высказать свое предчувствие, что женская мудрость и интуиция подскажут ей отказаться от участия в съемках фильма «Зулейха».

    • Анонимно
      30.10.2016 13:32

      Зулейха - хорошая книга, не понимаю, что на нее все обрушились. Там показана одна семья, это не портрет всего народа,
      Если отрицать описание патриархальности нравов в книгах, тогда надо было запретить всю русскую литературу от Толстого, Достоевского, Чехова, Куприна, до Астафьева и Распутина.

      • RRS
        30.10.2016 19:30

        Для героиним нужно было выбрать другое имя, а так получается полный антипод , к широко известному произведению выдающегося татарского деятеля Гаяза Исхаки "Зулейха".

        • Анонимно
          31.10.2016 13:21

          вы же понимаете почему выбрано имя Зулейха: имя ее сына Юзуф - отсыл к великой легенде о любви Юсуфа и Зулейхи, воспетого еще великим булгарским-татарским поэтом Кол Гали.
          И за измену своему народу (если вы так считаете) Зулейха платит самую дорогую цену - сын покидает ее навсегда.

      • Анонимно
        31.10.2016 16:39

        \\Зулейха - хорошая книга, не понимаю, что на нее все обрушились\\ - Роман "Зулейха открывает глаза" - апология сталинизма и сталинских репрессий. Сие произведение не имеет ничего общего с исторической правдой, выдает черное за белое и наоборот, в общем, оно написано на потребу нынешней властной пропаганды.

    • Анонимно
      30.10.2016 13:46

      Фандас абый, сезгә бу китапта ни ошамый соң? Шушы гаиләләр чыннан да булган, репрессияләр дә, сөргенлек тә булган хакыйкать. Тәнкыйтегезне аңламыйм.

    • Анонимно
      30.10.2016 19:06

      элементарная женская глупость подскажет Чулпан участвовать в этом проекте...
      став взрослой (дай Бог мудрой) женщиной, Чулпан поймёт свою ошибку...

  • Анонимно
    30.10.2016 13:30

    Хорошее интервью, доброе и мудрое.
    Настоящая татарка - красивая и работящая.

  • Анонимно
    30.10.2016 13:35

    Искреннее интервью. Респект.

  • Анонимно
    30.10.2016 13:47

    она принесла извинения своей учительнице татарского языка за оскорбления (сравнения ее с Гитлером)?

    • Анонимно
      30.10.2016 15:13

      Я бы своего учителя по литературе сравнил бы с тем же самым, да боюсь, вдруг нет её на этом свете..
      Учитель - это человек оставляющий след в душе человека на всю жизнь, плохой или хороший, а то вообще никакой. Учитель может повернуть твою жизнь на нужный путь, а может и пустить по камням и буеракам, пока сам не поймешь что хорошо и что плохо. не надо перед злыми учителями извиняться, как мне кажется, можно простить

    • Анонимно
      30.10.2016 15:36

      Ей не только перед учительницей надо извиниться ,но перед всем татарским народом.

  • Анонимно
    30.10.2016 13:52

    Помню как травили Рустема Кутуя за то что он, татарин, сын классика татарской литературы Аделя Кутуя, пишет стихи и прозу на русском языке. Как тяжело переживал он эти упреки. Да и сейчас один из лучших татарских поэтов, Рустем Кутуй, в забвении.

    • Анонимно
      30.10.2016 15:35

      один из лучших русских поэтов может быть вы хотели сказать? для меня нация поэта определяется тем, на каком языке он пишет.

    • М.К.
      31.10.2016 09:14

      В Казани люди очень часто ржавеют, давно подмечено и не мной ...

  • Анонимно
    30.10.2016 14:33

    Почаще приглашайте на татарское ТВ и всё!

  • Анонимно
    30.10.2016 15:04

    Да, есть ещё злоба в наших людях, подумаешь, почитав комменты. Радоваться надо успехам и развитию других людей, не взирая на их, как тебе кажется, ошибки.

  • Анонимно
    30.10.2016 15:32

    Талантливая, красивая, честная! УМНИЦА! Чулпан, мы тобой гордимся!

  • Анонимно
    30.10.2016 16:48

    В Хамматовой борются две силы,Она Татарка,но родилась в Казани,Тукая не впитала,но и до русских не дошла.Её,не примут,всё равно.В Театре,Она ближе к возлюбленой Печорина,от Лермонтова.Любовь её ведёт,но не может отрваться от корней.А сделав,щаг,Она Никто.Российское государство поощрило.И всё.

    • Анонимно
      31.10.2016 01:09

      сделайте вы "щаг" в сторону взаимоуважения и толерантности. а пока от вас одни только оскорбления. что сделали вы лично для людей, для больных детей? только клеветать умеете, никчемность вою показывать?

  • Анонимно
    30.10.2016 17:07

    Вот уж талантливый человек! Ещё и с таким сердцем. Горжусь ею!

  • Анонимно
    30.10.2016 17:53

    Чулпан - вы талантище! Горжусь вами! Вы самая что не на есть настоящая современная татарка!

  • С утра некогда было читать статью,выпал снег ,который закрыл траву и скот нужно было переводить на зимнее содержание,да и думал ну что еще может сказать Чулпан чтобы я ее продолжал уважать как актрису,благодетеля и татарку доказавшую всем,что у нас в нации не одни завистники и идиоты. Да и журналистов то у нас мало,кто что то читал,видел кроме зрелища из окна своего автомобиля или трамвая. К журналистам я отношусь всегда предвзято и всегда прошу назвать страничку в контакте. и посмотрев ее понимаешь это пустышка или личность,которая хочет своим пером изменить жизнь в лучшую сторону! Айрат вы меня сегодня порадовали тем ,что сумели убедить Чулпан что вы профи,и наверно и человек не из плохих раз она сумела так хорошо раскрыться перед вами! Желаю новых побед на Вашем порой и не благодарном поприще!

  • Анонимно
    30.10.2016 18:41

    Обожаю, Чулпан Ахматову! Как она все успевает.

    • Анонимно
      30.10.2016 23:34

      Ахматовой она пока еще не стала, может конечно в будущем))))

    • Анонимно
      31.10.2016 17:09

      Обожать и фамилию не знать,может здесь проплаченные обожатели.

  • Азат Д
    30.10.2016 18:42


    Какая то она не настоящая, как будто постоянно играет.

  • Анонимно
    30.10.2016 18:52

    читая комментарии, я понял, что татарское самосознание очень сильное. Ведь основная тема комментариев то, что Хаматовой не могут простить оскорбительные выпады против татарского языка.

    • Анонимно
      31.10.2016 01:06

      это не самосознание. а просто хамство. почитайте внимательно некоторые комментарии - они же на грани оскорбления!

      • Анонимно
        31.10.2016 10:21

        Хамство, это называть Гитлером. учительницу твоего родного языка и эти эпизодом гордится.

        • Анонимно
          31.10.2016 11:51

          Если "учитель" татарского у нее была как и большинство нынешних по этому предмету (т.е. относятся с ненавистью к тем, кто язык не знает) - почему же Чулпан должна кривить душой.

          • Анонимно
            31.10.2016 16:29

            В первой статье очень хорошо отзывались комментаторы об этой учительнице,даже с блогодарностью.

  • Анонимно
    30.10.2016 19:30

    Вот очень интересное высказывание о романе Г.Яхиной "Зулейха открывает глаза" известного российского кинорежиссера Григория Амнуэля: "Запрещая, советская цензура создавала для нас запретный плод, к которому пусть не все, но хоть кто-то тянулся. Современные заправилы идеологии действуют мудрее. Учитывают технический прогресс и общенациональную зависимость от визуального восприятия, формирующего взгляды толпы. Отсюда ежедневные фальсификации, когда черное объявляют белым, а белое черным. Министр культуры, занимающийся пропагандой, а не культурой. Новый Министр образования, декларирующая те же идеологические ценности пропаганды своим приоритетом. Телевидение, пресса, искусство, наука, занимающиеся тем же. Хотите свежий пример синдрома "Ночного портье"? Пожалуйста — нашумевший, не сходящий с первых строк рейтингов новый роман "Зулейка открывает глаза" (Гузель Яхина 2015) к Вашим услугам. Написан, издан, премирован, разрекламирован, своевременен. Почему? Потому, что с марта 2014 года начинается противостояние российской власти и репрессированного в сороковых народа крымских татар, не желающего возвращаться в старое стойло. Роман под видом правды фальсифицирует историю. Описывает репрессии татарского народа и питерской многонациональной интеллигенции почти как трогательную сказку. И, это кушается в стране! При этом в ней, даже верные трону чеченцы, как и другие вайнахские народы, до сих отмечают 23 февраля как день скорби и памяти о событиях 1943 года. Оказывается и в ХХI веке, после издания "Архипелага ГУЛАГ" и просветительской деятельности "Мемориала" можно рассказывать сказки о "мягкости" депортации и "человечности" энкавэдэшников. Это происходит в стране, в лесах которой под Москвой и Питером, Петрозаводском и Смоленском, Тверью, да практически под каждым более или менее крупным городом находятся многочисленные могильники безвестных жертв. Одни из них отмечены знаками и обелисками памяти на армянском, бурятском, грузинском, иврите или идише, ингушском, калмыцком, латышском, литовском, молдавском, немецком, польском, русском, татарском, украинском, финском, чеченском, эстонском, японском, и множестве других языков репрессированных людей и народов, другие всё ещё ждут своих пытливых исследователей. Кстати, большинство этих злодеяний приходится как раз на период Второй мировой войны. Совершавшие эти "подвиги" награждались боевыми орденами, которые выжившим до сих пор дают привилегии. Ещё бы, ведь Власть провозглашает, что у того, кто не жалеет об СССР нет разума! Да, разума действительно видимо быть не должно. Должно быть, только стадное чувство любви народа к своей власти, т.е. чувство, которое приводит героиню "Ночного портье" к гибели. Вот только рассчитывать на ответное чувство, действия аналогичные герою фильма, от власти вряд ли приходится. У власти, вышедшей из народа слишком быстро атрофируется память. Она быстро забывает о народе".
    Это высказывание особенно актуально сегодня, когда отмечается День памяти жертв политических репрессий.

  • Анонимно
    30.10.2016 19:57

    Чулпан Хаматова - индивидуальность. К ней как к актрисе можно относиться по -разному. Как говорится, на вкус и цвет... Но упрекать ее за отлучение от национального могут только тупые националисты. Казань, конечно, изменилась, иначе быть не может. У каждого из нас ностальгия по прошлым улочкам, где были первые свидания и т.п. Не в том дело, Чулпан состоялась во всем. Наверное, кому-то хочется на нее чадру( или как там называется) надеть. Вот это показуха. За вашими одеяниями еще неизвестно что скрывается. Чулпан - умница, а кому-то завидно. И вообще, где вы увидели выпады против татар? Хватит раздувать национальную рознь!

    • Анонимно
      31.10.2016 08:09

      Может быть вам выпады против приверженцев определенной религии не делать? защищаете другого человека...то будьте добры при изложении своих аргумент ов быть осторожным и не делать "показуху", демонстрирую свою неприязнь

  • Анонимно
    30.10.2016 20:01

    Спасибо, за интервью. Открыла для себя Чулпан с другой стороны. Какие добрые слова про Дмитрия Быкова. Хотя на ее месте любой другой человек обиделся бы и гадил. Супер Человек Чулпан. Спасибо большое. Доброта и Человечность вот самое главное что есть у нее.
    Озак яшэгез.

  • Анонимно
    30.10.2016 21:46

    Хаматова вспоминает о том что она номинально татарка только тогда, когда нужно побольнее изнутри пнуть татарский народ. Все ее так называемые успехи связаны только с тем, что она позиционирует себя бывшей татаркой. Только такие ""татары"" получают возможность типа реализовать себя. Пусть играет зулеху яхиной эта роль именно для нее. Хорошо, что она не будет играть Зулейху Исхаки.

    • Анонимно
      31.10.2016 00:32

      Абсолютная правда.

    • Анонимно
      31.10.2016 13:36

      Надо сравнивать не с Зулейхой Исхаки, а с "Юсуф и Зулейха" Кол Гали, именно эта любовь упомянута в книге и итог трагичен, нет счастья для Зулейхи Яхиной

      Чулпан себя ассоциирует с этой Зулейхой - с этим манифестом отречения от патриархальности своего народа, а значит притягивает к себе и все последующие мучения и страдания Зулейхи и итог - непонимание и по сути потерю сына.

      Дети тех, кто отрекся от своих корней и традиций, часто вспоминают эти корни и тянутся к своему народу и осуждают родителей за измену своим корням.

  • leysan
    30.10.2016 22:38

    Очень хорошее интервью, спасибо, Айрат. Чулпан - чудесная, светлая, честная, талантливая и, на самом деле, потрясающе человеколюбивая. Хотя человечество, быть может, и не заслуживает этой любви. Столько гадости льют, уму непостижимо. А все разговоры о ее "татарскости" или "нетатарскости" лишены смысла. Имеющий уши, да услышит, имеющий мозг, да поймет.

  • Анонимно
    30.10.2016 23:02

    Вам не страшно обидеть человека? От ваших слов мне-постороннему человеку - больно. Человек взрослеет, и приходит понимание, что чего -то важного в этой жизни недооценил, чего-то упустил. У нее чувствительная, тонкая душа. Молода, а уже понимает, что время человека меняет. Значит она постоянно чему-то учится, наверное, мудрости, анализирует ценностей.
    Сейчас она такая, пройдет время, она может быть другой, это естественный процесс. Я лично желаю ей здоровья, любви, женского счастья, хороших зятьев в ближайшем будущем, если есть сын-хорошую невестку, все это очень важно!

  • Анонимно
    30.10.2016 23:29

    Чулпан выдающаяся личность - прекрасный человек и актриса. Она одна из самых известных татарок и по ней судят о татарах. И в этом плане для татар она сделала, сама того не подозревая, очень много. Каким надо быть тупорылым, чтобы этого не понимать

    • М.К.
      31.10.2016 09:24

      Проржавевшая ведь, поэтому и отношение к ней такое у многих.

      • Анонимно
        31.10.2016 13:52

        Что означают буквы М.К.? Маргинал казанский - первое что приходит в голову. Потому, что только аутсайдер и пустобрёх может оскорблять Чулпан. Сам вы проржавевший

  • Анонимно
    31.10.2016 06:41

    Может быть после всей московской грязи Чулпан поняла,все родное,чистое осталось на Родине.Возможно чувствует оторванность от своего народа и оправдывает,это плохой учительнице татарского(в коментариях в прошлой статье,много тёплых слов сказано Ее учениками),деревенскими татарами в 90-х.
    Наверное желание Чулпан сыграть роль по книжке Яхиной,тоже своеобразное оправдание,что она несколько раз была замужем не за татарином.
    Пусть Аллаh даст ей хидоят!

    • М.К.
      31.10.2016 10:32

      Милость Божья безгранична.
      Бог никогда не оставит человека ...

      • Анонимно
        31.10.2016 13:55

        Если Бог оградит нормальных людей от таких как вы М.К. , то всё в мире будет хорошо

    • Анонимно
      1.11.2016 23:22

      Согласна. Татары, живущие долго в Москве- уже не татары. Критиковать только умеют

  • Анонимно
    31.10.2016 10:23

    Чулпан добрая умная женщина мать троих детей до глубины понимающая боль матерей теряющих своих детей низкий поклон ей Ей не мешает жить не знание татарского языка она любит Родину а дети тех кто упрекает её за это где. Живут и учатся? Вот здоровья ей и счастья Клавдия

  • Анонимно
    31.10.2016 11:23

    Очень нравится мне Чулпан. С удовольствием смотрю фильмы с ее участием. Уважаю ее за помощь больным детям, за ее доброе сердце!
    Горжусь ею! От всей души желаю здоровья ей и всем ее близким!

  • Анонимно
    31.10.2016 11:34

    Наверное, я не очень культурный человек, но о ней почти ничего не знаю, я вообще многих современных актеров не знаю, не оставляют они ничего в душе моей и интерес они не разжигают, хотя и не должны, наверное.

  • Анонимно
    31.10.2016 12:17

    Чулпан - молодец! собака лает, караван идет! Она делом занимается. Делом доказывает свою состоятельность! А не словеса развешивает, как некоторые здесь. Татарка - это здорово! Она помнит, что такое СССР, когда все были равны, любых национальностей. Она помнит о своей национальности и бережет эти воспоминания. Это главное! и об образовании я с ней согласна! И, вообще, восхищаюсь, как много она успевает.... Всем бы быть такими занятыми и неравнодушными и культурно образованными! Ура Чулпан!

  • Анонимно
    31.10.2016 12:51

    Чулпан йолдыз бит ул безнен!

  • Анонимно
    31.10.2016 13:07

    Сколько невежества, сколько агрессии и негатива во многих комментариях... В этом вся наша современная жизнь...
    Наше общество (а есть ли общество?) больно. И неизвестно, когда будет найдено лекарство от этой болезни...

  • Анонимно
    31.10.2016 13:08

    Наши татарстанским умникам/ видимо/ ве равно/ на кого лаять// Чулпан - яркая и талантливая актриса/ ей и комедийные / и трагические роли по плечу// Буду сегодня с удовольствием смотреть фильм на первом о "шестидесятниках"/ где Чулпан играет Беллу Ахмадуллину// А то/ что актриса выделяет среди своих учителей учителя литературы и математики/ так это ее право// Она не хочет показаться лучше/ она естественна и откровенна// Думаю/ просто уверена в том/ что Чулпан Хаматова - это не просто замечательная актриса/ но и НАСТОЯЩИЙ человек/ не приспособленец и временщик// Стыдно бросать камни в человека только потому/ что он плохо владеет татарским языком// Можно назвать многих уроженцев Татарстана/ которые не владели в совершенстве татарским языком/ но именно они и прославили свой народ// Князева В

  • Анонимно
    31.10.2016 14:34

    Татарские колхозаны пытаются доплюнуть до Хаматовой. Не долетает, несмотря на все старания модератора

  • Анонимно
    31.10.2016 14:43

    На кладбищах актеров не хоронили на Руси потому, что профессия их считалась уж больно презренной. Хоронили их за кладбищенской (или за церковной) оградой – вместе с самоубийцами. Наверное, считали их теми, кто еще при жизни самостоятельно и добровольно убил свою душу.
    Такое впечатление, что самое главное в этой жизни не реально действовать (работать, служить), а изображать жизнь. В далеком прошлом элита скоморохов к столу не подпускала, за слуг держала, а они жаловались в песнях: "Да, я шут, я циркач, так что же? Путь меня так зовут вельможи. Как они от меня далеки, далеки...Никогда не дадут руки!" (красиво так Георг Отс пел). А сейчас это чуть ли не самые важные люди в обществе.

    Молодые просто с ума сходят от этих социальных ролей. А уж конкурсы в ГИТИс, театральные училища и прочие подобные заведения просто заоблачные.
    Абсурд какой-то!

    • Анонимно
      31.10.2016 15:43

      Близость Судного Дня.

    • Анонимно
      1.11.2016 07:37

      Не смотрите кино, не ходите в театр, не слушайте музыку, не читайте художественных книг, не посещайте с детьми цирк. Это всё создают творческие люди, имя им — артисты (художники, писатели, музыканты...). Вычеркните их деятельность из Вашей жизни. Много осталось? Так что же делает Вас человеком? Что отличает нас от животных?
      — Все люди равны. Артисты ничем не лучше и не хуже любого из нас, они — наша часть. Люди, помогающие нам в познании мира, незримо творящие себя и нас самих. Такие сильные и такие беззащитные.

  • Анонимно
    31.10.2016 15:03

    Завидуйте молча!

  • Анонимно
    31.10.2016 17:24

    Знаменитая - это Софи Лорен, а известных ....много

  • Анонимно
    31.10.2016 18:00

    На роль Зулейхи Чулпан Хаматова по моему не подойдет.Она же сама говорит,что и татарский плохо знает и в ней не чувствуется такой живости и озорства. А вот очень интересная татарская актриса Зухра Валеева(извиняюсь,если имя спутала).Вот у кого и татарский дух, и энергетика,и красота,и красиво поет! А сама книга очень жесткая на всем протяжении. Даже в тех тяжелых условиях должен бы быть светлый лучик для души. Героиня ведь выжила и вырастила сына.

  • Анонимно
    31.10.2016 21:29

    Чулпан- умница. Татары ей гордиться должны, да и нетолько татары. Все. В такое жестокое время она не очерствела душой, ведет себя порядочно. Вообще, являет собой образец современной женщины. Я не понимаю, в чем ее обвиняют? Ей чадру надеть и дома сидеть? Все, кто нападает на Чулпан, отьявленные националисты. Злые. А еще, наверное, в мечеть ходят. Хватит уже считать неверными всех, кто не пронизан национализмом, кто живет по - совести, а не по злобе. Не смейте трогать Чулпан!


    • Анонимно
      1.11.2016 17:24

      Татары не могут гордиться людьми, отреченных от своих корней.

      • Анонимно
        1.11.2016 21:30

        Вот с такими представлениями и рождается социализм! Национал-социализм

  • Анонимно
    31.10.2016 23:06

    Татары компрометируют себя средневековой критикой. Каждый из нас имеет право говорить на любом языке, принимать любую веру, выходить замуж за мужчин любой национальности и уж, конечно, иметь собственное мнение об учителе. Человек искусства интересен своим творчеством, общественной деятельностью. Знание татарского языка на мастерство актёра вообще никак не влияет. Большинство комментариев не в тему. Ну и хит сезона _ театр Качалого... Вот она, целевая аудитория театра.

    • Анонимно
      1.11.2016 15:53

      мне лично глубоко безразлично на ваши компроматы. найдите, для начала, правильные приоритеты, потом выслушаем и вас, с удовольствием.

  • Анонимно
    31.10.2016 23:48

    с республике все теплые места заняты..только во второй резерв.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль