Культура 
1.11.2016

Рауфаль Мухаметзянов: «Принцип не национальный, поверьте! Во всем мире поется одинаково!»

Главный организатор «Yзгәреш җиле» рассказал, как он «видоизменил татарскую песню», чтобы приблизить ее к мировому шоу-бизнесу

Ни много ни мало абсолютный прорыв в татарской культуре пообещали сегодня организаторы музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле» во главе с директором оперного театра им. Джалиля Рауфалем Мухаметзяновым. О том, как народные песни будут в эти выходные звучать в психоделической обработке, кому предлагает «плюнуть в глаза» джазмен Вадим Эйленкриг и почему знаменитый баянист Айдар Гайнуллин назвал себя «единственным татарином-музыкантом на проекте», в материале «БИЗНЕС Online».

Директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов поставил сверхамбициозную задачу «видоизменить татарскую песню» Директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов поставил сверхамбициозную задачу «видоизменить татарскую песню» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТРИНУТЬ «ПОДВЫПИВШЕГО МУЖИЧКА С ГАРМОШКОЙ»

«Это был самый эмоциональный брифинг за последние полгода», — резюмировала помощник президента РТ Лейла Фазлеева в завершение разговора с журналистами организаторов фестиваля татарской песни «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»), который будет презентован публике в эти выходные в оперном театре. А высокий градус беседы сложился благодаря Рауфалю Мухаметзянову, чей экспрессивный начальный монолог занял примерно половину из продолжавшегося менее часа мероприятия.

История создания фестиваля, о котором впервые рассказала наша газета, хорошо известна. Тему поднял сам президент Татарстана, озаботившийся уровнем татарской эстрады, а в плане главы республики на ближайшую субботу, 5 ноября, стоит посещение первого дня фестиваля. Мухаметзянов, которому было поручено важное дело, привлек к работе московского джазмена Вадима Эйленкрига, питерского оперного режиссера Юрия Александрова, театрального художника Виктора Герасименко и занялся освоением солидных средств, выделенных из республиканского бюджета.

Сегодняшняя пресс-конференция еще выше подняла планку ожиданий от предстоящего шоу. Шеф казанской оперы дал понять, что собирается не просто обеспечить местных исполнителей несколькими десятками качественных музыкальных аранжировок и хорошими концертными костюмами из лучших бутиков, Мухаметзянов представил свое детище как поворотный момент для всей национальной культуры, в чем его поддержали другие участники брифинга. Если верить прозвучавшим заявлениям, в понедельник (а казанские концерты «Yзгәреш җиле» состоятся в субботу и воскресенье — 5 и 6 ноября) весь татарской народ должен проснуться в совершенно ином музыкальном пространстве, став наконец-то частью мировой музыкальной культуры и отринув «подвыпившего мужичка с гармошкой» (цитата первого замминистра культуры РТ Эльвиры Камаловойприм. ред.). Любой же, кто выскажет критическое мнение относительно увиденного на «Ветре перемен», заранее причислен к обывателям, неспособным понять нового слова и новых подходов. Претензия на новаторство, кстати, не вполне обычна для казанской оперы, которую, напротив, часто критикуют за излишний консерватизм как в выборе репертуара, так и в создании постановок.

Весь брифинг от спикеров исходило ощущение нервного напряжения, вполне естественного, впрочем, в преддверии большой премьеры. Масла в огонь подлил скандал на прошлой неделе, когда в сети появился минутный фрагмент репетиции фестиваля, где Раяз Фасихов, исполняя танцевальные па в духе сельского клуба и помахивая в воздухе пиджаком, поет татарскую народную песню «Ашхабад» в аранжировке, от которой у многих пользователей волосы встали дыбом. Далее, после шквала гневных и иронических комментариев, видео было удалено, причем, по информации «БИЗНЕС Online», по личному распоряжению Мухаметзянова, принявшего критику весьма близко к сердцу.

«ВИДОИЗМЕНИТЬ ТАТАРСКУЮ ПЕСНЮ»

Свой 20-минутный спич главный в республике по опере и балету начал с того же исторического экскурса, что и на уже знаменитой пресс-конференции в родном театре полтора месяца назад, объявив себя одним из основоположников рока в Татарстане, а также вспомнив о маме Разие Тимерхановой — некогда солистке ансамбля песни и танца Татарской АССР.

После этого Мухаметзянов сказал, пожалуй, главные слова: «Есть сравнение: „Голос“ и наш фестиваль. В „Голосе“ задача — выявить наиболее ярких и одаренных исполнителей. У нас несколько иная задача — видоизменить татарскую песню, повлиять на ее эстетику музыкальную, исходя из тех современных тенденций, которые существуют в современном искусстве».

Далее оратор конкретизировал свою позицию. «Что подразумевается под „видоизменить“? Понятно, что никто не собирается менять ни мелодию, ни литературную основу, или, попросту говоря, текст песни. О чем же тогда речь идет...» — поддерживал интригу Мухаметзянов, правда, для начала он перешел на свою любимую тему — денег, сообщив, что, оказывается, «в мире фольклор вообще не финансируется нигде». Затем, не дав слишком долго сочувствовать судьбам немецких и испанских народных песен, он начал объяснять, какое, собственно, преображение ждет татарскую эстраду.

«В шоу-бизнесе есть определенные критерии. Я сразу скажу какие... Например, если мы говорим о песне, звукоизвлечении, такие вещи, как открытый звук, пение на горле, люди — лидеры, на которых ориентируется мир, — практически не делают. В фольклоре — пожалуйста, ты можешь что угодно. Здесь сложность для нас была в том, что в татарских текстах — именно в самом языке — существуют определенные гласные, которые действительно нужно петь не на горле, не очень тяжело, не открывая звук, поэтому задача состояла в приведении к какой-то стилистке. Чтобы мы могли уже отвечать за этого певца на рынке», — сказал Мухаметзянов.

Дальнейшая речь тоже была направлена, скажем, на выпускников консерватории. Но к выводу он все же пришел вполне доступному: «Поэтому изначально я возвращаюсь к первой задаче — видоизменить именно с позиции, с тех направлений, которые существуют в шоу-бизнесе. Европейском, российском, в большей части в европейском, и в мировом, конечно».

Камалова, назвавшая себя «другим дипломированным музыковедом после Рауфаля Сабировича» (согласно биографии на сайте Госсовета РТ, депутат Мухаметзянов окончил Казанский химико-технологический институт им. Кирова по специальности «инженер-механик» прим. ред.), поддержала коллегу и принялась размышлять о мировом опыте.

«Когда в конце XIX — начале XX века два французских музыкальных импрессиониста Морис Равель и Клод Дебюсси ввели в свою музыку элементы пентатоники, то есть той ладовой системы, которая была совершенно нехарактерна для европейской музыки, поскольку это совершенно другой тип мышления музыкального, то музыкальная Европа, конечно, вздрогнула, потому что это был абсолютный прорыв в совершенно другие гармонические, стилевые плоскости... Они не боялись вносить в существующий музыкальный контекст, в ту стилистику, которая уже общепринята, уже на устах, которую уже не боятся, включать такие вещи, которые по первости, конечно, вызывали страх. Вы вспомните Игоря Стравинского, который включал в свою музыку — симфоническую, балетную и оперную — элементы дославянской архаики...» — судя по всему, лектором Камалова, работавшая в Казанском музыкальном училище, была очень неплохим.

Наконец, из ее уст прозвучало определение тому, что готовит «Yзгәреш җиле»: «Ребрендинг татарской песни». Замминистра уверена: «С точки зрения музыкантской, с точки зрения развития татарской культуры, с точки зрения развития татарского музыкального искусства это будет, конечно, абсолютный прорыв».

Далее со своей партией вступил Эйленкриг, который спел осанну руководителю проекта. «Почему именно Рауфаль Сабировч мог сделать, мог потянуть этот проект? Это все понятно по его речи. Когда мы с ним встретились, у меня, естественно, был вопрос: почему именно директор театра оперы и балета, человек, который к шоу-бизнесу не имеет совсем прямого отношения? И вот все, что вы слышали в данной речи, оно объясняет. Сначала это была абсолютно выверенная, технологически правильная речь. И это человек, который создал технологию, он все это понимал. То есть масштабность данного мышления — она меня поразила с самого первого момента», — сказал известный трубач, отец которого работал когда-то директором у Иосифа Кобзона и Людмилы Гурченко.

«Я ХОЧУ НЕЙТРАЛЬНО ЗДЕСЬ ВЫСТУПИТЬ, ПОМОЧЬ ДОБАВИТЬ ТАТАРСКИЙ КОЛОРИТ, ЧТОБЫ МОҢ ВСЕ-ТАКИ ПРИСУТСТВОВАЛ»

Между тем, пожалуй, главный вопрос, который задает татарская общественность: насколько песни в новых аранжировках останутся татарскими? На брифинге руководитель театра, не так давно принципиально отказавшийся отмечать юбилей «физического лица» Мусы Джалиля, дал новую пищу для подобных разговоров. Какой принцип основной? Этим вопросом задался Мухаметзянов, говоря уже о творческой составляющей проекта. «Никакой не национальный, товарищи, поверьте. Только один — художественность. Все. Только в основе лежит. Потому что песенный жанр... Вадим [Эйленкриг], мы вчера дискутировали, какое влияние оказала африканская музыка, черная музыка на белую, масштабная вот эта интеграция... Поэтому на сегодняшний день в основе вот этого творчества лежит не то, что мы обсуждаем — по-татарски играть или по-еврейски, нет. Играется и поется во всем мире одинаково», — сказал Мухаметзянов. И сразу вспомнилось, как в КФУ кафедру татаристики поначалу хотели присоединить к кафедре африканистики.

Об этом же говорил и знаменитый баянист Айдар Гайнуллин, еще один участник проекта. На брифинге он предсказуемо раздавал комплименты, но после в беседе с журналистами поделился и своими сомнениями. «Мне тоже не все нравится. Есть там кое-какие моменты, я же все-таки татарин, знаю специфику музыки. Не хочу никого обижать, мы же работаем вместе... Я хочу нейтрально здесь выступить, помочь добавить татарский колорит, чтобы моң все-таки присутствовал. Я пытаюсь это все улучшить с помощью мелизматики, но это тоже непросто, потому что проект сделан в целом в такой аранжировке с такими исполнителями, там уже... надо работать, а количество песен очень большое... Чтобы работать, надо каждую песню настолько обрабатывать, это колоссальная работа», — сказал Гайнуллин, сам себя назвавший, что примечательно, «единственным татарином-музыкантом на проекте».

Кстати, у баяниста, живущего в Германии, есть и свои идеи на тему того, «как нам обустроить татарскую эстраду»: «У меня есть свои соображения на этот счет, я бы по-другому все сделал — world music. Я говорю о мировом национальном шоу, не эстраде. Там должны быть этно, фолк, может быть, стилизованно, но все-таки больше этнических инструментов в современной обработке, но в другой — в обработке world music, это должна быть мировая музыка. Здесь все-таки жанр татарской эстрады, здесь немного другое».

Также Мухаметзянов объяснил, почему отказались от изначально задумывавшегося формата конкурса, хотя всем его участникам все-таки будут розданы статуэтки лауреатов «Ветра перемен». Оказывается, не хотелось, чтобы конкуренция заставляла артистов хоть чуть-чуть понервничать: «Поменялась задача фестиваля — повлиять на песню. Убрать эту излишнюю нервозность, которая могла бы появиться при выявлении тех или иных победителей, если бы было в конкурсной форме, в форме соперничества. Поэтому задача, еще раз говорю, попробовать изменить музыкальную эстетику. Может быть, я не исключаю, мы когда-нибудь придем и к телевизионному проекту, может быть, мы когда-то придем к конкурсу. Но на сегодняшний момент мы подумали и сочли лучше оставить в таком виде — именно в форме фестиваля. А так я вам скажу: если бы по конкурсной системе, то наша задача была бы упрощенной — отобрать с десяток лучших певцов. Но! Да, может быть, певец классом выше, а у другого песня получилась лучше, продукт наш получился лучше. И что?»

«ЗНАЕТЕ, ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ БЛАГОДАРЯ ГАЗЕТЕ «БИЗНЕС ONLINE»

Что же нам оставит после себя «Ветер перемен»? Мухаметзянов намекнул, что проект может стать ежегодным: «Вот вы представьте — каждый год будет выбрасываться на рынок вот это количество [песен]. Я же сказал, представьте, пять лет! Представьте этот объем! Конечно, он повлияет на общую культуру».

Более развернуто выступил Эйленкриг, чей симфоджазовый оркестр должен стать одной из приманок проекта. «Вы спросите, что материального останется? Минимум 50 композиций будет записано, аудиозаписи будут сделаны на студии, пока мы рассматриваем студию „Мосфильм“ в Москве. Они будут сведены, у нас уже есть договоренность о том, что сводить будет человек, который получил три премии «Грэмми» за аудиозаписи... Что будете делать с ними вы? Фактически все что угодно. Это может просто звучать по радио, потому что самое грустное, что может быть, — это когда едешь в такси, у молодого человека 20 лет играет какая-то очень некачественная поп-музыка, российская там или нероссийская. У него может играть и татарская музыка! Это можно использовать и в спектаклях, и в телевизионных программах, это может играть в торговых центрах, да где угодно!» — сообщил он, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».

А еще трубач предложил «плюнуть в глаза человеку», который скажет, что «Yзгәреш җиле» — это фестиваль татарских песен в джазовой обработке: «Мы старались сделать экспансию практически во все известные жанры. У нас будет татарская песня в рок-балладе, у нас будет поп-музыка в высшей — не такая поп-музыка, а настоящая поп-музыка. Что-то у нас будет похоже на мюзикл, что-то у нас будет латиноамериканское, что-то, безусловно, будет этно, даже психоделика, пусть вас не напугает это слово. Мы старались показать татарскую песню в максимально возможных жанрах».

Но вот бюджет фестиваля так и оказался секретом. Мухаметзянов, услышав этот вопрос, даже перешел в контрнаступление.

— Каков бюджет фестиваля? Насколько успешна реализация проектов? — спросили наши коллеги.

— Знаете, все билеты проданы благодаря газете «БИЗНЕС Online». Потому что они узнали бюджет фестиваля, они очень сильно хотели, они весь наш сайт прошерстили таким образом, словом, они так очень интересно... Я бы хотел обратиться к вашему руководству — они [корреспонденты] все время говорят о деньгах. У вас зарплаты-то какие? Я хотел спросить... Просто они настолько ревностно относятся... Прямо каждого артиста, знаете... Просто я уже перехожу с этого жанра на другой — там сколько Александров получает, сколько Ахмед Агади... Я даже подумал, может быть, вам зарплаты маленькие платят там? — таков был ответ Мухаметзянова

— Но, Рауфаль Сабирович, самое главное, что все билеты проданы, — сказала Фазлеева

— Билеты... Опять же, благодаря газете «БИЗНЕС Online». Такую рекламу сделали! — не унимался шеф казанской оперы.

В ответ остается только обратить внимание господина Мухаметзянова на то, что наша газета частная, а театр живет за счет средств налогоплательщиков, как и фестиваль «Yзгәреш җиле». Кстати, сам бюджет «Ветра перемен» продолжает приближаться к миллиону долларов. Из последних ярких госзакупок — 2,6 млн. рублей компании «Глобэкс» за агентские услуги по реализации тех самых входных билетов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (73) Обновить комментарииОбновить комментарии

Уважаемая Эльвира Рафаилевна! Спасибо Вам за обратную связь. Да, возможно, в данном случае есть элемент субъективизма и интерпретации, но он абсолютно ложиться на главный тезис, звучавший из уст всех участников брифинга – мы поднимаем татарскую музыку на новый уровень, мы уходим от колхозных аранжировок и трех аккордов. Так что «полупьяный мужичок», на мой взгляд, здесь вполне уместен.
Я посмотрел всю беседу от начала и до конца, так что подискутировать можно было со множеством Ваших тезисов. И уж очевидно, что исполнению талантливейшим Раязом Фасиховым песни «Ашхабад» в интерпретации Вадима Эйленкрига судьба Равеля и Стравинского, мягко говоря, не грозит.
Вы сказали, что ваши знакомые музыканты ждут и не дождутся проекта. Мои знакомые музыканты, в том числе, работающие в татарской эстраде, говорят совершенно о другом. Они задаются вопросами, разными. Почему, вместо траты огромных денег на приглашенных постановщиков и аранжировщиков, нельзя поддержать местные таланты? Почему организаторы фестиваля ведут себя так, как-будто пришли на выжженное поле, где ничего до них не было? Где был минкульт, когда «Казан егетлере» еще 15 лет назад пытались менять татарскую эстраду, вспомните их «Тала тала»? Что сделали наши культурные власти, чтобы Зуля Камалова выступала не в «Соли» для сотни человек, а была лицом татарской популярной музыки? Что государство сделало, чтобы поддержать группу «Алканат», которая в итоге распалась? Как вы помогли Мубаю, о котором во времена «Сотворения мира» ведущие московские музыкальные журналисты говорили, что этот продукт может быть востребован на лучших мировых фестивалях world music.
Вот, когда ответственные работники минкульта смогут отвечать на эти и другие вопросы публично, а не отведя журналиста в уголок или за чашкой чая, вот тогда мы поговорим и о профессионализме, и о прочих вещах.
Еще раз спасибо за обратную связь. С уважением и надеждой на сотрудничество!

  • Анонимно
    1.11.2016 16:30

    За последний абзац БО - 5 с плюсом!
    А в принципе - да. Как-то случайно услышал по радио Эльмиру Калимуллину со своей композицией на татарском языке - слушал бы и слушал ещё.
    И да - джазовая обработка ещё никому не помешала.

  • Анонимно
    1.11.2016 16:57

    Я как раз не знал на кого, так сказать наехать, а тут и статья по соответствующей теме. Злость меня обуревает. Довелось посмотреть по Ю-Тубу индийский музыкальный канал KAPPA TV. Какие вещи в изумительной обработке выдают индийские музыканты и исполнители! В том числе и народные песни. И тут я задумался. А в Татарстане-то что? А что в Татарстане, легко понять, сутки посидев на республиканском музыкальном канале "майдан". Да старается музыкальный продюссер Минниханов (но видимо еще непочатый объем работ предстоит), у Уразовой голос и понимание мелодии есть (но дальше клипов на фоне садов и Дубаи не пошло), У Салавата Фатхетдинова некоторые оранжировки блистательны (или остались в прошлом, не знаю?). И другие певцы, не хочу обижать, кто в чем, но таланты. Но в общем итоге - полый отстой и застой. Вы чего, товарищи дорогие, застряли на уровне песенный жалоб на закончившуюся молодость и оставшуюся в прошлом родную деревеньку? А где прорыв? Где работа электронных скрипок, гитар, ударных, фортепиано, кларнеты, флейты? В том числе и новые оранжировки старых хитов и народных песен. Вы хоть гимн Татарстана попробовали в новом звучании? Последнее, над чем я рыдал и плакал от осознания приличного уровня, так от песни "туган тел" в исполнении "казан жигетлэре" (это где с мечетью и Тукаем). Ребята порвали, порвали тему, слов нет. В Ю-Тубе есть, кстати, этот ролик. Но более ничего такого прорывного у других музыкантов я, увы, не видел. Нет экспериментов со звуком, оранжировкой, использованием хоров. Больно, убого, не достойно нашего музыкального народа. Музыканты и их руководители, думайте.Спуску Вам больше не будет, сейчас мир глобален и все легко сравнивается. Пока то, что вы делаете в направлении попсы (по камерную музыку я пока ничего не скажу, не знаю) -это очень и очень слабо. Все, пойду слушать по ссылке в Ю-Тубе Vaishnava Janato - Renaissance - Music Mojo Season 4 - KappaTV

  • Анонимно
    1.11.2016 16:58

    за наши деньги(налоги) то поднимать татарскую песню это конечно классно! пусть на свои деньги делает. и вообще 35 лет сидеть директорром не стыдно ли.

  • Анонимно
    1.11.2016 17:02

    Лейла Фазлеева уж под локоток начала толкать Мухаметзянова, чтобы приостановил фонтан).

    • Анонимно
      2.11.2016 13:59

      У меня видео не показывало, а звук был. Его речь удивительно познавательна. Это диагноз! Хорошо, что дали ее почти полностью.

  • Анонимно
    1.11.2016 17:13

    Поживем - увидим! А может будет полный провал! С трудом верится звучание татарской песни в стиле джаз, рок и т.д. Судя по последним публикациям БО о Р.Мухаметзянове ( его отношение к Х.Бигичеву) , у меня складывается негативное отношение к этому человеку!

  • Анонимно
    1.11.2016 17:17

    ничего нового не будет.
    все старое, просто будут другие статуэтки, которые дадут опять же салаватам, айдарам, хание, раязам в пиджаках...

  • Анонимно
    1.11.2016 17:17

    винд оф чейндж?

  • Анонимно
    1.11.2016 17:25

    Все получиться,если шведов нанять.

  • Анонимно
    1.11.2016 17:38

    Давно пора этому горе-директору,которого нисколько не волнует развитие именно татарской оперы и балета на покой!!!!!

  • Анонимно
    1.11.2016 18:15

    Предрекаю провал энтому прожекту.

  • Анонимно
    1.11.2016 18:15

    А мне наш театр во главе с Мухаметзяновым очень нравится! Пусть работает так и дальше! Спасибо большое ему за огромную работу!

  • Анонимно
    1.11.2016 18:17

    Кстати, сегодня опубликовали номинантов Золотой маски. Татарского оперного театра в нем почему-то нет, а вот Башкирский оперный есть, причем сразу с двумя постановками!!! Ну и как прикажите это объяснить? Думаю для БО - это хороший повод для журналистского анализа.

  • RRS
    1.11.2016 18:27

    Искусственно, нашу эстраду будет трудно, а точнее невозможно изменить, приблизить к мировым шоу-бизнесу. Нужно качественное преобразование самого татарского народа. Эстрада автоматически вырастит вместе с татарским народом.

  • Анонимно
    1.11.2016 18:30

    Даже если часть татарских музыкантов (особенно на уровне консерваторий) озаботится выходом на мировой исполнительский уровень, этого будет на данном этапе вполне достаточно. Опасность в том, что такой мотивации может не оказаться ни у кого, т.к. пипл с сельской психологией и так вроде хавает, чего напрягаться и эксперементировать. С другой стороны, жаль, что это вообще, кроме, БО, никого до сих пор не интересовало. Это указывает на печальное состояние татарстанского общества. Теперь только, сквозь годы, понимаю гениальность исполнения татарских песен Ильгамом Шакировым. Вот он, уже в то далекое время, эксперементировал голосом и оранжировкой. Добился необыкновенного проникновения в чувства слушателя. Что сказать? Глыба. В историю точно вошел.

    • Анонимно
      1.11.2016 20:31

      У вас в одном предложении 2 ошибки, а рассуждаете о состоянии татарстанского общества

  • Анонимно
    1.11.2016 18:36

    В прошлом году группа SUPERTATAR выпустила удивительный альбом! С современной аранжировкой и чудесным звуком. Альбом записывали в Европе.
    Для ребрендинга татарской музыки не нужен 1млн.длр. Нужно любить родной язык и культуру и профессионально относиться к тому, что делаешь.

  • Анонимно
    1.11.2016 18:51

    18:36.Соглсен с вами. Хорошие вещи делают только профессионалы и люди увлеченные. А они, кстати, есть в республике?

  • Анонимно
    1.11.2016 19:29

    Создаётся впечатление , что после Узгэреш жиле понятия " татарская национальная песня " не останется .

    • Анонимно
      1.11.2016 19:35

      Все к этому идет. Рауфаль уничтожил национальную оперу и балет, теперь взялся за популярный жанр. Слава Герострата не дает покоя

      • Анонимно
        2.11.2016 23:14

        Уничтожил национальную оперу и балет? ) Вы о чем вообще)))

      • Анонимно
        2.11.2016 23:32

        Вы правы! Рауфаль любит деньги .. где татарская опера? Он окончательно поставил на неё точку! Сейчас взялся за татарскую эстраду! Это бессилие министра культуры. Куда этот чиновник горе министр смотрит? Где были раньше специалисты союза композиторов ,татарской филармонии,консерватории?,отдел культуры КМ РТ? Почему ликвидировали Эстрадное отделение в госфилармонии? Хотят возродить! Пока во главе сидит министр не профессионал это утопия господа! Отмывают бюджетные средства . Хоть под этим предлогом сделали ремонт театра и поменяли водосточные трубы на медные. А внутри искуссства так же осталось. Тыштан ялтрый,эчтэн калтрый!!! Так и будет

  • Анонимно
    1.11.2016 19:38

    Интересно , кого имела ввиду первыйзам министра культуры Камалова , говоря о " подвыпившем мужичке под гармошку"?! Ильгама Шакирова, Рашида Вагапова , Хайдара Бигичева или других великих народных певцов ?! Неуважение к своей национальной культуре у этих людей прямо прет. Так некрасиво, так неприятно ...

    • Анонимно
      1.11.2016 19:57

      Для кого неприятно? Для того, кто свою бездарность, безвкусицу и примитивизм рядит в тогу национальной самобытности?
      Так его гнать надо со сцены.

      • Анонимно
        1.11.2016 20:14

        А того, кто под видом великого продукта втюхивает нам фигню за наши бюджетные деньги проталкивает, надо поощрять?

    • М.К.
      2.11.2016 11:03

      Полагаете, и эта проржавела?

  • Анонимно
    1.11.2016 19:39

    А кто скажет открыто. Что директор вор. Никто... Бла была бла

    • Анонимно
      1.11.2016 20:21

      БО говорит! Только вот руководство республики пока этого не слышит. Или делает вид.

      • Вот только сразу хочу сказать, что ни о каких фактах воровства в оперном театре, если о нем речь, у БО нет. И мы никогда так вопросы не ставили - это к правоохранителям.
        У нас есть большие вопросы к репертуарной политике и, в целом, к творческой составляющей работы театра. Может, даже лучше, если бы они воровали, но при этом делали классные спектакли и прочие проекты)

  • Анонимно
    1.11.2016 20:10

    Еще одну ссылку в Ю-Тубе направляю Narumugaiye | A.R.Rahman | Mirchi Unplugged как пример очень любовного отношения индийской молодежи к национальной песне и мелодии. Отвлечемся от разборок и прикоснемся к мелодии.

  • Други мои Татарстанцы!!!
    Ребята не надо нападать на Татарскую ЭСТРАДУ!!!
    Хотя критиковать полезно!!
    Татарская эстрада только только вылупилась!!
    Идёт рождение в МУКАХ.
    Согласен Татарская эстрада:
    а)Безвкусна.
    б)Отвратительно инструментально обработана.
    в)Национальные эстрадные певцы одеты НАПЫЩЕННО,безобразна.
    г)Ведущие КОНФЕРАНСЬЕ эстрады это просто кошмар, какие то не красивые, без ХАРИЗМЫ.
    (можно сказать ШАНТРАПА какая то)
    Но!!! что Вы хотите?
    Вековая зажатость Татарского народа, массовая не образованность, низкий уровень воспитания населения в области эстрадной музыки.
    Даже в современном СССР эстрада в Москве была плохо развита и особенно не была развита а в Татарстане и говорить нечего.
    Ныне время другое и новая жизнь даёт знать.
    Смотрю по ТНВ поздно вечером передачу про эстрадную молодёжную не НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭСТРАДУ и вижу есть ТАЛАНТЫ, молодые исполнители ЭСТРАДНИКИ в Татарстане и при чём Татарской национальности в основном!!!
    Необходимо время 10 лет ,подрастёт эта талантливая молодёжь и Вы не узнаете Татарских эстрадников.
    А сейчас на Татарской эстраде кроме двух трёх исполнителей, остальные ПРОСТО ХАЛТУРЩИКИ!!
    Эти Халтурщики знают Татарский язык и поют ЧТО попало, даже Татарскую мелодию не воспроизводят.
    Как их слушает ЗРИТЕЛЬ обыватель, СЛУШАТЕЛЬ Татарской национальности???
    Я поражаюсь!!!
    Но ничего не поделаешь одним взмахом положение не изменишь.
    Надо ждать !!!
    Всем мира,добра,любви,счастья.
    Аминь.

    • Анонимно
      2.11.2016 23:41

      Композитор Эльмир Низамова начал писать эстрадные песни . Он классику не может,плагиат!!! Далеко от эстрады человек . Почему ему не делают предупреждение? Потому что все боятся высказывать правду. Правильно поднимает вопрос БО и зря критикуют его журналиста Айрата.он своевременно поднял этот вопрос. А где другие журналисты демократы? Профессиональным специалистам в РТ не дают пока работать . Одни непрофессионалы на сцене и около руководства! Пока уровень как " Мунча ташы"

  • Анонимно
    1.11.2016 20:44

    Можно сделать новый костюм и аранжировку, мизанцены, танцы , но главное, что бы это звучало современно талантливо, органично красиво с душой, с пониманием о чем и для кого поешь. Что бы не была выхолощена национальная особенность, это требует очень тонкой ювелирной работы...Кто умеет работать и чувствовать татарскую песню, так как это должно быть? Это длитетльный процесс и если этот фестивалей явится точкой отчета и начнуться изменения я только за... Здесь и вопросы к эстрадному вокальному образованию, к их программам, к их оснащению и материальной базе. К приему абитуриентов, к начальству, преподавательскому составу которые этим занимаются многие годы...

  • Анонимно
    1.11.2016 20:49

    Уважаемый Аминь. У нас нет 10 лет. Конкуренция в мировой эстраде такова, что за 10 лет мы с таким темпами останемся жалкими убогими провинциалами, но уже без шансов подняться. Только инвестиции, внимание руководства к этой проблеме (а состояние татарской эстрады и музыки в целом, это уже проблема) и постоянное поощрение творческих людей могут переломить ситуацию. И вот еще один момент. Истинную ситуацию с развитием или отсутствием творчества в сфере эстрады и музыки отлично могут знать учащиеся консерваторий и музучилищ. Что они думают по этой теме. Что получается, а что нет? Хотя и без опроса есть ощущение, что там нет творческой обстановки, а преподаватели сами не знают, кого готовят. То есть полный застой. Хорошо, если ощущение меня обманывает.

    • Коллега под временем 20.49!!
      Почему Аминь???
      Аминь я пишу что бы мои пожелания сложились для людей!!!
      Вы вот здесь критикуете ЭСТРАДУ РТ, чего то требуете, чего то хотите от Татарских МУЗЫКАНТОВ,чего то быстрого а сами ВЛАДЕЙТЕ хотя бы элементарными навыками культуры общения с коллегами на страницах БО!!!!!
      Если Вас действительно беспокоит судьба Татарской эстрады!!!
      То советую смотреть передачу на ТНВ под названием
      "Территория ночного вещания"
      Ведёт эту передачу Пётр Нежинский!!!
      Я считаю там БУДУЩЕЕЕ Татарской эстрады!!!
      А вот с Коллегой 23.20 !!!
      Я согласен полностью,
      Русская эстрада недалеко ушла от Татарской.
      Неужели такие певцы как ОБЕСЦВЕЧЕННЫЙ КРАШЕНКА "Басков" или "Михайлов" или "Натали"
      или косящий под ГОЛУБОГО "Борис Моисеев" или ВИЗЖАШИЙ как молодой поросёнок "Лепс" и др. эстрадные ПРОХИНДЕИ!!!!
      Неужели это качественная ЭСТРАДА Русская??
      Ну Меладзе куда не шло и то сейчас выдохся!!!
      Из нового поколения Российских певцов таких стабильных ЯРКИХ не замечено, они молодые только на скандалах и поднимают РЕЙТИНГ типа Прохора Шаляпина!!!
      Была действительно Эстрада так это в конце эпохи СССР.
      Молодые, Панаровская, Серов, Ротару, Жанна Агузарова,
      В.Цой, да и та же молодая Пугачёва Алла и др.
      А сейчас полный застой, кроме редких звёзд, выходцев нац.республик,я имею Великую ПЕВИЦУ родом из Башкирии!!!
      Ээээээээ Эстрада Татарская и Русская идут на одном уровне,
      ПОЧТИ!!!!!
      И им расти и расти!!!
      Всем добра,любви,счастья,нежности.
      Аминь.

  • Анонимно
    1.11.2016 20:56

    Уважаемый БО! Очень большая просьба не выдергивать из контекста фразы и интерпретировать их. Образ мужичка с гармошкой был приведён совершенно по другому поводу. Речь шла о одноголосной, то есть монодийной природе татарской народной песни, что попытки гармонизации, или, говоря по- простому, приспособления аккордов к мелодии, изначально касались такого жанра как авыл кое или самой простой его разновидности урам кое ( напев улицы). Так вот как раз под гармошку тальянку в деревенских напевах и происходила тот самый удивительный синтез горизонтальной природы пентатоники и вертикальной, пока ещё простейшей, гармонизации. В начале 20 века в творчестве Габаши, Сайдашева этот принцип получил уже профессиональное воплощение. Дальше татарская музыка пошла именно по этому, в целом, европейскому пути. Простите, глубокоуважаемые журналисты, согласитесь, непрофессионально так неграмотно и предвзято комментировать профессиональную речь. С уважением, Камалова, отдавшая служению татарской музыке и культуре почти 30 лет, выпускница Казанской консерватории.

    • Уважаемая Эльвира Рафаилевна! Спасибо Вам за обратную связь. Да, возможно, в данном случае есть элемент субъективизма и интерпретации, но он абсолютно ложиться на главный тезис, звучавший из уст всех участников брифинга – мы поднимаем татарскую музыку на новый уровень, мы уходим от колхозных аранжировок и трех аккордов. Так что «полупьяный мужичок», на мой взгляд, здесь вполне уместен.
      Я посмотрел всю беседу от начала и до конца, так что подискутировать можно было со множеством Ваших тезисов. И уж очевидно, что исполнению талантливейшим Раязом Фасиховым песни «Ашхабад» в интерпретации Вадима Эйленкрига судьба Равеля и Стравинского, мягко говоря, не грозит.
      Вы сказали, что ваши знакомые музыканты ждут и не дождутся проекта. Мои знакомые музыканты, в том числе, работающие в татарской эстраде, говорят совершенно о другом. Они задаются вопросами, разными. Почему, вместо траты огромных денег на приглашенных постановщиков и аранжировщиков, нельзя поддержать местные таланты? Почему организаторы фестиваля ведут себя так, как-будто пришли на выжженное поле, где ничего до них не было? Где был минкульт, когда «Казан егетлере» еще 15 лет назад пытались менять татарскую эстраду, вспомните их «Тала тала»? Что сделали наши культурные власти, чтобы Зуля Камалова выступала не в «Соли» для сотни человек, а была лицом татарской популярной музыки? Что государство сделало, чтобы поддержать группу «Алканат», которая в итоге распалась? Как вы помогли Мубаю, о котором во времена «Сотворения мира» ведущие московские музыкальные журналисты говорили, что этот продукт может быть востребован на лучших мировых фестивалях world music.
      Вот, когда ответственные работники минкульта смогут отвечать на эти и другие вопросы публично, а не отведя журналиста в уголок или за чашкой чая, вот тогда мы поговорим и о профессионализме, и о прочих вещах.
      Еще раз спасибо за обратную связь. С уважением и надеждой на сотрудничество!

      • Анонимно
        2.11.2016 09:40

        Айрат, прочитал в Вашем ответе Камаловой переживания всей думающей татарской молодежи (Мубай, З.Камалова, Алканат: всё в точку!).
        Позиция Минкульта и ТГАТОиБ де-юре: татарам нужны профессионалы из Москвы, чтобы научиться петь.
        Позиция де-факто: с приезжими проще договориться о завышенных гонорарах.

        • Анонимно
          2.11.2016 11:18

          э бу замминистра сузен бераз уйлап сойлэсэ иде ...

        • Анонимно
          2.11.2016 23:48

          Вы правы это растранжирование гос денег ! Надо заниматься преподавателями муз училища и консерватории! А институт бескультурны вообще закрыть или переминовать... ДБД

      • Анонимно
        2.11.2016 11:01

        Можно добавить Yummy music Band "очень интересные ребята. Вы абсолютно правы , Айрат. Может когда - нибудь мы услышим Ширин - https://vk.com/club41615515 . Слышал, что уехала в Америку, а жаль.

    • М.К.
      2.11.2016 11:06

      Принято!
      Прошу простить за бестактность, допущенную мной ранее.
      С искренним уважением, М.К.

  • Анонимно
    1.11.2016 22:12

    Являюсь большим поклонником западной музыки. Так уж повелось, что с детства слушал классиков , в юности - поп-музыку, перешёл позже к року и т.д. Сегодня вкусы, чрезвычайно разнообразны. Без музыки не мыслю своё существование. Так вот. Сегодня, когда идёт дискуссия о конкуренции, а, если быть вернее, о вливании в мировую музыкальную культуру, вспомнил, что в далёком детстве, интерес к западной музыке проснулся, именно благодаря татарской мелодике. Обладая идеальным слухом, я ещё тогда улавливал сходство в гармонии звуков бабушкиного пения ( а она, выступала в театре) с мелодиями западных поп-исполнителей ( тогда и поп-музыка была довольно качественной и интересной. Речь о к.60-х-н.70-х).

    Да, это сложный и очень тонкий процесс! Необходимо избавиться от "накипи", приставшей в последние десятилетия, к действительно такому уникальному явлению, как татарская музыка и культура, в общем. От "массовости", выраженной в местечковом неуклюжем подражании не самым лучшим образцам мировой, а, чаще всего, российской эстрады

  • Анонимно
    1.11.2016 23:20

    Вот я смотрю на русскую эстраду и недоумеваю,поют отстойно и все аплодируют,как будто солдаты сидят и выполняют приказ"аплодировать"уже смотреть нечего,фильмы низкосортные,играют плохо,поют не поют а воют,и никто не критикуют.Раньше хоть были песни народов СССР ,как то разнообразнее и качественнее,возми например молдавян,грузин,осетин,дали,башкиры,татары,а сейчас что?!!
    20 безударных каналов,смотреть нечего,хоть бы немного народов России показали бы,а то одни сваты и рыбалки ,одним словом алкаши, и ничегкроме ,Смотрю иногда канал пятницу и все,а говорят рейтинг,смотрят наверно тоже алкаши

    • Анонимно
      2.11.2016 08:24

      А вы не смотрите. Я уже лет 20 не смотрю.

    • Анонимно
      2.11.2016 23:24

      Музыка, фильмы и т.д. - это такие вещи, что каждый в них видит что-то свое. Этим искусство и интересно. У вас там отражение алкогольной темы. У нас семья непьющая так как-то удается и фильмы интересные смотреть, и музыку под настроение подобрать ;)

  • Анонимно
    1.11.2016 23:21

    послушайте Mubai. гитара и голос.

  • Анонимно
    2.11.2016 00:00

    20.49. - а вы уверены, что татарская музыка должна обязательно конкурировать с западной? По мне- так западная музыка- это западная, а татарская- это татарская! Деньги лучше тратить на бесплатное музыкальное образование детей, а не на показуху.

  • Анонимно
    2.11.2016 01:21

    Республике нужно провести ревизию состояния музыкального, в первую очередь, татарского музыкального образования. Что там вообще происходит? Учатся ли дети игре на скрипке на национальные мотивы, обучаются ли духовым и струнным инструментам и мн.др. вопросы. Кто пишет музыку на национальные темы? Где все это исполняется? Есть ли общая площадка для исполнителей. Может на каком-то телеканале на постоянной основе показывать достижения молодых и не молодых татарских исполнителей. Кто-то из руководства республики должен неформально курировать вопрос. У нас вообще руководители какие-то скромные и не не спешат отметиться на острых вопросах, кроме, конечно, нефтехимии.

  • Анонимно
    2.11.2016 01:31

    00-00. я не о том. Я о просто высокой планке исполнительского мастерства. Оно, как говорится, и в Африке, исполнительское мастерство. Татарская музыка должна идти по своей национальной тематике, но не упуская использования современных достижений в поиске звучания, подачи и содержания. Любая аудитория в любой стране, каким-то загадочным способом чувствует вещи высокого порядка. Потому что музыка - это одна из сторон Бога, а Бог есть частично у каждого в душе. Публику не проведешь, было бы с чем сравнивать. Состояние современной российской эстрады иным словом как глубокое убожество и не назовешь. Полное грехопадение. К сожалению, и включая все модные лабутены, стасов михайловых и даже, прости Господи, уже и Гагарину (которая пропела свой талант). Честно пел Агутин, но сменщика не нашлось.

  • Анонимно
    2.11.2016 03:16

    Я надеюсь что татарский народ с честью аыдержит новую напасть

  • Коллега Айрат 08.11!!!
    Вы молодец раз в теме и пытаетесь НАЛАДИТЬ обратную связь!
    Нооооо !!!! вообще Вас не понимаю????
    Зачем Вам, если Вы музыкант, Чиновники и государство???
    Битлс, Роллинг стоунс, Элтон Джон, Крис Норман, Крис Ри или старик Джо Кокер,Салваторе Адамо или многие,многие западные таланты и талантливые ДЖАЗМЕНЫ и БЛЮЗМЕНЫ и проч.таланты
    Разве им нужны были Чиновники или Государство???
    Даааааа!!!! всё таки НАХЛЕБНИЧЕСТВО,СОВЕТСКАЯ сущность, ещё сохранилась и сидит в Вас в молодом, судя по Фото музыканте,если Вы музыкант!!!
    Прекратите НЫТЬ про плохих ЧИНОВНИКОВ!!!
    Я же пишу Вы не читаете всех комментёров ЧТО ЛИ???
    Таланты, они сами появляются ,не по команде ЧИНОВНИКА.
    И если КОЛИЧЕСТВО будет преобладать, то КАЧЕСТВО само собой,
    проявится!!!
    НЕТТТТТТ того количества музыкантов в Татарстане,поэтому нет пока КАЧЕСТВА.
    Смотрите передачу Нежинского по ТНВ и там приглядывайтесь к Талантам они будут, раз есть ТРЭЭЭНД, запрос от ОБЩЕСТВА Татарского!!!
    Так же я согласен с автором под 01.21!!!
    Он наверное как я СОВА, ночью плохо спит и пишет комменты ,про проблемы Татарской эстрады!!!
    Республике и конкретно министру культуры РТ, надо провести ревизию музыкального образования.
    Вот здесь я согласен НУЖЕН чиновник,который должен курировать направления развития НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ РТ!!!
    Выыыыыыы!!! слышите Уважаемый Министр КУЛЬТУРЫ РТ????
    Разберитесь и дайте ИМПУЛЬС вектору развития
    НАЦИОНАЛЬНОЙ Татарской эстрады и народного Татарского фольклёра в МУЗЫКАЛЬНОЙ образовательной СФЕРЕ Татарстана.
    Уважаемый министр РТ вы слышите НАКАЗ?????
    Всем мира,добра,любви,счастья,нежности.
    Аминь.




  • Анонимно
    2.11.2016 10:03

    20-56. Вы точно все отметили. То есть профессиональные музыканты нашей республики знают все гораздо лучше, чем обычные форумчане. Но при нашем госкапитализме и порядке финансирования, ответственным за провал развития татарской эстрадной, да и классической, музыки, надо бы назначить наш Минкульт. Они там вообще чем занимаются? К Сабантую год готовятся? Когда задумываюсь о своих догадках, немного не по себе становится. С другой стороны, а как до революции в Казани успешно развивалась татарская музыка? Высочайший уровень даже сейчас отлично ощущается. Кто тащил вопрос? Татарская интеллигенция? Или как-то иначе двигался вопрос. Ведь Казань была просто музыкальной. Мое предположение: развитие шло в рамках татарских драматических театров, которые, в свою очередь, поддерживали татарские меценаты. Музыкальное сопровождение было же живым. В наше время, все решает финансирование с бюджета. Поэтому за государством основной голос. Надеемся на его компетентность.

  • Анонимно
    2.11.2016 10:39

    В татарских гимназиях можно сделать обязательное бесплатное музыкальное образование, как в странах Прибалтики. Не уроки пения, а программа муз школы. На 1 млн$ можно год можно учить 30000 ребят, если, к примеру, в обычной музыкалке родители платят 2 тыс руб в год. Музыкальное образование- это и в вкус, и культура на всю жизнь. И ещё будущим поколениям эта культура будет передаваться. Если фестиваль на 5 лет планируется,- то эти дети за 5 лет уже, практически, и выучатся.

  • Анонимно
    2.11.2016 11:55

    Ссылку на Yummy music Band прослушал. Звуком ребята владеют. Свеженько. Голоса, ну так себе, можно было бы и помелодичнее изобразить композицию. Но потенциал роста у коллектива явно есть. При большом количестве таких групп, развитие современной эстрады вполне возможно.
    Мубая также прослушал. Скажем так, его манера исполнения не понравилась. Не понял замысла. По З.Камаловой. Стильненько, человек ищет формы. Ну, а там как повезет с вдохновением.

  • Анонимно
    2.11.2016 12:42

    10-39. Насчет открытия бесплатных музыкальных курсов по татарской музыке при татарских гимназиях - идея более чем разумная и реальная. Кто-то из ребят мог бы на пару часов оставаться для занятий музыкой. Обшить звуконепроницаемым материалом пару-тройку классов - не проблема. Минкульт РТ - думайте. Все равно от вопроса развития национальной музыки вам не отвертеться. Рано или поздно вопрос станет еще более острым.

  • Анонимно
    2.11.2016 14:05

    Момент истины приближается и настанет совсем скоро. Воздержусь пока от комментариев.
    Зато чуть выше очень много толковых предложений по реальному музыкальному просвещению с детского возраста. Если бы они воплотились в жизнь - это стало бы прекрасно!

  • Анонимно
    2.11.2016 14:30

    Ребята, послушайте что мы делали в 2004г, группа "ЯРДА", стали лауреатами "ТАТАР ЖЫРЫ"-2004, https://www.realmusic.ru/yarda/music/ ! БАРС РЕКОРДС за нами год бегал, но мы так и не продолжили это все. Песня "САЛЯМ" 3 года на питерском сабантуе праздник открывала, правда без нас)! Если кому-то это показалось интересным, можем восстановить группу, вроде достаточно актуально и на сегодняшний день.

  • Анонимно
    2.11.2016 14:41

    Идеясе бик яхшы. Күптән кирәк иде.Без бит дәүләт тоткан халык, аның һәр гамәле югарыда булырга тиешле. Но Рауфаль Мухаметзяновнең бер эшендә дә татар рухын күргәнем юк. Монысы татарны шаккатырырлык булса иде.

  • Анонимно
    2.11.2016 15:05

    14-30. Все, что живое и может играть на уровне - надо восстанавливать и поддерживать. Советую забросить свое предложение о содействии со стороны государства в МинкульРТ. Можно продублировать в АП РТ. Эти ребята понимают только письменные обращения, т.к. они сохраняются и можно спросить. Устное изложение - это только трата времени. И еще: в принципе, врагов нормальному творчеству, вообще-то, нигде нет. Главное донести понимание, идею и размер бюджета.

  • Анонимно
    2.11.2016 16:12

    Шулай итеп бетэр инде ул татар моны...

  • Анонимно
    2.11.2016 16:21

    Печально, что молодых и талантливых татарских ребят, которые не ждут, кстати, государственного рубля (!) нет на данном проекте (Зуля Камалова, Оскар, Ширин, Мубай, Ильяс Гафаров и др.)
    Есть у нас достойные!
    Надо посмотреть концерт!
    А потом поглядим, как через 5 лет они поднимут татарское песенное искусство!
    Время всех рассудит!

  • Анонимно
    2.11.2016 16:27

    Ну что, дорогие друзья? Обсудили сообща вопрос. Спасибо всем. Будем надеяться на лучшее! Татарская музыка, если что, не из захудалых. Потенциал есть и огромный. И Вам, для поднятия настроения, ссылка Jagao Mere Des Ko - A.R Rahman, Suchi, Blaaze - Coke Studio @ MTV Season 3

  • Анонимно
    2.11.2016 22:29

    Трудно будет ввести новую татарскую музыкальную культуру. ТНВ с Айтугановой так много лет выводили ее из нас.

  • Анонимно
    3.11.2016 06:04

    А мы несколько лет назад пригласили и оплатили поездку группы Алканат в Словакию на слёт шинных дилеров. Сами в частном порядке. Там был Рок-фолк фестиваль. Ребята были приняты на ура. К сожалению ни копейки поддержки от наших чиновников мы не дождались, и очень жаль, что такая талантливая группа распалась. Обратите внимание на зарубежные фестивали- их великое множество. И может быть стоит тратить хоть небольшие деньги на продвижение нашей культуры туда?

  • Анонимно
    5.11.2016 10:24

    Первый заместитель министра культуры, видимо, часто видит на сцене "ПОДВЫПИВШЕГО МУЖИЧКА С ГАРМОШКОЙ", не зная при этом имен великих и выдающихся татарских гармонистов Файзуллы Туишева, Рамиля Курамшина, Рустема Валеева, Кирама Сатиева, Рената Валеева, Абузяра Файзуллина, Ганса Сайфуллина, Илфирата Гиззатуллина, Айдара Гайнуллина и многих других. Так какие же концерты она посещает? Наверное, часто бывает в деревенских банях с подвыпившими мужиками...

  • Анонимно
    6.11.2016 10:15

    Я,конечно,книгу не читал, но осуждаю!!!! Сходите на концерт вначале.Проект шикарный!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль