Культура 
8.03.2020

«Египетская сила» Рауфаля Мухаметзянова: европейские гонорары и провинциальное мышление

На что театр им. Джалиля потратит новые сотни миллионов рублей, щедро пришедшие из республиканского бюджета

Почти 350 млн рублей грантовой поддержки от президента РТ получат сразу 8 культурных учреждений республики, соответствующий указ подписал Рустам Минниханов накануне мартовских праздников. При этом очевидно, что львиная доля этой суммы по традиции отправится в Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, который не радует публику ни премьерами, ни количеством спектаклей, зато щедро одаривает не столь именитых заезжих певцов и пожилых усталых гениев. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

Весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей Весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕЩЕ 200 МЛН ТЕАТРУ, КОТОРЫЙ АРЕНДУЮТ «ХОР ТУРЕЦКОГО» И ГАЛКИН

Последний рабочий день перед длинными мартовскими выходными принес весть о том, что президент Татарстана Рустам Минниханов подписал традиционный ежегодный указ «О предоставлении грантов в области культуры, искусства и кинематографии», по которому сразу 8 учреждений культуры получат в общей сложности 339 млн рублей, специальная строка на этот счет есть в республиканском бюджете. В министерстве культуры «БИЗНЕС Online» сообщили, что конкретные цифры по распределению средств между организациями будут известны, когда выйдет соответствующее постановление кабмина РТ. Впрочем, особого секрета здесь нет. Общая сумма гранта идентична прошлогоднему, соответственно, с большой долей вероятности, учреждения-счастливчики получат те же деньги, что и в 2019-м. Таким образом, весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей.

Можно было предположить, что, вдохновленные новыми финансовыми вложениями, руководители самого богатого театра Татарстана бросятся в праздники радовать публику достижениями в области оперы и балета. Но что же мы видим в афише казанской оперы: 7 марта — «Хор Турецкого», 8 марта — Александр Малинин, 9 марта — Максим Галкин. То есть организация, чей годовой бюджет оценивается примерно в полмиллиарда рублей, без всякого стеснения работает как обычная прокатная площадка, зарабатывающая на сдаче в аренду своего зала с красивой люстрой.

Но не все так плохо: далее до конца марта все-таки 10 балетных спектаклей зрителям покажут — впрочем, в масштабах репертуарного театра цифра эта не очень большая. Тем временем оперный коллектив продолжает очередное покорение голландского захолустья, на этот раз в европейскую провинцию на очередные 30 спектаклей повезли ветхую постановку «Искателей жемчуга» Бизе. К примеру, 8 марта Staatsopera van Tatarstan выступает в городке Схидам (75 тыс. жителей), завтра у артистов единственный выходной за неделю, а 10 марта наши отправятся покорять пригород Амстердама под названием Пюрмеренд (78 тыс.).

Интересно, что в этих условиях единственным, кто встал на защиту казанских операманов в праздничные дни, оказался Александр Сладковский. Сегодня в ГБКЗ дают концертную версию «Летучего голландца», опера Вагнера в столице Татарстана — это эксклюзивное событие. Жаль, что не добрался до встречи с ГСО РТ знаменитый вагнеровский бас-баритон из Мариинки Евгений Никитин, он срочно уехал в Метрополитен-опера, где сейчас как раз дают «Летучего голландца», а исполнитель заглавной партии Брин Терфель выбыл из проекта по состоянию здоровья. В итоге в Казани Никитина заменил опытный немец Альберт Домен. Впрочем, и без этого в ГБКЗ будет кого послушать, например звезду «Стасика» Наталью Мурадымову в партии Сенты.

Но вернемся в театр им. Джалиля, которому перепали очередные две сотни миллионов рублей от президента РТ. Кстати, любопытно, как они потратили прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Впрочем, может, эти новые деньги помогут решить другие проблемы организации? Удивительно, но театр с полумиллиардным бюджетом по-прежнему не продает билеты на спектакли через свой сайт, официальные же аккаунты в соцсетях («Инстаграм» и «ВКонтакте») не обновлялись больше месяца. А новостей на сайте театра, датированных 2020 годом, можно найти ровно одну — о начале Шаляпинского фестиваля.

Любопытно, как они потратили прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Любопытно, как ТАГТОиБ потратил прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОНОРАРЫ СРЕДНИМ ПЕВЦАМ

Между тем сам Шаляпинский фестиваль – 2020 по своей малособытийности превзошел, кажется, все предыдущие. В прошлом году скуку развеяли скандал с тенором Хачатуром Бадаляном, а также явление на гала-концерте звезды «эпохи бароккобесия» Юлии Лежневой. Сейчас же не было ни премьер, ни гала-концерта, даже традиционного «Бориса Годунова», которого показывают всегда 13 февраля — в день рождения Федора Шаляпина, — умудрились представить публике на день раньше, естественно, не объяснив причин. Не доехали до Казани и оба итальянских певца, заявленных изначально в программе, правда, отсутствие Памелы Борри, которая должна была петь Леонору в «Трубадуре», скорее спасло фестиваль от позора, поскольку об этой артистке нам практически ничего не рассказывает даже интернет. Но, заметим, театр им. Джалиля любит козырять международностью Шаляпин-феста, и пусть США представляет артист Михаил Светлов, а Германию — Борис Стаценко, причем последний, по словам знакомых столичных критиков, живет в московских Кузьминках.

В общем, в этих условиях едва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку.

При этом нужно сказать, что певцы довольно охотно приезжают в Казань. И по одной простой причине — здесь хорошо платят! А по признанию одного из артистов, даже удивительно, что при европейских гонорарах в театре нет никаких признаков жизни в виде ярких постановок, будоражащих культурную общественность. «Повторяю, если все прекрасно, это надоедает. Надо, чтобы было по-всякому, чтобы было о чем говорить. Пусть зрители приходят на спектакль, где получают наслаждение, но должны быть и такие спектакли, на которые бы они бы приходили и задумывались — что же хотел сказать режиссер? Да, бывает не всегда понятно, но начинаешь думать — и каждый открывает для себя что-то интересное, может быть, видит себя со стороны, сочувствует человеку на сцене. И тогда зритель выйдет из театра и будет так же сопереживать кому-то в реальной жизни или начнет открывать в себе какие-то новые грани», — рассказывал в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» знаменитый российский бас Ильдар Абдразаков.

Возвращаясь же к гонорарам, отметим, что 2016 году мы уже исследовали, как в театре им. Джалиля тратят свой впечатляющий по меркам российского регионального театра бюджет. Но и по итогам Шаляпинского фестиваля – 2020 есть несколько любопытных цифр. Например, египетский тенор Рагаа Эльдин, в основном поющий в маленьких итальянских театрах, за участие в концертной версии «Богемы», где он пел Рудольфа, получил 498 тыс. рублей (6,4 тыс. евро). А баритон из Азербайджана Эвез Абдулла, чьи лучшие времена уже позади (нынче больше всего ангажементов певец получает в скромном немецком театре в Маннгейме), за графа Ди Луна в «Трубадуре» заработал 484 тыс. (6,3 тыс. евро).

Понятно, что полмиллиона рублей за одной выступление — это очень много по меркам российского обывателя. Но как оценивать эти суммы с позиции того, сколько получают хорошие оперные певцы? Один из таких артистов с хорошей европейской карьерой рассказал «БИЗНЕС Online», что в Старом Свете гонорары в серьезных театрах за ведущие партии начинаются примерно с 7 тыс. евро за один спектакль. Строго говоря, это больше, чем получили Эльдин или Абдулла в Казани. Однако есть важное но! Из европейского гонорара артиста еще нужно вычесть налоги и агентские, а это может быть больше половины суммы. Так что, вспоминая низкий подоходный налог в РФ, мы понимаем, что в Казани действительно платят серьезные деньги отнюдь не самым известным артистам. Того же египтянина Эльдина здесь пытались представить чуть ли не восходящей звездой мировой оперы, но даже у «Инстаграма» певца меньше 800 подписчиков — о какой звездности здесь можно говорить...

Едва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку Едва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку Фото: «БИЗНЕС Online»

БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА ЗАПЛАТИТ ЗА ТВОРЕНИЕ УСТАЛОГО ГЕНИЯ

Тишь да гладь в казанском оперном болотце, которым уже 39 лет (!), с 1981 года, командует «заслуженный Водяной», директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, особенно контрастировала с яркими внутрироссийскими новостями, которые также пришлись на февраль.

Во-первых, в Большом театре прошла долгожданная премьера «Садко» в постановке выдающегося режиссера Дмитрия Чернякова, который 9 лет не ставил в России. Это было и культурное, и светское событие в масштабах страны. А музыкальные и театральные критики по-прежнему не перестают спорить об увиденном и об интерпретации Черняковым еще одной оперы Римского-Корсакова. Во-вторых, Пермская опера, недавно лишившаяся Теодора Курентзиса, объявила о планах на два ближайшие года, удивившие многих. Здесь и «Кармен», которую поставит Константин Богомолов, и возвращение в Россию еще одного именитого постановщика Василия Бархатова, и еще много чего… Конечно, Большой театр — совсем другой уровень финансирования и другие амбиции, но Пермь — такой же региональный театр, как и Казань, его содержат местные власти…

Впрочем, одна премьера, и совсем скоро, в театре им. Джалиля все же состоится. И она очень характеризует прежде всего состояние умов руководства казанской оперы. 12 и 13 апреля здесь покажут спектакль «И воссияет вечный свет», который на «Реквием» Моцарта ставит Владимир Васильев, а место в нем найдется как балетным артистам, так и оперным певцам. Но прежде всего место для личного PR директора Мухаметзянова.

Васильев, которому скоро стукнет 80 лет, выдающийся танцовщик, его дуэт с Екатериной Максимовой вошел в историю мирового балета. А вот главное достижение Васильева-хореографа — балет «Анюта» — начал свою жизнь еще в середине 1980-х. При этом заслуги этого артиста в российской культуре таковы, что государство, по сути, пожизненно обязано оплачивать создание новых проектов. Но почему в качестве государства должен выступать бюджет Республики Татарстан?

Пять лет назад Васильев уже реализовал подобный проект в Казани — спектакль «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор Баха. Там были и балет, и опера, и дети-ангелочки, и много высокой духовности. Дорогостоящую постановку не показали в  театре им. Джалиля даже 10 (!) раз, зато представили в день 75-летия знаменитого артиста в его родном Большом театре. А во всех новостных выпусках федеральных каналов, посвященных круглой дате Васильева, засветился директор Мухаметзянов. Интересна была реакция одного балетного московского критика, который посмотрел «Даруй нам мир» по трансляции на канале «Культура»: «По пятибалльной шкале это даже не два». Ваш корреспондент в ответ спросил: «А вы могли бы у нас про это написать?» — «Нет, ведь Васильева все обожают в балетном мире».

Судя по всему, на этот раз мы получим ремейк истории пятилетней давности. Опять получится высокодуховный и малоинтересный спектакль усталого гения, на 80-летие Васильева его покажут в Большом театре и на «Культуре», директор Мухаметзянов засветится в телевизоре, а через пару лет эту постановку тихо спишут за ненадобностью. За декорации театр им. Джалиля уже заплатил 10,4 млн рублей, гонорар самого Васильева составит около 4 млн, и только световые декорации стоят 1,4 миллиона. Но думает ли кто-то о зрителях?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.03.2020 09:35

Почему театр, который не окупает свои поездки и не создаётся сам ничего нового сыпят миллионами??

  • Татарский театр оперы и балета им. Джалиля - давно не татарский. Нецелесообразно финансировать из республиканского бюджета театр, занимающийся просвещением бюргеров европейских городишек.
    Надо или переименовать театр, или же создать на его базе Татарский театр оперы и балета им. Джалиля

    • На пастбище культуры коров священных много.
      Пасутся безмятежно. За ними есть уход.
      И пусть порой мычанье звучит у них убого,
      Они живут, не зная лишений и невзгод.

      На них давно волчата поглядывают косо,
      Особенно на тучных, заевшихся совсем.
      Однако понимают, что без отмашки босса,
      Появится немало потом своих проблем…

    • Анонимно
      8.03.2020 21:05

      Тахиру Давлетшину. Татарский театр оперы и балета им Джалиля должен показывать, в моем понимании, высшие мировые образцы оперы и балета, он должен быть эталоном в этом, должен быть храмом искусства в настоящем смысле. Чтобы каждый желающий казанец, татарстанец мог пойти в этот театр и посмотреть настоящую оперу в первозданном оригинальном виде, увидеть и услышать лучшие мировые оперы на итальянском, английском, немецком языках создателей великих опер. И вторая задача данного театра заключается в том, чтобы в репертуаре всегда была лучшая татарская опера, произведение татарского композитора. Чтобы любители оперы могли сравнить уровни, а также получать моральное национальное удовлетворение от национального произведения. А если татарские оперы превышают мировой уровень, то показывать их все. А остальные мировые оперы показывать для сравнения и удовлетворения своих эстетических и духовных потребностей всем категориям зрителей.
      Сам я никогда не смотрел и уже не посмотрю вживую оперу или балет. У меня нет в этом потребности (но по телевизору отрывки смотрю и имею некоторое представление) , мне достаточно книги , чтобы перед моими глазами разворачивались грандиозные сцены и фантазии. Но я понимаю, что достигнутый мировой уровень искусства надо поддерживать и развивать для наших детей, внуков, пра, пра и пра.
      Лично я горжусь национальным татарским театром оперы и балета. В его репертуаре есть несколько татарских опер и балетов. Этот театр посетил Сам Рудольф Нуриев и дал свое благословление. А это уже высшая печать.

      • Анонимно
        8.03.2020 21:19

        21:05
        Прекрасные теоретические представления у человека кто-кому-чего должен.

        Совсем другое имеем в действительности. Всё гораздо хуже и прозаичнее - НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.

        Кроме обязанностей перед голландскими провинциальными зрителями - им мы должны устраивать праздники уже много лет назад и вперед. Пока ИМ не надоест.

      • Вот это чудо-комментарий. "Сам я никогда не смотрел и уже не посмотрю вживую оперу или балет..."

        То есть, человек абсолютно далек от предмета разговора, вообще ничего не знает, как и чем живет конкретная организация... И это не мешает ему иметь свое мнение и строчить огромные комментарии. Видите ли Рудольф Нуриев тут был 25 лет назад. И большинство комментаторов тут именно такие.

        • Анонимно
          8.03.2020 22:01

          Айрату Нигматуллину. Вы начинаете цепляться за любую "наживку", лишь бы "утолить свой голод". Даже красную краску зажали.
          Если я не был в театре оперы и балета, это еще не значит, что я понимаю меньше Вас. У Вас искаженная система координат, и Ваше понимание ничтожно.

      • Анонимно
        9.03.2020 08:56

        Высокопарные благоглупости о том чего нет и в помине. И почему Сам Нуриев, а не Сам Шаляпин?

        • Анонимно
          9.03.2020 13:51

          Рудольф Нуриев неизвестным вырвался из СССР и заставил весь мир склониться в почтении перед своим талантом.

    • Анонимно
      9.03.2020 09:08

      Татарский или не татарский неважно. Важно что в театре застой - так всегда бывает, когда очень долго на одном месте один и тот же человек.

  • Анонимно
    8.03.2020 09:31

    А говорят, что на культуру денег нет...
    Тут сотни миллионов сливают...

  • Анонимно
    8.03.2020 09:35

    Почему театр, который не окупает свои поездки и не создаётся сам ничего нового сыпят миллионами??

    • Анонимно
      8.03.2020 13:02

      Обналичивают просто.

    • Анонимно
      8.03.2020 14:34

      А почему на ваше кино не производящее ничего смотрибельного выделяются миллиарды?
      Гора, рождающая раз в десять лет более или менее живую мышь.

  • Анонимно
    8.03.2020 09:47

    Конечно же, проще переименовать театр.

    Посмотрите на афишу театра на сайте kassir.ru - практически на все спектакли за два месяца до них "Свободных мест нет". Пора и театр сделать имени "Свободный мест нет". И на здании театра как-то укрепить ЭТО название.

  • Анонимно
    8.03.2020 09:51

    Да,даёшь Уразову-вот уровень ,на который вы нас ориентируете! Айрат,угомонитесь,работайте над своим профессионализмом и сохраняйте объектианость!Искренне Ваш доброжелатель!

    • Интересно, когда "угомонитесь" пишет человек, который в полдесятого утра 8 марта пишет сообщения в газету. Вам бы с зеркалом об этом поговорить. Ваш доброжелатель.

      И не вижу ни малейшей связи с Гузель Уразовой. Причем здесь выборы "Женщины года". Мы судим по достижениям, а не по моральным качествам.

      Да, и на концерты Уразовой я не ходил и не пойду, это не мое. А вот в театр Джалиля хожу, правда, уже скорее в прошедшем времени, особенно, когда появилась возможность ездить туда, где действительно есть оперные театры, стоящие внимания.

    • Чем Малинин с Галкиным лучше Уразовой ?

      • Анонимно
        8.03.2020 11:03

        Вам бы лучше не лезть в сферу, где вы ничего не понимаете.

      • Анонимно
        8.03.2020 12:36

        у Малинина, во всяком случае, есть голос. В отличие от Уразовой. Ну и репертуар покачественней. Насчет Галкина - соглашусь, это треш, одного поля ягоды.

  • Анонимно
    8.03.2020 09:53

    К сожалению, нет обкома партии. Там давно вызвали бы на ковёр. Нынешним руководителям от культуры и идеологи - не до Оперного. Да и не понимают, наверное. О времена, о нравы.

    • Анонимно
      8.03.2020 10:32

      Действительно, почему-то ни министерство культуры, ни счетная палата не проявляет интереса к странному применению бюджетных и грантовых денег на протяжении многих лет в ТАГТОБ

      • Не жалко 200 миллионов, если татарский театр ставил бы скажем 200 спектаклей в районах Татарстана и Башкортостана, в регионах компактного проживания татар.
        Зачем финансировать европейские вояжи ?

  • Анонимно
    8.03.2020 10:10

    Большое спасибо редакции БО за возможность ознакомиться с альтернативным мнением. Несомненный авторитет в мире Культуры и искусства А. Нигматуллин порадовал задором и очевидной беспристрастностью. Читаю и радуюсь тому, как объективно и непредвзято излагается мнение. Конечно, есть немного заданности в суждениях. Но все понимают, что это -не заказная статья. Безусловно, можно не соглашаться с мнением автора о том, sun 200 миллионов лучше было отдать Качаловскому театру, или театру «Мастеровые», только потому, что там директора помоложе. А какой другой критерий? И не стОит директору оперного при таких дотациях еще сдавать зал в аренду (тем более хору Турецкого) - безобразие это. Вот через площадь здание Кабинета Министров. Рядом-здание министерства культуры. Иди и выбивай бюджет на содержание и зарплату. Так нет же - зарабатывает. Да и по качеству постановок - тоже безапелляционно. Со ссылкой на неназванного авторитета.... Как говорил другой «авторитет» и по другому поводу: «Вам бы стоило научиться сомневаться». Но это - если не на заказ....

    • Дорогой аноним, если вы живете в мире заказухи, то это ваша личная проблема, не надо с больной головы на здоровую перекладывать.

      И вы, конечно, настоящий эстет раз считаете, что вместо опер и балетов театр надо сдавать в аренду малинину и галкину.

      Да, и про бюджет. Со всеми арендными галкиными оперный театр зарабатывает 80 млн в год, при этом бюджет театра - это порядка 500 млн. То есть, "зарабатывает" - это довольно громко сказано. Он живет на деньги налогоплательщиков, нас с вами.

      • Анонимно
        8.03.2020 12:04

        Да, ув.Айрат ,Вы не объективны!
        Почему статью не начали с итогов проверки счетной палаты и правоохранительных органов?До коле вы будете скрывать на что ушли прошлогодние 273 миллиона,позапрошлогодние 262 миллиона?И как оплачивались "услуги"( слово как звучит?) некоторых приглашенных "знаменитостей"?Артист Мензелинского театра должен знать , почувствовать "Египетскую силу".знакум

  • Анонимно
    8.03.2020 10:10

    Прекрасная статья!!

  • Анонимно
    8.03.2020 10:29

    Кстати о гонорарах, вычеты за гонорары иностранцам значительно превышают 13 %. К примеру, я точно знаю, что один художник,не буду уточнять какой, который работает с Лондонским оперным театром, с Европейскими постановками берет 4тыс Евро.

  • Анонимно
    8.03.2020 11:32

    хотелось бы мнение второй стороны затянувшегося конфликта мнений узнать, но ведь уважаемый Айрат со свойственным ему пылом в изложениях просто стер в пыль любую возможность мнения с другого берега и уважаемый Рауфаль даже в сторону БО не посмотрит, не то чтобы апеллировать. Тут, как говорится, остается только ждать, когда либо ишак помрет, либо падишах

  • Анонимно
    8.03.2020 11:33

    В Республике 45 театров, и не только в городах-много в районах.Может кому интересно будет узнать зарплаты артистов этих театров, которые служа именно служат народу Республики.Получают они в районе 18-30 тысяч.
    Эти 45 театров получат максимум 45 миллионов на всех, а театр оперы и балета 245 миллионов(если судить прошлогоднее распределение!)!И этот театр носит имя Мусы Джалиля,о котором тут знать не знают и знать не хотят.Сужу не только по репертуару, они даже 110 летний юбилей поэта "забыли" и в это время (зима же!) грелись в теплых краях!Зачем нам такой театр?знакум

  • Анонимно
    8.03.2020 11:43

    Театра у нас как такового нет! Он работает вахтовым методом не доя жителей Казани. Одними шабашками занят. Обидно, что в культурном центре России нет оперного театра. Какие гранты, кому?

    • Анонимно
      8.03.2020 11:52

      Кирпич бар, раствор юк, раствор бар кирпич юк, зато бутерброд с икрой!

  • Анонимно
    8.03.2020 11:47

    Шабашка, а не оперный! Стыдно, еще и гранты дали.

  • Анонимно
    8.03.2020 11:54

    Вот интересная ситуация с театром и вокруг него. Непотопляемый руководитель, хоть бы хны на все замечания, публикации... Из года в год одно и то же. Видимо, крыша крепка. А ведь упрёки-то по существу!

    • Анонимно
      8.03.2020 21:44

      Скорее всего знает с кем общаться и с кем надо делится, вместе с театром на халяву свои на Запад выезжают.

  • Анонимно
    8.03.2020 12:22

    Айрат эфенди, хорошо - в Татарстане плохой театр оперы и балеты. А в каком регионе хороший? На кого нам ровняться?

    • Анонимно
      8.03.2020 12:38

      Вам же привели пример - Оперный в Перьми. Статью-то хоть читайте.

    • Анонимно
      8.03.2020 12:50

      12:22
      Уважаемый! Давайте для начала пропустим качественные оценки и посмотрим с количественной стороны - казанский театр дает спектаклей слишком мало для города-миллионника. Большую часть времени сцена простаивает или сдается в аренду.

      Сравнить количественно предлагаю самостоятельно с Новосибирским театром оперы и балета. Стоит только набрать в строке поиска "Новат афиша". Посчитайте самостоятельно количество опер и балетов в Новате хотя бы в марте месяце, или в апреле... И выводы также сделать самостоятельно!

    • 12:22 Ровняться, к сожалению, особо не на кого. Да и надо ли? Мы же в Казани привыкли быть самыми лучшими. Отлично работающего оперного театра в России нет, но есть интересные спектакли в Большом, Стасике, Перми, Ебурге, даже Уфе Но не в Казани.

      Пермь здесь как предмет внятно заявленной репертуарной политики. А у нас ее в принципе нет. Есть только освоение бюджетных средств.

      • Анонимно
        8.03.2020 13:00

        Мы забыли как создавался театр, и из чего состоял репертуар!Может Вам, ув.Айрат, вспомнить и ответить на вопрос, сколько произведений татарской классики мы тут слышим?

        • Анонимно
          8.03.2020 13:47

          13:00
          Так пусть дают народу произведения татарской классики в достаточном количестве!!! Ведь НЕТ этого!

        • Анонимно
          14.03.2020 00:26

          в оперном идут три татарских произведения. всего. Каждый, кажется, 1-2 раза в год.

    • Анонимно
      8.03.2020 18:10

      В Самаре. Во время командировок посещаю, без проблем покупаю билеты. В Казани билеты невозможно купить.

      • Анонимно
        13.03.2020 00:47

        И что ты предлагаешь? Надо расширять зал чтобы вместить всех желающих, а это значит расширять здание, ломать стены. Или строить новый большой по размеру театр!

        • Анонимно
          13.03.2020 09:28

          00:47
          Может, просто давать спектакли КАЖДЫЙ день, да не по одному разу в выходные и праздники, чтобы сцена НЕ ПРОСТАИВАЛА большую часть времени театрального сезона?

          Кстати, чем у нас загружен прекрасный новый зрительный зал имени И. Шакирова? Он полон зрителей? в нем аншлаг за аншлагом? премьера за премьерой? артисты с мировыми именами стоят в очереди, чтобы выступить в этом прекраснейшем зале?

  • Анонимно
    8.03.2020 13:27

    Если нет татарских произведений, то этот театр вообще нужно закрыть.

    • Анонимно
      8.03.2020 13:49

      13:27
      А как насчет зрителей других национальностей, проживающих в РТ? ОПЯТЬ забыли?

      • Анонимно
        8.03.2020 14:20

        нет, нет, что Вы, не забыли!Просто про нас забыли, мы только об этом!

  • Анонимно
    8.03.2020 13:45

    Читать даже не хочется об этом директоре оперного театра!

  • Анонимно
    8.03.2020 13:59

    Уже несколько лет, на страницах БО разными авторами и комментаторами, подниматся тема небольшого количества и фактической недоступности балетов театра для детей в дневное время. Никакой реакции, никаких изменений. Из этого вывод, что местные власти очевидно ничего не хотят менять в деятельности театра. В связи с этим, учитывая новые изменения в Конституции РФ, касающиеся прав детей, нужно обращаться к федералам, особенно в компетентные органы, на предмет проверки финансовых потоков театра и Минкульта РТ нормам федерального законодательства.

  • Анонимно
    8.03.2020 14:18

    Семь тысяч евро за спектакль платят состоявшимся певцам с именем на западе. А тут непонятно кто и невесть за какие заслуги получает такой гонорар в РТ. Да за зур акча можно привезти молодого хорошего тенора у кого в послужном списке как минимум Венская Опера и Цюрих. Откаты неслабые судя по всему...

  • Анонимно
    8.03.2020 15:41

    Сколько лет не могу сводить детей в оперный на балет)
    Билеты видимо надо за год вперед покупать!!!

    Зато сколько крика, что театру рекламы на фасадах НЕ ХВАТАЕТ!!!

    Объясните - зачем ВАМ реклама - раз у ВАС ВСЕ БИЛЕТЫ УЖЕ ПРОДАНЫ???

    • Анонимно
      8.03.2020 20:53

      а это вам не Пятерочка, о билетах позаботиться нужно заранее

      • Анонимно
        8.03.2020 21:33

        На "Лебединое озеро" вообще не реально купить, даже у распространителей постоянно нет.

  • Fandas Safiullin
    8.03.2020 17:06

    Уже более четверти века Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля кочует по европам, как коммерческая, неприкосновенно бесконтрольная кочевая, голландская шабашка. Расходы на содержание – за счет бюджета республики, а кому доходы – "большой-большой секрет".

    Вернуть театр домой и начинать возрождать его соответствующий названию предназначение, будет очень нелегко.
    Очень влиятельные силы заинтересованы в сохранении его кочевого статуса, как театра-шабашки.

    Одна из трудностей: найти человека, кто возьмется за дело – талантливого профессионала, сильного с волевым целеустремленным характером организатора. Например, такого как художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский.
    И его успехи были бы существенно ниже его замечательного таланта и похвальных организаторских способностей, если бы он оркестровому звучанию и пропаганде татарской музыки уделял столько же внимания и услий, сколько российской и мировой классике.
    А главная преграда на пути подбора достойного спасителя и возрождения театра оперы и балета – отсутствие государственного подхода и государственной воли в разрешении этой, не делающей чести республике, проблемы.

    Пока татарской музыкальной культурой рулят шабашники,
    Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля не имеет морального права называться Татарским театром оперы и балета.

    • Анонимно
      8.03.2020 17:50

      Да, представилось, что Сладковский мог бы, образно говоря, и фигурально выражаясь, "схватить за грудки" оперный театр, хорошенько его встряхнуть, стряхнуть пыль, сбить спесь, - и выдать качественный культурный продукт. На достойном уровне, как российском, так и международном. С уважением к имени Джалиля и татарской музыке.

      При всём моём неоднозначном восприятии этого человека)

      • Анонимно
        8.03.2020 18:21

        17:50
        Тогда не будет симфонического оркестра... Не согласна терять оркестр...

        • Анонимно
          8.03.2020 19:40

          Молодежи надо расти, смена найдётся) 17:50

          • Анонимно
            8.03.2020 20:48

            19:40
            Что же местная музыкальная молодежь ДО Сладковского НЕ росла? А теперь вдруг начнет расти?

            • Анонимно
              8.03.2020 22:37

              Что вы со своим Сладковским носитесь, гремит его оркестр невозможно, как захолустный полковой оркестр. Полно молодых и талантливых дирижеров-татар, приглашать надо таких в Казань. Вот и все!

              • Анонимно
                9.03.2020 11:27

                22:37
                У вас ключевое слово в комментарии "приглашать татар"! Этим всё сказано.

                Почему же 10 лет назад пригласили Сладковского, а не татарина?

                Ну ладно! Мы местные ничего не понимаем в симфонической полковой музыке! Но искушенный зарубежный зритель почему ценит казанский симфонический оркестр - тоже за полковой настрой?

                Скорее это ВЫ, уважаемый, ничего не понимаете в музыке или не хотите понимать - самый вероятный вариант!

  • Анонимно
    8.03.2020 17:39

    Чего пристали к театру? Это же синекура для усталых, престарелых, заслуженных... в прошлом...

  • Анонимно
    8.03.2020 20:19

    Нужно начинать не с Оперного театра. А с Минкульта. Пока министерство не начнёт твердо рулить отраслью, пока там не будет разработана и принята общественностью Стратегия развития культуры Татарстана на 10 (а может, и 25 ) лет, до тех пор дельцы и халтурщики на постах главрежей и директоров будут ловить рыбку в мутной водице.

    • Анонимно
      8.03.2020 20:51

      20:19
      Вот тока НЕ НАДО планировать голландские гастроли на 10, а может, и на 25 лет вперед)))
      Но почему-то думаю, что именно с этого и начнут.

  • Анонимно
    8.03.2020 20:31

    Оперный это болото. А артисты, просто ходят на работу. Но одно радует, что дядечке, в пиджаке в клетку, уже не 40, а далеко за. Мне повезло. Я увижу другой театр. Всем долгих лет и с праздником, милые дамы!!!

  • Анонимно
    8.03.2020 21:23

    А отчитывается ли театр по зарубежным шабашкам? Вот интеоесно узнать сколько налогов заплатили государству с этих шабашек.

  • Анонимно
    8.03.2020 21:25

    А Кристине Андреевой зарплату не хотят поднять, лучше егептянам заплатить

  • Анонимно
    8.03.2020 22:16

    А можно за эти деньги создать как-бы запасной состав труппы и оркестра, чтобы часть гастролировала, а остальные давали спектакли здесь постоянно. А то за эти гранты по сути субсидируется голландский зритель, а здесь просто обкатываются увозимые спектакли.

    • Анонимно
      9.03.2020 11:34

      22:16
      Бог с ним с местным театром - пусть катается по гастролям.
      Во Владивостоке есть Приморская сцена Мариинского театра, на которой постоянно идут оперные и балетные спектакли силами питерских артистов.
      Надо и Казани напроситься в какой-нибудь столичный работающий театр - пусть откроют свою постоянную площадку на базе казанского театра оперы и балета.

      Тогда всё будет нормально - местные артисты пусть спокойно и постоянно катаются по гастролям, а приглашенные - дают регулярные спектакли оперы и балета на местной сцене. Всё упирается только в правильное распределение бюджетных финансов.

  • Fandas Safiullin
    8.03.2020 23:05

    Аноним:«Нужно начинать не с Оперного театра. А с Минкульта». 

    К сожалению, наша оперная кочевая шабашка Минкульту не по зубам.
    В 1996 году на Всемирном экономическом форуме ведущих руководителей бизнеса, политических лидеров мира в Давосе (Швейцария), впервые участвовала официальная делегация РФ.
    Культурная программа при закрытии Форума была поручена России. Министерство культуры РФ перепоручило задание Татарстану. Решением правительства Татарстана в Давос отправились народная артистка Татарстана и России Зиля Сунгатуллина из Казани и народный артист РФ Ренат Ибрагимов из Москвы.
    На ту культурную часть, как на дежурное завершающее мероприятие, было отведено всего 35-40 минут.
    Но выступления двух наших артистов превратились в настоящий концерт с продолжительностью три с половиной часа! И имели полный успех! Исполнялись, чередуясь, западные, русские и татарские арии, романсы и песни.

    Когда Зиля Сунгатуллина вернулась в Казань, сойдя из вагона поезда поезда «Татарстан», узнала от встречающих её коллег новость о приказе директора театра оперы и балета на доске объявлений театра — О СТРОГОМ ВЫГОВОРЕ Зиле Сунгатуллиной — за ПРОГУЛ! С лишением премии.
    На очередных сессиях Госсовета РТ, уже не помню — на которых и сколько раз, я с Туфаном Миннулиным и Разилем Валеевым требовали у руководства республики покончить с позорным произволом со стороны руководства театра. Даже добились включения в повестку дня вопроса о нездоровой обстановке в театре.
    Но ничего не не изменилось!
    Не осталось без внимания и мое депутатское предложение о награждении Зилю Сунгатуллину и Рината Ибрагимова Почетной грамотой Республики Татарстан (в то время высшая награда республики) за успех в Давосе.

    А ещё раньше, 22 марта 1993 года я получил и зачитал на 15-й сессии Верховного Совета Татарстана письменное обращение солистов театра оперы — вот такого содержания (сокращенно):

    «Народным депутатам Республики Татарстан Фандасу Сафиуллину и другим.
    5-февраля 1993 года в газете «Ватаным Татарстан» было опубликовано открытое письмо ведущих солистов оперы к президенту Республики Татарстан, к народным депутатам Татарстана, к премьер-министру. В письме говорилось о крайне критической ситуации в творческой деятельности театра. Наш крик отчаяния не был услышан никем. Все оказались глухонемыми. Меры не приняты».

    Подписи под обращением: Бигичев, Сахабиева, Хайрутдинова, Казанцева, Ишболдин, Фадеичева, Борисенко, Ластовка, Сунгатуллина и другие.
    Оглашение мной этого обращения с трибуны парламента Татарстана тоже осталось не услышанным.
    У меня сохранилась аудио/кассета (с моим названием: «Суд. 15 мая 1996 года») о слушании в Вахитовском районном суде Казани дела по иску народной артистки РФ и Татарии Зили Сунгатуллиной к директору Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Зиля ханым сумела отстоять свою честь и достоинство. Но последовали последствия. Унижения Хайдара Бигичева, например, имели позорное продолжение даже при проведении похоронной церемонии в оперном театре.
     Вот с каких пор всё это идет и неизменно торжествует. А Вы, уважаемый Аноним, прелагаете начинать с Минкульта.

    • Анонимно
      8.03.2020 23:26

      Да, поразительные факты, Фандас абый. Вы только добавили аргументов к тому, что болезнь эта старая - когда речь о Оперном.... Но все равно настаиваю, что нужно в целом менять культурную политику в республике, делать ее более осмысленной. Привлечь профессионалов к разработке. Ориентироваться на лучшие российские и мировые образцы, выстроить приоритеты, в том числе системно развивать высокое национальное искусство. Другого пути нет. Дело не в Рауфале эфенди, этаком Каракасе- Барабасе. Дело - повторюсь - в бессистемности или точнее отсуствиии культурной политики.

      • Анонимно
        9.03.2020 12:03

        В каком из направлений у нас есть как вы говорите "политика" ?

  • Анонимно
    9.03.2020 08:42

    Может быть БО раскроет эту тайну- кто поддерживает дирекцию оперного театра в такой вседозволенности?

  • Анонимно
    9.03.2020 08:56

    Избаловали всех этих учреждений грантами, а те уже работать не хотят для зрителей. И творчества мало, и подход старческий. Айрат прав, молодец. Надо новое дыхание театру Оперы. Эти совковые методы работы уже никому не интересны. От 70 летнего руководителя что ожидать? Он так и будет продолжать...

  • Анонимно
    9.03.2020 12:27

    Правильнее было бы гранты выделить детским театрам. Дети наше будущее! Эти театры готовят зрителей для театра Камала и Оперного театра!!! Пока Единая Россия им кажется вылеляет, но в сравнении с такими суммами, это очень мало. Я знаю одного режиссера, который за малый гонорар,выпускает лучшие спектакли, и получает гран при в театральных фестивалях,за пределами республики. Всегда с победой возвращается. А мин.культ РТ , вообще не видит таких. Так мы сами своих не ценим. Вообще сейчас везде дилетанты. Это идет свыше. Кто наглее и тот везде!

  • Анонимно
    9.03.2020 19:24

    Музыкальный театр надо было делать в Оперном. Одна труппа в шабашке, другая здесь ставит спектакли.Как рас для выпускников консерватории будет место работы. А то разгромили Тинчуринский, оставили без.глав режа. Теперь там тоже шабашка процветает.!

    • Анонимно
      14.03.2020 00:28

      в Тинчуринском - премьеры за премьерой. Причем много удачных теперь. Только что был "Карурман". Репертуарный театр должен работать, в первую очередь, на родной город. А не шляться по заграницам. Надеюсь, вирус их усмирит.

  • Анонимно
    16.03.2020 17:34

    Почему бы Рауфалю Сабировичу не уйти заслуженно на покой? Он действительно сделал много хорошего для театра в начале своей деятельности на посту директора. Какие интересные спектакли шли во время первых фестивалей! Театр находил перспективных певцов, которые ещё не были так известны, а в дальнейшем стали звёздами и стали неподъёмными для провинциального театра. А режиссёры? Чего стоил гениальный Степанюк и тогда ещё «свежий и фонтанирующий» Панджавидзе. Каждый гала-концерт впечатлял незаезженными идеями и добротным составом. В истории всё идёт циклически: подъем, стабильность, спад. Сейчас мы видим «застой» во всем. Ни интересных постановок, ни новых имён. Скучно. Сколько лет мы будем из года в год слушать Агади и Стаценко?( при всем моем уважении к ним). Где та творческая искра, которая зажжет новые имена? Вот почему нельзя вовремя уйти и оставить после себя хорошую память? Нет, как же можно отлипнуть от кормушки и остаться без власти? К сожалению, ни к словам профессиональных музыкантов, ни к мнению меломанов у нас прислушиваться не принято. Будем смотреть и слушать других.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль