Культура 
30.06.2017

Рауфаль Мухаметзянов: «Мы хотим показать уровень цивилизации нашего населения»

Директор театра им. Джалиля объяснил, почему во время Кубка конфедераций не показал ни одной татарской оперы

Накануне в столице Татарстана подводили итоги культурной программы в рамках футбольного Кубка конфедераций – 2017. Слово держал шеф театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, который, правда, так и не смог четко объяснить, почему несколько показов репертуарных спектаклей театра вдруг объявили фестивалем с пафосным названием Kazan Classic Fest. О деньгах — главном мериле профессионализма в искусстве и спорте, балетных легионерах и самолете, в который попала молния, — в материале «БИЗНЕС Online».

Рауфаль Мухаметзянов Рауфаль Мухаметзянов: «Жанр оперы с футболом в одном перекликается. Кому-то нравится какой-то певец, кому-то не нравится, при том что он звезда. В футболе то же самое» Фото: Гульназ Бадретдин

«ПОЧЕМУ НЕСКОЛЬКО ПОКАЗОВ РЕПЕРТУАРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ ТЕАТРА НАЗЫВАЮТ ФЕСТИВАЛЕМ?»

Пожалуй, в мире культуры республики нет сейчас более яркого спикера, чем директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов, так что его редкие встречи с прессой — это события, которые нельзя пропускать, даже если тема для пресс-конференции формулируется предельно скучно — «Творческие проекты в рамках Кубка конфедераций и будущего чемпионата мира по футболу».

Впрочем, Мухаметзянов своими яркими афоризмами и смелыми для человека из мира искусства заявлениями готов расцветить красками любой, даже самый унылый брифинг. Напомним, что только в этом сезоне шеф театра им. Джалиля рассказывал прессе анекдоты об отношениях фашистов и юных советских барышень, обещал в корне изменить татарскую песню, не пускал журналистов «БИЗНЕС Online» на встречу с собой, а потом благодарил с высокой трибуны нашу газету за проданные билеты на фестиваль «Yзгәреш җиле». Однако вчера Рауфаль Сабирович никак не демонстрировал своих симпатий-антипатий к отдельным СМИ, напротив, был предельно вежлив и галантен.

Может быть, этому способствовали слова ведущей, представившей Мухаметзянова как «выдающегося спикера», а марку надо держать. Прежде всего речь шла о музыкальном фестивале Kazan Classic Fest, завершившемся вчера же «Евгением Онегиным» — одним из самых удачных оперных спектаклей в нынешнем репертуаре театра им. Джалиля. Сам фест был построен абсолютно в духе казанской оперы: состоял из оперных и балетных постановок самого театра без каких-то эксклюзивных специально приглашенных звезд, и все это было сдобрено гастролями ансамбля Игоря Моисеева, также регулярно приезжающего в столицу Татарстана.


Можно ли подобное действо называть фестивалем, само понятие которого подразумевает наличие какого-то уникального контента, представляемого публике? «Почему несколько показов репертуарных спектаклей театра называют фестивалем?» — таков был вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Ответу директора оперного театра мог бы позавидовать Михаил Горбачев. «Потому что идет концентрация каких-то сил в этот момент. Вы, может быть, естественным глазом этого и не видите. В спектакле принимают участие ведь не два артиста, а 7 - 8 певцов. Можно поставить двоих, которые работают, но когда ты смотришь даже маленькую индивидуальную партию, то просто все до предела сделано. То же самое касается дирижеров. Мы имеем право выбирать дирижеров по классности», — конец цитаты.

В общем, сам вопрос остался без ответа. Кстати, его «БИЗНЕС Online» пытался несколькими днями ранее задать и министру культуры РТ Айрату Сибагатуллину, но тот только пожал плечами, а потом, обнаружив в расписании Kazan Classic Fest гастроли ансамбля Моисеева, облегченно вздохнул: дескать, ну не только же спектакли оперного театра...

Музыкальный фестиваль Kazan Classic Fest завершился вчера «Евгением Онегиным» — одним из самых удачных оперных спектаклей в нынешнем репертуаре театра им. Джалиля Музыкальный фестиваль Kazan Classic Fest завершился вчера «Евгением Онегиным» — одним из самых удачных оперных спектаклей в нынешнем репертуаре театра им. Джалиля Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВСЕГДА СТАВЛЮ НА МЕСТО: ПОСМОТРИ ГОДОВОЙ ДОХОД ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА»

Едва ли не самыми интересными за получасовое общение с журналистами стали рассуждения Мухаметзянова, связанные с точками соприкосновения оперы и футбола, благо пресловутый Kazan Classic Fest был посвящен именно проходившему в том числе и в столице Татарстана Кубку конфедераций. «Жанр оперы с футболом в одном перекликается — иногда начинается вечный спор. Кому-то нравится какой-то певец, кому-то не нравится, при том что он звезда. В принципе, профессионалам это очевидно. В футболе то же самое. Почему вдруг один футболист, хают его или не хают, но это звезда», — видимо, самый влиятельный человек в мире культуры республики по версии «БИЗНЕС Online» был в курсе того ажиотажа, который вызвал приезд в Казань Криштиану Роналду.

Так по каким же объективным критериям можно определить уровень спортсмена или артиста? По Мухаметзянову все очень просто, а критерий существует один единственный — это... деньги. «И всегда есть исчисляемые вещи. Вот человек не до конца понимает суть, природу, о чем говорит. Я всегда ставлю на место: посмотри годовой доход этого человека, оперного певца или футболиста. И тогда, наверное, станет понятно, к какой классификации принадлежит тот или иной человек. Очень просто, сегодня на рынке они все свободны, и тогда все становится на место», — сообщил директор казанской оперы. Кстати, в последнем рейтинге самых высокооплачиваемых деятелей российского шоу-бизнеса Forbes в лидерах мы видим Григория Лепса, Сергея Шнурова, Филиппа Киркорова, Егора Крида, Тимати и Стаса Михайлова, а Валерий Гергиев и Анна Нетребко в лучшем случае замыкают третий десяток этого списка.

Что же до сравнений с футболом, то, конечно, Мухаметзянов, ранее никогда не замеченный публично в любви к профессиональному спорту, может не знать всех перипетий, связанных с тем, что творится с этим видом спорта в России: скажем, все эти долларовые миллионеры из «Рубина», которые «протирают штаны» на скамейке запасных, или сумасшедшие деньги, которые платят за футболистов внутри страны. Последний яркий пример: эксперты называют цифру в 5 - 6 млн евро, которую могут заплатить европейские клубы за лидера сборной России Федора Смолова, однако «Зенит» предлагает его нынешнему работодателю «Краснодару» аж 30 миллионов. Как тут не вспомнить, что и у «БИЗНЕС Online» возникли вопросы к театру им. Джалиля по поводу баснословных, по меркам провинции, гонораров, которые здесь платят приглашенным солистам.

А вот и еще одно сравнение с футболом. Мухаметзянов, конечно, похвастался успехами своих легионеров — бразильских и японских танцовщиков, — ставших лауреатами престижного балетного конкурса в Москве. При этом мы рассказывали, что на этом фоне самые талантливые выпускники Казанского хореографического училища уезжают в Екатеринбург к лучшему хореографу страны Вячеславу Самодурову. Ну чем не «балетный «Рубин»? Иностранцы приносят славу, а свои воспитанники вынуждены уезжать.

Мухаметзянов похвастался высокими ценами на билеты: «В провинции самая высокая цена — в Казани, причем значительно выше, чем в других регионах»Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ХОТИМ ПОКАЗАТЬ УРОВЕНЬ СТЕПЕНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ НАШЕГО НАСЕЛЕНИЯ»

Также спикер познакомил аудиторию со своим видением того, какую цель преследуют культурные программы в дни крупных спортивных событий. «Конечно, когда идет чемпионат мира, смысл всего нашего выступления — показать степень цивилизации нашего населения, народа, страны. Естественно, в таком консервативном жанре, как опера и балет, мы хотим показывать те спектакли, которые бы дали представление людям, гостям, каков этот город, каков его потенциал, включая духовную культуру».

Вслед за эти последовал и логичный вопрос от «БИЗНЕС Online»: почему же на Kazan Classic Fest не были представлены национальные опера и балет? «Мы отвечаем за свой жанр. Мы не ставим задачу познакомить. Мы хотим показать уровень степени цивилизации нашего населения. Через какой художественный продукт приезжие люди могут это проверить? Только через те вещи, которые ему знакомы, то есть европейская классика», — почему-то Мухаметзянов считает, что туристу, с удовольствием знакомящемуся с национальной кухней, сувенирами, обычаями, не может быть интересна национальная культура. Впрочем, далее шеф казанской оперы примирительно добавил, что через год во время футбольного мундиаля, возможно, такие спектакли будут идти.

Шел разговор и о более отвлеченных вещах. Так, Мухаметзянов похвастался высокими ценами на билеты: «В провинции самая высокая цена — в Казани, причем значительно выше, чем в других регионах. Провинция в хорошем смысле слова. В Москве, Питере цены несколько выше, но это другое финансовое пространство».

А еще директор театра им. Джалиля ответил на вопрос о своей любимой опере: «Да, мне задают этот вопрос. Знаете, шедевры — не я их избирал, мировых людей — Моцарт, Верди, Пуччини, Россини, Чайковский, Мусоргский. Все зависит от эстетики театра, исполнителей и собственного настроения человека». После чего «выдающийся спикер» рассказал и о своем культурном разочаровании: «Я вот Тарковского смотрел, „Сталкера“, у меня было такое... Голова болела страшно. Представляете, „Сталкер“ Тарковского? Ну никак вот не оказало воздействия, и все».

Наконец, оказалось, что балетная труппа театра недавно стала участником авиаинцидента, о котором писали СМИ. «Ночью 19-го числа труппа возвращалась из Франции через Стамбул, летела как раз в том самолете, в который ударила молния, — рассказал директор оперного театра. — Труппа возвращается из Парижа, где мы давали спектакли в Леоне, Марселе, Тулузе — площадки от 3 до 5 тысяч, показывали «Жизель». Напомним, что «БИЗНЕС Online» писал об этих гастролях, ради которых казанская опера даже отказалась на время от собственного названия.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.06.2017 11:52

Да, Рауфаль Мухаметзянов - тот еще "выдающийся спикер"! Он и еще А.Я. Славутский - яркие ораторы, ничего не скажешь! Спасибо, "БО", посмеялся от души!

  • Анонимно
    30.06.2017 08:46

    В своём репертуаре

    • Анонимно
      30.06.2017 14:11

      Р.Мухаметзянов - татарофоб с большим, огромным просто комплексом своей этнической принадлежности.

  • Анонимно
    30.06.2017 08:47

    Тарковский не всем по зубам..

  • Анонимно
    30.06.2017 09:03

    Проржавевшие какие они есть!
    Изумительный образец проржавевшего!

  • Анонимно
    30.06.2017 09:35

    Умиляют название всяких фестивалей, проводимых в Татарстане, на чисто английском языке. Я понимал бы, если бы использовался татарский, но английский-то тут причем?
    Слова о том, что он "международный" не принимаются - участники, как правило, все россияне.

  • Анонимно
    30.06.2017 10:23

    Каков директор, таков и театр. Шаляпинский фестиваль уже практически угробили! Зато новые посредственные стали придумывать.

  • Анонимно
    30.06.2017 11:00

    А кто может сказать про оперетту в театре? Якобы постоянно гастроли Московской оперетты. Или это просто чья то шабашка? Ну тогда вообще...

  • Анонимно
    30.06.2017 11:05

    В нем глубоко сидит "комплекс неполноценности". Директор театра им.Джалиля стесняется показать национальную оперу и балет, считая их второсортными. Зачем тогда Вы работаете там директором?

    • Анонимно
      30.06.2017 11:50

      При чем тут директор - за спектакль голосуют зрители - или они есть, или их нет...

      Хотя балет Шурале могли бы показать. С Коя Окава в роли Шурале - Коя только что занял 1-ое место на московском конкурсе артистов балета. А Сююмбике станцевала бы Мидори Тэрада - заняла 3-ье место на том же конкурсе в Москве.

      И, поскольку и Кою Окава и Мидори Тэрада на конкурсе объявляли как участников от страны Японии, то и казанский фестиваль стал БЫ одновременно и международным по участникам, и национальным по балету.

  • Анонимно
    30.06.2017 11:52

    Да, Рауфаль Мухаметзянов - тот еще "выдающийся спикер"! Он и еще А.Я. Славутский - яркие ораторы, ничего не скажешь! Спасибо, "БО", посмеялся от души!

  • Анонимно
    30.06.2017 12:04

    Гости, туристы, болельщики с удовольствием посмотрели бы "Золотую Орду", "Алтынчеч", "Шурале"...
    Рауфаль эфенде не прав.

    • Анонимно
      30.06.2017 15:50

      Да? Вы так думаете?) Гости,туристы и болельщики с удовольствием проводили время в барах, ресторанах и занимались праздным шатанием, во время которого распевали бесхитростные кричалки)) Как Вы себе видите эту ситуацию? Абсолютно, не соблюдая никакого дресс-кода, обволакивая окружающих пивным и водочным перегаром, эта толпа, вдруг, как по мановению волшебной палочки, превратилась бы в тихих паинек, с жадностью ловящих звуки божественной музыки Жиганова?))) И, представьте, в самый драматический момент раздаётся "Оле=ле-ле-ле - чи-ле!" И, весь зал подхватывает! Раздаются звуки барабана и т.д.))) Не, Вы - молодец,конечно)

  • Анонимно
    30.06.2017 12:15

    "Мы хотим показать уровень степени цивилизации нашего населения". Что после этого говорить? Трудно представить, чтобы директор Ла Скала ставил себе задачу показать степень цивилизации населения Милана. Зачем??? Наш дорогой директор неосознанно таким образом признает, что, во-первых, все-таки не верит в цивилизованность "населения". Но все же призывает нас замарашек сосредоточиться - вот и у вас замарашек есть опера и балет, и он сидит на раздаче этого небывалого продукта. Недосолено-недоперчено, а могло бы и вообще не быть. И получаете вы этот духовный нектар из его щедрых рук. А во-вторых, есть амбиции у человека. Крутые амбиции. Что там просто постановки, голова у человека болит не просто о выдаваемом продукте, а буквально о всякой тете Маше даже если она в опере ничего не смыслит. Потому что вот послушал иностранец оперу в Казани, и вроде как условная тетя Маша, проживающая на улице Глушко, Татарстан или Ново-Азинской, тоже на цивилизованного человека похожа стала. А это уж бери уровень мысли министра культуры всея Руси или хотя бы отдельно взятого Татарстана. Ой, мелко кресло директора театра для г-на Мухаметзянова.
    Ну и мысль о том, почему сборную афишу назвали фестивалем, безусловно, сильная - "Потому что идет концентрация каких-то сил в этот момент". А что , скажете, не идет концентрация? Каких-то сил? Вон и объяснил даже все по полочкам - это же не просто два человека на сцену вывести, а целых 7-8. Спасибо, мил человек. Не просто человек, а голова! А то тетя Маша с Глушко могла подумать, что в опере или балете мог бы и один за всех отдуваться, а тут надо целый коллектив сконцентрировать и заставить плясать под одну дудку, ой, простите, под целый оркестр.

  • Анонимно
    30.06.2017 12:21

    Авторы как две змеи пытаются ужалить и театр, и директора , и всю мировую культуру. Но бессильны перед силой искусства, толдычат о своем национальном компоненте, уже оскомину набили. Оставьте театр в покое, там культуры и значимости больше, чем в вашей писанине.

    • Анонимное чудо, может, вы лучше оставите нашу газету в покое, раз не способны при прочтении с первого понять содержание статьи? Или у вас, как и у ее героя, голова болит при просмотре "Сталкера" Тарковского?

      Вы хоть слегка познакомились с мировой культурой, прежде чем "талдычить" от ее имени и от кого-то защищать?

      Особенно смешно читать вашу чушь, когда я позавчера ходил на "Мученика" Серебренникова в Гоголь-центр, вчера в Вахтанговский на "Царя Эдипа" Туминаса, сегодня на последнюю премьеру Богомолова в МХТ... А в понедельник был на прекрасной "Снегурочке" в Мариинке с Гарифуллиной. Поэтому не учите меня как мне любить театр и писать о нем, а идите и поучите жену щи варить

      • Анонимно
        30.06.2017 14:49

        Голова не болит от такого винегрета из спектаклей? Или вы привЫШШны?

      • Анонимно
        30.06.2017 15:26

        Хамить Айрат не надо ! А то, что ты являешься поклонником вора Серебренникова не делает тебе чести!

  • Анонимно
    30.06.2017 14:17

    Особенно смешно читать вашу чушь, когда я...// Я! Я! Меня! Смешной ответ))) Зачем и для кого пишете? Все должны быть согласны с вашим мнением и взглядом?) Да, комментарий, не совсем, мягко говоря, "в тему", но и ваш ответ не блещет тонкостью и остроумием) Вообще, не пойму, зачем вы всем отвечаете?

  • Анонимно
    30.06.2017 14:43

    Все правильно, Рауфаль, поддерживаем !

  • Анонимно
    30.06.2017 15:33

    Странно, что культурную тему на БО ведет далеко не культурный, с явно болезненным самолюбием, человек. Не вооруженным взглядом видно, что во всех его "материалах" сквозит обида на Мухаметзянова. Да дайте ему, наконец, контрмарку - он другие песни будет петь... Понимаю, что мое мнение не опубликуете, но хоть пусть его прочтет ваш театральный "критик"...

  • Анонимно
    30.06.2017 17:30

    Да-да-да! "БО", оставьте Мухаметзянова и Славутского в покое! Они давно уверены в том, что это их ЛИЧНЫЕ театры - и оперный, и Качаловский. Не мешайте этим господам работать, осваивать госбюджет! Деньги любят тишину))) Тссс!

    • Анонимно
      30.06.2017 18:36

      Я, как обычный зритель, могу сказать, что и Музаметзянов, и Славутский, а также Сладковский работают - "...театр уж полон, ложи блещут...".

      Давно ли были без зрителей - забыли уже?

      А вот критика культурной жизни в БО, действительно, необъективная!

  • Анонимно
    30.06.2017 20:18

    Спикер - просто слов нет. Может, ему лучше сосредоточиться на исполнении своих обязанностей?
    Можно было бы удивиться уровню культуры руководителя национального театра оперы и балета. Но - не удивляет. Он точно вписывается в культуру, где главное мерило - деньги.

  • Анонимно
    1.07.2017 08:03

    Ты говоришь, что показываешь уровень цивилизации населения. Только в этой цивилизации почему-то не нашёл ни одного места дл я татарского элемента.

  • Анонимно
    1.07.2017 12:42

    Фрагмент видео с "анекдотом". Смотрится очень пошло. Что почем хоккей с мячом.

    Между тем, он переврал под видом "анекдота" реальный факт. Кто в теме - тот знает. Даже дамам вокруг, на которых директор оглядывался, ища поддержки, было неудобно от такого "юмора".

  • Анонимно
    3.07.2017 09:59

    Давайте посчитаем...

    В августе в театре отпуска. В ноябре, декабре, январе, феврале балетная труппа уезжает на гастроли по Европам. Итого зритель не видит артистов и их спектакли 5 месяцев в году. Плюс незапланированные краткосрочные гастроли - ещё месяц.

    Что имеем: из 12 месяцев года ровно половину, а может и больше, балетной труппы НЕТ на их родной сцене!!! Зритель из Европы доволен... Зритель местный ужасно недоволен... Почему так?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль